Повышение читательского интереса школьников (конспект)
консультация ( класс) по теме

Цыпышева Валентина Викторовна

Родительское собрание

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rod_sobranie_chitat_interes.docx39.09 КБ

Предварительный просмотр:

Повышение читательских интересов школьников

… Привейте человеку вкус к чтению и предоставьте ему

возможность читать, и Вы неизбежно сделаете его счастливым.                

Ни для кого не секрет, что современные школьники  мало читают худ книг или не читают их совсем. Традиционные высказывания педагогов типа: «дети не читают»,

«компьютер совсем вытеснил книгу», «дети читают только Гарри Поттера», – не лишены

оснований. В связи с этим можно обозначить две проблемы: во-первых, досуговое чтение сегодня

заменяется телевидением, кИнтернетом, во-вторых, подростки если и читают, то читают не то,

что, по мнению старшего поколения, заслуживает внимания. Очевидно, что состояние чтения

современных школьников заслуживает пристального внимания ученых, психологов и педагогов

школы, которым просто необходимо быть в курсе читательских интересов подростков.

Нами было проведено анкетирование среди учащихся 5,7, 10-11 классов. Целью анкетирования было выявление читательских интересов современных школьников. Нас интересовало прежде всего досуговое чтение, то чтение, которое позволяет самостоятельно освоить мировую книжную

культуру.

Учащимся были предложены следующие вопросы:

  1. Любите ли вы читать?
  2. Что значит для вас чтение?
  3. Читаете ли вы помимо школьной программы?
  4. Чему вы отдаете предпочтение в приобретении знаний о современной жизни и

современном человеке?

− телевидению

− Интернету

− газетам и журналам

− художественной литературе

− общению со сверстниками (нужное подчеркнуть)

Расположите в порядке значимости . Очевидно, что сокращение свободного времени, доступ к электронным источникам информации, преобладание в культуре зрелищных форм и жанров ведет к снижению читательской активности. Ответы школьников доказывают, что чтение сегодня перестает быть досуговым занятием и носит прикладной характер: они читают то, что задано, хотя даже для изучения программных текстов большинство учащихся ограничиваются текстами в кратком изложении.

  1. Каким жанрам литературы вы отдаете предпочтение при выборе литературы для

«свободного чтения» (вне школьной программы):

− реалистическим рассказам, повестям, романам

− произведениям с семейно-бытовой проблематикой

− любовным романам («Дамский» роман привлекает юных читательниц возможностью окунуться в мир грез и фантазий. По мнению исследователей, чтение такой легкой литературы способствует снятию стресса. Такие книги дают «житейские» советы как жить, как любить, как делать карьеру −

заманчивые, но далекие от жизни. Чтение «легкой» литературы способствует «отвлечению» от

окружающей действительности, личных проблем).

− приключениям

− детективам

− фантастике

− «ужасам»  (По мнению врачей, чтение хороших “ужасов” дает выход

отрицательным эмоциям, помогает найти ответы на свои тревоги, доказать свою смелость, при

этом чувствуя себя в безопасности. Хороший “ужастик” позволяет преодолеть страхи в реальном

мире, то есть расширить наш опыт косвенным путем, не участвуя в событиях непосредственно.

Разновидностью распространенного в массовой культуре детективно-приключенческого

жанра является триллер. Как известно, в триллере акцент смещен с описания самого преступления

на его подготовку. Основное чувство, которое вызывает чтение триллера, − ожидание чего-то

страшного, то есть тревога. Читатели боевиков, в свою очередь, по мнению одного из исследователей, отождествляют себя с неунывающими героями, сокрушающими все преграды. Однако чрезмерное увлечение этим жанром таит в себе серьезную опасность. Главная задача супербойца − физическая расправа с врагом любыми средствами. Например, Савелий Говорков, главный герой книги «Бешеный» писателя Виктора Доценко, действует по принципу: или ты убьешь врага, или он убьет тебя.

В итоге мы сталкиваемся с двойственной природой жанра: с одной стороны −

негативные последствия выхода агрессивной энергии, с другой − необходимость выплеска

агрессивной энергии вовне.

