«Лучший социальный школьный проект»: «Нет в России семьи такой, Где не памятен был свой герой».
методическая разработка (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Историческое значение каждого человека измеряется

его заслугами Родине, а человеческое достоинство

- силою его патриотизма.

Н.Г. Чернышевский

Актуальность проблемы:

Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного, целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства. В связи с этим проблема нравственно–патриотического воспитания подрастающего поколения  становится одной из актуальных.

 Только в результате систематической, целенаправленной воспитательной работы у детей могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма, чувство долга.

Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили, берегли и защищали ее наши предки, наши отцы и деды.

Особенно важно это для мальчиков в период взросления. Для нормального развития мальчикам необходимо, чтобы смутный образ настоящего мужчины постепенно становился реальностью, находя свое воплощение в конкретных людях. Причем очень важно, чтобы герои были своими, легко узнаваемыми, близкими. Тогда мальчишкам легче соотнести их с собой, легче на них равняться. Патриотизм становится конкретным, направленный на реальные объекты. Деятельная сторона патриотизма является определяющей, именно она способна преобразовать чувственное начало в конкретные для Отечества и государства дела и поступки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ХАНТЫ – МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ – ЮГРА

ГОРОД ПОКАЧИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №4»

Конкурс

методических разработок

«Уроки  Победы»

Номинация конкурса: «Лучший социальный школьный проект»

«Нет в России семьи такой,

Где не памятен был свой герой»

Автор: Ваделова Залина Ахмедовна,

учитель истории и обществознания

2019

«Нет в России семьи такой,

Где не памятен был свой герой»

Историческое значение каждого человека измеряется

его заслугами Родине, а человеческое достоинство

- силою его патриотизма.

Н.Г. Чернышевский

Актуальность проблемы:

Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного, целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства. В связи с этим проблема нравственно–патриотического воспитания подрастающего поколения  становится одной из актуальных.

 Только в результате систематической, целенаправленной воспитательной работы у детей могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма, чувство долга.

Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили, берегли и защищали ее наши предки, наши отцы и деды.

Особенно важно это для мальчиков в период взросления. Для нормального развития мальчикам необходимо, чтобы смутный образ настоящего мужчины постепенно становился реальностью, находя свое воплощение в конкретных людях. Причем очень важно, чтобы герои были своими, легко узнаваемыми, близкими. Тогда мальчишкам легче соотнести их с собой, легче на них равняться. Патриотизм становится конкретным, направленный на реальные объекты. Деятельная сторона патриотизма является определяющей, именно она способна преобразовать чувственное начало в конкретные для Отечества и государства дела и поступки.

Именно поэтому я сочла необходимым осветить подвиг народа в годы Великой Отечественной Войны через призму истории конкретных людей,  конкретных семей.

В последнее десятилетие в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательное воздействие российской культуры и образования как важнейших факторов формирования чувства патриотизма. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания, что привело к деформации в воспитании подрастающего поколения. Поэтому необходимость возрождения патриотического воспитания сегодня является одной из приоритетных задач воспитательной работы нашей общеобразовательной школы. Цель проекта  достигается совместными усилиями семьи, школы, общественных организаций.

Я  хочу прийти в ходе реализации проекта к пониманию ребятами  того, что     Патриот – это человек, который горячо любит свою страну, свою малую родину, учится и трудится на её благо, приумножая её богатства, а если понадобится, должен быть готов встать на её защиту.

Новизна  моего проекта заключена в самом подходе решения проблемы: патриотическое воспитание будет осуществляться на основе качественно нового представления о статусе воспитания с учётом отечественных традиций, национально-региональных особенностей, достижений современного педагогического опыта. И  что очень важно все события нравственно–патриотического воспитания будут рассматриваться через  чувства, переживания и события конкретных людей,  членов семьи учащихся. И в этом будут задействованы все классы с 1-11. Каждое время рождает своих героев. Но ратный подвиг во все времена стоял на высоком нравственном пьедестале, венчая собой лучшие качества человека – гражданина и патриота.   

Цель проекта: формирование у учащихся гражданственности, патриотизма, как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, развитие у них моральных и духовных качеств гражданина и патриота, готовность к активному проявлению этих качеств в разных сферах жизни.

Задачи проекта:

  • Формировать у школьников: чувство любви к Родине и своему краю, гордости за свою страну.
  • Развивать у учащихся потребности в познании культурно -  исторических ценностей.
  • Воспитывать у молодежи готовность к защите Родины и службе в Вооруженных Силах Российской Федерации.
  • Довести до учащихся школы славных боевых традиций Российской и Советской Армии, примеров мужества и героизма защитников Отечества и их истоков.
  • Сформировать внутреннюю потребность личности в постоянном самосовершенствовании.

«Нет в России семьи такой,

Где не памятен был свой герой»

Проект реализован в четыре этапа:

1 этап. Подготовительный.

2 этап. Реализация проекта.

3 этап. Результаты и Выводы.

4 этап. Перспективы.

Содержание и формы патриотического воспитания я разделила  по следующим взаимосвязанным направлениям:

1.        Духовно-нравственное.

2.        Культурно – историческое.

3.        Гражданско-правовое.

4.        Военно – патриотическое.

Великая Отечественная война – пожалуй, то единственное, что продолжает объединять всех нас, независимо от возраста, национальности, религии, материального достатка. В процессе исследовательской работы  я  погрузился  в важнейшие проблемы современности: связи поколений, исторической памяти, проблемы духовности и нравственности, патриотического воспитания и возрождения России в целом.

Реализацию нового подхода нравственно–патриотического воспитания  в виде эксперимента начали  с героических историй моего класса. (Приложение 3,4, презентация).

Тема Великой Отечественной войны чрезвычайно актуальна в современном обществе,  она способствует объединению, сплочению нашего народа. Всё это мы должны помнить, ценить и передавать память об этих грозных и славных годах нашим детям, чтобы вместе уверенно строить будущее.

Прошло много лет с первого дня Великой Отечественной войны.  Нет, наверное, ни одной семьи, которой не коснулась бы война. В каждой семье есть своя маленькая история войны, и мы должны как можно больше узнать о подвиге прадедов – наших защитников Родины. Славные традиции наших дедов и прадедов продолжили наши отцы, выполнив свой гражданский долг, отслужив в Российской армии.

«Нет в России семьи такой,

Где не памятен был свой герой»

Патриотическое воспитание школьников в нашей школе — это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.

Мы считаем, что самое главное приобретение человека в период детства и ученичества – это вера в себя, вера в то, что он знает и умеет, чувство собственного достоинства. Эти качества необходимо формировать в процессе патриотического воспитания посредством различных средств и способов. Героическая борьба, подвиги лучших сынов Отечества должны стать основой патриотического воспитания. Рассказывая о героических личностях, мы стараемся подчеркивать их нравственные устои и мотивы их действий, так как это может затронуть душу ребенка.

Система патриотического воспитания не может оставаться в неизменном виде. Ее изменение и развитие обусловлено как достижениями первоочередных задач системы патриотического воспитания, так и изменениями, происходящими в экономической, политической, социальной и других сферах российского общества, а также новыми условиями современного мира, что обуславливает гибкость в управлении системой военно-патриотического воспитания в школе.

