Внеурочное мероприятие: «Пословицы и поговорки о казаках». 5 класс.
план-конспект занятия (5 класс)
«Без углов курень не строиться, без пословицы речь не молвиться». Пословицы и поговорки казаков».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1.docx | 27.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеурочное мероприятие: «Пословицы и поговорки о казаках». 5 класс.
«Без углов курень не строиться, без пословицы речь не молвиться». Пословицы и поговорки казаков».
Учитель: Квасова Елена Александровна
Цели:
- ознакомить обучающихся с казачьими пословицами и поговорками, помочь понять их скрытый смысл;
-дать необходимые представления о казаках;
- обогащать словарный запас обучающихся;
- развивать познавательные, аналитические и творческие способности обучающихся;
- воспитывать уважительное отношение к культурному наследию своего народа.
Методические приёмы: беседа, викторина, художественное чтение отрывков из произведений.
Теория: история появления казаков на землях Кубани .
Словарная работа: казак.
Оборудование: шкатулка, дерево из цветной бумаги с оголёнными ветками, цветы красного, жёлтого и синего цвета, карточки с заданиями, подборки пословиц и поговорок, презентация «Пословицы и поговорки о казаках», мультимедиа-проектор, экран, компьютер.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
- Организация начала занятия.
Я спешу сказать вам: «Здравствуйте!»
Чтоб пожелать вам здоровья доброго.
Я спешу сказать вам: «Благости!»
Чтоб пожелать вам счастья нового.
Я спешу сказать вам: «Радости!»
Удач, успехов и везения!
И всем, сидящим в этом классе
Прекраснейшего настроения!
- Ребята! Сегодня у нас на занятии присутствуют гости. Давайте поприветствуем их.
- Вступительное слово учителя.
- Ребята, как называется наша малая родина, наш край? (Краснодарский край, Кубань.)
- Краснодарский край - жемчужина России.
Могучие горы,
Степные просторы,
Приморского берега грань…
Леса и поляны,
Спады и лиманы –
Все это родная Кубань. (Слайды)
- Сообщение темы занятия.
Издавна наш край славился поэтическими преданиями, пословицами и поговорками, песнями и сказками.
Уж много лет лежит, говорят, на дне Кубани заветная шкатулка с дивным кладом. Обросла тиной густой, песком жёлтым, занесло её илом зелёным, ключи студеные её сторожат, и не так-то просто шкатулку сыскать. А клад в ней непростой – все камни изумруды, цены им нет. Вот тот, кому в руки эти изумруды попадутся, проживёт светло и радостно и в жизни никогда не заблудится. Камни ему верную дорогу укажут.
Многие смельчаки хотели разыскать заветную шкатулку, старики и место указывали, только не даётся в руки клад. Глубоко от людских глаз запрятан …
Ещё и другое про шкатулку говорят. Удалось самому храброму, смелому и доброму человеку отыскать её. (Учитель снимает ткань, которой закрыта шкатулка, стоящая на парте перед доской.) Открыл он шкатулку, а в ней не самоцветы вовсе, а иное диво волшебное: сказки да предания заветные… (Учитель открывает шкатулку.) Чем не богатство? Не стал прятать их добрый человек от людей - и пошли они бродить по хуторам и станицам, из уст в уста …
Ребята, а как называются народные произведения, которые передаются из уст в уста? (Устное народное творчество, фольклор)
Верно. Давайте заглянём в заветную шкатулку кубанского фольклора. Только сразу все её тайны не будем раскрывать, а начнём знакомство с малых жанров кубанского фольклора.
Подойдите к шкатулке капитаны команд и достаньте из неё по одной карточке.
(Дети достают карточки со словами «Пословицы и поговорки», «казаках», «о».)
- Встаньте в ряд так, чтобы получилось предложение.
(Дети должны встать в ряд так, чтобы получилось предложение «Пословицы и поговорки о казаках».)
- Прочитайте полученное предложение. (Слайд)
- «Пословицы и поговорки о казаках» - тема нашего занятия.
