Мировоззренческая лекция "О братстве, мужестве и скорби".
методическая разработка (8, 9, 10, 11 класс)
О братстве, мужестве и скорби.
«Не для войны рождается солдат,
а для того, чтоб не было войны».
1 Слайд
«Русский пот на броне и колесах. Вековая разбужена пыль..» - в этих поэтических строчках безошибочно узнается Афганистан. Точнее, наша афганская эпопея, ставшая историческим испытанием для страны, но ни в коем случае не терпящая однозначных оценок. «Ограниченный контингент» - политический термин. В действительности это была полнокровная армейская группировка, регулярно пополнявшаяся свежими силами. За 9 лет полевой жизни и постоянных вооруженных столкновений с отрядами оппозиции, боевую школу прошло целое поколение офицеров и солдат, которых в России уважительно называют «афганцами».
2 Слайд
15 февраля 1989 года последний бронетранспортёр с нашими воинами пересёк мост Дружбы через Амударью, по фарватеру которой проходит граница с Афганистаном. и т.д.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
https://cloud.mail.ru/home/ | 277.89 КБ |
Предварительный просмотр:
О братстве, мужестве и скорби.
«Не для войны рождается солдат,
а для того, чтоб не было войны».
1 Слайд
«Русский пот на броне и колесах. Вековая разбужена пыль..» - в этих поэтических строчках безошибочно узнается Афганистан. Точнее, наша афганская эпопея, ставшая историческим испытанием для страны, но ни в коем случае не терпящая однозначных оценок. «Ограниченный контингент» - политический термин. В действительности это была полнокровная армейская группировка, регулярно пополнявшаяся свежими силами. За 9 лет полевой жизни и постоянных вооруженных столкновений с отрядами оппозиции, боевую школу прошло целое поколение офицеров и солдат, которых в России уважительно называют «афганцами».
2 Слайд
15 февраля 1989 года последний бронетранспортёр с нашими воинами пересёк мост Дружбы через Амударью, по фарватеру которой проходит граница с Афганистаном.
3 Слайд
Замыкал эту огромную колонну командующий 40-й армией Герой Советского Союза генерал-лейтенант Борис Всеволодович Громов. Всю свою боль вложил этот мужественный человек вот в такие строки:
Наша боль и опасений тень
С вашими тревогами слились,
Наконец настал последний день,
Наконец его мы дождались.
Кто вставал, кто падал под огнём,
У судьбы не спросишь что - кому,
Девять лет вы жили этим днём,
Девять лет с боями шли к нему.
Как измерить боль горячих ран?
Облегчить как горе матерей?
Будет сердце жечь Афганистан
И в объятьях Родины своей.
Б. Громов.
4 Слайд -7 слайд (песня звучит «На Моздок»)
Каждый год 15 февраля Муравленковские воины – афганцы вспоминают годы службы. Афганистан стал частью каждого из полумиллиона наших солдат, воевавших там. Свидетели и непосредственные участники этого неоднозначного исторического события живут в нашем городе.
8 Слайд
Сегодня я хочу вас познакомить с одним парнем из 4-й роты. Карповым Евгением Михайловичем. Многие из вас видели его в городе. Город наш небольшой. Из воспоминаний Евгения Карпова:
…Вертолет спускался на крохотную – чтобы уместить только колеса – площадку в горах. «Не сяду»,- опасается летчик и резко набирает высоту. Вторая попытка посадить «вертушку» завершается так же. Перегруженная машина на высоте три тысячи метров с трудом слушается пилота, посадочная площадка слишком мала… Неизвестно, чем закончится третья попытка, а на борту столько вооружения, столько солдат, что возникает вопрос: а стоит ли рисковать ради одного, оставшегося внизу?
Двадцатилетний Женька, солдат срочной службы смотрел на лётные виражи, а сердце колотилось сильно - сильно, как на уроке физкультуры после эстафеты. Но сейчас не «физкультура», а время и место боевых действий, и от того, сядет ли вертолет, зависит «только» одно: останется ли он навечно в горах.
У того летчика была своя правда: лучше спасти всю роту без одного -единственного бойца, чем погибнуть всем. Он не гарантировал удачную посадку ни в первый, ни во второй раз, а потом сказал, что просто не сможет сесть. «Садись, как хочешь. Заберем солдата»,- приказал взводный. Шли на риск, но третья попытка оказалась удачной, и тяжелая груженая железная машина взмыла ввысь со всем взводом. «Не бросили меня там, в горах. Да там своих и не бросали», вспоминает воин - афганец Евгений Юрьевич Он служил в том самом полку, о котором рассказывается в фильме «9 рота». Мало того: все эти события происходили в годы его службы, а именно тогда погиб его друг – Андрей Мельников, Герой Советского Союза. С ним учились в учебном центре, только Андрея направили после «учебки» в девятую, а Евгения в четвертую роту. В жизни происходило жестче, чем в кино, вспоминает он. Я рассказала о нем самую малость. Но о его славном боевом прошлом говорят награды, одна из них – медаль «За боевые заслуги». Сейчас у него любимая работа, любимая семья. Жена, двое детей. Вырастет сын Семен и узнает, что когда-то в чужой горной стране на полном серьезе решался вопрос всей будущей жизни двадцатилетнего рядового Женьки Карпова.
