Внеурочная деятельность как неотъемлемая часть адаптированной основной образовательной программы (АООП)
статья
В программу внеурочной деятельности включены разделы: декоративно-прикладное творчество и музыкально-ритмическое развитие.
Декоративно-прикладное творчество помогает раскрывать заложенный в каждом созидательный потенциал, обогащает кругозор, позволяет обрести ценный опыт достижения собственных замыслов.
Музыкально-ритмические движения развивают музыкальный слух и двигательные способности, а также благотворно сказываются на психических процессах, лежащих в их основе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneurochnaya_deyatelnost_kak_neotemlemaya_chast_aoop_v._m._dolgshina.docx | 17.76 КБ |
Предварительный просмотр:
МАОУ «Покровская СОШ»
Валентина Михайловна Долгушина,
учитель
Внеурочная деятельность как неотъемлемая часть
адаптированной основной образовательной программы (АООП).
«Где бы ни обучался ребенок с ограниченными возможностями здоровья -в специальном учреждении или в условиях интеграции – это должно быть специальное обучение. Только так можно добиться успешной адаптации ребенка в школе и получения им образования, которое будет одним из условий его адаптации и интеграции в последующей взрослой жизни».
- Владимир Иванович Лубовский, советский и российский психолог,
доктор психологических наук, профессор, академик РАО
Наиболее полноценная жизнь ребенка с ограниченными физическими и умственными возможностями базируется на его интеграции в обществе и социальной адаптации. Социальная адаптация детей с нарушениями в максимальной степени эффективна тогда, когда они активно вовлечены в разнообразные виды деятельности. Для достижения эффективности необходимо прежде всего создание положительной эмоциональной атмосферы, понимание каждой конкретной личности с её особыми проблемами, что наиболее успешно возможно реализовать в рамках внеурочной деятельности.
Основная цель внеурочной деятельности – это обеспечение достижения ребенком планируемых результатов освоения адаптированной основной образовательной программы за счет расширения информационной, предметной, культурной среды, в которой происходит образовательная деятельность, повышения гибкости ее организации.
В программу внеурочной деятельности включены разделы: декоративно-прикладное творчество и музыкально-ритмическое развитие.
Декоративно-прикладное творчество помогает раскрывать заложенный в каждом созидательный потенциал, обогащает кругозор, позволяет обрести ценный опыт достижения собственных замыслов.
Музыкально-ритмические движения развивают музыкальный слух и двигательные способности, а также благотворно сказываются на психических процессах, лежащих в их основе.
При организации работы с детьми с ОВЗ учитываются следующие факторы:
- рабочее место должно быть комфортным для ребенка;
- обучающийся сам выбирает вид деятельности, и с каждым ребенком учитель работает индивидуально, не торопит, а следует его темпу, если выбранный вид деятельности затруднён для исполнения, ребёнок может заменить его другим, при работе может увеличиваться время, отведенное на усвоение отдельных тем, которые не поддаются пониманию, облегчать выполнение какого-либо изделия, уделять больше времени отработке техники выполнения предложенного изделия.
- общение педагога и ребёнка построено на равноправных отношениях;
- не используются требования, принуждение, указания, команды;
- исключены осуждение и оценка действий и поведения ребенка.
Задача учителя заключается в помощи самостоятельного открытия детьми волшебного мира творчества, где простые и знакомые вещи превращаются в цветы, облака, вазу и т.п., где постигаются свойства, структура и фактура используемых материалов, цветовая палитра, сочетание форм и величин.
Со временем дети набираются опыта, у них формируются определённые навыки, и они начинают выполнять большую, сложную работу самостоятельно, без помощи взрослого.
Занятия творчеством во внеурочное время становятся источником новых позитивных переживаний, рождающих новые потребности и способы их достижения, обеспечивают богатые возможности по решению коррекционных задач социально-коммуникативной адаптации детей с особенностями развития.
Основные направления в коррекционной работе: коррекция мелкой моторики, познавательных процессов, формирование аналитико-синтетической деятельности, развитие пространственной ориентации, цветочувствительности. Дети с ОВЗ учатся работать по инструкции, плану, индивидуальному маршруту. В следствии этого формируются навыки самоконтроля и самоанализа выполненной работы.
Очень важно из занятия в занятие заинтересовывать ребёнка, создавать «ситуацию успеха», оказывать ему положительную поддержку, поощрять все малейшие достижения. При утрате интереса к абсолютно любому делу, возродить его всегда сложнее, чем изначально поддерживать, увлекая новым, и непривычным для него.
Самыми активными помощникам педагогов в социализации детей являются их родители. Для родителей проводятся консультации специалистами по социальным, психологическим, образовательным проблемам.
Только комплекс совместных усилий родителей и педагогов, может обеспечить полноценную социальную адаптацию обучающихся с особыми потребностями, стабильную коррекцию и компенсацию сложившихся дефектов, реализацию потенциальных возможностей, предупреждение более серьезных нарушений хода развития; может сформировать адекватное отношение общества к детям с особыми потребностями.
Результаты внеурочной деятельности
Участие детей с ОВЗ во внеурочной деятельности положительно влияет на развитие и формирование базовых учебных действий (БУД). Прежде всего, это касается коммуникативных и регулятивных (БУД).
Формирование коммуникативных базовых учебных действий позволяет ребенку развивать социальную компетентность, формировать продуктивные формы взаимодействия с социумом.
Формирование регулятивных базовых учебных действий способствует развитию произвольного поведения, направленного на организацию учебной деятельности обучающихся с ОВЗ.
Правильно организованная внеурочная деятельность с детьми с ОВЗ направлена на развитие индивидуальности, личной культуры, коммуникативных способностей, формирование социальной компетенции, способствует успешной интеграций и социализации в обществе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование внеурочной деятельности, как организационного механизма реализации основных образовательных программ общего образования
Использование внеурочной деятельности, как организационного механизма реализации основных образовательных программ общего образования...
Использование внеурочной деятельности, как организационного механизма реализации основных образовательных программ общего образования.
Внеурочная работа по истории – это организация учителем различных видов деятельности учащихся после уроков, обеспечивающих необходимые условия для овладения ими навыками и умениями теоретической и пр...
"Воспитательный процесс и внеурочная деятельность, как неотъемлемая часть образовательного процесса в условиях реализации ФГОС"
Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности и на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и соц...
"Внеурочная деятельность как неотъемлемая часть образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ООО"
Цель:Через анализ работы курсов внеурочной деятельности, функционирующих в ОУ, определить проблемы, пути и способы развития образовательного процесса по созданию оптимизационной модели внеурочной деят...
Внеурочная деятельность, как неотъемлемая часть образовательного процесса
Данная статья раскрывает опыт работы по внеурочной деятельности вокальной группы "Домисольки"...
АННОТАЦИЯ К КУРСУ «КОРРЕКЦИЯ И РАЗВИТИЕ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ» для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по адаптированной основной образовательной программе АООП НОО (вариант 1)
Документ подходит для учителей-логопедов коррекционных школ. Данная аннотация представлена к курсу "Коррекция и развитие устной и письменной речи" для обучающихся с лёгкой умственной отстало...
АННОТАЦИЯ К КУРСАМ «ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ И КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ» и "ДВИГАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ" для обучающихся с расстройством аутистического спектра по адаптированной основной образовательной программе АООП НОО (Вариант 8.4)
Использование вспомогательных и альтернативных систем коммуникации является одним из важных методов в работе с детьми с РАС. При использовании данной системы, ребенок, испытывающий тяжелые трудности к...