Сценарий внеклассного мероприятия – вечера памяти "Вечной памятью живы".
методическая разработка
Сценарий внеклассного мероприятия – вечера памяти "Вечной памятью живы" разработано для учащихся от 11 до 18 лет, их родителей и ветеранов Великой Отечественной войны. Представляет собой музыкально-литературный классный час (вечер).Большое приложение содержит викторины по песням о войне; слова песен, стихи о Великой Отечественной войне. А так же справочный материал о праздновании Дня Победы в разных странах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vechnoy_pamyatyu_zhivy.docx | 87.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования
«Дом детского и юношеского туризма и экскурсий(юных туристов)»
«ВЕЧНОЙ ПАМЯТЬЮ ЖИВЫ»
сценарий внеклассного мероприятия – вечер памяти для ветеранов Великой Отечественной войны, учащихся объединения «Экстрим» и их родителей
Автор: Звездилина Мария Сергеевна ,
педагог дополнительного образования
Содержание
Пояснительная записка………………………………………………………………………….3
Ход мероприятия………………………………………………………………………………...5
Список источников и литературы……………………………………………………………..9
Приложения…………………………………………………………………………………......10
Пояснительная записка
День Победы – день радости, торжества, но в то же время – и день скорби. С каждым годом всё дальше от нас события тех грозных лет. Но значение Победы для каждого из нас неумолимо. Новые поколения почти не знают, что такое война. Но этим блаженным неведением мы обязаны миллионам людей, которые положили на алтарь Победы свои жизни. Тем, кто сражался на фронтах Великой Отечественной войны, кто трудился в тылу, кто поднимал осиротевшую страну из руин посвящается данное мероприятие - вечер памяти «Вечной памятью живы». Кроме того, предлагаемое мероприятие наиболее актуально в преддверии 70-летия Победы в Великой Отечественной войне и тем более сейчас, когда неонацистские движения вновь пытаются завоевать умы современной молодёжи, подростков. Очень печальны события сегодняшних дней, происходящие на территории Украины. Чтобы ужасы войны не повторялись, необходимо знать и помнить о событиях войны, встречаться с ветеранами – реальными участниками этих событий. Их осталось немного, и именно они являются пока ещё живыми носителями информации о Великой Отечественной войне.
Внеклассное мероприятие – вечер памяти разработано для учащихся от 11 до 18 лет, их родителей и ветеранов Великой Отечественной войны.
Тематическая направленность: гражданско-патриотическая
Тема мероприятия: «Вечной памятью живы»
Вид мероприятия: культурно - досуговое
Форма проведения: литературно-музыкальное внеклассное мероприятие, вечер памяти
Продолжительность мероприятия: 1час 30мин
Организаторы: руководитель объединения, педагоги-организаторы, родители, учащиеся
Участники: учащиеся кружковых объединений, родители и руководитель кружка, ветераны Великой отечественной войны и труженики тыла
Цель: развитие и воспитание у учащихся чувства патриотизма через знакомство с историей Победы своей страны в Великой Отечественной войне
Задачи мероприятия:
- расширить представление учащихся о Великой Отечественной войне;
- воспитывать уважение к героическому прошлому страны;
- пробуждать сочувствие и понимание к ветеранам (людям старшего поколения);
- формировать положительную оценку таких нравственных качеств, как самопожертвование, героизм, патриотизм;
- способствовать формированию гражданского самосознания учащихся и формированию активной жизненной позиции;
- побуждать детей к активному сопротивлению попыткам очернить историю страны.
Предварительная работа педагога:
- подготовка учебного кабинета или холла: художественное оформление кабинета для мероприятия, подбор и расстановка мебели;
-подготовка видеоряда из фотографий и иллюстраций, посвящённых Великой Отечественной войне в программе PowerPoint, репетиция с учащимися - ведущими их выступлений на мероприятии;
- подбор музыкального сопровождения;
- подготовка «писем – треугольников» для игры – викторины о песнях военных лет
- беседа с родительским комитетом о предстоящем мероприятии и необходимых материалах для его проведения (цветы для ветеранов, шары, георгиевские ленты, организация чаепития)
- предварительная встреча - беседа с приглашаемыми ветеранами с целью составления планов- рассказов воспоминаний о событиях Великой Отечественной войны.
Предварительная работа и подготовка учащихся:
- рисование на тему «День Победы», «Никто не забыт, ничто не забыто!», оформление выставки работ;
- изготовление Приглашений для ветеранов на вечер памяти, а так же подарков – сувениров для ветеранов;
- разучивание песен и стихов о Великой Отечественной войне;
- разучивание и репетиция слов выступлений.
Необходимое оборудование:
- компьютер с мультимедийным проектором,
- музыкальный центр;
- видеокамера;
- мебель (столы и стулья);
- чайная посуда и угощение к чаю (конфеты, печенье и т.п.)