Героические события отечественной истории, выдающиеся достижения страны в области политики, экономики, науки, культуры и спорта еще сохранили качества нравственных идеалов, что создает реальные предпосылки для разработки комплекса мероприятий по патриотическому воспитанию учащихся с учетом сложившихся к настоящему времени тенденций, связанных с консолидацией общества и подъемом патриотизма.

Патриотическое воспитание, являясь составной частью общего воспитательного процесса, представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность нашей школы по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Цель патриотического воспитания в школе — развитие в личности высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление личности, обладающей позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества.

Как один из видов многоплановой, масштабной и постоянно осуществляемой деятельности патриотическое воспитание включает социальные, целевые, функциональные, организационные и другие аспекты, обладает высоким уровнем комплексности.

Воспитание любви к Родине-стране начинается, конечно же, с любви к малой родине. Достигается это главным образом путем приобщения представителей подрастающего поколения к знаниям об особенностях природы, хозяйства и населения родного края, путем формирования у подрастающего поколения чувства ответственности за состояние окружающей природной среды. Роль краеведения в становлении будущего гражданина огромна.

Этапы реализации проекта

   1 этап. Подготовительный

  На данном этапе идет подготовка ресурсной и материальной базы.

2 этап. Рабочий

  В данный учебный период проходит  организация и проведение  мероприятий, участие в мероприятиях гражданско-патриотической направленности; поисковая работа; общественная деятельность по реализации проекта Проводимые мероприятия предполагают живое общение, при их проведении учитывается специфика возраста, социальный статус и интересы молодежи.

    Принадлежность ребят к одному поколению и способность говорить на одном языке с теми, к кому они обращаются, их успешность и привлекательный имидж, компетентность и доступность увеличивают положительный эффект такой работы.

   3 этап. Заключительный

  Предполагает подведение итогов рабочего периода, поощрение активных членов проекта, подготовку методических рекомендаций по профилактической работе с подростками, разработку проектов для последующей реализации. Возможна рекламная компания по привлечению новых учащихся в проект.

Содержательные блоки проекта должны подвергнуться изменениям и дополнениям с учетом предложений и рекомендаций, полученных  при анализе проделанной работы за данный период.

Формы патриотического воспитания:

Содержание и формы патриотического воспитания достигается путем системной деятельности по следующим взаимосвязанным направлениям:

1.        Духовно-нравственное направление включает в себя:

• формирование нравственно устойчивой цельной личности, обладающей такими моральными качествами, как добросовестность, честность, коллективизм, соблюдение правил поведения, уважение к старшему поколению, мужество, любовь к Родине и своему народу;

• воспитание уважения к семье, родителям, семейным традициям; • формирование социальной активности, направленной на служение интересам своего Отечества; • воспитание отношения к труду как к жизненной необходимости, главному способу достижения успеха в жизни;

• формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни, воспитание активной жизненной позиции в отношении собственного здоровья, неприятие асоциальных явлений, подрывающих физическое и духовное здоровье нации.

2.        Культурно - историческое направление предполагает:

• воспитание у учащихся любви к своей «малой» Родине. Родному краю, её замечательным людям;

• формирование чувства национальной гордости, национального самосознания, способности жить с людьми других культур, языков и религий.

3.        Гражданско-правовое направление ориентирует на:

• изучение государственной системы РФ, значение её Конституции, гимна, государственной символики, прав и обязанностей гражданина России.

• формирование глубокого понимания гражданского долга, ценностного отношения к национальным интересам России, её суверенитету, независимости и целостности;

• формирование культуры правовых отношений, стремление к соблюдению законодательных норм;

• развитие реально действующего школьного самоуправления.

4.        Военно – патриотическое включает в себя:

• сохранение воинских традиций, связи поколений защитников Родины, организация встреч учащихся с ветеранами войны и труда, участниками локальных военных конфликтов и антитеррористических операций;

• формирование позитивного образа Вооруженных Сил Российской Федерации, готовности к выполнению воинского долга.

Ожидаемые результаты:

1. Результатом реализации данного проекта должна стать высокая социальная активность учащихся, гражданская ответственность, высокая духовность личности, обладающей позитивными ценностями и качествами, способная проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества.

                            2. Школа, как база культурной жизни молодежи.

            3. Гуманистическое  отношение к окружающим людям.

            4. Продолжение работы над проектом по всем направлениям.

            5.Укрепление партнерских взаимоотношений с родителями и учителями.

            6. Уменьшение количества правонарушений и преступлений.

            7. Повышение мотивация к ведению здорового образа жизни, формирование негативного отношения к никотину, наркотическим и токсическим веществам, алкоголю у обучающихся МАОУ «СОШ №4».

            8. Повышение мотивации родителей обучающихся к ведению здорового образа жизни, к сохранению семейных ценностей и формированию здорового семейного климата через проведение воспитательно-профилактических мероприятий.

Перспективы: Публикация наиболее интересных материалов на страницах исторических сайтов, сайта школы, индивидуальных блогах. Создание выставки  и главный итог  реализации нашего проекта – создание «Книги Памяти», страницы которой будут пополняться постоянно.

На сегодняшний день  параллельно идёт реализация проекта «Иди Дорогою Добра», в рамках проекта  «Нет в России семьи такой, Где не памятен был свой герой».

Этот проект был направлен на создание, развитие и поддержку детского волонтерского движения «Иди Дорогою Добра», формирование культуры социальной помощи как важнейшего фактора развития в современном обществе и является одной ступенькой из лестницы по реализации проекта: «Нет в России семьи такой, Где не памятен был свой герой». Наш  проект «Иди Дорогою Добра», который реализуется в рамках социального школьного проекта «Нет в России семьи такой, Где не памятен был свой герой» продолжает активное сотрудничество со всеми организациями, так как мы готовимся к серии мероприятий приуроченных к 75-летней годовщины Победы в Великой Отечественной Войны нашего народа.

Проделанная работа показала,  Маленьких дел не бывает. Наша Идея может помочь как школе, так городу и региону. Мы на собственном примере доказали, что неравнодушие - ключ к  решению самых сложных проблем.  Наши поступки повлекли за собой не только конкретное действие, но и положительный пример.  В первую очередь для нас самих. Обсуждая мероприятия  с ребятами и видя их настроение и желание продолжать работу в этом направлении, я всё больше понимал, что правильно выбрал путь. Путь  объединения усилий,  где мы сможем сделать больше в сторону Человеческого Тепла и Заботы  о Ближнем! И мы это доказали на собственном опыте.

Наверное, вечные ценности потому и называются вечными, что они незримо, но очень четко определяют жизнь страны, а, значит, и нашу с вами жизнь в этом мире. Вечные ценности — и есть та грань, которая отделяет любовь от предательства, честь от подлости, храбрость от трусости, стойкость от подобострастия. О них нет нужды кричать ежедневно, но в критические моменты жизни страны и народа именно эти ценности, составляющие духовный стержень, помогают отделить зерна от плевел и выстоять в трудную минуту, и сохранить себя. Одной из таких ценностей, является нравственная личность.  Быть Человеком с большой буквы, значить чувствовать и сопереживать всем  кто рядом.

