проект "Единое образовательное пространство на уроках литературы как средство повышения читательской компетенции обучающихся"
проект по литературе (8 класс) на тему

Верткая Светлана Александровна

Проект в рамках инновационных технологий участника конкурса в номинации "Современные образовательные технологии"

Сетевой урок внеклассного чтения  в 8 классе  по теме В.Каверин "Два капитана"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.pptx1.3 МБ
Файл prilozhenie_no_1_tehnologicheskaya_karta_uroka.docx50.97 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Единое образовательное пространство на уроках литературы как средство развития читательских компетенций обучающихся» Верткая Светлана Александровна , учитель русского языка и литературы Карталинский муниципальный район Инновационный творческий проект 2015

Слайд 2

Уровень читательской грамотности Место Страна Средний балл 1. Шанхай (Китай) 580 2. Республика Корея 555 3. Финляндия 551 4. Гонконг (Китай) 547 …43. Россия 486 По данным Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся

Слайд 4

Тип проекта : информационный. Участники проекта : обучающиеся 8 классов нескольких школ, учителя литературы. Этапы реализации проекта: - организационный этап – распределение задач для участников проекта; - деятельностный этап – подготовка и проведение открытых уроков по литературе - аналитический этап– анализ проектной деятельности, диссеминация опыта.

Слайд 5

Цели инновационного проекта. Повысить уровень читательской компетентности обучающихся через сетевое взаимодействие. Создать и обеспечить функционирование межшкольного интерактивного образовательного пространства.

Слайд 6

Задачи инновационного проекта. Стимулировать интерес обучающихся к прочтению и детальному анализу литературных произведений. Приобщить обучающихся к созданию творческих проектов в предметной области «Литература». Развивать ИКТ-компетентность обучающихся и педагогов. Повысить уровень информационных и коммуникативных компетенций обучающихся. Организовать сетевое межшкольное образовательное взаимодействие на уроках литературы.

Слайд 7

План реализации инновационного творческого проекта «Единое образовательное пространство на уроках литературы как средство развития читательских компетенций у обучающихся»

Слайд 8

Организационный этап (апрель - сентябрь 2015 года) Цель этапа: Организация и подготовка открытых уроков по литературе Сроки Мероприятия Апрель-май 2015 Разработка проекта Апрель 2015 Изучение теоретической базы по вопросу организации сетевого образовательного пространства Апрель-май 2015 Подготовка обучающихся к созданию творческих проектов по литературе Май 2015 Распределение тематики ученических проектов по литературе на заседании РМО Июнь-сентябрь 2015 Сбор информации и подготовка творческих проектов по литературе

Слайд 9

Работа над проектом

Слайд 10

Деятельностный этап (сентябрь– ноябрь 2015 года) Цель этапа: Проведение открытых уроков по литературе среди обучающихся 8 классов двух школ в едином сетевом образовательном пространстве. Сроки Мероприятия Сентябрь 2015 Создание технической базы для организации сетевого образовательного пространства Сентябрь 2015 Предварительное тестирование читательского интереса обучающихся 8 классов Сентябрь-октябрь 2015 Презентация и обсуждение творческих проектов на открытых уроках литературы в 8 классах

Слайд 13

Аналитический этап (октябрь - ноябрь 2015 года) Цель этапа: Анализ проектной деятельности, диссеминация опыта. Сроки Мероприятия Октябрь 2015 Итоговое тестирование читательского интереса обучающихся 8 классов Ноябрь 2015 Мониторинг и обсуждение результатов проекта Ноябрь 2015 Презентация проекта на заседании РМО учителей литературы Ноябрь 2015 Презентация проекта на совещании руководителей РМО

Слайд 14

Перспективный этап реализации проекта (ноябрь 2015 – апрель 2016 года) Цель этапа: Проведение открытых уроков по литературе среди обучающихся 5 - 11 классов двух школ в едином сетевом образовательном пространстве. Сроки Мероприятия Ноябрь 2015 – апрель 2016 года Презентация и обсуждение творческих проектов на открытых уроках литературы в 5 - 11 классах Ноябрь 2015 – апрель 2016 года Мероприятия по диссеминации инновационного педагогического опыта



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет, класс

 Литература, 8

Учитель

 Верткая Светлана Александровна

Тема урока

 В.А.Каверин «Два капитана». Дороги, которые мы выбираем.

