Будующая профессия
план-конспект занятия (9 класс)
Предварительный просмотр:
ПЕРВЫЙ УРОК 1 СЕНТЯБРЯ
«МОЯ БУДУЩАЯ ПРОФЕССИЯ» 2019Г.
9 класс
ЦЕЛИ: способствовать формированию представления о будущей профессии;
способствовать осознанию правильности выбранной профессии;
способствовать развитию познавательного интереса к профессиям;
способствовать формированию знаний и умений объективно осуществлять самоанализ уровня развития своих профессионально важных качеств и соотносить их с требованиями профессий, сфер трудовой деятельности к человеку.
ТИП УРОКА: диспут с элементами викторины.
ФОРМЫ РАБОТЫ: коллективная, групповая.
ХОД УРОКА
Вступление.
Все ближе и ближе тот момент, когда за спиной останутся беззаботные школьные годы и жизнь поставит нас всех перед первым серьезным выбором. Каким будет наш дальнейший путь? Как найти свое место в жизни? Какую профессию выбрать? Уже сейчас мы задумываться над этими вопросами, и сделать выбор действительно не просто.
В наше время так много интересных и нужных профессий! Все больше высших учебных заведений: институтов, университетов, академий готовят высококвалифицированных специалистов в различных областях знаний. Конечно, каждый должен выбирать профессию, которая соответствует его стремлениям, увлечениям, способностям. Поэтому не случайно 1 сентября первый урок пройдет во всех школах России - «Моя будущая профессия». Через год вы окончите школу, вам нужно будет решать, кем быть, где учиться? Чтобы жить, нужно зарабатывать деньги, а для этого нужно правильно выбрать подходящую профессию, к которой у вас есть склонности, интерес, и старательно учиться.
Скажите, кто может объяснить понятие – ПРОФЕССИЯ? (Это основной род занятий трудовой деятельности) СПЕЦИАЛЬНОСТЬ? (Вид занятий в рамках одной профессии) КВАЛИФИКАЦИЯ? (Степень подготовки к какому-либо виду труда)
Задание 1. «Найди профессии». Подчеркните слова, обозначающие профессии.
Инженер, конструктор, директор, дворник, юрист, помощник юриста, исполняющий обязанности, кассир, завуч, учитель физкультуры, дрессировщик, начальник отдела, учитель, учитель начальных классов, врач, терапевт, главный конструктор, слесарь, курьер, хирург.
· Почему «дворник» и «курьер» — не профессии? (директор, помощник юриста, завуч, начальник отдела, главный конструктор обозначают не профессии, а должности. Учитель начальных классов и учитель физкультуры — это разные специальности одной профессии — учитель. Терапевт и хирург — специальности профессии врача).
Классный руководитель: А теперь мы с вами немножко поиграем в интересный конкурс «Определи профессию». Я предлагаю вам определить, к каким профессиям относятся те группы слов, которые я вам сейчас буду зачитывать.
1. План, город, чертеж, конструкции, строительство, здания, памятники. (Архитектор)
2. Ткань, раскрой, лекало, костюм, ножницы, ателье. (Портной)
3. Верстак, рубанок, станок, древесина, мебель, мастерская. (Cтоляр)
4. Белый халат, больной, поликлиника, диагноз. (Врач)
5. Газета, новости, современность, люди, оперативность, редакция, факты. (Журналист)
6. Земля, природа, поле, теплица, сорта, растения, уход, удобрения, урожай. (Агроном)
7. Платформа, вокзал, рельсы, пневматический кран, вагоны. (Машинист локомотива)
8. Деньги, посетители, клиенты, вклад, сберегательная книжка. (Контролер банка)
9. Театр, зрители, сцена, премьера, аплодисменты, костюм, грим. (Артист)
10. Кирпич, бетон, глазомер, конструкции, свежий воздух, стена, кладка. (Строитель)
11. Ремонт, трубопровод, авария, техническая грамотность. (Слесарь-сантехник)
Классный руководитель: Ребята как вы думаете, что влияет на выбор места работы? (Ответы учащихся, примерные: высокий заработок, любовь к профессии, престижность и отсутствие выбора).
Классный руководитель: Чтобы правильно выбрать профессию, вам необходимо учесть три момента:
- во-первых, каковы ваши интересы и склонности (коротко назовем это вашим «хочу» - это все, что мне нравится, к чему лежит душа);
- во-вторых, каковы ваши профессиональные качества: здоровье, квалификация, способности (это ваше «могу» – это все, что мне по силам, по способностям);
- в-третьих, какие профессии пользуются спросом у работодателей (иначе, говоря каково сегодня «надо» – это все, что нужно для общества, страны).
