статья -исследование о повышении читательской компетенции школьников
статья

Харитонова Ольга Анатольевна

работа представляет собой исследование конкретной группы учащихся на предмет уровня их читательской компетенции. а также пути повышения этого уровня

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_chitatelskoy_gramotnosti.docx21.48 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование читательской грамотности.

Способы решения проблемы.

«Неграмотным человеком завтрашнего дня

будет не тот, кто не умеет читать,

а тот, кто не научился при этом учиться»

Э.Тоффлер

Проблема формирования читательской компетентности сегодня как никогда актуальна: чтение связано с грамотностью и образованностью, формирует идеалы, обогащает внутренний мир человека. Возрастающий дефицит знаний в обществе во многом обусловлен снижением интереса к чтению взрослого населения и детей. Поэтому одна из главных задач современной школы заключается в том, чтобы вызвать у подрастающего поколения интерес к чтению, создать условия для воспитания компетентного читателя, способного отбирать, понимать, организовывать информацию и успешно ее использовать в личных и общественных целях. Необходимо дать определение понятию «Читательская грамотность»

«Читательская грамотность» — способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.  

У развитого  читателя должны быть сформированы две группы умений:

  1. Умения, целиком основанные на тексте, извлекать из текста информацию и строить на ее основании простейшие суждения.
  2.  Умения, основанные на собственных размышления о прочитанном, интегрировать, интерпретировать и оценивать информацию текста в контексте собственных знаний читателя.

В федеральных образовательных стандартах обязательными для реализации являются междисциплинарные программы:

  • в начальной школе - «Чтение. Работа с текстом»;
  • в основной школе - «Основы смыслового чтения и работа с текстом».

Междисциплинарные - то есть способствующие созданию целостной системы работы по формированию читательской грамотности.

Практика показывает, что эффективность, результативность обучения школьников читательской грамотности зависит от умения самого учителя продумать алгоритм работы с текстом

 Но первоначально очень важно провести диагностику. Данная диагностика позволяет выделить как относительно благополучную группу школьников в отношении приобщения к чтению, так и проблемный контингент, нуждающийся в индивидуальном педагогическом сопровождении. Мы провели диагностику во  4, 5,8 и 9 классах, чтобы увидеть, как относятся к чтению ребята разных возрастов.  Учащимся было предложено ответить утвердительно или отрицательно на несколько вопросов, выразив свое отношение к чтению.

Результаты диагностики:

Отношение к чтению: Дружеское: 8 классы - 75%, 5 классы - 91%, 4 классы 94%, 9 классы 86 %. Безразличное: 9 классы 14%, 4 классы : 6 %, 5 классы - 9%, 8 классы - 25%.

Назвали себя любящими читать : 4 класс- 88%, 5 классы- 83%, 8 классы- 41%, 9 классы- 75%. Не любят читать : 4 класс - 12%, 5 классы 17%, 8 классы- 59%, 9 классы - 25%.

Удовольствием чтение считают: 4 классы 56%, 5 классы 71%, 8 классы - 56%, 9 классы - 50%. Необходимостью : 4 классы - 44%, 5 классы - 29%, 8 классы: 44%, 9 классы: 50%.

Добывают информацию из интернета: 4 классы - 50%, 5 классы 60%, 8 классы - 90%, 9 классы - 71%. Из книг: 4 классы - 50%, 5 классы 40%, 8 классы 10%, 9 классы 29%.

Читают и обсуждают прочитанное с родителями или друзьями : 4 классы- 81%, 5 классы: 27%, 8 классы 20%, 9 классы- 62%.

Ориентируясь на современные требования к процессу обучения, часто возникает вопрос о том, как построить урок так, чтобы каждый ребёнок продвинулся в развитии.

Среди многообразия путей и средств формирования читательской компетентности наиболее значимые - увлеченное преподавание, новизна учебного материала, использование инновационных форм и методов обучения, создание ситуации успеха на уроке. Эти средства находят свою реализацию при внедрении в процесс обучения нетрадиционных методических приемов работы с текстом. Все нам хорошо известны такие приемы работы с текстом как «Чтение с остановками», комментированное чтение, составление кластера, таблицы, опорного конспекта и многие другие. Все эти приемы активно используются учителями на уроках истории, географии, физики, химии и др. Но как быть, когда ребенок не понимает ни смысла отдельного предложения, а тем более целого текста? Что делать, если ученик не может правильно построить предложение, чтобы выразить мысль? Согласитесь, что бывает и так, что ученик смог составить таблицу или кластер по прочитанному тексту, а пересказать его содержание не может. А ведь это тоже результат неумения работать с текстом.   Попробуем рассмотреть некоторые приемы, позволяющие осознано воспринимать прочитанный текст .

