"Нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой" (журналистское расследование)
проект по краеведению на тему

Исследовательская работа – это дань тем людям, которые защищали нас в страшные военные годы. Нам хотелось бы вспомнить имена всех родственников, кто  с оружием в руках освобождал страну от фашистских захватчиков. Это нужно для того, чтобы память о людях, спасших мир от нацизма, жила в нас.

Редакцией школьной газеты  «С любовью к Родине!» среди учащихся-журналистов  был проведен опрос по теме:  «Мой дедушка на фронте»,  на основании которого можно сделать вывод, что  многие респонденты знают общие сведения о родственниках, воевавших на фронте (66%).  34% опрошенных отметили, что они не имеют такой информации, но слышали, что кто-то из их семьи воевал на фронте. Архивные источники затруднились предоставить  95% опрошенных учащихся. Актуальность выбранной темы подтверждает проведенное анкетирование.

Изучив различные источники, мы пришли к выводу, что  45 человек являются участниками Великой Отечественной войны. Первая глава посвящена одиннадцати солдатам, которые остались лежать на полях сражений.

Во второй главе речь идет о 34 защитниках нашей страны, вернувшихся с фронта. Мы выяснили, где воевали 23 родственника. Информация о солдатах сгруппирована по местам сражений.  Их боевой путь простирался от Москвы до Берлина. Москву защищал Былинкин М.И.   Под Ленинградом воевали трое наших солдат: Наумов Н.А., Трофимов С.А., Соколов Г.Г. Участник Сталинградской битвы – Алексеев И.М.  Украину освобождали  Назаров И.А, Доронин М.И., Семенчук К.И., Соколов  И.М. , Закиров А.З. До Бреста дошли  Жуков Ф.Е., Фролов А.И., Паранев М.В.  Победную весну в Берлине встретили 8 солдат: Гиндуллин М.Г., Яруллин Н.Я., Башатов В.А., Шкириков Н.П., Паишев Е.Е., Пеплов Ф.С., Козулин М.Г., Егоров С.П.

О местах боев 11 фронтовиков информация неполная, неизвестно, на каких фронтах воевали, какие города освобождали. Это Маркузов А.Г., Паишев Е.Н., Андряшин И.К., Борисов Г.А., Катков Д.И., Кальянов П.Я., Вихирев А.И.,  Бурайкин И.С., Миронов П.М., Гайнутдинов С.Г., Халембаев Н.Ш. По итогам нашего исследования мы пришли к выводу, что работа по изучению биографии и военного пути  этих солдат может быть продолжена путем дополнительного привлечения архивных материалов и обращения в военкоматы РТ.

В третьей главе рассказывается о поисковом отряде школы №101, проводившем  раскопки на Невском пятачке в июле 2015 года.  В процессе сбора информации нам также удалось пообщаться с интересными людьми – нашими земляками, прочитать подлинные документы времён Великой Отечественной войны, увидеть фотографии военных лет.

Мы будем свято чтить память тех, кто подарил нам мирную жизнь, пусть их судьбы, подвиг и мужество станут достойным примером для последующих поколений. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon net_v_rossii_semi_takoy.doc156.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №101 имени П.А.Полушкина» Советского района г.Казани

МБУДО «Центр детского творчества пос. Дербышки»

Советского района г.Казани

 «Нет в России семьи такой,

где б не памятен был свой герой…»

(журналистское расследование)

Дудичева Екатерина, 8 Б класс

Качалов Максим, 10Б класс

МБОУ «Школа №101 имени П.А. Полушкина»

Советского района г.Казани,

МБУДО «ЦДТ пос. Дербышки»

Советского района г.Казани

Научные руководители:

учитель русского языка и литературы,

педагог дополнительного образования

Поликарпова Наталья Геннадьевна,

учитель русского языка и литературы

Хузиахметова Лилия Наильевна

Казань – 2017

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….....3

Основная часть…………………………………………………..……….….……..5

Глава 1. «От героев былых времен //не осталось порой имён…» ……….……5

Глава 2. «Погляди на моих бойцов –  // целый свет помнит их в лицо…»…........8

2.1 «Мы не дрогнем в бою за столицу свою…»…………………………………...8

2.2 «Боец ленинградский, боец непреклонный…»………………………………..8

2.3 «Это наш Сталинград боевой!»………………………………………………...9

2.4 «Помнит Украина, милая сестра, // Дальние походы…»……………………..9

2.5  «От Москвы до Бpеста…»…………………………………………..……...…10

2.6 «Едут, едут по Берлину // наши казаки...»……………...………………….…11

2.7  «У высоких берегов Амура// часовые Родины стоят…»………………....…12

2.8 «Нам дороги эти позабыть нельзя…»……………………………………....…13

Глава 3. «Этот взгляд, словно высший суд, //для ребят, что сейчас растут»…..15

3.1 «Нет, не окончена война,  пока солдат не похоронен…»………………..….15

3.2  «От Курска и Орла//война нас довела
До самых вражеских ворот, // такие, брат, дела…»……...………………...….....16