Оформление:
- выставка рисунков и газет детей ко дню Победы;
- георгиевские ленточки;
- живые цветы;
- фотографии и иллюстрации в программе PowerPoint (видеоряд о войне и Победе);
презентации к песням с картинами боев и сражений
- расстановка мебели: отдельно стоящие столы, накрытые для чаепития на 4-5 человек, украшенные живыми цветами и «военными письмами-треугольниками»
- музыкальное оформление: записи песен о войне и Победе (по сценарию)
К сценарию вечера памяти предлагается большой раздел «Приложения». Он поможет узнать об истории праздника День Победы, о том, каким был последний аккорд торжественно-скорбного марша войны, о том, когда и как отмечали в нашей стране День Победы. Надеюсь, Вам и детям будет интересно узнать, как отмечают этот день в Европе и США. В этом разделе Вы сможете найти стихи и тексты песен, посвящённых войне и Победе, написанные разными авторами в разные годы. Данный материал позволит педагогам проявить творчество и внести в сценарий свои изменения.
Ход мероприятия
№ п/п | Этапы мероприятия |
1. | Звучит песня «Где же вы теперь, друзья-однополчане?»(м. В. Соловьева-Седого, сл. А. Фатьянова) На экране на протяжении всего мероприятия в программе PowerPoint медленно идёт видеоряд фотографий, иллюстраций, посвящённых Великой Отечественной войне, соответствующих каждому этапу мероприятия. Педагог: День победы – день радости, торжества, но в то же время – и день скорби. С каждым годом всё дальше от нас события тех грозных лет. Но значение Победы для каждого из нас неумолимо. Новые поколения не знают, к счастью, что такое война. Но этим блаженным неведением мы обязаны миллионам людей, которые положили на алтарь Победы свои жизни. Тем, кто сражался на фронтах Великой Отечественной войны, кто трудился в тылу, кто поднимал осиротевшую страну из руин Честь и Слава! Вечная память тем, кто не дожил до Победы! Войне и Победе посвящаем мы наш вечер памяти. |
2. | 1-ый ведущий читает стихотворение Д. Самойлова «Я зарастаю памятью..»: Я зарастаю памятью, Как летом зарастает пустошь. И птицы-память по утрам поют, И ветер-память по ногам гудит, Деревья-память целый день лепечут. Но в памяти моей такая скрыта мощь, Что возвращает образы и множит, Шумит не умолкая память-дождь, И память-снег летит – И пасть не может. |
3. | 2-ой ведущий: Течёт река времени. Минуло уже более 70лет с того страшного незабываемого дня, когда настежь распахнулись огромные – от Баренцева до Чёрного моря – двери войны. Много воды унесла река времени с тех пор. Заросли шрамы окопов, исчезли пепелища сожженных городов, выросли новые поколения. Но в памяти человеческой 22 июня 1941 года осталась не просто как роковая дата, но и как рубеж, начало отчета долгих 1418 дней и ночей Великой Отечественной войны. Войны свыше ста национальностей защищали Отечество от коричневой фашисткой чумы, выстояли и победили, скрепив кровью свое нерушимое братство. Мы склоняем головы перед мужеством тех, кто отстоял свободу и независимость Родины, сражавшихся с врагами на суше, в воздухе и на воде. |
4. | 1-ый ведущий читает стихотворение М. Луконина «Напоминание»: Самый светлый, самый летний день в году, Самый длинный день земли – двадцать второго. Спали дети, зрели яблоки в саду. Вспоминаем, вспоминаем снова… …Вспоминаем эту ночь и этот час Взрыв, что солнце погасил в кромешном гуле. Сквозь повязки неумелые сочась, Кровь народа заалела в том июне. Шаг за шагом вспоминаем, День за днем, взрыв за взрывом, Смерть за смертью, боль за болью, Год за годом опаленные огнем, Год за годом, истекающие кровью… … Мы не просто вспоминаем день войны, Не для слез и мемуаров вспоминаем. Люди мира вспоминать о нем должны. Мы об этом всей земле напоминаем. |
5. | 2-ой ведущий: Когда я вижу пожилого человека с колодочками наград на лацкане пиджака – за подвиги на той страшной войне, мне хочется уловить в его лице нечто, характерное для него тогда, в далекой молодости. Это «нечто», наверное, легче представить себе, читая сводки фронтовых донесений в военных архивах, читая пожелтевшие письма с фронта, слушая воспоминания ветеранов. Как трагично было то время. Сколько слез и горя, боли и отчаянья, сколько надежд на скорую победу, веры в свою страну и народ! |
6. | Негромко звучит песня «Нам нужна одна победа» Б. Окуджавы, постепенно звук становится тише. Слово предоставляется фронтовикам. (Тематика рассказов оговаривается с приглашёнными ветеранами заранее, чтобы они не оказались слишком затянутыми) 1-ый ведущий подходит по очереди к приглашённым ветеранам, обращаясь по имени и отчеству к каждому, просит рассказать о том, как писали письма с фронта, о самых ярких событиях, пережитых на войне. (Приложение 1) |