 Урок внеклассного чтения.                                                                                                                                                                                                                                            

Тип урока

Комбинированный

Цель урока

 Формирование у подростков устойчивого интереса к чтению.

Задачи урока

обучающие

развивающие

воспитательные

 -организовать деятельность обучающихся по восприятию и осмыслению основных проблем в романе; 

-помочь в осмыслении  сюжета и идеи произведения; способствовать пониманию некоторых аспектов мировоззрения В.А.Каверина;

-учить анализировать поступки героев, формировать умение ориентироваться в тексте, отбирать нужный материал для ответа на вопрос;
-помочь обучающимся осознать социальную, практическую и личностную значимость изучаемого материала

-способствовать развитию коммуникативно-исследовательских и творческих способностей учащихся

-воспитывать лучшие человеческие качества: верность своему слову, честность в любви и дружбе, мужество в трудных жизненных ситуациях;

-через использование групповой, парной формы организации учебной деятельности формировать чувство ответственности за результат командной работы, содействовать сплочению детского коллектива

Актуальность использования средств ИКТ

 Использование ИКТ позволит активизировать индивидуальные, личностные мотивы  в процессе усвоения учебной информации; формировать навыки и умения информационно-поисковой деятельности; создать условия для эффективной реализации современных методов обучения.

Вид используемых на уроке средств ИКТ 

Демонстрационные: отрывок из фильма «Два капитана», созданные учащимися презентации

Необходимое аппаратное и программное обеспечение

 Скайп, ноутбук, мультимедийный проектор, экран,

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формирование УУД

Организационный момент.

                                                                                                   -эмоциональный настрой на урок

Друзья мои! Я очень рада
войти в приветливый наш класс.
И для меня уже награда
вниманье ваших умных глаз.
Я знаю: каждый в классе гений,
но без труда талант не впрок.
Скрестите шпаги ваших мнений
и вместе проведём урок!

Сегодня мы проводим урок в интерактивной форме.

Целеполагание.

-читает стихотворение

Подумайте только, как много
Значений у слова «дорога».
Дорогой зовут автостраду,
И тропку, бегущую рядом,
Шоссе, что лежит по равнине,
Маршрут каравана в пустыне,
Путь воина к славе Отчизны,
И путь человека по жизни.

В. Остен «Дорога»

- задает вопросы

- создает ситуацию актуализации опыта обучающихся

- формирует мотивацию

О чем сегодня пойдет разговор?

Сегодня на уроке внеклассного чтения мы продолжаем серьезный и важный разговор о таких высоких нравственных понятиях, как честь, долг, человеческое достоинство, патриотизм.

«Мы все реже задумываемся о чести, честности, человеческой порядочности… Очевидно, этим словам нужно вернуть их подлинный смысл», - как – то сказал поэт Булат Окуджава.
Не только вернуть этим словам их подлинный смысл, но и научить нас, людей, честности, порядочности, патриотизму и призван роман «Два капитана».

С творчеством какого писателя мы с вами будем знакомиться сегодня на уроке?

Познакомиться с биографией писателя и историей создания романа вам помогут  ребята из творческой группы

- вспоминают все, что знают по данной теме

- формулирует первые гипотезы

- определяется в своих мотивах и целях

Возможные ответы обучающихся

Мы будем говорить о выборе жизненного пути.

О том, как выбранная дорога формирует мировоззрение, характер человека.

О нравственных понятиях: честность, порядочность, чести

Формулируют тему и цель урока

«Дороги, которые мы выбираем»

Ответ обучающихся:

- с В.А.Кавериным

демонстрируется презентация

обучающихся, выступающих в роли «Библиографа»и «Историка»

Личностные УУД:

-мотивация учения.

Познавательные УУД:

-анализ с целью выделения признаков.

