Открытое занятие "За природу в ответе взрослые и дети"
план-конспект занятия по экологии (5, 6 класс) на тему
Открытое занятие по экологическому воспитанию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vse_v_nashem_mire_vzaimosvyazano_ekologiya.docx | 320.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Познавательный час
«За природу в ответе взрослые и дети»
в старшей реабилитационной группе
стационарного отделения ГКУСО ВО
Гороховецкий СРЦН «Семья»
(воспитатель Богатова Т.В. - июнь 2017года.)
Цели:
- Активизация познавательной деятельности, расширение кругозора детей, их знаний о природе;
- Воспитание экологической культуры, бережного отношения к окружающей природе, желание заботиться о ней;
- Воспитание чувства ответственности за свои поступки по отношению к объектам природы, раскрытие важности рационального использования и охраны окружающей среды.
СЛАЙДЫ: За природу в ответе взрослые и дети», коллаж русской природы, пейзажи Владимирского края
Воспитатель:
Есть на земле огромный дом
Под крышей голубой.
Живут в нём солнце, дождь и гром,
Лес и морской прибой.
Живут в нём птицы и цветы,
Весенний звон ручья,
Живёшь в том светлом доме ТЫ
И все твои друзья.
Куда б дороги не вели
Всегда ты будешь в нём.
Природою родной земли
Зовется этот дом.
ВИДЕОРОЛИК «Как прекрасен этот мир» на фоне песни «Вижу чудное приволье» 2,40мин.
Воспитатель: Ребята, посмотрите на экран: какой удивительный мир окружает нас! Всё то, что мы называем природой: необъятные поля и степи, глубокие озёра, зеленые леса, животные, птицы и насекомые – все это всегда было источником красоты, энергии и гармонии. Посмотрите, как прекрасен мир вокруг нас! Он разноцветный и яркий.
И эту красоту придают ему объекты природы. Восхищаясь этой красотой, поэты и писатели, художники и композиторы создавали и создают свои прекрасные произведения
СЛАЙД: картины И.Шишкина
Воспитатель: а сейчас перед вами на экране неповторимой красоты русские пейзажи И.Шишкина,
СЛАЙД: стихотворение А. Фета на фоне природы
Летний вечер тих и ясен...
Летний вечер тих и ясен;
Посмотри, как дремлют ивы;
Запад неба бледно-красен,
И реки блестят извивы.
От вершин скользя к вершинам,
Ветр ползет лесною высью.
Слышишь ржанье по долинам?
То табун несется рысью.
Воспитатель: а это навеянные непосредственным восприятием уникальной природы родного края стихотворные строчки А.Фета
ЗВУЧАТ фрагмент из цикла «Времена года» - апрель, подснежник П.Чайковского 2мин.
Воспитатель: а сейчас вы прослушали волшебные музыкальные фрагменты из цикла «Времена года» П.И.Чайковского. Все эти прекрасные и очень известные всему миру нетленные творения наших классиков искусства написаны под впечатлением от восприятия красивейшей природы родного края.
СЛАЙД: пейзажи. природа
Воспитатель: Ребята, мы сегодня будем с вами говорить, конечно же, о нашей природе, кто из вас скажет мне, что же такое природа? В последнее время мы часто слышим эти слова «природа», «экология», «окружающая среда», как вы их понимаете?
Ответы воспитанников
-
-
-
СЛАЙДЫ: слова ПРИРОДА, ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА, ЭКОЛОГИЯ
Воспитатель: Итак, давайте подведем итог нашим рассуждениям, читаем на слайдах:
Приро́да – это материальный мир Вселенной, естественная среда обитания всё, что не создано человеком;
Окружающая среда - среда обитания и деятельности человечества, весь окружающий человека мир;
Эколо́гия - наука о взаимодействиях живых организмов с окружающей средой.
Воспитатель:
Любите родную природу-
Озера, леса и поля.