7. | Ведущие читают стихотворение В. Курбатова «В вашу честь»: 2-ой: Ветераны боев, ветераны войны, Вы великой Отчизны родные сыны. Ваша юность мужала в вихре огненных лет, Когда боль поражений влилась в силу побед, Когда яростью нашей враг за горло был взят, И в боях за Москву, и за наш Ленинград. 1-ый : Много битв отгремело в годы страшной войны, Пока шли вы к Берлину, сердцу вражьей страны. Были Брест и Одесса, Севастополь, Кавказ – И «ни шагу назад» раздавалось не раз. Был котел Сталинграда, были Курск и Орел, Белорусский котел, Кишиневский котел 2-ой : Поздно понял наш враг, что играл он с огнем, Что в войне наступил коренной перелом… Наши танки победно по рейху идут, Недобитый фашист шепчет: «Гитлер капут». Вот и знамя Победы венчает рейхстаг, А у вас, победивших, боль и счастье в глазах. 1-ый : Счастье тех, кто дожил, кто с победой дошел, Боль за тех, кто не сядет за праздничный стол, За Победу не выпьет святого вина, Кому счастье и жизнь оборвала война. Кто уже никогда не вернется домой, Кому вечная память и вечный покой. 2-ой : Сколько ж горя и мук вам пришлось повидать, То словами теперь нелегко передать. Все же вы размозжили фашисту хребет, Но не все разделили вы радость Побед: Кто контужен, кто ранен, а кто просто убит, Но ничто не забыто и никто не забыт. Ветераны боев, ветераны войны, Благодарные дети прекрасной страны, Вам победа досталась огромной ценой – И сегодня поклон вам от Отчизны родной. Славя вас, ветераны, люди песни поют, И гремит в вашу честь наш победный салют. |
8. | 1-ый ведущий: Всё дальше и дальше уходят в историю грозные годы Великой Отечественной войны. Но в памяти людей на веки сохранятся величие и подвиг советского народа, отстоявшего нашу Родину от фашистских захватчиков. Победа досталась нам дорогой ценой. Слов нет, тяжело было тем, кто с оружием в руках сражался на фронте, но нелегко приходилось и труженикам тыла… Звучит песня «Тёмная ночь» ( м. Н. Богословского, сл. В. Агатова). |
9. | 2-ой ведущий читает стихи Б. Аксенова «Вспомним, товарищ, годы военные»: Вспомним, товарищ, как в годы военные Ушли из деревни на фронт мужики. Остались подростки, да женщины бедные, Старухи убогие да старики. Трудились упорно, с одним утешением, И верой в Победу так были сильны. И знали мы твердо: в большее сраженье Вносим свой вклад в окончанье войны. Мы землю пахали, косили и сеяли, Из последних силенок метали стога. Да, трудно нам было, но все же мы верили – Сокрушим, одолеем врага! |
10. | 1-ый ведущий читает стихи М. Исаковского «Русской женщине»: Ты шла, затаив свое горе, Суровым путем трудовым. Весь фронт, что от моря до моря, Спасала ты хлебом своим. В холодные зимы, в метели, У той, у последней черты Солдат согревали шинели, Что шила заботливо ты. Рубила, возила, ковала – Да разве всего перечтешь?... |
11. | Далее следуют выступления ветеранов- тружеников тыла о том, как работали на заводах, в шахтах, госпиталях и т.п. 2-ой ведущий: Слово предоставляется…(называет ФИО ветерана - труженика тыла) |
12. | 1-ый ведущий: Да, победа досталась нам ценой громадных жертв. Двадцать семь миллионов своих сынов и дочерей потеряла Родина-мать. Память о павших священна: никогда не гаснет огонь вечной славы у обелисков и монументов, сооруженных в честь героев. И пусть всегда горит Вечный огонь у Могилы Неизвестного Солдата, пусть 9 Мая навсегда останется самым большим и светлым праздником, отменить который не позволено никому. Склоним головы, вспоминая павших. Почтим память погибших минутой молчания. Минута молчания. |
13. | 2-ой ведущий читает стихи Г. Суворова «Мы вышли из большого боя»: Мы вышли из большого боя И в полночь звездную вошли. Сады шумели нам листвою И кланялися до земли. Мы просто братски были рады, Что вот в моей твоя рука, Что, многие, пройдя приграды, Ты жив и я живу пока. И что густые кудри ветел Опять нам дарят свой привет, И что ещё не раз на свете Нам в бой идти за этот свет. . |
14. | Звучит песня «День Победы» (м. Д. Тухманова, сл. В. Харитонова) Ведущие и учащиеся вручают ветеранам цветы и памятные сувениры (подарки, сделанные своими руками: рисунки, поделки и т.п.) |
15. | В заключении вечера памяти все приглашаются к чаепитию и для ветеранов, родителей и учащихся проводится игра-викторина о песнях Великой Отечественной. Для взрослых предлагается викторина «О боях – пожарищах», для детей - «Эхо прошедшей войны». Ветераны и родители и учащиеся выбирают бумажные треугольники, имитирующие «военные письма». Разворачивая треугольник, читают вслух вопрос викторины для всех присутствующих и отвечают. (Приложения 2,3) |
Список источников и литературы
- http://www.svadbavrn.info/content/prazdniki/songsaboutwar.html
- http://ped-kopilka.ru/shkolnye-prazdniki/den-pobedy/scenarii-vneklasnogo-meroprijatija-k-9-maja-dlja-5-9-klasov.html
- http://infourok.ru/material.html?mid=17659
- День Победы картинки:
- Фотографии с Днем Победы 9 мая: современные и архивные, военные фото - Фотографии Дня Победы
http://victory-day.ru/?Fotografii_Dnya_Pobedy
- Баранникова, О.Н. Уроки гражданственности и патриотизма [Текст]: практическое пособие/ О.Н. Баранникова. – М.: АРКТИ, 2007.
