Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности Студия «Юный журналист»
рабочая программа (5, 6, 7 класс)
Данная программа имеет социально-педагогическую направленность и нацелена на освоение журналистики как творческой деятельности, формирование её профессиональных и духовно-нравственных основ. Программа помогает подростку пробовать себя в роли корреспондента, фотографа, интервьюера на равных со взрослыми, даёт возможность быть включенным в систему массовой коммуникаций, развивать коммуникативные компетенции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yunyy_zhurnalist_2019_evgeniya_v.doc | 301 КБ |
Предварительный просмотр:
СОГЛАСОВАНО: Зам. директора по ВР ________________ Т.В. Дьяченко. «___» ____________ 20__ г. | УТВЕРЖДАЮ: Директор МБОУ «Хорошковская СШ им. Г.Ф. Цыбенко» ________ Ю.В.Бохан «___» ________ 20__ г. |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
Художественной направленности
Студия «Юный журналист»
Возраст обучающихся: 11-13 лет
Срок реализации -1 год
Автор составитель:
Евдокимова Евгения Владимировна,
педагог дополнительного образования,
учитель русского языка и литературы
2019год.
2.Пояснительная записка
Данная программа имеет социально-педагогическую направленность и нацелена на освоение журналистики как творческой деятельности, формирование её профессиональных и духовно-нравственных основ. Программа помогает подростку пробовать себя в роли корреспондента, фотографа, интервьюера на равных со взрослыми, даёт возможность быть включенным в систему массовой коммуникаций, развивать коммуникативные компетенции.
Концепция развития дополнительного образования детей в Российской Федерации (2019) обращает внимание на важное значение системы дополнительного образования: «Именно творческая среда дополнительного образования, в отличие от традиционной среды общего образования, способна обеспечить обучающимся широкий спектр условий и возможностей для реализации всего комплекса личностных потребностей, что, в свою очередь, стимулирует их активную свободную деятельность как полноценных субъектов образовательного процесса». Программа «Юный журналист» позволяет решить поставленные задачи посредством создания оптимальных условий для становления личности подростка, раскрытия его творческого потенциала,художественной направленности.
Одним из основных направлений данной программы является развитие подростка как личности, обладающей адекватной самооценкой, критическим мышлением, умеющей налаживать коммуникации и принимать решения.
Данная программа решает не только образовательные задачи, но и социальные: профориентационное самоопределение подростка, знакомство юного журналиста с этикетом и основными требованиями этой профессии, разностороннее развитие личности подростка, становление гражданской позиции и проявления социальной и творческой инициативы.
Актуальность программы
Программа подготовки юных журналистов актуальна в современном мире. Это связано не только с тем, что профессия журналиста всегда остается востребованной, но и с интересом подростков ко всему новому, стремлением к самореализации, как творческой личности, а также интересному, познавательному общению. Журналистика имеет настолько большое влияние на массы, что возможность взглянуть и изучить законы этого рода деятельности «изнутри», примерить на себя роль журналиста, вызывает у подростков неподдельный интерес.
Актуальность программы «Юный журналист» обусловлена и особенностями нашего местоположения.. На территории Хорошковского СП нет местных печатных изданий, а для подростков – вообще ни одного. В связи с этим программа имеет больше практическую направленность. Подростки, обучающиеся по данному курсу, участвуют в создании школьной подростковой газеты «Окно в мир», стремясь отражать наиболее важные события, аргументировано высказывать собственную точку зрения и формировать общественное мнение по ряду актуальных проблем в среде подростков и молодежи. Они изучают технологию и способы написания, обработки материалов. Учащиеся знакомятся с художественными, публицистическими, информационными жанрами, а также особенностями верстки и дизайна газеты. В процессе обучения подростки учатся концентрировать внимание читателя с помощью заголовков, иллюстрации, фотографий в газете.
Новизна программы заключается в компетентно–деятельностном подходе обучения и воспитания подростков и молодёжи, который базируется на деятельностно-модульной модели образования. Такая модель позволяет строить и корректировать индивидуальные образовательные маршруты обучающихся, дифференцировать обучение в соответствии с возрастом участников программы, их способностями и интересами.
Педагогическая целесообразность
Посредством форм и методов педагогической технологии, в том числе инновационного характера, в условиях максимального психологического комфорта детям в доступной форме даются знания, умения и навыки. Теоретический блок тесно переплетается с практическим, что способствует лучшему освоению программы, а также приобретению и отработке практических навыков на основе полученных знаний. Активное усвоение содержания программы должно стимулировать творческую и социальную активность личности, развивать способность к саморазвитию и самообразованию. Формирование общей культуры ученика в рамках воспитательной деятельности идет целенаправленно, при этом в каждом выбранном направлении формулируются конкретные задачи, которые реализуются различными формами, в основе которых лежит системно-деятельностный подход.
Программа «Юный журналист» носит междисциплинарный характер и связана с такими дисциплинами, как русский язык, литература, информатика, статистика, логика, обществознание, социология, изобразительное искусство, мировая художественная культура, история.
Цель данной программы – создание оптимальных психолого-педагогических условий для формирования культурной, творческой, социально-активной личности средствами журналистики.
- знакомство детей с многообразием журналистских жанров, с основами издательского дела, обучение основным принципам и
законам написания и редактирования публицистического, художественного и научного текстов;
- развитие творческих способностей детей, формирование умения ориентироваться в потоке информации, расширение кругозора детей;
- создание постоянно действующего актива юных корреспондентов.
Для достижения цели необходима реализация следующих задач:
образовательные:
формировать представления о профессии журналиста, дать специальную подготовку, показать особенности журналистских специальностей;
формировать теоретические знания и практические навыки в сфере журналистики;
познакомить программами верстки (Adobe Photoshop, Page Maker, Adobe InDesign);
способствовать формированию профессиональной грамотности;
развивающие:
формировать и развивать коммуникативные навыки и умения;
развивать интерес к профессии журналиста;
развивать эмоционально-волевую сферу, способствующую формированию активной гражданской позиции;
создавать условия для развития критического мышления, креативности, расширения кругозора, развивать их культуру речи, письма, общения.
воспитательные:
создать оптимальные условия для формирования и развития детского коллектива;
содействовать становлению адекватной самооценки ребенка через переживание ситуации успеха, ощущение значимости своих действий;
воспитывать ответственность, самостоятельность, аккуратность;
создать условия для проявления детско-юношеской инициативы;
способствовать позитивной социализации учащихся.
Программа «Юный журналист» носит личностно - деятельностный характер. В процессе реализации курса и участия в выпуске газеты «Окно в мир» подростки применяют различные подходы к изучению и написанию журналистского материала: научный, исследовательский, творческий. Учатся использовать вновь полученные знания и накопленный опыт в любых жизненных ситуациях.
