Библиотечный час: "Есть права и у детей"
методическая разработка на тему
Игровое мероприятия для обучающихся первого курса, расказывающее о их правах и обязанностях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методическая разработка библиотечного часа | 42.47 КБ |
Презентация к библиотечному часу | 406.06 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ НПО «Профессиональный лицей № 7» |
Методическая разработка |
Библиотечный час: «Есть права и детей» |
Иванова О.М. 2012 г. |
Действующие лица
Слайд 1.
Ведущие (1) и (2)
ВЕДУЩИЙ (1): Добрый день, друзья! Нашу встречу, мы посвящаем Всемирному дню ребёнка, который ежегодно отмечается 20 ноября.
Слайд 2.
ВЕДУЩИЙ (2): Основными документами, защищающими права людей во всём мире, являются Всеобщая декларация прав человека, которая была принята в 1948 г. В нашей стране действует Конституция РФ, утверждённая в 1993 г. Конституция — основной закон государства, закрепляющий основы политической, правовой и экономической систем государства или образования, основы правового статуса личности.
Слайд 3.
ВЕДУЩИЙ (1): Права наших детей защищают Конвенция о правах ребёнка, разработанная ООН, и Семейный кодекс РФ, действующий с 1995 г., а также различные федеральные законы, указы, постановления и распоряжения Правительства РФ.
ВЕДУЩИЙ (2): Эти правовые документы должны знать все и взрослые, и дети. В них затронуты права и свободы человека, которые государство обязано выполнять и защищать. А как вы думаете, зачем нужны законы? (отвечают участники.)
Правильно, без законов не будет порядка в стране и во всём мире. Если вдруг каждый из нас будет делать всё, что захочет, это может привести к большим бедам и катастрофам.
Слайд 4
ВЕДУЩИЙ (1): Из истории человечества известно, что ребёнок всегда был бесправен. Есть даже предположение, что само слово «ребёнок» произошло от слова «раб». Вспомним спартанскую систему воспитания. Каждого новорождённого мальчика осматривали и решали: если крепкий, здоровый — оставляли жить, если слабый, больной — бросали со скалы. Как вы думаете, справедливо поступали жители Спарты? (участники отвечают.)
ВЕДУЩИЙ (2): Не лучше обстояло дело и на Руси, где дети считались собственностью родителей и зачастую до седых волос не могли ослушаться воли своих предков.
У вас есть то, чего были лишены дети в прошлом, — права. И это свидетельство заботы государства о вас, защите вашего детства.
Слайд 5.
ВЕДУЩИЙ (1): Правила, которые придумали для себя взрослые люди, помогают жить по справедливости и совести, в мире и согласии. Права, которыми могут воспользоваться дети, делают их жизнь намного добрее, интереснее, увлекательнее.
Как у всех других людей, Есть права и у детей. Мысли есть свои и взгляды, Это взрослым помнить надо.
Слайд 6.
ВЕДУЩИЙ (2): В Конвенции о правах ребёнка говорится, что каждый ребёнок имеет право на имя. Давайте познакомимся, поиграв в игру «Имена». Каждый из вас должен встать со своего места в порядке очереди и сказать две фразы: «Меня зовут...» и «Я люблю себя за то, что...». Например, «Меня зовут Елена. Я люблю себя за то, что я прилежная и аккуратная» или «Меня зовут Юлия. Я люблю себя за то, что сегодня утром сделала зарядку». (участники выполняют.)
Спасибо всем! Молодцы! Вы прекрасно представили себя друг другу!
ВЕДУЩИЙ (1): А как вы думаете, когда у человека появляются права — при достижении какого-то определённого возраста или с рождения?
(участники отвечают.)
Правильно, когда человек рождается, он уже имеет право на жизнь, гражданство, медицинское обслуживание, равенство, свободу, отдых, социальное обеспечение, наслаждение искусством. И пусть маленькому человеку ещё не понятны его права, их в это время отстаивают его родители.
А затем с возрастом изменяются потребности ребёнка, их становится всё больше и больше. Это, наверное, каждый из вас может подтвердить на собственном опыте. Отсюда следует, что с постоянным изменением наших потребностей возникают и новые права.
ВЕДУЩИЙ (2): Кто разъяснит нам о правах и обязанностях?
ВЕДУЩИЙ (1): Права взрослого человека и ребёнка надо не только знать, но и учиться ими пользоваться. Все мы понимаем, что из бесправного и запуганного ребёнка может вырасти только бесправный и запуганный взрослый. Но не менее важно помнить, что кроме прав у человека есть обязанности перед родными, соседями, незнакомыми людьми и государством. Права и обязанности неразрывно связаны между собой.
Все мы должны с детских лет учиться уважать закон и выполнять его, если хотим жить в правовом государстве.
Я ИМЕЮ ПРАВО
ВЕДУЩИЙ (2): Сейчас мы предлагаем вам поиграть в ситуационную игру «Я имею право», где необходимо послушать несколько ситуаций и определить, кто в них прав — взрослые или дети.
Ситуация 1. Мама и Сын.
МАМА: Немедленно сделай музыку потише! Уже полночь, ты весь дом разбудишь!
СЫН: А я имею право на отдых и досуг! Я привык отдыхать с громкой музыкой.
ВЕДУЩИЙ (1): Помогите, пожалуйста, разобраться, кто здесь прав?
(Мама, потому что её сын нарушает право соседей на отдых в тишине. Он не уважает права других людей.) (участники отвечают.)
Ситуация 2. Учитель и Оля.
УЧИТЕЛЬ: Оля, ты сегодня дежурная. Вытри, пожалуйста, доску и полей цветы.
ОЛЯ: Вы не имеете права заставлять меня дежурить! Конвенцией о правах ребёнка запрещено насилие над детьми!
ВЕДУЩИЙ (2): Объясните, пожалуйста, права ли Оля. (Нет, кроме прав у Оли есть и обязанности дежурного, как у всех учащихся. Кроме того, есть обязанность уважать права других людей на чистоту.) (участники отвечают.)
Ситуация 3. Мама и Сын.
МАМА: Сынок, а почему ты мусорное ведро не вынес, за хлебом не сходил?
СЫН: Потому что Организация Объединённых Наций запрещает использовать труд детей.
ВЕДУЩИЙ (1): Вот такой борец за права ребёнка! Может быть, он прав? (Нет, сын не прав. Обязанности вынести мусор и купить хлеб он выполняет не только для членов семьи, но и для себя. Это не принудительный труд, а помощь по хозяйству, так как мама тоже имеет право на отдых. Сын должен уважать её право и помогать ей.) (участники отвечают.)
Ситуация 4 Учитель и Дима.
УЧИТЕЛЬ: Дима, ты опять разрисовал парту в кабинете математики!
ДИМА: А что здесь такого? Я имею право на занятия своим любимым делом — рисованием!
ВЕДУЩИЙ (2): Кто разъяснит ученику Диме его права и обязанности? (Рисовать нужно не на парте, а на доске или в альбоме. Одногрупники имеют право сидеть за чистой партой. Дима должен уважать права других.) (участники отвечают.)
Ситуация 5. Мама и Дочь.
ДОЧЬ: Мама, ты не видела мою синюю тетрадочку?
МАМА: Она лежит на столе в моей комнате. Я её немного почитала и очень удивлена, как ты можешь такое писать.
ДОЧЬ: Но, мама, ты не имеешь права читать мой личный дневник!
ВЕДУЩИЙ (1): На чьей стороне правда? (Мама нарушила право дочери. Только с её разрешения она может читать личный дневник девочки.) (участники отвечают.)
Ситуация 6. Зинаида Ивановна и Костя.
КОСТЯ: Зинаида Ивановна, я к вам на историю больше ходить не буду! Надоела она мне, одни только двойки и ставите. Пусть лучше нам поменяют историка!
ЗИНАИДА ИВАНОВНА: Как ты смеешь так со мной разговаривать?
КОСТЯ: Смею, Зинаида Ивановна, потому что у меня есть право свободно высказывать своё мнение, когда хочу и кому хочу!
ВЕДУЩИЙ (2): Кто прав и кто виноват в данной ситуации? (Костя, возможно, и прав, что может высказывать своё мнение, но не в такой форме. Он слишком груб и несправедлив по отношению к Зинаиде Ивановне. Костя думает только о себе, его не волнует мнение других ребят об учительнице.) (участники отвечают.)
Молодцы, что проявили себя артистами и знатоками своих прав!
Слайд 8. Пример из жизни
ВЕДУЩИЙ (1): Теперь нам хочется привести пример из нашей жизни и зачитать следующую историю, связанную с нарушением закона вашими сверстниками.
Представьте себе, что Миша и Женя после уроков зашли в магазин, до закрытия которого оставалось несколько минут. Один из приятелей увидел диск с любимым боевиком в самом дальнем углу отдела. Денег у ребят не было. Женя предложил украсть диск. Магазин закрывается, и продавцам явно не до них. Ребята незаметно взяли диск и непринуждённо направились к выходу. Но здесь их неожиданно остановили.
