Повышение читательского интереса школьников (конспект)
консультация ( класс) по теме
Предварительный просмотр:
Повышение читательских интересов школьников
… Привейте человеку вкус к чтению и предоставьте ему
возможность читать, и Вы неизбежно сделаете его счастливым.
Ни для кого не секрет, что современные школьники мало читают худ книг или не читают их совсем. Традиционные высказывания педагогов типа: «дети не читают»,
«компьютер совсем вытеснил книгу», «дети читают только Гарри Поттера», – не лишены
оснований. В связи с этим можно обозначить две проблемы: во-первых, досуговое чтение сегодня
заменяется телевидением, кИнтернетом, во-вторых, подростки если и читают, то читают не то,
что, по мнению старшего поколения, заслуживает внимания. Очевидно, что состояние чтения
современных школьников заслуживает пристального внимания ученых, психологов и педагогов
школы, которым просто необходимо быть в курсе читательских интересов подростков.
Нами было проведено анкетирование среди учащихся 5,7, 10-11 классов. Целью анкетирования было выявление читательских интересов современных школьников. Нас интересовало прежде всего досуговое чтение, то чтение, которое позволяет самостоятельно освоить мировую книжную
культуру.
Учащимся были предложены следующие вопросы:
- Любите ли вы читать?
- Что значит для вас чтение?
- Читаете ли вы помимо школьной программы?
- Чему вы отдаете предпочтение в приобретении знаний о современной жизни и
современном человеке?
− телевидению
− Интернету
− газетам и журналам
− художественной литературе
− общению со сверстниками (нужное подчеркнуть)
Расположите в порядке значимости . Очевидно, что сокращение свободного времени, доступ к электронным источникам информации, преобладание в культуре зрелищных форм и жанров ведет к снижению читательской активности. Ответы школьников доказывают, что чтение сегодня перестает быть досуговым занятием и носит прикладной характер: они читают то, что задано, хотя даже для изучения программных текстов большинство учащихся ограничиваются текстами в кратком изложении.
- Каким жанрам литературы вы отдаете предпочтение при выборе литературы для
«свободного чтения» (вне школьной программы):
− реалистическим рассказам, повестям, романам
− произведениям с семейно-бытовой проблематикой
− любовным романам («Дамский» роман привлекает юных читательниц возможностью окунуться в мир грез и фантазий. По мнению исследователей, чтение такой легкой литературы способствует снятию стресса. Такие книги дают «житейские» советы как жить, как любить, как делать карьеру −
заманчивые, но далекие от жизни. Чтение «легкой» литературы способствует «отвлечению» от
окружающей действительности, личных проблем).
− приключениям
− детективам
− фантастике
− «ужасам» (По мнению врачей, чтение хороших “ужасов” дает выход
отрицательным эмоциям, помогает найти ответы на свои тревоги, доказать свою смелость, при
этом чувствуя себя в безопасности. Хороший “ужастик” позволяет преодолеть страхи в реальном
мире, то есть расширить наш опыт косвенным путем, не участвуя в событиях непосредственно.
Разновидностью распространенного в массовой культуре детективно-приключенческого
жанра является триллер. Как известно, в триллере акцент смещен с описания самого преступления
на его подготовку. Основное чувство, которое вызывает чтение триллера, − ожидание чего-то
страшного, то есть тревога. Читатели боевиков, в свою очередь, по мнению одного из исследователей, отождествляют себя с неунывающими героями, сокрушающими все преграды. Однако чрезмерное увлечение этим жанром таит в себе серьезную опасность. Главная задача супербойца − физическая расправа с врагом любыми средствами. Например, Савелий Говорков, главный герой книги «Бешеный» писателя Виктора Доценко, действует по принципу: или ты убьешь врага, или он убьет тебя.
В итоге мы сталкиваемся с двойственной природой жанра: с одной стороны −
негативные последствия выхода агрессивной энергии, с другой − необходимость выплеска
агрессивной энергии вовне.