Сейчас нашему объединению два года мы растём и движемся только вперёд! Получателями нашего блага на сегодняшний день являются: 6 семей с детьми ОВЗ и РАС, три ветерана труженики тыла. Работа  добровольческого (волонтёрского) объединения «Иди Дорогою Добра» ведётся постоянно. Теперь мы сотрудничаем не только с Центром Виктория, но и Городской библиотекой и с Центром занятости населения в городе Покачи, с НКО «Счастье в детях», «Вектор Доброты», с ресурсным центром «Под Зонтом». И это только Начало!

Перспективы: Наш опыт будет полезен всем, кто хочет изменить ситуацию равнодушия. Проект живёт здесь и сейчас. Наш класс стал настоящей семьёй. Главное захотеть. Проект стал  участником Всероссийского конкурса волонтёрских инициатив «Хочу Делать Добро» и одним целым огромной команды.  Все волонтёры прошли курс обучения на Едином портале «Добровольцы РФ», двое как руководители. Мы открыты и готовы сотрудничать со всеми благотворительными организациями региона и страны.

«Нет в России семьи такой,

Где не памятен был свой герой»

Заключение

Воспитание – один из сложнейших социальных процессов. Его сложность  в бесконечной многогранности, в постоянном взаимодействии управляемого и стихийного. В процессе своего становления как личности, ребенок испытывает взаимодействия со стороны школы, семьи, сверстников, средств массовой информации.                                                      Современное российское образование подчеркивает приоритетность задач воспитания подрастающего поколения.

Во всех сферах жизни сейчас происходят серьезные социальные изменения, которые являются основой предъявления новых требований к молодежи: от нее требуется умение конкурировать, а также умение самоопределяться и самореализовываться.    Именно сейчас школа и должна стать важнейшим фактором формирования у учащихся новых жизненных установок личности, которые и помогут добиться в жизни успеха. Развивающемуся обществу нужны молодые люди, быстро адаптирующиеся к изменяющимся условиям, способные принимать решения, обладающие чувством ответственности, реально ощущающие свою значимость. Поэтому, на мой взгляд, воспитание – это целенаправленный процесс развития успешного человека.

Школа один из основных социальных институтов, принимающих непосредственное участие в воспитании и формировании личности ребёнка. И самая большая часть работы ложится на плечи классного руководителя, деятельность которого в воспитательной системе – гармонично сочетать духовно – эстетические, идейно – нравственные принципы, единство доброты и познания. Эти вопросы актуальны всегда. И сегодня поле деятельности для творческого поиска ребенка стоит во главе воспитания. А это и есть основная задача классного руководителя.

    Современное общество нуждается в способных и талантливых личностях, которые справятся с любыми житейскими трудностями и решат самые сложные задачи, смогут проявить и применить свои таланты и знания во благо, то есть во всем будут удачными. Именно успешные люди являются основой современного общества и государства. Будучи успешными в школе, молодые люди смогут много добиться в жизни.

Основой вопрос для меня, как для классного руководителя, звучит так: «Как сделать жизнь классного коллектива, и каждого ученика в отдельности, позитивной и успешной, доброй?»  

Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к миру, желание участвовать в выполняемой работе, стимулирует творчество и сотрудничество.

Если ученик будет видеть, что его вклад в общее дело оценен, то в последующих делах он будет участвовать еще активнее и с удовольствием.

Наверное, вечные ценности потому и называются вечными, что они незримо, но очень четко определяют жизнь страны, а, значит, и нашу с вами жизнь в этом мире. Вечные ценности — и есть та грань, которая отделяет любовь от предательства, честь от подлости, храбрость от трусости, стойкость от подобострастия. О них нет нужды кричать ежедневно, но в критические моменты жизни страны и народа именно эти ценности, составляющие духовный стержень, помогают отделить зерна от плевел и выстоять в трудную минуту, и сохранить себя. Одной из таких ценностей, является нравственная личность.  Быть Человеком с большой буквы, значить чувствовать и сопереживать всем  кто рядом.

Формирование гражданско-патриотических качеств личности – это целенаправленный, специально организуемый процесс. Гражданско- патриотические качества – это качества личности, характеризующие ее способность к активному проявлению гражданской позиции. Формирование их возможно лишь через вовлечение подростка в специфическую гражданскую деятельность:

1. Одним из направлений воспитательной работы является развитие патриотических чувств и убеждений, качественным показателем развитости которого становится умение определять различные эмоциональные состояния.

2. Разработанные мероприятия способствуют патриотическому воспитанию школьников в процессе приобщения их к самостоятельной поисковой и исследовательской деятельности, создаются эффективные педагогические условия, развивающие интерес учащихся к своей Родине.

3. Этот проект показал, что приобщение школьников к работе по военно-патриотическому воспитанию пробуждает и воспитывает у них мировоззренческие, эстетические, нравственные, патриотические чувства и убеждения, позволяет им правильно - осмыслить свое отношение к окружающему, свой долг и обязанности перед Родиной и обществом.

Результаты реализации данного проекта на сегодняшний день: публикация наиболее интересных материалов на страницах исторических сайтов, сайта школы, индивидуальных блогах. Создание  «Книги Памяти». Сегодня уже заполнены страницы Книги  Героями семей учащихся нашей школы и это только начало….

Использованная литература и интернет – ресурсы

1.        Агапова И.И., Давыдова М.Р. Патриотическое воспитание в школе, М.: Айрис-Пресс, 2002

2.        Беспятова, Н. К. Военно-патриотическое воспитание детей и подростков как средство социализации / Н. К.Беспятова, Д. Е.Яковлев. - М.: Айрис-пресс, 2006.

3.        Буторина, Т. С. Воспитание патриотизма средствами образования / Т. С. Буторина, Н. П.Овчинникова - СПб: КАРО, 2004.

4.        Воронова Е.А. Патриотическое воспитание в современной школе. Программы, мероприятия, игры, Издательство: Феникс, Ростов-на-Дону, 2006

5.        Демидова Е. И., Криворученко В. К. Патриотизм в своей идее неизменен/ Знание. Понимание. Умение" 6 - 2008

6.        Касимова, Т. А. Патриотическое воспитание школьников: Методическое пособие / Т. А.Касимова, Д. Е.Яковлев. - М.: Айрис-пресс, 2005

7.        Князева О. Л., Маханева М. Д., Приобщение детей к истокам русской народной культуры. - Санкт-Петербург, 1999

8.        Максименко Н. З. Патриотическое воспитание учащихся - важнейший аспект этнопедагогической подготовки будущих учителей. // Начальная школа 7. - 2000

9.        Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий /Авт.-сост. И. А. Пашкович. - Волгоград: Учитель, 2006.

10.        Гражданственность, патриотизм, культура межнационального общения – российский путь развития. // Воспитание школьников.- 2002. – № 7.

11.        Патриотическое воспитание. Нормативные правовые документы. 2-е издание, переработанное. М.: 2006.

12.        Патриотическое воспитание. Система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий. Автор-составитель И.А. Пашкович. Волгоград: «Учитель», 2006.

Ресурсы интернета

  1. http://www.spb.aif.ru/archive/1798929

2. http://gazetaingush.ru/obshchestvo/v-avguste-2016-goda-ispolnitsya-102-goda-so-dnya-obrazovaniya-kavkazskoy-tuzemnoy-konnoy©

3.  http://magas.bezformata.com/listnews/oni-srazhalis-za-rodinu/55168019/  

4. http://right-partner.ru/projects/article/172

Приложение 1

План работы

по военно – патриотическому воспитанию учащихся 7 «А» и  7 «К» классах

на 2019-2020 учебный год

Цель: формирование у учащихся гражданственности, патриотизма, как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, развитие у них моральных и духовных качеств гражданина и патриота, готовность к активному проявлению этих качеств в разных сферах жизни.