Участие в создании конкретного продукта – газеты «Окно в мир» - помогает подростку правильно распределять обязанности, вырабатывает ответственность, системность, учит планировать и работать по плану. Благодаря работе над выпуском подростки учатся высказывать свою точку зрения и принимать во внимание мнение окружающих, работать в коллективе, искать компромиссы. Каждый выпуск газеты готовит ответственный редактор – обучающийся, который берет на себя роль ответственного за выпуск. Благодаря этому, подростки чувствуют свою значимость и пробуют себя в роли взрослого человека.
Освоившие эту программу, за год обучения публикуют не менее 3-х газетных материалов в разных жанрах, участвуют в выпуске не менее 6 номеров газеты. Со 1-го года обучения у учащихся есть возможность публикаций в районной газете «Ваша Звезда».
Формы и режим занятий; Реализация дополнительных общеобразовательных программ осуществляется в течение всего календарного года, включая каникулярное время.
Формы занятий: практическая работа, лекция, выпуск газеты, интервьюирование.
Реализация дополнительных общеобразовательных программ осуществляется в течение всего календарного года, включая каникулярное время
Режим занятий: понедельник, среда 16-00 – 17-30.
Данная программа рассчитана на обучение подростков 11-13 лет.
Принципы обучения построены на возрастных и индивидуальных особенностях учащихся, требованиях нормативно-правовых документов и норм СанПиН.
Можно выделить основные принципы и методы, на основе которых строится образовательный процесс:
- Метод эмоционального погружения.
- Принцип «от теории к практике». Постепенно изучая азы журналистского мастерства, подростки учатся писать грамотные и интересные материалы, работать с полученной информацией.
- Принцип развития подростка в личностном плане (тренинги, психологические игры и т.д.)
- Словесный и наглядный методы (используется в теоретическом блоке данной программы)
- Репродуктивный метод (через практические задания).
- Метод «спирали» (некоторые темы являются сквозными на протяжении всего времени обучения, таким образом, материал постепенно усложняется, а полученные ранее знания закрепляются посредством повтора).
Отдельное внимание отводится методам креативной педагогики, таким как:
открытые задачи;
синектика;
методы критического мышления.
Используются игровые технологии обучения, методы проблемного обучения, развития критического мышления.
Программа рассчитана на 1 год обучения. Занятия проводятся в разновозрастной подгруппе:11-13 лет;
Организация и проведение образовательного процесса по программе предполагает использование различных форм обучения и воспитания:
теоретические занятия: академическая лекция, беседа, дискуссия, критический анализ изданий, интеллектуальна игра и др.;
практические занятия: выход на природу, посещение мероприятий, творческие встречи, психологический тренинг, проектная деятельность, самостоятельная работа и т.д.;
исследовательская деятельность (сбор материала и фактов; изучение специальной литературы, информационные доклады и др.);
групповая работа (работа над текстами: набор, вычитка, правка редакторская и корректорская, поиск информации в Интернете);
индивидуальная работа.
Большое место в образовательном процессе занимает самообразование и творческая деятельность юных журналистов. Они свободны в выборе темы, формы подачи материала, в своих рассуждениях, выводах.
Каждый выпуск газеты – это отражение самостоятельного творчества обучающихся, их интересов, увлечений. В образовательном процессе в период работы над газетным материалом происходит корректировка его сообразно заявленным темам и планированию.
Работа над очередным номером газеты имеет большое обучающее значение: все теоретические знания закрепляются на практике. Участие в творческих конкурсах помогает понять всю ценность проделанной работы, выявляет достоинства и недостатки газеты, формирует творческую самооценку учащихся.
Режим организации образовательного процесса
1-ый год обучения
Недельная нагрузка составляет 3 часа в неделю (105часов за год).
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности;
К концу обучения по данной программе учащиеся должны:
Знать:
историю мировой журналистики (выпуск первых газет);
понятия главного и второстепенного в газете;
черты различных дизайнов;
основные жанры фотографии;
методы обработки информации;
особенности различных способов представления информации
Уметь:
выбирать шрифт для различного рода статей;
составлять эскизы газет;
подбирать иллюстрацию;
фотографировать различные объекты;
брать и обрабатывать интервью;
печатать материалы для газеты;
обрабатывать и анализировать первичную информацию;
создавать электронные презентации с помощью редактора Microsoft Power Point;
Иметь навыки:
работы на компьютере;
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы (выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т.д.).
тестирования (теория);
зачета творческой работы;
педагогических наблюдений;
карты самооценки.
ежемесячного рейтинга лучших публикаций;
педагогических наблюдений;
карты самооценки.
Воспитательная работа в объединении строится в неразрывной связи с образовательным процессом. Сохраняются традиции ( акции для жителей села к Дню матери, Новому году; Новогодний праздник, 23 февраля–8 марта, День всех именинников и др.).
3.Учебно-тематический план
№ п\п | Разделы и темы | Всего часов | Из них | Форма аттестации | |
теория | практика | ||||
Введение в журналистику |
| ||||
1 | Введение в журналистику | 2 | 1 | 1 | Устный опрос |
2 | История журналистики | 6 | 2 | 4 | |
3 | Структура СМИ. Редакция газеты. | 8 | 4 | 4 | Защита моделей газеты |
| Личность журналиста |
|
|
|
|
4 | Качества, нужные журналисту | 10 | 3 | 7 |
|
5 | Основы журналистского этикета | 4 | 2 | 2 | Устный опрос, практические ситуации |
6 | Творчество известных журналистов | 7 | 3 | 4 | Презентация журналиста |
| Информационные жанры |
|
|
|
|
7 | Новости – основа информационного потока | 8 | 4 | 4 | Тест по итогам изучения информационных жанров, творческие работы по каждой теме |
8 | Заметка – искусство замечать детали | 8 | 4 | 4 | |
9 | Источник информации – интервью | 8 | 4 | 4 | |
10 | Мнение читателя. Как его узнать? | 5 | 2 | 3 | |
| Оформление журналистского материала |
|
|
|
|
11 | Особенности оформления различных материалов | 7 | 3 | 4 | Практическая самостоятельная работа |
12 | Художественное оформление материала | 9 | 4 | 5 | |
13 | Итоговое занятие | 4 | - | 4 | Карта самооценки |
14 | Работа над выпуском газеты «Окно в мир» | 9 | - | 9 | Зачет творческих работ |
15 | Участие в конкурсной деятельности | 4 | 4 | Представление результатов работы в конкурсах различного уровня | |
16 | Участие в выставочной (или соревновательной) деятельности | 3 | 3 | Участие в выставках и презентациях. | |
17 | Написание и публикация заметов в районной газете «Ваша «Звезда» | 3 | 3 | ||
Итого: | 105 | 34 | 71 |
4.Содержание программы дополнительного образования
Тема 1. Введение в журналистику.
Инструктаж по технике безопасности.
Теория: Знакомство с основными понятиями журналистики, профессии журналист.
Практика: Игры и тренинги на знакомство, выявления склонности к деятельности в сфере журналистики. Входная диагностика.