- Казаков, А.П., Шорыгина, Т.А. Детям о Великой Победе! Беседы о Второй мировой войне [Текст]/ А.П. Казаков, Т.А. Шорынина. – М.: ГНОМ и Д, 2008.
- Кондрыкинская, Л.А. С чего начинается Родина? [Текст]/ Л.А. Кондрыкинская. – М.: Сфера, 2005.
Приложение 1
Рассказ-воспоминание участницы Великой Отечественной войны, жительницы Анжеро-Судженска КАЛУГИНОЙ НАДЕЖДЫ ВАСИЛЬЕВНЫ, 1923 г. рождения:
«Никогда не думала о том, что в неполные 19 лет надену военную форму. Шел 1942 год, жизнь была подчинена фронту. Обстановка была тяжелая. Враг наступал. Наши войска несли потери, как в живой силе, так и в технике. Пять моих братьев к тому времени воевали. Участвовали в войне и женщины, многие из них совершали подвиги в глубоком тылу врага и я все чаще стала думать о том, чтобы с оружием в руках защищать родину. В мае 1942 года по примеру многих комсомольцев города я обратилась в сорвоенкомат с просьбой взять меня на фронт. Просьбу мою не удовлетворили из-за отсутствия специальности (медика, телефониста, связиста и др.) однако 24 июня того же года меня направили на учебу в военное Ярославское интендантское училище, находившееся в г. Омске.
После окончания интендантского училища в августе 1943 года, мне присвоили звание младшего лейтенанта и направили в действующую армию на 2-ой Украинский фронт. С боями прошла Румынию, Венгрию, Австрию, Чехословакию.
Участвовала в Ясско-Кишиневской операции, доставляла на передовую войскам продукты, боеприпасы, а на обратном пути забирала раненых, за что мне была объявлена благодарность и вручена грамота с изображением Верховного Главнокомандующего, маршала Советского Союза товарища Сталина.
13 февраля 1945 года, войсками 7-ой гвардейской Армии был освобожден город Будапешт, за участие в его освобождении была награждена медалью за взятие Будапешта. Награждена 11-ью правительственными медалями за участие в Великой Отечественной Войне. День победы встретила на Чехословацкой земле.
Демобилизовалась в 1946 году. Своими глазами мне пришлось увидеть все ужасы войны, уничтоженные города и разрушенные села, убитых и искалеченных людей, в том числе ни в чем не повинных стариков и детей.
Труден и жесток был путь в 1418 дней, 27 миллионов жизней погибших Советских людей, вот какой ценой мы отстояли честь, свободу и независимость нашей Родины. Победа – не только праздник - торжество. Победа – это наказ всем живущим на земле. Никогда не забывайте о той цене, которую уплатили мы за этот праздник. Чтите память, и не забывайте, помните всегда о погибших».
Приложение 2
ВИКТОРИНА ПО ВОЕННЫМ ПЕСНЯМ
« ЭХО ПРОШЕДШЕЙ ВОЙНЫ»
- О чём мы будем говорить где-нибудь, когда-нибудь?
(…Об огнях пожарищах, о друзьях товарищах…)
- Чем был награждён солдат, пивший из медной кружки вино с печалью пополам?
(…И на груди его светилась медаль за город Будапешт…)
- Чего не понять неждавшим солдата с войны?
(…Как среди огня ожиданьем своим ты спасала меня…)
- Что скажет себе молоденький мальчишка в бушлатике морском, если станет страшно?
(…Ты, одессит, Мишка, а это значит, что нестрашны тебе ни горе, ни беда…)
- Сколько пришлось ждать казака лихого, орла степного?
(…Я всю войну тебя ждала…)
- Где жила девчонка, носившая мальчишечье имя?
(…Стоит среди лесов деревенька. Жила там когда-то давненько девчонка по имени Женька…)
- Сколько ребят осталось на безымянной высоте?
(…Нас оставалось только трое из восемнадцати ребят…)
- Какой бой самый трудный?