Сегодня мы познакомимся с пословицами и поговорками о казаках, попробуем объяснить их смысл и даже поучимся сами составлять краткие народные изречения.
- Знакомство с пословицами и поговорками о казаках.
На столе представлена казачья атрибутика (…..)
- Ребята, как вы думаете, кому это все принадлежит? (Казакам.)
- А что вы, ребята, знаете о них? (Ответы детей.)(Слайды)
- Слово казак означает «вольный». Первое появление слова « казак» в документах относится к 1444 году.
В 1775 году вольные казаки Запорожской Сечи приняли решение подчиниться Российской империи. Так появилось Кубанское казачество, которое и сегодня остается верной данной в конце XVIII века присяге.
Малороссии были нужны люди, которые охраняли бы пустующую границу Черноморья. Одним из первых, кто выступил за создание нового казачьего войска, был князь Потемкин-Таврический.
За отвагу и преданность Черноморским казакам даровали новые земли на Тамани. В рескрипте Государыни Екатерины II говорилось: «Войску верных казаков черноморских был пожалован остров Фанагория с землями между Кубанью и Азовским морем».
Наградой стали также войсковое знамя с надписью «За веру и верность» и право торговать вином и товарами. С этого времени казаки навсегда попрощались с Украиной. На Кубань прибыло более 20 000 тысяч казаков, которые и занялись колонизацией. Были построены десятки станиц, которые черноморцы называли куренями. Новорожденную столицу окрестили в честь Императрицы – Екатеринодаром.
Поселенцы старались сохранить свои традиции, культуру и уклад жизни, даже традиционный чуб каждый носил. Все это нашло отражение и в малых жанрах фольклора.
Пословицы о казаках помогают нам узнать, какими людьми они были, чем дорожили, как трудились и как отдыхали.
- Сейчас мы с вами сделаем несколько заданий по парам. У каждой пары будет свое задание. Задания будут раздаваться на карточках разных цветов. На слайде будет представлены цвета и условия заданий.
Задание 1. «В пословице ума – несметная сума».
Попробуйте объяснить это высказывание. (Ответы детей.)
Задание: ребята должны прочитать группу пословиц и определить черты характера казака, о которых говорилось в пословицах.
Пословицы 1 (Карточка):
Казаку честь за Родину лечь.
Казак скорее умрёт, чем с родной земли сойдёт.
Казак донской – рубака лихой.
Казакам мила родная сторона.
- В чём состояла главная забота казака? (Защита родной земли.)
- Что ещё говорят о казаке эти пословицы? (Казак отважен, храбр, смел)
Пословицы 2 (Карточка):
Ветру – поле, казаку – воля.
Донская земля дармоедов не кормит.
Кто ленится, тот не ценится.
Дерево смотри в плодах, а казака в делах.
Казак без труда, что земля без воды.
- Какими качествами обладает казак? (Трудолюбие, вольнолюбие)
Пословицы 3 (Карточка):
Казак без друга, что дуб без корней.
Враг – грозись, а казаки друг за друга держись.
Когда два казака заодно, – любого врага одолеют
Казак дружбу соблюдает: и в хоре певец, и в бою молодец.
- Что говорят о казаке эти пословицы? (Казак ценит дружбу и друзей, смел в бою)
Задание 2. «Восстановите пословицу». (Слайд)
- Пословицы рассыпались, распались на части. Задание: соберите пословицу из двух частей.
Учитель раздаёт парам карточки с частями пословиц.
Команды должны получить следующие пословицы:
1 пара: Каков казак, таков и рысак.
2 пара: Казак с конём и ночью, и днём.
- пара: Казак сам не поест, а коня накормит.
4 пара: Казак без коня, что воин без ружья.
5 пара: Без коня казак круглая сирота.
- О чём говорят эти пословицы? Кто был верным другом казака? Как казак относится к своему коню?
Задание 3. «Конкурс закончи пословицу». (Слайд)
- Вопросы задаются каждой группе.