Тема 2. История журналистики
Теория: История российской журналистики. История подростковой прессы. Гимназические рукописные журналы, газеты. В советский период – самодеятельные стенгазеты, литературные альманахи. Коммерческие детские издания – копии западных развлекательных журналов и газет для подростков и детей. Подростковая пресса – трибуна юных. Свобода слова и цензура. Краткий юридический словарь журналиста.
Практика: Анализ современной подростковой прессы и печатных изданий советского периода. Создание коллажей и стенгазеты.
Тема 3. Структура СМИ. Редакция газеты.
Теория: Типы и виды изданий. Понятие об «информационной нише». «Российская газета», «АиФ», «Комсомольская правда», «Коммерсант» и их приложения. Радио-версии. Тележурналы. Виртуальные издания («Газета.ru», «Лента. ru», информационные агентства). Модели газет и журналов. Редакция газеты. Распределение обязанностей в различных типах изданий. Система отделов, их рабочая направленность.
Практика: Анализ детской и подростковой прессы: «Ровесник», «Все звезды», «Молоток» и др. Групповая разработка своей модели. Конкурсная защита моделей газет. Обсуждение достоинств и недостатков. Ролевая игра «Редакция».
Тема 4. Качества, нужные журналисту.
Значение внимания, памяти, фантазии. Журналист должен запомнить не только факты, их можно сразу записать или позднее уточнить, но и свое восприятие происходящего, интересные детали, реплики очевидцев, их эмоциональное состояние. Способы воссоздания полноты картины происходившего события. Достоверность информации. Журналист - очевидец или участник события. Вербальные и невербальные коммуникации.
Практика: Тренинги на развитие внимания, фантазии, памяти, креативного и критического мышления. Тестирование самооценки, упражнения на формирования адекватного восприятия «я», умение налаживать внутренний и внешний диалоги. Упражнение на командообразование.
Тема 5. Основы журналистского этикета.
Ты – представитель своей газеты. Разговор по телефону. Можно ли забыть имя собеседника, как нужно ли готовиться к встрече с героем своего будущего материала. Основы этикета. Понятие «объективности» и «субъективности» в рамках журналистской этики. Мораль и нравственность в СМИ.
Практика: Упражнения на отработку правил этикета. Разговор по телефону. Упражнения: «Прохожий», «Неудобный вопрос», «Справочная служба» и др.
Тема 6. Творчество известных журналистов.
Теория: Творчество журналистов, пишущих в молодежных и подростковых изданиях. Победители конкурса «Журналист года».
Практика: Подготовка презентаций «Журналист, который мне интересен».
Тема 7. Новости – основа информационного потока.
Теория: Понятие информации и информационного потока. Роль информации в обществе. Как собрать новости и где их найти. Дополнительные источники информации. Знакомство со Всемирной информационной сетью. Новость и расширенная новость. «Скелет» новости. Схемы написания: «треугольник», «обратный треугольник», «песочные часы». Понятия «ядро», «деталь», «бэкграунд».
Практика: составить «десятку» последних школьных новостей. Написание новостей различными способами (применение схем на практике). Написание новости по фото. Упражнения на внимательность, развитие ассоциативного мышления.
Тема 8. Заметка – искусство замечать детали.
Теория: Заметка – искусство замечать детали. Заметка и ее виды: хроникальная, информационная, мини-портрет, мини-рецензия, мини-совет, мини-история и др. Обзор и обозрение – отличия и сходства.
Практика: Упражнения на определение подвида заметки. Практическая работа по отработке навыков написания разного вида заметок.
Тема 9. Источник информации – интервью.
Теория: Чем отличается интервью от заметки. Как выбирается собеседник (обладатель интересной информации, очевидец события, участник мероприятия). Алгоритм работы над интервью. Основные типы вопросов. Интервью-монолог, интервью-диалог, интервью-полилог.
Практика: Интервью у одноклассников, у взрослого человека. Объяснить свой выбор. Упражнения «Интервью у супер-героя», «Самоинтервью», «Идеальный собеседник» и др.
Тема 10. Мнение читателя. Как его узнать?
Теория: Что такое обратная связь? Особенности работы с письмом. Как искать ответы на вопросы читателя. Работа в социальных сетях. Специфика тематических соцопросов. Что показывают соцопросы? Как проверить достоверность данных? Отличительные черты соцопроса и блиц-опроса.
Практика: провести соцопрос на любую выбранную тему устно и в социальной сети. Объяснить свой выбор, обработать результаты. Провести блиц опрос у 10 незнакомых людей.
Тема 11. Особенности оформления различных материалов.
Теория: Заголовок и заголовочный комплекс. Подзаголовок. «Броский» заголовок. Как привлечь внимание читателя заголовком. Типология заголовков, вариации. Рубрика – смысловая нагрузка и оформительский элемент. Постоянная рубрика и периодическая. Особенности тематической страницы. Как выбрать тематику. Праздничные материалы – тонкости настроения перед праздником.
Практика: подготовка праздничного или тематического материала. Упражнения на подбор заголовка к материалам. Отработка типов заголовков.
Тема 12. Художественное оформление материала.
Теория: Фотография, рисунок (иллюстрации к репортажу, путевым заметкам, зарисовкам). Дополнение к материалу или отдельный объект? Особенности фотографии: четкость, яркость, цвет.
Рисунок – развлечение: комиксы, головоломки, юмор и сатира. Может ли рисунок заменить фотографию? Карикатура.
Практика: Постановочные фотографии к выданным материалам. Репортажная съемка. Упражнения «Настенная живопись», «Рисунок в клеточку» и др.
Тема 13. Итоговое занятие.
Теория: Анализ выпусков газеты «Окно в мир » за год. Подведение итогов.
Практика: Карта самооценки. Планы на следующий год, раздача заданий на лето.
Тема 14. Работа над выпуском газеты «Окно в мир»
Практика: редактура и корректировка материалов для газеты «Окно в мир». Вычитка, начальное макетирование.
Методическое обеспечение
Для реализации программы используются следующие дидактические материалы:
раздаточный материал по жанровой тематике (художественно-публицистические, аналитические, информационные жанры);
методички с лекциями по теории журналистики;
карточки для проведения занятий по развитию памяти, фантазии и внимания;
видеолекции по журналистике;
презентационные материалы к занятиям;
подборка печатных изданий.
5.Планируемые результаты:
Учащиеся должны уметь:
- определять стиль и тип речи; давать характеристику текста публицистического стиля; в соответствии с темой и основной мыслью отбирать материал, составлять план и использовать им в устных и письменных высказываниях;
- совершенствовать содержание и языковое оформление сочинения; пользоваться разнообразными языковыми средствами в сочинениях публицистического характера;
- находить и исправлять орфографические, пунктуационные, грамматические и речевые ошибки;
- соблюдать стилевое единство в устных и письменных высказываниях;
- строить связные высказывания, используя различные газетные жанры;
- проводить литературное редактирование и литературную правку текста.