Здесь наблюдаются вполне объяснимые гендерные различия:

девушки больше читают любовные романы, произведения с семейно-бытовой проблематикой,

романы о любви, юноши отдают предпочтение приключениям, детективам, фантастике. В личной беседе ученики

затрудняются ответить, что изначально вызвало интерес к “Гарри Поттеру” и “Властелину колец. В процессе чтения подросток узнает в жизненных обстоятельствах героя свои собственные переживания, идентифицируя себя с персонажем, присваивает чужой жизненный опыт. Не случайно психологи говорят о психотерапевтическом эффекте

художественной литературы. Повторяющиеся в художественной литературе, прежде всего

массовой, образы и сюжеты необходимы для становления самосознания подростка.

  1. Что или кто является для вас ориентиром в выборе книг для «свободного» чтения:

− средства массовой информации

− учитель

− родители

− друзья, знакомые

− библиотекарь

− выбираю сам (а).

При выборе книг для свободного чтения подростки считают себя свободными от мнения

других. «Выбираю сам» − наиболее часто встречающийся ответ, или советуют «друзья,

знакомые». Практически никто не назвал учителя или библиотекаря. Очевидно, что вкусы детей и

педагогов не совпадают. Говорить о разных взглядах людей старшего и младшего поколения не

приходится, поскольку многие подростки называют мнение родителей в качестве ориентира в

выборе книг – родителям доверяют больше, чем учителям. Более того, на вопрос «должен ли

учитель давать список литературы для свободного чтения», большинство опрошенных ответили

отрицательно. Это весьма показательно: рекомендации учителя воспринимаются как задание,

выполнение которого будет контролироваться, и это пугает. Вероятно и то, что такой список не

будет отвечать интересам подростков, поэтому им хочется оставить за собой право свободного

выбора хотя бы для досугового чтения.

  1. Ваш любимый литературный герой?
  2. Твой любимый писатель? (Назови его произведения)
  3. До какого класса я читал с удовольствием?
  4. Являешься ли ты читателем библиотеки?
  5. Какую книгу ты читаешь сейчас?
  6. Читают ли твои родители?
  7. Читаешь ли ты вместе с родителями7
  8. Выписываете ли вы газеты, журналы?
  9. Есть ли у вас дома своя библиотека?
  10. Какую книгу сейчас читает папа, мама?
  11. Ты читаешь потому, что надо или потому, что интересно?

На рубеже веков меняются характеристики детского чтения: мотивы, продолжительность, способ работы с печатным текстом, выбор произведений. Формируется новая «модель детского чтения»: чтение как таковое имеет практическую направленность, носит ситуативный характер, как форма досуга отходит на второй план, предпочтение отдается массовой литературе − остросюжетным произведениям:  приключения, фантастики, детективов с

традиционными сюжетами, мотивами и героями.  Но тем не менее, если дети не будут читать, то они разучатся думать, рассуждать, анализировать и вся жизнь будет сводиться к быту. Но помимо быта в нашей жизни должны быть и досуг (не только с развлечениями, походами, поездками, праздниками, но с чтением книг). Т.к. не только семья, школа воспитывает, но и книга.  

К сожалению чтение классической литературы, как досуговой, сейчас уходит в прошлое. Но именно классика проповедует такие ценности жизни, как добро, любовь к человеку и природе, уважение, честность, справедливость, дружба, бескорыстие, ответственность за свои поступки, которые, к сожалению, в наше время утрачиваются. Если дети не усвоят этих понятий, то кто знает, что будет в мире?

Советы. Как повысить читательский интерес школьников.

Сегодня основная проблема , стоящая перед нами, - вернуть книгу учащимся, сформировать активный читательский интерес к достойной внимания литературе, воспитать потребность готовиться к урокам литературы по первоисточникам , а не по краткому пересказу.

Семейное чтение это лучший вид коллективного общения. У детей, чьи родители любят читать, скорее разовьется вкус к чтению, чем у тех, чьи родители не подают им в этом примера. Когда родители читают вместе с детьми, это сближает их, а также помогает малышу лучше усваивать содержание прочитанного.

Прежде всего, надо развить собственную культуру чтения. Извините, но если всё свободное время мама смотрит слезливые сериалы, а папа – спорт, и единственные книги в доме – кулинарная, журнал мод и несколько детективов, то не ждите, что ребёнок окажется книголюбом.