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная земля.
На ней мы с тобою родились .
Живем мы с тобою на ней.
Так, будем же, люди, все вместе
Мы к ней относиться добрей.
Воспитатель: а сейчас ребята, давайте проверим ,что же вы знаете о природе родного края.
Интерактивная викторина «Любители природы» с презентацией о природе, заканчивается разделом «Птицы» - 5-7мин.
Воспитатель: Спасибо, ребята, вы успешно справились с заданиями викторины., почерпнули для себя много нового и полезного, познакомились с новыми для вас породами птиц.. А сейчас я предлагаю обратить ваше внимание на экран и молча, в тишине, посмотреть этот видеоролик.
Видеоролик «Раненая птица» (Просьба Р.Рождественского) - 4мин.
СЛАЙД: Птицы
Воспитатель: Какие мысли возникли у вас, ребята, когда вы смотрели этот ролик и слушали слова песни «Просьба» на стихи Роберта Рождественского - «..рыбы, птицы и звери, в души людям смотрят, вы их жалейте
люди, не обижайте зря. Ведь небо без птиц- не небо, и море без рыб - не море, и Земля без зверей – не Земля…» Какие чувства вы сейчас испытали, ребята, слушая эту пронзительную просьбу?
Ответы воспитанников
-
-
ЮЛЯ КОЛЕСОВА на фоне слайда : лебеди
Я не убью тебя, лебедь,
Взмывший над сонным прудом;
Что ж ты в безоблачном небе
Машешь тревожно крылом?
Я не срублю тебя, ёлочка,
В эту прозрачную тишь;
Что же ты каждой иголочкой
У придорожья дрожишь?
Я не сорву тебя, ландыш,
В чуткой лесной полутьме;
Что ж ты, невиннейший, плачешь?
Или не веришь ты мне?!
Воспитатель: Ребята, очень хочется после ваших ответов и проникновенного стихотворения верить вам, ребята, что вы не допустите такого жестокого и варварского отношения ко всему живому, что окружает вас в повседневной жизни.
Воспитатель:
Русский лес! Берез листва,
Пенье птиц и тишина...
Зов ветров и ширь полей.
Лучше не найти, поверь!
Это все твое, и ты –
Властелин своей земли!
СЛАЙД : природа: земля, водные ресурсы ,лесные массивы
Воспитатель: Давайте продолжим наш разговор. Наш окружающий мир разнообразен и ярок, но чаще мы все же слышим такие выражения: «Голубая планета Земля» или «Земля - наш зелёный дом».
Почему так говорят люди?
Ответы воспитанников
-
-
-
Воспитатель: ДА, действительно, океаны, моря, реки, озёра – вот она и голубая! Обилие лесов – вот она и зелёная! А ещё и поля, горы, сады! Как много всего в этом замечательном доме! И в нём бок о бок живут: растения, животные и человек.
-А всё ли, ребята, в порядке в нашем доме?
Воспитанники поочередно читают на фоне соответствующих слайдов
СЛАЙДЫ : Факты загрязнения природы
(ПОДГОТОВИТЬ ТЕКСТЫ ДЕТЯМ)
1.Вот серый ядовитый дым…
А ведь дышать не нужно им!
2.Дымы заводов, грязь от теплоходов
А сколько на Земле отходов!?
3.Стала грязной наша вода,
От многих животных нет и следа.
4. Болота сушат, сушу обводняют,
А удобрений столько применяют!
5. Вот засыхают сосны, ели…
И нам недолго до постели.
6.Здесь рубят лес, устраивают свалки,
Пусты ручьи, в лесу одни лишь палки.
7. Разрушили дом у наших друзей.
Растениям, животным плохо теперь.
Воспитатель: Кто же виноват в этих нарушениях, ребята?
Ответы воспитанников
-
-
Воспитатель: Да, к сожалению, мы с вами - люди. Какие же экологические проблемы вы можете назвать?
СЛАЙД: Последствия экологических катастроф
Воспитанники называют проблемы
- вырубка лесов;
- загрязнение воздуха;
- накопление мусора;
- отравление почвы;
-нехватка питьевой воды;
- исчезновение некоторых видов растений и животных с лица Земли.
- загрязнение рек, озер;
СЛАЙД: За природу в ответе взрослые и дети
Воспитатель: Вот видите, сколько важных проблем стоит перед человечеством. Их еще называют глобальными, потому, что они касаются всех. Земля – единственная планета, на которой есть жизнь, поэтому она просит защиты
Ребята, а знаете ли вы, что :
- бумага, брошенная вами, будет лежать около двух лет,
- консервные банки – более 30 лет,
- полиэтиленовый пакет – более 200 лет, стекло – 1000 лет?
Воспитатель: Давайте посмотрим, как может выглядеть наша Земля лет через несколько лет, если все так будет плохо с экологической обстановкой.
ВИДЕОРОЛИК о последствиях экологических катастроф - 2,5мин
Воспитатель: Какое чувство вызывает у вас вид нашей планеты в будущем?
Ответы воспитанников
- Горькое, страшное
Слайд: За природу в ответе взрослые и дети
Воспитатель: А вы хотели бы жить на такой планете? Почему?
Ответы воспитанников
-
-
-
-
Воспитатель: Как вы считаете, охрана природы – дело только взрослых людей или дети могут внести свой посильный вклад? Что же могут делать дети и вы в том числе для сохранения окружающего мира?
Ответы воспитанников
- в лесу не разорять гнезда,
- не рвать цветы,
- не вырывать и не сбивать грибы,
- вовремя потушить костер;
- заботливо расчистить ручеек;
- делать кормушки и скворечники для птиц, подкармливать птиц зимой;
- оказывать помощь больным деревьям,
- высаживать деревца и цветы около общественных зданий и школы
- следить за порядком во дворе, не ломать деревья и кусты;
- не разрушать муравейники;
- не мучить животных, не разорять птичьи гнёзда;
- не мусорить.
СЛАЙД: на фоне природы изречение Д.С.Лихачева
Воспитатель:
Человек живет в определенной окружающей среде.
Загрязнение среды делает его больным , угрожает его жизни , грозит гибелью человечеству. Эти замечательные слова принадлежат академику РАН, писателю, исследователю Д.С.Лихачеву
СЛАЙД : 2017 ГОД - ГОД ЭКОЛОГИИ
Воспитатель: Именно поэтому, чтобы сохранить родную природу, указом Президента РФ В.В.Путина 2017 год провозглашен как ГОД ЭКОЛОГИИ, и в этом году наше государство планирует провести масштабные природоохранные мероприятия.
Что же нужно делать, ребята, чтобы не случилось экологической катастрофы?
Ответы воспитанников:
- больше заботиться о чистоте планеты,
- запретить использование технологий, нарушающих природное равновесие,
- больше сажать растений,
- следить за чистотой в городе и на природе,
Воспитатель: Правильно, ребята, действительно надо проводить природоохранные мероприятия по предотвращению техногенных катастроф.
И каждый из нас , и взрослые, и дети должны делать все возможное, чтобы сохранить природу для будущих поколений!
СЛАЙДЫ: участие во Всероссийском детском экологическом фестивале
Воспитатель: А сейчас давайте вместе свами вспомним нашу поездку 5 июня, в День охраны окружающей среды, на Всероссийский детский экологический фестиваль в г.Владимир –станцию юннатов «Патриарший сад», региональный природный заповедник, ареал неповторимой и удивительной красоты русской природы, бережно охраняемый сотрудниками станции и юными натуралистами.
СЛАЙДОВАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ О ЗАПОВЕДНИКАХ
Воспитатель: Посмотрите, какие еще заповедные места есть в нашей стране, которые нужно охранять.
