Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Человек и общество»
рабочая программа по обществознанию
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Человек и общество» (8-9 кл)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneurochka_urbanovich_iv._1.docx | 59.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Человек и общество» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, с учетом методических рекомендаций, содержащихся в пособии для учителя «Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор» /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010г., в Примерных программах внеурочной деятельности основного образования под редакцией В.А. Горского, М.: Просвещение, 2011г.
Целью курса является: подготовка учащихся к жизни в демократическом правовом государстве, гражданском обществе путем формирования у них устойчивых представлений о мире, обществе, государстве, его институтах, основных социальных связях и отношениях, политических и правовых средствах регулирования общественной жизни.
Данная цель предполагает выполнение следующих задач:
- создать условия для социализации личности;
- сформировать научные представления, которые составляют первоначальные основы нравственной, правовой и политической культуры;
- содействовать воспитанию гражданственности учащихся на гуманистические и демократические ценности;
- развивать умения ориентироваться в потоке разнообразной информации и типичных жизненных ситуациях;
- развивать личность в ответственный период социального взросления, её познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе и правовой) информации и определения собственной позиции; развитие нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
- воспитывать общероссийскую идентичность, гражданскую ответственность, уважение к социальным нормам; приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
- осваивать на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации в обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
- овладевать умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных социальных ролях, характерных для подросткового возраста;
- формировать опыт применения полученных знаний для решений типичных задач в области гражданско-общественной деятельности; в межличностных отношениях.
Общая характеристика программы курса внеурочной деятельности
Основой курса являются научные знания об обществе и человеке. Изучая общественную жизнь в её многогранности, курс объединяет комплекс следующих наук: философию, социологию, политологию, экономику, правоведение, социальную психологию, этику и культурологию. Специфичность курса в его интерактивности и комплексном изучение современных социальных явлений и факторов и их влияние на жизнь человека. Помимо знаний, важным содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Не менее важным элементом содержания курса является опыт познавательной деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной практике.
Место и роль обществоведческого знания в образовании молодого поколения обусловлены его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное становление личности человека. Современное развитие, социальные и политические процессы, информационные контексты, глобализация всех сфер жизни, этнический и религиозный политеизм, социальная стратификация предъявляют новые требования к общественным наукам и к преподаванию в школе. Обществознание становится гуманистической базой для образования в целом. Знания по курсу должны стать основой для формирования целостного и ценностного отношения, собственной позиции к явлениям социальной жизни, поиску созидательных способов жизнедеятельности. Курс даёт возможность обучающимся идентифицировать себя как личность, найти свой путь, раскрыть свой потенциал, понять свои социальные роли и собственное место в социуме и культурной среде. А также приобрести опыт социального и культурного взаимодействия.
Данная программа реализует цели и задачи Основной образовательной программы основного общего образования (ООП ООО) МАОУ «Средняя школа № 6». Содержание программы соответствует общеинтеллектуальному направлению внеурочной деятельности.
Рабочая программа рассчитана на 70 часов (1 час в неделю, 70 учебных недель) (8-9 кл.) что соответствует учебному плану школы.
Результаты освоения программы по внеурочной деятельности
Личностные результаты:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- формирование уважительного отношения к истории и культуре, как своего народа, так и других народов;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
Регулятивные
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи деятельности, поиска средств ее осуществления;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
Познавательные
- формирование знаний, понимание и принятие личностью ценностей, освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
- использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации
Коммуникативные
- способность учитывать позицию собеседника, уважительное отношение к иному мнению, организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности.
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты:
- формирование относительно целостного представления об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
- овладение ключевыми понятиями базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности;
- формирование знаний, умений и ценностных установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
- сформировать умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
- формирование знаний основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
- приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности;
- понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
- понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;
- понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
коммуникативной; - понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
- понимание значения коммуникации в межличностном общении;
- умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
В соответствии с требованиями ФГОС, задачами и содержанием программы курса внеурочной деятельности разработана система оценки предметных, метапредметных и личностных достижений учащихся.
При освоении программы курса на 80-100% обучающемуся выставляется зачет.