Советы родителям

Ø Книги, которые вы читаете с детьми, должны соответствовать возрасту вашего ребенка.

Ø Изучайте списки рекомендованных программных произведений детской литературы для домашнего чтения

Ø Следите, чтобы ребенок читал книги систематически, желательно каждый день. Пользу приносит только постоянное разностороннее чтение.

Ø Старайтесь, по возможности, чаще беседовать с детьми о прочитанных книгах.

Ø Давайте Вашим детям читать книги по интересующей их тематике. Им нравятся животные, спорт или волшебство? Удивите их книгами или журналами, позволяющими получить наиболее полные знания по их интересам.

Ø Воспитывайте бережное отношение к книге. Ребенок должен твердо усвоить правила обращения с книгой: нельзя перегибать книгу, класть в нее карандаши, ручки и другие предметы - от этого портится переплет, отрываются и выпадают листы.

Ø Читайте Вашим детям... Хорошие результаты дает чтение перед сном. Дело в том, что последние события дня фиксируются эмоциональной памятью и в те часы, когда человек спит, он находится под их впечатлением. Это развивает интеллект, воображение и снимает стресс.

ØПусть Ваши дети видят, как Вы читаете. Это лучший способ показать им, что чтение важно и для Вас, и Вы наслаждаетесь им.

ØПросите старших детей читать младшим. Старшие будут гордиться оказанным им доверием и с удовольствием демонстрировать полученные навыки. Младшие захотят читать так же, как их старшие братья, сестры или друзья.

Ø Ходите вместе в библиотеку. Попросите библиотекаря помочь Вашему ребенку найти нужную книгу. Запишитесь в библиотеку сами, и тогда Вы сможете брать книгу для семейного чтения домой.

 «Тошка», «Мурзилка», «Филя», «Веселые уроки», «Веселый затейник», «Клепа», «Свирелька»

Преимущества, которые дает умение хорошо читать

Ø читает - умеет обобщать, делать выводы и предположения. Дети, которые хорошо читают, в школе сразу показывают хорошие результаты.

Ø Чем больше взрослые читают, разговаривают со своими детьми, тем богаче будет их словарный запас, что поможет ребенку научиться понимать и усваивать информацию

Ø Если в течение обучения дети продолжают черпать информацию из книг, то впоследствии выдерживают любые экзамены и тесты.

Не спешите расстаться с прочитанной книгой:

· Самый простой путь: сделать иллюстрации к прочитанным сказкам (другим книгам), нарисовать портреты полюбившихся героев.

· Можно «оживить» героев книг, вылепив их из пластилина, глины, сшив из лоскутков ткани, связав, склеив из бумаги и картона и т.д.

· Выделите ребенку полкув шкафу, куда бы он мог ставить свои книги.

-Постарайтесь каждый день хотя бы десять минут читать ему вслух;

-помните, что искусство слушать не приходит само по себе, его надо постепенно прививать.

Нет!

  • не читайте истории, не нравящиеся вам самим;
  • не удивляйтесь и не раздражайтесь, если ребенок перебивает вас вопросами. Отвечайте ему сразу же.
  • не конкурируйте с телевизором. Ни компьютер, ни телевизор не являются препятствием любви к книге. Нельзя противопоставлять их друг другу, нельзя говорить: «Вот ты в книжке не дочитал, за это тебе телевизора не будет». Мы сами вкладываем в сознание ребёнка, что книга – это что-то нудное и обязательное, как мытьё посуды, а компьютер, телевизор – что-то такое, чем наградят, если всё дочитать и рассказать содержание.
  • закончив читать какую-то книгу, расспросите малыша, не происходили ли подобные забавные истории с ним самим;
  • спросите у ребенка, как он хотел бы изменить прочитанную историю.
  • Хвалите ребенка за чтение.
  • При знакомстве с новой книгой рассмотрите сначала обложку, прочитайте фамилию и инициалы автора, название книги;
  • Перелистайте книгу, внимательно рассматривая иллюстрации.

Чему учит книга?

Если вы хотите, чтобы ваш ребенок читал, надо, чтобы рядом с ним был читающий родитель, а лучше – читающий вместе с ребенком родитель. Пусть дети видят, как Вы сами читаете с удовольствием: цитируйте, смейтесь, заучивайте отрывки, делитесь прочитанным. Этот пример может стать заразительным для них.

-Разговаривайте о прочитанном так, чтобы ребенок чувствовал себя умным и понятливым. Чаще хвалите его за сообразительность и старание. Не уязвляйте его самолюбие, если даже он что-то понял не так, как вам бы хотелось. Поддерживайте его уверенность в своих силах. Вспоминая позже детство, он непременно вспомнит часы совместного с вами чтения и задушевной беседы, и это согреет его сердце.

·-Поощряйте ребенка в посещении библиотеки и ее мероприятий. Берите его с собой, когда сами идете в библиотеку. Учите пользоваться ее фондами и справочным аппаратом. Консультируйтесь с библиотекарем в выборе книг ребенку. Доверьтесь его рекомендациям как специалиста.

Главный пример в чтении книг  – это сами родители! Пусть Ваши дети видят, как Вы читаете. Это лучший способ показать им, что чтение важно и для Вас, и Вы наслаждаетесь им.

Простой способ повысить начитанность школьников: составить список из 20-100 самых лучших книг и порекомендовать школьникам их прочитать.

Лучшие книги для детей 8 — 11 лет!

  1. Александрова Т. Домовенок Кузька
  2. Беляев А. Человек-амфибия
  3. Бианки В. Рассказы о животных
  4. Велтистов Е. Приключения Электроника
  5. Волков А. Волшебник Изумрудного города
  6. Волков А. Урфин Джюс и его деревянные солдаты
  7. Гайдар.А. Чук и Гек, Тимур и его команда
  8. Губарев В. Королевство кривых зеркал
  9. Давыдычев Л.И. Друзья мои, приятели
  10. Дефо Д. Робинзон Крузо
  11. Драгунский В. Смешные рассказы  школе
  12. Киплинг Р. Маугли
  13. Крылов И. Басни
  14. Кэрролл Л. Алиса в Стране Чудес
  15. Лагин Л. Старик Хоттабыч
  16. Некрасов А. Приключения капитана Врунгеля
  17. Носов Н. Приключения Незнайки и его друзей
  18. Олеша Ю. Три толстяка
  19. Осеева В. Рассказы
  20. Пивоварова И. Рассказы Люси Синицыной, ученицы третьего класса
  21. Прокофьева С. Приключения желтого чемоданчика
  22. Пушкин А. Сказки
  23. Распе Р.Э. Приключения барона Мюнхаузена
  24. Родари Дж. Приключения Чиполлино
  25. Сладков Н. Рассказы
  26. Стивенсон Р.Л. Остров сокровищ
  27. Твен М. Приключения Тома Сойера
  28. Толстой А. Золотой ключик, или Приключения Буратино
  29. Чехов А. Рассказы для детей
  30. Шварц Е. Сказка о потерянном времени

Лучшие книги для детей 12 — 14 лет!

  1. Детство.
  2. .
  3. КатаевВ. "Сын полка"," Белеет парус одинокий"
  4. Лиханов А.Мой генерал"

Ибрагимбеков М. За все хорошее – смерть.Лучшие книги для детей 15 — 17 лет!

  1. . Пятнадцатилетний капитан.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование инновационных технологий на уроках литературы с целью повышения читательского интереса и учебной мотивации

В век современных технологий и бешеного темпа жизни привить детям любовь к неспешному, вдумчивому, осмысленному чтению кажется практически невыполнимой задачей. С трудом представляю своих восьмиклассн...

Повышение читательского интереса школьников (слайды)

Слайды к родительскому собранию "Повышение читательского интереса школьников"...

Буктрейлер как один из эффективных способов повышения читательского интереса

Буктрейлеркак один из эффективных способов повышения читательского интереса...

Буктрейлер - современный метод повышения читательского интереса к творчеству А. С. Пушкина

Поскольку самой актуальной проблемой на сегодня остаётся проблема чтения, формирующая личность, его внутренний  мир, то в методической науке предпочтение отдается приемам работы, обеспечивающим ...