"У всех есть право на жизнь"
план-конспект занятия (5 класс)
Формироваие у детей ответственного отношения к собственной жизни и жизни прирученных животных.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальный конкурс методических разработок
«Новый взгляд»
Номинация конкурса: «Лучшая методическая разработка в области духовно-нравственного воспитания».
Форма и название методической разработки: занятие-практикум «У всех есть право на жизнь».
Фамилия, имя, отчество, должность автора, образовательная организация: Макушева Валентина Николаевна, воспитатель; Государственное бюджетное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Белебеевский детский дом Республики Башкортостан.
Возраст обучающихся: 7-11 лет.
Цель: формировать у детей ответственное отношение к собственной жизни и жизни прирученных животных.
Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук, магнитная доска.
Цель: формировать у детей ответственное отношение к собственной жизни и жизни прирученных животных.
Задачи:
– формирование нравственных качеств личности: доброта, отзывчивость, сострадание;
– научить осознанно выбирать важнейшие жизненные ценности;
– развитие познавательных интересов, творческих способностей, эмоций, речи, памяти.
Планируемый результат: формирование у воспитанников понятия о жизненных ценностях, потребности быть гуманными людьми.
Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук, магнитная доска.
Словарная работа: волонтер, милостыня, сердобольные, противостояние, толерантность.
Предварительная работа:
- конкурс рисунков по теме «Моя картина говорит»;
- чтение художественной литературы: Э.Успенский «Дядя Федор, пес и кот», А.Чехов «Каштанка», Д.Лондон «Белый Клык»;
- сочинение рассказа о собаке, которая осталась без хозяина;
- просмотр художественных фильмов «Хатико», «Белый Бим Черное ухо», мультфильмов «Котёнок Гав», «Большой секрет для маленькой компании», обсуждение;
- социальная акция «Накорми братьев наших меньших», изготовление брелоков «Дай лапу»;
- просмотр спектакля детского литературно-поэтического театра «Афродита» «В каждой бездомной кошке виноват человек» (рук. В.Пашина);
- экскурсия в ветлечебницу.
Ход занятия:
- Организационный момент.
- Постановка темы и цели занятия.
Воспитатель: Добрый день, мои дорогие дети, уважаемые взрослые. Я рада, что мы сегодня все вместе. Ребята, вы уже знаете, что 2018 год по указу Президента Российской Федерации Владимира Путина объявлен Годом добровольца (волонтера). Цель этого указа – положить начало системной работе для развития волонтерского движения в будущем и позволить сконцентрироваться на решении основных проблем добровольчества.
– А кто такой волонтер?
Слово «Волонтёр», он же «Доброволец» произошло от латинского слова voluntarius означающего «Добровольный». ... Волонтёр – это человек, который готов добровольно потратить частичку себя и своего времени для пользы общества. И не важно, людям волонтеры помогают или животным, главное, они стремятся сделать мир лучше.
- Работа по теме занятия.
Наше занятие я хочу начать с прослушивания песни в исполнении Сергея и Татьяны Никитиных «Собака бывает кусачей». Послушайте и попробуйте сформулировать тему занятия (ответы детей).
(Видео 1 «Собака бывает кусачей» (до 57 сек.))
Вы правы. Речь сегодня пойдет о бездомных животных. Наше занятие называется «У всех есть право на жизнь»
(Воспитатель переворачивает доску, а на ней написано название темы занятия.
В центре изображение собаки и кошки).
Воспитатель: Послушайте…
Вот живет обыкновенная собака. Собака, простая и никому неизвестная. Потому что настоящего имени у неё нет. И нет дома, потому что она - БЕЗДОМНАЯ СОБАКА
(звук видеозвонка в скайпе, на связи бездомный пёс). (Видео 2)
Пес Барбос: – Здравствуйте! Меня зовут Барбос. Я живу на мусорке, уже четыре года, с самого рождения. Моя мама год тому назад умерла от голода, а я стараюсь всеми силами выжить, но в последний год стал часто болеть. Недавно на окраине города я повстречался с тремя собаками, которые живут в теплых домах. Все они были в красивых, блестящих, переливающихся на солнышке, шубках. Много интересного рассказывали про свое жилье и о заботливых хозяевах. Я обо всем слушал внимательно, мне все было интересно, так как я никогда не заходил в жилище человека, и у меня не было доброго хозяина. Очень хочется, чтобы меня кто-нибудь взял к себе в дом, теплый дом, уютный. На улице осень. Холодно. Постоянно идут дожди, а мне даже негде спрятаться от ветра и дождя. Брел, брел, смотрел на прохожих, которые торопились по своим делам, но никто не обращал на меня внимания. И с каждым порывом ветра моя надежда, найти своих друзей, все слабела. Замерзли лапки, ушки, одолел голод. Ребята, помогите мне, пожалуйста…
Воспитатель: Поможем, Барбосу? (дети хором: «Да!») Барбос, двери нашего дома для тебя всегда открыты, приходи, мы о тебе позаботимся, обогреем. Будешь нашим другом. У нас в детском доме уже есть собака, она живет возле конюшни. Мы её кормим, играем с ней, её зовут Найда. Теперь у нас будет две собаки.
