У тебя есть право на защиту
классный час по теме
конспект классного часа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chaseu_tebya_est_pravo_na_zashchitu.doc | 67.5 КБ |
Предварительный просмотр:
классный часеУ тебя есть право на защиту
«Твое право на неприкосновенность».
Способствовать осознанию ребенком права на неприкосновенность его личности и личности окружающих, воспитанию эмоционально-ценностного отношения к людям и к себе.
Плакаты: «Твое право на неприкосновенность», «Всеобщая декларация прав человека», «Права человека», «Поступай по отношению к другим так, как ты бы хотел, чтобы поступали по отношению к тебе», «Твои права заканчиваются там, где начинаются права другого»; костюмы и реквизит к инсценировкам; DVD-диск с мультфильмами «Гадкий утенок», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Лиса и Заяц».
Исследовательские материалы многих психологов, работающих с детьми, говорят о том, что в современном обществе все чаще приходится видеть детей и подростков, не умеющих правильно вести себя в обществе.Одна из задач, стоящих перед начальной школой, – проводить профилактическую работу по предупреждению правонарушений среди учащихся. Предлагаемая методическая разработка призвана помочь в решении этой задачи.
Ход классного часа
Класс разделен на четыре группы, каждая группа сидит за своим столом.
I. объявление темы, целеполагание
Учитель. Сегодня на классном часе вы познакомитесь с вашими правами. Эта тема важна для каждого из вас, так как мы будем говорить о вашем праве – праве, которое имеет каждый из вас лично.
Работа в группах.
– Какие, по вашему мнению, права имеет каждый ребенок? Подумайте и
запишите эти права на карточках.
У каждой группы 3 карточки, на которых написаны слова: «Я имею право...». Задание: закончить все фразы. Затем учитель собирает работы, зачитывает их и подводит внимание детей к тем правам человека, которые записаны на экране:
– Цель нашего занятия – выяснить, что такое право человека на неприкосновенность, научиться защищать свое право и соблюдать право другого на неприкосновенность личности.
II. введение понятия «право на неприкосновенность»
У. Вы сами догадались и сформулировали некоторые права человека. Таких прав достаточно много, и все они записаны в документе, который называется Всеобщая декларация прав человека. Попробуем объяснить, почему этот документ имеет такое название.
Что значит слово всеобщая?
Что такое декларация?
Что такое права человека?
Выслушиваются ответы учеников.
– Слово декларация означает официальное заявление, документ.
Всеобщая декларация прав человека – это документ, в котором многие
государства пообещали друг другу и своим народам гражданские права и свободы: равенство всех перед законом, личную неприкосновенность, свободу совести, возможность верить или не верить в Бога и другие. Положения, о которых говорится в документе, касаются всех – мужчин и женщин, богатых и бедных, стариков и детей. Поэтому Декларация называется Всеобщей. Как вы думаете, для чего создан такой документ?
Дети. Для того чтобы люди знали свои права.
У. Я предоставляю право нашим
ученикам выступить со стихами, которые они выучили к сегодняшнему занятию.
Дети читают стихотворение З.Зоркиной «Не умею быть один»:
Не умею быть один!
Не желаю быть один!
Много есть на то причин:
Хором ты споешь один?
Строем ты пройдешь один?
Поглядим!
Очень грустно одному
Даже веселиться.
И невкусно одному
Есть две груши. Потому,
Потому что, потому –
Не с кем поделиться...
Легко бежать на горку,
Нести домой пятерку.
Не за себя я вовсе рад –
Порадуется мама,
Порадуется папа,
Порадуется брат...
Я от дождя укрыться мог,
Но, как и все друзья, промок.
Зато сушиться –
Вместе!
Зато смеяться –
Вместе!
Нам вместе –
Лет да двести!
А если друг на друга встать,
До неба можем мы достать!
А вместе крикнем в тишине –
То нас услышат на Луне!
У. Почему мальчик не желает быть один?
Д. Одному грустно, скучно.
У. Когда в коллективе, обществе всем жить хорошо?
Д. Когда все члены коллектива выполняют свои обязанности и не нарушают права.__
III. Беседа о нарушении прав
Учитель показывает отрывок из мультфильма «Гадкий утенок».
У. Все ли обитатели птичьего двора имели одинаковые права? Почему обижали маленького утенка?
Дети отвечают.
– Вспомните «Сказку о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина.
Показ фрагмента из мультфильма.
– Чьи права ущемляла старуха?
Дети смотрят отрывок из сказки «Лиса и Заяц».
– Почему горько плакал Зайчик?
Дети отвечают.
– Как вы думаете, возможно ли такое в нашем обществе?
