Урок мужества "Высота 102"
методическая разработка
Урок мужества "Высота 102" посвящен мемориальному комплексу Мамаев курган.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_muzhestva_vysota_102.docx | 24.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок мужества «Высота 102»
Цель: расширить и систематизировать знания учащихся о Сталинградской битве.
Задачи:
- образовательная - вовлечение каждого ребёнка в активный познавательный процесс по теме «Сталинградская битва»;
- развивающая - развитие интереса к событиям и личностям Великой Отечественной войны, расширение кругозора, эрудиции, мотивации;
- воспитательная - воспитание уважения к культурным традициям, истории.
Целевая аудитория: учащиеся 5-9 класса.
Подготовительная работа:
- Оформление зала: проектор, компьютер, презентация.
- Подготовить сообщения учеников об односельчанах- участниках Сталинградской битвы.
- Создание композиции «Березка» с фотографиями участников Сталинградской битвы.
Презентация: https://docs.google.com/presentation/d/1dtO-evV2sBwdQZViemBz4B6hxbiJytBE/edit#slide=id.p1
Ход мероприятия.
Чтец:
Я как-то на кургане видел гостью:
Сняв с головы темнеющий платок,
С бугра взяла она земли две горсти
И завязала землю в узелок.
Светлел над ней июньский небосклон,
Когда походкой тихой и нестатной,
Она прошла мимо березок, статуй
И замерла у входа в Пантеон.
Ей мальчик помогал, наверно, внук,
Когда она искала имя сына
В том списке долгом, небывало длинном.
И узелок вдруг выскользнул из рук…
Не вскрикнула она. не разрыдалась
И даже не сказала ничего –
Шагнув к стене, щекою к ней прижалась,
Как будто к лбу сыночка своего…
Потом цветы на мрамор положила,
Еще взглянула и еще прочла,
Кулек конфет мальчишкам раздала,
Стояла долго, голову склоняя, и к выходу, усталая, пошла.
И с болью той привычной, постоянной,
Став сразу ниже ростом и слабей,
Еще минуту тихо постояла
У памятника Матери, себе…
(Стихотворение В. Мавродиева «Мать».)
? Ребята, как вы думаете, где это могло происходить?
1в: Мамаев курган. Это священное место для всех русских людей. Первая ассоциация у россиян - скажи: "Волгоград!",
2в: ответят: "Мамаев курган..."
1в:Мамаев Курган — главная высота России. Высота — 102,0, которая господствует над северной и центральной частью города. Именно здесь произошел коренной поворот в ходе Великой Отечественно войны.
2в :В середине сентября 1942 года Мамаев курган несколько раз переходил из рук в руки. Гитлеровцы по 10-12 раз в день штурмовали его, но, теряя людей и технику, так и не смогли захватить всю территорию кургана.
1в:Битва за Мамаев курган длилась 135 суток из всех 200 дней Сталинградской битвы. Склоны кургана были изрыты бомбами и минами — даже в снежные дни он оставался чёрным. Снег тут моментально таял, перемешиваясь с землей от огня артиллерии.
2в :Обожженный, изрытый глубокими воронками, дзотами, покрытый осколками от бомб и снарядов, курган и зимой чернел, как обугленный. Это место огромных людских потерь… и беспримерного мужества и героизма.
? Ребята, а что сейчас расположено на этой высоте? (Памятник-ансамбль «Героям Сталинградской битвы» (1959-67гг.), скульптор Е. В. Вучетич)
2в :Мы приглашаем вас посетить этот комплекс. В век компьютерных технологий это стало возможным . Наша экскурсия будет виртуальной.
1в:Попадая на Мамаев курган, словно на невидимой машине времени перемещаешься в далекие страшные времена Второй мировой...
Песня «Растет в Волгограде березка» (слайды) Муз. Г. Пономаренко Сл. М. Агашиной.
1в:Березка о которой поется в песне, да и сама песня – две капли огромной нашей, общей народной памяти.
- Растет эта березка у подножья Мамаева кургана, в левом крыле парка, что раскинулся по обе стороны главной лестнице мемориала. Много у нее, этой березки веточек, и каждая как судьба человека. Да и у самой этой березки необычная судьба.
2в :До войны жили в Сталинграде пятеро братьев Рыкуновых: Степан, Иван, Федор, Сергей и Василий. С началом войны все пятеро ушли на фронт. А вернулся с войны один Федор. Он и посадил на Мамаевом кургане в память о братьях эту березку.
1в:Сейчас она высока и белоствольна , и много у нее дорогих каждому русскому человеку веточек-судеб.
2в :О некоторых таких судьбах нам расскажут шестиклассники.
(выступление учащихся)
1 ученик: Мухин Алексей Фёдорович родился 16 февраля 1923 года в селе Леньково Лысковского района Нижегородской области.
Свой боевой путь он начал летом 1942 года на Дону в составе 64-ой армии. Алексей Фёдорович был пулемётчиком. Первую боевую награду медаль «За отвагу» он получил, защищая развалины сталинградских домов, которые надо было удержать, во что бы то ни стало.
Алексей Фёдорович принимал также участие в освобождении Белгорода и Харькова. Здесь он получил вторую медаль «За отвагу».
Развивая стремительное наступление на левобережье Украины, советские войска 20 сентября 1943 года вышли к Днепру. В числе первых реку форсировали полки гвардейских дивизий, где было много наших земляков, в их числе и Алексей Фёдорович Мухин.
Алексей Фёдорович принимал участие в боях за Кировоград, в Кишинёвской операции; участвовал в освобождении Румынии, Венгрии, Австрии. Победу Алексей Фёдорович встретил на чехословацкой земле в 20 км от Праги.
По возвращении в родное село Мухин Алексей Фёдорович трудился в совхозе «Друг Крестьянина». Умер в 19 году. Похоронен в с.Леньково.
2 ученик: Руфанов Григорий Николаевич родился в 1918 году в селе Егорьевское Большемурашкинского района Нижегородской области . В 1939 году перед самой войной был призван на срочную службу и , имея гражданскую специальность – шофёр, в составе автороты 757 стрелкового полка сразу был направлен в Финляндию. Об этой войне Григорий Николаевич говорил мало, вспоминая только ужасные морозы и бытовую неустроенность: как, коченея от холода, ночевали в кабинах машин, как строили шалаши из еловых веток, присыпая их снегом и устраивались в них на ночлег, прямо на снегу, рядом с костром.
Весной 1940 года СССР и Финляндия заключили мир. Срок службы Григория Николаевича ещё не закончился и он дослуживал его в городе Онега на берегу Белого моря. Но 22 июня 1941 года всё изменилось – водитель зенитной установки сержант Руфанов отправился на фронт в Карелию. Когда в 1942 году в армию поступило новое вооружение – знаменитые «Катюши», по приказу Сталина со всех фронтов стали собирать специалистов для их обслуживания. Григорий Николаевич вместе с другими был переведён в Москву. Здесь формировался отдельный 516-ый гвардейский миномётный дивизион. Этот дивизион входил в состав Резервного фронта, его направляли туда, где готовился прорыв, то есть туда, где «было жарко». Сначала это был Сталинград, Воронежский фронт, Курская дуга, Брянский фронт, 1-ый Украинский, затем Польша и Германия. Григорий Николаевич участвовал во взятии Берлина, освобождении Праги. Здесь, в Праге, он встретил известие о полной капитуляции Германии. Домой Григорий Николаевич вернулся в июне 1946 года с боевыми наградами: медалью «За оборону Сталинграда», «За боевые заслуги», «За освобождение Праги», «За взятие Берлина, «За Победу», Орденом Красной Звезды.
После войны до 1958 года жил в г. Горьком, затем переехал в Лысково, а потом в с.Леньково, где прожил до года. Похоронен в г. Лысково.
3 ученик: Стукачёв Александр Иванович родился 6 марта 1923 года в селе Негоново Лысковского района Горьковской области.
Когда ему исполнилось 18 лет, был призван в Красную Армию. Воевал в составе 2 Украинского фронта. Из воспоминаний ветерана: « Особо запомнились бои за Сталинград , когда враг всеми силами рвался овладеть городом , не жалея сил. Я участвовал в обороне города и вместе с другими сдерживал этот натиск. На пятый день боев я был ранен, а после госпиталя попал в другую часть и с ней освобождал Белоруссию, Бессарабию, Румынию, Венгрию, Чехословакию. Победу встретил в Праге». После окончания Великой Отечественной войны Александр Иванович принимал участие в войне с Японией. Был демобилизован в звании гвардии сержанта. Был награжден медалью «За отвагу», медалями за освобождение Праги, Будапешта, Вены, за победу над Германией и Японией.
По возвращении домой Александр Иванович работал в совхозе «Друг Крестьянина». Умер в 1992 году. Похоронен в селе Негоново.
2в :А мы продолжаем наш маршрут.
Далее мы оказываемся на тополиной Аллее. Мы видим сомкнутый строй тополей. Ты только ступил на эту землю, но уже замирает сердце: это не тополя, это плечо к плечу стоят насмерть солдаты Сталинграда. И павшие, и те, кто выжил.
1 в: Сегодня в нашем Зале боевой славы тоже присутствуют солдаты. В разное время им тоже пришлось защищать нашу Родину. Мы предоставляем им слово.
(выступление гостей)
2 в: Красивая аллея приводит нас на площадь "Стоявшим насмерть". Гранитный солдат закрывает от недругов Родину-мать. Как бы из самой великой русской реки поднимается советский воин-богатырь и, презирая смерть, становится на защиту родного города.
1 в: И лицо у этого воина непростое – это лицо маршала Советского Союза, главного военного консультанта мемориала, похороненного на его территории Василия Ивановича Чуйкова.
2 в: Стены-руины это каменная книга и героическая летопись. Яркими образами и надписями стены-руины воссоздают ауру той эпохи. Левая сторона стен-руин посвящена клятве сталинградцев, правая — самой Сталинградской битве. Многие изображенные эпизоды и сцены имеют документальное подтверждение событий, воспроизводят реальные лица, документы, призывы и пр.
