Emercom- академия безопасности ( 8 класс)
материал (8 класс)
В настоящее время одна из важнейших задач – обеспечение безопасности жизни и здоровья детей, поэтому подготовка детей к действиям в экстремальных условиях – важнейшая составляющая воспитания и социализации подростков. Самое важное –научить детей правилам жизни во взрослом мире. Речь идет не столько о заучивании детьми правил, сколько о воспитании. Только выполнение правил безопасного поведения без осознания механизма возникновения чрезвычайного происшествия и правильного действия в каждой конкретной ситуации, без самодисциплины и самоконтроля не может гарантировать безопасности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_emercom_1.docx | 55.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №5»
Приложение к основной
образовательной программе НОО (ООО)
приказ от 16.07.2019 № 182-о
Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«EMERСOM»-академия безопасности»
8 класс
34 часа
Составитель:
Попова Е.В., учитель физической культуры
Согласовано Протокол заседания методического совета от ___________№ | Согласовано Заместитель директора по УВР ___________________________ |
Югорск, 2019 г.
Пояснительная записка
Человеческая жизнь становится все более комфортной, удобной: быстрая еда, одноразовые гигиенические средства, множество технологий, упрощающих быт. Это для нас – взрослых. А когда ребенку доверяем самостоятельное передвижение по городу, сердце замирает, вдруг что случится, сможет ли он правильно сориентироваться в сложной ситуации? Возникает вопрос, как мы взрослые, можем помочь детям в решении их проблем, интересно и с пользой организовать школьную жизнь, обеспечить необходимые условия для безопасности. Актуальность программы в том, что ее социально-педагогическая направленность ориентирована на воспитание гражданина «безопасного» типа, знающего основы защиты человека и общества от современного комплекса опасных факторов и умеющего применить эти знания на практике.
В настоящее время одна из важнейших задач – обеспечение безопасности жизни и здоровья детей, поэтому подготовка детей к действиям в экстремальных условиях – важнейшая составляющая воспитания и социализации подростков. Самое важное –научить детей правилам жизни во взрослом мире. Речь идет не столько о заучивании детьми правил, сколько о воспитании. Только выполнение правил безопасного поведения без осознания механизма возникновения чрезвычайного происшествия и правильного действия в каждой конкретной ситуации, без самодисциплины и самоконтроля не может гарантировать безопасности.
Все это стало предпосылками к созданию программы «EMERСOM»-академия безопасности».
Программа «EMERСOM» - академия безопасности» является важным этапом обеспечения социальной защиты человека.
Её реализация позволит:
- максимально вовлечь педагогов, детей и родителей в планирование жизнедеятельности классного коллектива;
- использовать различные формы организации деятельности обучающихся, которые позволят развивать творческие способности ребенка и его социально-значимые качества;
- расширит круг субъектов образования, а также привлечь представителей профессиональных сообществ: медицинской службы, области культуры, психологии, МЧС.
- повысит информированность детей в области чрезвычайных ситуаций, даст им практические рекомендации по защите и должна способствовать снижению смертности, заболеваемости и травматизма среди обучающихся от вредных и опасных факторов окружающей среды;
- поможет выработать у них психологическую устойчивость в чрезвычайных ситуациях, а также бережное отношение к себе и окружающей среде;
- повысит уровень эстетического воспитания.
В течение всего года во время классных часов, познавательно-игровых занятий, уроков физкультуры, технологии, музыки, экскурсий, бесед с участием специалистов предприятий и учреждений города, социально значимых дел, дискуссий и диспутов, интерактивных, ролевых игр, семейных посиделок, творческих мастерских, спортивных мероприятий ребята научатся выполнять правила пожарной безопасности в быту, при использовании электрических и газовых приборов, в общественных местах, транспорте. Сформируют устойчивые навыки соблюдения и выполнения правил дорожного движения (пешеход, велосипедист); будут учиться ориентироваться в дорожно-транспортной ситуации; оценивать ситуацию на улице и проектировать свои действия, выбирая наиболее безопасный путь следования (правильно переходить дорогу, перекресток, правильно переходить дорогу при высадке из транспортного средства). Смогут оказать первую доврачебную помощь не только себе, но и товарищу. Занятия в спортивных залах помогут сформировать выправку, подтянутость, выносливость, умение правильно и быстро выполнять команды, строевые приёмы, вести здоровый образ жизни, правильно питаться.
