Emercom- академия безопасности ( 9 класс)
рабочая программа (9 класс)

Попова Елена Викторовна

В течение всего года во время классных часов, познавательно-игровых занятий, уроков физкультуры, технологии, музыки, экскурсий, бесед с участием специалистов предприятий и учреждений города, социально значимых дел, дискуссий и диспутов, интерактивных, ролевых игр, семейных посиделок, творческих мастерских, спортивных мероприятий ребята научатся выполнять  правила пожарной безопасности в быту, при использовании электрических и газовых приборов, в общественных местах, транспорте. Сформируют устойчивые навыки соблюдения и выполнения правил дорожного движения (пешеход, велосипедист); будут учиться ориентироваться в ситуациях чрезвычайного характера; уметь вести себя в природных условиях при встрече с дикими животными.. Смогут оценивать свои действия связанные с законодательством РФ. Занятия в спортивных залах помогут сформировать выправку, подтянутость, выносливость, умение правильно и быстро выполнять команды, строевые приёмы, вести здоровый образ жизни, правильно питаться.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_emercom_2020_.docx58.51 КБ

Предварительный просмотр:

 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №5»

Приложение к основной

образовательной программе НОО (ООО)

приказ от  

Рабочая программа курса внеурочной деятельности

«EMERСOM»-академия безопасности»

9  класс

34 часа

Составитель:

Попова Е.В., учитель физической культуры

Согласовано

Протокол заседания методического совета

от ___________№

Согласовано

Заместитель директора по УВР

___________________________

Югорск

 2020-2021 г.

Пояснительная записка

Человеческая жизнь становится все более комфортной, удобной: быстрая еда, одноразовые гигиенические средства, множество технологий, упрощающих быт. Это для нас – взрослых. А когда ребенку доверяем самостоятельное передвижение по городу, сердце замирает, вдруг что случится, сможет ли он правильно сориентироваться в сложной ситуации? Возникает вопрос, как мы взрослые, можем помочь детям в решении их проблем, интересно и с пользой организовать школьную жизнь, обеспечить необходимые условия для безопасности. Актуальность программы в том, что ее социально-педагогическая направленность ориентирована на воспитание гражданина «безопасного» типа, знающего основы защиты человека и общества от современного комплекса опасных факторов и умеющего применить эти знания на практике.

В настоящее время одна из важнейших задач – обеспечение безопасности жизни и здоровья детей, поэтому подготовка детей к действиям в экстремальных условиях – важнейшая составляющая воспитания и социализации подростков. Самое важное –научить детей правилам жизни во взрослом мире. Речь идет не столько о заучивании детьми правил, сколько о воспитании. Только выполнение правил безопасного поведения без осознания механизма возникновения чрезвычайного происшествия и правильного действия в каждой конкретной ситуации, без самодисциплины и самоконтроля не может гарантировать безопасности.

Все это стало предпосылками к созданию программы «EMERСOM»-академия безопасности».

Программа «EMERСOM» - академия безопасности» является важным этапом обеспечения социальной защиты человека.

Её реализация позволит:

- максимально вовлечь педагогов, детей и родителей в планирование жизнедеятельности классного коллектива;

-  использовать различные формы организации деятельности обучающихся, которые позволят развивать творческие способности ребенка и его социально-значимые качества;

- расширит круг субъектов образования, а также привлечь представителей профессиональных сообществ: медицинской службы, области культуры, психологии, МЧС.

- повысит информированность детей в области чрезвычайных ситуаций, даст им практические рекомендации по защите и должна способствовать снижению смертности, заболеваемости и травматизма среди обучающихся от вредных и опасных факторов окружающей среды;

- поможет выработать у них психологическую устойчивость в чрезвычайных ситуациях, а также бережное отношение к себе и окружающей среде;

- повысит уровень эстетического воспитания.  

В течение всего года во время классных часов, познавательно-игровых занятий, уроков физкультуры, технологии, музыки, экскурсий, бесед с участием специалистов предприятий и учреждений города, социально значимых дел, дискуссий и диспутов, интерактивных, ролевых игр, семейных посиделок, творческих мастерских, спортивных мероприятий ребята научатся выполнять  правила пожарной безопасности в быту, при использовании электрических и газовых приборов, в общественных местах, транспорте. Сформируют устойчивые навыки соблюдения и выполнения правил дорожного движения (пешеход, велосипедист); будут учиться ориентироваться в ситуациях чрезвычайного характера; уметь вести себя в природных условиях при встрече с дикими животными.. Смогут оценивать свои действия связанные с законодательством РФ.  . Занятия в спортивных залах помогут сформировать выправку, подтянутость, выносливость, умение правильно и быстро выполнять команды, строевые приёмы, вести здоровый образ жизни, правильно питаться.

В программе «Emercom»- академия безопасности» разработана для детей девятых классов, рассчитана на 34 часа, в ней выделяется 4 модуля, где каждый предполагает определенный этап позиционирования и самоопределения относительно задачи.

Модуль 1 «Нравственное здоровье», обучающие познакомятся в данном модуле о нравственных понятиях, об устое жизни народов России, о правах и обязанностях, а также о преступлениях и правонарушениях среди несовершеннолетних.

           Модуль 2 «Уроки МЧС », в рамках которого сформируются элементарные умения и навыки безопасности при чрезвычайных ситуациях.

Модуль 3 « Основы медицинских знаний и здорового образа жизни », в рамках модуля обучающие познакомятся с основами медицинских знаний, о приеме лекарственных препаратов, о вреде наркомании, о правилах здорового образа жизни.

Модуль 4 «Кредо» обучение правилам этикета за столом, формирование навыков строевой подготовки.

 

Программа разработана с учетом

- требований Федеральных законов Российской Федерации: «Об образовании», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об охране окружающей природной среды», «О пожарной безопасности», «О основе  медицинских знаний», «О гражданской обороне»; 

- общероссийской детско-юношеской организации «Российское движение школьников»;  

- атласа новых профессий;

- концепции духовно-нравственного воспитания;

- концепции дополнительного образования Ханты-Мансийского автономного округа-Югры,

- программы воспитания и социализации обучающихся МБОУ «Средней общеобразовательной школы № 5»

Цель и задачи программы

Основная цель программы - создать единое образовательно-воспитательное пространство, способствующее формированию у обучающихся необходимых умений и навыков безопасного поведения в быту, в случае возникновения различных чрезвычайных ситуаций.

Основные задачи программы:

- сформировать умения и навыки безопасного поведения в быту (улица, дом, общественные места, места с большим скоплением людей).

- сформировать умения и навыки для оценивания и проектирования своей жизнедеятельности с точки зрения всех возможных рисков.

- развить физические и духовные качества личности, обеспечивающие безопасное поведение человека в опасных ситуациях жизнедеятельности.

- воспитать культуру безопасности, ответственности за личную безопасность, ответственного отношения к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности.

- эстетическое воспитание.


Содержание курса внеурочной деятельности

Тема

Формы организации деятельности

Основные виды деятельности

Модуль 1 «Нравственное здоровье »

Без друзей не обойтись!

Лекция, беседа

беседа

В гостях у народов России

лекция

Беседа, просмотр видеороликов

Права подростка и мировое сообщество

лекция

Беседа с психологом

Я и закон

лекция

Встреча с сотрудником правоохранительных органов

О вкусах не спорят, о манерах надо знать

лекция

беседа

Роль эмоций в общении. Мои претензии к окружающим.

лекция

Дискуссия

  Нужно ли говорить правду, или ложь во спасение

лекция

беседа

Модуль 2: «Уроки МЧС»

 Кто такие сотрудники МЧС 

Лекция

Встреча с сотрудником МЧС

Поведение человека в экстремальных ситуациях

Лекция

Беседа

Обеспечение безопасности при встречи с дикими животными в природных условиях

Лекция

Встреча с сотрудником МАУ «Горлес»

Виды пожарной техники и пожарно-спасательного оборудования, их предназначение.

Лекция

Просмотр видеороликов

Просмотр и обсуждение кинофильма «Пожар».

Просмотр фильма

« Пожарная безопасность»

Тестирование.

Викторина «Знатоки пожарного дела».