В беседах воины-интернационалисты говорят и о конфликтах, которые происходят сегодня за рубежом, и о том, как служится нынешним солдатам, и о патриотическом воспитании школьников. Но о чем бы они ни говорили. Всех их объединяет главная мысль: лишь бы не было войны. Нигде. Никакой. И никогда. В наше городе живут и работают воины афганцы:
Сергей Макеев, оператор ДНГ филиала «Муравленковскнефть»,
отличник погранвойск, механик Дмитрий Лепихин,
Владимир Хайдуков. Машинист подъемника ООО «КРС-Сервис» и др.
9 Слайд
Все вы прекрасно знаете Смирнова Олега Анатольевича, который работал преподавателем Муравленковского многопрофильного колледжа, а сейчас преподает уроки физической культуры в 5 школе. «Нас 25 сослуживцев, постоянно общаемся. Рассказывает он. К сожалению, многих уже похоронили. А спасало нас тогда непонимание происходящего, молодость, патриотизм. Это сейчас, оглянувшись назад, осознаешь, в каком ты на самом деле пекле был». У него прекрасная семья. Воспитал 3 детей. Старший сын Илья – офицер, работает в Курганском пограничном институте (с личным составом –с курсантами)). Дочь Елена-медик. Работала в Муравленко, сейчас в Омске. Дочь Юлия окончила наш лицей и учится в Свердловском Политехническом университете.
10 Слайд
Всем известная группа Арсенал из Ноябрьска. Руководит «Арсеналом» Михаил Караулов, воин-интернационалист, талантливый поэт и композитор. В далеком 1992 году воины афганцы приняли решение создать свой коллектив. Они писали тексты, музыку, исполняли их под гитару. Самобытное творчество стало отдушиной в непростой период девяностых.
Шло время, менялся состав, но главными оставались дружба, совместные выступления. Постепенно расширялся репертуар, появились поклонники, пришло признание. Однако мужчины не зацикливались только на воспроизведении личных переживаний нелегкой поры службы в горячих точках. Они обращались к наследию своих дедов и отцов периода Великой Отечественной войны. Более 23 лет существует группа. Она неоднократно становилась призером региональных и всероссийских конкурсов. За творческую деятельность члены коллектива награждены знаком почета «За службу России». «Арсенальцы» считают, что патриотизм, любовь к Родине и желание ее оберегать – не пустые слова.
11 Слайд А песня – лучшая возможность проявить эти качества для настоящих мужчин, воинов и защитников. Её участники служили в Афганистане и в Карабахе. Название группы «Арсенал» символизирует братство военных душ.
Более 25 лет прошло со дня вывода советских войск из Афганистана, но война продолжается в душах тех, кто в ней участвовал. Она долго еще будет напоминать о себе – пока живы матери, потерявшие кормильцев, пока болят раны и души воинов. Черным, зловещим крылом ударила в окна многих матерей похоронка. Сколько выплакано слез, сколько обрушилось горя на женщин в один миг! Ни одна мать не может смириться со смертью сына. Поэтому надеялись и ждали своих сыновей: а вдруг произойдет чудо. Ждали своих любимых и несостоявшиеся невесты. В неимоверно трудных условиях боевой жизни, вдали от родного дома, ежечасно подвергаясь опасности, и подчас смертельной, они сохранили верность военной присяге, воинскому и человеческому долгу.
12-15 Слайды
С каждым годом время все больше отделяет нас от афганских событий, которые в нашем обществе и в мире получили неоднозначную оценку. Но, независимо от нее, не могут быть забыты героизм, мужество и самоотверженность наших воинов. Они выполняли приказ.
2 февраля 2012 г Александр Кравцов написал стихи.
16 Слайд
Служившим в Афгане
Афган! Афган! Тогда нам говорили,
Что эта миссия возложена на нас,
А сколько мы ребят похоронили?! 17 Слайд
И как, бывает, называют нас сейчас?
Ведь говорят, что нас туда не звали,
Что мы войну Афгану принесли,
Что зверски мы душманов убивали,
И только зло и ненависть несли!
А кто нас спрашивал - хотим мы это?
Направили служить в ТуркВО*
Остались дома и жена, и дети,
А было так - и вовсе - никого!
Он был детдомовский, совсем мальчишкой,
Мечтал после Афгана в институт,
Но в рейде "встретился" с "лягушкуой" **, 18 Слайд
И нет парнишки, и нигде не ждут!
- А хоронить куда?
- Туда где призывался.
- Но у него же нет родных, он сирота!..