На занятиях вырабатываются следующие умения и навыки:
1. Умение работать с разной литературой.
2. Умение работать с компьютером.
3. Умение брать и давать интервью.
4. Использование знаний основных жанров периодической печати.
Занятия в кружке журналистики развивают фантазию, память, психологические навыки,
коммуникабельность, умение ориентироваться в любой ситуации, повышают грамотность.
Кроме теоретических лекций на каждом занятии будут проводиться интересные журналистские тренинги.
Учащиеся должны знать:
-понятие макета;
-общие правила набора текста;
-основные термины работы со шрифтами;
-основные понятия верстки.
Основными требованиями к обучающимся при изучении основ журналистики являются:
-желание овладеть навыками работы юного корреспондента;
-активная позиция во время занятий;
-выполнение творческих заданий, участие в ролевых играх, устных журналах, пресс- конференциях, творческих конкурсах.
Данная программа способствует формированию у школьников следующих видов универсальных учебных действий:
Личностные результаты
Обучающийся научится:
В рамках когнитивного компонента:
• знать свою этническую принадлежность, освоение национальных ценностей, традиций, культуры, знать о народах и этнических группах России;
• освоить общекультурное наследие России и общемировое культурное наследие;
•признавать высокую ценность жизни во всех её проявлениях;
В рамках ценностного и эмоционального компонентов:
•проявлять гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;
• проявлять уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им.
В рамках деятельностного (поведенческого) компонента:
• уметь вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты;
• проявлять устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива;
Обучающийся получит возможность для формирования:
• выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;
• готовности к самообразованию и самовоспитанию;
• адекватной позитивной самооценки и Я-концепции;
• компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
Метапредметные результаты
Коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных сферах и ситуациях общения)
Обучающийся научится:
- • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
- владеть устной и письменной речью;
- строить монологическое контекстное высказывание;
- • устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
- • осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;
- организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия;
- планировать общие способы работы;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
- использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
Обучающийся получит возможность научиться:
• учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей в сотрудничестве;
• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
• оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;
Регулятивные (умение формулировать цель деятельности, планировать её, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию)
Обучающийся научится:
•адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;
• основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.
• самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
• целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;
Обучающийся получит возможность научиться:
- принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
- планировать пути достижения целей;
- самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
Познавательные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация, умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом)
Обучающийся научится:
•проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
• строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
• осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
• основам реализации проектно-исследовательской деятельности;
• структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий.
Обучающийся получит возможность научиться:
-объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования.
Формирование ИКТ-компетентности
Создание письменных сообщений
Обучающийся научится:
• создавать текст на русском языке с использованием слепого десятипальцевого клавиатурного письма;
Коммуникация и социальное взаимодействие
Обучающийся научится:
• выступать с аудиовидеоподдержкой, включая выступление перед дистанционной аудиторией;
• использовать возможности электронной почты для информационного обмена;
• осуществлять образовательное взаимодействие в информационном пространстве образовательного учреждения (получение и выполнение заданий, получение комментариев, совершенствование своей работы, формирование портфолио).
Обучающийся получит возможность научиться:
• взаимодействовать в социальных сетях, работать в группе над сообщением (вики)
Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности
Обучающийся научится:
• использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: постановка проблемы, опросы, описание, сравнительное историческое описание, объяснение, использование статистических данных, интерпретация фактов;
• отличать факты от суждений, мнений и оценок, критически относиться к суждениям, мнениям, оценкам, реконструировать их основания;
Обучающийся получит возможность научиться:
- осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество выполненного проекта;
- ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме;
• целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности, осваивать новые языковые средства.
Стратегии смыслового чтения и работа с текстом
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного
Обучающийся научится:
• формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;
•прогнозировать последовательность изложения идей текста;
•сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме.
Обучающийся получит возможность научиться:
• анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и её осмысления.
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
- преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;
- интерпретировать текст:
- делать выводы из сформулированных посылок;
- выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста.
Обучающийся получит возможность научиться:
- выявлять имплицитную информацию текста на основе сопоставления иллюстративного материала с информацией текста.
Работа с текстом: оценка информации
• откликаться на содержание текста: связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников;
• откликаться на форму текста: оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом — мастерство его исполнения.
Обучающийся получит возможность научиться:
• находить способы проверки противоречивой информации;
• определять достоверную информацию в случае наличия противоречивой или конфликтной ситуации.
Воспитательные результаты (по направлениям):
Воспитание социальной ответственности и компетентности:
• осознанное принятие роли гражданина, знание гражданских прав и обязанностей, приобретение первоначального опыта ответственного гражданского поведения;
• освоение норм и правил общественного поведения, психологических установок, знаний и навыков, позволяющих обучающимся успешно действовать в современном обществе;
• приобретение опыта взаимодействия, совместной деятельности и общения со сверстниками, старшими и младшими, взрослыми, с реальным социальным окружением в процессе решения личностных и общественно значимых проблем.
Воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии:
• понимание необходимости научных знаний для развития личности и общества, их роли в жизни, труде, творчестве;
• умение планировать трудовую деятельность, рационально использовать время, информацию и материальные ресурсы, соблюдать порядок на рабочем месте, осуществлять коллективную работу, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов;
• сформированность позитивного отношения к учебной и учебно-трудовой деятельности, общественно полезным делам, умение осознанно проявлять инициативу и дисциплинированность, выполнять работы по графику и в срок, следовать разработанному плану, отвечать за качество и осознавать возможные риски;
• бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам; поддержание чистоты и порядка в классе и школе; готовность содействовать в благоустройстве школы и её ближайшего окружения.
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры (эстетическое воспитание):
• ценностное отношение к прекрасному, восприятие искусства как особой формы познания и преобразования мира;
• эстетическое восприятие предметов и явлений действительности, развитие способности видеть и ценить прекрасное в природе, быту, труде, спорте и творчестве людей, общественной жизни;
Наличие у обучающихся средней школы способностей к саморазвитию и самовоспитанию, сформированных в системе воспитательной работы, позволит им успешно адаптироваться к постоянно изменяющимся внешним условиям и обеспечит самореализацию, не вступая при этом в конфликт с обществом и государством.
Формы подведения итогов: статьи; работа с разнообразными информационными источниками; выпуск газеты. Отслеживание результатов осуществляется с помощью анкетирования.
6.Календарно-тематический план.
