Открытое занятие "За природу в ответе взрослые и дети"
план-конспект занятия (6 класс)

Баширова (Тиньгаева) Раиса Викторовна

Конспект классного часа в 6 классе коррекционной школы. Тема "За природу в ответе взрослые и дети" актуальна в настоящее время. Здесь помещены сведения о Красной книге России, об экологии, а так же о влиянии человека на природу и ее состояние.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_v_6_klasse.docx45.24 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное казённое общеобразовательное учреждение «Специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» с.Зиянчурино Кувандыкского городского округа Оренбургской области.

Конспект открытого занятия на тему:

«За природу в ответе взрослые и дети»

Воспитатель I квалификационной категории: Баширова Р.В.

Конспект открытого занятия.

Класс: 6

Воспитатель: Баширова Раиса Викторовна

Дата: 13.12.19.

 Тема: «За природу в ответе взрослые и дети»

Цель: формировать стремление беречь природу как условие сохранения жизни человечества и всех природных обитателей.

Задачи:

  1. Образовательные: систематизировать знания обучающихся о природе, экологии, их значении в жизни человека.
  2. Коррекционно-развивающие: корригировать познавательный  интерес, развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы посредством разгадывания темы занятия, дидактической игры, беседы, индивидуальной и групповой работы.
  3. Воспитательные: Воспитание чувства ответственности за свои поступки к объектам природы, раскрытие важности использования и охраны окружающей среды.

Образовательные технологии: здоровьесберегающие, личностно-ориентированные, игровые, проблемный подход в обучении, ИКТ

Методы:  словесный, наглядный, практический, частично-поисковый.

Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Оборудование: карточки с заданием для работы в парах, мультимедийный  проектор, экран, компьютер, презентация, музыкальные файлы для оформления занятия, видеоматериал, геометрический материал.

№ п\п

Этапы  занятия

Деятельность  воспитателя  и  учащихся

№ слайда

1.

Организационный момент.

Добрый день, дорогие ребята! Здравствуйте, уважаемые гости! Я очень рада видеть всех вас здесь в добром здравии и хорошем настроении! Очень надеюсь, что сегодняшнее занятие пройдет успешно и продуктивно.

Упражнение: «Мы одна команда!»

Цель: создать атмосферу доброжелательности, взаимопонимания и уверенности.

Прежде, чем начать наше занятие, я хочу провести с вами небольшое упражнение. Называется оно «Мы одна команда!». Приглашаю вас, ребята, встаньте в круг.  Подержите свою руку возле сердца, наполните её теплотой. Я предлагаю вам свою руку, свою помощь и желаю вам успеха. (Ребята повторяют за воспитателем). А теперь все вместе произнесем: «Мы одна команда!»

Рефлексия: Ребята, вы почувствовали тепло наших сердец и уверенность в себе? Улыбнитесь друг другу. Занимайте свои места.

1

2

2.

Актуализация знаний.

Работа по карточкам в парах.

А сейчас я предлагаю вам выполнить задание на карточках. Если вы всё сделаете правильно, то мы узнаем тему нашего занятия.

Тема нашего занятия: «За природу в ответе взрослые и дети».

3, 4

5

3.

Формулирование темы и цели занятия.

- Мы узнали тему занятия. Скажите, о чем мы с вами будем сегодня говорить? (О природе, о ее значении в жизни человека, о том, что её необходимо беречь и охранять).

- Правильно, сегодня мы поговорим о природе, о богатствах природы, о том, что нас окружает.

Постараемся выяснить, что нужно сделать, чтобы ее сберечь.

4.

Основная часть.

Просмотр видеоролика.

Словарная работа.

Словарная работа.

Обсуждение видеоролика о катастрофах.

Игра «Экологический светофор».

Работа в группах

Просмотр и обсуждение инсценировки.

Игра «Вопрос – ответ»

1)  Есть на земле огромный дом

     Под крышей голубой.

     Живут в нём солнце, дождь и гром,
   Лес и морской прибой.
   Живут в нём птицы и цветы,  

    Весенний звон ручья,

    Живёшь в том светлом доме  ТЫ      

    И все твои друзья.
   Куда б дороги не вели,
   Всегда ты будешь в нём.

    Природою родной земли

    Зовется этот дом. 

ВИДЕОРОЛИК «Как прекрасен этот мир» на фоне песни «Как прекрасен этот мир» 3,41мин.