Задачи:

  • Обновить содержания патриотического воспитания, совершенствование его форм и методов.
  • Формировать у школьников важнейшие качества гражданина России - патриота Отечества: чувство любви к Родине и своему краю, гордости за свою страну,
  • Прививать любовь к истории государства.
  • Развивать у учащихся потребности в познании культурно-исторических ценностей, стимулирование творческой активности.
  • Расширять знания учащихся  о войнах и военных событиях.
  • Воспитывать у молодежи готовность к защите Родины и службе в Вооруженных Силах Российской Федерации.
  • Довести до учащихся школы славных боевых традиций Российской и Советской Армии, примеров мужества и героизма защитников Отечества и их истоков;
  • Воспитывать уважительного отношения к Конституции и другим законам Российской Федерации.
  • Формировать правильное поведение обучающихся в различных экстремальных ситуациях.
  • Формировать личность гражданина - патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения.
  • Воспитывать уважение к старшим,  преданность к Родине и своему народу.

Основные направления и мероприятия по реализации плана военно – патриотического воспитания учащихся 7 «А» и 7 «К» классов

на 2019-2020 учебный год.

№ п/п

Содержание работы

Сроки проведения

Участники

Ответственные

1.Организационные мероприятия

1

Уточнение списков ветеранов (участников) ВОВ и тружеников тыла

Сентябрь

Заместитель директора по ВР Бортникова Е.А., классный руководитель 7 «К»;

Учитель истории и обществознания Ваделова З.А.,

классный руководитель 7 «А», руководитель добровольческого (волонтёрского) объединения «Иди Дорогою Добра», Центр Виктория

2

Приобретение учебной и методической литературы, наглядных пособий, макетов, муляжей, учебных видеофильмов, мультимедийных носителей информации по разделам курса ОБЖ.

В течение года

Директор, Заместитель директора по ВР Бортникова Е.А., Преподаватель ОБЖ.

3

Участие в акциях «Обелиск», «Великие люди Великой Победы», «Память».

В течение года

учащиеся

7 «А» и

7«К»классов

Классные руководители

4

Организация помощи труженикам тыла и пожилым людям: «Забота»

Постоянно

учащиеся

7 «А» и

7«К»классов

Заместитель директора по ВР Бортникова Е.А., классный руководитель 7 «К»;

Учитель истории и обществознания Ваделова З.А.,

классный руководитель 7 «А», руководитель добровольческого (волонтёрского) объединения «Иди Дорогою Добра»

5

Разработка и подготовка мероприятий: День воина интернационалиста, День героя, День защитника Отечества, День Победы

В течение года

учащиеся

7 «А» и

7«К»классов

Заместитель директора по ВР, классные руководители, Музей, Библиотека, Центр Виктория.

6

Организация работы кадетского класса и добровольческого (волонтёрского) объединения

В течение года

учащиеся

7 «А» и

7«К»классов

Заместитель директора по ВР Бортникова Е.А., классный руководитель 7 «К»;

Учитель истории и обществознания Ваделова З.А.,

классный руководитель 7 «А», руководитель добровольческого (волонтёрского) объединения «Иди Дорогою Добра»,

Преподаватель ОБЖ

7

Проведение мероприятий-акций "Мы - граждане

России»

В течение года

учащиеся

7 «А» и

7«К»классов

Классные руководите

2.Учебная работа

1

Проведение учебных занятий по курсу ОБЖ.

В течение года

учащиеся

7 «К» класса

Преподаватель ОБЖ

2

Подготовка к школьной олимпиаде по ОБЖ

Октябрь

учащиеся

7 «К» класса

Преподаватель ОБЖ

3

Участие в соревнованиях «Школа безопасности»

Сентябрь

учащиеся

7 «К» класса

Учитель истории и обществознания Ваделова З.А.,

классный руководитель 7«А», руководитель добровольческого (волонтёрского) объединения «Иди Дорогою Добра»,

Преподаватель ОБЖ

4

Уроки истории «О подвигах, о доблести, о славе»:

Урок мужества «Сталинградская битва»

«Победа ковалась в тылу»

Урок России «Мне о России надо говорить»

Ноябрь-Февраль

учащиеся

7 «А» и

7«К»классов

Учитель истории и обществознания Ваделова З.А.,

классный руководитель 7«А», руководитель добровольческого (волонтёрского) объединения «Иди Дорогою Добра»

5

Разработка тестовых заданий для проверки и закрепления знаний учащихся.

учащиеся

7 «А» и

7«К»классов

Учитель истории и обществознания Ваделова З.А.,

классный руководитель 7 «А», руководитель добровольческого (волонтёрского) объединения «Иди Дорогою Добра»,

Преподаватель ОБЖ

3.Внеклассная работа

1

Спартакиада школьников

В течение года

учащиеся

7 «А» и

7«К»классов

Преподаватели физической культуры, классные руководители.

2

Проведение военно-спортивных мероприятий между классами:

  • по правилам дорожного движения;
  • военно-спортивный праздник «День защитника Отечества»
  • «Школа безопасности»: правила поведения в различных ситуациях

В течение года

учащиеся

7 «А» и

7«К»классов

Преподаватели физической культуры, классные руководители, преподаватель ОБЖ.

3

Подготовка и проведение экскурсий в городской музей, и Выставочный зал:

- «Предметы, хранящие память»

-«Священные реликвии»

-«Стенд-копии военной техники»

В течение года

учащиеся

7 «А» и

7«К»классов

Руководитель музея,

Учитель истории и обществознания Ваделова З.А.,

классный руководитель 7 «А», руководитель добровольческого (волонтёрского) объединения «Иди Дорогою Добра»,

4

Уроки мужества: «Победа у каждого в сердцах»

Май

учащиеся

7 «А» и

7«К»классов

Учитель истории и обществознания Ваделова З.А.,

классный руководитель 7 «А», руководитель добровольческого (волонтёрского) объединения «Иди Дорогою Добра»

5

Библиотечные уроки:

-«Наша славная Армия»,

- «Славные герои Отечества»

Декабрь

Февраль

Май

учащиеся

7 «А» и

7«К»классов

Библиотекарь Учитель истории и обществознания Ваделова З.А.,

классный руководитель 7 «А», руководитель добровольческого (волонтёрского) объединения «Иди Дорогою Добра»,

6

Тематические классные часы:

- «День воина интернационалиста»,

- «День героя»,

- «День защитника Отечества»

- «Героями не рождаются»,

- «Славный путь побед»

В течение года

учащиеся

7 «А» и

7«К»классов

Классные руководители, Учитель истории и обществознания Ваделова З.А.,

классный руководитель 7 «А», руководитель добровольческого (волонтёрского) объединения «Иди Дорогою Добра»

7

Работа спортивных секций

В течение года

учащиеся

7 «А» и

7«К»классов

Преподаватели физической культуры, классные руководители.

8

Трудовые десанты по благоустройству могил участников ВОВ, Парка Победы.