Имеют ли право люди обижать других людей, которые чем-то от них отличаются, например внешностью, физическими данными, одеждой, достатком, другим мнением, умственными способностями и т.д.?
Выслушиваются ответы учеников.
– Все, о чем мы с вами говорили, относится к понятию «неприкосновенность личности». Каждый из вас неприкосновенен, вас нельзя обижать, бить, обзывать. Поговорим об этом праве подробнее.
IV. Ролевая игра «Обидное слово»
У. У каждого человека при решении тех или иных вопросов есть свое мнение. Но не все и не всегда задумываются, как это мнение появляется и выражается, а также как оно воспринимается окружающими.
Например, об одном и том же человеке кто-то скажет, что он робкий и неуверенный, а кто-то назовет его трусом. Девочку можно назвать веселой, а кто-то и скажет про нее – «вертихвостка». Одно обидно, другое – нет.
Предлагаю вам следующее задание.
Работа в группах. Идет обсуждение ответов групп, выяснение, что именно обидно для человека и как быть дальше, чтобы исправить причиненное зло.
– Можно сделать вывод: разговаривая с людьми, мы должны думать о том, всегда ли можно и нужно говорить все, что думаешь, не выбирая выражений. Если ты обидишь человека словом – это уже нарушение его прав на неприкосновенность личности.
V. Инсценировка «Мы – друзья!» Б. Заходер
Ученик 1.
С виду мы не очень схожи:
Петька толстый, я – худой.
Не похожи мы, а все же
Нас не разольешь водой!
Звучит первый куплет песни «Все мы дели пополам» (м. В. Шаинского,сл. М. Пляцковского).
Ученик 2.
Дело в том, что он и я –
Закадычные друзья!
Всё мы делаем вдвоем,
Даже вместе... отстаем.
Ученик 1.
Дружба дружбою, однако
И у нас случилась драка.
Был, конечно, важный повод.
Очень важный повод был!
Помнишь, Петя?
Ученик 2. Что-то, Вова, позабыл.
Ученик 1. И я забыл. Ну, неважно! Дрались честно, как положено друзьям!Я как стукну!
Ученик 2. Я как тресну!
Ученик 1. А я как дам!
Скоро в ход пошли портфели.
Словом, скромничать не буду –
Драка вышла хоть куда!
Только смотрим – что за чудо?
С нас ручьем бежит вода!
Это Вовкина сестра
Облила нас из ведра.
Девочка изображает, что обливает мальчиков из ведра.
Ученик 2.
С нас вода ручьями льется,
А она еще смеется:
«Вы действительно друзья,
Вас водой разлить нельзя!»
Звучит песня «Если с другом вышел в путь».
У. Как это стихотворение связано с темой нашего занятия?
Д. Нарушено право на неприкосновенность личности.
У. Помните: ваши права кончаются там, где начинаются права другого!
Каждый из вас имеет право на неприкосновенность, но и любой другой ученик имеет точно такое же право.
Что случается, когда кто-то нарушает
право на неприкосновенность?
Д. Драки, ссоры.
VI. Конфликтные ситуации и пути выхода из конфликта
У. Драки, ссоры иначе называются конфликтами. Приходилось ли вам попадать в конфликтные ситуации?
С какими людьми вы чаще всего конфликтуете? Что чаще всего является
причиной конфликта?
Конфликтные ситуации возникают каждый день. Попробуйте их разрешить.
Работа в группах. У каждой группы карточка с описанием ситуации. Дети после обсуждения выбирают решение или предлагают свое.
Группа 1 В раздевалке кто-то толкнул тебя. Как ты поступишь?
• Заплачешь.
• Бросишься с кулаками на того, кто окажется поблизости.
• Пожалуешься учителю.
• Отойдешь молча в сторону.
• Другой ответ.
Группа 2 Приятель схватил твою ручку без разрешения. Как ты поступишь?
• Пожалуешься учителю.
• Будешь кричать.
• Попытаешься отобрать ее.
• Ударишь приятеля.
• Другой ответ.
Группа 3 Кто-то из одноклассников нарочно толкнул тебя и свалил с ног.
Как ты поступишь?
• Будешь плакать.
• Ударишь его.
• Сделаешь ему замечание.
• Не скажешь ничего.
• Пожалуешься учителю.
• Другой ответ.
Группа 4Один из одноклассников смеется над твоим другом. Как ты поступишь?
• Пожмешь плечами.
• Будешь смеяться вместе с ним.
• Будешь защищать товарища кулаками.
• Молча отойдешь в сторону.
• Другой ответ.