СЛАЙД: Красная книга
Воспитатель: Как прекрасны эти творения природы! Ими б только восхищаться, поражаясь, сколь щедра на выдумки природа, если бы не одно тягостное обстоятельство: многие из них занесены в Красную книгу(показать книгу) и всем им угрожает исчезновение с лица земли. Почему ее назвали Красной?
Ответы воспитанников:
-
-
Воспитатель: Давайте вместе вспомним, что это за книга, для чего она нужна и зачем ?
Международный Союз охраны природы и природных ресурсов создал “Комиссию службы выживания”, которая в 1966 году выпустила 1 том Красной книги Красный цвет – сигнал опасности. Она как бы призывает всех людей: растения и животные в беде, помогите им.
Познакомимся немного с содержанием Красной книги.
- Исчезающие виды, спасение которых невозможно без специальных мер охраны, помещены на красных листах бумаги.
- Сокращающиеся, или уязвимые виды – виды, численность которых быстро сокращается. Сведения о них напечатаны на желтой бумаге.
- Редкие виды встречаются в небольшом количестве или на ограниченных территориях вскоре могут исчезнуть. Они занесены на белые страницы.
- На серых страницах Красной книги находятся сведения о малоизученных и редких видах.
- Восстановленные виды ранее были в одной из трех категорий, но их численность теперь благодаря охране восстановлена. Сведения о них напечатаны на зеленых листах.
- На черных страницах Красной книги занесены виды, которые уже никогда не будут существовать на Земле. Это результат варварского отношения человека к природе.
Воспитатель: А сейчас давайте попробуем оценить ваше отношение к природе по ответам на поставленные вопросы!
Тест "Умеешь ли ты охранять природу?"
Несколько слов о том, как отвечать на вопросы. После каждого из них есть три ответа. Выбери из трёх один – тот, который больше других тебе подходит. Обведи карандашом то количество очков, которое стоит после выбранного тобой ответа, и переходи к следующему вопросу. Отвечай честно и не старайся специально набрать побольше или поменьше очков, всё равно не угадаешь, да и результат будет неверным.
РАЗМЕСТИТЬ НА ЭКРАНЕ, ВЫДАТЬ КАЖДОМУ
СЛАЙД : Тест "Умеешь ли ты охранять природу?"
РАБОТА С ТЕСТОМ 2-3 мин.
Вопрос № 1.
Ты нашёл (или нашла) на поляне неизвестный, очень красивый цветок. Как ты поступишь?
- Полюбуюсь на него и пойду дальше. (1 очко);
- Засушу его для школьного кабинета биологии. (3 очка);
- Осторожно срежу и поставлю в красивую вазу. (5 очков).
Вопрос № 2.
Ты нашёл гнездо с птицами. Что ты сделаешь?
- Покормлю птенцов. (3 очка).
- Позову ребят, чтобы они тоже посмотрели. (5 очков).
- Буду наблюдать издали. (1 очко).
Вопрос № 3.
Ребята собрались в рощу за берёзовым соком. Пойдёшь ли ты с ними?
- Пойду, но буду собирать очень осторожно. (5 очков).
- Не пойду и других не пущу. (3 очка).
- Сначала расспрошу об этом учительницу биологии. (1 очко).
Вопрос № 4.
После привала в походе у вас осталось много пустых бутылок и банок. Как бы ты поступил с ними перед тем, как продолжить поход?
- Взял бы с собой, чтобы сдать в городе. (3 очка).
- Отнёс бы в кусты, чтобы никто не поранился. (5 очков).
- Закопал бы в землю. (1 очко).
Вопрос № 5.
Как ты сам оцениваешь свои знания по охране природы?
- Почти всё знаю и всегда её охраняю. (3 очка).
- Кое-что знаю, но хотел бы знать больше. (1 очко).
- Я люблю природу, но мы ещё этого не проходили. (5 очков).