Заключение ………………………………………………………………..……...17

Список источников и литературы …………………………………………....…19

Приложение…………………………………………………………………………21

Введение

Великая Отечественная война  стала одним из самых тяжелых испытаний в истории нашего  государства. По разрушениям и количеству погибших людей она превзошла все вместе взятые войны, когда-либо пылавшие над страной. Советский Союз вынес это тяжелое и длительное испытание. Забывать  о страшных событиях 1941-1945 гг. мы не имеем права. Этим и объясняется выбор темы исследовательской работы.  Редакцией школьной газеты «С любовью к Родине!» среди учащихся-журналистов был проведен опрос «Мой дедушка на фронте»,  на основании которого можно сделать вывод, что  многие респонденты знают общие сведения о родственниках, воевавших на фронте (66%). 34% опрошенных отметили, что они не имеют такой информации и слышали, что кто-то из их семьи воевал на фронте. Архивных источников (приказов, справок, подтверждающих места боев и т.д.) нет у 95% опрошенных журналистов.

Актуальность выбранной темы подтверждает проведенное анкетирование. Мы должны знать и помнить имена своих родственников, тех солдат, кто защищал Родину от врага,  кто отдал за нас свою жизнь.

Объект исследования: события Великой Отечественной войны.

Предмет исследования: военные биографии сорока пяти родственников юных журналистов газеты «С любовью к Родине!» школы №101 имени П.А.Полушкина Советского района г.Казани.

Цель работы: привлечение внимания к биографии и подвигу родных учащихся,  воевавших на фронтах Великой Отечественной.

Задачи:

  • изучить военную биографию  героев семьи;
  • проследить боевой путь каждого солдата;
  • сгруппировать данные о солдатах по местам боев.

        Наша работа построена на материалах семейных архивов, воспоминаниях ветеранов, документах сайтов ОБД «Мемориал», «Подвиг народа», «Мемориал Великой Отечественной войны» (http://www.podvignaroda,https://www.obd-memorial.ru, http://www.kremnik.ru).

        Методы, использованные при написании исследовательской работы:

  • метод анкетирования;
  • поисковый метод;
  • технический метод (работа с компьютером).

Новизна работы заключается  в изучении биографии солдат, родственниковучащихся школы №101, непосредственных участников Великой Отечественной войны.

Практическая значимость исследования заключается в  возможности использовать полученные данные на классных часах, посвященных Великой Победе, в музейной работе, в статьях школьной газеты «С любовью к Родине!»

Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников  и приложения.  Первая глава посвящена тем солдатам, которые остались лежать на полях сражений. Это одиннадцать родственников юных журналистов школы.  Во второй главе речь идет о тридцати четырех защитниках нашей страны. Информация о солдатах сгруппирована по местам боев. В третьей главе рассказывается о работе поискового отряда «Спасатели» школы №101 имени П.А.Полушкина Советского района г.Казани Республики Татарстан. За основу названий глав и параграфов данной исследовательской работы взяты строчки из песен о Великой Отечественной войне.

Основная часть

Глава 1. «От героев былых времен не осталось порой имен…»

По итогам сбора информации, работы с электронными источниками, архивами нами было установлено, что среди родственников журналистов школы №101 одиннадцать человек погибло на фронтах Великой Отечественной войны.

Шакиров  Исмагил  Шакирович (дедушка Хузиахметовой Л.Н.) родился в деревне Новый Ашит в 1908 г. На войну призванАрским РВК. Погиб в ноябре 1941 года.

«В одном из боев Исмагил  был тяжело ранен и взят в плен. Обращение с пленными было очень жестокое, били беспощадно, заставляли выполнять тяжелую работу, предлагали  сотрудничество. Ноникто не соглашался стать предателем. Среди пленных возник смелый план побега, который закончился неудачей: на беглецов накинулись злые псы, которые с  остервенением рвали человеческое мясо в клочья.  В лагере снова били прикладами и ногами. Но  желание жить и мстить было настолько велико, что некоторые из  них опять попытались сбежать. И в этот раз им повезло. Вот только наш дед не поправился. После очередного избиения он уж больше и не вставал»,–  рассказала нам Нигаметзянова А.И., дочь погибшего героя. [23]

Новиков Петр Михайлович (прадед Елагина Ивана), танкист, политработник, майор  Красной Армии, погиб в первый год войны. Он был кадровым военным, участвовал  в войне с белофиннами, а  когда началась Великая Отечественная, попал на фронт. Его танки вели тяжелые бои в с.Богородичное Славянского района Донецкой области.

В 50-х годах по запросу прабабушки Елагина Ивана из этого села пришел ответ, что пионеры нашли в лесу могилу Новикова П.М., они собирали материалы для школьного музея. Ребята сообщили, что дружине присвоено имя геройски погибшего танкиста Новикова П.М., что  в уголке Славы висит его портрет.Ученики выслали фото братской могилы. А совсем недавно в этих  местах снова гремели взрывы снарядов. Славянск почти разрушен, и никто не  знает,  цела ли там школа, остались ли братские могилы. [15]

В декабре 1941 г. пропал без вести прадед Перцевой Насти красноармеец  Аксенов Иван Тимофеевич.[27]

