Рабочая программа факультативного курса по географии "Олимп"
рабочая программа (8 класс)

Основные цели курса: углубление знаний по школьному курсу географии, формирование умений применять географические знания на практике, в нетиповых ситуациях, при решении заданий повышенной сложности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл olimp.docx22.03 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Кирилловская средняя школа имени Героя Советского Союза Л.И.Головлева» Рославльского района Смоленской области

«Рассмотрена» протокол № 1

от « 26»  августа 2019 г. Руководитель ММО

                        / Буханова М.А./

«Принята»

педагогическим советом

Протокол №  1        

от «30» августа 2019        г.

«Утверждена»

приказом от  «31»  августа 2019 г.

 40-З. ОД        

Директор

                          / Н.И.Якубов /

РАБОЧАЯ   ПРОГРАММА

учитель

Полякова Ольга Вячеславовна

ФИО

факультативный курс по географии «Олимп»

 (предмет)

на 2019-2020 учебный год

Количество часов:

Всего  часов – 34 ч.

В неделю -1 ч.

  д. М. Кириллы.    

 2019 год


1.Пояснительная записка. 

1.1. Обоснованность и цели учебного предмета, курса 

Данная программа разработана для учащихся 8-9  классов. 

Основные цели курса: углубление знаний по школьному курсу географии, формирование умений применять географические знания на практике, в нетиповых ситуациях, при решении заданий повышенной сложности.

Задачи кружка «Олимп»:

1.Усилить интерес к предмету, повысить познавательную активность учащихся.

2.Развивать у школьников склонность к научному анализу (умение мыслить логически, делать собственные заключения и прогнозы), творческому мыщлению.

Задания различного уровня формируются в блоки по основным темам и прорешиваются после повторения теоретического материала. Олимпиадные задания усложняют базовые знания, облекают их в более занимательную форму. При решении заданий вырабатывается нестандартный подход к проблеме, комплексность мышления, способность к самостоятельным выводам.

Курс реализуется в 8-9 классах с нагрузкой 1 ч в неделю (34 часа в год). Содержание программы: 

План и карта. Карты. Картографические проекции. Форма, размеры и движение Земли.

Решение олимпиадных заданий.

Тектоника и рельеф Земли. Тектоника и рельеф Земли. Решение олимпиадных заданий.

Погода и климат. Общая циркуляция атмосферы. Типы климатов мира. Решение олимпиадных заданий.

Гидросфера. Мировой океан и воды суши. Решение олимпиадных заданий.

Биосфера. Природная зональность мира и географическая оболочка. Решение олимпиадных заданий.

Физико-географический обзор материков. Физико- географический обзор южных материков.

Физико- географический обзор северных  материков. Решение олимпиадных заданий. Физико-географический обзор России. Общая  характеристика природы России. Физикогеографическая  характеристика регионов РФ. Решение олимпиадных заданий.

Население России. Население России. Решение олимпиадных заданий.

Хозяйство России. ТЭК. Металлургический комплекс. Машиностроительный комплекс.  

Химико- лесной комплекс. АПК. Инфраструктурный комплекс. Решение олимпиадных заданий.

Хозяйство регионов России. Центральная Россия.  Европейский Север. Европейский Юг. Поволжье. Урал. Восточный макрорегион. Решение олимпиадных заданий.

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:  словесные (рассказ, диалог), наглядные (иллюстрационные и демонстрационные с привлечением ИКТ,  различных источников географической информации), практические (разбор учебных и олимпиадных заданий),  проблемно-поисковые  и исследовательские под руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся.

 

 

 

1.2. Предполагаемые результаты освоения курса 

Предметные действия: 

-научиться извлекать информацию из карт атласа, научиться читать план  - выделять, описывать, объяснять признаки географических объектов и явлений 

Личностные действия: 

-формирование мотивации учебной деятельности к исследовательской деятельности 

  • формирование познавательного интереса к предмету исследования Коммуникативные: 
  • учитывать различные мнения, аргументировать свое мнение Познавательные: 
  • уметь объяснять взаимосвязи, устанавливать причинно-следственные связи 
  • уметь анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать факты 
  • преобразовывать информацию из одного вида в другой  -решать олимпиадные задания  Регулятивные: 
  • планировать свои действия в соответствии с поставленной целью 
  • самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию 
  • применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств 
  • самостоятельно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач  

 

п/

п дата

Поурочное планирование 

Тема занятия

Всего часов

Практическая часть

программы и использование

ИКТ, РК

Контроль

1

План и карта.  Карты.

Картографические проекции. 

1

Решение задач по картам и планам

 

2

Выполнение олимпиадных заданий.

2

Выполнение         олимпиадных заданий.

Контроль

3

Форма, размеры и движение Земли.

3

Решение задач по теме

 

4

Выполнение олимпиадных заданий.

4

Выполнение         олимпиадных заданий.

Контроль

5

Тектоника и рельеф Земли.

5

РК Повторение и углубление теоретических знаний

 

6

Выполнение олимпиадных заданий

6

Выполнение         олимпиадных

заданий

Контроль

7

Погода и климат. Общая циркуляция атмосферы.

7

РК Повторение и углубление теоретических знаний

 

8

Типы климатов мира.

8

        Повторение         и         углубление

теоретических знаний

 

9

Выполнение олимпиадных заданий.

9

Выполнение         олимпиадных заданий.