В программе «Emercom»- академия безопасности» разработана для детей восьмых классов, рассчитана на 34 часа, в ней выделяется 4 модуля, где каждый предполагает определенный этап позиционирования и самоопределения относительно задачи.
Модуль 1 «Терроризм угроза обществу», ребята узнают историю возникновения и развития терроризма,
Модуль 2 «Тест-драйв», в рамках которого сформируются элементарные умения и навыки безопасности при пожаре
Модуль 3 «Помоги себе сам», формирование элементарных умений и навыков оказания себе доврачебной помощи (ожоги, повреждения мягких тканей), психологическая подготовка.
Модуль 4 «Кредо», обучение правилам этикета за столом и танцевальном зале, формирование навыков строевой подготовки.
Все эти модули будут завершаться образовательными событиями, в которых примут участие дети и родители.
Программа разработана с учетом
- требований Федеральных законов Российской Федерации: «Об образовании», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об охране окружающей природной среды», «О пожарной безопасности», «О безопасности дорожного движения», «О гражданской обороне»;
- общероссийской детско-юношеской организации «Российское движение школьников»;
- атласа новых профессий;
- концепции духовно-нравственного воспитания;
- концепции дополнительного образования Ханты-Мансийского автономного округа-Югры,
- программы воспитания и социализации обучающихся МБОУ «Средней общеобразовательной школы № 5»
Цель и задачи программы
Основная цель программы - создать единое образовательно-воспитательное пространство, способствующее формированию у обучающихся необходимых умений и навыков безопасного поведения в быту, в случае возникновения различных чрезвычайных ситуаций.
Основные задачи программы:
- сформировать умения и навыки безопасного поведения в быту (улица, дом, общественные места, места с большим скоплением людей).
- сформировать умения и навыки для оценивания и проектирования своей жизнедеятельности с точки зрения всех возможных рисков.
- развить физические и духовные качества личности, обеспечивающие безопасное поведение человека в опасных ситуациях жизнедеятельности.
- воспитать культуру безопасности, ответственности за личную безопасность, ответственного отношения к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности.
- эстетическое воспитание.
Содержание курса внеурочной деятельности
Тема | Формы организации деятельности | Основные виды деятельности |
Модуль 1 «Терроризм угроза обществу» | ||
История возникновения терроризма. | Лекция | Беседа, просмотр видеороликов, презентаций |
Терроризм - угроза обществу! | Беседа | Встреча с представителем МЧС |
Скажем терроризму – НЕТ! | Беседа | Изготовление листовок. |
«Безопасность – ответственность каждого» | Наставничество | Встреча с ребятами 4 класса |
Защита от терроризма | Беседа | Выпуск стенгазеты «Защита от терроризма» |
Модуль 2: «Тест-драйв» | ||
Вводное занятие. Знакомство с профессией пожарного | Лекция | Встреча с сотрудником пожарной части |
Условия и причины возникновения пожаров и взрывов. Пять правил пожарной безопасности | Лекция | Беседа |
Правила пожарной безопасности | Лекция | Выпуск стенгазеты « Пожарная безопасность» |
Правила поведения при пожаре и угрозе взрыва. Действия при пожаре в общественном месте. | Лекция | Просмотр фильма |
Огнетушители. Особенности различных типов огнетушителей. | Лекция | Беседа, практическая часть |
Оказание первой медицинской помощи пострадавшим при пожаре | Лекция | Практическая работа |
« Пожарная безопасность» | Тестирование. | |
Модуль 3 «Помоги себе сам» | ||
« Собери аптечку в дорогу!» | Практическое занятие | Игра |
Оказание первой доврачебной помощи при травмах опорно-двигательного аппарата. | Лекция | Просмотр фильма |
