Урок Мужества «Подвиг и скорбь Ленинграда в памяти людей разных поколений».
методическая разработка по истории (9 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_muzhestva.docx | 27.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок Мужества «Подвиг и скорбь Ленинграда в памяти людей разных поколений».
План урока Мужества
«Подвиг и скорбь Ленинграда в памяти разных поколений.»
1 Незабываемые страницы ленинградской Блокады.
2.Почему надо сохранить память, прожить и прочувствовать боль ленинградцев.
3.Памятники ,посвященные подвигу Ленинграда.
4.Мое отношение к этому событию , к этой великой дате. Цель:
Изучение материала, связанное с блокадным Ленинградом; сформировать образное представление о ходе и этапах блокады Ленинграда.
Задачи:
- Формирование ценностной ориентации на ответственное и уважительное отношение к историческим событиям.
- Уметь делать оценочные выводы на основе ранее полученных знаний и собственной позиции.
- Продолжить формирование представления, что война – это не абстрактные понятия, а смерть и страдания реальных людей, таких же, как мы, и таким образом раскрыть антигуманную сторону войны;
- Воспитывать у учащихся чувства уважения к старшему поколению, выстоявшему в тяжелейший период и восстановившему страну после войны.
Оформление:
- книжная выставка,
- плакаты и открытки военного времени,
- исторические карты,
проектор и экран для показа презентаций
Организация и подготовка урока:
.
Показанные документальные кадры, снятые зимой 43-го в блокадном Ленинграде, помогли , передать атмосферу Блокадного города. Для многих подростков стало откровением то, что предстало перед их глазами в кадрах кинохроники: трагедия и героизм несломленного народа. Данный урок воссоздает картину жизни и быта Ленинграда и его жителей в условиях 900 – дневной блокады, показывает на конкретных фактах, как неразрывно переплелись в этот период трагедия и мужество, боль и героизм наших соотечественников.
Урок проводится 27 января – в день снятия блокады Ленинграда. К подготовке урока привлекаются учащиеся двух классов. Уроку предшествуют беседы, чтение литературы, просмотр кинофильмов и прослушивание музыкальных произведений по данной тематике. На урок мужества приглашаются ветераны войны и люди, чье детство пришлось на военный период
Художественная экспозиция к уроку включает плакаты и открытки военного времени, исторические карты, рядом с тарелкой, на которой лежат «блокадные» 125 грамм черного хлеба. Метроном.
Введение в тему.
Что Вам известно о блокаде и защите Ленинграда?
Какие впечатления и эмоции возникали у Вас после прочтения книг и просмотра фильмов, посвященных жителям блокадного Ленинграда?
На какие вопросы вы хотели бы получить ответы в ходе нашего Урока? Что бы вы хотели понять для себя, познакомившись с судьбами тех людей, кто пережил эту трагедию ,но отстоял родной город ?
Ход урока:
Учитель
Петербург – Ленинград – Петербург. Город Святого Петра. Немало испытаний выпало на его долю. Но, пожалуй, самым страшным стала для него война с фашистской Германией. Утром 22 июня 1941 года.
- На экране проецируется плакат «Родина – мать зовет» (художник И. Тоидзе).
1-й учащийся:
Казалось было холодно цветам,
И от росы они слегка поблёкли,
Зарю, что шла по травам и кустам,
Обшарили немецкие бинокли.
Цветок в росинках весь, к цветку приник,
И пограничник протянул к ним руки.
А немцы, кончив кофе пить, в тот миг
Влезали в танки, закрывали люки.
Такою всё дышало тишиной,
Что вся земля ещё спала казалось.
Кто знал, что между миром и войной
Всего каких-то пять минут осталось.
Я о другом не пел бы ни о чём,
А славил бы всю жизнь свою дорогу,
Когда б армейским скромным трубачом
Я эти пять минут трубил тревогу.
(С. Щипачев. «22 июня 1941 года»).
Учитель
В соответствии с планом «Барбаросса» вермахт наносил одновременные удары в северном, центральном и южном направлениях. В августе германские войска начали мощное наступление на Ленинград.
Текст сопровождается показом кадров фильма
« Непокоренные» к 70-летию снятия Блокады .
Из дневника генерала Гальдера. 8 июля 1941 год: «После рассмотрения у Гитлера плана окружения Москвы стало ясно неколебимое решение фюрера сравнять Москву и Ленинград с землёй.. Задачу уничтожения этих городов должна выполнить авиация.
Гитлер заявлял: «Ленинград теперь сам поднимет руки: он неминуемо падёт, раньше или позже. Никто оттуда не освободится, никто не прорвется через наши линии. Ленинграду суждено умереть голодной смертью».
.
Рассказ ребят 8 кл по ходу кадров фильма
« Непокоренные» к 70-летию снятия Блокады.