Пес Барбос: – Большое спасибо, ребята!
Воспитатель: Дети, скажите, пожалуйста, почему, особенно осенью, мы видим так много бездомных животных? (Ответы детей. Обобщить.)
Осенью становится холодно, нет птиц, которых они ловили для пропитания. Чтобы согреться, собаки собираются в стаи. И каждый год с наступлением холодов на улицах городов появляются бездомные собаки и кошки. Брошенные.
Воспитатель: Ребята, кто мне скажет, откуда появляются бездомные животные? (Ответы детей. Обобщить.)
Многие из них до весны не доживают: одни гибнут от голода, другие – от холода, третьи под колесами машин и поездов. Живут в основном милостыней, то есть ждут от людей немного еды, потому и появляются они поодиночке и стаями возле продуктовых магазинов, базара, подъездов жилых жомов, возле мусорных контейнеров. Сердобольные старушки ставят им в мисочках остатки своей пищи – суп, кашу, косточки, кусочки хлеба.
Но все ли бездомные собаки становятся агрессивными и недоверчивыми? Давайте вспомним главного героя из фильма «Хатико» (это пес Хатико).
Правильно. Маленького щенка на вокзале подобрал, принес домой и воспитал профессор Паркер Уилсон. После его смерти, Хатико уходит из дома и в течение 9 лет ждет своего хозяина на вокзале, пока сам не умирает.
– Можно сказать, что Хатико стал бездомным? (да, живет на улице.)
– Как же к нему относились люди, которые узнали о нем из газеты? (После выпуска статьи о Хатико, люди присылали деньги, прохожие здоровались с ним, относились с уважением).
Мне очень приятно, что мы с вами тоже не понаслышке знаем, как помогать бездомным животным. Дело в том, что совсем недавно мы с вами побывали в роли волонтеров, организовали и провели благотворительную акцию «Накорми братьев наших меньших». И вот, что из этого получилось…
(Видео 3 «Акция»)
(дети высказывают свое отношение к животным, кормят их, рассказывают
о схожести судеб)
Воспитатель: Ребята, мы с вами увидели, что неравнодушных людей много. И мы ещё не раз навестим наших новых друзей.
– А домашние животные, когда они выспались и живут в тепле, после сна любят потянуться сначала передними лапками, потом задними… Я предлагаю вам ненадолго стать котятами и сделать кошачью зарядку.
- Физминутка. Кошачья зарядка
(Видео 4)
– Дети, скажите, пожалуйста, представляют ли угрозу для окружающих людей бродячие кошки и собаки? (Ответы детей. Обобщить.)
– Существуют определенные правила общения с собаками и кошками, в том числе бездомными. А знаете вы их или нет, я узнаю сейчас в ходе игры. Если вы согласны со мной, вы хлопайте в ладоши, если не согласны – топайте ногами.
(Воспитатель зачитывает вопросы)
- Собака с удовольствием ест из миски. Положу ей ещё кусочек мяса.(-)
- Не стану трогать кошку во время еды, вдруг подумает, что хочу у нее отобрать любимое лакомство и укусит. (+)
- Ой, какой милый щенок, поиграю с ним, пока его мама собака отошла ненадолго.(-)
- Такая красивая кошка, поглажу её. Пусть грязная, зато ей будет приятно.(-)
- Не буду подходить к незнакомой собаке, кто знает, что у неё на уме.(+)
- Поиграю с собакой, подниму ей настроение, а то она полдня на всех рычит.(-)
- Не буду играть с кошкой, потому что у неё нет настроения. (-)
- На тебя лает собака, замахнись на нее палкой, крикни погромче, может испугается и убежит. (-)
- Не кричи на хозяина собаки, она может подумать, что ты пытаешься его обидеть. (+)
- Зачем постоянно мыть руки, ну и что, что играл с кошкой, она же вроде чистая.(-)
- Закрепление изученного.