Ребята, посмотрите на экран: какой удивительный мир окружает нас! Всё то, что мы называем природой: необъятные поля и степи, глубокие озёра, зеленые леса, животные, птицы и насекомые – все это всегда было  источником красоты, энергии и гармонии. Посмотрите, как прекрасен мир вокруг нас! Он разноцветный и яркий. И эту красоту придают ему объекты природы.

 

Приро́да – это материальный мир Вселенной, естественная среда обитания всё, что не создано человеком.

Окружающая среда - среда обитания и деятельности человечества, весь окружающий человека мир.

2)   СЛАЙД: природа:  земля, водные ресурсы, лесные массивы.

- Давайте продолжим наш разговор. Наш окружающий мир разнообразен и ярок,  но чаще мы все же слышим такие выражения:  «Голубая планета Земля» или «Земля - наш зелёный дом».

Почему так говорят люди?

Ответы воспитанников (Потому что на Земле много лесов и воды).

СЛАЙД: вид планеты Земля из космоса.

- Да, действительно, океаны, моря, реки, озёра – вот она и голубая! Обилие лесов – вот она и зелёная! А ещё и поля, горы, сады! Как много всего в этом замечательном доме! И  в нём бок о бок живут: растения, животные и человек.

– Как прекрасны эти творения природы! Ими б только восхищаться, поражаясь, сколь щедра на выдумки природа, если бы не одно тягостное обстоятельство: многие из них занесены в Красную книгу и всем им угрожает исчезновение с лица земли. Сегодня мы с вами поговорим о Красной книге. Узнаем, что это за книга, для чего она нужна и зачем?

ДИМА: Красная книга - это книга, большой список, в который занесены редкие животные, растения и грибы, которые находятся под угрозой исчезновения и требуют защиты и охраны.

Международный Союз охраны природы и природных ресурсов создал “Комиссию службы выживания”, которая в 1966 году выпустила 1 том Красной книги. Почему ее назвали Красной? Красный цвет – сигнал опасности. Она как бы призывает всех людей: растения и животные в беде, помогите им. Международная Красная книга имеет вид толстого перекидного календаря со страницами разного цвета.

- Исчезающие виды, спасение которых невозможно без специальных мер охраны, помещены на красных листах бумаги.

- Сокращающиеся, или уязвимые виды – виды, численность которых быстро сокращается. Сведения о них напечатаны на желтой бумаге.

Редкие виды встречаются в небольшом количестве или на ограниченных территориях вскоре могут исчезнуть. Они занесены на белые страницы.

- На серых страницах Красной книги находятся сведения о малоизученных и редких видах.

- Восстановленные виды ранее были в одной из трех категорий, но их численность теперь благодаря охране восстановлена. Сведения о них напечатаны на зеленых листах.

- На черных страницах Красной книги занесены виды, которые уже никогда не будут существовать на Земле. Это результат варварского отношения человека к природе.

Воспитанники поочередно читают на фоне соответствующих слайдов

СЛАЙДЫ: Факты загрязнения природы

 1.Вот серый ядовитый дым…                        АМИР

   А ведь дышать не нужно  им!

2.Дымы заводов, грязь от теплоходов            ИЛЬЯ

    А сколько на Земле отходов!?

3.Стала грязной наша вода,                             ВОВА

    От многих животных  нет и следа.

4. Болота сушат, сушу обводняют,                 ПЕТЯ

    А удобрений столько применяют!

5. Вот засыхают сосны, ели…                         ВАРЯ

    И нам  недолго до постели.

6.Здесь  рубят лес, устраивают свалки,          ВИТЯ

    Пусты ручьи, в лесу одни лишь палки.

7. Разрушили  дом у наших друзей.                ВАЛЕНТИН

    Растениям, животным  плохо теперь.

Воспитатель: Кто же виноват в этих нарушениях, ребята?

Ответы воспитанников (человек и его деятельность)

3) - Недавно мы смотрели ролик «Самые ужасные катастрофы в мире». Какие из них вам очень запомнились и почему?

Ответы воспитанников (последствия испытаний ядерного оружия – погибло очень много видов животных и птиц, насекомых;

отравление опасными токсичными веществами;

утечка нефти в водоемах – погибли птицы, рыбы, морские животные; вредные выбросы в атмосферу и в водоёмы;

осушение водоемов, рек;

аварии на химических заводах и ядерных реакторах и т.д.)

Вывод: Человек и его деятельность пагубно влияют на состояние природы. Гибнут животные, растения – гибнет все живое на Земле.

4) Игра «Экологический светофор»

Предлагаю вам сыграть в  игру «Экологический светофор».

Экологический светофор установлен для того, чтобы охранять природу и помогать детям соблюдению правил разумных взаимоотношений с природой.

  • Чёрный цвет – стой! Твои действия приносят вред окружающей среде.
  • Красный цвет – будь осторожен! Постарайся не нанести вреда природе своими действиями! Соблюдай меру и правила!
  • Синий цвет – ты настоящий друг и защитник природы! Твои действия полезны для неё! Продолжай помогать природе!
  • Я буду называть конкретную ситуацию, а вы должны подумать и показать мне соответствующий кружок.

Показать кружки чёрного, красного, синего цвета, в зависимости от того решения, которое принимается.

  1. Дети оставили костёр в лесу. (ч)
  2. Девочки не стали рвать ландыши в лесу. (с)
  3. Ребята срезают грибы ножиком. (к)
  4. Ученики очищают парк от мусора. (с)
  5. Ребята увидели гнездо в траве. (к)
  6. Ребята бросают мусор на дорогу. (ч)
  7. Дети сильно шумят в лесу. (ч)
  8. Мальчик полез в кусты за мячом. (к)
  9. Ребята поймали снегиря и посадили в клетку. (ч)
  10. Дети вешают кормушку. (с)
  11. Ученики высаживают возле школы деревья. (с)
  12. Дети вылечили найденную в лесу птицу. (с)
  13. Ученики украсили свой класс комнатными растениями. (с)
  14. В походе ребята разорили птичье гнездо. (ч)
  15. Дети приехали в лес  и громко включили музыку. (к)

5) А сейчас вам необходимо будет выполнить одно задание. Но сначала я хочу узнать, ребята, какие геометрические фигуры вы знаете?

Ответы детей.

- Я предлагаю вам сейчас найти в классе синие квадраты и зелёные круги. Затем объединиться в группы с квадратами и кругами  и собрать пословицы:

Рощи да леса — всему краю краса.

Земля кормит людей, как мать детей.

- Объясните смысл пословиц.

Вывод: О Земле нужно заботиться, беречь ее, беречь ее богатства.

6) - Сейчас вашему вниманию будет представлена сценка «Туристы». Смотрите внимательно, затем мы с вами будем ее анализировать. 

Экологическая миниатюра  «Туристы».

Петя: Мы на отдых собирались

В туристический поход.

Варя: Очень долго добирались…

Вот – к полянке есть подход.

На чудесненькой полянке

Мы устроим пикничок.

Петя: Ты устала, верно, Варя?

Распакуй-ка рюкзачок!

Варя: Это – сладкие конфеты

В ярких фантиках одеты! (бросает в траву)

Петя: Это – вкусное печенье!

Упаковка – загляденье! (бросает в траву)

Витя: Варя, дай скорее сок! (кидает коробку от сока)

Варя: Хорошо, что мы в лесок

Так чудесно прогулялись!

Петя: Птицы, звери испугались! (радостно)

Может, нам повеселиться?

Витя: Слишком тихо, не годится!

Доставай магнитофон –

Сделай нам весёлый фон,

Чтоб от этой частоты

Улетели комары!

Музыку вруби погромче!

- Правильно ли себя вели ребята? Почему?

- К чему могут привести такие поступки?

- Как надо было правильно поступить?

Лес для человека бесценен.Если бы у нас небыло лесов, то мы уже давно задохнулись бы от вредных выбрасов заводов и фабрик. Но лес приносит пользу не только тем, что очищает воздух – он ещё и самый настоящий наш кормилец и лекарь, дающий человеку свои богатства - орехи, ягоды, грибы и лекарственные растения. Чтобы эти лесные дары не исчезли, нужно беречь лес и относиться к нему с уважением.

СЛАЙД:  Берегите Землю!

Ребята,  а знаете ли вы, что :

- бумага, брошенная вами, будет лежать около двух лет,

- консервные банки – более 30 лет,

- полиэтиленовый пакет – более 200 лет, стекло – 1000 лет?

Вот видите, насколько важно беречь нашу природу! Земля – единственная планета, на которой есть жизнь, поэтому она просит защиты.

- Как вы считаете, охрана природы – дело только взрослых людей или дети могут внести свой посильный вклад? Что же могут делать  дети и вы в том числе для сохранения окружающего мира?

Ответы воспитанников

- в лесу не разорять гнезда,

- не рвать цветы,

- не вырывать и не сбивать грибы,

- вовремя потушить костер;

- заботливо расчистить ручеек;

- делать кормушки и скворечники для птиц, подкармливать птиц зимой;

- оказывать помощь больным деревьям,

- высаживать деревца и цветы около общественных зданий и школы

- следить за порядком во дворе,  не ломать деревья и кусты;  

- не разрушать муравейники;  

- не мучить животных,  не разорять птичьи гнёзда;

- не мусорить.

Воспитатель:  а теперь давайте проверим, как вы усвоили правила поведения на природе 

Дайте мне сейчас ответ,

Только «Да»  иль только «Нет»

Если я приду в лесок

И сорву ромашку? (нет

Если съем я пирожок

И выброшу бумажку? (нет)

Если хлебушка кусок

На пеньке оставлю? (да)

Если ветку подвяжу,

Колышек подставлю? (да)

Если разведу костер,

А тушить не буду? (нет)

Если сильно насорю

И убрать забуду. (нет)

Если мусор уберу,

Банку закапаю? (да)

Я люблю свою природу,

Я ей помогаю! (да)

СЛАЙД: За природу в ответе взрослые и дети

Воспитатель: Все  правильно вы ответили, ребята, все в нашем мире взаимосвязано, природа хрупка и ранима, а последствия грубого, бездумного отношения к животному и растительному миру могут быть катастрофическими. А ведь планета у нас одна, одна на всех и другой такой не будет
Варя:  на фоне соответствующих тексту слайдов

 

 Берегите землю. Берегите

 Жаворонка в голубом зените,

 Бабочку на листьях повилики,

 На тропинках солнечные блики.

 На камнях играющего краба,

 Над пустыней тень от баобаба,

 Ястреба, парящего над полем,

 Ясный месяц над речным покоем,

 Ласточку, мелькающую в жите.

 Берегите землю! Берегите! 

6

7

8

9, 10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

5.

Итог занятия

- Вот и подошло к концу наше занятие. Кто же должен беречь нашу природу, Землю, наш общий дом?

Ответы детей.

Беречь природу – дело каждого человека. И я надеюсь, ребята, что каждый из вас будет бережно относиться к ней.

6.

Рефлексия

Рефлексия. Вывешивается силуэт дерева из бумаги, на который дети наклеивают листочки определенного цвета:

Зеленый – если любишь природу, знаешь и соблюдаешь правила поведения в лесу, хочешь, чтобы наша планета была цветущим садом.

Жёлтый – тебя не волнует, что происходит в окружающей природе, что происходит с растениями и животными.

Красный – если ты не бережешь  природу, не заботишься о ней и будешь наносить ей вред.

25

7.

«Ларец добра».

Индивидуальная оценка деятельности каждого воспитанника.

8.

Творческий номер

В заключении песня «Не уроните шарик».

26

Самоанализ открытого занятия.

Класс: 6

Дата: 13.12.19.

Тема: «За природу в ответе взрослые и дети»

Воспитатель: Баширова Р.В.

Цель: формировать стремление беречь природу как условие сохранения жизни человечества и всех природных обитателей.

Задачи:

1.        Образовательные: систематизировать знания обучающихся о природе, экологии, их значении в жизни человека.

2.        Коррекционно-развивающие: корригировать познавательный  интерес, развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать и делать      выводы посредством разгадывания темы занятия, дидактической игры, беседы, индивидуальной и групповой работы.

3.        Воспитательные: Воспитание чувства ответственности за свои поступки к объектам природы, раскрытие важности использования и охраны окружающей среды.

Образовательные технологии: здоровьесберегающие, личностно-ориентированные, игровые, проблемный подход в обучении, ИКТ

Методы:  словесный, наглядный, практический, частично-поисковый.

Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Оборудование: карточки с заданием для работы в парах, мультимедийный  проектор, экран, компьютер, презентация, музыкальные файлы для оформления занятия, видеоматериал, геометрический материал.

В группе 8 человек: 1 девочка и 7 мальчиков. Это учащиеся 6  класса. На занятии присутствовали все дети.

Занятие проведено в соответствии с календарно-тематическим планированием, а так же с темой самообразования педагога «Воспитание нравственных качеств личности школьника посредством приобщения к природе».  В исполнении цели, поставленной к занятию,  подготовлен  наглядно - демонстрационный материал, обеспечивающий не только декоративное оформление, но и преследующие дидактические цели. Сложность предложенного материала занятия была соразмерна с возрастными особенностями воспитанников  группы. Содержание занятия было доступным, составленным с учетом возрастных и психофизических особенностей, объема, уровня подготовленности обучающихся.  С целью создания атмосферы доброжелательности, взаимопонимания и уверенности, сближения и установления наиболее тесного контакта между воспитанниками, а так же между педагогом и детьми в начале занятия было проведено упражнение «Мы одна команда!». На этапе актуализации знаний для концентрации внимания воспитанников было предложено задание по карточкам.

Для активизации познавательного интереса и рационального использования времени на занятии использована  компьютерная презентация.

Для обогащения словарного запаса учащихся  проведена словарная работа. На протяжении всего занятия дети учились: делать выводы, анализировать, сравнивать, обобщать. Каждый этап работы имел завершенность и взаимосвязь, как с предыдущим, так и с последующим.

Сочетались словесные, наглядные и практические способы деятельности. Выбранные формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая позволили наиболее полно раскрыть индивидуальные возможности детей на занятии.

В ходе занятия использовались следующие  образовательные технологии: здоровьесберегающие (задание «Найди геометрическую фигуру», дозированность заданий, соблюдение санитарно-гигиенических требований), ИКТ, технология коррекционно-развивающих упражнений (работа по карточкам в парах – адаптированный тест Бурдона), проблемный подход обучению (самопроверка ответов по ключу, просмотр и обсуждение инсценировки по теме занятия, обсуждение видеоролика «Катастрофы»), разноуровневое обучение (подбор заданий с учетом индивидуальных способностей обучающихся – Степанов Дмитрий; Садовая Варвара, Никонов Виктор, Оренбуров Петр).  

Мотивационную направленность имели личные  сведения из жизни воспитанников, вызывающие у детей  желание рассуждать, делиться своими познаниями, впечатлениями, личным опытом.

Для снятия напряжения  и усталости использовалась  игра -  задание «Найди геометрическую фигуру», смена видов деятельности.

На занятии соблюдались принципы: целостности обучения (видна взаимосвязь текущего материала с ранее изученным);

принцип доступности и развития (материал отвечал способностям и возможностям обучающихся, что создавало условия для  его усвоения);

принцип здоровьесбережения (задания, предполагающие активность движений, построение занятия  препятствовало утомлению, содержало мотивирующий материал,  корректное общение воспитателя  с обучающимися).  Занятие было коррекционно-развивающим, обучающим с соблюдением доступности и воспитывающей направленности, реализовало поставленную цель.

Во время подведения итогов была оценена деятельность учащихся и группы в целом.

Рефлексия показала, что задачи занятия были решены.

 Считаю, что занятие представляет собой целостную систему:

- занятие было эмоциональным, вызвало интерес;

- темп занятия был оптимальным, действия учеников и воспитателя завершёнными;

- между воспитателем и учениками был  установлен психологический контакт;

- доминировала атмосфера доброжелательности, взаимопонимания и активного творческого труда;

- обеспечено активное участие каждого ученика.

  Считаю, что поставленные  цель и задачи были реализованы.

                                                                                                                Воспитатель: Баширова Р.В.                                  Подпись_______________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий игровой программы для детей и родителей "Неразлучные друзья - взрослые и дети"

Сценарий игровой конкурсной программы для детей и родителей. Участвуют пары: ребенок и родственник (мама, папа, старший брат или сестра, бабушка или дедушка) Из опыта проведение - программа проходит о...

За природу в ответе и взрослые и дети + презентация

Сценарий познавательно-игровой программы...

Открытое занятие "За природу в ответе взрослые и дети"

Открытое занятие по экологическому воспитанию....

Проект ТГ "За природу в ответе взрослые и дети"

Проект творческой группы по экологии...

Проект "За природу в ответе и взрослые и дети"

Проект "За природу в ответе и взрослые и дети"...