Развитие социальной активности 7-8 классов
статья (7 класс)
Материал подобран для педагогов организаторов для раскрытия социальной активности учащихся среднего звена в школе. Даны методики и опросники для выявления комуникативных способностей, для диагностики социальной активности, для выявления лидерских качеств.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rite_statya_-_kopiya.docx | 28.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья
«Развитие социальной активности обучающихся 7-8 классов в системе дополнительного образования»
Автор работы: педагог-организатор - Тиханович Рита Валерьевна
Развитие системы дополнительного образования предъявляет повышенные требования к качеству подготовки обучающихся. Одной из наиболее значимых проблем современного общества и образования является поддержка в становлении «участвующей» или социально активной личности. Социально-экономические и политические процессы, происходящие в настоящее время в России и мире, ориентированы на демократизацию общества, которая немыслима без свободы выбора и участия личности в жизни общества. Новое общество, формирующееся сейчас, это общество активно участвующих в его жизни людей. Однако участию в жизни общества ребенка необходимо учить, развивая его социальный потенциал. Вопросы социальной активности обучающихся 7-8 классов в системе дополнительного образования относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики, так как не каждый современный подросток способен без поддержки реализовать свои способности.
В.З. Коган дает следующее определение социальной активности - это сознательная и целенаправленная деятельность личности и ее целостно социально психологические качества, которые, будучи диалектически взаимообусловлены, определяют и характеризуют степень или меру персонального воздействия субъекта на предмет, процессы и явления окружающей действительности.
Подростковый возраст считается самым трудным и сложным периодом становления личности, имеет радикальное значение для развития ребенка и для его взаимодействия с социумом.
Задача образования в контексте данной модели общественного развития заключается в том, чтобы дать возможность всем субъектам проявить свои таланты и весь свой творческий потенциал, подразумевающий для каждого реализацию своих жизненных и творческих планов.
Творческая направленность ребенка формируется в соответствии с общими законами развития, стимулирует развитие психических процессов и личности ребенка, служит основой обучения.
К внешним условиям, влияющим на развитие творческой направленности, можно отнести семейные, образовательные, социальные, культурные, социально-психологические и другие факторы.
Одним из основных условий развития социальной активности исследователи (В. Н. Дружинин, К. Роджерс, Р. Стернберг и др.) считают создание атмосферы, благоприятствующей появлению новых идей и мнений.
В качестве важнейших условий для развития социальной активности ребенка Роджерс выделяет:
– психологическую безопасность, психологическую свободу, свободу от оценок;
– принятие, создаваемое атмосферой любви и доверия;
– атмосферу дозволенности, любви и спонтанности.
Дж. Гилфорд выделил следующие способы стимуляции социальной активности детей:
– обеспечение благоприятной атмосферы. Доброжелательность со стороны взрослого, его отказ от выставления оценок и критики в адрес ребенка способствует свободному проявлению дивергентного мышления;
– обогащение окружающей среды самыми разнообразными новыми для него предметами и стимулами с целью развития его любознательности;
– поощрение высказывания оригинальных идей;
– обеспечение возможностей для упражнения и практики. Широкое использование вопросов дивергентного характера применительно к самым разнообразным областям;
– использование личного примера творческого подхода к решению проблем;
– предоставление детям возможности активно задавать вопросы.
П. Торренс предложил педагогическую модель, стимулирующую продуктивность социальной активности с помощью методов, удовлетворяющих следующим требованиям:
– возбуждать взаимодействие интеллектуальных, волевых и эмоциональных функций;
– обеспечивать «реалистическое» столкновение с проблемой», погружение в нее, эмоциональную вовлеченность;
– приводить к столкновению противоположных понятий, образов, идей
В работах П. Торренса выделены факторы поведения социального педагога, позитивно влияющие на развитие социальной активности детей.
К ним можно отнести:
– признание ценности творческих способностей;
– свободное манипулирование объектами и идеями;
– умение дать конструктивную информацию о творческом процессе;
– умение развивать конструктивную критику;
– поощрять самоуважение;
– рассеивать чувство страха перед оценкой и так далее.
Условия, которые способствуют развитию социальной активности в детском возрасте по Торренсу:
– ориентация ребенка на творческие решения;
– снятие преград в отношении инициативы ребенка;
– поощрение различных творческих продуктов дома и в школе;
– предоставление возможности действовать с мыслями и предметами;
– воспитание у ребенка осознания ценности творческих черт своей личности;
– воспитание у ребенка внимания ко всем свойствам окружающей среды
Условия, которые тормозят развитие социальной одаренности в детстве:
– ориентация на успех – когда ребенок боится дать неправильный ответ;
– ориентация на мнение сверстников - боится выглядеть не обычным, оригинальным;
– представление окружающих взрослых о креативности, как об отклонении от нормы;
– запрет вопросов и ограничение инициативы;
– жесткое разграничение трудовой и игровой активности ребенка.
М. Воллах и Н. Коган установили, что положительно на развитие социальной активности влияют следующие факторы:
– отсутствие критики;
– отсутствие ситуации оценивания;
– отсутствие стрессов.
Отечественный психолог В. Н. Дружинин считал, что для формирования социальной активности необходимы следующие условия:
–отсутствие образца регламентированного поведения;
– наличие позитивного образца творческого поведения (в первую очередь на развитие способности влияет общение детей с взрослыми людьми, обладающими развитыми креативными способностями);
– создание условий для подражания творческому поведению;
– социальное подкрепление творческого поведения .
Важно уделить внимание условиям, необходимым для развития социальной активности ребенка.
Согласно О. Г. Ридецкой, таковыми выступают следующие положения:
– ребенок должен иметь хорошие задатки;
– социальную активность формирует окружающая среда (т.е. при правильном подходе будет зависеть, в какой степени смогут развиться задатки и потенциал ребенка);
– способности приобретаются в результате обучения и только в обучении;
– психологи утверждают, что формирование таланта завершается к тринадцати годам .
И.Ю. Тарханова считает, что в современном обществе востребован новый тип личности: не всесторонне развитый по некоему идеальному образцу индивид, а человек, идентичный самому себе, несущий образ себя во всем богатстве отношений с окружающим миром. Все это влечет за собой пересмотр не только содержания и форм образования, но и отказ от многих устоявшихся ценностей в области образования. Условия сложившейся культурной ситуации требуют развивать и обогащать социализирующий потенциал образования. Мы переживаем этап очередной смены образовательной парадигмы. И эти перемены эти объективно заданы, поскольку смены парадигмы образования, поскольку новый взгляд на образование обусловлен тем, что и в знании, и в самой социальной действительности произошли принципиальные изменения.
Современные подходы к организации дополнительного образования задают новые ориентиры деятельности специалистов образовательного учреждения, обеспечивающих сопровождение ребенка в процессе его социального становления.
Цель педагога дополнительного образования не решение проблем учащихся, а создание таких условий, при которых ребенок мог бы разрешить свои затруднения с максимальной долей самостоятельности, вследствие чего ребенок не только удовлетворяет насущные потребности но и получает позитивный опыт решения социальных проблем и, как следствие, уверенность в своих возможностях. Вместе с тем, оказав помощь ребенку в решении его проблем, важно поддержать его в построении перспектив своего развития; показать ближайшие цели и способы их достижения; помочь в развитии личностных качеств и способностей, социальной одаренности.
При этом педагог дополнительного образования осуществляет, в первую очередь организационно - управленческий компонент сопровождения школьников и ориентирует свою деятельность на организацию данного процесса. Было выявлено, что развитие социальной активности индивидуально, и вопрос об оптимальных условиях обучения каждого ребенка должен рассматриваться отдельно. Педагоги, работающие с такими детьми, должны проходить специальную подготовку. К основным стратегиям обучения детей с высоким умственным потенциалом относят ускорение и обогащение. Ускорение сокращает число лет, проводимых в образовательном учреждении. Обогащение включает расширение кругозора и самопознание, развитие инструментария получения знаний.
Т.В. Куделькина считает, что поддержка социальных инициатив подрастающего поколения, формирование активной гражданской позиции, составляющей основу социальной одаренности личности, связано с наличием у неё позитивного отношения к жизни, готовностью взять на себя ответственность, развитием организаторских навыков, умением объединять людей разного возраста с разных территорий для решения социально-значимых проблем. Самостоятельно организованные детские общественные объединения, организации, разновозрастные отряды, объединения ученического самоуправления открывают пространство возможностей для самореализации активных детей.
Детское общественное объединение обладает большим потенциалом в области воспитания и социального становления личности. Научное обоснование причин самоорганизации детей можно найти в различных педагогических трудах. Особое место занимает концепция социализации, обоснованная научно-практическим подходом . Несмотря на многочисленные исследования, не было выявлено влияние пребывания детей в лагере дневного пребывания на развитие социальной одаренности.
Таким образом, по общему мнению всех исследователей проблемы развития социальной активности, необходимым условием является нерегламентированная среда с демократическими отношениями и подражание ребенка творческой личности. Однако для развития социальной одаренности важна не сама по себе среда, а то, как она воспринимается ребенком, как она ему преподносится. Предметная среда должна рассматриваться не только со стороны многообразия, но и особого обеспечения пространства, которое дает детям возможность воображать, придумывать, творить. Кроме природных задатков, не меньшую роль играют социальные факторы, которые тормозят, блокируют творческое начало или способствуют их проявлению.
Заключение
Социальная активность - высшая форма активности. Социальная активность проявляется как особое качество, как способность действовать сознательно, как способность не только приспосабливаться к внешней действительности, но и изменять ее, то есть приспособлять среду к своим интересам, причем в этом взаимодействии со средой личность изменяет и саму себя.
Демократичная система обучения и воспитания способствует развитию познавательных процессов и личностных качеств детей. Для развития социальной активности необходимо предлагать ребенку соответствующие задания и упражнения. Но следует подчеркнуть, что деятельность должна быть эмоционально приятной. Из-под палки развить творческие способности нельзя.
Для успешного развития социальной активности важно создавать ситуацию успеха. Как утверждают многие наши психологи, образовательно-воспитательная система, какова она сейчас есть, недостаточно развивает способности, так как для многих детей не создается ситуация успеха, а следовательно, их самооценка остается низкой и не обеспечивает развития.
Помочь в этом может организация деятельности детей таким образом, чтобы учитывались их индивидуальные особенности, предоставлялась возможность для их самовыражения и развития их творческого мышления.
Рекомендации по развитию социальной активности обучающихся 7-8 классов в системе дополнительного образования
Для развития социальной активности у учащихся была разработана программа упражнений для учащихся 7 класса. Программа включает себя четыре раздела:
Раздел 1. Введение. «Развитие лидерских качеств»
Раздел 2. Развитие эмоционально-волевой сферы
Раздел 3. Развитие коммуникативных умений и навыков
Раздел 4. Заключительная часть.
В каждое занятие включены упражнения, направленные на развитие познавательных психических процессов (памяти, внимания, мышления, воображения)
Структура каждого занятия включает в себя: вступление, ритуал приветствия, разминка, основная часть, заключительная часть, ритуал прощания.
Опираясь на психолого-педагогические исследования можно выделить основные условия, способствующие успешному обучению детей. К ним относятся:
– ведущая роль педагога дополнительного образования на занятиях;
– дозированная нагрузка на занятиях;
– частая смена видов деятельности;
– доступное, пошаговое, опирающееся на личный опыт ребёнка преподнесение материала и создание условий для его сознательного восприятия;
– сочетание словесных, наглядных и практических методов коррекции;
– использование разных видов наглядных пособий (натуральные предметы, картины, макеты, модели, схемы) на всем протяжении дошкольного воспитания;
– включение разнообразных коррекционно-развивающие упражнений;
– индивидуальный и дифференцированный подходы;
– оказание дошкольникам различных видов помощи на занятиях;
– установление совместно с педагогом причинно-следственных зависимостей;
– создание проблемных ситуаций, обучение распознаванию противоречий и решению простейших логических задач;
– выполнение опытов и практических работ с целью раскрытия сущности изучаемого явления или процесса;
– использование дидактических игр и занимательного материала в старшем дошкольном возрасте на всех занятиях;
– включение новых знаний в систему ранее сформированных;
– практическая направленность обучения, формирование умений
использовать знания, полученные на уроках в реальной жизни.
Описанные методические приёмы не исчерпывают всего многообразия
средств, которые возможно применять в процессе развития социальной одаренности. После каждого занятия проводилась рефлексия с целью осознания правильности и эффективности проводимой нами работы.
В качестве рекомендаций можно предложить строить занятия в виде игр и упражнений, так как благодаря тому, что игра, в отличие от деятельности неигрового типа, активнее влияет на процессы развития социальной одаренности обучающихся младшего школьного возраста.
Планируемый результат:
развитие основных компонентов социальной одаренности у учащихся младших классов: развитие коммуникативных качеств, лидерских качеств, организаторских способностей.
– удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем;
– овладение навыками учебной деятельности;
– степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь после попыток выполнить задание самим.
Для исследования социальной активности обучающихся 7-8 классов в системе дополнительного образования были использованы такие методики, как:
1. Методика по изучению мотивации достижения А. Мехрабиана.
Модификация теста-опросника А. Мехрабиана для измерения мотивации достижения (ТМД) предложена М.Ш. Магомед-Эминовым.
2. Тест-опросник «Коммуникативные и организаторские способности (КОС)» (авт. В. В. Синявский и В. А. Федоришин)
3.Тест «Диагностика лидерских способностей» (авт. Е. Жариков, Е. Крушельницкий в авторской адаптации для детей младшего школьного возраста).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Детские общественные объединения как фактор развития социальной активности школьников
Данная статья раскрывает понятие детского общественного объединения, рассказывает о важности включения щкольников в социально значимую деятельность....
Детские общественные объединения как фактор развития социальной активности школьников
Школа не может не учитывать влияние на воспитание детей различных социальных институтов. Среди них особое место занимают различные детские общественные объединения....
Самоуправление в классе как способ развития социальной активности учащихся
опыт работы по развитию классного самоуправления...
РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ПОДРОСТКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ОСНОВЕ класс-проекта краеведческой направленности
Класс-проект мы рассматриваем как модель организации воспитательной деятельности в классе, в основе которой лежит реализация проекта, объединяющего в совместной созидательной творческой деятель...
Статья по теме "Социально-значимая деятельность, как средство развития социальной активности старшеклассников"
Из опыта работы классного руководителя 10А класса ГБОУ СОШ №96 Калининского района Клименко Е.Е....
Методическая разработка «Технологии развития социальной активности: технологии развития социальной креативности»
В методической разработке рассмотрены технологии развития социальной креативности обучающихся для учреждений дополнительного образования....
Воспитательный проект класса "Развитие социальной активности обучающихся"
Карта воспитательного проекта ФИО конкурсанта, образовательная организацияСалдаева Нурия Равилевна,МБОУСОШ №2 с.Средняя Елюзаньназвание проекта Развитие социальной активности обучающих...