Открытое занятие "За природу в ответе взрослые и дети"
план-конспект занятия (6 класс)
Конспект классного часа в 6 классе коррекционной школы. Тема "За природу в ответе взрослые и дети" актуальна в настоящее время. Здесь помещены сведения о Красной книге России, об экологии, а так же о влиянии человека на природу и ее состояние.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytoe_zanyatie_v_6_klasse.docx | 45.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное казённое общеобразовательное учреждение «Специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» с.Зиянчурино Кувандыкского городского округа Оренбургской области.
Конспект открытого занятия на тему:
«За природу в ответе взрослые и дети»
Воспитатель I квалификационной категории: Баширова Р.В.
Конспект открытого занятия.
Класс: 6
Воспитатель: Баширова Раиса Викторовна
Дата: 13.12.19.
Тема: «За природу в ответе взрослые и дети»
Цель: формировать стремление беречь природу как условие сохранения жизни человечества и всех природных обитателей.
Задачи:
- Образовательные: систематизировать знания обучающихся о природе, экологии, их значении в жизни человека.
- Коррекционно-развивающие: корригировать познавательный интерес, развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы посредством разгадывания темы занятия, дидактической игры, беседы, индивидуальной и групповой работы.
- Воспитательные: Воспитание чувства ответственности за свои поступки к объектам природы, раскрытие важности использования и охраны окружающей среды.
Образовательные технологии: здоровьесберегающие, личностно-ориентированные, игровые, проблемный подход в обучении, ИКТ
Методы: словесный, наглядный, практический, частично-поисковый.
Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Оборудование: карточки с заданием для работы в парах, мультимедийный проектор, экран, компьютер, презентация, музыкальные файлы для оформления занятия, видеоматериал, геометрический материал.
№ п\п | Этапы занятия | Деятельность воспитателя и учащихся | № слайда |
1. | Организационный момент. | Добрый день, дорогие ребята! Здравствуйте, уважаемые гости! Я очень рада видеть всех вас здесь в добром здравии и хорошем настроении! Очень надеюсь, что сегодняшнее занятие пройдет успешно и продуктивно. Упражнение: «Мы одна команда!» Цель: создать атмосферу доброжелательности, взаимопонимания и уверенности. Прежде, чем начать наше занятие, я хочу провести с вами небольшое упражнение. Называется оно «Мы одна команда!». Приглашаю вас, ребята, встаньте в круг. Подержите свою руку возле сердца, наполните её теплотой. Я предлагаю вам свою руку, свою помощь и желаю вам успеха. (Ребята повторяют за воспитателем). А теперь все вместе произнесем: «Мы одна команда!» Рефлексия: Ребята, вы почувствовали тепло наших сердец и уверенность в себе? Улыбнитесь друг другу. Занимайте свои места. | 1 2 |
2. | Актуализация знаний. Работа по карточкам в парах. | А сейчас я предлагаю вам выполнить задание на карточках. Если вы всё сделаете правильно, то мы узнаем тему нашего занятия. Тема нашего занятия: «За природу в ответе взрослые и дети». | 3, 4 5 |
3. | Формулирование темы и цели занятия. | - Мы узнали тему занятия. Скажите, о чем мы с вами будем сегодня говорить? (О природе, о ее значении в жизни человека, о том, что её необходимо беречь и охранять). - Правильно, сегодня мы поговорим о природе, о богатствах природы, о том, что нас окружает. Постараемся выяснить, что нужно сделать, чтобы ее сберечь. | |
4. | Основная часть. Просмотр видеоролика. Словарная работа. Словарная работа. Обсуждение видеоролика о катастрофах. Игра «Экологический светофор». Работа в группах Просмотр и обсуждение инсценировки. Игра «Вопрос – ответ» | 1) Есть на земле огромный дом Под крышей голубой. Живут в нём солнце, дождь и гром, Весенний звон ручья, Живёшь в том светлом доме ТЫ И все твои друзья. Природою родной земли Зовется этот дом. ВИДЕОРОЛИК «Как прекрасен этот мир» на фоне песни «Как прекрасен этот мир» 3,41мин. - Ребята, посмотрите на экран: какой удивительный мир окружает нас! Всё то, что мы называем природой: необъятные поля и степи, глубокие озёра, зеленые леса, животные, птицы и насекомые – все это всегда было источником красоты, энергии и гармонии. Посмотрите, как прекрасен мир вокруг нас! Он разноцветный и яркий. И эту красоту придают ему объекты природы.
