Emercom- академия безопасности ( 9 класс)
рабочая программа (9 класс)
В течение всего года во время классных часов, познавательно-игровых занятий, уроков физкультуры, технологии, музыки, экскурсий, бесед с участием специалистов предприятий и учреждений города, социально значимых дел, дискуссий и диспутов, интерактивных, ролевых игр, семейных посиделок, творческих мастерских, спортивных мероприятий ребята научатся выполнять правила пожарной безопасности в быту, при использовании электрических и газовых приборов, в общественных местах, транспорте. Сформируют устойчивые навыки соблюдения и выполнения правил дорожного движения (пешеход, велосипедист); будут учиться ориентироваться в ситуациях чрезвычайного характера; уметь вести себя в природных условиях при встрече с дикими животными.. Смогут оценивать свои действия связанные с законодательством РФ. Занятия в спортивных залах помогут сформировать выправку, подтянутость, выносливость, умение правильно и быстро выполнять команды, строевые приёмы, вести здоровый образ жизни, правильно питаться.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_emercom_2020_.docx | 58.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №5»
Приложение к основной
образовательной программе НОО (ООО)
приказ от
Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«EMERСOM»-академия безопасности»
9 класс
34 часа
Составитель:
Попова Е.В., учитель физической культуры
Согласовано Протокол заседания методического совета от ___________№ | Согласовано Заместитель директора по УВР ___________________________ |
Югорск
2020-2021 г.
Пояснительная записка
Человеческая жизнь становится все более комфортной, удобной: быстрая еда, одноразовые гигиенические средства, множество технологий, упрощающих быт. Это для нас – взрослых. А когда ребенку доверяем самостоятельное передвижение по городу, сердце замирает, вдруг что случится, сможет ли он правильно сориентироваться в сложной ситуации? Возникает вопрос, как мы взрослые, можем помочь детям в решении их проблем, интересно и с пользой организовать школьную жизнь, обеспечить необходимые условия для безопасности. Актуальность программы в том, что ее социально-педагогическая направленность ориентирована на воспитание гражданина «безопасного» типа, знающего основы защиты человека и общества от современного комплекса опасных факторов и умеющего применить эти знания на практике.
В настоящее время одна из важнейших задач – обеспечение безопасности жизни и здоровья детей, поэтому подготовка детей к действиям в экстремальных условиях – важнейшая составляющая воспитания и социализации подростков. Самое важное –научить детей правилам жизни во взрослом мире. Речь идет не столько о заучивании детьми правил, сколько о воспитании. Только выполнение правил безопасного поведения без осознания механизма возникновения чрезвычайного происшествия и правильного действия в каждой конкретной ситуации, без самодисциплины и самоконтроля не может гарантировать безопасности.
Все это стало предпосылками к созданию программы «EMERСOM»-академия безопасности».
Программа «EMERСOM» - академия безопасности» является важным этапом обеспечения социальной защиты человека.
Её реализация позволит:
- максимально вовлечь педагогов, детей и родителей в планирование жизнедеятельности классного коллектива;
- использовать различные формы организации деятельности обучающихся, которые позволят развивать творческие способности ребенка и его социально-значимые качества;
- расширит круг субъектов образования, а также привлечь представителей профессиональных сообществ: медицинской службы, области культуры, психологии, МЧС.
- повысит информированность детей в области чрезвычайных ситуаций, даст им практические рекомендации по защите и должна способствовать снижению смертности, заболеваемости и травматизма среди обучающихся от вредных и опасных факторов окружающей среды;
- поможет выработать у них психологическую устойчивость в чрезвычайных ситуациях, а также бережное отношение к себе и окружающей среде;
- повысит уровень эстетического воспитания.
В течение всего года во время классных часов, познавательно-игровых занятий, уроков физкультуры, технологии, музыки, экскурсий, бесед с участием специалистов предприятий и учреждений города, социально значимых дел, дискуссий и диспутов, интерактивных, ролевых игр, семейных посиделок, творческих мастерских, спортивных мероприятий ребята научатся выполнять правила пожарной безопасности в быту, при использовании электрических и газовых приборов, в общественных местах, транспорте. Сформируют устойчивые навыки соблюдения и выполнения правил дорожного движения (пешеход, велосипедист); будут учиться ориентироваться в ситуациях чрезвычайного характера; уметь вести себя в природных условиях при встрече с дикими животными.. Смогут оценивать свои действия связанные с законодательством РФ. . Занятия в спортивных залах помогут сформировать выправку, подтянутость, выносливость, умение правильно и быстро выполнять команды, строевые приёмы, вести здоровый образ жизни, правильно питаться.