Вывихи. Растяжение. Оказание первой помощи. | Практическое занятие, проблемный диспут | Практическое занятие |
Обморожение. Оказание первой помощи. | Практическое занятие, проблемный диспут | Практическое занятие |
Психология и средства психологического изучения коллектива. Особенности взаимоотношений в коллективе. Коллективные настроения и традиции коллективов | Психологические тренинги. Проблемные диспуты | Психологические тренинги |
Сплоченность коллективов. Пути ее достижения. Взаимовыручка и взаимопомощь, в том числе и в критических ситуациях. | Психологические тренинги. Проблемные диспуты | Психологические тренинги |
Адаптация. Саморегуляция. Воля. Как развивать свои способности | Психологические тренинги. Проблемные диспуты | Психологические тренинги |
Модуль 4 «Кредо» | ||
Строевые приемы и движение без оружия. Строевая стойка. Повороты на месте. Движение строевым шагом. Повороты в движении. | Практическое занятие | Практическое занятие |
Выполнение воинского приветствия, выход из строя и возвращение в строй. Подход к начальнику и отход от него. Развернутый строй. Походный строй. | Практическое занятие | |
Венский вальс | Практическое занятие | Практическое занятие |
Этикет за столом | Практическое занятие | Практическое занятие |
Модуль 1 «Терроризм угроза обществу»
Образовательная задача:
-объяснить сущности терроризма, его типы и цели;
- сформировать умения и навыки безопасного поведения в случае возникновения террористических актов.
-совершенствование у школьников знаний о терроризме;
-формирование общественного сознания и гражданской позиции подрастающего поколения.
Учебная задача:
-сформировать у обучающих осознанию важности собственного участия в вопросах безопасности страны и собственной безопасности.
Программа модуля
Образовательная форма | Игровая форма | Тема | Кол-во часов |
Беседа, просмотр видеороликов, презентаций | Лекция | История возникновения терроризма. | 1 |
Видеоролик, беседа | Лекция | Терроризм в школе «Трагедия в Беслане» | 1 |
Беседа, памятка | Беседа | Это может случиться с каждым. Как себя вести во время террористического акта. | 1 |
Встреча с представителем МЧС | Беседа | Терроризм - угроза обществу! | 1 |
Изготовление листовок. | Беседа | Скажем терроризму – НЕТ! | 1 |
Встреча с ребятами 4 класса | Наставничество | «Безопасность – ответственность каждого» | 1 |
Выпуск стенгазеты «Защита от терроризма» | Беседа | Защита от терроризма | 1 |
7 |
Учебно-методическое обеспечение
- Борьба с терроризмом [Текст]: [сборник статей.] / Российская академия наук,
Общественно-консультативный совет по проблемам борьбы с международным
терроризмом; [сост. Л. В. Брятова]. - М.: Наука, 2004. - 237
- Психология терроризма предупреждение и
пресечение террористических актов / И. Е. Иванов; Санкт-Петербургский
госуниверситет психологии и социальной работы. - СПб.: Камея, 2005. - 125 с.
3. Современный терроризм и методы антитеррористической
деятельности [Текст]: рек. к изд. УМЦ «Профессиональный учебник» в качестве
монографии / С. Е. Метелёв. - М.: ЮНИТИ - ДАНА : Закон и право, 2008.
4. Основы противодействия терроризму [Текст]: допущено УМО по образованию в
области менеджмента: учеб. пособие для студентов вузов, обуч. по специальности
«Менеджмент организации» / Я. Д. Вишняков [и др.]; под ред. Я.Д. Вишнякова. - М.:
Академия, 2006.
5. Противодействие преступлениям террористической и экстремистской
Направленности [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие / В.В. Волченков, А.Б.
Богданов, И.И. Ильинский [и др.]; под ред. В.В. Волченкова, Б.П. Михайлова. - М.:
Юнити-Дана, 2015. - 432 с.
6. Плакаты о терроризме [Текст] // Основы безопасности жизнедеятельности. -
2004. - № 10. - С. 16-17.