Критерии оценивания курса
- устный ответ- 1 балл;
- практическая работа- 2 балла;
- контрольная работа- 4 балла
Максимальное количество баллов – 31 (13б. -8 кл., 18б. – 9 кл.)
Количество баллов для зачета – 24 (10б. -8 кл., 14б. – 9 кл)
Для оценки метапредметных результатов используется мониторинг уровня сформированности УУД.
Инструментарием для оценивания результатов являются так же анкетирование обучающихся и родителей, творческие отчеты (презентации, конкурсы), проекты, практические работы, самоанализ, самооценка, наблюдения.
Содержание курса внеурочной деятельности
Раздел 1. Введение (2часа)
Теория
Введение. Обществознание как знание и как наука.
Различные виды источников. Способы описания и объяснения обществознания. Требования к уровню подготовки выпускников основной школы, определенные в государственном образовательном стандарте по обществознанию.
Практика
Практикум « Понятие источник по обществознанию». Приемы работы с различными документами: выполнять задания разной сложности по данной теме, проводить самооценку знаний и умений. Памятка для работы с источниками. Способы работы с источниками.
Раздел 2. Общество и человек (9 часов)
Теория
Понятие об обществе как форме жизнедеятельности людей. Взаимодействие общества и природы.
Основные сферы общественной жизни и их взаимосвязь. Общественные отношения и их виды. Традиционное, индустриальное, информационное общества.
Социальные изменения и его формы. Эволюция и революция. Развитие общества. Движущие силы общественного развития.
Личность. Деятельность и потребности.
Человек и его ближайшее окружение. Человек в малой группе. Общение. Роли человека в малой группе. Лидер.
Межличностные отношения. Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение. Пути достижения взаимопонимания.
Человечество в XXI веке, основные вызовы и угрозы. Современные мир и его проблемы.
Глобализация. Причины и опасность международного терроризма.
Практика
Практикум «Общество и человек» (задание на обращение к социальным реалиям)
Правила написания эссе.
Раздел 3. Духовная сфера общества (7 часов)
Теория
Сфера духовной культуры и ее особенности.
Наука в жизни современного общества.
Образование и его значимость.
Религия. Религиозные организации, их роль в жизни современного общества. Свобода совести.
Мораль
Гуманизм. Патриотизм, гражданственность
Практика
Практическая работа «Духовная культура личности и общества» (выполнять задания разной сложности по данной теме, проводить самооценку знаний и умений).
Раздел 4. Социальная сфера (8часов)
Теория
Социальная структура общества. Социальные группы и общности.
Семья как малая социальная группа. Отношения между поколениями.
Социальная роль и социальный статус. Социальная мобильность.
Социальные ценности и нормы
Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Профилактика негативных форм отклоняющегося поведения.
Социальный конфликт. Пути его разрешения. Значение конфликтов в развитии общества. Этнические группы и межнациональные отношения. Отношение к историческому прошлому, традициям, обычаям народа. Межнациональные конфликты. Взаимодействие людей в многонациональном обществе. Межнациональные отношения в РФ.
Практика
Практикум «Социальная сфера жизни общества» выполнять задания разной сложности по данной теме, проводить самооценку знаний и умений. Социальные отношения (задание на обращение к социальным реалиям)
Раздел 5. Экономика (13 часов)
Теория
Экономика и ее роль в жизни общества.
Товары и услуги. Ресурсы и потребности. Ограниченность ресурсов.
Экономические системы и собственность.
Производство, производительность труда. Разделение труда и специализация.
Обмен и торговля.
Рынок и рыночный механизм. Понятия спроса и предложения. Факторы, влияющие на спрос и предложение.
Предпринимательство. Издержки, выручка, прибыль. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство. Предпринимательская этика.
Деньги. Функции и формы денег. Инфляция.
Заработная плата и стимулирование труда.
Экономические цели и функции государства.
Безработица как социальное явление. Экономические и социальные последствия безработицы.
Налоги, уплачиваемые гражданами.
Практика
Практикум «Экономика – наука и хозяйство»
(задание на обращение к социальным реалиям), экономика (задание на анализ двух суждений) - выполнять задания разной сложности по данной теме, проводить самооценку знаний и умений.
Раздел 6. Политика (11 часов)
Теория
Власть. Политика, ее роль в жизни общества.
Понятие и признаки государства.
Разделение властей.
Формы государства.
Политический режим. Демократия.
Местное самоуправление.
Участие граждан в политической жизни.
Выборы, референдум.
Политические партии и движения, их роль в жизни общества.
Гражданское общество и правовое государство.
Практика
Практикум «Сфера политики и социального управления» (выполнять задания разной сложности по данной теме, проводить самооценку знаний и умений)
Раздел 7. Право (19 часов)
Теория
Право и его роль в жизни общества.
Норма права. Нормативно-правовой акт.
Понятие правонарушений. Признаки и виды правонарушений.
Понятие и виды юридической ответственности.
Конституция РФ. Основы конституционного строя РФ.
Федеративное устройство России.
Органы государственной власти РФ.
Правоохранительные органы. Судебная система. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.
Понятие прав, свобод и обязанностей. Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности граждан.
Права ребенка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних.
Механизм реакции и защита прав и свобод человека и гражданина.
Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов.
Гражданские правоотношения. Право собственности. Права потребителей.
Семейные правоотношения. Права и обязанности родителей и детей.
Право на труд и трудовые правоотношения. Трудоустройство несовершеннолетних.
Административные правонарушения, правонарушения и наказания.
Основные понятия и институты уголовного права. Уголовная ответственность несовершеннолетних.
Практика
Практикум «Право» (выполнять задания разной сложности по данной теме, проводить самооценку знаний и умений, )
Практикум «Работа с нормативными документами»
Итоговое повторение курса (1 часа)
Практика
Пробный экзамен в форме ОГЭ, решение варианта КИМ
Выполнять задания разной сложности, знаний и умений - тестовый контроль и решение ситуативных задач. Эссе
Основными формами проведения занятий являются – беседы, дискуссии, защита проектов, практикумы, самостоятельные работы, работа с документами, просмотр и комментирование учебных роликов
Виды деятельности
Реализация общеинтеллектуального направления внеурочной деятельности осуществляется через различные виды деятельности: игровую, познавательную, проблемно-ценностное общение.
Тематическое планирование
№ | Тема занятия | Дата проведения | Теория | Практика | Планируемые результаты | ||
План | Факт | УУД (регулятивные познавательные, коммуникативные) | Личностные результаты | ||||
1 | Раздел 1. Введение (2часа) Введение. Обществознание как знание и как наука. | 1 | Регулятивные: установка целевых приоритетов, умение самостоятельно контролировать свое время и управлять им. Коммуникативные: умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей, потребностей. Познавательные: развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. | Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию | |||
2 | Практикум « Понятие источник по обществознанию». | 1 | |||||
3 | Раздел 2. Общество и человек (9 часов) Понятие об обществе как форме жизнедеятельности людей. Взаимодействие общества и природы | 1 | Познавательные: осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем для решения задач; Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; адекватно воспринимать оценку учителя; различать способ и результат действия; уметь оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и позицию; уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; уметь в коммуникации строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет; уметь задавать вопросы; уметь контролировать действия партнера; | Формирование картины мира культуры как порождение трудовой предметно-образующей деятельности человека; развитие самооценки личности. | |||
4 | Основные сферы общественной жизни и их взаимосвязь. Общественные отношения и их виды. Традиционное, индустриальное, информационное общества. | 1 | |||||
5 | Социальные изменения и его формы. Эволюция и революция. Развитие общества. Движущие силы общественного развития. | 1 | |||||
6 | Личность. Деятельность и потребности. | 1 | |||||
7 | Человек и его ближайшее окружение. Человек в малой группе. Общение. Роли человека в малой группе. Лидер. | 1 | |||||
8 | Межличностные отношения. Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение. Пути достижения взаимопонимания. | 1 | |||||
10 | Человечество в XXI веке, основные вызовы и угрозы. Современные мир и его проблемы. Глобализация. Причины и опасность международного терроризма. | 1 | |||||
11 | Практикум «Общество и человек» (задание на обращение к социальным реалиям) Правила написания эссе | 1 | |||||
12 | Раздел 3. Духовная сфера общества (7 часов) Сфера духовной культуры и ее особенности. | 1 | Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; ориентировка на разнообразие способов решения задач; структурирование знаний; основы смыслового чтения художественных и познавательных текстов; уметь выделять существенную информация из текстов разных видов; умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; Регулятивные: различать способ и результат действия; уметь оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; выполнять учебные действия в материализованной, громко речевой и умственной форме. Коммуникативные: понимать возможность различных позиций других людей, отличных от собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; уметь формулировать собственное мнение и позицию; уметь использовать речь для регуляции своего действия; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. | Развитие самооценки личности; развитие познавательных интересов, учебных мотивов; формирование мотивов достижения и социального признания; формирование границ собственного знания и «незнания»; знание основных моральных норм; ориентация на выполнение моральных норм; способность к решению моральных проблем на основе децентрализации; оценка своих поступков. | |||
13 | Сфера духовной культуры и ее особенности. | 1 | |||||
14 | Наука в жизни современного общества | 1 | |||||
15 | Образование и его значимость. | 1 | |||||
16 | Религия. Религиозные организации, их роль в жизни современного общества. Свобода совести. | 1 | |||||
17 | Мораль | 1 | |||||
18 | Гуманизм. Патриотизм, гражданственность | 1 | |||||
19 | Практическая работа «Духовная культура личности и общества» | 1 | |||||
20 | Раздел 4. Социальная сфера (8часов) Социальная структура общества. Социальные группы и общности. | 1 | Познавательные: осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем для решения задач; выдвижение гипотез и их обоснование; формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решения. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации Коммуникативные: понимать возможность различных позиций других людей, отличных от собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; уметь формулировать собственное мнение и позицию; уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; уметь в коммуникации строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет; уметь задавать вопросы; уметь контролировать действия партнера; уметь использовать речь для регуляции своего действия | Формирование основ гражданской идентичности личности; формирование картины мира культуры как порождение трудовой предметно-образующей деятельности человека; развитие «Я-концепции» и самооценки личности; развитие познавательных интересов, учебных мотивов; формирование мотивов достижения и социального признания; формирование границ собственного знания и «незнания»; знание основных моральных норм; ориентация на выполнение моральных норм; способность к решению моральных проблем на основе децентрализации; оценка своих поступков. | |||
21 | Семья как малая социальная группа. Отношения между поколениями | 1 | |||||
22 | Социальная роль и социальный статус. Социальная мобильность. | 1 | |||||
23 | Социальные ценности и нормы | ||||||
24 | Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Профилактика негативных форм отклоняющегося поведения. | 1 | |||||
25 | Социальный конфликт. Пути его разрешения. Значение конфликтов в развитии общества | 1 | |||||
26 | Этнические группы и межнациональные отношения. Отношение к историческому прошлому, традициям, обычаям народа. Межнациональные конфликты. Взаимодействие людей в многонациональном обществе. Межнациональные отношения в РФ. | 1 | |||||
27 | Практикум «Социальная сфера жизни общества» | 1 | |||||
28 | Раздел 5. Экономика (13 часов) Экономика и ее роль в жизни общества. | 1 | Познавательные: структурирование знаний; основы смыслового чтения художественных и познавательных текстов; уметь выделять существенную информация из текстов разных видов; умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; умение осуществлять синтез как составление целого из частей; умение осуществлять сравнение, классификацию по заданным критериям; умение устанавливать причинно-следственные связи; умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; доказательство; Регулятивные: уметь оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; выполнять учебные действия в материализованной, громко речевой и умственной форме. Коммуникативные: понимать возможность различных позиций других людей, отличных от собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; уметь использовать речь для регуляции своего действия; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи | Формирование картины мира культуры как порождение трудовой предметно-образующей деятельности человека, самооценки личности; развитие познавательных интересов, учебных мотивов; | |||
29 | Товары и услуги. Ресурсы и потребности. Ограниченность ресурсов. | 1 | |||||
30 | Экономические системы и собственность | 1 | |||||
31 | Производство, производительность труда. Разделение труда и специализация | 1 | |||||
32 | Обмен и торговля. | 1 | |||||
33 | Рынок и рыночный механизм. Понятия спроса и предложения. Факторы, влияющие на спрос и предложение | 1 | |||||
34 | Предпринимательство. Издержки, выручка, прибыль. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство. Предпринимательская этика. | 1 | |||||
35 | Деньги. Функции и формы денег. Инфляция. | 1 | |||||
36 | Заработная плата и стимулирование труда | 1 | |||||
37 | Экономические цели и функции государства. | 1 | |||||
38 | Безработица как социальное явление. Экономические и социальные последствия безработицы. | 1 | |||||
39 | Налоги, уплачиваемые гражданами | 1 | |||||
40 | Практикум «Экономика – наука и хозяйство» | 1 | |||||
41 | Раздел 6. Политика (11 часов) Власть. Политика, ее роль в жизни общества | 1 | Регулятивные: умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности Познавательные: умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач Коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; смысловое чтение | Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной | |||
42 | Понятие и признаки государства. | 1 | |||||
43 | Разделение властей | 1 | |||||
44 | Формы государства | 1 | |||||
45 | Политический режим. Демократия | 1 | |||||
46 | Местное самоуправление | 1 | |||||
47 | Участие граждан в политической жизни | 1 | |||||
48 | Выборы, референдум | 1 | |||||
49 | Политические партии и движения, их роль в жизни общества | 1 | |||||
50 | Гражданское общество и правовое государство | 1 | |||||
51 | Практикум «Сфера политики и социального управления» | 1 | |||||
52 | Раздел 7. Право (19 часов) Право и его роль в жизни общества | 1 | Познавательные: умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; Регулятивные: умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; Коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; смысловое чтение | Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам | |||
53 | Норма права. Нормативно-правовой акт | 1 | |||||
54 | Понятие правонарушений. Признаки и виды правонарушений | 1 | |||||
55 | Понятие и виды юридической ответственности | 1 | |||||
56 | Конституция РФ. Основы конституционного строя РФ | 1 | |||||
57 | Федеративное устройство России | 1 | |||||
58 | Органы государственной власти РФ | 1 | |||||
59 | Правоохранительные органы. Судебная система. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан | 1 | |||||
60 | Понятие прав, свобод и обязанностей. Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности граждан | 1 | |||||
61 | Права ребенка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних | 1 | |||||
62 | Механизм реакции и защита прав и свобод человека и гражданина | 1 | |||||
63 | Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов | 1 | |||||
64 | Гражданские правоотношения. Право собственности. Права потребителей | 1 | |||||
65 | Семейные правоотношения. Права и обязанности родителей и детей | 1 | |||||
66 | Право на труд и трудовые правоотношения. Трудоустройство несовершеннолетних | 1 | |||||
67 | Административные правонарушения, правонарушения и наказания | 1 | |||||
68 | Основные понятия и институты уголовного права. Уголовная ответственность несовершеннолетних | 1 | |||||
69 | Практикум «Право» (выполнять задания разной сложности по данной теме, проводить самооценку знаний и умений, ) | 1 | |||||
70 | Итоговое повторение курса | 1 | Выражать адекватное понимание причин успешности/неуспешности учебной деятельности, устойчивую учебно-познавательную мотивацию учения |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы исследовательской деятельности по физике»
Программа «Основы исследовательской деятельности» разработана на основе Примерной программы учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся на ступени основного общего образо...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Издательская деятельность: газета "Большая перемена""
Программа направлена на развитие и реализацию творческих способностей учащихся через создание школьной газеты.Подготовка газетного и журнального материала требует вовлечения шк...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Проектная деятельность» 5 класс
Рабочая программа по основам проектной деятельности разработана для 5 класса на основе Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской ...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Математика и общество"
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Математика и общество" рассчитана на 2 часа в 5 классе...
АДАПТИРОВАННАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Я и общество» обучающихся с ЗПР 5Г класса Направление «Социальное»
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений РФ предусматривает обязательное изучение обществознания в 5 классе 1 час в неделю, что составляет 35 часов в год.Цели обучения- способс...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Физика и человек» направление «Прикладная физика» для обучающихся 10 класса
В курсе физики, изучаемом в современной школе, практически не уделяется внимания физическим параметам, характеризующие человека и физическим процесам, протекающие в организме человека. Но даже в...
Рабочая программа по внеурочной деятельности " Троицкое географическое общество"
Рабочая программа по внеурочной деятельности разработана для обучающихся 9-10 класса с целью изучения географии своего округа, района,села....