«Военно-патриотическое воспитание обучающихся через создание моделей военной техники»
материал
Военно- патриотическое воспитание обучающихся в объединении "Начальное техническое моделирование"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
voenno-patrioticheskoe_vospitanie.docx | 28.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Куженерский центр дополнительного образования для детей»
«Военно-патриотическое воспитание обучающихся через создание моделей военной техники»
Целищева Наталья Юрьевна,
педагог дополнительного
образования
I кв. категории
пгт. Куженер
Развитие системы военно – патриотического воспитания в нашей стране обуславливается исторической необходимостью.
Испокон веков Россия испытывала на себе мощное давление извне, что сказалось на формировании национального характера. В России сложились определенные направления и формы военно-патриотического воспитания детей и в системе образования России.
Однако в конце прошлого века государственная политика взяла курс на свертывание воспитания патриотизма. И общество постепенно утратило традиционное российское патриотическое сознание. Ценности и государственные символы, десятилетиями скреплявшие единство народов великой страны, рухнули. Без преувеличения произошла общенациональная духовная трагедия. Отказ от прежней системы ценностей и отсутствие новой во многом понизили эффективность воспитания, чем был нанесён непоправимый вред формированию таких традиционных качеств молодого человека, как патриотизм, гражданственность, историческая память.
В последние годы было усилено внимание к решению задач патриотического воспитания со стороны Правительства РФ и Министерства образования РФ. Были приняты важнейшие законодательные акты, нормативные документы, в которых были четко и лаконично сформулированы основные задачи военно-патриотичного воспитания молодежи. В 2001-2015 годах были реализованы 3 программы патриотического воспитания. Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 г. утверждена очередная Государственная программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы".
Военно-патриотическое воспитание подрастающего поколения является одной из важнейших задач, ведь детство – самая благодатная пора для привития чувства любви к Родине. У школьников должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого, им нужно прививать гордость за русское оружие, любовь к русской военной истории, военной службе, сохранение и приумножение славных воинских традиций, способность в случае необходимости встать на защиту своего государства.
Для формирования патриотизма самые благоприятные условия имеются в дополнительном образовании, поскольку оно ориентировано на способности и потребности ребенка, личные интересы, способствует творческому развитию, создает необходимые условия для деятельности и проявления активности. Все эти факторы и способствуют формированию патриотического воспитания.
Перед собой я ставлю следующие цели и задачи:
- Создание условий для проявления патриотических знаний и способностей обучающихся;
- Формирование у детей активной жизненной позиции, гражданских и нравственных качеств;
• Развитие гражданского самосознания обучающихся, патриотической направленности личности, обладающей качествами патриота;
- Расширение кругозора детей о военной технике;
• Воспитание чувства гордости за свою Родину, за ее героическое прошлое.
Важным условием формирования любого качества у человека является активное его самостоятельное участие в этом процессе. Работая с различными источниками информации, обучающиеся сами формируют свою позицию на события и явлений жизни. Разнообразие видов заданий, системность, предоставление каждому обучающемуся возможности постоянного проявления себя, широкое использование похвалы в качестве стимулятора деятельности, планомерное увлечение сложностью выполняемых работ повышают результативность процесса воспитания, улучшают взаимопонимание между педагогом и обучающимся.
Основной деятельностью в объединении «Начальное техническое моделирование» является изготовление моделей техники. Сначала мы с ребятами обсуждаем, модели какой военной техники они хотели бы сделать, потом ищем информацию о ней, чертежи. Модели изготавливаем на выставку, делаем описание модели, где указываем основные технические характеристики модели, исторические, знаменательные события, связанные с этой техникой. Иногда изготавливаем не просто модели, а придумываем сюжетные композиции. В этом случае изготавливаем макет местности, продумываем детали композиции. Идей у ребят бывает очень много, фантазия разыгрывается по мере обсуждения.