В программе «Emercom»- академия безопасности» разработана для детей девятых классов, рассчитана на 34 часа, в ней выделяется 4 модуля, где каждый предполагает определенный этап позиционирования и самоопределения относительно задачи.
Модуль 1 «Нравственное здоровье», обучающие познакомятся в данном модуле о нравственных понятиях, об устое жизни народов России, о правах и обязанностях, а также о преступлениях и правонарушениях среди несовершеннолетних.
Модуль 2 «Уроки МЧС », в рамках которого сформируются элементарные умения и навыки безопасности при чрезвычайных ситуациях.
Модуль 3 « Основы медицинских знаний и здорового образа жизни », в рамках модуля обучающие познакомятся с основами медицинских знаний, о приеме лекарственных препаратов, о вреде наркомании, о правилах здорового образа жизни.
Модуль 4 «Кредо» обучение правилам этикета за столом, формирование навыков строевой подготовки.
Программа разработана с учетом
- требований Федеральных законов Российской Федерации: «Об образовании», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об охране окружающей природной среды», «О пожарной безопасности», «О основе медицинских знаний», «О гражданской обороне»;
- общероссийской детско-юношеской организации «Российское движение школьников»;
- атласа новых профессий;
- концепции духовно-нравственного воспитания;
- концепции дополнительного образования Ханты-Мансийского автономного округа-Югры,
- программы воспитания и социализации обучающихся МБОУ «Средней общеобразовательной школы № 5»
Цель и задачи программы
Основная цель программы - создать единое образовательно-воспитательное пространство, способствующее формированию у обучающихся необходимых умений и навыков безопасного поведения в быту, в случае возникновения различных чрезвычайных ситуаций.
Основные задачи программы:
- сформировать умения и навыки безопасного поведения в быту (улица, дом, общественные места, места с большим скоплением людей).
- сформировать умения и навыки для оценивания и проектирования своей жизнедеятельности с точки зрения всех возможных рисков.
- развить физические и духовные качества личности, обеспечивающие безопасное поведение человека в опасных ситуациях жизнедеятельности.
- воспитать культуру безопасности, ответственности за личную безопасность, ответственного отношения к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности.
- эстетическое воспитание.
Содержание курса внеурочной деятельности
Тема | Формы организации деятельности | Основные виды деятельности |
Модуль 1 «Нравственное здоровье » | ||
Без друзей не обойтись! | Лекция, беседа | беседа |
В гостях у народов России | лекция | Беседа, просмотр видеороликов |
Права подростка и мировое сообщество | лекция | Беседа с психологом |
Я и закон | лекция | Встреча с сотрудником правоохранительных органов |
О вкусах не спорят, о манерах надо знать | лекция | беседа |
Роль эмоций в общении. Мои претензии к окружающим. | лекция | Дискуссия |
Нужно ли говорить правду, или ложь во спасение | лекция | беседа |
Модуль 2: «Уроки МЧС» | ||
Кто такие сотрудники МЧС | Лекция | Встреча с сотрудником МЧС |
Поведение человека в экстремальных ситуациях | Лекция | Беседа |
Обеспечение безопасности при встречи с дикими животными в природных условиях | Лекция | Встреча с сотрудником МАУ «Горлес» |
Виды пожарной техники и пожарно-спасательного оборудования, их предназначение. | Лекция | Просмотр видеороликов |
Просмотр и обсуждение кинофильма «Пожар». | Просмотр фильма | |
« Пожарная безопасность» | Тестирование. | |
Викторина «Знатоки пожарного дела». | Лекция | Викторина |
Модуль 3 «Основы медицинских знаний и здорового образа» | ||
Поведение в медицинских и оздоровительных учреждениях. | Практическое занятие | Игра- тренинг |
Правила приема лекарственных препаратов. Опасность самолечения. | Лекция | Просмотр фильма |
Злоупотребление медикаментами. Побочное действие лекарственных средств. | Лекция | Беседа с медсестрой |
Безопасное хранение и обращение с лекарственными средствами. Домашняя аптечка. | Практическое занятие, проблемный диспут | Практическое занятие «Собери аптечку» |
Химическая зависимость. Наркомания – знак беды. | Лекция | Беседа |
Правила жизни | Психологические тренинги. Проблемные диспуты | Беседа, встреча с психологом |
Привычки и здоровье | Психологические тренинги. Проблемные диспуты | Психологические тренинги |
Модуль 4 «Кредо» | ||
Строевые приемы и движение без оружия. Строевая стойка. Повороты на месте. Движение строевым шагом. Повороты в движении. | Практическое занятие | Практическое занятие |
Выполнение воинского приветствия, выход из строя и возвращение в строй. Подход к начальнику и отход от него. Развернутый строй. Походный строй. | Практическое занятие | |
Этикет за столом | Практическое занятие | Практическое занятие |
Модуль 1 «Нравственное здоровье »
Образовательная задача:
-формировать чувство ответственности за себя и окружающих.