1в: Стены-руины привели нас на площадь Героев. Огромное озеро-бассейн, в нем нет краев, вода все время выливается в стоки. Торжество жизни над смертью, слезы по погибшим. Справа, напротив знамени, шесть двух фигурных скульптурных композиций.
2 в: Вот герой несет раненого друга, Солдат и генерал — они были рядом.
1в: Медсестра, спасающая солдата...
2в: Общий подвиг, общая победа.
1в: Слева — стена в виде развернутого знамени. На нем надпись: "Железный ветер бил им в лицо, а они всё шли вперёд, и снова чувство суеверного страха охватывало противника: люди ли шли в атаку, смертны ли они?" Добавить нечего.
2в: Площадь героев завершается подпорной стеной. На гладкой поверхности стены, художником в виде отдельных картин-эпизодов в рельефном изображении воспроизведен рассказ о наступлении советских войск под Сталинградом, радости победы, пленении немецких генералов и солдат, митинге победителей.
1в: С Площади героев через вход в стене с монументальным рельефом по ступенчатому подъему галереи путь ведет в Зал воинской славы.
2в: Зал воинской славы встречает тревожной музыкой Шумана "Грезы". Медленно поднимаемся по кольцу, все стены которого украшают символические приспущенные знамена, на которых выгравированы 7200 фамилий погибших за главную высоту России. Над знаменами — широкая лента с надписью:
"Да, мы были простыми смертными, и мало кто уцелел из нас, но все мы выполнили свой патриотический долг перед священной матерью-Родиной!"
1в: В центре зала — огромная рука, держащая факел с вечным огнем. Пока горит огонь, память в людских сердцах будет жить!
Выход из Зала воинской славы приводит нас на площадь Скорби.
2в: На площади — скульптура «Скорбь матери». Над погибшим воином, склонилась мать. Трудно передать словами, что чувствует эта женщина,— она потеряла сына. Лицо воина закрыто знаменем— символом последних воинских почестей.
1в: Война принесла советскому народу неизмеримое горе — 20 млн. погибших. Скорбящая мать на Мамаевом кургане — это собирательный образ советских женщин, потерявших своих близких на войне.
2в: По дороге к главному монументу комплекса с одной стороны расположены захоронения Героев Советского Союза, участников Сталинградской битвы. Самая первая надгробная плита содержит надпись: "Имя твоё неизвестно, подвиг твой бессмертен. Вечная слава!"
1в: И вот мы у подножия огромной скульптуры. По ступенькам мы начинаем движение по Мамаеву кургану.
200 гранитных ступеней поднимают нас к вершине композиции — статуе "Родина-мать зовет!".
2в: 200 дней и ночей шла Сталинградская битва... И эти ступени как символ.
1в: Статуя является аллегорическим образом Родины, зовущей своих сыновей на бой с врагом.
2в: Родина-мать является частью триптиха «Меч Победы»:
подразумевается, что это Меч Победы, который выкован и поднят на Урале(«Тыл – фронту», Магнитогорск).
1в: В дальнейшем он был поднят «Родиной-матерью» в Сталинграде - городе, в котором наступил коренной перелом в войне, а гитлеровская Германия потерпела одно из своих самых существенных поражений.
2в: Третий монумент серии «Воин-освободитель» опускает Меч Победы в самом логове врага — в Берлине
1в: Ребята, вы внимательно сегодня нас слушали, некоторые выступали, скажите, почему наш урок мужества посвящен Мамаеву кургану?
(ответы учеников)
1в: Сталинград – это символ мужества, стойкости, героизма советских воинов.
2в: Сталинград - это символ мощи и величия нашего государства.
1в: Героев наградили орденами , медалями , званиями, в их честь назвали улицы, площади, корабли… . Нужно ли это мёртвым?
2в: Нет. Это нужно живым. Чтобы не забывали.
1в: Время быстротечно. Как мало осталось в живых участников Великой Отечественной войны. Даже дети войны уходят один за другим, унося с собой столько не сказанного о тех, кому мы обязаны мирной жизнью. Вот почему для вас, юных, так важно быть патриотом своей страны, помнить о боевых подвигах своих предков.
2в: Вам в наследство досталась прекрасная, богатая, могучая, гордая страна.
1в: Несите сквозь годы память о тех, кто ценой жизни сохранил её для потомков.
(выступление учеников.Песня «Россия»: автор слов и музыки О. Газманов)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.
При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке....
Методическая разработка урока литературы по теме «Творчество Сергея Есенина»(11 класс). Тема урока - «Голубая Русь» Сергея Есенина. Тип урока –урок-исследование.
Знакомство со стихотворениями С.Есенина, посвящёнными теме родины, с творческим методом поэта....
Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)
Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...
Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка
Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы: рисование по представлениюТип урока: комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами изобразительного языка ...
Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.
Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...
Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.
Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...
Сходства и различия уроков с метапредметным подходом с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе) Метапредметный подход на уроке русского языка в 8 классе
Сходства и различия уроков с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе)...
- Мне нравится (1)