7. Солдатова, Г. У. Психологические последствия террористического акта:
Опыт Беслана [Текст] / Г. У. Солдатова, Л. А. Шайгерова, В. Н. Шляпников //
Психологический журнал. - 2008. - № 6: т. 29. - С. 15-25.
8. Щебланова, В. В. Предупреждения и последствия террористических
действий: возможности социальной работы [Текст] / В. В. Щебланова // ОЖСР. -
2006. - №2. - С. 11-15.
Модуль 2: «Тест-драйв»
Образовательная задача:
- сформировать умения и навыки использования средств пожаротушения.
- сформировать умения и навыки выполнения правил пожарной безопасности в быту, при использовании электрических и газовых приборов, в общественных местах, транспорте.
- сформировать умения и навыки безопасного обращения с огнем.
- сформировать умения и навыки действий при поступлении сигнала «Внимание всем!».
- воспитывать чувство ответственности, культуры безопасного поведения с точки зрения пожарной безопасности.
Учебные задачи модуля:
- сформировать умения и навыки оценивает ситуацию и проектирует свои действия в случае возникновения пожара, возгорании, задымлении (в доме, в общественных местах, транспорте) и их недопущения
Программа модуля
Образовательная форма | Игровая форма | Тема | Кол-во часов |
Лекция, Просмотр видео урока | Встреча с представителями МЧС. Проектория открытый урок «Спасатели» | Профессия пожарный. История пожарной охраны | 1 |
Проблемная дискуссия | Экскурсия в 4 ПЧ «9 ОФПС по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре» | Что такое огонь? Пожар как явление. Основные характеристики горючей среды и источников зажигания. Отчего происходят пожары? Данные по пожарам за последний год. Рассказы о некоторых характерных пожарах | 1 |
Лекция | Путешествие в страну Безопасность, встреча с представителями МЧС | Правила пожарной безопасности в школе, общественных местах, дома и транспорте. Сигнал «Внимание» | 1 |
Проблемная дискуссия | Практические занятия, эвакуация с представителями МЧС | Что делать при возникновении пожара (в местах с большим пребыванием люде, дома, транспорте)? | 1 |
Тренинги по освоению навыков использования первичных средств пожаротушения в быту | Практические занятия, экскурсия в 4 ПЧ «9 ОФПС по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре» | Первичные средства тушения пожаров. Пожарные автомобили и противопожарное оборудование | 1 |
Лекция | Конкурс рисунков | Изучение средств индивидуальной защиты органов дыхания | 1 |
Конкурс | Семинар | Создание проекта «Профессия пожарный» | 1 |
Тестирование | «Пожарная безопасность» | 1 | |
Подведение итогов | Квест | Знаю. Умею. Применяю | 1 |
9 |
Учебно-методическое обеспечение
- Безопасность в быту. Пожары. В криминальной среде. Наркомания и суицид. Безопасность здоровья. Экология и здоровье. Безопасность: организация и управление //Библиотека журнала "Основы безопасности жизнедеятельности".-2006.-№2.-С.83-200.
- Уроки безопасности и уроки без опасности/И. Бутенко //Основы безопасности жизнедеятельности.-2006.-№9.-Сстатьи
- День знаний - и день безопасности/М. Быстрова / Гражданская защита.-2006.-№9.-С.55-56.
- Не пускайте Красного Петуха в дом/М. Васильев / Основы безопасности жизнедеятельности.-2004.-"12.-С.9-11.
- Пожарные во Франции/ А. Воробейчиков, А. Захаров //Гражданская защита.-2005.-№9.-С.35.
- Гринин и взрывная безопасность/ / Гринин жизнедеятельности: Учеб. пособие/ , .-М., 2002.-С.95-1я73 Г85
- "Мы первыми приходим на помощь". Как работать с населением/ В. Гуржей //Основы безопасности жизнедеятельности.- 2005.-№9.-С.50-54.
- Государственный пожарный надзор в современных условиях/ Ю. Дешевых, В Волков //Гражданская защита.-2006.-№3.-С. 15-17.