Ровно через год, 23 ноября 1942 г.,  в д.Большая Донщина Ростовской области  погиб второй дед Перцевой Насти. [27]Это лейтенант  Аксёнов Николай Тимофеевич(1916 г.р.) Перцева Настя говорит: «Наша семья хранит письма с фронта. Это семейная реликвия. Когда мы с мамойчитали хрупкие пожелтевшие листочки, чувствовали атмосферу того непростого времени, видели жизнь и судьбу людей, таких далеких и незнакомых, но очень близких и родных. У каждого из них могла быть долгая и интересная жизнь, но война в один миг оборвала самые радужные надежды». (см. приложение 1)

Спустя 5 дней, 28 ноября 1942 г., в бою был убит Мелузов Фёдор Михайлович (прадед Журавлева Глеба). Родился в 1899 г. в с.Аки, призван на фронт Юдинским  РВК  ТАССР. Был младшим сержантом.  [3] Похоронен в братской могиле в п.Думиничи Калужской области. Журналист газеты «С любовью к Родине!» Журавлев Глеб побывал на месте гибели своего прадеда, привез уникальные экспонаты времен Великой Отечественной войны. (см. приложение 2) Современное место захоронения создано в 1954 г. Всего в братской могиле похоронено 454 солдата. Над захоронением шефствуют ученики средней школы №1.

А на следующий день, 29 ноября 1942 г., погиб прадед  Куватова Мунира.  В их семье не осталось ничего, кроме маленькой военной фотографии.  Куватов Шакир Юмабаевич присылал бабушке Мунира письма с фронта, он говорил ей очень нежные и ласковые слова: «доченька моя», «свет глаз моих»,  «скоро война закончится, мы обязательно победим, я вернусь домой, заберу тебя из детского дома…». Но  этим мечтам  не суждено было осуществиться, потому что в декабре пришла похоронка. [20]

Трагическим оказался 1942 год и для прадеда Хазиевой Гульназ Ганиева Латыпа Ганиевича (1912 г.р.), уроженца Апастовского района. Воевал в Брянске. В 1942 году пропал без вести, оставив двух сыновей.[34]

Суганов Николай Лаврентьевич (прадед  Юхновской Анны, 8А) родился  в 1911 г. в деревне Яшевка Тетюшского района.  Когда началась война, он ушел на фронт, оставив жену и 3 детей, один из которых умер. [39]

8 октября 1941 г.  попал в плен под Полтавой. Он был в лагере Шталаг VIK (326), который  находился в Германии в г. Гельзенкирхен. Умер в плену  26 января 1944 г. Похоронен в Германии на кладбище военнопленных. (см. приложение 3)

Прадед Чибисовой Дарины, Кащеев Павел Константинович,  в 1942 г. ушел защищать Родину. Долгие годы думали, что он пропал без вести.  [35] На сайте ОБД «Мемориал» размещена информация о гибели Павла Константиновича в бою под д. Романово Витебской области 4 февраля 1944 г.(см. приложение 4).Чибисова Дарина делится впечатлениями: «Мы очень рады тому, что нашли прадедушку, которого считали 70 лет пропавшим без вести. 4 февраля будет днем памяти деда Пани».

Прадед Миронова Егора  Меркулов Сергей Федорович призван на фронт Рыбно-Слободским РВК. 12 октября 1944 г. погиб в Чехословакии. [21]

Лукоянов Михаил (прапрадед  Башатовой Любы) воевал в лесах Белоруссии,  очень часто писал письма. Башатова Нина Ивановна (1950 г.р.) вспоминает:  «Последнее письмо было таким: «Очень много ос летает, но пока меня не кусают». Больше весточек  не было, а затем он пропал без вести. Мы им очень гордимся и знаем, что он очень храбрый и отважный». [5]

Итак, проанализировав архивные источники, мы пришли к выводу: за 4 года войны на фронте погибло 11 солдат, родственников журналистов школы №101.

Глава 2. «Погляди на моих бойцов - // целый свет помнит их в лицо…»

2.1 «Мы не дрогнем в бою за столицу свою…»

Гитлер рассматривал взятие Москвы как одну из главных военных целей. Но всю страну облетели слова Героя Советского Союза В.Г. Клочкова, сказанные своим солдатам: «Велика Россия, а отступать некуда: позади – Москва!» Столицу защищал и прадед Гимадутдинова Ильшата Былинкин Михаил Иванович, который воевал под Москвой, где получил тяжелые ранения в ноги и в голову. После госпиталя ему дали инвалидность 3 группы. Награжден Орденом Красной Звезды и медалью «За оборону Москвы». [6]

2.2 «Боец ленинградский, боец непреклонный…»

Битва за Ленинград занимает особое место в мировой военной истории. Она территориально охватывала почти всю северо-западную часть СССР. В борьбе за город, длившейся свыше 3 лет, приняли участие войска Ленинградского, Северо-Западного, Волховского, Карельского и 2-го Прибалтийского фронтов, Краснознаменного Балтийского флота, Ладожской и Онежской флотилий. Среди защитников города были и 3 наших прадеда.