Коммуникативные УУД: 

-инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Регулятивные УУД:

 -постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимся, и того, что ещё неизвестно.

II. Стадия осмысления

Задачи:

- сохранение интереса к теме при непосредственной работе с текстом;

- помочь учащимся активно воспринимать материал;

- помочь соотнести имеющиеся знания с новыми.

Функции:

1.Информационная: получение новых знаний по теме.

2.Систематизационная: классификация полученной информации по категориям знания.

3.Мотивационная: сохранение интереса к изучаемой теме.

2.Подготовка к восприятию

Задача этапа: вызвать интерес к учебному материалу.

Задача учителя: сформировать у учеников мотивацию к работе по теме урока, выявить уровень литературного кругозора в области обсуждаемых на уроке вопросов.

- предлагает опорный текст по теме;

- организует процесс чтения, обсуждения, понимания, дискуссии;

- поддерживает мотивацию и цели;

- учит работать сообща.

 - Кто прочитал роман «Два капитана»?

 - Понравился ли вам  роман «Два капитана»?
- Что понравилось в романе больше всего?
- Как вы думаете, какая основная тема этого романа?

- Назовите главных героев романа.

- включаются в процессы чтения, обсуждения, дискуссии;

- участвуют в групповом взаимодействии;

- подкрепляют и делают коррекцию своих целей;

- слушают, задают вопросы, пишут, выделяют главные моменты в новой информации;

- учатся работать сообща.

-отвечают на вопросы;

-озвучивают свои варианты:

- Это роман о настоящей дружбе, любви, о предательстве и честности, о достижении свой цели , чего бы этого не стоило.

- Саня Григорьев, Катя Татаринова, Иван Татаринов

Вопрос:

- Кто они: реальные лица или художественный вымысел?

Выступление  обучающегося, выступающего в роли «Рассказчика»

Коммуникативные УУД:

 -контроль, коррекция,  умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

2.Восприятие текста

Задача этапа: учить принимать позицию слушателя, создать условия для эмоционального восприятия поступков героев.

Задача учителя: организовать работу учащихся с текстом анализируемого произведения, учитывая их индивидуальные особенности, с целью поиска ответа на главный вопрос урока: «Какие нравственные проблемы поднимает в романе В.А.Каверин»?

Читает начало романа: «Помню просторный грязный двор и низкие домики, обнесенные забором. Двор стоял у реки, и по веснам, когда спадала полая вода, он был усеян щепой и ракушками, а иногда и другими, куда более интересными вещами. Так однажды мы нашли туго набитую письмами сумку».

Какую же тайну предстоит разгадать главному герою – Сане Григорьеву?

В письме говорилось о капитане Татаринове и о его экспедиции. Расскажите, что вы узнали об этом из романа.

- Капитан Татаринов и его экспедиция – это художественный вымысел. Однако он имеет под собой реальную основу.

- Какими качествами обладали первооткрыватели Северной  Земли?

- Таков и герой романа капитан Татаринов.

 Путь к разгадке тайны капитана Татаринова и его пропавшей экспедиции будет нелегким, с бесчисленными препятствиями и опасностями, страданиями и разочарованиями, обидами и расставаниями.

  Чей это путь?

 Сане Григорьеву очень повезло, что на его жизненном пути встретилось много честных, благородных людей.


Просмотр заключительного фрагмента видеофильма: «Выступление Александра Григорьева с докладом об экспедиции капитана Татаринова в Географическом обществе».

-  Я думаю, здесь уместно привести слова академика Д.С.Лихачева: «Если жить только для себя, своими мелкими заботами о собственном благополучии, то от прожитого не останется и следа. Если же жить для других, то другие сберегут то, чему служил, чему отдавал силы». Хочется продолжить: другие сберегут в своих сердцах добрую память и о самих людях.

-слушают чтение учителя

-отвечают на вопросы

 В первом же абзаце завязка: почтовая сумка с размокшими письмами

- Из писем Саня Григорьев, маленький немой мальчик, впервые узнал о пропавшей экспедиции Татаринова.