(…Последний бой, он трудный самый …)
- Где жили до войны москвичи Сережка и Витька, погибшие за Вислой?
(…Серёжка с Малой Бронной и Витька с Маховой…)
- О чём играет и рассказывает тальяночка?
(…О том, как черноглазая свела с ума…)
- Куда прячет любимая голубой платок?
(…Знаю с любовью ты к изголовью прячешь платок голубой…)
- Сколько человек было в экипаже машины боевой?
(…Три танкиста, три весёлых друга…)
- Ради чего мы за ценой не постоим?
(…И, значит, нам нужна одна победа, одна на всех, мы за ценой не постоим…)
- Про кого распевала песню девушка на высоком крутом берегу?
(…Про степного сизого орла, про того которого любила, про того чьи письма берегла…)
- Почему стало не до сна ребятам?
(…Пришла и к нам на фронт весна, солдатам стало не до сна…)
- Что собирала молдаванка в соседнем саду?
(…там смуглянка молдаванка собирает виноград…)
- Где любимая тайком утирает слезу?
(…В тёмную ночь ты, любимая, знаю, не спишь и у детской кроватки тайком ты слезу утираешь …)
- Кто не спит до рассвета, ждёт от друга привета?
(…Ты ждёшь, Лизавета, от друга привета…)
- Что согревало солдата в холодной землянке?
(…Мне в холодной землянке тепло от твоей негасимой любви…)
ВИКТОРИНА О ПЕСНЯХ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
«О БОЯХ – ПОЖАРИЩАХ»
Поётся в ней совсем не о славе: О скворцах, вернувшихся к золе, О погибшем товарище, об оконченной войне. «Бери шинель, пошли домой» |
Танках, тучах, о реке, Где врагу заслон поставлен прочный… Укажите песню по любой строке. «Три танкиста» |
Атаках яростных, сгоревшей роще. «На безымянной высоте» |
В той жестокой кровавой войне. «День Победы» |
И о женщине, что у кроватки не спит. «Тёмная ночь» |
И об одной на всех победе. «Здесь птицы не поют» |
О памяти солдатской, что всегда жива. «Журавли» |
В сердце память о ласковой встрече И мечтает о дне, чтоб подруге своей Эту вещь вновь накинуть на плечи. «Синий платочек» |
К борьбе против вражеских сил злых. «Священная война» |
Кто хотел бы вновь боли отчаянной? Слышим мы песню уже много лет, И каждый из нас готов дать ответ. «Хотят ли русские войны? |
В мирный берег тихо плещется волна, Спит курган, где похоронена война, Лишь седая мать стоит одна. «Песня о Мамаевом Кургане» |
О далёкой подруге и вьюге злой. «В землянке» |
Приложение 3
ПЕСНИ О ВОЙНЕ И О ПОБЕДЕ
Священная война
С фашистской силой тёмною, с проклятою ордой! Припев:
| Хотят ли русские войны Хотят ли русские войны? |
День Победы
| На безымянной высоте |
Братские могилы (из к/ф «Я родом из детства») На братских могилах не ставят крестов, | |
Тёмная ночь (песня из к/ф «Два бойца) Темная ночь, только пули свистят по степи, | В землянке Бьётся в тесной печурке огонь,
Бьётся в тесной печурке огонь, |
Весна сорок пятого года Земля повернулась навстречу весне, А если ты молод и позже рождён, Да будет ракетою ввысь взметена, | Журавли Мне кажется порою, что солдаты Они до сей поры с времен тех дальних Летит, летит по небу клин усталый, Настанет день и журавлиной стаей Мне кажется порою, что солдаты |
Где же вы теперь друзья-однополчане? Майскими короткими ночами Мы тебе колхозом дом построим, Майскими короткими ночами |
Огонёк |
Нам нужна одна Победа (из к/ф «Белорусский вокзал»)
| От героев былых времён (песня из к/ф «Офицеры») От героев былых времен Только грозная доблесть их Хоть им нет двадцати пяти, Этот взгляд, словно высший суд |
Ехал я из Берлина Ехал я из Берлина Припев: Эй, встречай, Очень дальние дали Припев. За весенние ночи, Припев | О чём ты тоскуешь, товарищ моряк О чем ты тоскуешь, товарищ моряк? Не ты ли, моряк, в рукопашном бою Друзья, свое горе я вам расскажу, Есть муки, которые смерти страшней, Ее увели на позор и на стыд, Я их потерял и во мраке ночей, И нет мне покоя ни ночью, ни днем, С хозяином вместе тоскует гармонь, |
Военные игрушки Нелепо рухнула стена А мишка ждал, когда прийдет А мишка плюшевый стонал, | 9 мая Дней в календаре так много, |
Приложение 4
СТИХИ О ВОЙНЕ И О ПОБЕДЕ
Муса Джалиль
Варварство