Условно, эти составляющие факторы можно обозначить как формулу профессий: «хочу», «могу», «надо». Если вы сумеете их совместить, ваш профессиональный выбор будет удачным.
КАКИЕ БЫВАЮТ ПРОФЕССИИ.
По предмету труда можно выделить пять типов профессий. Предметом профессий первого типа являются люди. Поэтому их назвали профессиями типа “человек - человек”. Это: врач, медсестра, воспитатель, учитель, продавец.
Тип “человек – техника” включает в себя профессии, связанные с созданием, монтажом, сборкой и наладкой технических устройств, ремонтом техники. Это: сварщик, инженер, водитель, швея, электромонтер.
Тип “человек – знаковая система” объединяет профессии, связанные с текстами, цифрами, формулами, таблицами, чертежами. Это: переводчик, библиотекарь, программист, бухгалтер.
К типу “ человек – художественный образ” можно отнести профессии, связанные с созданием, проектированием, моделированием различных изделий. Это: художник, журналист, композитор, актер, закройщик.
К типу “ человек - природа” можно отнести профессии, связанные с изучением живой и неживой природы. Это: агрохимик, геолог, лесовод, овощевод, зоотехник, ветеринар.
По характеру труда выделяют два класса профессий:
1) Профессии исполнительного класса связаны с выполнением решений, с работой по заданному образцу. Это: агент, медсестра, продавец, кассир, парикмахер. Профессии этого класса не требуют высшего образования.
2) Профессии творческого класса связаны с анализом, исследованием, испытанием, планированием, разработкой новых образцов, принятием нестандартных решений, требуют высокого уровня умственного развития и, как правило высшего образования.
Это: врач, психолог, учитель, юрист, инженер и т.д.
КАК ОВЛАДЕТЬ ПРОФЕССИЕЙ?
В соответствии с Законом об образовании Р.Ф., образование в нашей стране делится на общее и профессиональное. Общее образование включает три ступени: начальное общее, основное общее и полное общее. Основное общее является обязательным.
Профессиональное образование бывает начальным, средним и высшим. Начальное профессиональное образование дает возможность стать квалифицированным работником практически по любой профессии исполнительного класса. Основной формой получения начального профессионального образования является обучение в профессиональных училищах, лицеях и колледжах.
Среднее профессиональное образование позволяет стать специалистом среднего звена. Его можно получить в техникумах.
Высшее профессиональное образование позволяет стать специалистом по любой профессии творческого класса. Его можно получить в высших учебных заведениях, к которым относятся институты, университеты, академии.
ГДЕ МОЖНО УЗНАТЬ, КАКИЕ ЕСТЬ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ?
Существует довольно много источников информации об учебных заведениях.
1. Справочники для поступающих дают наиболее полную и точную информацию об учебных заведениях. Выходят ежегодно, но только в крупных городах.
2. Телефонные справочники позволяют установить номера телефонов и адреса учебных заведений.
3. Компьютерные программы, интернет.
4. Рекламные объявления в газетах, журналах, буклетах.
5. Центры занятости населения предоставляют информацию об учебных заведениях, осуществляющих преимущественно повышение квалификации и переобучение взрослых людей.
6. Непосредственный визит в учебное заведение позволит вам получить свое собственное впечатление об условиях обучения.
Задание 2. Игра-викторина «В мире профессий» по презентации. Групповая работа.
Учитель – Скажите, много ли вы знаете профессий? Давайте с вами познакомимся с некоторыми в викторине, и вы ваш круг знакомств с профессиями расширится.
- Как называют рабочего, добывающего полезные ископаемые в шахте?
- Геолог
- Шахтер
- Исследователь
- Специалист этой профессии следит за соблюдением правил дорожного движения. Назовите профессию.
- Инспектор ГИБДД
- Полицейский
- Регулировщик
- Как называют учёного, изучающего ископаемые остатки вымерших организмов: животных, растений, бактерий и т.д.?
- Палеонтолог
- Археолог
- Искусствовед
- Назовите специалиста, который отвечает за состояние и охрану лесов?
- Лесничий
- Пожарный
- Спасатель лесов
- Как называют специалиста по воспитанию и разведению собак?
- Фелинолог
- Кинолог
- Собачий психолог
- Какой специалист может составить бумажную или электронную карту?
- Картограф
- Этнограф
- Инженер-геолог
- Назовите врача, специализирующегося на лечении болезней зубов, челюстей и других органов ротовой полости:
- Окулист
- Хирург
- Стоматолог
- Как называют человека, чьей профессией является управление оркестром?
- Композитор
- Дирижер
- Концертмейстер
- Специалист этой профессии без труда сможет перевести иностранную устную или письменную речь на наш родной язык. Назовите профессию.
- Лингвист
- Журналист
- Переводчик
- Назовите специалиста, который занимается ремонтом и техническим обслуживанием электрооборудования:
- Слесарь
- Технолог
- Электрик
- Как называется специалист, который наблюдает и исследует атмосферные явления?
- Метеоролог
- Географ
- Эколог
- Назовите специалиста, занимающегося разработкой программного обеспечения для всех разновидностей компьютерной техники:
- Программист
- Веб-дизайнер
- Маркетолог
- Как называют актера, который исполняет сложные и опасные трюки при съемках фильма?
- Карикатурист
- Каскадер
- Дублер
- Назовите водителя, который управляет грузовым или большегрузным автотранспортом и совершает поездки на дальние расстояния?
- Экспедитор
- Дальнобойщик
- Навигатор
Упражнение №1 «Знаток профессий».
Сейчас нам нужно выбрать «знатока профессии». По кругу каждый называет одну профессию, но делает это быстро, не задумываясь, в течении 3 секунд, если участник не укладывается в это время, то он выбывает из круга. И так пока не останется один победитель.
Задание 3. «Угадай профессию».
Каждому из участников раздается листок с заданием. На котором будет написано невербально изобразить заданию профессию. Он выходит в круг и показывает мимикой, жестами, положением тола ту профессии, которая у него в задании.
Перечень профессий:
Политик
Швея
Психолог
Модель, манекенщица
Плотник
Учитель
Строитель
Продавец
Военный
Визажист
Лётчик
Врач
Штукатур-моляр
Уборщица
Повар
Музыкант
Танцовщица
Ювелир
Пожарный
Журналист
Актёр
Библиотекарь
Адвокат
Бродяга
Воспитатель в детском саде
Домохозяйка
Официант
Переводчик
Программист
Ди-джей
Телеведущий
Секретарь референт
Спортсмен-профессионал
Стюардесса
Экскурсовод
Фотокорреспондент
Профессии даются таким образом, чтобы мальчикам достались женские профессии, а девушкам мужски.
Задание 4. «Самая, самая профессия».
«Самые нужные профессии»:
Ответьте мне на вопрос: что будет, если обувные фабрики начнут выпускать тапки, все магазины будут забиты этим товаром? (этот товар очень трудно будет продать, а значит пропадет чей-то труд, деньги, прибыль)
Так же и на рынке труда. Если каких то специалистов выпускают больше, чем нужно, они не могут найти работу, наступает безработица. Профессия, специальность, квалификация – это то, что человек продает на рынке труда. Время от времени одни профессии и специальности становятся очень нужными, востребованными, престижными, другие теряют свои позиции, а третьи вообще уходят в прошлое. Предлагаю вам составить списки таких профессий. Для этого разделите на группы:
- «Модные профессии»
- «Забытые профессии»
- «Профессии, которые всегда нужны»
- «Отважные профессии»
Примерные списки профессий:
Модные профессии: юрист, журналист, топ-модель, автослесарь, нефтяник, эколог, менеджер, программист ит.д.
Забытые профессии: конюх, трубочист, ямщик и т.д.
Профессии, которые всегда нужны: врач, учитель, дворник, строитель, шофер (водитель), парикмахер, милиционер, пекарь, земледелец, животновод, повар, слесарь-водопроводчик и т.д.
Отважные профессии: пожарный, каскадер, моряк-подводник, летчик, космонавт, шахтер, военный, сапер, спасатель и т.д.
Здесь конечно не все профессии. Профессий в мире более 50 000. Выбирая профессию, мы будем ориентироваться не на весь мир, а на тот мир, который нас окружает.
Инструкция: участникам даётся задание, что сейчас я буду зачитывать некоторые необычные характеристики профессий. Вы должны назвать те профессии, которые соответствуют данной характеристики.
Перечень характеристик.
