Проект "Путешествие в слово"
презентация к уроку (6 класс)

Заяц Ирина Станиславовна

Проект "Путешествие в слово"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проект "Путешествие в слово"2.99 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Школьные принадлежности

Слайд 2

Проблемные вопросы Почему школьные принадлежности именно так называются? Что обозначали первоначально? Откуда они явились в наш язык?

Слайд 3

«Путешествие в слово»

Слайд 4

Актуальность исследовательской работы Проблема происхождения названий школьных принадлежностей интересна для людей. Все учились в школе и задавались вопросом: «Почему так названы те или иные школьные предметы?»

Слайд 5

Цель исследовательской работы Изучить историю происхождения названий школьных принадлежностей.

Слайд 6

Задачи исследовательской работы Найти информацию об этимологических словарях и ученых лингвистах, которые занимались вопросами этимологии; Найти в этимологических словарях слова по теме исследования; Собрать интересные сведения об их использовании в речи; Найти стихотворения, загадки о школьных предметах

Слайд 7

Объект исследования Имена существительные, обозначающие предметы школьной тематики

Слайд 8

Предмет исследования Происхождение имен существительных, обозначающих предметы школьной тематики

Слайд 9

Этимология – наука о происхождении и истории слов.

Слайд 10

Этимологические словари

Слайд 12

Происхождение слов Древнерус - ское Латинское Греческое Тюркское Немецкое Клей Кисточка Точилка Ручка Глобус Линейка Циркуль Ластик Резинка Пенал Атлас Тетрадь Карандаш Рюкзак

Слайд 13

Путешествие в слово

Слайд 14

Атлас В греческой мифологии был титан Атлант, который, согласно легенде, держал на голове и руках небесный свод (в наказание за участие в борьбе титанов против богов). «Тогда, какое отношение Атлант имеет к атласу?» - спросите вы. А ответ будет прост: Атлант по-гречески – Атлас, то есть одно и то же.

Слайд 15

Глобус Люди знакомы с глобусом уже несколько тысячелетий. Но почему же глобус все-таки назван глобусом, а не как-то иначе? Дело в том, что само латинское слово globus означает «шар». Держа в руках глобус, вы держите шар.

Слайд 16

Карандаш Слово карандаш, известное у нас с 18 века, тюркского происхождения. Карандаш буквально означает «черный камень», то есть графит. Из этого природного материала черного или темно-серого цвета делают стержни для рисования и черчения, которые вставляют в тонкую деревянную оправу, имеющую форму палочки.

Слайд 17

Кисточка Кисточка – это слово произошло от древнерусского слова «кисть» в значении предмета, которым мы раскрашиваем рисунки. Является уменьшительным вариантом от слова «кисть», «пучок, связка, ветка».

Слайд 18

Клей Клей – древнерусское слово, того же корня, что и глина. Буквально – «вязкое, скользкое вещество».

Слайд 19

Ластик (резинка) Почему резинка названа резинкой – это, наверное, всем понятно, она резиновая (от латинского resina – «смола»). А откуда второе название - ластик? Тоже из резины, вернее из каучука - смолы, из которой делают резину. Каучук ( кау – «дерево», учу – «плакать») по-латыни – gummi elasticus , что значит «упругий», «хорошо растягивающийся», отсюда и ластик.

Слайд 20

Линейка Производное от слово линия, заимствованного через немецкий из латинского языка, где linea - «линия», «нитка», производное от linum - «лен». А линейка буквально означает «инструмент для проведения линий».

Слайд 21

Мел Мел – это мельчайшие остатки древней жизни на Земле: раковин, обломков скелетов вымерших морских животных. Мел откладывался в водоемах в течение многих лет.

Слайд 22

Пенал Слово пенал произошло от лат. « пенна » , которым называли перо. Поэтому ящичек для хранения перьев назвали пенал.

Слайд 23

Ручка Слово произошло от древнерусского слова «ручка» в значении предмета, за который держатся. Является уменьшительным вариантом от слова «рука». Первую шариковую ручку в 1938 году изобрел венгр Йозеф Ласло Биро . Он на пару со своим братом георгом запатентовал новое изобретение. В 1940 году первыми покупателями стали ВВС Великобритании. Пользоваться во время полета перьевыми ручками было совершенно невыносимо, шариковые же ручки писали чисто и аккуратно.

Слайд 24

Рюкзак Мы привыкли считать ранец чисто школьным предметом, а его вместе с названием занесли к нам как «заплечный походный мешок»- Ranzen наемные немецкие солдаты московских царей в XVII веке. Лет через 150-200 слово перешло на ученическую сумку, также носимую на спине.

Слайд 25

Тетрадь Слово тетрадь заимствовано в XI веке из греческого языка, оно означает четвертую часть полного листа ( tetra переводится как четыре). В далекие времена тетради состояли из сшитых листов пергамента, позже – из бумаги.

Слайд 26

Точилка Образовалось от древнерусского слова «точить» с исходным значением «заставлять бежать».

Слайд 27

Циркуль Слово «циркуль» происходит от латинского circulus – «круг, окружность, кружок», от латинского же circus – «круг, обруч, кольцо». В русский язык циркуль пришел от польского cyrcul или немецкого zirkel . История циркуля насчитывает уже несколько тысяч лет - судя по сохранившимся начерченным кругам, инструмент был знаком еще вавилонянам и ассирийцам.

Слайд 28

Стихотворения о школьных принадлежностях


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

письма для 7 класса "Подбор к заданным словам–предметам, словам-признакам, словам-действиям синонимов, антонимов"

Конспект разработан для 7 класса для детей с умеренной степенью умственной отсталости, проживающих в условиях детского дома-интерната. Данный конспект  был разработан с учетом индивидуальных особ...

Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести...

С данным эссе я стала победителем интернет-тура I Всероссийского фестиваля «Русский язык – общенациональное достояние народов Российской Федерации» в номинации «Знаток русского языка», который проходи...

Коррекционное логопедическое занятие "Слова-приятели, слова-неприятели, родственные слова (закрепляющее занятие)" с самоанализом

Данное занятия было разработано и проведено с обучающимися 3 класса, имеющими нарушение письма и  чтения, обусловленным системным недоразвитием речи легкой степени при ЗПР. Также представлен и са...

Конспект урока по теме "Составление слов из слогов, деление слов на слоги. Перенос слов с одной строки на другую"

Конспект урока для учащихся 2 классов с НВОНР, нарушением чтения и письма....