 Тайну этой экспедиции и предстояло ему раскрыть.

Ч 1, гл.1 «Письмо. За голубым раком», стр.8 – 9

-слушают чтение одноклассников;

-выполняют задания.

- Из романа мы узнали, что Иван Львович Татаринов – капитан шхуны «Святая Мария», который осенью 1912 года отправился в северную экспедицию. Долгое время экспедиция считалась пропавшей, судьба Татаринова была неизвестна. И только волею случая и настойчивости Александра Григорьева стало известно, что Татариновым были сделаны важные географические открытия. Была открыта новая земля, которую он назвал « Землей Марии» и которая впоследствии была открыта Велькицким и названа Северной Землей. Это был смелый, мужественный человек. Смыслом его жизни было служение родине. «Его девизом были слова: «Бороться и искать, найти и не сдаваться».

Слушают сообщение обучающегося, выступающего в роли «Географа»

Возможный ответ:

-Первооткрыватели Северной Земли люди мужественные, целеустремленные, жаждущие новых открытий, пренебрегающие опасностью, преданно служащие своей родине, честные и бескорыстные.

Ответ обучающихся:

- Это жизненный  путь Сани Григорьева

Сообщение обучающегося, выступающего в роли «Литературоведа». Презентация.

Кластер «Герои романа»

 Вопросы аудитории.

- Кто из них вызывает восхищение, а кто презрение и жалость? Почему?

- Какую роль в судьбе Григорьева сыграл каждый из них?

- Какие качества характера сформировались у Сани Григорьева на пути преодоления трудностей?(огромная сила воли, твердость характера, высокое чувство долга, упорство, настойчивость, целеустремленность, честность)

- Удалось ли главному герою найти пропавшую экспедицию?

 - Что помогло Сане раскрыть загадку экспедиции Татаринова?(

Обучающиеся высказывают свое мнение.

- Почему роман называется «Два капитана»?

(Два капитана - это два «ведущих по жизни»

 – капитан Татаринов и капитан Саня

                  Григорьев.

 – люди ищущие, решительные, отважные. Им хорошо известны такие понятия, как долг, честь, и все поступки они совершают согласно этим качествам)

- Можно ли считать, что только случай связал судьбы двух капитанов?

Ожидаемые ответы.

- Судьба Григорьева тесно связана с судьбой капитана Татаринова, героическая самоотверженная личность исследователя Севера стала для простого мальчика образцом для подражания, летчик-капитан возвращает доброе имя моряку-капитану.

Обучающиеся слушают чтение эпилога романа.

Чудная картина открывается с этой высокой скалы, у подошвы которой растут, пробиваясь между камней, дикие полярные маки. У берега еще видна открытая зеркальная вода, а там, дальше, полыньи и лиловые, уходящие в таинственную глубину ледяные поля. Здесь необыкновенной кажется прозрачность полярного воздуха. Тишина и простор. Только ястреб иногда пролетит над одинокой могилой.

Льды идут мимо нее, сталкиваясь и кружась, – одни медленно, другие быстрее.

Вот проплыла голова великана в серебряном сверкающем шлеме: все можно рассмотреть – зеленую косматую бороду, уходящую в море, и приплюснутый нос, и прищуренные глаза под нависшими седыми бровями.

Вот приближается ледяной дом, с которого, звеня бесчисленными колокольчиками, скатывается вода; а вот большие праздничные столы, покрытые чистыми скатертями.

Идут и идут, без конца и края!

Заходящие в Енисейский залив корабли издалека видят эту могилу. Они проходят мимо нее с приспущенными флагами, и траурный салют гремит из пушек, и долгое эхо катится не умолкая.

Могила сооружена из белого камня, и он ослепительно сверкает под лучами незаходящего полярного солнца.

На высоте человеческого роста высечены следующие слова:

«Здесь покоится тело капитана И.Л.Татаринова, совершившего одно из самых отважных путешествий и погибшего на обратном пути с открытой им Северной Земли в июне 1915 года.