Итак, одной из форм работы военно-патриотического воспитания обучающихся являются:
1. Конкурсы поделок
Ребята принимают участие как в районных, так и в республиканских выставках-конкурсах:
• В Центре детского творчества проводилась районная выставка - конкурс «Наша армия сильна», посвященная Дню Победы, в которой обучающиеся объединения приняли участие и стали призерами выставки.
• в 2015 году мы приняли участие в Открытом региональном фестивале науки и искусства «Мир моих увлечений – путь в будущее». Паймеров Владислав награжден Дипломом Лауреата декоративно-прикладного направления «Украсим мир талантами» в выставке «Военная техника». Коллектив объединения стал дипломантом данной выставки за коллективную работу «Бой за Сталинград»;
• Ребята с удовольствием участвуют в ежегодных республиканских выставках-конкурсах стендовых моделей, выполняют поделки в разных номинациях данного конкурса , и, конечно же в номинации «Бронетанковое, артиллерийское и стрелковое вооружение». Неоднократно становились победителями в данной номинации:
Результаты за 3последние года:
В 2015г. в 20 республиканской выставке-конкурсе стендовых моделей Костромин Иван занял I место, представив на выставку Армейский тягач;
В 2016 г. в 21 республиканской выставке-конкурсе стендовых моделей Акпаршев Роман занял III место, выполнив Атомную подводную лодку;
В 2017 г. в 22 республиканской выставке-конкурсе стендовых моделей Мирзегаев Артем занял III место, выполнил сюжетную композицию, модель ГАЗ-66. Акпаршев Роман выполнил модель тяжелого танка КВ-1, сертификат участника.
Сейчас мы также готовимся к 23 выставке, будут представлены разные поделки, в том числе и военная техника: Басов Данил готовит танк Т-70, Никитин Костя – модель 3537 Водник
2 последних года мы принимаем участие в выставках, посвященных Дню Победы, которые организовывает Районный музейно-выставочный центр.
В 2016 году выставка называлась «Мы-наследники Победы», по итогам выставки 2 обучающихся объединения Костромин Иван и Акпаршев Роман стали призерами.
В 2017 году выставка называлась «Великой Победе посвящается…». Приняло участие 29 обучающихся объединения.
2.Конкурсы рисунков.
• В феврале 2018 года обучающиеся приняли активное участие в конкурсе рисунков «Военная техника», посвященном Дню защитников Отечества, который проходил в объединении «Начальное техническое моделирование».
• Также мы принимали участие в ранее проводимом районном конкурсе рисунков «Сыны России», который проводился в рамках месячника военно-патриотической работы ( в 2014 году Андреев Антон занял III место);
• конкурс рисунков «Защитники Отечества» проводился в Центре детского творчества, где мальчики также активно участвовали.
3. Конкурс презентаций
Самым тяжелым испытанием для нашего народа стала Великая Отечественная война. Эта война затронула практически каждую семью в нашей стране. И, практически в каждой российской семье есть свои герои – люди, которыми мы можем все гордиться. Каково же восхищение ребенка, который узнает, что герои - это его прабабушка и прадедушка.
В 2015 году обучающийся объединения Костромин Иван принял участие во II Открытом конкурсе «Семейный котел», который был посвящен 70-летию Победы (с Всероссийским и международным участием) г. Кострома. На конкурс была представлена презентация «Великая Отечественная война в истории моей семьи», презентация о прадедушке Патрушеве Василии Ивановиче, который героически воевал во время войны, встретил Победу в Германии. Сертификат участника.
4. Тематические беседы, занятия, посвященные памятным датам.
Именно подготовка к торжествам, посвященным памятным датам, открывает перед педагогом большие возможности для приобщения детей к истории своей страны в доступной для них форме. Все поколения объединяют чувства патриотизма и гордости за свою Родину. Дети тоже это чувствуют. Мною были проведены следующие открытые занятия:
• открытое занятие «Подарок папе на 23 февраля». Цели и задачи занятия: расширить кругозор детей о празднике День защитника Отечества и о истории возникновения данного праздника, изготовить подарок папе – самолет, воспитание патриотических чувств. Конспект занятия был представлен на Всероссийский интернет – конкурс педагогического творчества.