Приро́да – это материальный мир Вселенной, естественная среда обитания всё, что не создано человеком. Окружающая среда - среда обитания и деятельности человечества, весь окружающий человека мир. 2) СЛАЙД: природа: земля, водные ресурсы, лесные массивы. - Давайте продолжим наш разговор. Наш окружающий мир разнообразен и ярок, но чаще мы все же слышим такие выражения: «Голубая планета Земля» или «Земля - наш зелёный дом». Почему так говорят люди? Ответы воспитанников (Потому что на Земле много лесов и воды). СЛАЙД: вид планеты Земля из космоса. - Да, действительно, океаны, моря, реки, озёра – вот она и голубая! Обилие лесов – вот она и зелёная! А ещё и поля, горы, сады! Как много всего в этом замечательном доме! И в нём бок о бок живут: растения, животные и человек. – Как прекрасны эти творения природы! Ими б только восхищаться, поражаясь, сколь щедра на выдумки природа, если бы не одно тягостное обстоятельство: многие из них занесены в Красную книгу и всем им угрожает исчезновение с лица земли. Сегодня мы с вами поговорим о Красной книге. Узнаем, что это за книга, для чего она нужна и зачем? ДИМА: Красная книга - это книга, большой список, в который занесены редкие животные, растения и грибы, которые находятся под угрозой исчезновения и требуют защиты и охраны. Международный Союз охраны природы и природных ресурсов создал “Комиссию службы выживания”, которая в 1966 году выпустила 1 том Красной книги. Почему ее назвали Красной? Красный цвет – сигнал опасности. Она как бы призывает всех людей: растения и животные в беде, помогите им. Международная Красная книга имеет вид толстого перекидного календаря со страницами разного цвета. - Исчезающие виды, спасение которых невозможно без специальных мер охраны, помещены на красных листах бумаги. - Сокращающиеся, или уязвимые виды – виды, численность которых быстро сокращается. Сведения о них напечатаны на желтой бумаге. Редкие виды встречаются в небольшом количестве или на ограниченных территориях вскоре могут исчезнуть. Они занесены на белые страницы. - На серых страницах Красной книги находятся сведения о малоизученных и редких видах. - Восстановленные виды ранее были в одной из трех категорий, но их численность теперь благодаря охране восстановлена. Сведения о них напечатаны на зеленых листах. - На черных страницах Красной книги занесены виды, которые уже никогда не будут существовать на Земле. Это результат варварского отношения человека к природе. Воспитанники поочередно читают на фоне соответствующих слайдов СЛАЙДЫ: Факты загрязнения природы 1.Вот серый ядовитый дым… АМИР А ведь дышать не нужно им! 2.Дымы заводов, грязь от теплоходов ИЛЬЯ А сколько на Земле отходов!? 3.Стала грязной наша вода, ВОВА От многих животных нет и следа. 4. Болота сушат, сушу обводняют, ПЕТЯ А удобрений столько применяют! 5. Вот засыхают сосны, ели… ВАРЯ И нам недолго до постели. 6.Здесь рубят лес, устраивают свалки, ВИТЯ Пусты ручьи, в лесу одни лишь палки. 7. Разрушили дом у наших друзей. ВАЛЕНТИН Растениям, животным плохо теперь. Воспитатель: Кто же виноват в этих нарушениях, ребята? Ответы воспитанников (человек и его деятельность) 3) - Недавно мы смотрели ролик «Самые ужасные катастрофы в мире». Какие из них вам очень запомнились и почему? Ответы воспитанников (последствия испытаний ядерного оружия – погибло очень много видов животных и птиц, насекомых; отравление опасными токсичными веществами; утечка нефти в водоемах – погибли птицы, рыбы, морские животные; вредные выбросы в атмосферу и в водоёмы; осушение водоемов, рек; аварии на химических заводах и ядерных реакторах и т.д.) Вывод: Человек и его деятельность пагубно влияют на состояние природы. Гибнут животные, растения – гибнет все живое на Земле. 4) Игра «Экологический светофор» Предлагаю вам сыграть в игру «Экологический светофор». Экологический светофор установлен для того, чтобы охранять природу и помогать детям соблюдению правил разумных взаимоотношений с природой.