Контроль

10

Гидросфера. Мировой океан и его части.

10

РК Повторение и углубление теоретических знаний

 

11

Выполнение олимпиадных заданий.

11

Выполнение         олимпиадных заданий.

Контроль

12

Биосфера. Природные зоны мира и географическая оболочка.

12

РК Повторение и углубление теоретических знаний

 

13

Выполнение олимпиадных заданий.

13

Выполнение         олимпиадных заданий.

Контроль

14

Физико-географический обзор материков.

Обзор южных материков.

14

        Повторение         и         углубление

теоретических знаний

 

15

Обзор северных материков.

15

        Повторение         и         углубление

теоретических знаний

 

16

Выполнение олимпиадных заданий.

16

Выполнение         олимпиадных заданий.

Контроль

17

Физико-географический обзор России. Общая характеристика природы.

17

        Повторение         и         углубление

теоретических знаний

 

18

Физико-географическая характеристика регионов РФ.

18

РК Повторение и углубление теоретических знаний

 

19

Выполнение олимпиадных заданий.

19

РК Выполнение олимпиадных заданий.

Контроль

20

Население России.

20

РК Повторение и углубление теоретических знаний

 

21

Выполнение олимпиадных заданий.

21

Выполнение         олимпиадных заданий.

Контроль

22

Хозяйство России. Общая характеристика. ТЭК.

22

РК Повторение и углубление теоретических знаний

 

23

Металлургия РФ.

23

        Повторение         и         углубление

теоретических знаний

 

24

Машиностроительный комплекс.

24

РК Повторение и углубление теоретических знаний

 

25

Химико- лесной комплекс.

25

РК Повторение и углубление теоретических знаний

 

26

АПК.

26

РК Повторение и углубление теоретических знаний

 

27

Инфраструктурный комплекс.

27

        Повторение         и         углубление

теоретических знаний

 

28

Выполнение олимпиадных заданий.

28

РК Выполнение олимпиадных заданий.

Контроль

29

Хозяйство регионов РФ. 

Центральная Россия.

29

        Повторение         и         углубление

теоретических знаний

 

30

Европейский Север.

30

        Повторение         и         углубление

теоретических знаний

 

31

Европейский Юг.

31

        Повторение         и         углубление

теоретических знаний

 

32

Поволжье. Урал.

32

РК Повторение и углубление теоретических знаний

 

33

Восточный макрорегион.

33

        Повторение         и         углубление

теоретических знаний

 

34

Выполнение олимпиадных заданий.

34

РК Выполнение олимпиадных заданий.

Контроль

 

                            Список учебно-методической литературы:

  1. Болысов С.И., Гладкевич Г.И., Зубаревич Н.В., Фетисов А.С. Пособие по географии для поступающих в вузы.- М.: ЧеРо, Genius loci? 1995.-159 с. 
  2. География, экология, природопользование: Республиканские школьные олимпиады 2000-2005 гг.: Учебно-методическое пособие. Сост. Кудрявцев А. Ф., Малькова И.Л. Ижевск, УдГУ,  2006.-132 с.
  3. Задачи по географии: Пособие для учителей под редакцией А.С. Наумова.- М.: МИРОС, 1993.-192с.
  4. Курашева Е.М. География.9-10 кл.Задания на определение географических объектов.М.: Дрофа, 2011.-106с.
  5. Олимпиады по географии. 6-11 кл.: методическое пособие/Под редакцией О.А. Климановой, А.С. Наумова.- 3-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2004.-205 стр.
  6. Пармузин Ю.П., Карпов Г.В. Словарь по физической географии.-М.: Просвещение, 1994.-367 с. 7. Физическая география: Справочное пособие для подготовительных отделений вузов. Под редакцией К.В. Пашканга.-М.: Высш. Шк., 1991.-286 с.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа факультативного курса "Экономический практикум" для 7-10 классов

Программа в 7-8 классах составлена на основе авторской программы И.М.Бгажноковой «Экономический практикум в школе для детей с умственной отсталостью», МИПКРО, Москва, 2003г, в 9-10 классах - на основе...

Рабочая программа факультативного курса "Оригами" для 5-6 классов специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида

Программа содержит следующие разделы: пояснительная записка; содержание; учебно- тематитеский план; информационные источники; методическое обеспечение программы....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА ПО ФИЗИКЕ «Занимательная физика» 5-6класс

По данной программе, ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить  на ранней ступени изучения физики.Основные задачи курса.1. Знакомство учащихся с эмпирическим э...

Рабочая программа факультативного курса «Комплексная программа физического воспитания учащихся»

Выявление одарённых детей и  создание условий для оптимального развития  детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также способных   детей,...

Рабочая программа факультативного курса по русскому языку 9 класс "Практический курс речеведения"

Данный курс обеспечивает понимание системы знаний о языке, формирует стабильные навыки владения языком и совершенствование речевой культуры. Данный курс эффективен при организации занятий, ориентирова...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА «Практический курс речеведения» (общеинтеллектуальное направление) для 9 классов (основное общее образование) Количество часов: 17

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА «Практический курс речеведения»(общеинтеллектуальное направление)для 9 классов(основное общее образование)Количество часов: 17...

Рабочая программа факультативного курса "Курс юного переговорщика" (8 класс)

Целью программы является овладение умениями и приобретение первоначальных навыков разрешения спорных и конфликтных ситуаций с использованием техник и инструментов медиации....