  1. Жужжащее чтение. Всем хорошо известно, что мы хорошо воспринимаем текст, когда его слышим. Нам слышны ошибки, допускаемые при чтении, если текст нам непонятен, мы стараемся переспросить или прослушать его еще раз. Этот прием заключается в том, что учащиеся читают текст не про себя, а вполголоса. Так, у них работает не только зрительное восприятие знаков, но и слуховое. Читающий таким образом не только зрительно, но и на слух контролирует то, что читает. Такой прием чтения можно использовать, когда ученику необходимо пересказать или понять достаточно большой отрывок текста.
  2. Прием отработки навыков выразительного чтения. Этот прием нельзя назвать выразительным чтением, так как он не включает всех этапов работы над текстом с точки зрения его идейно-тематической направленности. Учащимся предлагается визуально разбить текст на части согласно знакам препинания и после прочтения этого микроотрывка сделать паузу. Читая таким образом, ученик воспринимает текст не в целом, а отдельными частями, акцентируя внимание на ограниченном отрывке. Такой прием чтения хорошо помогает запомнить детали повествования.

Часто у учащихся возникают проблемы, связанные с письменным воспроизведением прочитанного текста. Ученику сложно правильно изложить прочитанный текст. Здесь поможет такой прием, как

  1. Орфографическое  чтение. Прием заключается в том, чтобы ученик прочитал текст  соответственно правилам орфографии. Лучше всего текст читать вслух. Работая таким образом, ученик получит возможность зрительно и на слух не только запомнить прочитанный отрывок, но и суметь воспроизвести его с орфографической точностью.
  2. Слоговое чтение тоже позволяет лучше  усвоить прочитанный текст. Этот прием заключается в том, что ученик читает текст согласно слоговому делению. При таком чтении ребенок обращает внимание не на текст или предложение в целом, а на каждое слово в отдельности.

Безусловно, многие из этих приемов работы с текстом мы не сможем применять на уроке, но , познакомив с ними учащихся и родителей, чья совместная деятельность прописана в условиях реализации ФГОС ООО, можно добиться осознанного восприятия прочитанного текста.

18 января 2019 года в нашей школе проходила апробация  собеседования по русскому языку. Работали 6 учителей и администрация школы, а также представитель Управления образования. Напряжение было огромным. Мы наблюдали истерики, полуобморочное состояние детей. Почему детям было так страшно? Чтение не является составляющей частью их жизни, в семье не читают. Мы забыли о том, что такое домашнее чтение, чтение в кругу семьи. Беседуя друг с другом, наши ученики  используют ненормативную лексику, слова-паразиты, нормально говорить не умеют. Только огромные усилия учителей заставляют наших детей читать произведения классической литературы, обсуждать поступки героев, анализировать . Но работы только учителей русского языка недостаточно для развития монологической речи учащихся. Ученики умеют писать изложения, сочинения, но это письменная речь. Устное собеседование показало, что составить монологическое высказывание за 1 минуту(10 фраз) очень трудно, этот навык надо вырабатывать на всех уроках без исключения.

«Люди перестают мыслить, когда перестают читать».

Д.Дидро

Если цель школьного обучения - формирование успешности каждого ученика, то формирование читательской грамотности - это основной ресурс в формировании успешного человека, умеющего добывать самостоятельно новые знания и применять их в разнообразной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повышение читательского интереса школьников (слайды)

Слайды к родительскому собранию "Повышение читательского интереса школьников"...

Стратегия работы с информационной карточкой как средство повышения читательской компетенции учащихся.

Данная статья рассказывает об опыте использования стратегии  работы с информационной карточкой при чтении информационных текстов с целью повышения читательской компетентности учащихся. Я коротко ...

Роль гендерного подхода в формировании читательской компетенции школьника

Сложности в обучении и в адаптации ребенка к тому или иному предмету возникают уже на уровне начальной школы, что говорит о необходимости реорганизации учебного процесса для его соответствия характери...

проект "Единое образовательное пространство на уроках литературы как средство повышения читательской компетенции обучающихся"

Проект в рамках инновационных технологий участника конкурса в номинации "Современные образовательные технологии"Сетевой урок внеклассного чтения  в 8 классе  по теме В.Каверин &quo...

«Формирование читательской компетенции школьников: навыки смыслового чтения и работы с текстом»

laquo;Методическая разработка урока по формированию  навыков смыслового чтения и работы с текстами в условиях реализации требований ФГОС»...

Формирование читательской компетенции школьников во внеурочной деятельности

активизация читательской деятельности школьников, воспитание творческого читателя, способного выразить личностноепрочтение художественного произведения в разнообразных видах художественно-творческой д...