Здесь наблюдаются вполне объяснимые гендерные различия:
девушки больше читают любовные романы, произведения с семейно-бытовой проблематикой,
романы о любви, юноши отдают предпочтение приключениям, детективам, фантастике. В личной беседе ученики
затрудняются ответить, что изначально вызвало интерес к “Гарри Поттеру” и “Властелину колец. В процессе чтения подросток узнает в жизненных обстоятельствах героя свои собственные переживания, идентифицируя себя с персонажем, присваивает чужой жизненный опыт. Не случайно психологи говорят о психотерапевтическом эффекте
художественной литературы. Повторяющиеся в художественной литературе, прежде всего
массовой, образы и сюжеты необходимы для становления самосознания подростка.
- Что или кто является для вас ориентиром в выборе книг для «свободного» чтения:
− средства массовой информации
− учитель
− родители
− друзья, знакомые
− библиотекарь
− выбираю сам (а).
При выборе книг для свободного чтения подростки считают себя свободными от мнения
других. «Выбираю сам» − наиболее часто встречающийся ответ, или советуют «друзья,
знакомые». Практически никто не назвал учителя или библиотекаря. Очевидно, что вкусы детей и
педагогов не совпадают. Говорить о разных взглядах людей старшего и младшего поколения не
приходится, поскольку многие подростки называют мнение родителей в качестве ориентира в
выборе книг – родителям доверяют больше, чем учителям. Более того, на вопрос «должен ли
учитель давать список литературы для свободного чтения», большинство опрошенных ответили
отрицательно. Это весьма показательно: рекомендации учителя воспринимаются как задание,
выполнение которого будет контролироваться, и это пугает. Вероятно и то, что такой список не
будет отвечать интересам подростков, поэтому им хочется оставить за собой право свободного
выбора хотя бы для досугового чтения.
- Ваш любимый литературный герой?
- Твой любимый писатель? (Назови его произведения)
- До какого класса я читал с удовольствием?
- Являешься ли ты читателем библиотеки?
- Какую книгу ты читаешь сейчас?
- Читают ли твои родители?
- Читаешь ли ты вместе с родителями7
- Выписываете ли вы газеты, журналы?
- Есть ли у вас дома своя библиотека?
- Какую книгу сейчас читает папа, мама?
- Ты читаешь потому, что надо или потому, что интересно?
На рубеже веков меняются характеристики детского чтения: мотивы, продолжительность, способ работы с печатным текстом, выбор произведений. Формируется новая «модель детского чтения»: чтение как таковое имеет практическую направленность, носит ситуативный характер, как форма досуга отходит на второй план, предпочтение отдается массовой литературе − остросюжетным произведениям: приключения, фантастики, детективов с
традиционными сюжетами, мотивами и героями. Но тем не менее, если дети не будут читать, то они разучатся думать, рассуждать, анализировать и вся жизнь будет сводиться к быту. Но помимо быта в нашей жизни должны быть и досуг (не только с развлечениями, походами, поездками, праздниками, но с чтением книг). Т.к. не только семья, школа воспитывает, но и книга.
К сожалению чтение классической литературы, как досуговой, сейчас уходит в прошлое. Но именно классика проповедует такие ценности жизни, как добро, любовь к человеку и природе, уважение, честность, справедливость, дружба, бескорыстие, ответственность за свои поступки, которые, к сожалению, в наше время утрачиваются. Если дети не усвоят этих понятий, то кто знает, что будет в мире?
Советы. Как повысить читательский интерес школьников.
Сегодня основная проблема , стоящая перед нами, - вернуть книгу учащимся, сформировать активный читательский интерес к достойной внимания литературе, воспитать потребность готовиться к урокам литературы по первоисточникам , а не по краткому пересказу.
Семейное чтение это лучший вид коллективного общения. У детей, чьи родители любят читать, скорее разовьется вкус к чтению, чем у тех, чьи родители не подают им в этом примера. Когда родители читают вместе с детьми, это сближает их, а также помогает малышу лучше усваивать содержание прочитанного.
Прежде всего, надо развить собственную культуру чтения. Извините, но если всё свободное время мама смотрит слезливые сериалы, а папа – спорт, и единственные книги в доме – кулинарная, журнал мод и несколько детективов, то не ждите, что ребёнок окажется книголюбом.