№ п/п | Дата проведения по плану, число месяц год | Причина корректировки | Дата проведения по факту, Число месяц год | Время проведения занятия | Форма занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
1 | Понедельник, среда 16-00- 17-00 | Тренинг на знакомство, вводная лекция, беседа, групповая работа | 2 | Введение в журналистику | Учебный кабинет | ||||
2 | Понедельник, среда 16-00- 17-00 | Лекция, викторина, дискуссия | 6 | История журналистики | Учебный кабинет | Устный опрос | |||
3 | Понедельник, среда 16-00- 17-00 | Ролевая игра, групповая работа, лекция, беседа, презентация | 8 | Структура СМИ. Редакция газеты. | Учебный кабинет | Защита моделей газеты | |||
4 | Понедельник, среда 16-00- 17-00 | Беседа, дискуссия, лекция, тренинг | 10 | Качества, нужные журналисту | Учебный кабинет, улица | ||||
5 | Понедельник, среда 16-00- 17-00 | Беседа, дискуссия, тренинг, практическая работа. | 4 | Основы журналистского этикета | Учебный кабинет | Устный опрос, практические ситуации | |||
6 | Понедельник, среда 16-00- 17-00 | Беседа, презентация, проектная деятельность. | 7 | Творчество известных журналистов | Учебный кабинет | Презентация журналиста | |||
7 | Понедельник, среда 16-00- 17-00 | Лекция, беседа, групповая работа, самостоятельная работа, ролевая игра, творческие работы | 8 | Новости – основа информационного потока | Учебный кабинет | Тест по итогам изучения информационных жанров, творческие работы по каждой теме | |||
8 | Понедельник, среда 16-00- 17-00 | Лекция, беседа, групповая работа, самостоятельная работа, творческие работы, тренинг. | 8 | Заметка – искусство замечать детали | Учебный кабинет | ||||
9 | Понедельник, среда 16-00- 17-00 | Лекция, беседа, групповая работа, самостоятельная работа, ролевая игра, творческие работы, тренинг. | 8 | Источник информации – интервью | Учебный кабинет | ||||
10 | Понедельник, среда 16-00- 17-00 | Лекция, беседа, групповая работа, самостоятельная работа, творческие работы, тренинг, опрос горожан. | 5 | Мнение читателя. Как его узнать? | Учебный кабинет, улица | ||||
11 | Понедельник, среда 16-00- 17-00 | Лекция, беседа, дискуссия, самостоятельная работа | 7 | Особенности оформления различных материалов | Учебный кабинет | Практическая самостоятельная работа | |||
12 | Понедельник, среда 16-00- 17-00 | Презентация, тренинг, самостоятельная работа, конкурс. | 9 | Художественное оформление материала | Учебный кабинет, улица | ||||
13 | Понедельник, среда 16-00- 17-00 | Тестирование, игра, чествование выпускников. | 4 | Итоговое занятие | Учебный кабинет | Карта самооценки | |||
14 | Понедельник, среда 16-00- 17-00 | Вычитка, редактура. | 9 | Работа над выпуском газеты «Окно в мир» | Учебный кабинет | Зачет творческих работ | |||
15 | Понедельник, среда 16-00- 17-00 | Участие в конкурсной деятельности | 4 | Работа по оформлению материалов и продукта деятельности на конкурс | Учебный кабинет | Представление результатов работы в конкурсах различного уровня | |||
16 | Понедельник, среда 16-00- 17-00 | Участие в выставочной (или соревновательной) деятельности | 3 | Работа по оформлению материалов и продукта деятельности на выставку | Учебный кабинет | Участие в выставках и презентациях. | |||
17 | Понедельник, среда 16-00- 17-00 | Написание и публикация заметок в районной газете «Ваша «Звезда» | 3 | Редактирование материалов | Учебный кабинет | Публикация заметок и статей. | |||
105ч |
Формы аттестации – проект.
Оценочные материалы
Спецификация
творческой работы курса внеурочной деятельности
«Юный журналист»
Учащихся МБОУ «Хорошковская СШ им. Г.Ф. Цыбенко
Форма представления результата внеурочной деятельности – творческий проект.
Руководитель курса внеурочной деятельности – Евдокимова Е.В.
I. Назначение работы
Итоговая творческая работа проводится с целью определения уровня освоения учащимися содержания курса внеурочной деятельности социального, общекультурного и общеинтеллектуального направлений «Юный журналист».
II. Документы, определяющие содержание работы
- Федеральный государственный стандарт основного общего образования (приказ Минобразования России от 17.11.2010 № 1897).
- Планируемые результаты освоения ООП ООО.
- План внеурочной деятельности
- Рабочая программа руководителя внеурочной деятельности
III. Структура и содержание работы:
Форма представления результата внеурочной деятельности – стендовый доклад.
Распределение заданий по разделам, планируемым результатам и уровню сложности
Разделы (темы) курса | Планируемые результаты | Коли-чество заданий | Максима-льное количество баллов | |
1 | Знакомство с профессией журналиста | Знать о журналистике как сфере человеческой деятельности. Знать значение журналистики в современной жизни и ее проблемы. | 2 | 2 |
2 | Разновидности публицистических жанров | Владеть сведениями о стилях и типах речи. Публицистический стиль речи. Общая характеристика: сфера применения, жанры, стилевые особенности, языковые средства. | 2 | 2 |
3 | Журналистика в современном мире | Владеть видами массовой коммуникация, теоретическими основами и тенденциями журналистской деятельности. Разбираться в управлении имиджем журналиста. Делать самостоятельный отбор актуального материала; формулировать темы публицистического сочинения. Знать права и обязанности журналиста. | 2 | 2 |
4 | Культура оформления рукописи | Понимать, что такое плагиат, журналистская этика. Владеть культурой оформления рукописи. | 2 | 2 |
IV. Время защиты работы 5- 10 минут
Защита проекта осуществляется в процессе специально организованной деятельности.
V. Система оценивания отдельных заданий и работы в целом
Каждый критерий оценивается в 2-1-0 баллов
Максимальный первичный балл за верное выполнение всей работы – 14 баллов.
«Зачёт» выставляется при 50-74% полученных баллов.
«Незачёт» выставляется при получении менее 50% баллов.
VI. Процедура проведения творческой работы.
Работа проводится единовременно для всех ребят посещающих курс внеурочной деятельности.
Для защиты работы требуется компьютер для презентации.
Система оценивания результатов выполнения итогового проекта
Номер задания | Этапы проекта. | Баллы |
1. | Актуальность темы проекта; | 2-1-0 |
2. | Содержание проекта. Выбор средств и методов, адекватных поставленным целям; Формулировка цели и задач проекта в соответствии с темой проекта; Раскрытие темы и идеи проекта через содержание; | 2-1-0 |
3. | Оформление проекта. | 2-1-0 |
4. | Умение защитить проект. | 2-1-0 |
5. | Проявление творчества при создании проекта. | 2-1-0 |
6. | Проявление творчества при защите проекта. | 2-1-0 |
7. | Портфолио проекта. | 2-1-0 |
Итого | 14 |
Каждый критерий оценивается по трехбалльной шкале: «2» - показатель представлен полностью, в достаточной мере, «1» - показатель
представлен частично, «0» - показатель не представлен
Максимальное количество баллов - 14
КИМ
Итоговая творческая работа курса внеурочной деятельности
«Юный журналист»
Учащегося(-ихся) МБОУ «Хорошковская СШ им. Г.Ф. Цыбенко
Фамилия, имя ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Работа, которую вам предстоит защитить, состоит из 7 этапов.