Они с детьми погнали матерей И яму рыть заставили, а сами Они стояли, кучка дикарей, И хриплыми смеялись голосами. У края бездны выстроили в ряд Бессильных женщин, худеньких ребят. Пришел хмельной майор и медными глазами Окинул обреченных... Мутный дождь Гудел в листве соседних рощ И на полях, одетых мглою, И тучи опустились над землею, Друг друга с бешенством гоня... Нет, этого я не забуду дня, Я не забуду никогда, вовеки! Я видел: плакали, как дети, реки, И в ярости рыдала мать-земля. Своими видел я глазами, Как солнце скорбное, омытое слезами, Сквозь тучу вышло на поля, В последний раз детей поцеловало, В последний раз... Шумел осенний лес. Казалось, что сейчас Он обезумел. Гневно бушевала Его листва. Сгущалась мгла вокруг. Я слышал: мощный дуб свалился вдруг, Он падал, издавая вздох тяжелый. Детей внезапно охватил испуг, — Прижались к матерям, цепляясь за подолы. И выстрела раздался резкий звук, Прервав проклятье, Что вырвалось у женщины одной, Ребенок, мальчуган больной, Головку спрятал в складках платья Еще не старой женщины. Она Смотрела, ужаса полна. Как не лишиться ей рассудка! Все понял, понял все малютка. | — Спрячь, мамочка, меня! Не надо умирать! — Он плачет и, как лист, сдержать не может дрожи. Дитя, что ей всего дороже, Нагнувшись, подняла двумя руками мать, Прижала к сердцу, против дула прямо... — Я, мама, жить хочу. Не надо, мама! Пусти меня, пусти! Чего ты ждешь~- И хочет вырваться из рук ребенок, И страшен плач, и голос тонок, И в сердце он вонзается, как нож. — Не бойся, мальчик мой. Сейчас вздохнешь ты вольно. Закрой глаза, но голову не прячь, Чтобы тебя живым не закопал палач. Терпи, сынок, терпи. Сейчас не будет больно. — И он закрыл глаза. И заалела кровь, По шее лентой красной извиваясь. Две жизни наземь падают, сливаясь, Две жизни и одна любовь! Гром грянул. Ветер свистнул в тучах. Заплакала земля в тоске глухой. О, сколько слез, горячих и горючих! Земля моя, скажи мне, что с тобой1 Ты часто горе видела людское, Ты миллионы лет цвела для нас, Но испытала ль ты хотя бы раз Такой позор и варварство такое? Страна моя, враги тебе грозят, Но выше подними великой правды знамя, Омой его земли кровавыми слезами, И пусть его лучи пронзят, Пусть уничтожат беспощадно Тех варваров, тех дикарей, Что кровь детей глотают жадно, Кровь наших матерей... 1943 |
Приложение 5
ИСТОРИЯ ПРАЗДНИКА ДЕНЬ ПОБЕДЫ
День Победы – совершенно особый праздник, который сочетает в себе вселенское горе и безграничную радость. 70 лет прошло с тех пор, как закончилась Великая Отечественная война, многих из тех, кто ковал победу на протяжении самых долгих в истории человечества четырёх лет, уже нет с нами. Но забыть о величайшем подвиге солдат и офицеров, стариков и детей, мужчин и женщин, которые зубами вырывали право на жизнь, не только свою, но и нашу, невозможно.
Итак, вспомним историю самого величайшего события в жизни нашего народа - историю Победы.
В апреле 1945 года советские войска вплотную подошли к Берлину – «гнезду фашистского чудовища». Город был превращён в сильнейшее укрепление, которое готово было вести долгие, изнурительные, смертоносные уличные бои. Штурм Берлина начался 25 апреля. Мы не будем пересказывать всю историю этой грандиозной военной операции, это материал целых томов исторических исследований и воспоминаний участников, ведь тогда каждая улица, каждый дом был рубежом, где многие оставляли свои жизни.
Ранним утром 1 мая над рейхстагом был водружён штурмовой флаг 150-й стрелковой дивизии – Знамя Победы. Однако бой за рейхстаг продолжался ещё много часов, гарнизон рейхстага капитулировал только в ночь на 2-е мая. Но и это ещё не была полная победа над фашистами. 1 мая на командный пункт 8-й гвардейской армии прибыл генерал Кребс, начальник сухопутных сил вермахта, чтобы вести переговоры о перемирии. Однако эта попытка остатков фашистских сил не увенчалась успехом: Сталин распорядился не вести никаких переговоров, кроме как о безоговорочной капитуляции. Немецкое командование проигнорировало поставленный ультиматум, вследствие чего остатки обороны Берлина подверглись жесточайшему ураганному обстрелу. Но и после этого требования о капитуляции были отклонены. Немцы лишь оттягивали неизбежное. В конце концов, 7 мая в третьем часу ночи акт безоговорочной капитуляции был подписан. Да, да, не удивляйтесь: генерал Йодль со стороны немцев, генерал Иван Суслопаров от имени советского Главнокомандования и генерал Уолтер Смит от имени союзных сил поставили свои подписи под этим документом. Однако Москва настояла на подписании другого документа, так как у генерала Суслопарова не было таких полномочий.
