Игра по теме "Пословицы и поговорки" (5 - 7 класс)
методическая разработка по литературе (5, 6, 7 класс) на тему

Анисимова Екатерина Карповна

Игра проводится после изучения темы "Пословицы и поговорки", состоит из 7 туров и рассчитана на 45 минут .  Класс делится на команды по 5-6 учащихся, за каждый правильный ответ команда  получает очко. Побеждает команда, набравшая большее количество очков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poslovitsy_i_pogovorki_igra.docx16.03 КБ

Предварительный просмотр:

Игра по теме "Пословицы и поговорки" (5-7 класс)

Цель: определить уровень знаний учащихся по данной теме.

Задачи: 1) обобщить и расширить знания учащихся о пословицах и поговорках русского народа;

2) развивать речь учащихся, формировать познавательный интерес к фольклору;

3) воспитывать любовь и уважение к культурному наследию своей Родины.

1. Разминка. (Команды получают листочки с вопросами и отвечают письменно, время - 5 минут.)

1)  Что такое пословица? (Пословица – краткое народное изречение, имеющее поучительный смысл.)

2)  Чем отличается пословица от поговорки? (Пословица – законченное  суждение, поговорка – часть  суждения.)

3)  Закончите высказывание: "Поговорка – цветочек, пословица - … ". ("Поговорка – цветочек, пословица – ягодка".)

4) Каким способом и от каких слов образованы слова ПОСЛОВИЦА и ПОГОВОРКА? (приставочно-суффиксальным способом от слов "слово" и "говорить")

2. Изучение и собирание пословиц и поговорок. (Кто быстрее поднимет руку?!)

1)  Кто положил начало научному изучению пословиц и поговорок? (М.В. Ломоносов)

2) Когда пословицы и поговорки начали печататься? (со второй половины 18 века)

3) Назовите известного вам составителя сборника пословиц и поговорок. ( И.М. Снегирёв, Ф.И. Буслаев, А.Н. Афанасьев, В.И. Даль)

4) Какой русский писатель, лексикограф, этнограф и языковед назвал пословицу "коротенькой притчей", "сводом народной мудрости"? (Владимир Иванович Даль)

5) Как называется четырёхтомный труд В.И. Даля? ("Толковый словарь живого великорусского языка")

6) Величайший русский поэт, создатель современного литературного языка, автор известных сказок. Он широко использовал пословицы и поговорки в своих произведениях.  Этот человек  восторженно отозвался о пословицах: "Что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! Что за золото!" Назовите имя автора этих слов. (Александр Сергеевич Пушкин)

3. Числительные в пословицах. (Команды отвечают в порядке очерёдности.)

Назовите  пословицы,  в  которых  употреблены числительные. (Семеро  одного  не  ждут.  Семь  раз  отмерь,  один  раз  отрежь.  За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь.)

4. Антонимы в пословицах. (Команды отвечают на листочках, время - 5 минут.)

Вспомните пословицы, в которых встречаются антонимы. (Ученье – свет, а неученье – тьма. По одёжке встречают, по уму провожают. Маленькое дело лучше большого безделья. Добро побеждает зло. Старый друг лучше новых двух. Тяжело в учении, легко в бою. Мягко стелет, да жёстко спать.)

5. Зарубежные пословицы и поговорки. (Кто быстрее поднимет руку?!)

К зарубежной  пословице  подберите соответствующую ей  по смыслу русскую пословицу.

1)  Перо  сильнее  меча. (Что  написано пером, не вырубишь и   топором.)

2)  Вылетевшее слово и на четвёрке лошадей не  догонишь. (Слово не воробей, вылетит  – не поймаешь.)

3)  С  богачом  о бедности  не  говорят. (Сытый  голодного  не  разумеет.)

4) Друга  узнаешь  в  опасности. (Друзья  познаются  в  беде.)

5) Если  есть  дым, есть  и  огонь. (Дыма  без  огня  не  бывает.)

6)  За стаей  фазанов погнался  –  ни  одного не  поймал. (За  двумя зайцами  погонишься  –  ни одного  не  поймаешь.)

7)  Молчаливость  лучше многословия. (Слово – серебро, молчанье – золото.)

8) Зонт  готовь  при  ясной  погоде. (Готовь  сани  летом, а  телегу – зимой.)

9)  Много  людей, много  и  мнений. (Сто  голов, сто  умов.)

10)  Не  суди о человеке по его внешности. (По одежде встречают,  по  уму провожают.)

11) Из иголки делают палку. (Из  мухи  делать  слона.)

12)  Плясать под чужую музыку. (Плясать  под  чужую  дудку.)

6. "Четвёртый лишний".  (Команды отвечают на листочках, время - 1 минута.)

Среди пословиц и поговорок укажите лишнюю. Объясните, почему она лишняя.

С лица воду не пить. 

Сам воробей, а поёт как соловей.

Лицом пригожа, да нравом негожа. 

Ближняя копеечка дороже дальнего рубля. (Лишняя, так как пословица, а все остальные - поговорки.)

7. Вспомните и назовите по двум данным словам пословицы и поговорки. (Команды отвечают в порядке очерёдности.)

1) дело – смело;                              

2) время – потеха;                          

3) журавль – синица;

4) лес – щепка;                                

5) слово – воробей;                        

6) перо – топор;                                          

7) болит – говорит;                          

8) брод – вода.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра "Своя игра" по ПДД для 5 класса

Игра выполнена в упрощенной форме, по шаблону, дети могут играть командами...

Дидактическая игра-конкурс "Своя игра" для учащихся 7-го класса.

Выбранная форма дидактического конкурса наиболее удобна для проведения коллективных мероприятий, в которых могут принять участие учащиеся всей параллели 7 классов школы.  Поэтому наиболее подходи...

Презентация к уроку-игре СВОЯ ИГРА по теме Кулинария.7.класс.

Презентация для урока-игры по теме кулинария для 7 класса с применением эффектов анимации. Выбрав вопрос в таблице на слайде 2, вы попадаете на слайд с вопросом. После ответа детей по щелчку мыши можн...

Литературная игра по пословицам и поговоркам 5 класс

Литературная игра по пословицам и поговоркам 5 класс...

Литературная игра по пословицам и поговоркам.

Методическая разработка литературной игры...

Оригинальные игры с пословицами и поговорками

Материал будет полезен как дидактический материал на уроке, может быть использован при проведении внеклассных мероприятий по предмету или при проведнии предметной недели....