У. Старайтесь избегать неприятностей. Если это не удалось, ищите пути выхода из конфликта. Проблема конфликтов издавна была актуальной. Многие пытались ее решить. Даже в произведениях устного народного творчества присутствуют сказки на эту тему. Послушайте сказку «Два козлика».
Можно ли назвать случай с козликами конфликтной ситуацией? Как бы вы посоветовали поступить козликам?
Вы предложили путь выхода из
конфликта – уступку. Согласие на основе взаимных уступок называют компромиссом.
Выступление групп с домашним заданием: инсценировки «Вредных советов» Г.Остера.
– Почему вам было смешно при
выступлении ребят? Произведение написано с юмором. Юмор – это тоже путь выхода из конфликта. Разрешить конфликт – дело трудное. Важно правильно, без нарушения прав на неприкосновенность найти пути примирения.
Выберите из списка возможные пути выхода из конфликта. Какие пути мы отвергнем? Почему?
На экране:
улыбка компромисс юмор драка
уступка сотрудничество грубость
унижение уход от проблемы извинение
угрозы разрыв отношений затаивание обид – Как вы примиряетесь, приходите к согласию с друзьями, родственниками?
Дети делятся личным опытом.
VII. Советы по защите своего права на неприкосновенность
У. Мне бы очень хотелось, чтобы в нашем классе не было конфликтов. А вам?
Давайте подумаем и вместе создадим памятку, как должен себя вести ученик с учеником.
Работа в группах.
– Я тоже хочу предложить свой путь разрешения конфликтов. Давайте выделим в нашем классе специальный стол и назовем его «стол переговоров». Как вы думаете, для чего мы будем его использовать?
Д. Чтобы вести переговоры.
У. Я хочу рассказать вам о том, как появилось слово защита.
В давние времена жили на Земле
богатыри, которые охраняли нашу землю от врагов.
У врагов были копья и стрелы, топоры и мечи, опасное оружие, которое могло навредить даже самому сильном богатырю. Придумали тогда богатыри щит, под которым можно было укрыться от ударов. Надежно укрыл щит богатырей, оказались они за щитом. Отсюда и произошло слово за-щи-та, то есть за щитом. С тех пор защитой стало называться то, что оберегает, охраняет нас от опасности. Иметь защиту в случае опасности важно для каждого. Пользоваться защитой надо в сложных случаях, когда не справляешься сам. У кого в школе можно просить защиты, если у вас конфликт, кто-то нарушил твое право на неприкосновенность или ты нарушил чужое право? Обращайтесь ко взрослым в особых случаях! Вам помогут!
VIII. Итоги классного часа
У. Какое право имеет каждый ребенок? Если это право нарушается, как следует себя вести?
Если кто-то грубо нарушает чужое право на неприкосновенность личности, то он совершает правонарушение. За правонарушение человек несет
ответственность. Какую ответственность – это тема разговора на другом классном часе.
Наша задача – не дать состояться
правонарушению, учиться уважать права другого человека и разумно защищать свои права на неприкосновенность. Старайтесь относиться к другим так, как бы вы хотели, чтобы они относились к вам. Тогда и ваше право на неприкосновенность никто не нарушит.
Литература
Классный руководитель: научно-методич. журнал.2006. № 2.
Остер Г. Вредные советы. Астрель, 2002.
Обруч: журнал. 2004. № 6.
Ты имеешь право: сб. Сер. «Праздник в школе».Минск: ИООО «Красико-принт». 2003.
Читаем, учимся, играем: журнал. 2002. № 3.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект комбинированного урока английского языка в 7 классеТема: “Do you have an example to follow? The first cosmonaut.” “У тебя есть пример для подражания? Первый космонавт.”
Урок посвящен году Космонавтики в России. Дети занкомятся с новыми лексическими единицами, работают в парах, тренируются в использовании грамматического материала в речи, при этом урок тесно свя...
Разработка урока по праву Общая собственность и порядок защиты права собственности. защита неимущественных прав.
Целевая аудитория: Учитель (преподаватель) Класс(ы): 11 класс Предмет(ы): право: основы правовой культуры ...
Конспект урока Когда у тебя есть свободное время 7 класс
Когда у тебя есть свободное время 7 класс...
"У тебя есть проблемы с друзьями" проверочная работа
Проверочная работа по английскому языку в 7 классе...
тема "Когда у тебя есть свободное время" 7 класс
тема "Когда у тебя есть свободное время" 7 класс...
Конспект урока: Подготовка к написанию изложения "Хорошо, когда у тебя есть друг"
Конспект урока: Подготовка к написанию изложения "Хорошо, когда у тебя есть друг" для специальных (коррекционных) школ...
У тебя есть друг?
Конспект урока английского языка в 10 классе по учебнику К.И.Кауфман...