Функциональная грамотность
статья

Макаренко Ирина Александровна

Развитие функциональной грамотности - основная задача ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл funktsionalnaya_gramotnost.pptx2.36 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование функциональной грамотности –одна из основных задач ФГОС

Слайд 2

Международные исследования качества образования (функциональная грамотность) ФЕВРАЛЬ 2020 г. - 5,7 класс МАРТ – АПРЕЛЬ 2020 г. – 6,9 класс 1 блок (40 мин.) – математическая грамотность + креативная грамотность 2 блок (40 мин.) – естественно-научная грамотность + креативная грамотность

Слайд 3

Леонтьев А.А . : «Функционально грамотный человек —это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений» [ Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла / под ред. А. А. Леонтьева. М.: Баласс , 2003. С. 35.].

Слайд 4

Компетенции, связанные с функциональной грамотностью С пособность выбирать и использовать различные технологии Способность видеть проблемы и искать пути их решения С пособность учиться всю жизнь «Функциональная грамотность сегодня—это базовое образование личности <…> Ребенок <…> должен обладать : -готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром …; -возможностью решать различные (в том числе нестандартные) учебные и жизненные задачи…; -способностью строить социальные отношения…; -совокупностью рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию…» [ ВиноградоваН.Ф.,КочуроваЕ.Э.,КузнецоваМ.И. идр.Функциональнаяграмотностьмладшегошкольника:книгадляучителя/подред.Н.Ф.Виноградовой.М.:Российскийучебник:Вентана-Граф,2018.288с.,с.16–17].

Слайд 5

Система ключевых компетенций Учебно-познавательная (целеполагание, планирование, анализ, самооценка….) Ценностно-смысловая (умение выбирать целевые и смысловые установки при принятии решений) Общекультурная (осведомлённость о духовно-нравственных основах жизни общества…) Информационная (самостоятельная работа с информацией…..) Коммуникативная (знание языков, способов взаимодействия, навыки работы в группе….) Личностная (готовность к саморазвитию….)

Слайд 6

Функциональная грамотность включает Ч итательская грамотность М атематическая грамотность Е стественно-научная грамотность Компьютерная грамотность Юридическая грамотность

Слайд 7

Оценка качества образования в международных рейтингах PIRLS , TIMSS

Слайд 9

TIMSS

Слайд 10

TIMSS 6 место по математике (8 класс)

Слайд 11

Россия принимает участие во всех циклах мониторинга 2000, 2003, 2006, 2009, 2012, 2015

Слайд 12

Приоритетное направление в обеспечении конкурентоспособности российского образования –повышение эффективности В соответствии с международными требованиями более половины выпускников основной школы имеют только базовый уровень функциональной грамотности, т.е. они могут использовать приобретенные в школе знания в простых знакомых ситуациях, а около пятой части выпускников основной школы не достигают этого уровня. К продолжению образования хорошо готовы не более 30% российских выпускников школы, а высокий уровень способности решать сложные задачи демонстрируют в среднем около 5% учащихся . По качеству общего образования российская школа уступает десяти странам-лидерам по качеству образования как по числу выпускников основной школы, демонстрирующих самые высокие результаты (в этих странах в среднем таких учащихся не менее 11%), так и по числу хорошо подготовленных учащихся к продолжению образования (в этих странах в среднем таких учащихся около 40 %).

Слайд 13

Направления совершенствования общего образования в России 1 . Усиление внимания к формированию функциональной грамотности 2 . Повышение уровня познавательной самостоятельности учащихся 3. Формирование метапредметных результатов 4. Повышение интереса учащихся к изучению математики и естественнонаучных предметов 5. Повышение эффективности работы с одаренными и успешными учащимися 6. Повышение эффективности инвестиций в образование 7. Улучшение образовательной среды в школе

Слайд 14

Механизмы повышения качества общего образования в России Обновление учебных и методических материалов с учетом переориентации системы образования на новые результаты, связанные с «навыками 21 века», – функциональной грамотностью учащихся и развитием позитивных установок, мотивации обучения и стратегий поведения учащихся в различных ситуациях, готовности жить в эпоху перемен Целенаправленное повышение квалификации учителей через систему подготовки, переподготовки и повышения квалификации учителей, в которых требуется кардинальное обновление содержания и методов обучения, направленное на повышение качества и эффективности работы учителей Введение комплексного мониторинга образовательных достижений учащихся и качества образования с использованием современных измерителей для комплексной оценки предметных, метапредметныхи личностных результатов Широкое информирование профессионального сообщества и общественности о результатах и инструментарии международных исследований

Слайд 15

Начало нового цикла исследования PISA -2021 Сохранение основных направлений (математическая, естественнонаучная, читательская и финансовая грамотности); приоритетная область –математическая грамотность Совершенствование концепции оценки математической грамотности Введение нового направления – креативное мышление Введение новой области –оценка личного благополучия учащихся и учителей Развитие технологии адаптивного тестирования для оценки математической грамотности

Слайд 16

Центр оценки качества образования ИСРО РАО –http://centeroko.ruтел.: +7-495-621-76-36 –Ковалева Галина Сергеевна (электронная почта –centeroko@mail.ru) Международный координационный центр исследования TIMSS –PIRLS –http://timss2015.org/; http://pirls2016.org/тел.: +1-617-552-1600 – Ina V.S. Mullis , Michael O. Martin –международные координаторы (электронная почта –timss@bc.edu; pirls@bc.edu) Организация Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР) ( OrganizationforEconomicCooperationandDevelopment , OECD) –www.oecd.org/ edu / pisa ) Центр оценки качества образования Института стратегии развития образования РАО электронная почта –centeroko@mail.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся при обучении химии и биологии: методические особенности формирования естественнонаучной грамотности как компонента функциональной грамотности».

ull;Обучение обучающихся самостоятельно добывать, анализировать, структурировать и эффективно использовать информацию для максимальной самореализации и полезного участия в жизни общества выступает в...

Презентация к выступлению на региональной инновационной площадке “Функциональная грамотность как основа качества образовательных результатов”ЕСТЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНАЯ ГРАМОТНОСТЬ КАК ОДИН ИЗ КОМПОНЕНТОВ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ. Теоретические основы разраб

Проблема ! Развитие у школьников умения использовать свои знания, в своей повседневной жизни, что позволит выпускникам активнее и успешнее включиться во взрослую жизнь, занять устойчивую жизненную поз...

Функциональная грамотность. Сборник заданий по формированию функциональной грамотности.

Сборник заданий для развития функциональной грамотности учащихся на уроках русского языка...

О реализации модуля 2.7. «Механизмы формирования функциональной грамотности обучающихся: практикум с использованием ресурсов региональных площадок» в рамках ДПП ПК «Формирование функциональной грамотности обучающихся на уроках русского языка и родных язы

С 31 октября по 11 ноября  учителя русского языка и родных языков народов РФ, работающие в образовательных учреждениях г.Тюмени и районах Тюменской области прошли курсы  «Формирование ...

Опыт работы по теме "Функциональная грамотность учителя-основа развития функциональной грамотности ученика"

В данной работе представлен опыт по формированию практических навыков на уроках биологии...

выступление на педсовете по теме "Функциональная грамотность учителя как основа развития функциональной грамотности учащихся".

Актуальность проблемы еще более усиливается в связи с необходимостью подготовки учащихся к работе в совершенно новых условиях, которые характеризуются демократизацией общественной жизни, открытием вне...

Формирование и оценка функциональной грамотности у обучающихся с ОВЗ: методические особенности проектирования коррекционно-развивающих занятий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся

Основа жизненной компетенции, которая характеризуется системой умений решать практические задачи в основных сферах жизнедеятельности,...