Методические рекомендации по организации проектной деятельности с обучающимися
методическая разработка на тему

Методические рекомендации по проведению проектной деятельности с обучающимися

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по организации проектной деятельности

Составила: методист МБУДО ДДТ г. Донецка 1 квалификационной категории Интер О.В.

Проект (от лат. Projectus  — брошенный вперед) -   замысел, план, разработанный план сооружения, механизма, схема технологического процесса; предварительный текст какого-либо документа.

Проектирование, по сути, представляет собой процесс создания проекта — прототипа, прообраза предполагаемого объекта или состояния.

Виды проектов:

  • Исследовательский проект по структуре напоминает научное исследование. Он включает в себя обоснование актуальности выбранной темы, постановку задачи исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение и анализ полученных результатов. При выполнении проекта должны использоваться методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и др.

        Информационный проект направлен на сбор информации о каком-либо объекте или явлении с целью анализа, обобщения и представления информации для широкой аудитории. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры и возможности ее коррекции по ходу работы. Выходом проекта часто является публикация в СМИ, в т. ч. в сети Internet.

        Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к его выполнению и презентации результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т. п.

        Ролевой проект. Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут себе роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев с целью воссоздания различных социальных или деловых отношений через игровые ситуации. Результат проекта остается открытым до самого окончания. Чем завершится судебное заседание? Будет ли разрешен конфликт и заключен договор?

Перечень (далеко не полный) возможных выходов проектной деятельности:

      

  • WEB-сайт

       Анализ данных социологического опроса

        Атлас, карта

        Видеофильм

        Выставка

        Газета, журнал

        Действующая фирма

        Законопроект

        Игра

        Коллекция

        Костюм

        Модель

        ∙        Музыкальное произведение

        Мультимедийный продукт

        Оформление кабинета

        Постановка

        Праздник

        Прогноз

       Система школьного          самоуправления

        Справочник

       Сравнительно-сопоставительный анализ

        Учебное пособие

        Экскурсия

Виды презентаций проектов:

Презентации учебных проектов могут быть проведены в виде:

       деловой игры

       демонстрации видеофильма/продукта, выполненного на основе информационных технологий

        диалога исторических или литературных персонажей

        игры с залом

        иллюстрированного сопоставления фактов, документов, событий, эпох, цивилизаций

        инсценировки реального или вымышленного исторического события

        научной конференции

        научного доклада

        отчета исследовательской экспедиции

        пресс-конференции

        путешествия

        рекламы

        ролевой игры

        соревнования

        спектакля

        спортивной игры

       театрализации (воплощения в роль человека, одушевленного или неодушевленного существа)

        телепередачи

        экскурсии

Алгоритм работы над проектом

1 шаг.

  • Ознакомьтесь с понятиями по тематике проекта.

2 шаг.

  • Определите проблему, которую вы будете решать. Проблема должна быть сформулирована в виде предложения-констатации факта. Например: в нашем классе мальчики обижают девочек.
  • Найдите причины выбранной проблемы. Их может быть несколько.
  • Выберите наиболее значимую из них. 
  • Сформулируйте в виде предложения-констатации факта.

Шаг 3.

  • Определите цель, достигнув которой, вы решите проблему. Если вы правильно сформулировали проблему, то определить цель будет несложно!
  • Сформулируйте цель следующим образом: «Чтобы решить нашу проблему, нужно…»

Шаг 4.

  • Поставьте задачи (3-5), которые помогут достичь поставленной цели.
  • Сформулируйте задачи следующим образом: «Чтобы достичь цели, нужно…»

Шаг 5.

  • Предложите способы решения задач и достижения цели. Это могут быть:

Информирование: листовка, плакат, видеоролик, тематическая газета, агитбригада и т.д.

Включение сверстников в решение проблемы: организация акции, ток-шоу, тренинга, деловой или ролевой игры и т.д.;

Обучение: урок, тренинг  и т.д.

  • Выберите один, который в большей степени будет содействовать решению вашей проблемы.
  • Продумайте, как всё будет происходить.

Шаг 6.

  • Пора придумать проекту название.

Шаг 7.

Как вы проверите, насколько успешен ваш проект?

  • Определите критерии результативности проекта: количественные (количество участников, листовок, читателей и т.д.) и качественные (активность участников, удовлетворённость, изменение отношений и т.д.). 
  • Определите способы отслеживания результативности (наблюдение, опрос, анкета, подсчёт, сравнение и т.д.)

Шаг 8.

  • Заполните карту проекта.
  • Подготовьте проект к творческой презентации.

Карта проекта ____________________________________________________________

Название проекта, школа

Есть проблема:

Цель.

Чтобы решить нашу проблему, нужно…

Задачи.

Чтобы достичь цели, нужно…

Способы решения проблемы

Критерии результативности проекта:

Способы отслеживания результативности.

Оформление проекта

На титульном листе указывается образовательное учреждение,  название  проекта (при необходимости расшифровывается его направленность или назначение); сведения об авторах и руководителе, дата разработки.

Проект содержит следующие разделы:

  1. Содержание.
  2. Пояснительная записка, в которой раскрывается актуальность и важность решаемой проблемы, направленность проекта, целевая аудитория, цель и задачи.
  3. Механизм реализации проекта, в котором перечислены основные направления работы, прилагается план действий по реализации проекта с указанием конкретных сроков мероприятий и ответственных за них людей; описываются необходимые кадровые, материальные, финансовые, информационные или другие ресурсы,  при необходимости прописываются принципы деятельности участников проекта.
  4. Результативность проекта. Данный раздел предполагает описание желаемых результатов.

К проекту прилагается смета или бюджет, содержащий перечень необходимых расходов, проекта и способы отслеживания результативности. Предполагаемые суммы затрат и источники их получения.

  1. Информация о реализации проекта. Данный раздел содержит аналитическую записку о реализации  проекта.
  2. Обзор литературы.
  3. Приложения. В данном разделе прилагается фото, видео и другие материалы (листовки, плакаты, рисунки, сочинения, статьи в СМИ, интервью и т.д.)

Критерии оценки

Написание

Умение сформулировать реальную проблему

Умение определить цели и задачи направленные на решение проблемы

Умение найти способ, который в наибольшей степени содействует решению проблемы

Умение определить критерии и способы отслеживания результативности в соответствии с целью и задачами проекта

Творческое представление

Презентация

Разработанность проекта

Соответствие цели с конечным результатом реализованного проекта

Результативность проекта (количественные, качественные показатели)

Умение отвечать на вопросы

Творческая презентация проекта


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по организации проектной деятельности

Презентация на тему "Методические рекомендации по организации проектной деятельности" содержит информацию о классификации учебных проектов, их педагогических особенностях, требованиях к оформлению пор...

Методические рекомендации по организации проектной деятельности одаренного ребенка.

В статье описаны методические рекомендации по организации проектной деятельности одаренного ребенка....

Методические рекомендации по организации проектной деятельности обучающихся

Деятельностный характер является отличительной особенностью нового стандарта, который ставит главную цель – развитие  личности обучающегося. Исследование  явля...

Методические рекомендации по организации проектной деятельности на уроках профессионально-трудового обучения, с учащимися специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида

Метод проектов формирует и совершенствует как трудовую, так и общую культуру общения и социального поведения в целом. Овладевая культурой выполнения проектных заданий, ученик учится мыслить, планирова...

Методические рекомендации по организации проектной деятельности

Методические  рекомендации по организации проектной деятельности...

Методические рекомендации по организации проектной деятельности обучающихся

Согласно требованиям федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) среднего общего образования (СОО) каждый обучающийся должен выполнить индивидуальный проект. В методических рекомен...

Методическая разработка «Методические рекомендации к организации проектной деятельности на уроках технологии в рамках реализации ФГОС»

Статья  содержит  конкретные рекомендации из опыта работы по организации  и выполнению творческого проекта на  уроках технологии в рамках реализации ФГОС. Также здесь представлены ...