1 кадр Бояркин
Блокада Ленинграда самый тяжелый период в истории Великой отечественной войны. 872 дня и ночи. В окружении2,5 млн. чел. Из них -500 тыс. детей Люди выживали без еды без тепла. Под постоянными авиационными бомбардировками.
.
Из воззвания рабочих Кировского завода к воинам – защитникам Ленинграда. 1941 год: «Воины Красной Армии, знайте, что ни бомбы, ни снаряды, никакие военные испытания и трудности не поколеблют нашей решимости сопротивляться, отвечать на удар ударом, не заставят нас забыть клятвенное обещание: истребить врага до последнего. Пусть каждый из вас высоко несет почётное звание советского воина. Умрём, но Ленинграда не сдадим!».
За годы блокады в городе погибло 800 тыс. мирных жителей
Здесь было страшнее ,чем в окопах.
Вкл.2 Кадра на бород. Мужчине.
3 кадр- Филиппов
Уже в конце августа ,спустя 2 месяца после начала войны на горизонте показались немецкие танки. Школьники приняли бой.
Взрыв- вкл. Кадра
Встретив отчаянное сопротивление фашисты останавливают наступление. боясь еще больших жертв Гитлер решил не брать город штурмом. 8 сентября немецко-фашистским войскам удалось прорваться к Ладожскому озеру, захватить Шлиссельбург (Петрокрепость) и перерезать сухопутные коммуникации, связывающие Ленинград со всей страной. Началось героическая эпопея борьбы армии, флота и жителей города с врагом в тяжелейших условиях блокады
Вкл. Кадра
Гитлер рассчитывал, что без связи с внешним миром ,без продовольствия город сдастся в течение 2-3-х недель. Чтобы сломить дух ленинградцев город постоянно бомбили
Вкл.кадра
4 кадр- Мичурин
Были такие случаи, что людей в бомбоубежищах заваливало домами и люди умирали там страшной смертью Поэтому некоторые оставались в квартирах.
Приближение вражеских самолетов отслеживали женщины и подростки из отрядов противовоздушной обороны .Об этом сохранились фотографии в архивах.
Вкл. кадра
19 сентября 1941 года- самая страшная бомбардировка Ленинграда. На город сброшено более
3 тыс. бомб.
Вкл. Кадра
2 – й учащийся:
И в пестрой суете людской
Всё изменилось вдруг.
Но это был не городской,
Да и не сельский звук.
На грома дальнего раскат,
Он, правда, был похож, как брат,
Но в громе влажность есть
Высоких свежих облаков
И вожделение лугов –
Весёлых ливней весть.
А этот был, как пекло, сух,
И не хотел смятенный слух
Поверить – по тому,
Как расширился он и рос,
Как равнодушно гибель нёс
Ребёнку моему.
(А.Ахматова «Первый дальнобойный в Ленинграде»)
5 кадра- Хрипач
Вкл кадра
Запасная студия Ленинградского радио находилось здесь же в подвале здания и вещание дикторов не прерывалось ни на минуту. Поэтесса Ольга Бергольтц стала голосом Блокадного Ленинграда
Вкл кадра.
6 кадр- Кабанов Бойцы ленинградского фронта не оставляют попыток прорыва блокады а жители не прекращают работать и жить с надеждой на их победу все силы
Вкл кадра
7. кадр- Кокорин
Из-за авиа налетов постоянно происходят перебои в поставках провизии в осажденный город. После нескольких неудачных попыток наступления Гитлер предпочёл сменить тактику, указав: «этот город надо уморить голодом. Перерезать все пути подвоза, чтобы туда мышь не могла проскочить. Нещадно бомбить город с воздуха, и тогда город рухнет, как переспелый плод». Осажденный город оказался почти без запасов продовольствия. Хлеб доставлялся теперь только по воздуху и ледовой дороге через Ладожское озеро – так называемую «Дорогу жизни».
В январе 1942-3дня хлеб не выдают вообще. В городе остаются тысячи детей. многие из них- уже сироты.
8 кадр -Кевбрин
В январе 1942 года советское руководство решается на первую масштабную операцию по прорыву блокады Ленинграда. Соединения 2 ударной армии сумели вклиниться в войска Вермахта на глубину 70 км. Навстречу им двигался Ленинградский фронт с севера и в какой -то момент их отделяло всег о 40 км.
Но в феврале мы увязли в боях. А в марте немцы переходят в наступление и берут 2 ударную армию в окружение . Наши потери340 тыс. солдат и офицеров.