Трофимов Сергей Алимпьевич (прадед Репьева Вадима) призван на фронт в 1942  г.  Воевал на Невском пятачке, ставшем символом мужества и самопожертвования. Сергей Алимпьевич был артиллеристом морской береговой обороны. Получил осколочное ранение в спину и руку. [28]

Наумов Николай  Александрович (прадед Александра Асташкина) служил на крейсере  «Киров». Фронтовой путь начал в Москве, дошелдо Берлина. [2] Первый день войны встретил на Рижском заливе, с боями крейсер шел к Ленинграду, защищая морские подходы в Рижский залив. (см. приложение 5)

Соколов Георгий Григорьевич (прадед Елагина Ивана) участвовал в войне с белофиннами.  Служил в 103 авиадивизии Карельского фронта инженером авиаэскадрильи. Карельский фронт единственный из всех  ремонтировал технику в специальных частях.Георгий Григорьевич занимался   подготовкой самолетов к боевым операциям.  Им было организовано 7 тыс. вылетов и отремонтировано множество самолетов. Награжден медалями «За отвагу», «За победу над Германией», «За службу в Заполярье». [15]

2.3 «Это наш Сталинград боевой!»

Сталинградская битва  – переломный момент в ходе военных действий, положивший начало изгнанию захватчиков с советской землиИван Михайлович Алексеев (прадед  Алексеева Артема)  –  участник Сталинградской битвы, воевал в составе 74 стрелкового полка с марта 1943 г. Был тяжело ранен и уволен в запас 15 мая 1943 г.[1]

2.4 «Помнит Украина, милая сестра, // Дальние походы…»

После разгрома немецко-фашистских войск под Сталинградом зимой 1942-1943 г. началось освобождение территории Украины.

Назаров Иван Артемьевич (прадед Сабанина Никиты) воевал на 3-ем  Украинском фронте. Прошел всю войну, был контужен. [30]

Доронин Михаил Иванович (прадед Яшина Максима) в 17 лет ушел на фронт. Участвовал в освобождении Украины и Молдавии. Пришел с фронта в 1945 г.  Был ранен. Имел много наград  за боевые заслуги. [40]

Семенчук  Константин Иванович (дедушка Поликарповой Н.Г.) родился на Украине. Его дочь Бурайкина Н.К (1949 г.р.)  рассказывает, что семья жила бедно. На войну пошел в сапогах, у которых была оторвана подошва. Он привязал её тряпочкой, так и отправился в военкомат. На другой день бабушка пошла в город и нашла эту подошву. [7] Всю войну защищал Константин Иванович родную Украину от фашистов. (см.приложение 6)

Соколов Иван Михайлович (прадед Малыгина Ивана) воевал в 56 гвардейской  танковой  бригаде 1 Украинского фронта.  Малыгина Л. И.  вспоминает: «Отец со своим другом-однофамильцем решил поменяться шинелями. В очередном бою батальон попал под авиаудар и товарищ отца, накрыв его собой, погиб.Произошла  путаница с документами,  похоронку прислали маме. Но через некоторое время пришло письмо, что он жив.  Во время войны получил ранение в руку, но после госпиталя вернулся в батальон, получил две медали «За отвагу» и Орден Красной Звезды. [22]

Закиров  Ахат Закирович (прадед Гафиуллина  Дамира) во время боев 20-23 августа 1944 года от р. Днестр до р. Прут восстанавливал под огнем противника  боевые машины. За этот подвиг получил медаль «За отвагу».  Имел награды за освобождение Вены и Будапешта.Вернулся с фронта в 1945 г. В послевоенные годы был депутатом Верховного Совета СССР. [9]

2.5  «От Москвы до Бpеста …»

Одной из крупнейших операций на завершающем этапе войны была Белорусская, которая вошла в историю под названием «Багратион». Три прадеда журналистов школы №101 внесли свой вклад в освобождение Белоруссии.

Жуков Федор Ефимович (прадед Федорова Александра) воевал в 213 Гвардейском Стрелковом Полоцком полку 71 Гвардейской стрелковой Витебской дивизии. [24] 5 октября 1944 г.  при прорыве обороны противника, ворвавшись в укрепление врага, огнем автомата уничтожил 4-х немцев, за этот подвиг награжден медалью «За отвагу». (см.приложение 7)

Когда началась война,Фролов Алексей Иванович (прадед Дудичева Дмитрия), пошёл работать на КОМЗ, эвакуированный в Казань из Ленинграда. В июне 1942 г.  Алексей Иванович призван в армию, на фронте был разведчиком, много раз ходил на линию фронта за «языками».Однажды  он услышал, как одетый в форму сотрудника НКВД человек передавал по рации донесения на немецком языке. Алексей Иванович  вызвал помощь, а сам ворвался в дом, где прятался шпион, и обезоружил его. Там обнаружил связанного советского офицера, у которого и были украдены ценные документы. В феврале 1944 г. получил тяжёлое ранение в левую руку под Пинском. [13]

Паранев Михаил Васильевич (прадед  Евлампиевой Ирины) воевал на 2 Белорусском фронте в 25-омавтобатальоне. Михаил Васильевич  прошел практически всю войну. Был поваром, шофером, командиром стрелкового расчета.10 апреля 1945 г. был ранен в левую руку. [14]

2.6 «Едут, едут по Берлину// наши казаки...»