Воспитатель: Давайте подведем итоги
Итак, у тебя получилось пять кружочков с числом очков. Сложи их вместе.
Теперь по сумме определи, к какой из трех групп юных друзей природы ты относишься. Не обижайся, если что-нибудь тебе не понравится в результате. Лучше задумайся.
СЛАЙД : ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ТЕСТА
Воспитатель читает итоги тестирования на экране
Группа 1 - те, кто набрал от 5 до 11 очков.
Если бы все были такими, как ты, то не страдали бы наши леса и реки от неумелого вмешательства. Ты не только знаешь многое о природе, но и умеешь её охранять. Но главное - не останавливайся, стремись узнать больше.
Группа 2 - те, кто набрал от 12 до 18 очков.
Ты, безусловно, кое-что знаешь о природе, и хотел бы ей помочь. Но твои знания неполны, и ты, сам того не желая, можешь причинить ей вред. Больше читай, говори со знающими людьми, и ты (с твоей огромной энергией) сможешь принести пользу.
Группа 3 - те, кто набрал от 19 до 25 очков.
Ты, наверное, любишь природу. Это хорошо. Но ты так мало о ней знаешь… Тебе больше всех нужно изучать жизнь растений, повадки животных. А пока ты еще знаешь немного.
Честно говоря, есть ещё одна группа ребят. Они сломали бы неизвестный красивый цветок, разорили бы гнездо, замусорили бы зелёную лесную поляну. И предложенные ответы в нашем тесте не для них!
Потому что этот маленький тест для тебя, юный друг природы.
Воспитатель: Сейчас , ребята, давайте вместе посмотрим на экран , что же мы должны делать. чтобы сберечь природу.
СЛАЙД: ПАМЯТКА с картинками поведения человека, его отношения к природе разместить на слайде и дать каждому
1. В лесу старайтесь ходить только по существующим дорожкам и тропам.
2. Не разводите костры.
3. Не сжигайте сухую траву и листья.
4. Не бросайте и не втыкайте в стволы деревьев ножи и топоры.
5. Не рвите в лесу, на лугу цветов.
6. Не сбивайте грибы.
7. Не ловите бабочек, стрекоз, пауков и других насекомых
8. Не разоряйте муравейник.
9. Не ловите ящериц, змей, тритонов, не убивайте лягушек и жаб.
10. Не подходите близко к гнездам птиц
11. Не подбирайте и не уносите из леса детенышей лесных зверей
12. Не берите собаку в лес и парк весной и в начале лета
13. Не оставляйте после себя мусор
14. Не шумите, не включайте транзисторы и магнитофоны.
15. Остановите своих родителей, если они решили заехать на машине в лес.
БЕРЕГИТЕ ПРИРОДУ!!!
Воспитанники поочередно читают правила поведения
Воспитатель: а теперь давайте проверим, как вы усвоили правила поведения на природе
Дайте мне сейчас ответ,
Только «Да» иль только «Нет»
Если я приду в лесок
И сорву ромашку? (нет
Если съем я пирожок
И выброшу бумажку? (нет)
Если хлебушка кусок
На пеньке оставлю? (да)
Если ветку подвяжу,
Колышек подставлю? (да)
Если разведу костер,
А тушить не буду? (нет)
Если сильно насорю
И убрать забуду. (нет)
Если мусор уберу,
Банку закапаю? (да)
Я люблю свою природу,
Я ей помогаю! (да)
СЛАЙД : За природу в ответе взрослые и дети
Воспитатель: Все правильно вы ответили, ребята, все в нашем мире взаимосвязано, природа хрупка и ранима, а последствия грубого, бездумного отношения к животному и растительному миру могут быть катастрофическими. А ведь планета у нас одна, одна на всех и другой такой не будет
Воспитатель: на фоне соответствующих тексту слайдов
Берегите землю. Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинках солнечные блики.
На камнях играющего краба,
Над пустыней тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите.