9 мая в 0:43 по московскому времени (по центральноевропейскому – 8 мая в 22:43) генерал-фельдмаршал Вильгелм Кейтель, генерал-полковник Штумпф и адмирал фон Фридебург подписали повторный акт о безоговорочной капитуляции, официально признав тем самым факт своего полного поражения в войне. Процедура в Реймсе, когда был подписан тот, самый первый соответствующий документ, по согласованию стран-победительниц, была признана предварительной, то есть не имеющей окончательной силы и решающего значения. Однако до сих пор на Западе именно этот первый акт о капитуляции Германии считают основополагающим и отмечают 8 мая как День победы во Второй мировой войне.
Любопытно, что, приняв капитуляцию Германии, Советский Союз не подписал с ней мирного договора, то есть официально продолжал находиться с ней в состоянии войны. Лишь 25 января 1955 года такой договор был заключен, и война была окончена официально.
9 мая исторический документ, свидетельствующий о безоговорочной капитуляции нацистской Германии, был доставлен в Москву, а 24 июня состоялся знаменитый Парад Победы. Торжественным маршем прошли по Красной площади Москвы полки победоносной Советской армии, Герои Советского Союза несли знамёна прославленных частей и соединений, а знамена побеждённого противника были брошены на специальный помост у Мавзолея. Позже все они были собраны и отправлены в музей, а сам помост и перчатки знаменосцев были сожжены. Командовал парадом маршал Рокоссовский, принимал парад маршал Жуков.
Праздник – День победы – был введён в том же 1945 году, день 9 мая объявлен выходным. Однако уже в 1947 его снова сделали рабочим. О нём не то чтобы забыли – такое, конечно, невозможно забыть – но торжества не имели размаха. Только при Брежневе отмечать День Победы вновь стали на государственном уровне, то есть «широко» и торжественно, а день снова стал выходным. Но и тогда традиционных сегодня парадов на Красной площади не проводили. Эта традиция появилась уже в 90-е годы, а именно в 1995-ом.
Участие в параде боевой техники, в том числе и авиации, стало регулярным с 2008 года. Любопытно, что танки и другие гусеничные машины, дабы они не испортили брусчатку, обувают в специальные мягкие гусеницы. В этот день традиционно встречаются фронтовики, чтобы вместе отпраздновать событие, к которому они имеют самое непосредственное отношение, чтобы помянуть своих товарищей, которые победы не увидели, но отдали за неё самое дорогое, что имели – ЖИЗНЬ.
С каждым годом ряды ветеранов становятся всё более малочисленными. С каждым годом земля сиротеет, теряя своих Великих Сынов. Да, да, тот самый ссутулившийся старичок или бабушка, которой трудно уже ходить, когда-то с оружием или с санитарной сумкой в руках ползли по полю, усыпанному телами павших, или бежали в атаку на встречу вражеским пулям, или вылезали из горящего танка, спасали мирных жителей от верной смерти, которую несли фашисты, проливали кровь, трудились в тылу, не зная сна и отдыха, днём и ночью шли маленькими шажками, каждый из которых стоит кому-то жизни, к заветной цели – к Победе. Не забывайте об этом, когда встретите их на улице. Рассказывайте об этом своим детям, чтобы прошедшая война не стала для них скучными и сухими страницами учебника по истории для старших классов, но чтобы они никогда не увидели войну воочию. Поздравляйте друг друга в этот день, ведь мы живем и радуемся жизни, работаем и отдыхаем, играем свадьбы и рожаем детей только благодаря тому, что более 70-ти лет назад кто-то отдал свою жизнь взамен наших.
Приложение 6
ПРАЗДНИК ПОБЕДЫ В ЕВРОПЕ И США
Великобритания и Франция отмечают праздник, посвящённый окончанию (пусть не полному, но всё же) Второй мировой войны 8 мая. Датой подписания Акта о безоговорочной капитуляции нацистской Германии в этих странах считается день 7 мая. Не думайте, что в этих странах живут одни безграмотные невежи, не знающие элементарных фактов истории. Всё было не так просто: Акт о безоговорочной капитуляции Германии был подписан дважды. Генерал-полковник Альфред Йодль в Реймсе от имени немецкого Главнокомандования подписал этот документ 7 мая 1945 года в 2:41 (по центральноевропейскому времени) в присутствии генерала Уолтера Смита (со стороны союзных сил) и генерал-майора Ивана Суслопарова (со стороны советского Главнокомандования). Документ был подписан на 4-х языках и вступал в силу 8 мая в 23:01. Однако И.В. Сталин потребовал повторного подписания акта в связи с тем, что Суслопаров не имел соответствующего разрешения из Москвы, от представителей всех родов войск капитуляцию должен был принять маршал Жуков. Стороны были вынуждены провести процедуру повторно, так как, естественно, как бы без участия СССР подписание такого документа не могло иметь силы. 8 мая 1945 года в 22: 43 по центральноевропейскому времени (по московскому времени в этот момент уже шла 44 минута следующего дня – 9 мая) в Карлсхорсте (восточный квартал Берлина) в здании военно-инженерного училища генерал-фельдмаршал Вильгельм Кейтель, генерал-полковник Штумпф и адмирал фон Фриденбург подписали повторный Акт о безоговорочной капитуляции, который по всем правовым нормам и стал окончательным признанием Германии своего полного поражения в войне. Процедуру в Реймсе, по взаимному соглашению, СССР, США и Великобритания договорились считать предварительной, однако, как видим, до сих пор только её и признают. И дело, скорее всего, не только в их вредности: самыми первыми того, подписанного в Реймсе, документа были слова «Официальным является только этот текст на английском языке» («Only this text in English is authoritative»). В любом случае, и та, и другая капитуляции вступали в силу практически в одно время (8 мая в 23:00 и 23:01 по центральноевропейскому времени). Вот так-то.