Показать кружки чёрного, красного, синего цвета, в зависимости от того решения, которое принимается.
5) А сейчас вам необходимо будет выполнить одно задание. Но сначала я хочу узнать, ребята, какие геометрические фигуры вы знаете? Ответы детей. - Я предлагаю вам сейчас найти в классе синие квадраты и зелёные круги. Затем объединиться в группы с квадратами и кругами и собрать пословицы: Рощи да леса — всему краю краса. Земля кормит людей, как мать детей. - Объясните смысл пословиц. Вывод: О Земле нужно заботиться, беречь ее, беречь ее богатства. 6) - Сейчас вашему вниманию будет представлена сценка «Туристы». Смотрите внимательно, затем мы с вами будем ее анализировать. Экологическая миниатюра «Туристы». Петя: Мы на отдых собирались В туристический поход. Варя: Очень долго добирались… Вот – к полянке есть подход. На чудесненькой полянке Мы устроим пикничок. Петя: Ты устала, верно, Варя? Распакуй-ка рюкзачок! Варя: Это – сладкие конфеты В ярких фантиках одеты! (бросает в траву) Петя: Это – вкусное печенье! Упаковка – загляденье! (бросает в траву) Витя: Варя, дай скорее сок! (кидает коробку от сока) Варя: Хорошо, что мы в лесок Так чудесно прогулялись! Петя: Птицы, звери испугались! (радостно) Может, нам повеселиться? Витя: Слишком тихо, не годится! Доставай магнитофон – Сделай нам весёлый фон, Чтоб от этой частоты Улетели комары! Музыку вруби погромче! - Правильно ли себя вели ребята? Почему? - К чему могут привести такие поступки? - Как надо было правильно поступить? Лес для человека бесценен.Если бы у нас небыло лесов, то мы уже давно задохнулись бы от вредных выбрасов заводов и фабрик. Но лес приносит пользу не только тем, что очищает воздух – он ещё и самый настоящий наш кормилец и лекарь, дающий человеку свои богатства - орехи, ягоды, грибы и лекарственные растения. Чтобы эти лесные дары не исчезли, нужно беречь лес и относиться к нему с уважением. СЛАЙД: Берегите Землю! Ребята, а знаете ли вы, что : - бумага, брошенная вами, будет лежать около двух лет, - консервные банки – более 30 лет, - полиэтиленовый пакет – более 200 лет, стекло – 1000 лет? Вот видите, насколько важно беречь нашу природу! Земля – единственная планета, на которой есть жизнь, поэтому она просит защиты. - Как вы считаете, охрана природы – дело только взрослых людей или дети могут внести свой посильный вклад? Что же могут делать дети и вы в том числе для сохранения окружающего мира? Ответы воспитанников - в лесу не разорять гнезда, - не рвать цветы, - не вырывать и не сбивать грибы, - вовремя потушить костер; - заботливо расчистить ручеек; - делать кормушки и скворечники для птиц, подкармливать птиц зимой; - оказывать помощь больным деревьям, - высаживать деревца и цветы около общественных зданий и школы - следить за порядком во дворе, не ломать деревья и кусты; - не разрушать муравейники; - не мучить животных, не разорять птичьи гнёзда; - не мусорить. Воспитатель: а теперь давайте проверим, как вы усвоили правила поведения на природе Дайте мне сейчас ответ, Только «Да» иль только «Нет» Если я приду в лесок И сорву ромашку? (нет Если съем я