Перерезать Дорогу жизни немцы стремились постоянно. В первые недели работы трассы немецкие лётчики безнаказанно расстреливали с бреющего полёта автомашины и бомбами разбивали лёд на трассе. Для прикрытия Дороги жизни командование Ленинградского фронта установило прямо на льду Ладоги зенитные орудия и пулемёты, а также привлекло истребительную авиацию. Результаты не замедлили сказаться - 16 января 1942 года на западный берег Ладоги вместо запланированных 2000 тонн было доставлено 2506 тонн грузов. Всего с 24 ноября 1941 года по 21 апреля 1942 года через Ладожское озеро в Ленинград было доставлено 361 309 тонн грузов, три четверти которых составляли продовольствие и фураж. С 13 ноября 1941 года норма выдачи хлеба населению была снижена. Теперь рабочие и инженерно-технические работники получали по 300 граммов хлеба, все остальные - по 150. Крупы и мяса – по 50 грамм рабочим, всем остальным – по 20 грамм. 20 ноября и этот скудный паёк пришлось урезать. Население стало получать самую низкую норму за всё время блокады - 250 граммов на рабочую карточку и 125 граммов - на все остальные. Мясо и крупа – 25 грамм – рабочим, 15 грамм – все остальным. В Ленинграде начался голод. Эта цифра - "125 блокадных грамм с огнем и кровью пополам" - навсегда останется одним из символов блокады.
3-й учащийся:
«125 блокадных грамм».
Не шумите вокруг - он дышит,
Он живой еще, он все слышит...
Как из недр его вопли: "Хлеба!" -
До седьмого доходят неба...
Но безжалостна эта твердь.
И глядит из всех окон - смерть.
(Анна Ахматова)
9 кадр- Хрипач
В январе 1943 года в ходе нового плана - наступления Советской армии готовится в районе Шлиссельбурга. Операцию назовут «Искра» . Её готовят долго и тщательно. Были созданы такие же обледенелые укрепления для тренировки наших войск, как и у немцев.
Перед наступлением советская артиллерия провела артобстрел и бомбардировки фашистов.
Вкл. Кадра
После серии тяжелых боев войска Ленинградского и Волховского фронтов соединились и прорвали блокаду Ленинграда. За 17 дней была построена железная дорога ,соединившая Ленинград с большой землей.
10 кадр - Борозденков
В1943 году инициатива окончательно перешла к Красной армии .О победах советских войск под Курском и Орлом ленинградцы будут узнавать по радио и терпеливо ждать дня своего окончательного освобождения Ленинграда.
27 января 1944 года через872 дня блокады Советская армия полностью освободит Ленинград.
Вкл.кадра
За 900 блокадных дней и ночей по городу было выпущено около 150 тысяч снарядов, от которых только по официальным данным погибли 16 467 человек. Ещё около миллиона погибло от голода. На 1 января 1944 года в Ленинграде насчитывалось всего 560 тысяч жителей – одна шестая часть его довоенного населения.
- Презентация «Памятники Подвигу ленинградцев».
- звучит фрагмент концерта С.В. Рахманинова для фортепиано с оркестром.
Предлагается почтить память погибших защитников города, тех, кто не дожил до Победы, минутой молчания.
Этап рефлексии.
Заполнение таблицы
Основные сражения и важнейшие участки обороны Ленинграда в июль1941- январь 1944 года | Факты. судьбы, поступки ленинградцев ,оставившие у Вас неизгладимое сильное впечатление | Ваша оценка подвига ленинградцев. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок мужества "Подвиг Ивана Куприяновича Скуридина"
Классный час о Герое Советского Союза И. К. Скуридине, повторившем подвиг А. Матросова в годы Великой Отечественной войны. Класный ча сопровождается презентацией....
Урок мужества "Подвиг Александра Матросова"
Классный час для 6-7 классов о подвиге Александра Матросова. Сопровождается презентацией....
Урок мужества "Подвиг Сталинграда"
У времени есть своя память – история. И потому мир никогда не забывает о трагедиях, потрясавших планету в разные эпохи, в том числе и жестоких войнах, уносивших миллионы жизней. Прошло мно...
Урок мужества "Подвиг Сталинграда"
У времени есть своя память – история. И потому мир никогда не забывает о трагедиях, потрясавших планету в разные эпохи, в том числе и жестоких войнах, уносивших миллионы жизней. Про...
Урок мужества "Подвигу жить в веках!"
Тематический классный час, посвящённый празнованию 70-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г....
Урок мужества «ПОДВИГ ЛЕНИНГРАДА»
Урок мужества посвященный подвигу советского народа в годы Великой Отечественной войны - жителям г. Ленинграда....
Урок мужества «Подвиг великий и вечный – Непокоренный Ленинград "
Урок мужества (внеклассное мероприятие)Тема: «Подвиг великий и вечный – Непокоренный Ленинград»Цель: дать учащимся представление о стойкости и мужестве ленинградцев в дни блокад...