- Творческий подход приветствуется. Дружины юных пожарных: создание и работа/Л. Дмитриева //Основы безопасности жизнедеятельности.-2006.-№6.-С.33-54.
- Оценка пожарной опасности в образовательных учреждениях/В. Ефимов //Основы безопасности жизни.-2004.-№5/май/ - С.45-49.
- Пожарная безопасность образовательных учреждений/В Ефимов //Основы безопасности жизни.-2004.-№7.-С.31-34.
Модуль 3 «Помоги себе сам»
Образовательная задача:
- познакомить с психологией риска и чрезвычайных ситуаций
- сформировать умения и навыки выполнения основных приемов саморегуляции.
- сформировать умения и навыки мобилизационного, адекватного, грамотного поведения в кризисных ситуациях.
- сформировать умения и навыки при оказании доврачебной помощи при повреждении мягких тканей, ожогах, укусах комаров, при отравлении угарным газом, при травме опорно-двигательного аппарата (кисти рук, бедра, колена)
- сформировать умения и навыки оказания себе помощи при головной боли, боли в мышцах шеи и плеч.
- воспитывать чувство ответственности за личное здоровье и окружающих
Учебные задачи модуля:
- оценивает ситуацию на улице и проектирует свои действия в случаях получения какой-либо травмы, головной и мышечной боли.
- оценивает стрессовую ситуацию и проектирует свои действия с точки зрения психологии, направленные на личную безопасность и безопасность окружающих.
Образовательная форма | Игровая форма | Тема | Кол-во часов |
Лекция | Встреча с представителями медицинского учреждения | Первая доврачебная помощь при травмах и правила ее оказания | 1 |
Групповая работа | Игра «Собери аптечку» | Средства оказания первой доврачебной помощи. Медицинская (домашняя) аптечка. Ее содержание. | 1 |
Практическое занятие, проблемный диспут | Занятия с представителями медицинской службы | Перевязочные материалы, дезинфицирующие средства. | 1 |
Раны, их виды. Раневой процесс. | 1 | ||
Первая доврачебная помощь при кровотечениях. | 1 | ||
Правила наложения жгута, ватно-марлевой повязки. | 1 | ||
Оказание первой доврачебной помощи при травмах опорно-двигательного аппарата. | 1 | ||
Вывихи. Растяжение. Оказание первой помощи. | 1 | ||
Оказание первой помощи при обмороке. | 1 | ||
Обморожение. Оказание первой помощи. | 1 | ||
Укусы насекомых и пресмыкающихся. Оказание первой помощи. | 1 | ||
Психологические тренинги. Проблемные диспуты | Встреча с психологами | Психология и средства психологического изучения коллектива. Особенности взаимоотношений в коллективе. Коллективные настроения и традиции коллективов | 1 |
Сплоченность коллективов. Пути ее достижения. Взаимовыручка и взаимопомощь, в том числе и в критических ситуациях. | 1 | ||
Адаптация. Саморегуляция. Воля. Как развивать свои способности | 1 | ||
14 |
Учебно-методическое обеспечение
1. Ю.Л. Воробьев «Основы безопасности жизнедеятельности» М.:, «Астрель-ACT», 2002г.
2. П.А. Курцева «Медико-санитарная подготовка учащихся» М.: «Просвещение» 2009г.
Модуль 4 «Кредо»
Реализация модуля происходит на уроках физической культуры (изучение приемам строевой подготовки), технологии (изучение этикета), музыки.
Образовательная задача:
- воспитание высоких морально-волевых качеств, дисциплинированности и взаимопомощи.
- сформировать умения и навыки применения строевых приемов и движения.
- сформировать умения и навыки в области бальных танцев
- развить чувство ритма, музыкальности, художественного вкуса
- сформировать умения и навыки этикета за столом
Учебные задачи модуля:
- Физически здоровые дети с развитым чувством музыкальности, ритмичности;
- Ответственные, самостоятельные; творческие;
- Умение работать в коллективе;
- Дети культурного поведения, общения и внешнего вида.