Правила общения с кошками и собаками.
- 1. Не трогайте собаку или кошку во время еды.
- 2. Не отнимайте у животных детёнышей.
- 3. Не гладьте незнакомых животных.
- 4. Не бегите от лающей собаки и не замахивайтесь на неё.
5. Не шутите с хозяином собаки, пытаясь его обидеть.
6. Не пытайтесь играть с собакой или кошкой, если они этого не хотят.
7. Мойте руки после общения с вашими питомцами.
– Молодцы, ребята, вы уже усвоили правила общения с животными и для того, чтобы вы их не забывали, я приготовила памятки, где подробно прописаны «Правила поведения во время встречи с бездомным животным». Раздам их вам в конце нашего занятия.
Воспитатель: На нашей планете много разные животных. Но мы сегодня говорим о домашних питомцах. Ведь они такие красивые, ласковые, умные и забавные. Приходишь домой, а они сидят у порога, виляют хвостом и смотрят на нас своими ласковыми глазами. Даже душа радуется!
Но есть такие люди, которые, поиграв и увидев, что содержать животных обременительно, выбрасывают их на улицу. И жизнь у них становится мучительной. Они голодают, их обижают, травят, издеваются невоспитанные люди. Хотя за издевательство над беспомощными животными предусмотрена даже уголовная ответственность: статья 245 УК РФ «Жестокое обращение с животными». И поэтому я хочу обратиться ко всем: – Люди! Будьте людьми! Не выбрасывайте животных! Будьте заботливы, терпеливы, толерантны, то есть учитесь чувствовать душевное состояние других, будь то человек или животное, не разделяйте их на плохих и хороших, ведь каждый из них ИМЕЕТ ПРАВО НА ЖИЗНЬ
(Здесь вновь обратить внимание на название занятия, вывешенное на доске)
Звучит стихотворение:
Жалейте бездомных животных,
Они ведь хотят тоже жить
В домах, у хозяев добрых,
И дружбой своей дорожить.
Но мы, не смотря на их просьбы,
И жалобный блеск в глазах,
Проходим по улице просто,
Не видя их маленьких лап.
Мне всех их очень жалко,
Но что я могу сделать?
Взять одну кошку? —
Уже доброе дело!!!
Возьмите хотя бы котенка,
Пушистый он, милый и скромный.
И жить с вами будет он долго,
Любя за поступок ваш добрый!
(Дети дарят поделки. После дарения усадить детей и подвести итог, раздать памятки!)
- Рефлексия. Итог занятия.
Воспитатель: В ходе подготовки к сегодняшнему занятию, мы прочли с вами множество книг, рассказов, стихов о животных (обратить внимание на выставку книг в группе). Провели конкурс рисунков под названием «Моя картина говорит». Я хочу, чтобы несколько слов о своем рисунке сказал(а)………..
Кроме того, мы с вами изготовили поделки – это брелоки в форме следа кошачьей лапки. Их мы и подарили нашим гостям. Брелок, как напоминание нам всем, что где-то есть милые существа, которые очень нуждаются в нашей заботе.
– Ребята, хочу вас поблагодарить за работу, также спасибо гостям за участие!
Занятие окончено, всего вам доброго!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация на тему"Я человек! Уменя есть права".
Эта презентация поможет при проведении классного часа, советую использовать для учащихся 5-7 классов....
У тебя есть право на защиту
конспект классного часа...
конспект отркытого занятия "ДЛЯ ВСЕХ БЕЗ ИСКЛЮЧЕНИЯ, ЕСТЬ ПРАВИЛА ДВИЖЕНИЯ"
Цель:-расширить представления учащихся о правилах дорожного движения, о правилах поведения пешехода и водителя в условиях улицы.Задачи:- воспитывать уважение к правилам дорожного движения;- учит...
Библиотечный час: "Есть права и у детей"
Игровое мероприятия для обучающихся первого курса, расказывающее о их правах и обязанностях....
Сценарий праздника "Есть у всех детей права"
На этом празднике дети узнают о своих правах....
«У каждого есть право выбора»
1. Учить детей самоанализу своих черт характера и поступков;2....
Игра-викторина "Для всех без исключения есть правила движения"
Формировать у воспитанников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах....