Воспитательный проект класса "Развитие социальной активности обучающихся"
проект (6 класс)

Салдаева Нурия Равилевна

Карта  воспитательного проекта

 

ФИО конкурсанта, образовательная организация

Салдаева Нурия Равилевна,МБОУСОШ №2 с.Средняя Елюзань

название проекта

 Развитие социальной активности обучающихся

 

краткая аннотация

Проект направлен на формирование социальной и гражданской ответственности обучающихся, управленческой культуры, лидерско-организаторских навыков; способствует демократизации воспитательного процесса в образовательном учреждении; обеспечивает сотрудничество коллектива обучающихся школы, педагогов, родителей, общественности села и позволяет выстраивать партнерские отношения между ними.

Ученическое самоуправление дает возможность обучающимся   через органы ученического самоуправления выступать с общественными инициативами, социальными проектами, разрабатывать и вносить предложения, решение которых возможно на муниципальном уровне.

Новизна проекта заключается в создании условий созидательной деятельности по формированию и развитию социально-активной личности, обеспечивающих консолидацию коллектива учащихся гимназии, педагогов, родителей и общественности поселка

сроки реализации проекта

Проект реализуется в течение 5 лет (2018 – 2023 годы)

Этапы реализации проекта:

- 1 этап (2018 год) – организационный;

- 2 этап (2018 – 2023 годы) – реализация и развитие системы ученического самоуправления;

- 3 этап (2023 год) – анализ итогов реализации с последующей коррекцией

описание проблемы, решению/снижению остроты которой посвящен проект

МБОУСОШ №2  расположена в сельской местности. Как известно, сельская среда включает в себя множество критических факторов однообразие, дефицит общения, ограниченность возможностей для самообразования и самостоятельного культурного роста, недостаточный доступ к образовательным услугам и выбору объединения по интересам. К тому же, в последние годы наблюдается негативная тенденция к сокращению возможностей сельских школьников заниматься дополнительным образованием, отмечается малая степень разнообразия видов дополнительного образования. Сельская школа имеет недостаточные педагогические ресурсы в организации воспитательно-образовательного процесса. Далеко не все семьи имеют возможность путешествовать, посещать театры и музеи в областном центре.

Вследствие этого, обучающиеся сельских школ имеют проблемы в коммуникации, умении устанавливать связи, проявлять инициативу, а выпускники остро переживают процесс адаптации к условиям городской жизни, вхождение в новую для них социальную среду.

Таким образом, прослеживаются противоречия: с одной стороны, существует потребность общества в социально активных гражданах, способных принимать ответственные решения и участвовать в социально значимой деятельности; с другой стороны, в системе общего образования не в полной мере созданы условия, способствующие успешной социализации обучающихся.

Из этого следует, школе необходимо искать дополнительные механизмы, ресурсы, пути и способы, с помощью которых возникшее противоречие стало бы возможным разрешать. Такие резервы, на наш взгляд, заключены в организации школьного ученического самоуправления, способного взаимодействовать как внутри образовательного учреждения, так и с социальными партнерами для максимально возможного полноценного образования и воспитания обучающегося в ориентации на его социализацию. Ученическое самоуправление мы рассматриваем, прежде всего, как средство формирования социально-нравственнной ориентации, социальной активности и зрелости. 

Особенность сельской школы в том, что она может использовать социальные и педагогические возможности сельской среды, но при этом может и сама целенаправленно их создавать, используя взаимодействие образовательных, административных и общественных структур села. В этом случае сельские школьники становятся полноценными участниками местного самоуправления

актуальность проекта

Концепция модернизации российского образования определяет социальные требования к системе образования: «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовы к межкультурному взаимодействию, обладают чувством ответственности за судьбу страны, за ее социально-экономическое процветание». 

В соответствии с ФГОС нового поколения считается, что наличие в образовательном учреждении развитой системы самоуправления обучающихся свидетельствует об успешности воспитательной деятельности образовательного учреждения в целом.

Реализация проекта будет способствовать решению проблемы воспитания личности, обладающей лидерскими качествами, способной действовать универсально, эффективно решать проблемы (и индивидуальные, и социальные) в процессе взаимодействия с социумом. Кроме того, участие в школьном самоуправлении позволит обучающимся повысить социальную компетенцию; развить социальные навыки поведения и установки на самостоятельное принятие решения социальных проблемных ситуаций.

От понимания и признания активной роли детей в  организации жизни гимназии мы пришли к созданию  условий, при которых дети будут включены в воспитательный процесс в качестве его основных организаторов, для приобретения и построения юными жителями села опыта созидательной жизни через организацию ученического самоуправления

основные целевые группы

Программа направлена обучающихся 5-9 классов           МБОУСОШ №2 с.Средняя Елюзань.

В качестве социальных партнеров выступают: сельская  и районная администрации, Совет ветеранов, семьи учащихся. Среда становится полноправным участником воспитательного процесса. Организованная таким образом деятельность способствует включению школьников в решение социально-значимых проблем; экспериментированию учащихся с различными социальными ролями; дает им уникальные возможности общаться с интересными, творческими людьми, демонстрировать свои лидерские способности.

Администрация образовательного учреждения, классные руководители, учителя создают необходимые условия для становления и развития ученического самоуправления и оказывает содействие учащимся в осуществлении права на ученическое самоуправление

цель проекта

Создание условий для приобретения учащимися школы опыта общественной деятельности, знаний, умений, навыков управленческой культуры, формирования активной гражданской позиции 

задачи проекта

1.Расширение знаний обучающихся о праве на участие в управлении образовательным учреждением (согласно Закону РФ «Об образовании»).

2. Приобретение школьниками опыта успешного участия в общественной жизни, гражданских инициативах, социально значимых проектах и создание ресурса их гражданского становления в будущем.

3. Координация деятельности местной, районной  администрации и представителей  государственной власти при осуществлении совместных программ, проектов и инициатив школьного ученического самоуправления.

4. Предоставление каждому обучающемуся возможности самореализации в наиболее значимых для него сферах жизнедеятельности для максимальной степени раскрытия его способностей и возможностей.

5. Развитие демократического уклада школьной жизни.

6. Создание программно-методического, нормативного, организационного сопровождения деятельности модели ученического самоуправления

методы реализации проекта

Изучение и анализ методической литературы, поиск партнеров, анкетирование, мастер-классы, консультации, круглые столы, конкурсы, разработка и выпуск печатной продукции, художественно-продуктивная деятельность, социальное проектирование, общественно-полезные практики, трудовая деятельность по благоустройству села, разработка электронного ресурса, конференции, школа юного лидера.

В ходе реализации проекта используются социально-активные технологии воспитания и социализации обучающихся – социального проектирования, сотрудничества образовательного учреждения с родительской общественностью, сотрудничества образовательного учреждения с сельским социумом

опыт реализации проекта

 Был представлен социальный проект  «Дело вместе с детьми, дело ради детей»  по теме: «Строительство детской площадки на улице  Пешая«Подарок детям». Проектная группа  в составе  Пятаева Камиля, Гурдина Исляма  и Дашкина Рината  стали дипломантами областного этапа конкурса социальных проектов и награждена дипломом.

В 2017 году принимали участие в номинации «Социальные проекты» «Я- гражданин России». В районе заняли 1 место,  приняли участие в областном этапе и стали дипломантами. В этом году работали над проектом «Строительство хоккейной площадки. Работа наша  представлена  на районный    и на областной  этапы.

 Итогом своей работы как классного руководителя считаю:

  • благоприятный микроклимат в классе;
  • рост интереса у учащихся к учебной деятельности;
  • отсутствие неуспевающих по предметам;
  • отсутствие правонарушений в классе;
  • участие учащихся в реализации социально-значимых проектов на уровне школы, села, района, области.

 

описание результатов проекта (качественные и количественные)

Качественные результаты:

Мониторинг эффективности реализации проекта дает право утверждать, что проведенные мероприятия проекта способствуют: 

  • повышению уровня сплоченности в классе;
  • повышению важности, значимости вопросов, проблем, рассматриваемых и решаемых органом ученического самоуправления;
  • качеству проводимых заседаний и мероприятий;
  • качеству обучения актива основам самоуправления (полнота программы обучения, использование активных форм обучения, их разнообразие);
  • повышению демократической культуры в работе (строгое соблюдение демократических норм и процедур);
  • повышению культуры дискуссии на заседаниях (очередность выступлений, умение говорить и слушать, корректность и конструктивность критики, терпимость к инакомыслию);
  • улучшению психологического климата на заседаниях и в деловом отношении (атмосфера сотрудничества, заинтересованности в общем деле, взаимопомощи, доброжелательности);
  • содержательности, обстоятельности коллективного анализа проводимых мероприятий.
  • качеству взаимодействия педагогов, учащихся и родителей;
  • качеству исполнения принятых решений и планов (нацеленность на конечный результат, неформальность, точность);
  • степени влияния работы УСУ на жизнь школы;
  • повышению уровня сформированности гражданско-правовой компетентности школьников;
  • повышению интереса родителей и общественности к проблемам школы;
  • появлению новых форм сотрудничества с различными социальными структурами;
  • разработанности нормативно-правовых документов по организации ученического самоуправления в школе (приказы, положения, договоры, локальные акты).

Количественные результаты:

За четыре года реализации проекта наблюдается положительная динамика по следующим показателям (даны показатели за 2015/2016 уч. год и 2018/2019 уч.год, в % от общего количества обучающихся):

  • количество классных коллективов, в которых действуют органы ученического самоуправления (40%, 100%);
  • число активистов в классах, желающих работать в Центре детской инициативы (Совет) (34%, 78%);
  • количество реализованных социальных проектов классов, направленных на позитивные изменения в жизни социума. (57%, 100%) 2018/2019 учебный год – 23 проекта, все классы!);
  • количество семей, принимающих участие в мероприятиях проекта (44%,82%;).
  • количество контактов с властными структурами в процессе реализации социальных проектов классов (12/20).
  • количество обучающихся участников гражданских и культурных акций, реализуемых школой и органами местного самоуправления (28%, 63%);
  • количество обучающихся, работающих в волонтерских  объединениях (12%, 27%)
  • количество обучающихся, наиболее активно действующих в органах местного самоуправления на уровне муниципалитета (Молодежный Совет) (4%, 18%);
  • количество служб и организаций поселения, принявших участие в социальных проектах (9%/68%); 
  • количество педагогических работников образовательного учреждения, повысивших квалификацию по направлению «воспитание лидерских качеств обучающихся, социализация сельских школьников» (0%, 80%);
  • количество участников областных и всероссийских мероприятий по организации ученического самоуправления в образовательном учреждении (6%, 26%);
  • количество членов образовательного учреждения, получивших моральную поддержку, одобрение, поощрение за активную общественную работу и другие заслуги перед коллективом (14%, 38%);
  • количество членов коллектива, удовлетворенных работой органа ученического самоуправления (67%, 85%);
  • занятость обучающихся в системе дополнительного образования выросла с 64 % до 88 %;
  • вырос уровень социализации обучающихся с 3,01 до 3.06);
  • повысился уровень воспитанности обучающихся (с 4,05 до 4,1).

При оценивании учитывалось отношение самих обучающихся к проведенным мероприятиям. О каждом из них участники оставляли отзывы в письменной форме. В ходе проекта проводится анкетирование, направленное на выявление динамики ситуации.

Инструменты проведения оценки – социологический опрос, размышления, сочинения, интервью, исследование, анкетирование, отчёты по мероприятиям проекта, договора от партнёров по сотрудничеству, ведение учёта всех публикаций в СМИ и Интернете, наблюдения, обработка информации, рефлексия, экспертная оценка.

Для определения уровня социализированности использовались: опросник Н. Е. Щурковой «Мои социальные роли», методика «Изучения уровня социализированности личности обучающегося          (М.И. Рожков).

 

мультипликативность

  • Опыт, полученный в результате реализации проекта, планируется распространять и предлагать к использованию в других классах нашей школы и района.

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творчески одаренной и социально-активной личности подростка посредством реализации программ воспитательного пространства «Клуб общения», «Пресс-центр», «ПоЛаР»

С целью организации постоянного и действенного органа по развитию самоуправления в гимназии была предпринята попытка выявить круг интересов подростков в сфере воспитания и досуга. Для решения поставле...

Программа воспитательной работы в группе "Воспитание социально активной личности учащихся"

 Назначение программы в обеспечении целостного подхода к воспитанию и развитию личности учащихся, в создании основы для сознательного, обдуманного управления развитием с учетом возра...

ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ «Воспитание социально активной личности студентов»

Системный и личностно - деятельностный подходы к осуществлению воспитательной работы предполагают, что студенты должны выступать активными субъектами воспитательной системы. Педагогический процесс дол...

Реализация социально-значемых проектов,способствующих социальной адаптации обучающихся , проживающих в общежитии.

Проекты реализуемые для обучающихся , проживающих в общежитии образовательного учреждения.....

Формирование социальной активности обучающихся с использованием воспитательного потенциала информационного-образовательного пространства сети Интернет в образовательной практике объединения юных журналистов «Школяр» МБУДО ДДТ г.Донецка"

Творческий педагогический проект для зачета курсовой подготовки ГБУ ДПО РО "Ростовсrий институт повышения квалификации и переподготовки работников образования" по специальност...