- Умения выполнять строевые приемы и движения без оружия;
- Умеет выходить из строя и возвращаться в строй;
- Уметь подходить к начальнику и отходить от него;
- Уметь выполнять приемы передвижения личного состава подразделений в пешем порядке.
Образовательная форма | Игровая форма | Тема | Кол-во часов |
Практическое занятие | Подготовка к конкурсу | Строевые приемы и движение без оружия. Строевая стойка. Повороты на месте. Движение строевым шагом. Повороты в движении. | 15 |
Выполнение воинского приветствия, выход из строя и возвращение в строй. Подход к начальнику и отход от него. Развернутый строй. Походный строй. | 15 | ||
Практическое занятие | Подготовка к конкурсу художественной самодеятельности | Венский вальс | 20 |
Практическое занятие | Званый обед | Этикет за столом | 15 |
Планируемые результаты
- Образовательные результаты:
- освоил правила поведения в случае возникновения пожара, возгорании, задымлении (в доме, в общественных местах, транспорте)
- освоил правила пожарной безопасности в быту, при использовании электрических и газовых приборов, в общественных местах
- освоил правила эвакуации (дом, общественные места, транспорт)
- освоил правила безопасного обращения с огнем
- освоил правила поведения при поступлении сигнала «Внимание всем»
- освоил правила поведения при террористическом акте
- освоил правила поведения особенности поведения с незнакомыми людьми.
- освоил правила личной безопасности в криминогенных ситуациях и в местах скопления большого количества людей.
- освоил правила оказания доврачебной помощи при повреждении мягких тканей, ожогах, укусах комаров, при отравлении угарным газом, при травме опорно-двигательного аппарата (кисти рук, бедра, колена).
- освоил методы саморегуляции.
- освоил правила мобилизационного, адекватного, грамотного поведения в кризисных ситуациях.
- освоил приемы избавления от головной боли и мышечной боли в районе шеи и плачей без использования медикаментов.
2. Предметные результаты:
-знает понятия «терроризм», «экстремизм»
- знает как вести себя при террористическом акте
- знает понятия: пожар, огонь, возгорание, задымление, эвакуация
- знает характеристики горючей среды и источников зажигания
- знает причины возгораний
- знает средства пожаротушения
- знает последовательность действий при оповещении о возникновении угрозы чрезвычайной ситуации и во время чрезвычайной ситуации;
- знает телефоны вызова (обращения за помощью) в случае необходимости соответствующих служб экстренной помощи
- знает понятия доврачебная помощь, ожог, ткани и их виды, рука – её состав, нога – её состав, вывих, растяжение, мышца, сустав.
- знает психические процессы (познавательные, эмоциональные, волевые психические)
- знает понятия саморегуляция, воля, устойчивость, мобилизационное, адекватное, аддиктивное, девиантное поведения, паника, стресс.
3. Компетентностные результаты:
- оценивает ситуацию и проектирует свои действия в случае возникновения пожара, возгорании, задымлении (в доме, в общественных местах, транспорте) и их недопущения
- оценивает ситуацию при террористическом акте.
- оценивает ситуации при обращении к обучающемуся незнакомого человека или группы неизвестных людей, а также в случае криминогенной ситуации и проектирует свои действия.
- оценивает ситуацию на улице и проектирует свои действия в случаях получения какой-либо травмы, головной и мышечной боли.
- оценивает стрессовую ситуацию и проектирует свои действия с точки зрения психологии, направленные на личную безопасность и безопасность окружающих.
- физически здоровые дети с развитым чувством музыкальности, ритмичности; ответственные, самостоятельные; творческие;
- умение работать в коллективе;
- дети культурного поведения, общения и внешнего вида.
- умение выполнять строевые приемы и движения без оружия;
- умеет выходить из строя и возвращаться в строй;
- уметь подходить к начальнику и отходить от него;
- уметь выполнять приемы передвижения личного состава подразделений в пешем порядке.