Самая денежная профессия
Самая сладкая профессия
Самая зелёная профессия
Самая ароматная профессия
Самая кислая профессия
Самая холодная профессия
Самая слезливая профессия
Самая опасная профессия
Самая красивая профессия
Самая серьёзная профессия
Самая боевая профессия
Самая скрипучая профессия
Самая мелодичная профессия
Самая колючая профессия
Самая горячая профессия
Самая гуманная профессия
Самая мокрая профессия
Самая творческая профессия
Самая раздражительная профессия
Самая светлая профессия
Самая детская профессия
Самая молчаливая профессия
Самая смешная профессия
Задание5. «Я и моя профессия.
Инструкция: Сейчас вы должны изобразить на листке бумаги свою будущую профессию и своё место в ней. На выполнение задания 7 минут. Никому не показывайте свой рисунок.
Затем участники сдают листочки и ведущий перемешивает их, показывает по отдельности каждый из рисунков и идёт обсуждение.
Вопросы для обсуждения:
- Какая профессия изображена на рисунке?
- Кто из участников мог нарисовать этот рисунок?
- Так ли это? (вопрос к автору)
Классный руководитель: При решении выбора своей профессии, необходимо пользоваться следующими правилами:
1 правило: Познай и изучи себя (здоровье; интересы и склонности; способности, знания и умения).
2 правило: Узнай все о профессии: (предмет, цель и условия труда; пути получения профессии; медицинские противопоказания; требования профессии к личности (профессионально важные качества); актуальность выбранной профессии на рынке труда и перспективы ее развития).
Классный руководитель: Окончательное решение о выборе профессии каждый человек принимает самостоятельно. Давайте посмотрим наиболее типичные ошибки выбора профессии:
1.Следование чужим советам, выбор за компанию;
2. Выбор близлежащего учебного заведения или внешне привлекательной, престижной профессии;
3.Отсутствие существенной информации о профессии или специальности,
4. Незнание своих личных особенностей и особенностей характера и т. п.
РЕФЛЕКСИЯ. Заключительное слово учителя:
И в заключении хочется вспомнить слова Томаса Карлейля: “ Самый несчастный из людей тот, для которого в мире не оказалось работы”.
Иными словами, ваша задача заключается в том, чтобы найти профессию которая:
интересна и привлекательна для вас;
соответствует вашим способностям;
пользуется спросом на рынке труда.
Итак, вы получили информацию о мире профессий. Многим стоит задуматься, как лучше использовать особенности своего характера, свои способности при выборе профессии. Самое главное, следует помнить, что окончательный выбор только за вами, ибо, выбирая профессию, вы выбираете судьбу. Профессия должна приносить удовольствие (положительные эмоции вам) и обеспечивать максимальную реализацию ваших возможностей (пользу обществу).
Закончить наше занятие, мне хотелось бы цитатой Ро́берта Де Ни́ро : «В том, что касается будущего, я повторяю одно: за что бы вы ни взялись, главное — будьте преданны своему делу до конца. Не обязательно достигать какого-то звездного успеха, но быть честным перед самим собой в выбранной профессии — обязательно».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Праздник "Будем знакомы, будем дружить"
1. Орг.момент; 2.Ознакомительная беседа; 3. Инструктаж; 4. Игры на знакомство; 5. Экскурсия по ДДТ; 6. Подведение итогов....
Будем знакомы, будем друзьями!
Будем знакомы, будем друзьями!Цель: знакомство детей, родителей, классного руководителя с новым коллективом. Установление благоприятного психологического микроклимата в классе....
Будем знакомы и будем здоровы!
Первый классный час в 5 классе должен быть позитивным, незабываемым, интересным и необычным. Думаю, если учителя проведут такой классный час, он будет помниться детям....
Программа развития позитивного самоотношения у старших подростков "Будь собой! Будь лучшим!"
Подростковый возраст относится к критическому периоду развития личности. Остро протекающий перелом психического развития обусловливает его исключительную сложность и противоречивость. Наиболее важным ...
Выступление к мероприятию "Будем знакомы! Будем дружить!"
Выступление обучающихся объединения "Малая Родина "к мероприятию "Будем знакомы! Будем дружить!"...
«Что я буду разрешать своим детям, когда буду взрослым»
Учитель: Здравствуйте, ребята! За окном морозная зима, но она становится чуточку теплее ,когда мы вспоминаем о празднике , который любят все дети и взрослые. О каком празднике идет речь?Дети: Новый го...
Роль социального педагога в подготовке ребят к освоению профессий будующего
Роль социального педагога в подготовке ребят к освоению профессий будующего...