Яруллин Нургали Яруллович (прадед Яруллина Ильшата) участвовал в гражданской войне, затем в Великой Отечественной.Освобождал Кенигсберг с 6 по 10 апреля 1945 г. в составе 9 Артиллерийского полка 338 Стрелковой Шумской дивизии. Был награжден различными медалями:«За победу над Германией», «За победу над Японией». [41]

Когда началась война, Шкириков Николай Петрович (прадед Качалова Максима) в 15 лет Николай  стал партизаном. Качалова А.И. вспоминает: «Дедне любил рассказывать про войну, так как потерял много родных.  Отца повесили за помощь партизанскому отряду. Семья укрывала командира отряда на чердаке дома. Мать умерла на руках деда».[18]Николай был одним из самых молодых солдат в отряде. 24 апреля 1945г. он,  находясь под огнём противника, быстро наладил связь. Тогда каждый человек был очень ценен, ведь в конце войны в Берлине шел бой за каждый дом. Николая Петровича  наградили медалью «За отвагу». (см.приложение 8).

Офицер Башатов  Василий  Андреевич (прадед Башатовой Любы)тоже дошел до Берлина. Был в плену. Донесения об освобожденных из плена  № 3902 Упр. по делам военнопленных НКВД от 27.03.1942.[44]

Пеплов Федор Степанович (прадед Пепловой Алины)служил в строительном батальоне шофёром. Награжден  медалями «За боевые заслуги», «За взятие Берлина», «За Победу над Германией», Орденом Красной Звезды. [26]

Козулин  Михаил  Георгиевич (прадед Козулина Евгения)15 сентября 1940 г. был призван в авиационно-истребительный полк №165.  В 1941 г. переведён в авиационно-истребительный полк №721 механиком, обслуживал штурмовики. В составе этого полка он служил с первых и до последних дней войны.  Михаил Георгиевич дошел до Берлина. После войны с однополчанами собирался в Москве на Парад в честь дня Победы.  [19]

Паишев Егор Евгеньевич  самый старший в семье. После ухода отца на войну все тяготы легли на его плечи. Было очень тяжело, семья голодала.  Егору в 1941 г.  было всего 14 лет.В 1944 г.егопризвали на фронт.Учился на минометчика, дошел до Берлина. [25] Затем до 1947 г. он охранял немецких военнопленных.  Паишев Иван говорит: «Я горжусь тем, что мой дед– участник Великой Отечественной войны. Я мало его знал, но хотел бы быть хоть чем-то похожим на него…»

Егоров Сергей Павлович (прадед Бажановой  Насти)призван в феврале 1943 г. Воевал в составе 57-го гвардейскогополка разведчиком-артиллеристом. Шаг за шагом освобождали маленькие деревни и большие города.В мае 1945 г.освобождал Рейхстаг вместе с другими бойцами нашей страны. В апреле 1948 г.вернулся домой, честно выполнив священный долг перед Родиной. [4]

Гиндуллин Миллигали Галиулович (прадед Галимовой Динары) в 17 лет ушел на фронт. Получил медали: «За отвагу», «За взятие Берлина», «За взятие Варшавы», «За победу над Германией».   В 1944 году под Варшавой был ранен в ногу. После войны служил в Германии до 1950 г.[8]

2.7«У высоких берегов Амура// часовые Родины стоят…»

Опасность войны СССР с Японией существовала со 2-ой половины 1930-х г.  В 1940 г. создан советский Дальневосточный фронт, что указывало на реальный риск начала войны.        

Колосова Михаила Алексеевича (прадеда Богданова Алексия)в1939 г.призвали в армию, направили в Дальневосточный округ. Ожидалось нападение  Японии, захватившей  Китай  и Маньчжурию. Частыми были набеги на границы, но наши войска не поддавались на провокации. После Победы прибыло подкрепление, солдаты освобождали Маньчжурию. Михаил Алексеевич служил шофером, рассказывал, что о селах, где были вырезаны все жители. Награжден медалью «За победу над Японией». [11]

Смирнов Михаил Илларионович (прадед Степановой Анжелики)– участник советско-японской войны.1 апреля 1942 г. был призван в Дальневосточную армию в 58 пограничный отряд. О своей службе прадед почти ничего не рассказывал. «Это секрет…–  вот такой всегда был его ответ.– Дай, Бог, чтобы никогда больше не было войны». За храбрость, стойкость в сентябре 1945 г.был награжден медалями: «За отвагу», «За Победу над Германией», «За Победу над Японией».  [33] Советско-японская война была быстротечной, но демобилизован Михаил Илларионович был только 25 декабря 1948 года. (см. приложение 9).

2.8 «Нам дороги эти позабыть нельзя…»

Каждый герой и все вместе отвоевывали у войны  жизнь страны. Стойко переносили солдаты жестокие сражения, трудные переправы. Разными дорогами  продвигались 11 прадедов юных журналистов школы №101, но все они шли к долгожданной  Победе.

Маркузов Алексей Гаврилович  (прадед Елесина Антона) призван на фронт 28 августа 1941 г., служил в составе 23 стрелкового полка. После тяжелого ранения в левую руку  с августа  по декабрь 1944 г. находился на лечении в эвакогоспитале 876. Был уволен в запас по состоянию здоровья. [15]

Паишев Евгений Николаевич (прапрадед Паишева Ивана) был мобилизован  на  войну в 1941 г. Билярским РВК. На фронте служил сапером. Демобилизован в 1945 г. [25]

Андряшин Иван Кузьмич (прадед Гимадутдинова Ильшата) в 17 лет ушел защищать Родину. Прошел всю войну, ухаживая за лошадьми, залечивая их раны, оберегая и успокаивая верных друзей от грохота взрывов. Гимадутдинов Ильшат говорит: «После войны он  женился и вырастил пятерых детей. У деда Ивана и бабы Зои 11 внуков и 10 правнуков! Дед Ваня прожил непростую, но, мне кажется, счастливую жизнь». [6]

Борисов  Григорий Александрович (прадед Романовой Лизы) был на срочной службе, там его и застала война, остался на фронте. Во время прохождения болот отморозил ногу, ему отрезали часть стопы. После лечения продолжал защищать  Родину. [29]

Катков Дмитрий Иванович (прадед Трофимова Дмитрия) на фронте получил тяжелое ранение в ногу, вернулся домой в 1944 г. [36]

Кальянов Петр Яковлевич (прадед Гасиловой Арины) на фронте был ранен в плечо. После войны вернулся в г.Звенигово, где проработал всю жизнь.[17]

Вихирев Александр Иванович (прадед Дикановой Насти) был летчиком.[12]

Бурайкин Иван Сергеевич (дед Поликарповой Н.Г.) на фронт ушёл в 1941 г.  Поле ранения попал в госпиталь. Вернулся в 42-м с ранениями. Семенова М.И., дочь Бурайкина И.С., вспоминает: «Отца мучили сильные боли. Одна рука  ничего не чувствовала, вся была раздроблена». [32]

Миронов Павел Макарович (прадедушка Миронова Егора) родился12 июля 1922 г. Защищал нашу Родину от жестокого врага. [21]

Гайнутдинова Салеха Гайнутдиновича (прадеда Гиниятуллина Аделя) 27 мая 1941 г. призывают в армию. Война была близка, и резервистов снова призвали. Каким был первый день войны? Прадед рассказывал, что немцы бомбили день и ночь. Солдаты умирали каждый день. [10]

Однажды прадеду и его сослуживцам было дано задание: взорвать мост. Их было семь солдат. Они справились с этим сложным заданием. Таких каждодневных подвигов у наших защитников было много.  При выполнении очередного боевого задания прадед попал в окружение, но он и его товарищи не растерялись и смогли вырваться.

После войны возвращались с фронта солдаты. Деревни и города  стали оживать. Халембаева  Нургазиза  Шигаповича (прадеда Садыкова Айдара) призвали в армию. Служил он в Риге. Служба шла хорошо, но было опасно ходить по улицам города, так как  война только что закончилась. [34]

Таким образом, мы выяснили, где воевали 23 родственника  юных журналистов школы №101 из  34 солдат, вернувшихся с фронта.   Их боевой путь простирался от Москвы до Берлина.  О местах боев 11 фронтовиков информация неполная, неизвестно, на каких фронтах воевали, какие города освобождали.

3. «Этот взгляд, словно высший суд, //для ребят, что сейчас растут…»

3.1 «Нет, не окончена война,  пока солдат не похоронен…»

В школе №101 действует проект «Война не закончена, пока не похоронен последний солдат». Пропал без вести, но не забыт.  Петрова Т.Н., директор школы №101, руководитель музея «История блокадного Города-Героя Ленинграда» считает:  «2 000 000 солдат Красной армии считаются пропавшими без вести, а в РТ – 180 000. Наши ученики – это последнее поколение, которое видит ветеранов. Успеют ли они спросить, как было там, в далекие военные годы?.. Поэтому мы начали работать с Мемориалом Великой Отечественной войны в Казанском Кремле, с директором Черепановым Михаилом Валерьевичем по поиску пропавших без вести в годы войны.  Судьбы солдат у всех разные. Но всех их объединяет одно – они пропали без вести».

С 29 июня по 15 июля 2015 г. поисковый отряд «Спасатели» работал в составе Всероссийской Вахты Памяти на Невском пятачке Кировского района Ленинградской области. (см.приложение 10). Ребята участвовали в поисках бойцов, останки которых похоронены в  сентябре 2015 г. на мемориальном кладбище на Невском Пятачке.

3.2 «От Курска и Орла//война нас довела
До самых вражеских ворот,// такие, брат, дела…»

Выполняя задание редакции газеты «С любовью к Родине!», юные журналисты встретились с удивительным человеком Сафиуллиным Хайдаром Лутфулловичем. Летом 1943 г.он отправлен в школу младших командиров в Чувашию. В августе попал  на фронт под Харьков в состав 5 общевойсковой пехотной армии.

        Хайдар Лутфуллович – участник битвы на Курской дуге. Этот первый бой закончился ранением в бедро и  двухмесячным лечением в госпитале. В ноябре Хайдар Лутфуллович снова отправляется на фронт в район Житомира в1-ый гвардейский  конный корпус 2-ой  гвардейской кавалерийской  дивизии  8-ого гвардейского кавалерийского полка (разведвзвод). Участвовал в боевых действиях на Западной Украине, в Польше, Германии. Верхом на лошади проехал пол-Европы.