Вот так совсем "не нужным" оказался,
И похоронен Государством у скита.*** 19 Слайд
.....................
Афган! Афган! Тогда нам говорили,
Что эта миссия возложена на нас,
А сколько мы ребят похоронили?!
И как, бывает, называют нас сейчас?
(ТуркВО - Туркестанский Военный Округ.
"Лягушка" - противопехотная мина, после срабатывания, "выпрыгивает" с грунта и взрывается на высоте роста человека, поражая осколками окружающих.
Скит - Небольшой отдельный, чаще старообрядческий, монастырь в глухом месте).
Афганистан болит в душе ребят,
Вернувшихся с далекого похода.
Друзья на них погибшие глядят 20 Слайд
Из восемьдесят памятного года.
Болит в сердцах он тысяч матерей.
Упавшая слеза на камне стынет.
На необъятной Родине моей
Ждут сыновей погибших на чужбине.
И ждать их не устанут никогда,
В неведомые вглядываясь, дали,
Дома, поселки, села, города
Которые на службу провожали.
Афганистан в истории страны
Тяжелая, кровавая страница
Солдатам, возвратившимся с войны
И матерям погибших будет снится.
21 Слайд
Время неумолимо делает своё дело. Вглубь истории уходит война в Афганистане. Многие с той войны вернулись окрепшими, возмужавшими, их грудь украсили ордена и медали. Награды за мужество, отвагу и честь. Но многим не суждено было вернуться к родному порогу, немало полегло совсем юных мальчишек на каменистой афганской земле. Память о многих парнях, не вернувшихся с той войны, память о тех, кто ушел из жизни в мирное время будет вечной. Вечная память ребятам, не вернувшимся домой.
Этими словами мне хотелось бы закончить сегодняшнюю нашу встречу. Всего вам доброго: здоровья, радости, уверенности в завтрашнем дне, мира и согласия.
22 Слайд (Олег Газманов «Господа Офицеры»).
И хотя им тяжело вспоминать те годы службы, но им будет приятно осознавать, что Россия помнит их подвиг.
Слайд 23
Валерий Бурков
Прости меня, мама.
Ах, милая мама, как сердцем несешь
Ты тяжкую ношу из боли и слез.
Погибший твой муж и израненный сын –
Прибавилось много безмолвных седин.
Прости, не смогли мы от горя сберечь
Твой ласковый взор и твоих хрупких плеч.
Ты сильная, мама, и выстоишь ты,
За все остальное с отцом нас прости.
Прости за разлуку, покинутый дом,
За то, что пошли мы в бой вместе с отцом.
За то, что спасти я его не сумел,
Когда он живой в вертолете горел.
Прости, по другому мы жить не могли
И легкой тропою по свету не шли.
Наш долг нас позвал, он позвал нас вперед
По трудной дороге военных невзгод.
И доля твоя оказалась горька.
Безмолвно рыдала над гробом отца.
Прощаясь, просила: «Мой маленький сын,
Вернись же скорее обратно живым».
Прости, мне себя уберечь не дал Бог,
Я жизнью солдата прикрыться не мог.
Пойми меня, мама, поверь и прости,
Иначе не могут Отчизны сыны.
Этими словами мне хотелось бы закончить сегодняшнюю нашу встречу. Всего вам доброго: здоровья, радости, уверенности в завтрашнем дне, мира и согласия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема:«Формирование ценностно – мировоззренческой компетенции обучающихся– как важный компонент парадигмы современного образования»
Формирование ценностно-мировоззренческой компетентности - это формирование мировоззренческих ценностных принципов и установок, которые должны быть основой гражданской позиции школьни...
«ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА – ЧАСТЬ МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ».
В данной работе еще раз подчеркивается актуальность и важность темы: проблема охраны и укрепления здоровья школьников в современных условиях и необходимость формирования определенной миров...
Развитие историко- познавательной и ценностно-мировоззренческой компетентностей при реализации учебных проектов на уроках истории .
Представлен опыт работы по реализации краткосрочных исследовательских и информационных проектов на уроках истории....
Урок мужества "Афганистан. Боль. Скорбь. Память."
Классный час посвящен 25-летию вывода советских войск из Афганистана...
Урок Мужества «Подвиг и скорбь Ленинграда в памяти людей разных поколений».
Блокада Ленинграда самый тяжелый период в истории Великой отечественной войны. 872 дня и ночи. В окружении2,5 млн. чел. Из них -500 тыс. детей Люди выживали без еды без тепла. Под постоянными авиац...
Урок мужества, посвященный Дню памяти и скорби "Чтоб снова на земной планете не повторилось той войны"
Материал предназначен для детей школьного возраста....
Урок мужества, посвященный Дню памяти и скорби
Урок мужества, посвященный Дню памяти и скорби...
Комментарии
Презентация в Облаке
Облачное хранилище: https://cloud.mail.ru/home/