Берегите землю! Берегите!
Воспитатель: . - Мы сегодня говорили о том, что нужно беречь природу, беречь нашу Землю. Берегите каждое дерево, каждый кустик! Не рвите цветы, не ломайте деревья, не разоряйте гнезда!
Пусть каждый из вас посадит дерево, цветы и ухаживает с слюбовью за ними. Ведь от каждого из нас зависит будущее нашей планеты, будущее родной Земли!
СЛАЙД С ТЕКСТОМ:
“Человеку нужна Родина.
И охранять природу – значит охранять Родину!”
Воспитатель: Как сказал известный писатель Михаил Пришвин: “Человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину!”
Видеоролик на фоне песни “Сохраним природу” 2 мин
Воспитатель: Ребята, помогайте, не оставайтесь безучастными Спасибо, было приятно найти единомышленников. Мероприятие завершено.
Вручить детям закладки с правилами поведения на природе и символы юных экологов – зеленые ленты-повязки.
Самоанализ занятия
Перед собой я поставила такие задачи:
1.Образовательные задачи:
Расширить знания и представления воспитанников о природе, окружающей среде. экологии, сообщить знания о флоре и фауне родного края, заповедниках\, о Красной книге и особенностях ее страниц, дать сведения о наличии Черной книги.
2.Развивающие задачи:
Учить детей анализировать, устанавливать простейшие причинно – следственные связи, делать обобщения, вызвать интерес к познанию флоры и фауны родного края, сформировать у детей желание ознакомиться с красотой родного края, обозначить проблему охраны природы и вызвать желание ее изучать и активно участвовать в природоохранных мероприятиях
3.Воспитательные задачи:
Воспитывать любовь к своей Родине, формировать трепетное отношение и гордость за свою малую Родину, вызвать эмоциональный отклик в душе каждого ребенка при изучении материала.
Для решения перечисленных целей использовала мультимедиатехнологии.
Занятие носило триединую цель:
Развивающую, обучающую, воспитательную.
Все части занятия были взаимосвязаны. Плавно переходила от одной части к другой.
На первом этапе с помощью стихотворения закрепили знания о понятии Родина. Старалась дать новые знания, активизировала мыслительную деятельность, добивалась решения проблемных вопросов, развивала коммуникативные качества детей, формировала навыки умения слушать и слышать своих товарищей.
Познакомила с Красной книгой и Черной книгой, особенностями их страниц.
Все происходило в непринужденной форме. Смена видов деятельности, использование мультимедиатехнологий, обеспечило как усвоение материала, так и отсутствие перегрузки.
В течение всего занятия имело место межпредметная связь: познавательное развитие, экология, развитие речи, художественная литература, география.
Мне думается, что дети получили удовольствие от данного занятия.
На мой взгляд, я реализовала все поставленные задачи и достигла обозначенных в конспекте целей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок Права для детей "Знать должны и взрослые и дети о правах, что защищают их на свете"
урок знакомит детей с их основными правами...
Сценарий игровой программы для детей и родителей "Неразлучные друзья - взрослые и дети"
Сценарий игровой конкурсной программы для детей и родителей. Участвуют пары: ребенок и родственник (мама, папа, старший брат или сестра, бабушка или дедушка) Из опыта проведение - программа проходит о...
За природу в ответе и взрослые и дети + презентация
Сценарий познавательно-игровой программы...
Проект ТГ "За природу в ответе взрослые и дети"
Проект творческой группы по экологии...
Открытое занятие "За природу в ответе взрослые и дети"
Конспект классного часа в 6 классе коррекционной школы. Тема "За природу в ответе взрослые и дети" актуальна в настоящее время. Здесь помещены сведения о Красной книге России, об экологии, а...
Проект "За природу в ответе и взрослые и дети"
Проект "За природу в ответе и взрослые и дети"...
Викторина "За природу в ответе"
игровая программа...