        В составе  войск1-го Украинского фронта освобождал крупнейший фашистский лагерь массового уничтожения – Освенцим. По воспоминаниям ветерана, они на лошадях скакали ночью, чтобы освободить лагерь. «Было странное ощущение, как будто мы скачем по шпалам, через определенное расстояние повозка вздрагивала, преодолевая какие-то препятствия. И лишь утром мы узнали, что это были погибшие узники: фашисты раздевали живых людей, поливали их холодной водой и оставляли на холоде, чтобы те замерзли». [31]

        Закончил войну Хайдар  Лутфуллович в 1945 году на берегу Эльбы. Перед войсками была поставлена задача: не допустить отступление немецких войск из Берлина. Вражеские войска оказывали жестокое сопротивление.  Боевые награды: Орден Красной Звезды, медаль «За отвагу» и другие – свидетельствуют о мужестве и героизме молодого солдата.

        Из  Германии Хайдар Лутфуллович попал в Венгрию, откуда  в 1946 г. отправили его в состав Тихоокеанского флота, где служил матросом на эсминце «Выносливый» до 1950 г. Ветеран гордится тем, что освобождал Советский Союз и Европу от фашизма. Он считает, что нельзя допустить повторения тех кровавых событий. (см.приложение 11)

Заключение

Исследовательская работа «Нет в России семьи такой,   где б не памятен был свой герой…»  это дань тем людям, которые защищали нас в страшные военные годы. Нам хотелось бы вспомнить имена всех родственников, кто с оружием в руках освобождал нашу землю от фашистских захватчиков. Это нужно для того, чтобы память о людях, спасших мир от нацизма, жила в нас, их внуках и правнуках.

         Цель работы: привлечение внимания к биографии и подвигу родных учащихся,  воевавших на фронтах Великой Отечественной войны, достигнута.  Всё исследование  построено  на материалах семейных архивов,  воспоминаниях ветеранов, документах сайтов (http://www.podvignaroda, https://www.obd-memorial.ru, http://www.kremnik.ru).

Среди родственников юных журналистов школы №101 оказалось 45 человек, кто прошел огненные годы войны.Проанализировав архивные источники, мы пришли к выводу: за 4 года войны погибло 11 солдат.

Мы выяснили, где воевали 23 родственника  учащихся из  34 солдат, вернувшихся с фронта.  Их боевой путь простирался от Москвы до Берлина. Москву защищал Былинкин М.И.   Под Ленинградом воевали трое наших солдат: Наумов Н.А., Трофимов С.А., Соколов Г.Г. Участник Сталинградской битвы – Алексеев И.М.  Украину освобождали Назаров И.А, Доронин М.И., Семенчук К.И., Соколов И.М. , Закиров А.З. До Бреста дошли Жуков Ф.Е., Фролов А.И., Паранев М.В.  Победную весну в Берлине встретили 8 солдат: Гиндуллин М.Г., Яруллин Н.Я., Башатов В.А., Шкириков Н.П., Паишев Е.Е., Пеплов Ф.С., Козулин М.Г., Егоров С.П. Участники советско-японской войны – Колосов М. А. и Смирнов М. И.

О местах боев 11 фронтовиков информация неполная, неизвестно, на каких фронтах воевали, какие города освобождали.  Это Маркузов А.Г., Паишев Е.Н., Андряшин И.К., Борисов Г.А., Катков Д.И., Кальянов П.Я., Вихирев А.И.,  Бурайкин И.С., Миронов П.М., Гайнутдинов С.Г., Халембаев Н.Ш. По итогам нашего исследования мы пришли к выводу, что работа по изучению биографии и военного пути  этих солдат может быть продолжена путем дополнительного привлечения архивных материалов и обращения в военкоматы РТ.

В процессе поисков достоверных сведений нам удалось пообщаться с интересными людьми –  нашими земляками, прочитать подлинные документы времён Великой Отечественной войны, увидеть фотографии военных лет.

Мы будем свято чтить память тех, кто подарил нам мирную жизнь, пусть их судьбы, подвиг и мужество станут достойным примером для последующих поколений. Вахта Памяти продолжается школьным поисковым отрядом, проводившим раскопки на Невском пятачке в Ленинградской области в июле 2015 года.

Хочется выразить огромную благодарность всем, кто оказал  содействие в поиске сведений для данной работы. Материалы будут использованы в работе школьного музея «История блокадного Города-Героя Ленинграда», напечатаны в  газете «С любовью к Родине!»

Список источников и литературы

Воспоминания

  1. Алексеева В.П., 1957 г.р., Казань
  2. Асташкина Е.В.,  1980 г.р., Казань
  3. Андрианова О.Б., 1961 г.р., Казань
  4. Бажанова И.В., 1974 г.р., Казань
  5. Башатова С.Н., 1970 г.р., Аки
  6. БылинкинА.М., 1943, Казань
  7. Бурайкина Н.К., 1949 г.р., Русский Ошняк Рыбно-Слободского р. РТ
  8. Галимова Г.Н., 1975 г.р., Казань
  9. Гафиуллина Н.Ф., 1971 г.р., Казань
  10. Гиниятуллина Л.В., 1969 г.р., Казань
  11. Горемшева Н.М., 1948 г.р., Казань
  12. Диканова Т.Г., 1969 г.р., Казань
  13. Дудичева В.А., 1975 г.р., Казань
  14.  Евлампиева А.А., 1972 г.р., Казань
  15. Елагина С.Ю., 1968 г.р., Казань
  16. Елесина М.А., 1969 г.р., Казань
  17. Кальянова М.В., 1929 г.р., Казань
  18. Качалова А.И., 1971 г.р., Казань
  19. Козулин М.В., 1976 г.р., Научный городок
  20. Куватов М.Р., 1966 г.р., Казань
  21. Кузнецова М.А., 1975 г.р., Казань
  22. Малыгина Л.И., 1949 г.р., Казань
  23. Нигаметзянова А.И., 1931 г.р. д. Новый Ашит Арского района РТ
  24. Нуриева А.С., 1982 г.р., Казань
  25. Паишев В.Е., 1968 г.р., Чистополь
  26. Пеплова З.С., 1950 г.р., Казань
  27. Перцев В.В., 1972 г.р., Казань
  28. Репьева О.Е., 1979 г.р., Казань
  29. Романова Е.А., 1978 г.р., Казань
  30. Сабанина Т.А., 1982 г.р., Казань
  31. Сайфуллов Х.Л., 1925 г.р., Казань
  32. Семенова М.И., 1937 г.р., Казань
  33.  Степанова  В.О., 1976 г.р., Казань
  34. Сулагаева Х.Н., 1958 г.р., Высокая гора
  35. Тогулева Н.И., 1941 г.р., Нижнекамск
  36.  Трофимова М.И., 1960 г.р., Казань
  37. Хазиева В.В., 1971 г.р., Казань
  38. Юсупова В.Н., 1951 г.р., Казань
  39. Юхновский А.П., 1968 г.р., Казань
  40. Яшина Е.В., 1978 г.р., Казань
  41. Яруллин Д.Н., 1941 г.р., Казань

Интернет-источники

  1. Мемориал Великой Отечественной войны. – Режим доступа: http://www.kremnik.ru
  2. ОБД «Мемориал». – Режим доступа:https://www.obd-memorial.ru
  3. Сайт «Подвиг народа». – Режим доступа:http://www.podvignaroda

Сафиуллин Хайдар Лутфуллович,

 участник битвы на Курской дуге,

освобождал Освенцим в январе 1945 года


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой"

Классный час – презентация о воинах интернационалистах, посвященный  23 февраля.Война коснулась многих. Со всех уголков России направлялись сюда  солдаты для выполнения « интернационал...

Нет в России семьи такой, где б ни памятен был свой герой

Сценарий мероприятия, посвященного 68-летию Победы  «Нет в России семьи такой, где б ни памятен был свой герой». Здесь представлены результаты поисковой и исследовательской деятельности учеников ...

Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой!

Мероприятие, посвященное дню Победы....

Межпредметный проект, посвященный победе в Великой отечественной войне " Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой..."

Данный проект направлен на привлечение внимания учащихся к военной истории своей семьи, на воспитание патриотических чувств, единство с историей своей Родины, формирование исторической памяти. Учителя...

Сценарий устного журнала ко дню Неизвестного Солдата для 1-4 классов "Нет на земле и в России семьи такой, где бы ни памятен был свой герой!" (Савочкина Д. В. и Аверина Е. Л.)

Сценарий устного журнала ко дню Неизвестного Солдата для 1-4 классов "Нет на земле и в России семьи такой, где бы ни памятен был свой герой!" (Савочкина Д. В. и Аверина Е. Л.) http://www.authorst...

Нет в России семьи такой, чтоб не памятен был свой герой...

В нашей семье был, есть и останется героем мой дед, Беляев Андрей Федорович. Дедушка родился 14 октября 1918 года в селе Алексеевка Верхнехавского района Воронежской области, откуда и был призван на с...

«Лучший социальный школьный проект»: «Нет в России семьи такой, Где не памятен был свой герой».

Историческое значение каждого человека измеряетсяего заслугами Родине, а человеческое достоинство- силою его патриотизма.Н.Г. ЧернышевскийАктуальность проблемы:Патриотическое чувство не возникает само...


 

Комментарии

Яковлева Маргарита Сергеевна

Максим,Катя,Наталья Геннадьевна! Вы проделали большую работу по сохранению памяти о великом времени,когда вся страна встала на защиту Родины. Вы патриоты своей страны, летописцы ее истории. Сейчас к сайтам Мемориал и Подвиг народа добавился еще сайт Память народа. Я стараюсь работать на нем,там больше информации. Там есть документы с военно-пересыльных пунктов и перебираются варианты фамилий, а ведь в военных документах много неточностей.У вас так много участников поиска. Можно написать отдельно о каждом солдате, и тогда на вашем сайте,Наталья Геннадьевна,будет виртуальный музей памяти. А ребята смогут получить св-ва участников Вахты памяти. Только нужно работы размещать по другой ссылке,она рядом с той,по которой размещали эту работу.Спасибо большое за участие в Вахте памяти,за то.что поделились с нами своим опытом по патриотическому воспитанию.