Бороться и искать, найти и не сдаваться

 «Бороться» (в том числе с собственными слабостями) - первая задача человека. «Искать» - значит иметь перед собой гуманную цель. «Найти» - это сделать мечту реальностью. А если будут новые трудности, то «не сдаваться».

Познавательные УУД: 

-установление причинно-  следственных связей;

-построение логической цепи рассуждений;

-доказательство;

-выдвижение гипотез и их обоснование.

Коммуникативные УУД:

-инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

 -умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Регулятивные УУД: 

-предвосхищение результата и уровня усвоения.

Познавательные УУД: -формулирование проблемы.

3.Работа над нравственной идеей текста

Задача этапа: использовать речевые средства для передачи своего впечатления, обсудить прочитанное.

Итак, прочитана и закрыта последняя страница романа. А расставаться с его героями не хочется, потому что это люди чести, долга, мужественные и уверенные, целеустремленные и находчивые. Такие люди вызывают у нас чувство восхищения и гордости. Рядом с такими людьми живется уверенно и спокойно. На таких людей хочется равняться. Хочется, чтобы они жили рядом с нами.

- Какое впечатление о романе у вас осталось?

- Что общего у романа «Два капитана»  с нашим временем?

- Какие проблемы, затронутые  в романе,  перекликаются с проблемами нашего времени?

А сам писатель говорил, что "это роман о справедливости и о том, что интереснее (так и сказал!) быть честным и смелым, чем трусом и лжецом". И еще он говорил, что это "роман о неизбежности правды".

-составляют синквейны;

-отвечают на вопросы.

 

Личностные УУД:

-оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающих личностный моральный выбор.

4.Творческая работа над текстом

Задача этапа: формировать представление о нравственных понятиях, отраженных в литературном тексте

- Ребята, мы с вами познакомились с романом«Два капитана». Напишите, пожалуйста, сейчас письмо-обращение к одному из героев романа. Подумайте, о чём бы вы им хотели сказать, что вас взволновало?

- Давайте послушаем, что вы написали.

- У кого-нибудь возникли вопросы? Может быть, кто-то не согласен или имеет своё мнение по данному вопросу?

Выполняют письменную групповую работу:

1 группа – письмо рассказчику

2 группа – письмо Николаю Антоновичу Татаринову

3 группа – письмо Кате Татариновой

Представитель из группы читает письмо-обращение.

Обсуждают письма-обращения.

Познавательные УУД: 

-самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные УУД:

-выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация.

Личностные УУД:

-оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающих личностный моральный выбор.

III. Рефлексия

Задачи:

- помочь учащимся самостоятельно обобщить материал;

- помочь самостоятельно определиться в дальнейшей обработке материала.

Функции:

1.Коммуникационная: обмен мнениями о новой информации.

2.Мотивационная: побуждение к дальнейшему расширению информационного поля.

3.Оценочная: соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса.

Итог

Задача этапа: понимать цель и смысл выполняемых заданий, осуществлять первоначальный контроль своих действий, формировать коммуникативные умения

Задача учителя: выяснить представления  о том, что было предметом обсуждения на уроке; дать возможность обучающимся поразмышлять над уроком.

- управляет подведением итогов;

- ставит новые вопросы и задачи на будущее;

- оценивает деятельность обучающихся.

- Давайте вспомним все, что мы говорили с вами в начале урока.

- Подтвердились ли ваши предположения?

- Какие они: два капитана?

- Какие же нравственные проблемы поднимает Каверин в своём романе?

- Прошло уже 70 лет после написания романа. Что-то изменилось в России с тех пор?

- Как вы думаете: почему?

-  Вольфганг Казак писал о В.А.Каверине: «Каверин один из значительных русских писателей. Романы Каверина отличаются насыщенностью действия, подчас - детективной увлекательностью и искусным построением"

 Как вы считаете, можно ли отнести эти слова к роману В.А.Каверина «Два капитана»?

- Какие выводы вы сделали лично для себя?

- Как вы оцените свою работу на уроке?

- Я думаю, что вы все поняли суть романа В.А.Каверина «Два капитана». Надеюсь, что сюжет произведения затронул ваши души и оставил в них определенный след, заставил задуматься над проблемами, поднятыми в романе, и пробудил потребность в прочтении. Этого хотел добиться великий русский писатель 20 века – В.А.Каверин.

- суммируют в групповой работе весь изученный материал;

- задают вопросы;

- делают самооценку своей деятельности;

-отвечают на вопросы.

Мы говорили о выборе жизненного пути.

Да.

Люди чести, долга, патриоты своей родины.

Да .

Захотелось

Взаимооценка  работы на уроке.

Регулятивные УУД:

-выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Личностные УУД:

-оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающих личностный моральный выбор.

Домашнее задание

Задача учителя:  мотивировать учеников для успешного выполнения домашнего задания; познакомить с его содержанием и провести инструктаж по его выполнению; стимулировать творческую активность детей.

 - Время неумолимо движется вперед. Взлетают в небо современные космические корабли, открываются новые звезды, строятся дороги и города. Неизменно главным в жизни остаются такие понятия, как ДОЛГ, ЧЕСТЬ, ДОСТОИНСТВО, ПАТРИОТИЗМ. Не забывайте об этом.

В качестве домашнего задания я предлагаю написать сочинение – рассуждение на тему «Всякий ли человек может стать капитаном своей судьбы и так  уж это необходимо?»

А закончить сегодняшний урок мне бы хотелось прослушиванием песни Б.Окуджавы «Святое воинство»

Записывают задание в дневнике и в тетради.

Слушают песню.


что в образе Татаринова слилось три реальных человека, три капитана, три начальника русских морских экспедиций Георгий Яковлевич СедовГеоргий Львович Брусилов и Владимир Александрович Русанов. Седов мечтал водрузить на Северном полюсе российский флаг, погиб на земле Франца-Иосифа....Брусилов хотел пройти Северным морским путем, погиб во льдах, Русанов, посвятивший себя делу освоения Арктики...погиб. И потому надгробная надпись на могиле Татаринова: «Здесь покоится тело капитана И. Л. Татаринова, совершившего одно из самых отважных путешествий и погибшего на обратном пути с открытой им Северной Земли в июне 1915 года. Бороться и искать, найти и не сдаваться».

 Книга.

2. Увлекательная, познавательная.

3. Помогает, раскрывает и доказывает.

4. Это неиссякаемый источник знаний.

5. Мудрость.

Роман

биографический, любовный, исторический;

повествует, раскрывает, волнует;

Роман читаю каждый день.

 Жанр

Жизнь.
Короткая, длинная.
Веселиться, горевать, проживать.
Дана всем, отнята другими.
Сложно.

 Один из путешественников, покоритель снегов, льдов Арктики датчанин Ф.Нансен сказал  такие слова: «Много заманчивого, нераскрытого, таинственного хранят северные широты». Всегда они влекли к себе людей ищущих, решительных, отважных, о ком и говорит Ф.Нансен. Много имен мы не знаем и никогда не узнаем. В Арктике разворачивались драмы и трагедии. Здесь проявлялись разные черты человеческого характера: романтичность и героизм, величие человеческого духа и слабость, бескорыстие и тщеславие, смелость и трусость. Но что интересно: благодаря усилиям многих поколений полярников наших и зарубежных, мы знаем сегодня природу этого холодного ледяного края не хуже других регионов земного шара.

Что касается открытия Северной Земли. Северная Земля, о которой говорится в романе, была открыта в 1913 году А.И.Вилькицким в период Гидрографической экспедиции на Северный Ледовитый океан, проходившей с 1910 года по 1915 год. Своим рождением эта экспедиция обязана поражению России в русско-японской войне. Необходимо было иметь свой путь проводки кораблей в Великий океан, чтобы не зависеть от Суэцкого и других каналов теплых стран. Власти приняли решение создать экспедицию и тщательно обследовать наименее трудный участок от Берингова пролива до устья Лены, чтобы можно было пройти с востока на запад, от Владивостока до Архангельска или Петербурга. Для этой цели построили два корабля с металлическим корпусом «Таймыр» и «Вайгач». Начальником экспедиции был вначале А.И.Вилькицкий, а затем с 1913 года его сын Б.А.Вилькицкий. Они вели гидрографические изыскания только летом, а на зиму возвращались во Владивосток. В 1913 году 21 августа бы замечен огромный архипелаг, покрытый вечными снегами, севернее мыса Челюскин. Следовательно, от мыса Челюскин севернее не открытый океан. А пролив, позже названный проливом Б. Вилькицкого. Архипелаг первоначально был назван Землей императора Николая 2. Северной Землей он называется с 1926 года.

Это низкие, подлые, трусливые, завистливые люди. Для достижения своих целей они совершают бесчестные поступки. Они не останавливаются ни перед чем. У них нет ни чести, ни совести. Иван Павлович Кораблев называет Николая Антоновича страшным человеком, а Ромашова человеком, у которого нет совсем никакой морали. Эти два человека стоят друг друга. Даже любовь не делает их более симпатичными. В любви оба выступают эгоистами. Добиваясь цели, они ставят свои интересы, свои чувства превыше всего, не считаясь с чувствами и интересами человека, которого они любят, действуя низко и подло. (Николай Антонович и Ромашов)

Гаер Кулий - отчим Сани и его сестры. Это глупый, ленивый и жестокий человек. С назидательно – угрожающим видом он рассказывал детям историю из своего детства, как он пожаловался своему дяде на мать, которая помогала людям, а потом спокойно стоял и смотрел, как дядя избивал ее. Он служил на пристани в конторе, но его выгнали оттуда за какие – то темные дела. Он нигде не работал, « висел» у матери на шее и пытался учить и воспитывать детей. Он требовал, чтобы дети приходили к нему по утрам здороваться и говорить ему: «Доброе утро, папа», просили у него позволения сесть за стол и благодарить его за обед, хотя в семье работала только мама, а обед варила сестра. Потом он поступил в батальон смерти, поддерживающий Временное правительство. Когда же батальон был разбит красными, он бежал из города, спасая свою жизнь

Николай Антонович часто рассказывал о своем брате, которому он оказывал моральную и нравственную помощь, а тот оказался неблагодарным. Несмотря на приятную внешность, Николай Антонович был подлым, низким человеком. Об этом говорят его поступки. Он подговорил Ромашова подслушивать все, что о нем говорят в школе, и доносить ему. Он устроил целый заговор против Ивана Павловича Кораблева, желая выгнать его из школы, потому что ребята его любили и уважали и потому что он просил руки Марьи Васильевны, в которую сам был сильно влюблен и на которой хотел жениться. Именно Николай Антонович повинен в гибели своего брата Татаринова: это он занимался снаряжением экспедиции и сделал все возможное, чтобы она не вернулась назад. Он всячески мешал Григорьеву вести расследование по делу пропавшей экспедиции. Более того, он воспользовался письмами, которые нашел Саня Григорьев, и защитился, стал профессором. Стремясь уйти от наказания и позора в случае разоблачения, он подставил под удар другого человека, фон Вышимирского, когда были собраны все улики, доказывающие его вину. Эти и другие поступки говорят о нем как о человеке низком, подлом, бесчестном, завистливом. Сколько подлости он совершил в своей жизни, сколько ни в чем не повинных людей погубил, скольких людей сделал несчастными. Он достоин только презрения и осуждения.