пирожок И выброшу бумажку? (нет) Если хлебушка кусок На пеньке оставлю? (да) Если ветку подвяжу, Колышек подставлю? (да) Если разведу костер, А тушить не буду? (нет) Если сильно насорю И убрать забуду. (нет) Если мусор уберу, Банку закапаю? (да) Я люблю свою природу, Я ей помогаю! (да) СЛАЙД: За природу в ответе взрослые и дети Воспитатель: Все правильно вы ответили, ребята, все в нашем мире взаимосвязано, природа хрупка и ранима, а последствия грубого, бездумного отношения к животному и растительному миру могут быть катастрофическими. А ведь планета у нас одна, одна на всех и другой такой не будет
Берегите землю. Берегите Жаворонка в голубом зените, Бабочку на листьях повилики, На тропинках солнечные блики. На камнях играющего краба, Над пустыней тень от баобаба, Ястреба, парящего над полем, Ясный месяц над речным покоем, Ласточку, мелькающую в жите. Берегите землю! Берегите! | 6 7 8 9, 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 |
5. | Итог занятия | - Вот и подошло к концу наше занятие. Кто же должен беречь нашу природу, Землю, наш общий дом? Ответы детей. Беречь природу – дело каждого человека. И я надеюсь, ребята, что каждый из вас будет бережно относиться к ней. | |
6. | Рефлексия | Рефлексия. Вывешивается силуэт дерева из бумаги, на который дети наклеивают листочки определенного цвета: Зеленый – если любишь природу, знаешь и соблюдаешь правила поведения в лесу, хочешь, чтобы наша планета была цветущим садом. Жёлтый – тебя не волнует, что происходит в окружающей природе, что происходит с растениями и животными. Красный – если ты не бережешь природу, не заботишься о ней и будешь наносить ей вред. | 25 |
7. | «Ларец добра». | Индивидуальная оценка деятельности каждого воспитанника. | |
8. | Творческий номер | В заключении песня «Не уроните шарик». | 26 |
Самоанализ открытого занятия.
Класс: 6
Дата: 13.12.19.
Тема: «За природу в ответе взрослые и дети»
Воспитатель: Баширова Р.В.
Цель: формировать стремление беречь природу как условие сохранения жизни человечества и всех природных обитателей.
Задачи:
1. Образовательные: систематизировать знания обучающихся о природе, экологии, их значении в жизни человека.
2. Коррекционно-развивающие: корригировать познавательный интерес, развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы посредством разгадывания темы занятия, дидактической игры, беседы, индивидуальной и групповой работы.
3. Воспитательные: Воспитание чувства ответственности за свои поступки к объектам природы, раскрытие важности использования и охраны окружающей среды.
Образовательные технологии: здоровьесберегающие, личностно-ориентированные, игровые, проблемный подход в обучении, ИКТ
Методы: словесный, наглядный, практический, частично-поисковый.
Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Оборудование: карточки с заданием для работы в парах, мультимедийный проектор, экран, компьютер, презентация, музыкальные файлы для оформления занятия, видеоматериал, геометрический материал.
В группе 8 человек: 1 девочка и 7 мальчиков. Это учащиеся 6 класса. На занятии присутствовали все дети.
