Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Человек и общество»
рабочая программа по обществознанию

Урбанович Ирина Владимировна

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Человек и общество» (8-9 кл) 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneurochka_urbanovich_iv._1.docx59.04 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Человек и общество» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, с учетом   методических рекомендаций, содержащихся в пособии для учителя «Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор» /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010г., в Примерных программах внеурочной деятельности   основного образования под редакцией В.А. Горского, М.: Просвещение, 2011г. 

       Целью курса является: подготовка учащихся к жизни в демократическом правовом государстве, гражданском обществе путем формирования у них устойчивых представлений о мире, обществе, государстве, его институтах, основных социальных связях и отношениях, политических и правовых средствах регулирования общественной жизни.

       

Данная цель предполагает выполнение следующих задач:

 - создать условия для социализации личности;

- сформировать научные представления, которые составляют первоначальные основы нравственной, правовой и  политической  культуры;

- содействовать воспитанию гражданственности учащихся на гуманистические и демократические ценности;

- развивать умения ориентироваться в потоке разнообразной информации и типичных жизненных ситуациях;

- развивать личность в ответственный период социального взросления, её познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе и правовой) информации и определения собственной позиции; развитие нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;

- воспитывать общероссийскую идентичность, гражданскую ответственность, уважение к социальным нормам; приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

- осваивать на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации в обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;

- овладевать умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных социальных ролях, характерных для подросткового возраста;

- формировать опыт применения полученных знаний для решений типичных задач в области гражданско-общественной деятельности; в межличностных отношениях.

Общая характеристика программы курса внеурочной деятельности

         Основой курса являются научные знания об обществе и человеке. Изучая общественную жизнь в её многогранности, курс объединяет комплекс следующих наук: философию, социологию, политологию, экономику, правоведение, социальную психологию, этику и культурологию. Специфичность курса в его интерактивности и комплексном изучение современных социальных явлений и факторов и их влияние на жизнь человека. Помимо знаний, важным содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Не менее важным элементом содержания курса является опыт познавательной деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной практике.

          Место и роль обществоведческого знания в образовании молодого поколения обусловлены его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное становление личности человека. Современное развитие, социальные и политические процессы, информационные контексты, глобализация всех сфер жизни, этнический и религиозный политеизм, социальная стратификация предъявляют новые требования к общественным наукам и к преподаванию в школе. Обществознание становится гуманистической базой для образования в целом. Знания по курсу должны стать основой для формирования целостного и ценностного отношения, собственной позиции к явлениям социальной жизни, поиску созидательных способов жизнедеятельности. Курс даёт возможность обучающимся идентифицировать себя как личность, найти свой путь, раскрыть свой потенциал, понять свои социальные роли и собственное место в социуме и культурной среде. А также приобрести  опыт социального и культурного взаимодействия.

       

       Данная программа реализует цели и задачи Основной образовательной программы основного общего образования (ООП ООО) МАОУ «Средняя школа № 6». Содержание программы соответствует общеинтеллектуальному направлению внеурочной деятельности.

Рабочая программа рассчитана на 70 часов (1 час в неделю, 70 учебных недель) (8-9 кл.) что соответствует учебному плану школы.

Результаты освоения программы по внеурочной деятельности

Личностные результаты:            

  1. формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей  многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;                
  2. формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;                        
  3. формирование уважительного отношения к истории и культуре, как своего народа, так и других народов;                                                                                      
  4. овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;                                                                                                                        
  5. развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;                                                                          
  6. формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;                                                
  7. развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;            
  8. готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;                          
  9. развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;                                                                                    
  10. формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты:                                                                                                  

 Регулятивные

  1. овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи деятельности, поиска средств ее осуществления;                                                                                            
  2. освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;              
  3. формирование умения планировать, контролировать и оценивать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;                                
  4. формирование умения понимать причины успеха/неуспеха деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;    

Познавательные

  1. формирование знаний, понимание и принятие личностью ценностей, освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
  2. использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;                              
  3.   использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации

Коммуникативные

  1. способность учитывать позицию собеседника, уважительное отношение к иному мнению, организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности.
  2. готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  3. определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;                                                                                              
  4. готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.

Предметные результаты:

  1. формирование относительно целостного представления об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной  жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
  2. овладение ключевыми понятиями базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности;
  3. формирование знаний, умений и ценностных установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
  4. сформировать умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
  5. формирование знаний основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
  6. приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности;  
  7. понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
  8. понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;
  9. понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
    коммуникативной;  
  10. понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
  11. понимание значения коммуникации в межличностном общении;
  12. умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;

В соответствии с требованиями ФГОС, задачами и содержанием программы курса  внеурочной деятельности разработана система оценки предметных, метапредметных и личностных достижений учащихся.

При освоении программы курса на 80-100% обучающемуся выставляется зачет.

Критерии оценивания курса

- устный ответ- 1 балл;

- практическая работа-  2 балла;

- контрольная работа- 4 балла

Максимальное количество баллов – 31 (13б. -8 кл., 18б. – 9 кл.)

Количество баллов для зачета – 24 (10б. -8 кл., 14б. – 9 кл)

Для оценки метапредметных результатов используется мониторинг уровня сформированности УУД.

Инструментарием для оценивания результатов являются так же анкетирование обучающихся и родителей, творческие отчеты (презентации, конкурсы), проекты, практические работы,  самоанализ, самооценка, наблюдения.

Содержание курса внеурочной деятельности

Раздел 1. Введение (2часа)

Теория

 Введение. Обществознание как знание и как наука.

Различные виды источников. Способы описания и объяснения обществознания. Требования к уровню подготовки выпускников основной школы, определенные в государственном образовательном стандарте по обществознанию.

Практика

Практикум « Понятие источник по обществознанию». Приемы работы с различными документами: выполнять задания разной сложности по данной теме, проводить самооценку знаний и умений. Памятка для работы с источниками. Способы работы с источниками.

Раздел 2. Общество и человек (9 часов)

Теория

Понятие об обществе как форме жизнедеятельности людей. Взаимодействие общества и природы.

Основные сферы общественной жизни и их взаимосвязь. Общественные отношения и их виды. Традиционное, индустриальное, информационное общества.

Социальные изменения и его формы. Эволюция и революция. Развитие общества. Движущие силы общественного развития.

Личность. Деятельность и потребности.

Человек и его ближайшее окружение. Человек в малой группе. Общение. Роли человека в малой группе. Лидер.

Межличностные отношения. Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение. Пути достижения взаимопонимания.

Человечество в XXI веке, основные вызовы и угрозы. Современные мир и его проблемы.

Глобализация. Причины и опасность международного терроризма.

Практика

Практикум «Общество и человек» (задание на обращение к социальным реалиям)

Правила написания эссе.

Раздел 3. Духовная сфера общества (7 часов)

Теория

Сфера духовной культуры и ее особенности.

Наука в жизни современного общества.

Образование и его значимость.

Религия. Религиозные организации, их роль в жизни современного общества. Свобода совести.

Мораль

Гуманизм. Патриотизм, гражданственность

Практика

Практическая работа «Духовная культура личности и общества» (выполнять задания разной сложности по данной теме, проводить самооценку знаний и умений).

Раздел 4. Социальная сфера (8часов)

Теория

Социальная структура общества. Социальные группы и общности.

Семья как малая социальная группа. Отношения между поколениями.

Социальная роль и социальный статус. Социальная мобильность.

Социальные ценности и нормы

Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Профилактика негативных форм отклоняющегося поведения.

Социальный конфликт. Пути его разрешения. Значение конфликтов в развитии общества. Этнические группы и межнациональные отношения. Отношение к историческому прошлому, традициям, обычаям народа. Межнациональные конфликты. Взаимодействие людей в многонациональном обществе. Межнациональные отношения в РФ.

Практика

Практикум «Социальная сфера жизни общества» выполнять задания разной сложности по данной теме, проводить самооценку знаний и умений. Социальные отношения (задание на обращение к социальным реалиям)

Раздел 5. Экономика (13 часов)

Теория

Экономика и ее роль в жизни общества. 

Товары и услуги. Ресурсы и потребности. Ограниченность ресурсов.

Экономические системы и собственность.

Производство, производительность труда. Разделение труда и специализация.

Обмен и торговля.

Рынок и рыночный механизм. Понятия спроса и предложения. Факторы, влияющие на спрос и предложение.

Предпринимательство. Издержки, выручка, прибыль. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство. Предпринимательская этика.

Деньги. Функции и формы денег. Инфляция.

Заработная плата и стимулирование труда.

Экономические цели и функции государства.

Безработица как социальное явление. Экономические и социальные последствия безработицы.

 Налоги, уплачиваемые гражданами.

Практика

Практикум  «Экономика – наука и хозяйство»

(задание на обращение к социальным реалиям), экономика (задание на анализ двух суждений) - выполнять задания разной сложности по данной теме, проводить самооценку знаний и умений.

Раздел 6. Политика (11 часов)

Теория

Власть. Политика, ее роль в жизни общества.

Понятие и признаки государства.

Разделение властей.

Формы государства.

Политический режим. Демократия.

Местное самоуправление.

Участие граждан в политической жизни.

Выборы, референдум.

Политические партии и движения, их роль в жизни общества.

Гражданское общество и правовое государство.

Практика

Практикум «Сфера политики и социального управления» (выполнять задания разной сложности по данной теме, проводить самооценку знаний и умений)

Раздел 7. Право (19 часов)

Теория

Право и его роль в жизни общества.

Норма права. Нормативно-правовой акт.

Понятие правонарушений. Признаки и виды правонарушений.

Понятие и виды юридической ответственности.

Конституция РФ. Основы конституционного строя РФ.

Федеративное устройство России.

Органы государственной власти РФ.

Правоохранительные органы. Судебная система. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.

Понятие прав, свобод и обязанностей. Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности граждан.

Права ребенка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних.

Механизм реакции и защита прав и свобод человека и гражданина.

Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов.

Гражданские правоотношения. Право собственности. Права потребителей.

Семейные правоотношения. Права и обязанности родителей и детей.

Право на труд и трудовые правоотношения. Трудоустройство несовершеннолетних.

Административные правонарушения, правонарушения и наказания.

Основные понятия и институты уголовного права. Уголовная ответственность несовершеннолетних.

Практика

Практикум «Право» (выполнять задания разной сложности по данной теме, проводить самооценку знаний и умений, )

Практикум «Работа с нормативными документами»

Итоговое повторение курса (1 часа)

Практика

Пробный экзамен в форме ОГЭ, решение варианта КИМ

Выполнять задания разной сложности, знаний и умений - тестовый контроль и решение ситуативных задач. Эссе

Основными формами проведения занятий являются – беседы, дискуссии, защита проектов, практикумы, самостоятельные работы, работа с документами, просмотр и комментирование учебных роликов

Виды деятельности

Реализация общеинтеллектуального направления внеурочной деятельности осуществляется через различные виды деятельности: игровую, познавательную, проблемно-ценностное общение.

Тематическое планирование

Тема занятия

Дата проведения

Теория

Практика

Планируемые результаты

План

Факт

УУД (регулятивные познавательные, коммуникативные)

Личностные результаты

1

Раздел 1. Введение (2часа)

Введение. Обществознание как знание и как наука.

1

Регулятивные: установка целевых приоритетов, умение самостоятельно контролировать свое время и управлять им.          

Коммуникативные: умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей, потребностей.                            

Познавательные: развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию

2

Практикум « Понятие источник по обществознанию».

1

3

Раздел 2. Общество и человек (9 часов)

Понятие об обществе как форме жизнедеятельности людей. Взаимодействие общества и природы

1

 Познавательные: осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем для решения задач;

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; адекватно воспринимать оценку учителя; различать способ и результат действия; уметь оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки

Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и позицию; уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; уметь в коммуникации строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет; уметь задавать вопросы; уметь контролировать действия партнера;

Формирование картины мира культуры как порождение трудовой предметно-образующей деятельности человека; развитие самооценки личности.

4

Основные сферы общественной жизни и их взаимосвязь. Общественные отношения и их виды. Традиционное, индустриальное, информационное общества.