• В 2017 г. на методобъединении педагогов дополнительного образования мною было показано открытое занятие «9 мая-День Победы». Цель: формирование активной гражданско-патриотической позиции.
Задачи:
- закрепить знания обучающихся о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., о военной технике тех лет.
- подвести итоги подготовки моделей военной техники к районной выставке «Великой Победе посвящается…»;
- воспитывать чувство гордости за свою Родину, за участников войны.
На занятие мальчики подготовили доклады о моделях военной техники, которые они сделали, также вспомнили о прадедушках, воевавших на фронтах Великой Отечественной войны, о прабабушках, которые не покладая рук работали в тылу, приближая Победу. Ребята узнали, как трудно пришлось детям - их сверстникам в годы войны, которые заменили взрослых на заводах, фабриках, в колхозах. Познакомились с подвигом их сверстника Марата Казея.
5.Акция «Подарок ветерану»
Также мы с ребятами участвовали в акции «Подарок ветерану», которая проводилась в Центре детского творчества. Мы изготовили поздравительные открытки с Днем Победы, которые были вручены волонтерами объединения «Вместе-мы сила» ветеранам, труженикам тыла.
6. Конкурсные программы
Ежегодно проводятся конкурсные программы для мальчиков, посвященные Дню защитников Отечества: «А ну-ка, мальчики!», «Богатырские потешки». Мы поздравляем будущих защитников Отечества, завершаем мероприятие чаепитием.
Некоторые из моих воспитанников, вырастая, поступают в военные училища, становятся настоящими Защитниками Отечества. И мне хочется верить, что может быть пусть небольшая крупица желания связать свою жизнь с армией, военной техникой, стать защитником Родины была заложена когда-то на занятиях нашего объединения.
Список литературы:
- Горелова Е.В. Роль педагога ДОД в формировании гражданско-патриотических качеств личности младшего школьника. //Ж. «Дополнительное образование» № 9 2008 год;
- Кузина Т.В. Воспитание гражданственности и патриотизма. //Ж. «Дополнительное образование» № 6 2011 год;
- Мелюхин С.В. Растим патриотов России //Ж. «Дополнительное образование» №11 2011 год.
- Соколова Н.Н. Как стать гражданином и патриотом? //Ж. «Дополнительное образование» № 4 2004 год;
Интернет-ресурсы:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Повышение гражданско-правовой культуры педагогов, родителей и обучающихся через создание системы работы правового всеобуча
Данная программа гражданско-правового всеобуча педагогов, родителей и обучающихся подготовлена в рамках реализации Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина...
Формирование социальной одаренности обучающихся через создание ситуации успеха на занятии
Беляк Наталия Владимировна,МБОУ ДОД Центр детского творчества МО г. Саяногорск Социум и ребенок, как много вопросов вызывает этот тандем. Насколько успешной будет социализация подрастающего...
"Патриотическое воспитание обучающихся в Московском суворовском военном училище"
Цель работы: обобщение личного опыта патриотического воспитания обучающихся в Московском суворовском военном училище. Задачи: - рассмотреть основные аспекты патриотического воспитания обучающихся в Мо...
Формирование патриотической компетенции обучающихся через создание учебных проектов на уроках истории и во внеурочной деятельности по предмету
выпускная работа...
Воспитание толерантности через создание классов казачьей направленности.
Цель воспитательной программы класса казачьей направленности: воспитание духовно богатой, физически развитой, творчески мыслящей личности, ориентированной на высокие нравственные ценности на основе из...
Презентация «Военно-патриотическое воспитание обучающихся через создание моделей военной техники»
Презентация составлена к выступлению "Военно - патриотическое воспитание обучающихся через создание моделей военной техники"...
СТАТЬЯ О ВОСПИТАНИИ ПАТРИОТИЗМА ЧЕРЕЗ ШКОЛЬНОЕ НЕФОРМАЛЬНОЕ ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ
Результат работы по военно-патриотическому воспитанию...