Советы родителям
Ø Книги, которые вы читаете с детьми, должны соответствовать возрасту вашего ребенка.
Ø Изучайте списки рекомендованных программных произведений детской литературы для домашнего чтения
Ø Следите, чтобы ребенок читал книги систематически, желательно каждый день. Пользу приносит только постоянное разностороннее чтение.
Ø Старайтесь, по возможности, чаще беседовать с детьми о прочитанных книгах.
Ø Давайте Вашим детям читать книги по интересующей их тематике. Им нравятся животные, спорт или волшебство? Удивите их книгами или журналами, позволяющими получить наиболее полные знания по их интересам.
Ø Воспитывайте бережное отношение к книге. Ребенок должен твердо усвоить правила обращения с книгой: нельзя перегибать книгу, класть в нее карандаши, ручки и другие предметы - от этого портится переплет, отрываются и выпадают листы.
Ø Читайте Вашим детям... Хорошие результаты дает чтение перед сном. Дело в том, что последние события дня фиксируются эмоциональной памятью и в те часы, когда человек спит, он находится под их впечатлением. Это развивает интеллект, воображение и снимает стресс.
ØПусть Ваши дети видят, как Вы читаете. Это лучший способ показать им, что чтение важно и для Вас, и Вы наслаждаетесь им.
ØПросите старших детей читать младшим. Старшие будут гордиться оказанным им доверием и с удовольствием демонстрировать полученные навыки. Младшие захотят читать так же, как их старшие братья, сестры или друзья.
Ø Ходите вместе в библиотеку. Попросите библиотекаря помочь Вашему ребенку найти нужную книгу. Запишитесь в библиотеку сами, и тогда Вы сможете брать книгу для семейного чтения домой.
«Тошка», «Мурзилка», «Филя», «Веселые уроки», «Веселый затейник», «Клепа», «Свирелька»
Преимущества, которые дает умение хорошо читать
Ø читает - умеет обобщать, делать выводы и предположения. Дети, которые хорошо читают, в школе сразу показывают хорошие результаты.
Ø Чем больше взрослые читают, разговаривают со своими детьми, тем богаче будет их словарный запас, что поможет ребенку научиться понимать и усваивать информацию
Ø Если в течение обучения дети продолжают черпать информацию из книг, то впоследствии выдерживают любые экзамены и тесты.
Не спешите расстаться с прочитанной книгой:
· Самый простой путь: сделать иллюстрации к прочитанным сказкам (другим книгам), нарисовать портреты полюбившихся героев.
· Можно «оживить» героев книг, вылепив их из пластилина, глины, сшив из лоскутков ткани, связав, склеив из бумаги и картона и т.д.
· Выделите ребенку полкув шкафу, куда бы он мог ставить свои книги.
-Постарайтесь каждый день хотя бы десять минут читать ему вслух;
-помните, что искусство слушать не приходит само по себе, его надо постепенно прививать.
Нет!
- не читайте истории, не нравящиеся вам самим;
- не удивляйтесь и не раздражайтесь, если ребенок перебивает вас вопросами. Отвечайте ему сразу же.
- не конкурируйте с телевизором. Ни компьютер, ни телевизор не являются препятствием любви к книге. Нельзя противопоставлять их друг другу, нельзя говорить: «Вот ты в книжке не дочитал, за это тебе телевизора не будет». Мы сами вкладываем в сознание ребёнка, что книга – это что-то нудное и обязательное, как мытьё посуды, а компьютер, телевизор – что-то такое, чем наградят, если всё дочитать и рассказать содержание.
- закончив читать какую-то книгу, расспросите малыша, не происходили ли подобные забавные истории с ним самим;
- спросите у ребенка, как он хотел бы изменить прочитанную историю.
- Хвалите ребенка за чтение.
- При знакомстве с новой книгой рассмотрите сначала обложку, прочитайте фамилию и инициалы автора, название книги;
- Перелистайте книгу, внимательно рассматривая иллюстрации.
Чему учит книга?
Если вы хотите, чтобы ваш ребенок читал, надо, чтобы рядом с ним был читающий родитель, а лучше – читающий вместе с ребенком родитель. Пусть дети видят, как Вы сами читаете с удовольствием: цитируйте, смейтесь, заучивайте отрывки, делитесь прочитанным. Этот пример может стать заразительным для них.