Лекция

Викторина

Модуль 3 «Основы медицинских знаний и здорового образа»

Поведение в медицинских и оздоровительных учреждениях.

Практическое занятие

Игра- тренинг

   Правила приема лекарственных препаратов. Опасность самолечения.

Лекция

Просмотр фильма

 Злоупотребление медикаментами. Побочное действие лекарственных средств.

Лекция

Беседа с медсестрой

  Безопасное хранение и обращение с лекарственными средствами. Домашняя аптечка.

Практическое занятие, проблемный диспут

Практическое занятие

«Собери аптечку»

  Химическая зависимость. Наркомания – знак беды.

Лекция

Беседа

 Правила жизни

Психологические тренинги. Проблемные диспуты

Беседа, встреча с психологом

  Привычки и здоровье

Психологические тренинги. Проблемные диспуты

Психологические тренинги

Модуль 4 «Кредо»

Строевые приемы и движение без оружия. Строевая стойка. Повороты на месте. Движение строевым шагом. Повороты в движении.

Практическое занятие

Практическое занятие

Выполнение воинского приветствия, выход из строя и возвращение в строй. Подход к начальнику и отход от него. Развернутый строй. Походный строй.

Практическое занятие

Этикет за столом

Практическое занятие

Практическое занятие

Модуль 1 «Нравственное здоровье »

Образовательная задача:

-формировать чувство ответственности за себя и окружающих.

- сформировать знания обучающихся об устое жизни народов России.

-совершенствование у школьников знаний о правах и обязанностях

-формирование общественного сознания и гражданской позиции подрастающего  поколения.

Учебная задача:

-сформировать у обучающих осознанию важности собственного участия в вопросах безопасности страны и собственной безопасности.

Программа модуля

Образовательная форма

Игровая форма

Тема

Кол-во часов

Лекция, беседа

Круглый стол

Без друзей не обойтись!

1

лекция

Видео-урок

В гостях у народов России

2

лекция

беседа

Права подростка и мировое сообщество

1

лекция

Беседа, обсуждение

Я и закон

2

лекция

беседа

О вкусах не спорят, о манерах надо знать

1

лекция

Обсуждение, круглый стол

Роль эмоций в общении. Мои претензии к окружающим.

1

лекция

беседа

  Нужно ли говорить правду, или ложь во спасение

1

9

Учебно-методическое обеспечение

  1. «Народы России. История и культура, обычаи и традиции»
  2. Лопатина А., Скребцова М. Права подростков в рассказах, рисунках и вопросах. Правовое воспитание детей / А. Лопатина, М. Скребцова. — М. : Амрита, 2011.

  3. Физический интеллект, Как слышать свое тело и управлять эмоциями, Дейл К., Пейтон П., 2019

Модуль 2: «Уроки  МЧС»

Образовательная задача:

- сформировать умения и навыки в экстренных ситуациях

- сформировать понятия и познакомить  пожарно-спасательного оборудования

- сформировать навыки безопасности  с дикими животными

- воспитывать чувство ответственности, культуры безопасного поведения с точки зрения пожарной безопасности.

Учебные задачи модуля:

- сформировать умения и навыки оценивает ситуацию и проектирует свои действия в случае возникновения  чрезвычайных ситуаций .

Программа модуля

Образовательная форма

Игровая форма

Тема

Кол-во часов

Лекция

 Кто такие сотрудники МЧС 

1

Лекция

Поведение человека в экстремальных ситуациях

2

Лекция

Обеспечение безопасности при встречи с дикими животными в природных условиях

1

Лекция

Виды пожарной техники и пожарно-спасательного оборудования, их предназначение.

1

видеофильм

Просмотр и обсуждение кинофильма «Пожар».

2

Тестирование

« Пожарная безопасность»

1

Лекция

Викторина «Знатоки пожарного дела».

1

9

Учебно-методическое обеспечение

  1. " http://vshymanskyy.blogspot.com/2010/07/blog-post_1757.html
  2. https://иванов-ам.рф/obzh_06/obzh_materialy_zanytii_06_22.html

  1. Оценка пожарной опасности в образовательных учреждениях/В. Ефимов //Основы безопасности жизни.-2004.-№5/май/ - С.45-49.
  2. Пожарная безопасность образовательных учреждений/В Ефимов //Основы безопасности жизни.-2004.-№7.-С.31-34.

