Методические разработки
учебно-методический материал

Варанкина Екатерина Николаевна

Материалы по Великой Отечественной войне

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rastim_patriotov.docx24.71 КБ

Предварительный просмотр:

Поклонимся великим тем годам...

Познавательная игра для учащихся 8-9 классов и их родителей, посвящённая 75-летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады (8 сентября 1941-27 января 1944)

Дата проведения:28 января 2019 года

Цель: в игровой форме систематизировать и закрепить знания по теме «Великая Отечественная война. Блокада Ленинграда»

Задачи:

  • создать условия для практического применения знаний ;
  • воспитать в подростках чувство патриотизма;
  •  привить интерес к прошлому нашей Родины, в частности к истории Великой Отечественной войны;
  • Сплотить коллектив учащихся и родителей;
  • расширить кругозор.

Оборудование:

1. Выставка книг, посвящённая Великой Отечественной войне, цветы, георгиевские ленточки, знамя Победы

2. В центре игрового поля пять секторов разного цвета в форме звезды:

  • красный — историческое событие;
  • синий — исторические места;
  • жёлтый — полководцы Великой Отечественной войны;
  • зелёный — литература и искусство;
  • Фиолетовый — подвиг солдата;

3. Кубик с цифрами от 1 до 5.  Ордена и медали для команд за правильные ответы

Условия игры:

  • Играющие делятся на три  команды — 8, 9 кл. и родители (тема сообщается за месяц для подготовки)
  • Игру начинают капитаны, согласно жеребьёвке
  • по очереди бросают  кубик, определяющий сектор вопроса
  • ход делают по очереди, в случае если команда не отвечает на вопрос, право ответить и получить дополнительные баллы переходит к команде соперника. Орден вручается за правильный ответ, медаль — за дополнительный.
  • Побеждает команда, которая больше набрала орденов и медалей

Звучит Симфония № 7 Д. Шостаковича

Всем, что есть у тебя живого,

Чем страшна и прекрасна жизнь

Кровью, пламенем, сталью, словом,-

задержи врага. Задержи!

О. Бергольц

Великая Отечественная война 1941-1945 годов была самой жестокой, самой кровопролитной войной, какую только знала Россия. 22 июня 1941 года, в 4 часа утра вдоль всей линии западных границ СССР взвились ракеты, загремели залпы артиллерийских орудий. Самолёты со свастикой на крыльях начали бомбить советские города и сёла. Так без объявления войны, гитлеровская Германия напала на нашу Родину. То было вероломство, беспримерное в истории цивилизованных народов. Началась Великая Отечественная война.

Великая Отечественная война — это 1418 дней и ночей непрерывных сражений. Это более 27 миллионов погибших. Это разрушенные города и сёла. Это сироты и вдовы. Это голод и смерть. С Илюшовского сельского округа на фронт ушли 277 человек и больше половины не вернулось.  Вся страна — армия и народ, тыл и фронт — объединились под лозунгами: «Смерть фашистским оккупантам!», «Всё для фронта, всё для Победы!» Страна превратилась в единый грозный военный лагерь. В ходе Великой Отечественной войны наша армия провела 6 гигантских битв и около 40 крупных наступательных операций. Уже 8 сентября 1941 началась блокада Ленинграда. Немца хотели любой ценой взять «…колыбель пролетарской революции, символ революции 1917 г». Гитлер рассчитывал на то, что для СССР с падением Ленинграда «может наступить полная катастрофа». Но Ленинград за всю историю ни разу не был захвачен врагами! И в этот раз  Ленинград не сдался! Только 27 января 1944 году была окончательно снята блокада. Вчера исполнилось 75 лет со дня полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады.

«Поклонимся великим тем годам

Тем самым командирам и бойцам

И маршалам страны и рядовым

Всем тем, кого нам позабыть нельзя

Поклонимся, поклонимся друзья!»