Формы оценивания
- квест
- конкурсы
Образовательные форматы
- тренинг решения задач
- психологические трениги
- проблемная дискуссия
- проблемная лекция
- наставническое сопровождение
- практикумы по проектированию своих действий в случае возникновения пожара, возгорании, задымлении, выбирая наиболее безопасный путь следования (правильно переходить дорогу, перекресток, правильно переходить дорогу при высадке из транспортного средства), по оказанию первой довраченой помощи
- квест
- конкурсы
Техническая платформа
Техническая база 4 ПЧ ФГКУ «9 ОФПС по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре»
Учебно-методическое обеспечение
1. Профильное обучение в вопросах и ответах (учебно-методическое пособие), Калуга-2006, КОИПКРО.
2. Строевой устав Вооруженных Сил Российской Федерации.
3. Книга для учителя «Основы подготовки к военной службе», В.А.Васнев и С.А. Чиненный, М, «Просвещение», 2003.
4. Военно-профессиональная ориентация учащихся», А.А. Волокитин, Н.Н.Грачев, В.А. Жильцов и др., М, «Дрофа», 2004.
5. Пособие по методике строевой подготовки, Военное издательство Министерства обороны, М. 2009.
- Бутелёва Б.В. “Поговорим о воспитании”. С.-Пб., 1994 г.
- Вендербильт Э.К. “Культура поведения, этикет, мораль”. М., 1998 г.
- Волченко Л.Б. “Этикет”. Ростов-на-Дону, 1996 г.
- Вольф И.Т. “Современный этикет”. М., 1997 г.
- Гольдин В.Е. “Речь и этикет”. М., 1983 г.
- Крохина И.М. “Всё об этикете”. М., 1995 г.
- Лихачёва Л.С. “Уроки этикета”. Екатеринбург, 1996 г.
- Николаева Т.Н. “Этикет и мы”. С.-Пб., 1993 г.
- Мудрик А.В. “Введение в социальную педагогику”. М., 1997 г.
- Плоткин М.М. “Содержание и организация воспитательной работы в школе-интернате” М., 1982 г.
- Титаренко А.И. “Нравственные основы общения”. М., 1997 г.
- Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате. Пособие для воспитателей. М., 2006.
- Хрестоматия под редакцией Мухиной В.С. “Лишенные родительского попечения”. М., 1991 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Академия математики» 5 класс. Платное дополнительное образование. Математика
Курс «Академия математики» рассчитан на обучающихся 5 классов. Задачи, рассматриваемые в данной программе, играют важную роль в формировании логического мышления и математической культуры учащихся....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Академия математики» 6 класс. Платное дополнительное образование. Математика
Курс «Академия математики» рассчитан на обучающихся 6 классов. Задачи, рассматриваемые в данной программе, играют важную роль в формировании логического мышления и математической культуры учащихся...
ИКП 9 класс презентация "Академия художеств"
Презентация иллюстрирует период русской истории, связанной с именами великих архитекторов Александра Кокоринова, Жана Батиста Валлина де ла Монт. Появление Академии художеств в Росии, ставшее грандиоз...
Урок по истории России "Основание в Москве первого Российского университета и Академии художеств" 8 класс коррекционной школы 8 вида
Урок по истории России в 8 классе специальной (коррекционной) школе 8 вида по теме: "Основание в Москве первого Российского университета и Академии художеств". Урок содержит технологическую карту и ра...
Календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности для 5-х классов "Академия здорового образа жизни"
Календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности для 5-х классов "Академия здорового образа жизни"....
Статья в журнале "Академия педагогических знаний": «Организация работы по формированию здорового и безопасного образа жизни воспитанников в условиях центра помощи детям»
Статья в журнале "Академия педагогических знаний": «Организация работы по формированию здорового и безопасного образа жизни воспитанников в условиях центра помощи детям» из опыта...
Emercom- академия безопасности ( 9 класс)
В течение всего года во время классных часов, познавательно-игровых занятий, уроков физкультуры, технологии, музыки, экскурсий, бесед с участием специалистов предприятий и учреждений города, социально...