На защиту всей работы отводится 5-10 минут.
Желаем успехов!
Тема проекта: Издание школьной газеты «Переменка»
Критерии для оценивания результатов работы от 2 до 0 по каждому пункту.
№ | Этапы проекта | Баллы |
1 | Актуальность темы проекта; | 2 |
2 | Содержание проекта. Выбор средств и методов, адекватных поставленным целям; Формулировка цели и задач проекта в соответствии с темой проекта; Раскрытие темы и идеи проекта через содержание; | 2 |
3 | Оформление проекта. | 2 |
4 | Умение защитить проект. | 2 |
5 | Проявление творчества при создании проекта. | 2 |
6 | Проявление творчества при защите проекта. | 2 |
7 | Портфолио проекта. | 2 |
Итого: | 14 |
Приложение
ПАСПОРТ ПРОЕКТА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
___________________________
Название проекта_____________________________________________________________
ФИО руководитель проекта____________________________________________________
ФИО обучающегося, класс_____________________________________________________
Признаки | Характеристика проекта | |
количество учащихся | а) индивидуальный б) групповой | |
привязка к учебным дисциплинам (указать предметные области, курсы внеурочной деятельности) | а) монопредметный __________________________________________ б) межпредметный ___________________________________________ | |
продолжительность | а) краткосрочный б) среднесрочный в) долгосрочный | |
тип проекта | а) информационный б) исследовательский в) творческий | г) социальный д) практико-ориентированный е) ролевой |
характер контактов | а) внутриклассный б)внутришкольный г) международный | |
ценностно-ориентированные признаки | а) экологический | г) экономический |
Цель проекта__________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________
Задачи проекта (2-4 задачи, акцент на развивающих задачах!)
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вопросы проекта (3-4 важнейших проблемных вопроса по теме проекта, на которые необходимо ответить в ходе его выполнения)___________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Предполагаемый(е) итоговый(е) продукт(ы) проекта________________________________________________
Необходимое оборудование_____________________________________________________________________
Аннотация (актуальность проекта, значимость на уровне школы и социума, личностная ориентация, воспитательный аспект, кратко содержание)________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
КИМ
Итоговая творческая работа курса внеурочной деятельности
«Юный журналист»
Учащегося(-ихся) МБОУ «Хорошковская СШ им. Г.Ф. Цыбенко
Фамилия, имя ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Работа, которую вам предстоит защитить, состоит из 7 этапов.
На защиту всей работы отводится 5-10 минут.
Желаем успехов!
Тема проекта: «Моя газета»
Критерии для оценивания результатов работы от 2 до 0 по каждому пункту.
№ | Этапы проекта | Баллы |
1 | Актуальность темы проекта; | 2 |
2 | Содержание проекта. Выбор средств и методов, адекватных поставленным целям; Формулировка цели и задач проекта в соответствии с темой проекта; Раскрытие темы и идеи проекта через содержание; | 2 |
3 | Оформление проекта. | 2 |
4 | Умение защитить проект. | 2 |
5 | Проявление творчества при создании проекта. | 2 |
6 | Проявление творчества при защите проекта. | 2 |
7 | Портфолио проекта. | 2 |
Итого : | 14 |
Приложение
ПАСПОРТ ПРОЕКТА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Юный журналист»
Название проекта Издание школьной газеты «Моя газета»
ФИО руководителя проекта: Евдокимова Е.В.
ФИО обучающегося, класс
Признаки | Характеристика проекта |
количество учащихся | групповой |
привязка к учебным дисциплинам (указать предметные области, курсы внеурочной деятельности) | Межпредметный (, русский язык,литература) |
продолжительность | краткосрочный |
тип проекта | творческий |
характер контактов | внутришкольный |
ценностно-ориентированные признаки | социальный |
Цель проекта: Создать газету под названием «Моя газета»
Задачи проекта:
- Изучить литературу и ресурсы Интернет о школьной газете.
- Узнать, по каким правилам оформляются школьные газеты.
- Выполнить проектную работу.
- Выступить со своей работой перед ребятами.
Вопросы проекта (3-4 важнейших проблемных вопроса по теме проекта, на которые необходимо ответить в ходе его выполнения:
- Какие рубрики содержит школьная газета?
- О чем будет интересно читать ребятам в газете?
- Как подготовить необходимый материал?
Предполагаемый(е) итоговый(е) продукт(ы) проекта: школьная газета «От сердца к сердцу».
Необходимое оборудование: источники информации, ватман, цветная бумага, клей, ножницы
Аннотация (актуальность проекта, значимость на уровне школы и социума, личностная ориентация, воспитательный аспект, кратко содержание):
Цель издания школьной газеты – освещать школьные новости и проблемы. Газета состоит из таких рубрик, как «Учительская», «Хроника событий», «Станция спортивная», «Большая перемена», «Литературная страница». Газета выставлена на обозрение на стенде кабинета русского языка.
Развитие познавательного интереса, повышение мотивации к учебе, пробуждение творческих способностей, повышение самооценки, ранняя социализация учеников – все это характерно для детей, участвующих в изготовлении газеты. Школьная газета – важный ресурс для развития личности.
КИМ
Итоговая творческая работа курса внеурочной деятельности
«Юный журналист»
Учащегося(-ихся) МБОУ «Хорошковская СШ им. Г.Ф. Цыбенко
Фамилия, имя ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Работа, которую вам предстоит защитить, состоит из 7 этапов.
На защиту всей работы отводится 5-10 минут.
Желаем успехов!
Тема проекта: «Говори правильно!»
Критерии для оценивания результатов работы от 2 до 0 по каждому пункту.
№ | Этапы проекта | Баллы |
1 | Актуальность темы проекта; | 2 |
2 | Содержание проекта. Выбор средств и методов, адекватных поставленным целям; Формулировка цели и задач проекта в соответствии с темой проекта; Раскрытие темы и идеи проекта через содержание; | 2 |
3 | Оформление проекта. | 2 |
4 | Умение защитить проект. | 2 |
5 | Проявление творчества при создании проекта. | 2 |
6 | Проявление творчества при защите проекта. | 2 |
7 | Портфолио проекта. | 2 |
Итого : | 14 |
Защита проекта и т.д.:, самооценка.
- Почему я выбрал данную тему?
- Какую цель я ставил перед собой?
- Какую работу я проделал?
- Что я узнал нового?
- Какую пользу для себя и других я извлек, извлекла из данной работы?
- Что у меня получилось?
- В чем я затруднился, затруднилась?