Модуль 3 ««Основы медицинских знаний и здорового образа»

Образовательная задача:

- познакомить с правилами поведения в медицинских учреждениях

- сформировать навыки безопасного обращения с медикаментами

- сформировать умения и навыки мобилизационного, адекватного, грамотного поведения в кризисных ситуациях.

- познакомить с понятием химическая зависимость и как это вредит здоровому образу жизни.

- воспитывать чувство ответственности за личное здоровье и окружающих

 Учебные задачи модуля:

- оценивает ситуацию в общественных местах.

- оценивает стрессовую ситуацию и проектирует свои действия с точки зрения психологии, направленные на личную безопасность и безопасность окружающих.

Образовательная форма

Игровая форма

Тема

Кол-во часов

Практическое занятие

Поведение в медицинских и оздоровительных учреждениях.

1

Лекция

   Правила приема лекарственных препаратов. Опасность самолечения.

1

Лекция

 Злоупотребление медикаментами. Побочное действие лекарственных средств.

2

Практическое занятие, проблемный диспут

  Безопасное хранение и обращение с лекарственными средствами. Домашняя аптечка.

2

Лекция

  Химическая зависимость. Наркомания – знак беды.

2

Психологические тренинги. Проблемные диспуты

 Правила жизни

2

Психологические тренинги

  Привычки и здоровье

1

11

Учебно-методическое обеспечение

1. Ю.Л. Воробьев «Основы безопасности жизнедеятельности» М.:, «Астрель-ACT», 2002г.

2. П.А. Курцева «Медико-санитарная подготовка учащихся» М.: «Просвещение» 2009г.

Модуль 4 «Кредо»

Реализация модуля происходит на уроках физической культуры (изучение приемам строевой подготовки), технологии (изучение этикета), музыки.

Образовательная задача:

- воспитание высоких морально-волевых качеств, дисциплинированности и взаимопомощи.

- сформировать умения и навыки применения строевых приемов и движения.

- сформировать умения и навыки в области бальных танцев

- развить чувство ритма, музыкальности, художественного вкуса

- сформировать умения и навыки этикета за столом

Учебные задачи модуля:

- Физически здоровые дети с развитым чувством музыкальности, ритмичности;

- Ответственные, самостоятельные; творческие;

- Умение работать в коллективе;

- Дети культурного поведения,  общения и внешнего вида.

- Умения выполнять строевые приемы и движения без оружия;

- Умеет выходить из строя и возвращаться в строй;

- Уметь подходить к начальнику и отходить от него;

- Уметь выполнять приемы передвижения личного состава подразделений в  пешем порядке.

Образовательная форма

Игровая форма

Тема

Кол-во часов

Практическое занятие

Подготовка к конкурсу

Строевые приемы и движение без оружия. Строевая стойка. Повороты на месте. Движение строевым шагом. Повороты в движении.

2

Выполнение воинского приветствия, выход из строя и возвращение в строй. Подход к начальнику и отход от него. Развернутый строй. Походный строй.

2

Практическое занятие

Званый обед

Этикет за столом

1

5

 

Календарно-тематическое планирование 9 класс

№ п/п

Наименования разделов, тем

Дата проведения

1

Без друзей не обойтись!

05.09.2020

2

В гостях у народов России

12.09.2020

3

В гостях у народов России

19.09.2020

4

Права подростка и мировое сообщество

26.09.2020

5

Я и закон

03.10.2020

6

Я и закон

10.10.2020

7

О вкусах не спорят, о манерах надо знать

17.10.2020

8

Роль эмоций в общении. Мои претензии к окружающим.

24.10.2020

9

 Нужно ли говорить правду, или ложь во спасение

07.11.2020

10

 Кто такие сотрудники МЧС 

14.11.2020

11

Поведение человека в экстремальных ситуациях

21.11.2020

12

Поведение человека в экстремальных ситуациях

8.11.2020

13

Обеспечение безопасности при встречи с дикими животными в природных условиях

05.12.2020

14

Виды пожарной техники и пожарно-спасательного оборудования, их предназначение.

