Проект ТГ "За природу в ответе взрослые и дети"
проект
Проект творческой группы по экологии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_ekologii_za_prorodu_v_otvete_vzroslye_i_deti.doc | 77.5 КБ |
Предварительный просмотр:
КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ: «ЛАРЬЯКСКАЯ ШКОЛА- ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ» |
Экологический проект «За природу в ответе взрослые и дети»
Зайцева Оксана Анатольевна,
воспитатель высшей квалификационной категории
Матыгулина Наталья Валерьевна,
учитель высшей квалификационной категории
Ибрагимова Зульфия Салиховна,
учитель высшей квалификационной категории
Тип проекта: групповой, исследовательско – творческий.
Целевая группа: обучающиеся 2-11 классов.
Срок реализации: сентябрь – май.
Проблема проекта: Одна из трудностей получения информации об окружающем мире детьми с ОВЗ в школе состоит в том, что множество наблюдаемых явлений, которые пытаются понять и осмыслить дети, часто превышает тот круг представлений, который они могут осмыслить. Наиболее частыми в структуре дефекта у детей с проблемами в развитии являются трудности в коммуникации, низкий уровень познавательной деятельности, личностная незрелость, негативные эмоциональные переживания, все это привело к необходимости разработки группового, исследовательско - творческого проекта, направленного на взаимодействие воспитанников и педагогов школы.
Цель: формирование экологической культуры – правильного отношения к природе, к себе и другим людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения.
Задачи:
- Развитие потребности в приобретении новых знаний о природных объектах.
- Формирование осознанного действенного отношения к природе родного края, желание её беречь и охранять.
- Формирование познавательных умений: наблюдать, экспериментировать, сравнивать и анализировать, отражать результаты наблюдений и опытов в разных видах творческой деятельности (игровой, музыкальной, художественной).
- Накапливать у детей эмоционально – позитивный опыт общения с природой.
Актуальность проекта.
Человек и природа… Философы, поэты и художники всех времен и народов отдали дань этой вечной и актуальной теме. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро как в наши дни, когда угроза экологического кризиса, а может быть, и катастрофа нависла над человечеством и проблема экологизации материальной и духовной деятельности человека стала жизненной необходимостью. Одним из условий сохранения общего для всех нас дома – Земли.
Наша школа расположена на окраине села Ларьяк, Нижневартовского района. Вблизи школы находится улица Октябрьская, с интенсивным автомобильным движением и, хотя мы живем рядом с лесом, облагороженных, экологически чистых зон отдыха у нас практически нет. В центре села есть прекрасная березовая роща, этот зеленый уголок радует всех окружающих своей красотой и ухоженностью, так как наши педагоги, учащиеся и все жители села постоянно ухаживают за рощей и проводят большую работу по благоустройству и озеленению.
Наш проект актуален, так как человек своей деятельностью создал много проблем на планете Земля, а вот решить их разумно все откладывает «на потом». Он не всегда понимает и осознает, что является частью природы, а заботливое отношение к природе формируется только тогда. Когда человек улучшает окружающую среду своими руками. Актуальность нашего проекта определяется органическим единством природы, труда и творчества людей.
Проект предусматривает привитие школьникам с ОВЗ бережного отношения к природе, раскрытие эстетического, оздоровительного, практического значения природы в жизни человека. Изучая экологические связи, обучающиеся учатся наблюдать, видеть и слышать, сравнивать и обобщать, устанавливать несложные причинно – следственные связи в природе и взаимосвязь природных явлений. Такая деятельность способствует коррекции недостатков психофизического развития детей с ОВЗ, их познавательных возможностей и интересов.
Пути реализации проекта:
1.Создание предметно – развивающей среды:
В классах, игровых комнатах созданы уголки природы, где размещены всевозможные комнатные растения, это помогает создать благоприятную атмосферу и приобщить детей к труду, выработать у них умение ухаживать за растениями, учит понимать состояние живых существ, сопереживать им.
В зимний период дети с помощью педагогов делают кормушки для птиц, подкармливают их.
В школе собран богатый методический материал: энциклопедии, детская художественная литература, дидактические игры познавательного и природоведческого характера, что помогает ввести детей в различные аспекты взаимодействия человека с природой (её охраны и загрязнения). Оформлены стенды с учетом экологической направленности, подобраны коллекции природных материалов и гербариев, приобретены детские энциклопедии, книги о растениях и животных Сибири и мира, географические атласы, глобус, иллюстрации и репродукции, аудио-видео материалы, игры познавательного и природоведческого характера, хозяйственный инвентарь для трудовой деятельности.
2. Работа с педагогическими кадрами.
Экологическое воспитание школьников является приоритетным направлением для педагогов нашей школы. Разрабатываются программы внеурочной деятельности экологической направленности. Дети участвуют в озеленении и оформлении территории. Совершают веселые, увлекательные прогулки по территории школы и села. Исследуя природную особенность своей местности.
3. Формы работы с детьми:
- специально организованные экологические занятия в виде бесед, игр, экскурсий, рассказов педагога (в целях формирования мотивации к экологической деятельности);
- совместная практическая деятельность педагога и учащихся по формированию экологической культуры: наблюдения, эксперименты, проведение экологических игр, чтение художественной литературы экологического содержания, включение трудовой деятельности в повседневную жизнь учащихся (уход за растениями, благоустройство территории и пр.);
- свободная самостоятельная деятельность учащихся (создание условий для возникновения самостоятельной деятельности детей). Учитывая особенности детей, все занятия строятся на восприятии эмоционально окрашенной информации, которая воздействует на чувственную сферу и формирует интерес к окружающему миру.
Занимательные опыты и эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества. В ходе поисково-познавательной деятельности дети составляют модели, схемы, рисунки, которые в дальнейшем используются для стимулирования их активности в процессе познания окружающего мира.
Реализация темы с детьми шла по трем направлениям, каждое из которых представлено несколькими темами:
- Живая природа;
- Неживая природа;
- Человек.
В ходе работы по данной теме проводится следующие мероприятия:
1. Наблюдения в природе, труд в природе, занятия комплексного, обобщающего и углубленно-познавательного типа, на которых у детей формируется обобщенные представления о явлениях природы, родного края практическая деятельность школьников (труд в уголках природы и цветниках).
2. Все мероприятия по экологическому воспитанию детей в природе проводятся педагогами школы.
Предполагаемые формы работы с детьми обеспечивают личностно – ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком на равных, создавая особую атмосферу, которая позволяет реализовать свою познавательную активность.
Основными средствами, методами и формами обучения экологического воспитания являются, прежде всего, игры – дидактические, театрализованные, развивающие, которые по сути стирают различие между обучением и воспитанием.; проведение конкурсов, викторин, путешествий, а также познание окружающего мира с помощью практической деятельности ребенка в виде опытов и экспериментов, а также трудовой деятельности.
3.Обобщение передового педагогического опыта педагогами по экологическому воспитанию школьников:
Участие в практическом семинаре творческой группы: «Организация формирования экологической культуры обучающихся с ОВЗ (интеллектуальные нарушения)
- «Методика организации формирования экологической культуры обучающихся с ОВЗ (интеллектуальные нарушения)» Ибрагимова З.С.;
- «Методика оценки эффективности и результатов работы по формированию экологической культуры обучающихся с ОВЗ (интеллектуальные нарушения)» Матыгулина Н.В.;
- «Формы работы с родителями по формированию экологической культуры школьников» Зайцева О.А.
Механизм реализации проекта.
Этапы проекта.
На перовом этапе (сентябрь – октябрь) - постановка проблемы, определение целей и задач группового проекта.
На этом этапе целевая группа выбирает направление работы в рамках проекта на основе опыта и возможностей детей исходя из их интересов и способностей.
На втором этапе (ноябрь – февраль) организация исследования в рамках проекта.
На этом этапе предполагается организация двух видов познавательной деятельности детей.
1. Сбор и систематизация информации в соответствии с проблемой и задачами исследований:
- Чтение произведений, заучивание стихов, на занятиях и в совместной познавательной деятельности;
- Подбор и систематизация картинок, фотографий, загадок, пословиц и т.д.;
- Познавательные беседы;
- Экскурсии;
- Эксперементирование.
2. Творческая познавательная деятельность детей представлена:
- Как организация совместных с педагогами дидактических, сюжетно – ролевых и театрализованных игр;
- Художественная деятельность;
- Участие в конкурсах;
- Совместное эксперементирование и т.д.
На третьем этапе (март – май) – обобщение и презентация результатов исследовательско – творческой деятельности.
- Результаты работы представлены на неделе экологии и празднике «Закрытие года экологии в России», где были задействованы все дети школы. Программа была яркой, интересной, в ней просматривался вклад каждого участника проекта: ребенка и педагога. Используем следующие формы презентации:
- выставка работ учащихся;
- эффективное использование возможностей ИКТ и игровых форм в познавательном развитии каждого ребенка;
- постановка экологической сказки;
Ресурсы: Для успешной реализации проекта применяются современные технологии (компьютер, дидактический материал и тд)
Показатели оценки эффективности проекта:
Вся проделанная работа по теме показала высокую результативность в экологическом воспитании детей. Все занятия способствуют оздоровлению детей, профилактике переутомления перенапряжения, дают питание для души и сердца ребенка высокими образами Истины, Добра, Красоты. Главные ожидаемые результаты данной работы – сделать воспитанников более совершенными в нравственном, мировоззренческом и творческом плане.
Педагоги нашей школы явились носителями экологической культуры, мы познакомили, и будем продолжать знакомить детей со способами общения с природой, формировали умения наблюдать окружающий мир природы, устанавливать элементарные связи и зависимости, научили испытывать радость от осознанного взаимодействия с живыми существами, которые находятся рядом, воспитали потребность в созидании и творчестве.
Эффект работы в долгосрочной перспективе. Очень важно, что работа по данной теме вызывает у детей эмоциональный отклик на созданную нами красоту и добро, которое несет природа.
Благодаря совместной работе педагогов, детей и родителей территория нашей школы это удивительный уголок родного города.
Ожидаемые результаты:
1.Повышение уровня познавательной активности и любознательности у детей с ОВЗ.
2. Позитивные изменения в развитии школьников – познание себя через окружающий мир; формирование в процессе организации познавательной деятельности ценностное отношение к природе и человеку.
Показатели оценки эффективности проекта: удовлетворенность участников проекта – детей, родителей и педагогов позитивными изменениями в развитии школьников
Перспективы дальнейшего развития работы по проекту:
Необходимо продолжить вызывать у детей интерес и потребность познавать явления природы, бережное отношение к ней и непосредственное участие в её защите.
Для сохранения и расширения достижений данной темы необходимо продолжить традиции школы по озеленению и благоустройству территории, содержать ее в порядке, совершенствовать педагогическое мастерство по данному разделу.
В дальнейшем для реализации задач по экологическому воспитанию школьников необходимо:
- Оснащение материально – технической базы для экологического и трудового воспитания детей.
- Необходимо расширить уголки природы, создать на территории школы заповедную зону, искусственный водоем, фонтан и т.п.
Продукты проекта:
Наименование мероприятия | Сроки | Ответственные | Результат |
1. Международный конкурс «Красота божьего мира» | январь | Грамоты, сертификаты. | |
2. Конкурс детских театров и агидбригад «Через искусство к зеленой планете» | ноябрь | Грамоты | |
3. Межрегиональный экологический конкурс «Дикие животные родного края» | февраль | Грамоты. Благодарственные письма. | |
4. Городской конкурс детского творчества «Зимний букет» | декабрь | Грамоты. Благодарственные письма. | |
5. Экскурсии по экологической тропе | В течение года | Рисунки, положительный эмоциональный настрой. | |
6.Природоохранные акции: - Птичья столовая (изготовление кормушек); - экологические десанты. | декабрь-февраль В течение года | Кормушки на территории, подкормка птиц. Ухоженная территория. | |
7.Выставка семейных работ: «Экоёлочка» | декабрь | Выставка, отличное настроение. | |
8.Конкурс рисунков «Берегите нашу Землю!» | Апрель -май | ||
9.Альбом «Цветная экология» | В течение года | Дидактический материал | |
10.Открытый урок «Кто у кого?» | Ноябрь | ||
11. Неделя экологии: - Экоигры, викторины, выставка рисунков, познавательные программы. | апрель | положительный эмоциональный настрой. | |
12. Праздник «День Земли» | апрель | положительный эмоциональный настрой, высокая оценка мероприятия. | |
13. Музыкальная сказка «Ку-ка-ре-ку» | май | положительный эмоциональный настрой, отличные отзывы. | |
14. Высадка рассады в клумбы. | Май - июнь | ||
15. Уход за цветниками | Май - июнь | Красивые клумбы, ухоженная пришкольная территория. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок Права для детей "Знать должны и взрослые и дети о правах, что защищают их на свете"
урок знакомит детей с их основными правами...
Сценарий игровой программы для детей и родителей "Неразлучные друзья - взрослые и дети"
Сценарий игровой конкурсной программы для детей и родителей. Участвуют пары: ребенок и родственник (мама, папа, старший брат или сестра, бабушка или дедушка) Из опыта проведение - программа проходит о...
За природу в ответе и взрослые и дети + презентация
Сценарий познавательно-игровой программы...
Открытое занятие "За природу в ответе взрослые и дети"
Открытое занятие по экологическому воспитанию....
Открытое занятие "За природу в ответе взрослые и дети"
Конспект классного часа в 6 классе коррекционной школы. Тема "За природу в ответе взрослые и дети" актуальна в настоящее время. Здесь помещены сведения о Красной книге России, об экологии, а...
Проект "За природу в ответе и взрослые и дети"
Проект "За природу в ответе и взрослые и дети"...
Викторина "За природу в ответе"
игровая программа...