Во многих странах в Европе 8 мая 1945 года прошли широкомасштабные торжества. Так, в Лондоне король Георг VI, королева Елизавета и Уинстон Черчилль с балкона поздравляли огромную толпу, собравшуюся переел Букингемским дворцом.
В 2004 году Генеральная Ассамблея ООН провозгласила 8 и 9 мая Днями памяти и примирения, посвященными памяти жертв Второй мировой войны. ООН призвала все государства, всходящие в её состав, отмечать эти дни, проводя соответствующие мероприятия. При этом, все страны могут праздновать свои дни победы или освобождения от оккупации.
Традиционно во всём мире в этот день проходят торжества, посвящённые тем далёким событиям, оставившим глубокий след в истории всего мира. На могилы солдат возлагаются венки, проходят встречи ветеранов.
Наверное, всем интересно, как проходят эти дни в современной Германии.
8 мая немцы отмечают День освобождения от нацизма, празднование которого растягивается и на 9 мая. Конечно, вряд ли найдётся семья в Германии, которой бы не коснулась война, но современные немцы осознают, что винить кого-либо сейчас бессмысленно: их страна была агрессором, и это величайшее горе не только для тех, кто подвергся нападению, но и для них самих, ведь их деды во имя бессмысленных лозунгов фанатично погубили множество народа и погибли сами. Следует также помнить, что даже в те, крайне тяжелые для Германии времена, далеко не все немцы были фашистами. Те, кому хватало мужества сопротивляться тоталитарному нацистскому режиму, объединялись в антифашистское движение и боролись всеми возможными способами за свободу своей Родины от фанатиков, которые вели Германию к погибели.
Надо также упомянуть тот факт, что правительство и рядовые немцы (большинство) очень уважительно относятся к памяти советских солдат-освободителей, братские могилы (и наших, и немецких солдат) находятся под постоянным присмотром, мемориалы реставрируются, а люди приходят туда возложить цветы в память о трагических событиях Второй мировой войны, скорбя о людях всех национальностей, которые пали её жертвами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий внеклассного мероприятия "Вечер занимательной химии"
Цель мероприятия: развивать познавательный интерес учащихся к предмету.Главным персонажем инцинировки является сказочный персонаж Хоттабыч, и ребята- члены кружка по химии, демонстрирующие сказочные п...
Сценарий внеклассного мероприятия "Вечер для мамы" (празднование Дня матери)
Сценарий "Вечер для мамы" для 5 - 7 классов, посвященный празднованию Дня матери в России...
СЦЕНАРИЙ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ ВЕЧЕР ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 10 КЛАССЕ «Приглядимся повнимательнее к Ф.М.Достоевскому…» О портрете Ф.М.Достоевского работы В.Г.Перова
В ходе проведения музыкально-литературной композиции проследим историю создания портрета Ф.М.Достоевского; поможем учащимся понять, «прочесть» портрет;будем работать над постижением «правды художест...
Сценарий внеклассного мероприятия, посвященного Дню памяти жертв Холокоста "Помнить и никогда не забывать!"
Сценарий открытого классного часа, посвященного Международному Дню памяти жертв Холокоста Цели: 1. ознакомление учащихся с основ...
Сценарий внеклассного мероприятия - вечера памяти "Вечной памятью живы"
Сценарий внеклассного мероприятия – вечера памяти "Вечной памятью живы" разработано для учащихся от 11 до 18 лет, их родителей и ветеранов Великой Отечественной войны. Представляет собой музыкально-ли...
Сценарий внеклассного мероприятия, посвященного Дню памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества
Данную разработка посвящена Дню памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества...
Сценарий внеклассного мероприятия, посвященного Дню памяти жертв Холокоста "Помни, не забудь!"
Данный сценарий содержит исторические документальные моменты, связанные с Холокостом, литературный материал, ссылки на документальные фрагменты. будет полезен и как внеклассное общешкольное мероприяти...