12.12.2020

15

Просмотр кинофильма «Пожар».

19.12.2020

16

Обсуждение кинофильма «Пожар».

26.12.2020

17

« Пожарная безопасность»

16.01.2021

18

Викторина «Знатоки пожарного дела».

23.01.2021

19

Поведение в медицинских и оздоровительных учреждениях.

30.01.2021

20

   Правила приема лекарственных препаратов. Опасность самолечения.

06.02.2021

21

 Злоупотребление медикаментами. Побочное действие лекарственных средств.

13.02.2021

22

Злоупотребление медикаментами. Побочное действие лекарственных средств.

20.02.2021

23

  Безопасное хранение и обращение с лекарственными средствами. Домашняя аптечка.

27.02.2021

24

Безопасное хранение и обращение с лекарственными средствами. Домашняя аптечка.

06.03.2021

26

  Химическая зависимость. Наркомания – знак беды.

13.03.2021

27

  Химическая зависимость. Наркомания – знак беды.

20.03.2021

28

 Правила жизни

03.04.2021

29

Правила жизни

10.04.2021

30

  Привычки и здоровье

17.04.2021

31

Строевые приемы и движение без оружия. Строевая стойка. Повороты на месте. Движение строевым шагом. Повороты в движении.

24.04.2021

32

Строевые приемы и движение без оружия. Строевая стойка. Повороты на месте. Движение строевым шагом. Повороты в движении.

15.05.2021

33

Выполнение воинского приветствия, выход из строя и возвращение в строй. Подход к начальнику и отход от него. Развернутый строй. Походный строй

22.05.2021

34

Выполнение воинского приветствия, выход из строя и возвращение в строй. Подход к начальнику и отход от него. Развернутый строй. Походный строй

29.05.2021

Планируемые результаты

  1. Образовательные результаты:

-формировать чувство ответственности за себя и окружающих.

- сформировать знания обучающихся об устое жизни народов России.

-совершенствование у школьников знаний о правах и обязанностях

-формирование общественного сознания и гражданской позиции подрастающего  поколения.

- сформировать умения и навыки в экстренных ситуациях

- сформировать понятия и познакомить  пожарно-спасательного оборудования

- сформировать навыки безопасности  с дикими животными

- воспитывать чувство ответственности, культуры безопасного поведения с точки зрения пожарной безопасности.

- познакомить с правилами поведения в медицинских учреждениях

- сформировать навыки безопасного обращения с медикаментами

- сформировать умения и навыки мобилизационного, адекватного, грамотного поведения в кризисных ситуациях.

- познакомить с понятием химическая зависимость и как это вредит здоровому образу жизни.

- воспитывать чувство ответственности за личное здоровье и окружающих

- воспитание высоких морально-волевых качеств, дисциплинированности и взаимопомощи.

- сформировать умения и навыки применения строевых приемов и движения.

- сформировать умения и навыки в области бальных танцев

- развить чувство ритма, музыкальности, художественного вкуса

- сформировать умения и навыки этикета за столом

Учебные задачи модуля:

2. Предметные результаты:

-знает медицинское учреждение и соблюдение правил поведения

- знает как вести себя при встрече с дикими животными

- знает причины возгораний

- знает средства пожаротушения

- знает последовательность действий при  чрезвычайных  ситуациях;

- знает телефоны вызова (обращения за помощью) в случае необходимости соответствующих служб экстренной помощи

- знает психические процессы (познавательные, эмоциональные, волевые психические)

- знает понятия, паника, стресс.

3. Компетентностные результаты:

- оценивает ситуацию и проектирует свои действия в случае возникновения чрезвычайных ситуациях

- оценивает ситуацию при встрече с дикими животными

- оценивает свои действия согласно законам РФ

- оценивает ситуацию с применением медикаментов

- оценивает стрессовую ситуацию и проектирует свои действия с точки зрения психологии, направленные на личную безопасность и безопасность окружающих.

- физически здоровые дети с развитым чувством музыкальности, ритмичности;  ответственные, самостоятельные; творческие;

- умение работать в коллективе;

- дети культурного поведения,  общения и внешнего вида.