- сформировать знания обучающихся об устое жизни народов России.
-совершенствование у школьников знаний о правах и обязанностях
-формирование общественного сознания и гражданской позиции подрастающего поколения.
Учебная задача:
-сформировать у обучающих осознанию важности собственного участия в вопросах безопасности страны и собственной безопасности.
Программа модуля
Образовательная форма | Игровая форма | Тема | Кол-во часов |
Лекция, беседа | Круглый стол | Без друзей не обойтись! | 1 |
лекция | Видео-урок | В гостях у народов России | 2 |
лекция | беседа | Права подростка и мировое сообщество | 1 |
лекция | Беседа, обсуждение | Я и закон | 2 |
лекция | беседа | О вкусах не спорят, о манерах надо знать | 1 |
лекция | Обсуждение, круглый стол | Роль эмоций в общении. Мои претензии к окружающим. | 1 |
лекция | беседа | Нужно ли говорить правду, или ложь во спасение | 1 |
9 |
Учебно-методическое обеспечение
- «Народы России. История и культура, обычаи и традиции»
Лопатина А., Скребцова М. Права подростков в рассказах, рисунках и вопросах. Правовое воспитание детей / А. Лопатина, М. Скребцова. — М. : Амрита, 2011.
- Физический интеллект, Как слышать свое тело и управлять эмоциями, Дейл К., Пейтон П., 2019
Модуль 2: «Уроки МЧС»
Образовательная задача:
- сформировать умения и навыки в экстренных ситуациях
- сформировать понятия и познакомить пожарно-спасательного оборудования
- сформировать навыки безопасности с дикими животными
- воспитывать чувство ответственности, культуры безопасного поведения с точки зрения пожарной безопасности.
Учебные задачи модуля:
- сформировать умения и навыки оценивает ситуацию и проектирует свои действия в случае возникновения чрезвычайных ситуаций .
Программа модуля
Образовательная форма | Игровая форма | Тема | Кол-во часов |
Лекция | Кто такие сотрудники МЧС | 1 | |
Лекция | Поведение человека в экстремальных ситуациях | 2 | |
Лекция | Обеспечение безопасности при встречи с дикими животными в природных условиях | 1 | |
Лекция | Виды пожарной техники и пожарно-спасательного оборудования, их предназначение. | 1 | |
видеофильм | Просмотр и обсуждение кинофильма «Пожар». | 2 | |
Тестирование | « Пожарная безопасность» | 1 | |
Лекция | Викторина «Знатоки пожарного дела». | 1 | |
9 |
Учебно-методическое обеспечение
- " http://vshymanskyy.blogspot.com/2010/07/blog-post_1757.html
- https://иванов-ам.рф/obzh_06/obzh_materialy_zanytii_06_22.html
- Оценка пожарной опасности в образовательных учреждениях/В. Ефимов //Основы безопасности жизни.-2004.-№5/май/ - С.45-49.
- Пожарная безопасность образовательных учреждений/В Ефимов //Основы безопасности жизни.-2004.-№7.-С.31-34.
Модуль 3 ««Основы медицинских знаний и здорового образа»
Образовательная задача:
- познакомить с правилами поведения в медицинских учреждениях
- сформировать навыки безопасного обращения с медикаментами
- сформировать умения и навыки мобилизационного, адекватного, грамотного поведения в кризисных ситуациях.
- познакомить с понятием химическая зависимость и как это вредит здоровому образу жизни.
- воспитывать чувство ответственности за личное здоровье и окружающих
Учебные задачи модуля:
- оценивает ситуацию в общественных местах.
- оценивает стрессовую ситуацию и проектирует свои действия с точки зрения психологии, направленные на личную безопасность и безопасность окружающих.
Образовательная форма | Игровая форма | Тема | Кол-во часов |
Практическое занятие | Поведение в медицинских и оздоровительных учреждениях. | 1 | |
Лекция | Правила приема лекарственных препаратов. Опасность самолечения. | 1 | |
Лекция | Злоупотребление медикаментами. Побочное действие лекарственных средств. | 2 | |
Практическое занятие, проблемный диспут | Безопасное хранение и обращение с лекарственными средствами. Домашняя аптечка. | 2 | |
Лекция | Химическая зависимость. Наркомания – знак беды. | 2 | |
Психологические тренинги. Проблемные диспуты | Правила жизни | 2 | |
Психологические тренинги | Привычки и здоровье | 1 | |
11 |
Учебно-методическое обеспечение
1. Ю.Л. Воробьев «Основы безопасности жизнедеятельности» М.:, «Астрель-ACT», 2002г.
2. П.А. Курцева «Медико-санитарная подготовка учащихся» М.: «Просвещение» 2009г.
Модуль 4 «Кредо»
Реализация модуля происходит на уроках физической культуры (изучение приемам строевой подготовки), технологии (изучение этикета), музыки.
Образовательная задача:
- воспитание высоких морально-волевых качеств, дисциплинированности и взаимопомощи.
- сформировать умения и навыки применения строевых приемов и движения.
- сформировать умения и навыки в области бальных танцев
- развить чувство ритма, музыкальности, художественного вкуса
- сформировать умения и навыки этикета за столом
Учебные задачи модуля:
- Физически здоровые дети с развитым чувством музыкальности, ритмичности;
- Ответственные, самостоятельные; творческие;
- Умение работать в коллективе;
- Дети культурного поведения, общения и внешнего вида.
- Умения выполнять строевые приемы и движения без оружия;
- Умеет выходить из строя и возвращаться в строй;
- Уметь подходить к начальнику и отходить от него;
- Уметь выполнять приемы передвижения личного состава подразделений в пешем порядке.
Образовательная форма | Игровая форма | Тема | Кол-во часов |
Практическое занятие | Подготовка к конкурсу | Строевые приемы и движение без оружия. Строевая стойка. Повороты на месте. Движение строевым шагом. Повороты в движении. | 2 |
Выполнение воинского приветствия, выход из строя и возвращение в строй. Подход к начальнику и отход от него. Развернутый строй. Походный строй. | 2 | ||
Практическое занятие | Званый обед | Этикет за столом | 1 |
5 |
Календарно-тематическое планирование 9 класс
№ п/п | Наименования разделов, тем | Дата проведения | |
1 | Без друзей не обойтись! | 05.09.2020 | |
2 | В гостях у народов России | 12.09.2020 | |
3 | В гостях у народов России | 19.09.2020 | |
4 | Права подростка и мировое сообщество | 26.09.2020 | |
5 | Я и закон | 03.10.2020 | |
6 | Я и закон | 10.10.2020 | |
7 | О вкусах не спорят, о манерах надо знать | 17.10.2020 | |
8 | Роль эмоций в общении. Мои претензии к окружающим. | 24.10.2020 | |
9 | Нужно ли говорить правду, или ложь во спасение | 07.11.2020 | |
10 | Кто такие сотрудники МЧС | 14.11.2020 | |
11 | Поведение человека в экстремальных ситуациях | 21.11.2020 | |
12 | Поведение человека в экстремальных ситуациях | 8.11.2020 | |
13 | Обеспечение безопасности при встречи с дикими животными в природных условиях | 05.12.2020 | |
14 | Виды пожарной техники и пожарно-спасательного оборудования, их предназначение. | 12.12.2020 | |