- Я благодарю за помощь в работе…
Приложение
ПАСПОРТ ПРОЕКТА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Юный журналист»
Название проекта: Издание школьной газеты «Говори правильно»
ФИО руководитель проекта: Евдокимова Е.В.
ФИО обучающегося, класс:
_____________________________________________________________________________________
Признаки | Характеристика проекта |
количество учащихся | групповой |
привязка к учебным дисциплинам (указать предметные области, курсы внеурочной деятельности) | Межпредметный (литература, история) |
продолжительность | краткосрочный |
тип проекта | творческий |
характер контактов | внутриклассный |
ценностно-ориентированные признаки | социальный |
Цель проекта: Создать школьную газету лингвистической тематики «Говори правильно»
Задачи проекта:
- Изучить литературу и ресурсы Интернет о школьной газете.
- Узнать, по каким правилам оформляются школьные газеты.
- Выполнить проектную работу.
- Выступить со своей работой перед ребятами.
Вопросы проекта (3-4 важнейших проблемных вопроса по теме проекта, на которые необходимо ответить в ходе его выполнения:
- Какие рубрики содержит школьная газета?
- О чем будет интересно читать ребятам в газете?
- Как подготовить необходимый материал?
Предполагаемый(е) итоговый(е) продукт(ы) проекта: школьная газета «От сердца к сердцу».
Необходимое оборудование: источники информации, ватман, цветная бумага, клей, ножницы
Аннотация (актуальность проекта, значимость на уровне школы и социума, личностная ориентация, воспитательный аспект, кратко содержание):
Цель издания школьной газеты – освещать школьные новости и проблемы. Газета состоит из таких лингвистических рубрик, как «Это интересно», «Наше творчество», «Забавный русский язык», «Большая перемена», «Литературная страница». Газета выставлена на обозрение на стенде кабинета русского языка.
Развитие познавательного интереса, повышение мотивации к учебе, пробуждение творческих способностей, повышение самооценки, ранняя социализация учеников – все это характерно для детей, участвующих в изготовлении газеты. Школьная газета – важный ресурс для развития личности!
Приложение
ПАСПОРТ ПРОЕКТА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Юный журналист»
Название проекта: Издание школьной газеты «От сердца к сердцу»
ФИО руководитель проекта: Евдокимова Е.В.
ФИО обучающегося, класс:
_____________________________________________________________________________________
Признаки | Характеристика проекта |
количество учащихся | групповой |
привязка к учебным дисциплинам (указать предметные области, курсы внеурочной деятельности) | Монопредметный (литература) |
продолжительность | краткосрочный |
тип проекта | творческий |
характер контактов | внутриклассный |
ценностно-ориентированные признаки | социальный |
Цель проекта: Создать газету под названием «Моя газета»
Задачи проекта:
- Изучить литературу и ресурсы Интернет о школьной газете.
- Узнать, по каким правилам оформляются школьные газеты.
- Выполнить проектную работу.
- Выступить со своей работой перед ребятами.
Вопросы проекта (3-4 важнейших проблемных вопроса по теме проекта, на которые необходимо ответить в ходе его выполнения:
- Какие рубрики содержит школьная газета?
- О чем будет интересно читать ребятам в газете?
- Как подготовить необходимый материал?
Предполагаемый(е) итоговый(е) продукт(ы) проекта: школьная газета «От сердца к сердцу».
Необходимое оборудование: источники информации, ватман, цветная бумага, клей, ножницы
Аннотация (актуальность проекта, значимость на уровне школы и социума, личностная ориентация, воспитательный аспект, кратко содержание):
Цель издания школьной газеты – освещать школьные новости и проблемы. Газета состоит из таких рубрик, как «Учительская», «Хроника событий», «Станция спортивная», «Большая перемена», «Литературная страница». Газета выставлена на обозрение на стенде кабинета русского языка.
Развитие познавательного интереса, повышение мотивации к учебе, пробуждение творческих способностей, повышение самооценки, ранняя социализация учеников – все это характерно для детей, участвующих в изготовлении газеты. Школьная газета – важный ресурс для развития личности!
Приложение № 1.
Анкета «Мой кружок»
Цель – узнать отношение учащихся к кружку «Юный журналист».
Ход проведения. Учащимся предлагается прочитать утверждение и оценить степень согласия с содержанием по следующей шкале:
4 – совершенно согласен;
3 – согласен;
2 – трудно сказать;
1 – не согласен;
0 – совершенно не согласен.
Утверждения:
- Я иду на кружок «Юный журналист» с радостью.
- На кружке у меня обычно хорошее настроение.
- К руководителю и членам кружка обычно можно обратиться за помощью, советом.
- Наш кружок – дружный коллектив.
- На кружке я всегда могу свободно высказать своё мнение.
- Мне дают задания, к выполнению которых я подхожу ответственно, в радостью, интересом.
- Я стараюсь выполнять задания в срок.
- Я считаю себя успешным журналистом школьной газеты.
- Когда я вырасту, из меня получится отличный профессиональный журналист.
Обработка данных. Показателем удовлетворения учащихся деятельностью кружка (У) является частное от деления общей суммы баллов ответов всех учащихся на общее количество ответов. Если У больше 3, то можно констатировать высокую степень удовлетворённости, если же 2 больше У меньше 3, или У меньше 2, то это соответственно свидетельствует о средней и низкой степени удовлетворённости учащихся деятельностью кружка.
7.Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.
- обеспечение программы методическими видами продукции (разработки игр, бесед, походов, экскурсий, конкурсов, конференций и т.д.);
- рекомендаций по проведению лабораторных и практических работ, по постановке экспериментов или опытов и т.д.;
- дидактический и лекционный материалы, методики по исследовательской работе, тематика опытнической или исследовательской работы и
Тренинговое занятие для юных журналистов. «Научись общаться».
Цель: научить будущих журналистов правильному общению, умению расположить собеседника к беседе.
1. Ритуал приветствия.Упражнение «Мяч».Все участники садятся в круг. Ведущий бросает мяч одному из участников, при этом он называет свое имя и имя того, кому адресован мяч. Приветствуют друг друга.
2. Ознакомление с правилами работы в группе.Конфиденциальность:Все личное, что обсуждается в группе, не должно выходить за ее пределы, рассказываться другим людям. Уважение: На занятии должна царить атмосфера свободного выражения мыслей без боязни вызвать насмешки окружающих. Это также право на внимание: когда высказывается один – все остальные слушают и не перебивают, тем самым, проявляя уважение к говорящему. Говорящего, при необходимости может прервать только ведущий. Взаимная поддержка:Каждый участник может рассчитывать на постоянную поддержку.
3. Упражнение «Комплимент».Всем хочется стать чуточку лучше. Есть много способов научиться жить бесконфликтно.
Один из них – умение делать комплименты. Если журналист хочет расположить к себе собеседника, ему необходимо научиться говорить комплименты. Все участники по кругу говорят друг другу комплименты.
4.Упражнение «Культурная беседа».Умение выразить свое расположение к собеседнику – это еще не все. Журналисту надо уметь вести диалог, поддерживать беседу. Участники делятся на пары, определяют тему диалога и стараются построить беседу таким образом, чтобы можно было внимательно выслушать своего партнера, помочь ему раскрыть тему, а заодно решить и свои задачи.
5. Упражнение «Речевой этикет».В речи культурного человека, умеющего общаться, обязательно должны быть слова вежливости. Вежливость – неотъемлемое качество общения. Участники по кругу, обращаясь к рядом сидящему, называют: а) слова приветствия (Здравствуйте!... Доброе утро!.... Привет!....) б) высказывают просьбу (Скажите, пожалуйста ... Разрешите попросить вас...Будьте добры!...) в) как начать знакомство (Позвольте познакомиться! ...Разрешите представить вам!) г) как извиниться (Приношу вам свои извинения, простите) д) слова утешения (Не огорчайтесь!.... Нет повода для беспокойства!...). е) слова благодарности (Благодарю... Признателен вам...) ж) слова прощания (Надеюсь увидеть вас еще... Доброго пути... Приятно было познакомиться.)
6.Информационный блока) самый главный человек на свете – это тот, кто перед тобой. Полюбите его, найдите положительные качества в нем. Дарите ему знаки внимания и уважения. б) ищите, что вас сближает, старайтесь не противоречить собеседнику по любому поводу. в) старайтесь не отзываться о людях дурно. г) стройте общение на равных. д) не спорьте по мелочам е) не спорьте с тем, с кем спорить бесполезно ж) стремитесь не к победе, а к истине и миру.
7. Упражнение «Трудная ситуация».При общении часто возникают трудные ситуации, найти выход из которых порой нелегко. - Вчера ты мне шел навстречу и не поздоровался. Это невежливо. Вопрос участникам: - Что вы ответите?Участники по очереди высказывают свою точку зрения.
8. Рефлексия.
Участники по кругу: характеризуют настроение, обмениваются мнениями и чувствами о проведенном занятии (что показалось самым важным, полезным, что чувствовали, какие мысли приходили в голо
Условия реализации программы:
Помещение:
а) помещения, отвечающее нормам СанПин;
б) освещенность естественным и искусственным светом,
в) хорошо проветриваемое.
Приборы и оборудование:
а) персональные компьютеры (для набора текстов и верстки газетных полос) и периферия (мышь, клавиатура и т.д.);
б) лазерный принтер;
в) сканер;
г) диктофон;
з) фильтр-удлинитель (для офиса с заземляющим контактом, с встроенной защитой от перегрузки и короткого замыкания, с защитой модемной линии);
и) фотоаппарат цифровой.
Материалы:
а) бумага для работы на лазерном принтере;
б) канцелярские принадлежности: ручки, карандаши, маркеры и др.
Дидактическое обеспечение программы
методические разработки по темам программы;
подборка информационной справочной литературы;
сценарии массовых мероприятий, разработанные для досуга учащихся;
наглядные пособия по темам;
карты индивидуального пользования по темам;
новые педагогические технологии в образовательном процессе;
видео и фотоматериалы.
8.Список литературы
Богданов Н.Г и Вяземский Б.А. Справочник журналиста. – М.: Прогресс, 1992г.
Васильев С.Л. Выпуск малоформатной газеты. Метод. пособие. – С.: изд. УрГУ, 1990г.
Вовчок Д.П. Стилистика газетных жанров. Уч. пособие. – Свердловск, изд. УрГУ 1989г.
Волина В.В., Учимся, играя. – Москва, «Новая школа», 1994г.
Галкин С.И. Техника и технологии СМИ. Художественное конструирование газеты и журнала. – Москва, Аспект пресс, 2005 год.
Горохов В.М. Основы журналистского мастерства. – Москва, 1992г.
Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации»
Иванонкова М.А. Информационные жанры в журналистике. Институт повышения квалификации. – Санкт-Петербург, 2004 год
Касютин В. Живая газета. Издательство Союза журналистов России. - Москва, 2013.
Колесниченко А.В., Прикладная журналистика, Издательство Московского университета, - Москва, 2008г.;
Лозовский Б.Н. Право и этика в работе журналиста. Свердловский союз журналистов. – Екатеринбург, 1993г.
Лукошкина А. Реферат книги И. Фэнга «Теленовости: секреты журналистского мастерства», Iи II ч. – Москва, 2002 г;
Майданова Л.М. и др. Целостность и связность газетного текста. уч.пособие – Екатеринбург, изд. УрГУ 1994г.;
Майданова Л.М. Структура и композиция газетного текста – Екатеринбург, изд. УрГУ, 1992г.;
Попова М.Ф., «Основы журналистики в средней школе», программа для учащихся 5-8 классов – Екатеринбург, изд.УрГУ, 1998г
Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики. – Москва, МГУ, 1995г.;
Туманов Т.В., Творим золотым пером: Мастер-класс для начинающих журналистов, изд. КГУ, - Казань, 2010г;
Фэнг И. Теленовости, радионовости I, II гл. – ВИПК, 1991г.
Цвинг А.С. Введение в журналистику. Курс лекций. – Москва, 1998г.
Шубина А.М. «Акулы пера». – Санкт-Петербург, Оазис, 2006 год.
Щербаков А.С. Организация работы редакции журнала. – Москва, «Высшая школа», 1997г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Баршевская И.И. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа детского объединения "Юные журналисты-краеведы"
Программа объединения "Юные журналисты-краеведы", созданного в 2004 году для подростков 13 - 17 лет, совмещает изучение истории родного края с преподаванием навыков и умений в облас...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Юный журналист»
Данная программа нацелена на совершенствование основных видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи; подразумевает теоретическую и практическую подготовку. Программа предусматривает интенси...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Школа молодого журналиста» (14-18 лет)
Журналистика во все времена притягивала внимание молодых людей. Их увлекают романтические представления об этой профессии, возможность познания мира через общение с интересными, известными людьм...
РЕЦЕНЗИЯ на дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу социально-педагогической направленности «Школа молодого журналиста» (автор-разработчик – педагог дополнительного образования Анна Сергеевна Головлева)
Представленная к рецензированию общеобразовательная программа направлена на популяризацию в детско-юношеской и молодежной среде профессии журналиста. В настоящее время в обществе к сфере деятельности ...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности (социальное, общекультурное и общеинтеллектуальное направления) Студия «Юный журналист»
Программа по дополнительному образованию художественной направленности....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социальной направленности «Юный ямальский журналист»
Помогать учащимся в анализе и понимании устного и печатного слова, содействовать тому, чтобы они сами могли рассказать о происходящих событиях, высказаться о своём социальном, политическом окружении. ...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности "Школа юных риторов и журналистов".
Программа внеурочной деятельности на базе Центра цифрового и гуманитарного профилей "Точка роста"...