Сектор «Исторические события»

  1. Как называлась операция по прорыву блокады Ленинграда и сколько дней она длилась? (Операция «Искра» длилась 7 дней с 12-18 января 1943 г.)
  2. Назовите дату начала и окончания блокады? (8 сентября 1941-27 января 1944)
  3. Сколько дней длилась блокада, назовите точную цифру? (872 дня)
  4. 14 июля 1941 г. под Оршей по наступающим фашистским войскам впервые нанесла удар батарея реактивных миномётов. Как ласково называли установку реактивной артиллерии? («Катюша»)
  5. Какой был самый маленький паёк хлеба в блокадном городе? (125 грамм)
  6. Когда Ленинград был удостоен звания «Город - герой»?(1 мая 1945 г.)
  7. Когда Ленинград был награждён медалью «Золотая Звезда»?(8 мая 1965 г.)
  8. Когда учреждена медаль «За оборону Ленинграда»(22 декабря 1942 г.)

Сектор «Исторические места»

1. С ноября 1941 г. начала действовать дорога, которая помогла Ленинграду выжить. Что это за дорога и где она проходила? («Дорога жизни», проходила по Ладожскому озеру)

2. Свыше 300 тысяч жизней унесла блокада. Много городских кладбищ в Ленинграде, но только на этом 186 братских могил. Назовите это кладбище? (Пискарёвское мемориальное кладбище)

3. Назовите военно-исторический комплекс, расположенный в Ленинградской области, где в 2013 г.по инициативе Кировского областного совета ветеранов установлена мемориальная плита воинам - кировчанам? («Невский пятачок»)

4. Как называлась высота в районе которой велись жесточайшие бои? (Синявинские высоты)

5. В память героической защиты Ленинграда, люди установили много памятных знаков, монументов, обелисков, но один из них - особый. Его длина — 200 км. Как он называется? (Зелёный пояс Славы)

6. Какой театр был эвакуирован из Ленинграда в Киров в годы Великой Отечественной войны? (Большой театр драмы)

7. Какое ленинградское медицинское учебное заведение было эвакуировано из Ленинграда в Киров в годы Великой Отечественной войны и находилось в здании Педагогического университета? (Военно-морская мед. Академия)

Сектор «Полководцы Великой Отечественной войны»

  1. Назовите нашего земляка, с апреля 1942 г. командующего Ленинградским фронтом? (Л.А.Говоров)
  2. В честь,  каких выдающихся полководцев в годы Великой Отечественной войны были введены ордена? (Александра Невского, Кутузова, Суворова, Хмельницкого)

3.В честь, каких выдающихся флотоводцев в годы Великой Отечественной войны для награждения моряков были введены ордена? (Нахимов, Ушаков))

4. Назовите нашего земляка, уроженца Подосиновского района. Его отличала тяга к нестандартным решениям и смелым манёврам? (И. С. Конев)

5. Назовите полководца, которому выпало командовать Парадом Победы в Москве на Красной Площади 24 июня 1945 г.?(К.К.Рокоссовский)

6. Назовите нашего земляка, главного маршала авиации, уроженца Санчурского района(в прошлом Яранского уезда). Занимался созданием первого отряда космонавтов? (К.А. Вершинин)

7. Сколько маршалов дала Вятка в годы Великой Отечественной войны? (4 маршала — Конев, Говоров, Соколов, Вершинин)

8. Этот полководец, по словам американского исследователя Кайдена, «нанёс немцам больше потерь, чем любой другой..... во Второй Мировой войне. Его имя было знакомо немцам. Оком идёт речь? (Г.К.Жуков)

Сектор «Литература и искусство»

1. Эта поэтесса стала живой легендой для своих сограждан. Они называли её «ленинградской мадонной». Назовите её? (Ольга Бергольц)

2. Какой известный петербургский писатель  написал книгу «Мой лейтенант» о событиях под Ленинградом 1941-1945 г.? (Даниил Гранин)

  1. Кто автор строк: «...симфония посвящена торжеству человеческого в человеке» и о каком музыкальном произведении идёт речь?( Симфония № 7 Шостаковича «Ленинградская симфония»)
  2. Кировская область стала домом для тысяч ленинградцев. Сюда эвакуировали и детей. Один из таких воспитанников детского дома научился играть в шахматы и стал впоследствии чемпионом мира. Как его звали? (Борис Васильевич Спасский)
  3. Уже 24 июня 1941 г. в газетах «Красная звезда» и «Известия» было опубликовано стихотворение В. Лебедева-Кумача, которое сразу стало главной песней Великой Отечественной войны. Кто написал музыку и как называется эта песня? (А.В.Александров, «Священная война»)
  4. Красноармеец И.А. Байдужий писал 17 апреля 1943 г.поэту: «Ваша поэма...энциклопедия фронтовой жизни бойца». О каком произведении идёт речь и кто его автор? (А.Твардовский «Василий Тёркин»)
  5. В годы Великой Отечественной войны на территории Афанасьевского района были два района - Бисеровский и Зюздинский. Какие газеты издавались в эти годы? («Колхозный путь» - газета Бисеровского района, «Зюздинский колхозник» - Зюздинский район)

Сектор «Подвиг солдата»

1. Лётчик, Герой Советского Союза, 26 июня 1941 г. направил подбитый самолёт в скопление танков противника (Николай Гастелло)

2. Советский лётчик-истребитель, Герой СССР, 7 апреля 1941 г. одним из первых совершил ночной таран, сбив бомбардировщик врага (Виктор Талалихин)

3. Гвардии рядовой, Герой СССР, 23 февраля 1943 г. в бою у деревни Чернушки закрыл своим телом амбразуру вражеского дзота (Александр Матросов)

4. Советский лётчик, герой СССР, после ампутации обеих ног вернулся к полётам и ещё сбил 7 самолётов врага, прототип героя «Повесть о настоящем человеке» Бориса Полевого (Алексей Мересьев)

5. В каком городе поставлен памятник советскому воину-освободителю с девочкой на руках. Кто этот человек? (Берлин. Николай Масалов)

6. Советский разведчик, сообщивший точную дату нападения Германии на СССР  (Рихард Зорге)

Заключительное слово

Память! Вот что самое главное для нас, для жизни нашего народа

Память! Будем помнить о своём прошлом, будем жить и в настоящем!

«Есть память, которой не будет забвенье,

И слава, которой не будет конца!»

«Помнить всех поимённо

Сердцем помнить своим,

Это нужно не мертвым

Это нужно живым!»

Литература

  1. Энциклопедия для детей. История России 20 век
  2. Великая Отечественная война 1941-1945 гг. М.,1985 г.Словарь-справочник
  3. По материалам газеты «Призыв».
  4. Энциклопедия Земли Вятской, История.
  5. Интернет-ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.

Аннотацияк учебно-методическим  разработкам внеклассных мероприятий  по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

Методическая разработка по физкультуре по теме: Методическая разработка внеклассного мероприятия "Веселые старты" для учащихся начальной школы по предмету: "Физическая культура"

Внеклассное мероприятие "Веселые старты" проводится с целью пропаганды здорового образа жизни, где учащиеся развивают двигательные качества, укрепляют здоровье, дружеские отношения....

«Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия, посвященного 1150-летию образования российской государственности «Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внекласс

Данная  работа  посвящена  1150- летию образования российской государственности. В  работе  представлены: история образования российской государственности, история симво...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Методическая разработка Методическая разработка (для факультативных занятий по английскому языку для учащихся 10-11 классов) Создание банка дистанционных уроков с использованием инструментов современного интернета (Googl Docs, Delicious/BobrDoobr, Mind

Методическая разработка входит в серию дистанционных уроков английского  и немецкого языков , разрабатываемых с целью подготовки учащихся к выполнению письменной части ЕГЭ по указанным дисциплина...

Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"

Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...