15 | Просмотр кинофильма «Пожар». | 19.12.2020 | |
16 | Обсуждение кинофильма «Пожар». | 26.12.2020 | |
17 | « Пожарная безопасность» | 16.01.2021 | |
18 | Викторина «Знатоки пожарного дела». | 23.01.2021 | |
19 | Поведение в медицинских и оздоровительных учреждениях. | 30.01.2021 | |
20 | Правила приема лекарственных препаратов. Опасность самолечения. | 06.02.2021 | |
21 | Злоупотребление медикаментами. Побочное действие лекарственных средств. | 13.02.2021 | |
22 | Злоупотребление медикаментами. Побочное действие лекарственных средств. | 20.02.2021 | |
23 | Безопасное хранение и обращение с лекарственными средствами. Домашняя аптечка. | 27.02.2021 | |
24 | Безопасное хранение и обращение с лекарственными средствами. Домашняя аптечка. | 06.03.2021 | |
26 | Химическая зависимость. Наркомания – знак беды. | 13.03.2021 | |
27 | Химическая зависимость. Наркомания – знак беды. | 20.03.2021 | |
28 | Правила жизни | 03.04.2021 | |
29 | Правила жизни | 10.04.2021 | |
30 | Привычки и здоровье | 17.04.2021 | |
31 | Строевые приемы и движение без оружия. Строевая стойка. Повороты на месте. Движение строевым шагом. Повороты в движении. | 24.04.2021 | |
32 | Строевые приемы и движение без оружия. Строевая стойка. Повороты на месте. Движение строевым шагом. Повороты в движении. | 15.05.2021 | |
33 | Выполнение воинского приветствия, выход из строя и возвращение в строй. Подход к начальнику и отход от него. Развернутый строй. Походный строй | 22.05.2021 | |
34 | Выполнение воинского приветствия, выход из строя и возвращение в строй. Подход к начальнику и отход от него. Развернутый строй. Походный строй | 29.05.2021 |
Планируемые результаты
- Образовательные результаты:
-формировать чувство ответственности за себя и окружающих.
- сформировать знания обучающихся об устое жизни народов России.
-совершенствование у школьников знаний о правах и обязанностях
-формирование общественного сознания и гражданской позиции подрастающего поколения.
- сформировать умения и навыки в экстренных ситуациях
- сформировать понятия и познакомить пожарно-спасательного оборудования
- сформировать навыки безопасности с дикими животными
- воспитывать чувство ответственности, культуры безопасного поведения с точки зрения пожарной безопасности.
- познакомить с правилами поведения в медицинских учреждениях
- сформировать навыки безопасного обращения с медикаментами
- сформировать умения и навыки мобилизационного, адекватного, грамотного поведения в кризисных ситуациях.
- познакомить с понятием химическая зависимость и как это вредит здоровому образу жизни.
- воспитывать чувство ответственности за личное здоровье и окружающих
- воспитание высоких морально-волевых качеств, дисциплинированности и взаимопомощи.
- сформировать умения и навыки применения строевых приемов и движения.
- сформировать умения и навыки в области бальных танцев
- развить чувство ритма, музыкальности, художественного вкуса
- сформировать умения и навыки этикета за столом
Учебные задачи модуля:
2. Предметные результаты:
-знает медицинское учреждение и соблюдение правил поведения
- знает как вести себя при встрече с дикими животными
- знает причины возгораний
- знает средства пожаротушения
- знает последовательность действий при чрезвычайных ситуациях;
- знает телефоны вызова (обращения за помощью) в случае необходимости соответствующих служб экстренной помощи
- знает психические процессы (познавательные, эмоциональные, волевые психические)
- знает понятия, паника, стресс.
3. Компетентностные результаты:
- оценивает ситуацию и проектирует свои действия в случае возникновения чрезвычайных ситуациях
- оценивает ситуацию при встрече с дикими животными
- оценивает свои действия согласно законам РФ
- оценивает ситуацию с применением медикаментов
- оценивает стрессовую ситуацию и проектирует свои действия с точки зрения психологии, направленные на личную безопасность и безопасность окружающих.