С Ромашовым Саня познакомился в 4 школе – коммуне, куда его забрал Иван Павлович Кораблев. Их кровати стояли рядом. Мальчишки подружились. Сане не нравилось в Ромашове, что он все время говорит о деньгах, копит их, дает взаймы под проценты. Очень скоро Саня убедился в подлости этого человека. Саня узнал, что по просьбе Николая Антоновича Ромашка подслушивал все, что говорили о заведующем в школе, записывал в отдельную книжку, а потом за определенную плату доносил Николаю Антоновичу. Он рассказал ему и о том, что Саня слышал заговор педсовета против Кораблева и хочет обо всем рассказать своему учителю. В другой раз он грязно насплетничал Николаю Антоновичу про Катю и Саню, за что Катю отправили на каникулы в Энск, а Саню перестали пускать в дом Татариновых. Письмо, которое Катя написала Сане перед своим отъездом, также не дошло до Сани, и это тоже было делом рук Ромашки. Ромашка опустился до того, что рылся в чемодане Сани, желая найти на него какой – нибудь компромат. Чем старше становился Ромашка, тем больше становилась его подлость. Он дошел даже до того, что стал собирать документы на Николая Антоновича, своего любимого учителя и покровителя, доказывающие его вину в гибели экспедиции капитана Татаринова, и готов был продать их Сане в обмен на Катю, в которую был влюблен. Да что продать важные бумаги, он готов был хладнокровно убить товарища детства ради исполнения своих грязных целей. Все поступки этого человека низкие, подлые, бесчестные.


Саню обвиняют в том, что он является виновником смерти матери Кати и жены капитана Татаринова Марьи Васильевны, которой он открывает правду о Николае Антоновиче, ставшем ее мужем. От него отворачивается Катя, упрекает его и Иван Павлович Кораблев. Сане очень тяжело, и он говорит, что ему остается или умереть, или найти экспедицию капитана Татаринова, чтобы доказать свою правоту. И Саня сдержал свое слово: он нашел экспедицию капитана Татаринова.

Трудно представить, как бы сложилась жизнь Сани Григорьева, если бы на его пути не повстречался удивительный человек Иван Иванович Павлов. Однажды морозным зимним вечером в окно домика, где жили двое маленьких детей, кто - то постучал. Когда дети открыли дверь, в комнату ввалился обессилевший обмороженный человек. Это и был доктор Иван Иванович, бежавший из ссылки. Он прожил с детьми несколько дней, показывал детям фокусы, научил их печь картошку на палочках, а самое главное – научил немого мальчика разговаривать. Кто же мог знать тогда, что этих двух людей, маленького немого мальчика и взрослого человека, прятавшегося от всех людей, на всю жизнь свяжет крепкая верная мужская дружба.

Пройдет несколько лет, и они встретятся снова, доктор и мальчик, в Москве, в больнице, и доктор долгие месяцы будет бороться за жизнь мальчика. Новая встреча состоится в Заполярье, где будет работать Саня. Они вместе, полярный летчик Григорьев и доктор Павлов, полетят спасать человека, попадут в страшную пургу, и только благодаря находчивости и мастерству молодого летчика сумеют посадить неисправный самолет и проведут несколько дней в тундре среди ненцев. Вот здесь, в суровых условиях Севера, проявятся истинные качества и Сани Григорьева, и доктора Павлова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эффективные приемы работы с текстом как средство повышения коммуникативной компетенции обучающихся.

Методическая разработка на тему: Эффективные приемы работы с текстом как средство повышения коммуникативной компетенции обучающихся....

Интеграция школьных дисциплин в процессе преподавания литературы как средство повышения коммуникативной компетенции обучающихся

Автор делится своими наработками (приемами и средствами, используемыми в практике, повышающими коммукативную компетентность обучающихся), позволяющими познавать мир как единое, неделимое целое (целост...

«Использование информационных технологий на уроках английского языка как средство повышения предметных компетенций обучающихся»

Внедрение информационно-коммуникационных технологий создает предпосылки для интенсификации образовательного процесса. Они позволяют на практике использовать психолого-педагогические разработки, обеспе...

Стратегия работы с информационной карточкой как средство повышения читательской компетенции учащихся.

Данная статья рассказывает об опыте использования стратегии  работы с информационной карточкой при чтении информационных текстов с целью повышения читательской компетентности учащихся. Я коротко ...

«Работа с текстом на уроках русского языка и литературы, как средство формирования коммуникативной компетенции обучающихся»

laquo;Работа с текстом на уроках русского языка и литературы, как средство формирования коммуникативной компетенции обучающихся»...

Статья "Использование художественной литературы на английском языке как средства повышения читательской активности обучающихся"

Статья "Использование художественной литературы на английском языке как средства повышения читательской активности обучающихся"...