Занятие проведено в соответствии с календарно-тематическим планированием, а так же с темой самообразования педагога «Воспитание нравственных качеств личности школьника посредством приобщения к природе». В исполнении цели, поставленной к занятию, подготовлен наглядно - демонстрационный материал, обеспечивающий не только декоративное оформление, но и преследующие дидактические цели. Сложность предложенного материала занятия была соразмерна с возрастными особенностями воспитанников группы. Содержание занятия было доступным, составленным с учетом возрастных и психофизических особенностей, объема, уровня подготовленности обучающихся. С целью создания атмосферы доброжелательности, взаимопонимания и уверенности, сближения и установления наиболее тесного контакта между воспитанниками, а так же между педагогом и детьми в начале занятия было проведено упражнение «Мы одна команда!». На этапе актуализации знаний для концентрации внимания воспитанников было предложено задание по карточкам.
Для активизации познавательного интереса и рационального использования времени на занятии использована компьютерная презентация.
Для обогащения словарного запаса учащихся проведена словарная работа. На протяжении всего занятия дети учились: делать выводы, анализировать, сравнивать, обобщать. Каждый этап работы имел завершенность и взаимосвязь, как с предыдущим, так и с последующим.
Сочетались словесные, наглядные и практические способы деятельности. Выбранные формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая позволили наиболее полно раскрыть индивидуальные возможности детей на занятии.
В ходе занятия использовались следующие образовательные технологии: здоровьесберегающие (задание «Найди геометрическую фигуру», дозированность заданий, соблюдение санитарно-гигиенических требований), ИКТ, технология коррекционно-развивающих упражнений (работа по карточкам в парах – адаптированный тест Бурдона), проблемный подход обучению (самопроверка ответов по ключу, просмотр и обсуждение инсценировки по теме занятия, обсуждение видеоролика «Катастрофы»), разноуровневое обучение (подбор заданий с учетом индивидуальных способностей обучающихся – Степанов Дмитрий; Садовая Варвара, Никонов Виктор, Оренбуров Петр).
Мотивационную направленность имели личные сведения из жизни воспитанников, вызывающие у детей желание рассуждать, делиться своими познаниями, впечатлениями, личным опытом.
Для снятия напряжения и усталости использовалась игра - задание «Найди геометрическую фигуру», смена видов деятельности.
На занятии соблюдались принципы: целостности обучения (видна взаимосвязь текущего материала с ранее изученным);
принцип доступности и развития (материал отвечал способностям и возможностям обучающихся, что создавало условия для его усвоения);
принцип здоровьесбережения (задания, предполагающие активность движений, построение занятия препятствовало утомлению, содержало мотивирующий материал, корректное общение воспитателя с обучающимися). Занятие было коррекционно-развивающим, обучающим с соблюдением доступности и воспитывающей направленности, реализовало поставленную цель.
Во время подведения итогов была оценена деятельность учащихся и группы в целом.
Рефлексия показала, что задачи занятия были решены.
Считаю, что занятие представляет собой целостную систему:
- занятие было эмоциональным, вызвало интерес;
- темп занятия был оптимальным, действия учеников и воспитателя завершёнными;
- между воспитателем и учениками был установлен психологический контакт;
- доминировала атмосфера доброжелательности, взаимопонимания и активного творческого труда;
- обеспечено активное участие каждого ученика.
Считаю, что поставленные цель и задачи были реализованы.
Воспитатель: Баширова Р.В. Подпись_______________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок Права для детей "Знать должны и взрослые и дети о правах, что защищают их на свете"
урок знакомит детей с их основными правами...
Сценарий игровой программы для детей и родителей "Неразлучные друзья - взрослые и дети"
Сценарий игровой конкурсной программы для детей и родителей. Участвуют пары: ребенок и родственник (мама, папа, старший брат или сестра, бабушка или дедушка) Из опыта проведение - программа проходит о...
За природу в ответе и взрослые и дети + презентация
Сценарий познавательно-игровой программы...
Открытое занятие "За природу в ответе взрослые и дети"
Открытое занятие по экологическому воспитанию....
Проект ТГ "За природу в ответе взрослые и дети"
Проект творческой группы по экологии...
Проект "За природу в ответе и взрослые и дети"
Проект "За природу в ответе и взрослые и дети"...
Викторина "За природу в ответе"
игровая программа...