- Обратим внимание на казачьи пословицы, в которых говорится о мудрости самих пословиц и поговорок.
- Вам надо правильно закончить пословицу.
1) «Поговорка – цветочек, пословица - …» (Ягодка.)
2) «Пословица – всем углам …» (Помощница.)
3) «Добрая пословица не в бровь, а …» (В глаз.)
А сейчас задание будет для всех. Смотрите, какое у нас появилось дерево. И на нем совсем нет зелени. Наша с вами задача сделать так, чтобы на этом дереве появились листочки. Но они должны появиться не просто так. А так, чтобы у каждого листочка было свое место. Сегодня мы с вами вспомнили и узнали много пословиц о казаках. Многие важные темы там затронуты. У каждого из вас на столах лежат пословицы о казаках на разные темы. Наша задача сгруппировать эти пословицы по темам и поместить на наше дерево. (Дружба, родина, труд)
Пословицы, предложенные ученикам:
Когда два казака заодно, – любого врага одолеют
Казак дружбу соблюдает: и в хоре певец, и в бою молодец.
Когда два казака заодно, никакой коршун не страшен.
Нет друга ищи, а нашёл – береги.
Казак без друзей, что дуб без корней.
Дружба заботой славится.
Казак в труде, как в бою, славит Родину свою.
Кто ленится, тот не ценится.
Донская земля дармоедов не кормит.
Землю красит солнце, а человека труд.
Казак без труда, что земля без воды.
Дерево смотри в плодах, а казака в делах.
Казак скорей умрет, чем с родной земли сойдет.
Родимая сторонушка- матушка, а чужая- мачеха.
На чужой сторонушке рад своей воронушке.
Казаку честь за Родину лечь.
В гостях хорошо, а дома лучше.
Казакам мила родная сторона.
- Подведение итога занятия. (Слайд)
Ребята, наше занятие подходит к концу. Поделитесь своими впечатлениями от него. Возьмите эту куклу (шапку или т.п.) и ответьте на любой из этих вопросов, после того, как ответите, передайте вещь дальше.
- Интерес – Что интересно было на занятии ?
- Творчество – Какие творческие работы вы выполняли ?
- Обучение – Что нового узнали?
- Главное – Какие мысли были главными на занятии?
- Рефлексия.
Ребята! В волшебной шкатулке лежат цветы красные, желтые и синие. Если вам понравилось наше занятие, вы берёте красный цветок, если вам было скучно -жёлтый, если не понравилось - синий. Давайте украсим наше дерево с пословицами весенними цветами.
На доске прикреплён коричневый ствол дерева с оголёнными ветками.
Подойдите к шкатулке ребята, выберите нужный вам цветок, возьмите его и прикрепите к дереву.
- Посмотрите на дерево. Каких цветов больше?
Учитель подводит итог, учитывая мнения детей, высказанные разными цветами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы. Пословицы и поговорки. КВН. 5 класс
Урок закрепления изученного материала по теме"Пословицы и поговорки" . Урок-КВН...
Внеурочное мероприятие по обществознанию для 5-6 классов. на тему "Семейные традиции".
Кроссворд, инсценировка, работа в группах....
Игра по теме "Пословицы и поговорки" (5 - 7 класс)
Игра проводится после изучения темы "Пословицы и поговорки", состоит из 7 туров и рассчитана на 45 минут . Класс делится на команды по 5-6 учащихся, за каждый правильный ответ команда полу...
Внеурочное мероприятие по русскому языку в 7 классе
Внеурочное мероприятие по русскому языку в рамках декады словесности "Экология в филологии". В качестве дидактического матераила используются произведения русского фольклора, что способствует формиров...
внеурочное мероприятие по английскому языку в 5 классе "Звездный час "Лондон""
материал полезен после прохождения темы Лондон, где в увлекательной форме проходит его закрепление...
Внеклассное мероприятие "Пословицы и поговорки"
Методическая разработака внеклассного мероприятия по литературе...