- физически здоровые дети с развитым чувством музыкальности, ритмичности; ответственные, самостоятельные; творческие;
- умение работать в коллективе;
- дети культурного поведения, общения и внешнего вида.
- умение выполнять строевые приемы и движения без оружия;
- умеет выходить из строя и возвращаться в строй;
- уметь выполнять приемы передвижения личного состава подразделений в пешем порядке.
Формы оценивания
- квест
- конкурсы
-тестирование
Образовательные форматы
- тренинг решения задач
- психологические трениги
- проблемная дискуссия
- проблемная лекция
- наставническое сопровождение
- квест
- конкурсы
Техническая платформа
Техническая база 4 ПЧ ФГКУ «9 ОФПС по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре»
МАУ «ГОРЛЕС»
Учебно-методическое обеспечение
1. Профильное обучение в вопросах и ответах (учебно-методическое пособие), Калуга-2006, КОИПКРО.
2. Строевой устав Вооруженных Сил Российской Федерации.
3. Книга для учителя «Основы подготовки к военной службе», В.А.Васнев и С.А. Чиненный, М, «Просвещение», 2003.
4. Военно-профессиональная ориентация учащихся», А.А. Волокитин, Н.Н.Грачев, В.А. Жильцов и др., М, «Дрофа», 2004.
5. Пособие по методике строевой подготовки, Военное издательство Министерства обороны, М. 2009.
- Бутелёва Б.В. “Поговорим о воспитании”. С.-Пб., 1994 г.
- Вендербильт Э.К. “Культура поведения, этикет, мораль”. М., 1998 г.
- Волченко Л.Б. “Этикет”. Ростов-на-Дону, 1996 г.
- Вольф И.Т. “Современный этикет”. М., 1997 г.
- Гольдин В.Е. “Речь и этикет”. М., 1983 г.
- Крохина И.М. “Всё об этикете”. М., 1995 г.
- Лихачёва Л.С. “Уроки этикета”. Екатеринбург, 1996 г.
- Николаева Т.Н. “Этикет и мы”. С.-Пб., 1993 г.
- Мудрик А.В. “Введение в социальную педагогику”. М., 1997 г.
- Плоткин М.М. “Содержание и организация воспитательной работы в школе-интернате” М., 1982 г.
- Титаренко А.И. “Нравственные основы общения”. М., 1997 г.
- Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате. Пособие для воспитателей. М., 2006.
- Хрестоматия под редакцией Мухиной В.С. “Лишенные родительского попечения”. М., 1991 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Академия математики» 5 класс. Платное дополнительное образование. Математика
Курс «Академия математики» рассчитан на обучающихся 5 классов. Задачи, рассматриваемые в данной программе, играют важную роль в формировании логического мышления и математической культуры учащихся....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Академия математики» 6 класс. Платное дополнительное образование. Математика
Курс «Академия математики» рассчитан на обучающихся 6 классов. Задачи, рассматриваемые в данной программе, играют важную роль в формировании логического мышления и математической культуры учащихся...
ИКП 9 класс презентация "Академия художеств"
Презентация иллюстрирует период русской истории, связанной с именами великих архитекторов Александра Кокоринова, Жана Батиста Валлина де ла Монт. Появление Академии художеств в Росии, ставшее грандиоз...
Урок по истории России "Основание в Москве первого Российского университета и Академии художеств" 8 класс коррекционной школы 8 вида
Урок по истории России в 8 классе специальной (коррекционной) школе 8 вида по теме: "Основание в Москве первого Российского университета и Академии художеств". Урок содержит технологическую карту и ра...
Календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности для 5-х классов "Академия здорового образа жизни"
Календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности для 5-х классов "Академия здорового образа жизни"....
Emercom- академия безопасности ( 8 класс)
В настоящее время одна из важнейших задач – обеспечение безопасности жизни и здоровья детей, поэтому подготовка детей к действиям в экстремальных условиях – важнейшая составляющая воспитан...
Статья в журнале "Академия педагогических знаний": «Организация работы по формированию здорового и безопасного образа жизни воспитанников в условиях центра помощи детям»
Статья в журнале "Академия педагогических знаний": «Организация работы по формированию здорового и безопасного образа жизни воспитанников в условиях центра помощи детям» из опыта...