ВЕДУЩИЙ (2): Итак, мальчики были задержаны. Как вы думаете, что же будет с ними? Прошу вас выбрать и поднять квадратик того цвета, который соответствует вашему ответу:
- красный — ребята всё будут отрицать;
- жёлтый — тут же признаются в содеянном;
- зелёный — будут требовать, чтобы позвали их родителей;
- синий — ничего не будут говорить. (учащиеся отвечают.)
Слайд 9. Пример из жизни
ВЕДУЩИЙ (1): А теперь с помощью этих же квадратиков ответьте на следующий вопрос: Что должны сделать с мальчиками? Выберите, пожалуйста, ответ:
- красный — наказать мальчиков;
- жёлтый — наказать родителей;
- зелёный — никого не наказывать;
- синий — наказать мальчиков и их родителей. (участники отвечают.)
Из этого примера видно, что подростками нарушен закон — они совершили кражу, за что, понятно, должны понести наказание. Помните, пожалуйста, что выполнение закона обязательно для всех и за его нарушение последует наказание.
ВЕДУЩИЙ (2): С правовыми вопросами в жизни мы сталкиваемся гораздо чаще, чем нам это кажется. Ошибочным является мнение, что область применения права ограничивается наказанием лиц, совершивших различные правонарушения. Многие из вас, возможно, удивятся, узнав, что наши повседневные поступки тоже часто имеют правовую оценку.
КЛУБОК
ВЕДУЩИЙ (1): Давайте поиграем в игру «Клубок», чтобы научиться оценивать свои поступки и поступки людей с правовой точки зрения.
У меня в руках вы видите клубок ниток. (Показывает клубок ниток.) Представьте себе, что жизнь любого человека — вот эта нить, и любой заворот и узелок может привести к тяжёлым последствиям. Давайте сейчас обсудим вопросы на тему «Проступок или правонарушение».
Проступком, как правило, называются менее вредные поступки, но тоже наказуемые. Они сформулированы в Кодексе об административных нарушениях. А правонарушение является уже нарушением закона (преступлением), за которое человек несёт юридическую ответственность. Их перечень указан в Уголовном кодексе РФ.
Я описываю случай и передаю своему соседу конец нитки из клубка, а он, немного подумав, отвечает. Если он считает, что речь идёт о правонарушении, то завязывает узелок на клубке. (Показывает.) Если же думает, что это проступок, то передаёт клубок дальше, соседу. И так мы продолжаем до конца, пока эта нить не вернётся ко мне. Если вы затруднитесь ответить на вопрос, можете попросить помощи у соседа, сидящего справа или слева.
Слайд 10. Проступок или правонарушение
• Сергей солгал матери. (Проступок.)
• Браконьер выловил трёх осетров. (Правонарушение.)
• Семён разбил стекло. (Проступок.)
• Владимир положил в карман финский нож. (Проступок.)
• Обучающиеся лицея угнали машину и разбили её. (Правонарушение.)
• Пассажир автобуса не оплатил проезд. (Проступок.)
• Аркадий сознательно купил ворованную вещь. (Правонарушение.)
• Виктор ударил одногрупника. (Проступок.)
• Подростки бросали камни в проходящие поезда. (Правонарушение.)
• Сотрудник прогулял рабочий день. (Правонарушение.)
• Прохожий не помог тонувшему человеку. (Правонарушение.)
- Сева случайно попал из рогатки в глаз прохожему. (Проступок.)
- Алексей оскорбил директора лицея. (Проступок.)
(участники выполняют.) Молодцы, что справились с этим сложным на первый взгляд заданием. Желаем, чтобы ваша жизнь была прямой и длинной, без извилин, узелков и заворотов!
Слайд 11. Данетка
ВЕДУЩИЙ (2): А я хочу вам, предложить игру под загадочным и интригующим названием «Данетка». Я называю утверждение. Если вы согласны с ним, то поднимаете руку, если не согласны — руку не поднимаете. Всё ли вам понятно? Тогда начинаем игру!
Задание
- В вашей группе все уважают друг друга.
- Я ориентируюсь в лицее главным образом на учёбу.
- Мне некогда болтать, отвлекаться на уроках.
- В нашей группе уважают ребят всех национальностей.
- Я дружу только с одним человеком, с остальными просто в хороших отношениях.
- Нет плохих учеников, есть плохие учителя.
- Если у меня двойка, то в этом только моя вина.