-Разговаривайте о прочитанном так, чтобы ребенок чувствовал себя умным и понятливым. Чаще хвалите его за сообразительность и старание. Не уязвляйте его самолюбие, если даже он что-то понял не так, как вам бы хотелось. Поддерживайте его уверенность в своих силах. Вспоминая позже детство, он непременно вспомнит часы совместного с вами чтения и задушевной беседы, и это согреет его сердце.
·-Поощряйте ребенка в посещении библиотеки и ее мероприятий. Берите его с собой, когда сами идете в библиотеку. Учите пользоваться ее фондами и справочным аппаратом. Консультируйтесь с библиотекарем в выборе книг ребенку. Доверьтесь его рекомендациям как специалиста.
Главный пример в чтении книг – это сами родители! Пусть Ваши дети видят, как Вы читаете. Это лучший способ показать им, что чтение важно и для Вас, и Вы наслаждаетесь им.
Простой способ повысить начитанность школьников: составить список из 20-100 самых лучших книг и порекомендовать школьникам их прочитать.
Лучшие книги для детей 8 — 11 лет!
- Александрова Т. Домовенок Кузька
- Беляев А. Человек-амфибия
- Бианки В. Рассказы о животных
- Велтистов Е. Приключения Электроника
- Волков А. Волшебник Изумрудного города
- Волков А. Урфин Джюс и его деревянные солдаты
- Гайдар.А. Чук и Гек, Тимур и его команда
- Губарев В. Королевство кривых зеркал
- Давыдычев Л.И. Друзья мои, приятели
- Дефо Д. Робинзон Крузо
- Драгунский В. Смешные рассказы школе
- Киплинг Р. Маугли
- Крылов И. Басни
- Кэрролл Л. Алиса в Стране Чудес
- Лагин Л. Старик Хоттабыч
- Некрасов А. Приключения капитана Врунгеля
- Носов Н. Приключения Незнайки и его друзей
- Олеша Ю. Три толстяка
- Осеева В. Рассказы
- Пивоварова И. Рассказы Люси Синицыной, ученицы третьего класса
- Прокофьева С. Приключения желтого чемоданчика
- Пушкин А. Сказки
- Распе Р.Э. Приключения барона Мюнхаузена
- Родари Дж. Приключения Чиполлино
- Сладков Н. Рассказы
- Стивенсон Р.Л. Остров сокровищ
- Твен М. Приключения Тома Сойера
- Толстой А. Золотой ключик, или Приключения Буратино
- Чехов А. Рассказы для детей
- Шварц Е. Сказка о потерянном времени
Лучшие книги для детей 12 — 14 лет!
- Детство.
- .
- КатаевВ. "Сын полка"," Белеет парус одинокий"
- Лиханов А.Мой генерал"
Ибрагимбеков М. За все хорошее – смерть.Лучшие книги для детей 15 — 17 лет!
- . Пятнадцатилетний капитан.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Читательские интересы школьников и проблема формирования культуры чтения.
Роль чтения в формировании личности учащегося. ...
Использование инновационных технологий на уроках литературы с целью повышения читательского интереса и учебной мотивации
В век современных технологий и бешеного темпа жизни привить детям любовь к неспешному, вдумчивому, осмысленному чтению кажется практически невыполнимой задачей. С трудом представляю своих восьмиклассн...
Повышение читательского интереса школьников (слайды)
Слайды к родительскому собранию "Повышение читательского интереса школьников"...
Беседа «Формирование навыков осознанного чтения и повышение читательского интереса учащихся»
Преобщение учащихся к чтению художественной литературы...
Буктрейлер как один из эффективных способов повышения читательского интереса
Буктрейлеркак один из эффективных способов повышения читательского интереса...
Буктрейлер - современный метод повышения читательского интереса к творчеству А. С. Пушкина
Поскольку самой актуальной проблемой на сегодня остаётся проблема чтения, формирующая личность, его внутренний мир, то в методической науке предпочтение отдается приемам работы, обеспечивающим ...