- умение выполнять строевые приемы и движения без оружия;

- умеет выходить из строя и возвращаться в строй;

- уметь выполнять приемы передвижения личного состава подразделений в  пешем порядке.

Формы оценивания

- квест

- конкурсы

-тестирование

Образовательные форматы

- тренинг решения задач

- психологические трениги

- проблемная дискуссия

- проблемная лекция

- наставническое сопровождение

- квест

- конкурсы

Техническая платформа

Техническая база 4 ПЧ ФГКУ «9 ОФПС по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре»

МАУ «ГОРЛЕС»

Учебно-методическое обеспечение

1. Профильное обучение в вопросах и ответах (учебно-методическое пособие), Калуга-2006, КОИПКРО.

2. Строевой устав Вооруженных Сил Российской Федерации.

3. Книга для учителя «Основы подготовки к военной службе», В.А.Васнев и С.А. Чиненный, М, «Просвещение», 2003.

4. Военно-профессиональная ориентация учащихся», А.А. Волокитин, Н.Н.Грачев, В.А. Жильцов и др., М, «Дрофа», 2004.

5. Пособие по методике строевой подготовки, Военное издательство Министерства обороны, М. 2009.

  1. Бутелёва Б.В. “Поговорим о воспитании”. С.-Пб., 1994 г.
  2. Вендербильт Э.К. “Культура поведения, этикет, мораль”. М., 1998 г.
  3. Волченко Л.Б. “Этикет”. Ростов-на-Дону, 1996 г.
  4. Вольф И.Т. “Современный этикет”. М., 1997 г.
  5. Гольдин В.Е. “Речь и этикет”. М., 1983 г.
  6. Крохина И.М. “Всё об этикете”. М., 1995 г.
  7. Лихачёва Л.С. “Уроки этикета”. Екатеринбург, 1996 г.
  8. Николаева Т.Н. “Этикет и мы”. С.-Пб., 1993 г.
  9. Мудрик А.В. “Введение в социальную педагогику”. М., 1997 г.
  10. Плоткин М.М. “Содержание и организация воспитательной работы в школе-интернате” М., 1982 г.
  11. Титаренко А.И. “Нравственные основы общения”. М., 1997 г.
  12. Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате. Пособие для воспитателей. М., 2006.
  13. Хрестоматия под редакцией Мухиной В.С. “Лишенные родительского попечения”. М., 1991 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Академия математики» 5 класс. Платное дополнительное образование. Математика

Курс «Академия математики» рассчитан на обучающихся 5 классов.  Задачи, рассматриваемые  в данной программе, играют важную роль в формировании логического мышления и математической культуры  учащихся....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Академия математики» 6 класс. Платное дополнительное образование. Математика

 Курс «Академия математики» рассчитан на обучающихся 6 классов.  Задачи, рассматриваемые  в данной программе, играют важную роль в формировании логического мышления и математической культуры  учащихся...

ИКП 9 класс презентация "Академия художеств"

Презентация иллюстрирует период русской истории, связанной с именами великих архитекторов Александра Кокоринова, Жана Батиста Валлина де ла Монт. Появление Академии художеств в Росии, ставшее грандиоз...

Урок по истории России "Основание в Москве первого Российского университета и Академии художеств" 8 класс коррекционной школы 8 вида

Урок по истории России в 8 классе специальной (коррекционной) школе 8 вида по теме: "Основание в Москве первого Российского университета и Академии художеств". Урок содержит технологическую карту и ра...

Календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности для 5-х классов "Академия здорового образа жизни"

Календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности для 5-х классов "Академия здорового образа жизни"....

Emercom- академия безопасности ( 8 класс)

В настоящее время одна из важнейших задач – обеспечение безопасности жизни и здоровья детей, поэтому подготовка детей к действиям в экстремальных условиях – важнейшая составляющая воспитан...

Статья в журнале "Академия педагогических знаний": «Организация работы по формированию здорового и безопасного образа жизни воспитанников в условиях центра помощи детям»

Статья в журнале "Академия педагогических знаний": «Организация работы по формированию здорового и безопасного образа жизни воспитанников в условиях центра помощи детям» из опыта...