1

5

Социальные изменения и его формы. Эволюция и революция. Развитие общества. Движущие силы общественного развития.

1

6

Личность. Деятельность и потребности.

1

7

Человек и его ближайшее окружение. Человек в малой группе. Общение. Роли человека в малой группе. Лидер.

1

8

Межличностные отношения. Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение. Пути достижения взаимопонимания.

1

10

Человечество в XXI веке, основные вызовы и угрозы. Современные мир и его проблемы.

Глобализация. Причины и опасность международного терроризма.

1

11

Практикум «Общество и человек» (задание на обращение к социальным реалиям)

Правила написания эссе

1

12

Раздел 3. Духовная сфера общества (7 часов)

Сфера духовной культуры и ее особенности.

1

Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; ориентировка на разнообразие способов решения задач; структурирование знаний; основы смыслового чтения художественных и познавательных текстов; уметь выделять существенную информация из текстов разных видов; умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

Регулятивные: различать способ и результат действия; уметь оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; выполнять учебные действия в материализованной, громко речевой и умственной форме.

Коммуникативные: понимать возможность различных позиций других людей, отличных от собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; уметь формулировать собственное мнение и позицию; уметь использовать речь для регуляции своего действия; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Развитие самооценки личности; развитие познавательных интересов, учебных мотивов; формирование мотивов достижения и социального признания; формирование границ собственного знания и «незнания»; знание основных моральных норм; ориентация на выполнение моральных норм; способность к решению моральных проблем на основе децентрализации; оценка своих поступков.

13

Сфера духовной культуры и ее особенности.

1

14

Наука в жизни современного общества

1

15

Образование и его значимость.

1

16

Религия. Религиозные организации, их роль в жизни современного общества. Свобода совести.

1

17

Мораль

1

18

Гуманизм. Патриотизм, гражданственность

1

19

Практическая работа «Духовная культура личности и общества»

1

20

Раздел 4. Социальная сфера (8часов)

Социальная структура общества. Социальные группы и общности.

1

Познавательные: осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем для решения задач;

выдвижение гипотез и их обоснование; формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решения.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

Коммуникативные: понимать возможность различных позиций других людей, отличных от собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; уметь формулировать собственное мнение и позицию; уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; уметь в коммуникации строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет; уметь задавать вопросы; уметь контролировать действия партнера; уметь использовать речь для регуляции своего действия

Формирование основ гражданской идентичности личности; формирование картины мира культуры как порождение трудовой предметно-образующей деятельности человека; развитие «Я-концепции» и самооценки личности; развитие познавательных интересов, учебных мотивов; формирование мотивов достижения и социального признания; формирование границ собственного знания и «незнания»; знание основных моральных норм; ориентация на выполнение моральных норм; способность к решению моральных проблем на основе децентрализации; оценка своих поступков.

21

Семья как малая социальная группа. Отношения между поколениями

1

22

Социальная роль и социальный статус. Социальная мобильность.

1

23

Социальные ценности и нормы

24

Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Профилактика негативных форм отклоняющегося поведения.

1

25

Социальный конфликт. Пути его разрешения. Значение конфликтов в развитии общества

1

26

Этнические группы и межнациональные отношения. Отношение к историческому прошлому, традициям, обычаям народа. Межнациональные конфликты. Взаимодействие людей в многонациональном обществе. Межнациональные отношения в РФ.

1

27

Практикум «Социальная сфера жизни общества»

1

28

Раздел 5. Экономика (13 часов)

Экономика и ее роль в жизни общества. 

1

Познавательные: структурирование знаний; основы смыслового чтения художественных и познавательных текстов; уметь выделять существенную информация из текстов разных видов; умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

умение осуществлять синтез как составление целого из частей; умение осуществлять сравнение, классификацию по заданным критериям; умение устанавливать причинно-следственные связи; умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; доказательство;

Регулятивные: уметь оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; выполнять учебные действия в материализованной, громко речевой и умственной форме.

Коммуникативные: понимать возможность различных позиций других людей, отличных от собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; уметь использовать речь для регуляции своего действия; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи

Формирование картины мира культуры как порождение трудовой предметно-образующей деятельности человека, самооценки личности; развитие познавательных интересов, учебных мотивов;

29

Товары и услуги. Ресурсы и потребности. Ограниченность ресурсов.

1

30

Экономические системы и собственность

1

31

Производство, производительность труда. Разделение труда и специализация

1

32

Обмен и торговля.

1

33

Рынок и рыночный механизм. Понятия спроса и предложения. Факторы, влияющие на спрос и предложение

1

34

Предпринимательство. Издержки, выручка, прибыль. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство. Предпринимательская этика.

1

35

Деньги. Функции и формы денег. Инфляция.

1

36

Заработная плата и стимулирование труда

1

37

Экономические цели и функции государства.

1

38

Безработица как социальное явление. Экономические и социальные последствия безработицы.

1

39

Налоги, уплачиваемые гражданами

1

40

Практикум  «Экономика – наука и хозяйство»

1

41

Раздел 6. Политика (11 часов)

Власть. Политика, ее роль в жизни общества

1

Регулятивные: умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности

Познавательные: умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач

Коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

смысловое чтение

Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной

42

Понятие и признаки государства.

1

43

Разделение властей

1

44

Формы государства

1

45

Политический режим. Демократия

1

46

Местное самоуправление

1

47

Участие граждан в политической жизни

1

48

Выборы, референдум

1

49

Политические партии и движения, их роль в жизни общества

1

50

Гражданское общество и правовое государство

1

51

Практикум «Сфера политики и социального управления»

1

52

Раздел 7. Право (19 часов)

Право и его роль в жизни общества

1

Познавательные: умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

Регулятивные: умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;    оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

Коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

смысловое чтение

Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам

53

Норма права. Нормативно-правовой акт

1

54

Понятие правонарушений. Признаки и виды правонарушений

1

55

Понятие и виды юридической ответственности

1

56

Конституция РФ. Основы конституционного строя РФ

1

57

Федеративное устройство России

1

58

Органы государственной власти РФ

1

59

Правоохранительные органы. Судебная система. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан

1

60

Понятие прав, свобод и обязанностей. Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности граждан

1

61

Права ребенка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних

1

62

Механизм реакции и защита прав и свобод человека и гражданина

1

63

Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов

1

64

Гражданские правоотношения. Право собственности. Права потребителей

1

65

Семейные правоотношения. Права и обязанности родителей и детей

1

66

Право на труд и трудовые правоотношения. Трудоустройство несовершеннолетних

1

67

Административные правонарушения, правонарушения и наказания

1

68

Основные понятия и институты уголовного права. Уголовная ответственность несовершеннолетних

1

69

Практикум «Право» (выполнять задания разной сложности по данной теме, проводить самооценку знаний и умений, )

1

70

Итоговое повторение курса

1

Выражать адекватное понимание

причин успешности/неуспешности

учебной деятельности, устойчивую

учебно-познавательную мотивацию учения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы исследовательской деятельности по физике»

Программа «Основы исследовательской деятельности» разработана на основе Примерной программы учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся на ступени основного общего образо...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Издательская деятельность: газета "Большая перемена""

Программа направлена на  развитие  и реализацию  творческих  способностей учащихся через создание школьной газеты.Подготовка газетного и журнального материала требует вовлечения шк...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Проектная деятельность» 5 класс

Рабочая программа по основам проектной деятельности разработана для 5 класса  на основе Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской ...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Математика и общество"

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Математика и общество" рассчитана на 2 часа в 5 классе...

АДАПТИРОВАННАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Я и общество» обучающихся с ЗПР 5Г класса Направление «Социальное»

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений РФ предусматривает обязательное изучение обществознания в 5 классе 1 час в неделю, что составляет 35 часов в год.Цели обучения- способс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Физика и человек» направление «Прикладная физика» для обучающихся 10 класса

В курсе физики, изучаемом в современной школе, практически не уделяется внимания физическим параметам, характеризующие человека и  физическим процесам, протекающие в организме человека. Но даже в...

Рабочая программа по внеурочной деятельности " Троицкое географическое общество"

Рабочая программа по внеурочной деятельности разработана для обучающихся  9-10 класса с целью изучения географии  своего округа, района,села....