Сентябрь, Апрель

учащиеся

7 «А» и

7«К»классов

Учитель истории и обществознания Ваделова З.А.,

классный руководитель 7 «А», руководитель добровольческого (волонтёрского) объединения «Иди Дорогою Добра»,

9

Линейка памяти к Дню солидарности в борьбе с терроризмом «Беслан. Мы помним…»

Сентябрь

учащиеся

7 «А» и

7«К» классов

Заместитель директора по ВР Бортникова Е.А., классный руководитель 7 «К»;

Учитель истории и обществознания Ваделова З.А.,

классный руководитель 7 «А», руководитель добровольческого (волонтёрского) объединения «Иди Дорогою Добра»

10

Акция «Голубь мира» в рамках международного «Дня мира»

Сентябрь

учащиеся

7 «А» и

7«К»классов

Классные руководители

11

Информационное освещение  событий «Календаря памятных дат военной истории России» (изготовление информационных листов «День воинской славы России»)  

Декабрь-

Февраль

учащиеся

7 «А» и

7«К»классов

Заместитель директора по ВР Бортникова Е.А., классный руководитель 7 «К»;

Учитель истории и обществознания Ваделова З.А.,

классный руководитель 7«А», руководитель добровольческого (волонтёрского) объединения «Иди Дорогою Добра»

12

Оформление тематических стационарных выставок:

— «Волжская твердыня» (к 77-летию Сталинградской битвы);

— «Огненная дуга» (к 76-летию битвы на Курской дуге»);

— «У Днепровских круч» (к 76-летию битвы за Днепр)

—«Битва за Москву»: «Велика Россия, а отступать некуда – позади Москва»… (к 77-летию битвы за Москву)

—«Битва за Ленинград: 900 дней нечеловеческих испытаний» (к 75-летию битвы за Ленинград)

Сентябрь-Февраль

Заместитель директора по ВР Бортникова Е.А., классный руководитель 7 «К»;

Учитель истории и обществознания Ваделова З.А.,

классный руководитель 7«А», руководитель добровольческого (волонтёрского) объединения «Иди Дорогою Добра»

13

Организация и участие в акциях «Бессмертный полк», «Солдатский платок»

 Апрель-Май

учащиеся

7 «А» и

7«К»классов

Администрация школы, руководитель музея, классные руководители

14

Участие в мероприятиях:

-«День памяти и скорби»,

-«Труженики тыла»,

-«Фронтовые подруги»

Октябрь

Май

учащиеся

7 «А» и

7«К»классов

Заместитель директора по ВР Бортникова Е.А., классный руководитель 7«К»;

Учитель истории и обществознания Ваделова З.А.,

классный руководитель 7«А», руководитель добровольческого (волонтёрского) объединения «Иди Дорогою Добра»

15

Участие в военно-патриотических конкурсах, играх и смотрах

Сентябрь-Июнь

учащиеся

7 «А» и

7«К»классов

Заместитель директора по ВР Бортникова Е.А., классный руководитель 7 «К»;

Учитель истории и обществознания Ваделова З.А.,

классный руководитель 7«А», руководитель добровольческого (волонтёрского) объединения «Иди Дорогою Добра».

16

Проведение Дня России на базе школьного лагеря «Золотой ключик»

Июнь

учащиеся

7 «А» и

7«К»классов

Начальник лагеря, воспитатели лагеря, классные руководители.

Приложение 2

Сценарий

Тематического мероприятия

«Этим парням будет вечно по 20!...»

                     ***************************************************

Зал озвучен

(играют военные песни разных времен)

Ведущая:

Добрый день дорогие ребята, Уважаемые гости!

         Наша сегодняшняя встреча – дань памяти всем, кто причастен к героическим и трагическим войнам  двадцатого столетия. И проходит она в преддверии праздника – Дня Защитника Отечества! Я надеюсь, что сегодня в этом зале  собрались люди, для которых важна история нашей страны, страны, которая пережила события Великой Отечественной войны 1941 – 1945г., и на современном этапе межнациональные конфликты Афганистан, Чечня…

 «Афганская, первая после большой…»

Афганская, первая после большой,

Была неприметной и кровопролитной.

Невидимой тем, кто в Афган не пошёл.

А тем, кто пошёл, лишь её было видно.

Афганскую не называли войной.

Пытались отмыть, по примеру испанской.

Но только солдату, не всё ли равно?

Хотел жить советский, хотел жить исламский.

Но многим солдатам пришлось умирать.

Вчерашним адептам мотыги и скрипки.

Я помню их неисчислимую рать,

Собой оплативших чужие ошибки

С тех пор все привыкли к войне и смертям.

К чужим… - ведь привыкнуть к своей невозможно.

Тбилиси, Баку, Душанбе и Мартан,

Будённовск и Грозный…

Русь, будь осторожна!

Давно ли воинственной глупости груз

Взвалил на себя одряхлевший Союз?

Острят, улыбаясь, живые вожди.

А мёртвых сынов не воротишь. Не жди.

          Ведущая:

15 февраля 2015 года исполнилось 26 лет со дня вывода войск из Афганистана. Именно в этот день закончилась война, которая длилась в два раза дольше, чем Великая Отечественная. Ее долго замалчивали. Дозировали правду о героях и потерях, даже плакать над могилами не разрешали. Скупились на ордена….  Потом эта война прорвалась стихами и песнями, трагическими, светлыми и мужественными и ценны они искренностью и пронзительностью…

Звучит первый куплет песни «Кукушка»

 Ведущая:

Через афганскую войну прошло более полумиллиона человек. Немало полегло их на той каменистой земле: тысячи погибших и умерших от ран и болезней, сотни пропавших без вести…  Солдатские судьбы… Вани, Миши, Саши, Гриши, Вовы… Как они похожи и в то же время разные.

Звучит музыка с перестрелкой или вертолетом

Выходит ученик в офицерской форме

«Сережа  на рассвете погиб… Бандиты бросили гранату в дом, где засели Сергей и два его боевых товарища. Ровно четыре секунды было у него, что бы принять решение.   Ровно четыре секунды и вся жизнь….   И он его принял! Сережа бросился телом на этот смертоносный кусок металла, который разорвался под ним. Двое его друзей  не получили даже ранений их только обрызгало кровью Сергея. Страшная, нелепая и никому ненужная смерть…»

Песня  «Белый танец»

Ведущая:

Черным, зловещим крылом ударила похоронка…. Сколько выплаканных слез, сколько обрушилось горя… Возвращение домой… Специальным рейсом… Последним, страшным рейсом.… Сколько горя приносит война матерям, потерявшим своих сыновей. Правители приходят и уходят. Но кто вернет матери сына, погибшего в мирное время?... Смерть сына, плоть от плоти своей, кровиночки родной – что может сравниться с этим горем, с непосильной болью. И вырастает над этим растерзанным миром сгорбленная горем фигура матери.

Монолог матери

(Выходит ученица в черном  шарфе, зажигает свечу)

"Он у меня маленького роста был.

Родился маленький, два килограмма, рост маленький. Обниму: "Мое ты солнышко! Ничего не боялся, только паука...

Игрушки любил военные. Дарили ему танк, автомат, пистолеты. Нацепит их на себя и марширует по дому.

- Я солдат... Я солдат...

- Мое ты солнышко... поиграй во что-нибудь мирное.

- Я солдат... Я солдат...

Идти в первый класс. Не можем негде купить костюм, какой ни купи - он в нем тонет.

- Мое ты солнышко.

Забрали в армию. Я молила не о том, чтобы его не убили, а чтобы его не били. Я боялась, что будут издеваться ребята его посильнее, он такой маленький. Я этого боялась.

Попросил: "Пришлите все свои фото: мама, папа, сестренка. Я уезжаю".

Куда уезжает, не написал, через два месяца пришло письмо...: "Ты, мам, не плачь, наша броня надежная".

- Мое ты солнышко... наша броня надежная... уже домой ждала, месяц ему остался до конца службы. Рубашечки купила, шарфик, туфли. И сейчас они в шкафу. Одела бы в могилку. Сама бы его одела, так не разрешили гроб открыть.

Поглядеть на сыночка, дотронуться... нашли ли его ему форму по росту? В чем он там лежит? Первым пришел капитан из военкомата.

- Крепитесь, мать...

- Где мой сын?

- Здесь, в Минске. Сейчас привезут.

Я осела на пол:

- Мое ты солнышко...

Поднялась и бросилась на капитана:

- Почему ты живой, а моего сына нет? Ты такой здоровый, такой сильный... А он маленький... Ты - мужчина, а он мальчик... Почему ты живой?

Привезли гроб, я стучалась в гроб:

- Мое ты солнышко! Мое ты солнышко!

А сейчас хожу к нему на могилку. Упаду на колени, обниму:

- Мое ты солнышко!

Стучит метроном

Ведущая:

Существует особая память, память души и память сердца…. Память о погибших мы проносим сквозь года. Память…она живет в сердцах людей, она волнует нас с экранов, сцен, страниц книг, она встает в бронзе и граните. Афганистан и Чечня, они прочно вошли в нашу жизнь и историю. Мы еще не одно десятилетие будем вспоминать об этих страшных войнах. Так уж повелось у русского солдата защищать не только свою Родину, но и помогать братским народам. И называлось это «выполнением интернационального долга». А тогда в далеком 1979 году, русские ребята пошли помогать строить счастливую жизнь в глубь Азии.

«Молюсь за Вас»

Ну, вот и всё ребята, вот и всё...

Для вас на этом кончилась война.

Теперь домой, отвоевал своё.

Встречай, Россия, мать, друзья, жена.

За Вас душой болею, кто остался,

Кому сейчас ещё служить в Чечне,

Ты за ребят погибших – рассчитался

И в горной, и в равнинной стороне.

Храни вас БОГ – от пули, от осколков,

Со всех заданий возвращайтесь все...

Про вас теперь так много кривотолков

За то, что были вы на той войне.

Да ничего, ребята, не тушуйтесь,

Десантной чести вы верны всегда.

Своим родным скажите: "Не волнуйтесь

Когда – ни будь, да кончится война!"

Прощай, Чечня, теперь во сне лишь видишь

Ущелья, скалы, горные хребты.

В своей душе – за вас молюсь и слышу:

ПОМИЛУЙ, ГОСПОДИ, СПАСИ И СОХРАНИ.

Песня «Вернись»

 «Жди меня, и я вернусь»

(выходит ученик в солдатской форме)

Жди меня, и я вернусь.

Только очень жди,

Жди, когда наводят грусть

Желтые дожди,

Жди, когда снега метут,

Жди, когда жара,

Жди, когда других не ждут,

Позабыв вчера.

Жди, когда из дальних мест

Писем не придет,

Жди, когда уж надоест

Всем, кто вместе ждет.

Жди меня, и я вернусь,

Не желай добра

Всем, кто знает наизусть,

Что забыть пора.

Пусть поверят сын и мать

В то, что нет меня,

Пусть друзья устанут ждать,

Сядут у огня,

Выпьют горькое вино

На помин души...

Жди. И с ними заодно

Выпить не спеши.

Жди меня, и я вернусь,

Всем смертям назло.

Кто не ждал меня, тот пусть

Скажет: - Повезло.

Не понять, не ждавшим им,

Как среди огня

Ожиданием своим

Ты спасла меня.

Как я выжил, будем знать

Только мы с тобой,-

Просто ты умела ждать,

Как никто другой.

Ведущая:

Всем тем, кто прошёл через «ад» и остался в живых: «Храни вас Господь!» — а всем тем, кто уже никогда не вернётся: «Будем помнить вас всегда!». Но время неумолимо, оно стирает с земли следы той далекой войны «за речкой». Войны, в которой десятки тысяч вчерашних мальчишек, вставших в армейский строй после школьной скамьи – погибли.

Включается метроном

Ведущая:

Минута молчанья...

Прошу вас всех встаньте

И в памяти – павших героев представьте.

Навек в нашем сердце

Бессмертных имен их звучание…

Минута молчанья… минута молчанья…

Минута молчания

Ведущая:

Каждое время рождает своих героев. Но ратный подвиг во все времена стоял на высоком нравственном пьедестале, венчая собой лучшие качества человека – гражданина и патриота.   Наше мероприятие проходит в преддверии самого мужественного праздника – Дня Защитника Отечества! Мы искренне поздравляем всех наших мужчин, желаем вам здоровья, силы духа, благородных поступков, мужества… Сегодня в зале сидят мальчишки, которые будут призваны в ряды Вооруженных сил. Самое важное, чтобы вы помнили подвиги тех, кому мы обязаны нашим мирным настоящим и светлым будущим. Самое главное, чтобы вы знали – служба в армии это почетная и благородная миссия

Финальная песня

                         «Ты же выжил солдат…»

 

Приложение 3

История семьи учащегося 7 «А» класса, Ваделова Магомед - Башира

Тема Великой Отечественной войны чрезвычайно актуальна в современном обществе,  она способствует объединению, сплочению нашего народа. Всё это мы должны помнить, ценить и передавать память об этих грозных и славных годах нашим детям, чтобы вместе уверенно строить будущее.

Славные традиции наших дедов и прадедов продолжили наши отцы, выполнив свой гражданский долг, отслужив в Российской армии.

Нет, наверное, ни одной семьи, которой не коснулась бы война. В каждой семье есть своя маленькая история войны, и мы должны как можно больше узнать о подвиге прадедов – наших защитников Родины.

Война не обошла стороной  и нашу семью.  Мои четыре прадеда защищали свою Родину. Ваделов Макшарип Тохович (прадедушка по отцовской линии): ветеран ВОВ, Защитник Кавказа.

Бекмурзиев Бексултан Хасботович (прадедушка по материнской линии) - пример редкого мужества и отваги. Всадник Ингушского конного полка «Дикой дивизии». Он является полным Георгиевским кавалером.

Мужественно сражался за установление Советской власти в России известный революционер Юсуп Тохович Албогачиев (прадедушка по материнской линии). Друг и соратник Г.К. Орджоникидзе и С.М. Кирова, старейший большевик Чечено-Ингушетии, он всю свою жизнь посвятил борьбе за счастье народа.

Алероев Нуруддин Цугиевич (прадедушка по отцовской линии) о нём я скажу более подробно, так как мои жизненные установки даны именно им: в 1939 году был призван в армию. Проходил он солдатскую науку на Дальнем Востоке, в 336 артиллерийском полку.

В 1943 году он – сержант взвода управления разведки и связи попал на Ленинградский фронт. Здесь в боях под Ленинградом, в 1943 году наиболее ярко проявились  мужество и бесстрашие прадедушки: на груди его появились высшая солдатская награда - медаль «За отвагу», затем - медаль «За оборону Ленинграда». Всего 8 медалей.  Он был трижды тяжело  ранен, но подлечившись, снова вставал рядом с братьями по оружию. В этом году исполнилось 75 лет  со дня полного освобождения  Ленинграда от фашистской блокады.

 «Это был настоящий ад - вспоминал прадедушка. Земля горела под ногами.… Но страха не было. Было только одно желание – отомстить, поскорее покончить с ненавистным врагом. И мерз, и голодал, и километрами линии связи налаживал под свист пуль, вой снарядов, когда дыбились, и стонала земля, когда помощи ждать было неоткуда, а драться надо было за каждую пядь земли. Нас ждали дома, верили в нас, в наши силы…».

Но в апреле 1944 году дедушка был опять тяжело ранен. В госпиталь он теперь попал надолго, и не в Берлине, у рейхстага праздновал победу. Что поделаешь, судьба. Домой прадедушка вернулся в конце 1945года.

Дедушка шесть лет служил верой и правдой своей Родине, своему народу. Он, по рассказам мамы, и по воспоминаниям бабушки, был работящим, жизнерадостным человеком.

Я знаю,  что мой прадедушка  прожил жизнь, достойную подражания!

В родном селе дедушке, есть даже улица  Нуруддина Алероева, а в школе №25  есть стенд, посвященный ветеранам Великой Отечественный войны и центральное место в нем, отведено моему прадеду.

Я родился в 2006 году и был долгожданным внуком у бабушки. Поэтому честь дать мне имя была у прадеда. Мое имя в переводе с арабского  означает Великий и Проницательный, мне кажется, что это напутствие  прадедушки как надо прожить свою жизнь. Вот уже одиннадцать лет прадедушки нет в живых, но в нашей семья помнят о нем.

Мой девиз: « В сутках 24 часа!» У меня активная жизненная позиция. Я это делаю, потому что мои прадеды сражались за наше достойное будущее. Я хорошо учусь - это мой вклад в моё будущее.

Я баскетболист. Увлекаюсь боксом, каждую субботу хожу на плавание, каток. По воскресеньям  катаюсь на лыжах.

Солист хора мальчиков.

Доброволец (волонтёр), активный участник Всероссийской платформы «Хочу делать добро», «Добровольцы РФ». Автор и соруководитель добровольческого (волонтёрского) объединения «Иди Дорогою Добра». Волонтёр Победы. Капитан  команды на игровой платформе « Школа Правозащитников».

Обладатель Золотого значка ГТО.

Активный участник образовательной платформы «Фоксфорд»,  и «РДШ». 

Навыки 21 века!- мир сегодня меняется очень быстро. Чтобы соответствовать вызовам сегодняшнего дня и быть успешным, необходимо развивать универсальные знания, умения, навыки и личностные качества, применимые к деятельности в любой сфере, профессии, общественной и личной жизни.

Мои конкретные дела по нравственно–патриотическому воспитанию подрастающего поколения:

Участие во всех классных, общешкольных, городских, региональных, всероссийских, международных  конкурсах, соревнованиях, олимпиадах по данному направлению.

Работа  добровольческого (волонтёрского) объединения «Иди Дорогою Добра» ведётся постоянно. Теперь мы сотрудничаем не только с Центром Виктория, но и Городской библиотекой и с Центром занятости населения.

Наш проект направлен на Сохранение исторической памяти каждой конкретной семьи, участвовавшей в проекте, ведь недаром говорят - я жив, пока хранится память обо мне.

Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили, берегли и защищали ее наши предки, наши отцы и деды. Я  на собственном примере доказал, что Неравнодушие - ключ к  решению самых сложных проблем. У меня есть свои примеры, свой индикатор совести и  я хочу, чтобы  в каждой семье ребята знали своих героев в лицо. Связь поколений должна быть крепкой и вести нас по Верной Дороге

Приложение 4

Люди!

Покуда сердца

стучатся,—

помните!

Какою

ценой

завоевано счастье,—

пожалуйста,

помните!

Р. И. Рождественский

«Нет в России семьи такой,

Где не памятен был свой герой»

 История семьи учащегося 7 «А» класса, Ваделова Магомед- Башира.

Алероев. Нуруддин Цугиевич, в 1939 году был призван в армию. Проходил он солдатскую науку на Дальнем Востоке, в 336 артиллерийском полку.

В 1943 году прадедушка – сержант взвода управления разведки и связи попал на Ленинградский фронт. Здесь в боях под Ленинградом, в 1943 году наиболее ярко проявились  мужество и бесстрашие прадедушки: на груди его появились высшая солдатская награда - медаль «За отвагу», затем - медаль «За оборону Ленинграда». Всего 8 медалей.  Он был трижды тяжело  ранен, но подлечившись, снова вставал рядом с братьями по оружию. Девятисотдневная битва  (872) за город на Неве — не только легендарная и героическая страница в его трехсотлетней истории, но и самая трагическая.  В этом году исполняется 75 лет  со дня полного освобождения от фашистской блокады. «Это был настоящий ад - вспоминал прадедушка. Земля горела под ногами.… Но страха не было. Было только одно желание – отомстить, поскорее покончить с ненавистным врагом. И мерз, и голодал, и километрами линии связи налаживал под свист пуль, вой снарядов, когда дыбились, и стонала земля, когда помощи ждать было неоткуда, а драться надо было за каждую пядь земли. Нас ждали дома, верили в нас, в наши силы…». Но в апреле 1944 году дедушка был опять тяжело ранен. В госпиталь он теперь попал надолго, и не в Берлине, у рейхстага праздновал победу. Что поделаешь, судьба. Домой прадедушка вернулся в конце 1945года.

   Дедушка шесть лет служил верой и правдой своей Родине, своему народу. Он, по рассказам мамы, и по воспоминаниям бабушки, был работящим, жизнерадостным человеком.

Я знаю,  что мой прадедушка  прожил жизнь, достойную подражания! В родном селе дедушке, есть даже улица  Нуруддина Алероева, а в школе №25  есть стенд, посвященный ветеранам Великой Отечественный войны и центральное место в нем, отведено моему прадеду.

Я родился в 2006 году и был долгожданным внуком у бабушки. Поэтому честь дать мне имя была у прадеда. Мое имя в переводе с арабского  означает Великий и Проницательный, мне кажется, что это напутствие  прадедушки как надо прожить свою жизнь. Вот уже одиннадцать лет прадедушки нет в живых, но в нашей семья помнят о нем.

Незабытый герой Первой мировой  

В августе 2019 года исполнится 105 года со дня образования Кавказской туземной конной дивизии

http://gazetaingush.ru/sites/default/files/styles/juicebox_small/public/pubs/obshchestvo/20160802-v-avguste-2016-goda-ispolnitsya-102-goda-so-dnya-obrazovaniya-kavkazskoy-tuzemnoy-konnoy/bh_0.jpg?itok=o1Cx7K8A История семьи учащегося 7 «А» класса, Ваделова Магомед- Башира

Формирование дивизии было продолжением практики создания иррегулярных воинских формирований из горцев Северного Кавказа, утвердившейся как система еще в первой трети XIX века. Формирование личного состава рядовых (нижних чинов), как и во всех предыдущих случаях, осуществлялось только на добровольной основе. Всадников, достойных стать в ряды своего национального полка, каждое село выбирало на конкурсной основе из числа своих жителей на общественных сходах. Всадники выступали в поход со своим традиционным горским оружием — кинжалами и шашками. Создание Ингушского конного полка завершилось к октябрю 1914 года. Недостатка в добровольцах не было, и это потребовало довольно тщательного отбора всадников. Служить в полку было делом престижным. Долгое время говорить и писать о героической славе участников Первой мировой войны, а тем более о представителях офицерского состава царской армии, было под запретом. Многие сгинули в жерновах сталинских репрессий. Депортация ингушского народа в 1944 голу окончательно закрыла доступ к архивным данным на участников Первой мировой войны. Но времена меняются. Понемногу стали обнародоваться архивные данные. Героические дела многих ингушей остались в памяти народной, и время само поднимает их имена. Одной из таких личностей и является Бекмурзиев Бексултан Хасботович. О героической жизни этого яркого представителя ингушского народа свидетельствуют архивные документы, наградные листы и послужной список из архива РГВИА, переданные в фонды музея краеведения им. Т. Мальсагова его младшим сыном Камбулатом Бексултановичем Бекмурзиевым. Камбулат Бексултанович, посетив открывшийся Мемориал памяти и славы, с горечью отметил, что на мраморной плите не высечено имя его отца. После обращения в архивную службу, ему ответили, что его отец не является полным Георгиевским кавалером, хотя в базе данных музея краеведения хранятся фотографии и документы с 1978 года, в журнале «Родина» за сентябрь 2010 г. опубликована большая статья «Они были офицерами». Чтобы доказать обратное, в свои 80 лет он стал исследовать архивы Москвы и Санкт-Петербурга, и его труды оказались не напрасными. На каждую медаль, на каждый крест или воинское звание, полученные за героические подвиги Бекмурзиева, теперь в архивных данных музея есть заверенные архивом РГВИА копии документов, подтверждающих, что он является полным Георгиевским кавалером. Бекмурзиев Бексултан Хасботович родился в 1878 году в Терской области с. Базоркино. В Ингушский конный полк зачислен всадником 17 сентября 1914 года. Уже в октябре 1914 г. произведен в младшие урядники, в 1916 г. ему присваивают чин прапорщика. Бекмурзиев Бексултан — пример редкого мужества и отваги. И об этом говорят его послужной список и его награды. Он является полным Георгиевским кавалером: Георгиевский крест 4-й степени № 281487 (приказ № 78 от 23.07.1915 г.), 3-й степени № 44380 от.16.05.1915 г., 2-й степени № 10749 от 13.07.1915 г. (вторично, приказом от 20.07.15 г. Бекмурзиеву Б. аннулирована ранее присвоенная награда 2-й степени № 5813 от 19.02.1915 г. и присвоено звание прапорщика милиции, приказ № 1000 от 26.08.1915 г.), 1-й степени № 2913 (приказ № 86 от 01.08.1915 г. «В левом берегу Прута взял огонь на себя». Имел Георгиевскую медаль «За храбрость» 4-й степени № 327168, орден Святой Анны 4-й степени с надписью «За храбрость» № 1298 (сентябрь 1915 г., в период Брусиловского наступления), орден Святой Анны 3-й степени с мечом и бантом. В 1915 г., после тяжелого ранения, Бексултан Хасботович попадает на излечение в Кисловодск — в город, где обычно отдыхали родные и близкие Николая II. Здесь и познакомился со своим товарищем, а в дальнейшем и близким родственником, молодым офицером Султыговым Саитом Заамовичем. В книге О. Л. Опрышко «Кавказская конная дивизия. 1914-1917» есть несколько сносок на имя Бекмурзиева Бексултана: «13 июля 1915 года командующий 9-й армией генерал Лечицкий лично вручил Георгиевские кресты семерым всадникам Ингушского конного полка «за бой 6 июля 1915 года у деревни Колодрубки». Один из них — вахмистр Бексултан Бекмурзиев (2 ст. № 10749) — 6 июля с. г. в бою у дер. Колодрубки под сильным и действительным огнем противника доставил извещение, благодаря которому в момент необходимости была восстановлена утраченная связь». «20 июля будет объявлен приказ по 2-му кавалерийскому корпусу, согласно которому вахмистр Бексултан Бекмурзиев награждался Георгиевским крестом 2-й степени за боевое отличие при взятии города Станиславова еще в февральских боях. А затем 1 августа 1915 года последует приказ командующего 2-м кавалерийским корпусом за № 86 о его награждении Георгиевским крестом 1-й степени за подвиг, совершенный 26 мая на Пруте. Так вахмистр Ингушского полка Бексултан Бекмурзиев станет обладателем пяти Георгиевских крестов. Первый из них он заслужил еще в боях с японцами в девятьсот пятом году, а четыре — в период Первой мировой войны. В связи с этим, в 1916 году приказом командования награждение Бекмурзиева вторым Георгиевским крестом 2-й степени отменялось, «ввиду получения им Георгиевского креста той же степени». Но за совершенный им в бою подвиг командующий Юго-Западным фронтом присвоит ему чин прапорщика. И в списке офицеров Ингушского конного полка на сентябрь 1916 года значится: «Прапорщик милиции Бексултан Бекмурзиев». Умер Бекмурзиев Бексултан Хасботович, пережив весь ужас депортации, в 1945 году. Вместе с сотнями ингушей имя Бекмурзиева Бексултана в ряду тех, кем гордится ингушский народ, и заслуживает увековечения его имени на

Мемориале памяти и славы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой"

Классный час – презентация о воинах интернационалистах, посвященный  23 февраля.Война коснулась многих. Со всех уголков России направлялись сюда  солдаты для выполнения « интернационал...

Межпредметный проект, посвященный победе в Великой отечественной войне " Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой..."

Данный проект направлен на привлечение внимания учащихся к военной истории своей семьи, на воспитание патриотических чувств, единство с историей своей Родины, формирование исторической памяти. Учителя...

Нет в России семьи такой, чтоб не памятен был свой герой...

В нашей семье был, есть и останется героем мой дед, Беляев Андрей Федорович. Дедушка родился 14 октября 1918 года в селе Алексеевка Верхнехавского района Воронежской области, откуда и был призван на с...

"Нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой" (журналистское расследование)

Исследовательская работа – это дань тем людям, которые защищали нас в страшные военные годы. Нам хотелось бы вспомнить имена всех родственников, кто  с оружием в руках освобождал страну от фашист...

Проект " Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой"

Для автора проекта «Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой» учителя ГБОУ школа №618 Приморского района Санкт-Петербурга, результат работы, прежде всего, это  вклад ...

Методическая разработка социального школьного проекта "Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой"

Участниками проекта «Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой» являются учащиеся и педагоги ГБОУ школа №618 Приморского района Санкт-Петербурга. Для каждого их них участие...

«Лучший социальный школьный проект» "Вклад моей семьи в Великую Победу"

МЕЖДУНАРОДНЫЙ  КОНКУРС МЕТОДИЧЕСКИХ РАЗРАБОТОК «УРОКИ ПОБЕДЫ»Номинация«Лучший социальный школьный проект»Тема «Вклад моей семьи в Великую Победу»...