Статья на тему: «Организация инклюзивного образования в общеобразовательных школах»
статья
«Образование – право каждого человека, имеющее огромное значение и потенциал. На образовании строятся принципы свободы, демократии и устойчивого развития… нет ничего более важного, никакой другой миссии, кроме образования для всех…»
Кофи Аннан. 1998 г.
В России для детей с инвалидностью или для обучающихся с особыми образовательными потребностями создана и успешно функционирует система специального образования. В этих учреждениях созданы особые условия для занятий с такими детьми, работают врачи, специальные педагоги. Но во многом из-за обособленности специальных/коррекционных образовательных учреждений уже в детстве происходит разделение общества на здоровых и инвалидов, на общеобразовательные и коррекционные классы. В результате обучения таких детей в специальных условиях – конкурентность их на образовательном рынке низкая и тяга к продолжению образования невелика по сравнению с выпускниками обычных общеобразовательных школ. Альтернатива такой системы – совместное обучение ребят с ограничениями физического развития и детей без инвалидности в обычных, общеобразовательных школах (инклюзивное образование). В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Инклюзивное образование – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями. Совместное (инклюзивное) обучение признано всем мировым сообществом как наиболее гуманное и наиболее эффективное. Направление на развитие инклюзивного образования так же становится одним из главных в российской образовательной политике. Положения об инклюзивном образовании закреплены в российских государственных документах (Национальная доктрина образования Российской Федерации до 2025 года, Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года). Инклюзивное образование касается не только детей-инвалидов, но и детей с особенностями здоровья, которым по каким-то причинам не оформлена инвалидность. По статистике в России примерно 4,5% детей имеют инвалидность, а ещё 7-8% - нарушения развития разной тяжести, но без инвалидности. Многие родители не обращаются за оформлением ребёнку инвалидности, несмотря на имеющиеся у него отклонения от норм, так как боятся «поставить клеймо и испортить будущее». Со временем распространение инклюзии поможет побороть постыдный подтекст термина «ребёнок-инвалид». Введение в человеческое сообщество детей с ограниченными возможностями здоровья является основной задачей всей системы коррекционной помощи. Социальная интеграция понимается как конечная цель специального инклюзивного обучения, направленного на включение индивидуума в жизнь общества. Образовательная же интеграция, являясь частью интеграции социальной, рассматривается как процесс воспитания и обучения особых детей совместно с нормально развивающимися. Инклюзивные образовательные учреждения создают идеальные условия для того, чтобы члены сообщества не только лучше понимали вопросы обучения, воспитания, социализации и интеграции детей с особыми образовательными потребностями, но и приобщались к новой системе ценностей и взглядов для лучшего взаимодействия с окружающими, независимо от того, отличаются они или похожи. На сегодняшний день в нашей стране и за рубежом разработаны различные подходы к адаптации процесса обучения к образовательным возможностям учащихся с различными нарушениями психофизического развития. В соответствии с потребностями учащихся может быть модифицирована содержательная и процессуальная сторона обучения. Предполагается, что для каждого ребёнка будет разрабатываться индивидуальная программа обучения и развития в рамках класса. Вариант адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования для обучающегося с ОВЗ определяется на основе рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии, которые сформулированы по результатам его обследования, а в случае наличия инвалидности вариант подбирается с учётом индивидуальной программы реабилитации и мнения родителей или законных представителей. В дальнейшем, если того захотят родители, возможны переходы с одного варианта на другой. То есть, для ребенка с любым диагнозом может быть разработана адаптированная программа, позволяющая ему развиваться в силу своих возможностей в обычной массовой школе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация деятельности педагогического коллектива по управлению качеством образования в общеобразовательной школе
Разработка программы эффективной деятельности педагогического коллектива общеобразовательной школы может стать для образовательного учреждения мощным стимулом активизации его деятель...
Особенности организации инклюзивного образовательного пространства в образовательной организации МБОУ «Шелаболихинская средняя общеобразовательная школа №1»
Проблемы образования детей с ограниченными возможностями сегодня являются одними из самых актуальных в работе всех подразделений Министерства образования и науки РФ, а также системы специа...
статья на тему: "Организация интегрированного обучения детей с задержкой психического развития в условиях общеобразовательного класса массовой школы"
статья на тему: "Организация интегрированного обучения детей с задержкой психического развития в условиях общеобразовательного класса массовой школы"...
Статья. Инклюзивное образование в современной школе.
"Инклюзивное образование в современной школе" (надомное обучение)...
Разработка программы индивидуального сопровождения ребёнка с нарушением слуха в условиях перехода к инклюзивному образованию в общеобразовательной сельской школе
азработка программы индивидуального сопровождения ребёнка с нарушением слуха в условиях перехода к инклюзивному образованию в общеобразовательной сельской школе по программе повышения квалификац...
Статья "Современные модели организации инклюзивного образования детей-инвалидов"
Инклюзивное образование способствует не только качеству учебной подготовки, но и накоплению социального опыта, социальной компетентности, умения управлять жизненными обстоятельствами.Российска...
Статья на тему "Особенности преподавания аэробики в общеобразовательных школах"
В статье рассматриваются основные подходы к организации занятий по аэробике в рамках реализации общеразвивающих программ в системе дополнительного образования школы....