- Я не списываю.
- У нас нет проблем по поводу дежурства.
- Для меня каждый день проведенный в лицее — праздник.
- Я ведут здоровый образ жизни.
- Мы стремимся быть честными и порядочными людьми.
(участники выполняют.)
Благодарю вас, друзья, за честные ответы «да» и правдивые «нет»!
Слайд 12. ПОСТУПАЕМ ЗАКОННО
ВЕДУЩИЙ (1): Помните, что выполнение вами прав и обязанностей затрагивает интересы всех людей в обществе. Они бывают связаны со всеми сторонами повседневной жизни, хотя мы об этом порой даже и не задумываемся.
ВЕДУЩИЙ (2): Наше занятие подошло к концу. Пусть каждый из вас выскажет своё мнение о том, что понравилось или не понравилось сегодня, что больше всего запомнилось.
(участники высказывают своё мнение.)
Спасибо большое! Вы нас порадовали своими откровенными признаниями.
ВЕДУЩИЙ (1): У нас есть желания, об исполнении которых мы мечтаем. Давайте сейчас каждый из нас скажет вслух своё желание, продолжив фразу «Я хочу иметь право...».
(Все встают в круг. Ведущие начинают, участники продолжают.)
Пусть все ваши желания обязательно сбудутся! И каждый день будет праздником! Мы благодарим вас за участие в правовой игре, посвященной Всемирному дню ребёнка.
Если вы оказались в трудной жизненной ситуации перед вами телефон доверия.
Слайд 13. Телефон доверия.
Слайд 14. Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Правовые документы защищающие права людей
Права детей защищает конвенция о правах ребёнка!
Спартанская система воспитания
Имена Меня зовут … Я люблю себя за то, что …
Я имею право Ситуация 1. Мама и сын. Ситуация 2. Учитель и Оля. Ситуация 3. Мама и сын. Ситуация 4. Учитель Дима. Ситуация 5. Мама и дочь. Ситуация 6. Зинаида И вановна и Костя.
Пример из жизни - ребята все будут отрицать; - тут же признаются в содеянном; - будут требовать, чтобы позвали их родителей; - ничего не будут говорить;
Пример из жизни - наказать мальчиков; - наказать родителей; - никого не наказывать; - наказать мальчиков и их родителей;
Проступок или правонарушение Сергей солгал матери; Браконьер выловил трёх осетров; Семён разбил окно; Владимир положил в карман финский нож; Учащиеся лицея украли машину и разбили её; Пассажир не заплатил за проезд; Аркадий сознательно купил ворованную вещь; Виктор ударил одногрупника; Подростки бросили камни в проходящий поезд; Сотрудник прогулял рабочий день; Прохожий не помог тонувшему человеку; Сева случайно попал из рогатки в глаз прохожему; Алексей оскорбил директора лицея;
Данетка В нашем группе все уважают друг друга; Я ориентируюсь главным образом на учебу; Мне некогда болтать, отвлекаться на уроке; Я дружу только с одним человеком, с остальными просто хорошие отношения; Нет плохих учеников, есть плохие учителя; Если у меня двойка, то в этом только моя вина; Я не списываю; У нас нет проблем по поводу дежурства; Для меня каждый день в лицее – праздник; Я веду здоровый образ жизни; Мы стремимся быть честными и порядочными людьми.
Поступаем законно «Я хочу иметь право ….»
Лучший способ помочь ? Поговори
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация на тему"Я человек! Уменя есть права".
Эта презентация поможет при проведении классного часа, советую использовать для учащихся 5-7 классов....
У тебя есть право на защиту
конспект классного часа...
конспект отркытого занятия "ДЛЯ ВСЕХ БЕЗ ИСКЛЮЧЕНИЯ, ЕСТЬ ПРАВИЛА ДВИЖЕНИЯ"
Цель:-расширить представления учащихся о правилах дорожного движения, о правилах поведения пешехода и водителя в условиях улицы.Задачи:- воспитывать уважение к правилам дорожного движения;- учит...
«У каждого есть право выбора»
1. Учить детей самоанализу своих черт характера и поступков;2....
Классный час "Есть права у детей"
Материал предназначен для классных руководителей, работающих с детьми с ОВЗ по правовому воспитанию....
Конспект классного часа Есть права у детей
Материал предназначен для специалистов, работающих с детьми с ОВЗ. К данному конспекту классного часа прилагается презентация....
Игра-викторина "Для всех без исключения есть правила движения"
Формировать у воспитанников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах....