Рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательная математика"
рабочая программа (5 класс)
Программа содержит в основном традиционные темы занимательной математики: арифметику, логику, комбинаторику и т.д. Уровень сложности подобранных заданий таков, что к их рассмотрению можно привлечь значительное число учащихся, а не только наиболее сильных.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_vneurochnoy_deyatelnosti_zanimatelnaya_matematika.docx | 35.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Аксайского района
средняя общеобразовательная школа №1.
«Утверждаю»
Приказ №__________ от _________
Директор МБОУ СОШ №1
Гомонишина ЛТ.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
общеинтеллектуального направления
«Занимательная математика»
Класс_____5Б__________________________________________________
Количество часов_________36____________________________________
Учитель Тищенко Марина Васильевна
Программа разработана на основе
примерной программы стандартов второго поколения и рабочей программы Г.Т.Дьячкова «Математика. Внеклассные занятия в школе». — М.: Вентана-Граф, 2013. — 112 с.
Пояснительная записка
Актуальность программы определена тем, что она:
- позволяет планомерно вести внеурочную деятельность по предмету;
- позволяет доработать учебный материал, вызывающий трудности, что способствует более успешному выполнению срезовых и итоговых контрольных работ;
- различные формы проведения способствуют повышению интереса к предмету;
- рассмотрение более сложных заданий способствует развитию логического мышления обучающихся.
Особое место в этом ряду отводится общеучебным умениям и способам деятельности, т. е. формированию универсальных учебных действий (УУД), которыми должны овладеть учащиеся. Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер, обеспечивают целостность общекультурного личностного и познавательного развития и саморазвития ребёнка, преемственность всех ступеней образовательного процесса, лежат в основе организации и регуляции любой деятельности ученика независимо от её специально-предметного содержания.
Овладение универсальными учебными действиями в конечном счёте ведёт к формированию способности успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения.
Умение учиться выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и формирования компетенции, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.
Программа направлена на формирование универсальных (метапредметных) умений, навыков, способов деятельности, которыми должны овладеть учащиеся, на развитие познавательных и творческих способностей и интересов. Программа предполагает освоение способов деятельности на понятийном аппарате тех учебных предметов, которые ученик изучает; занятия проводятся в форме предметно-ориентированного тренинга.
Цель программы–создание условий для развития интереса учащихся к математике, формирование интереса к творческому процессу, развитие логического мышления, углубление знаний.
Достижение этой цели обеспечено посредством решения следующих задач:
- сформировать устойчивый интерес учащихся к математике и ее приложениям;
- сформировать развитие математических способностей у учащихся и привитие учащимся определенных навыков научно-исследовательского характера;
- Расширить и углубить представление учащихся о практическом значении математики
Сроки реализации: программа рассчитана на 1 год.
Курс рассчитан на 36 часов с регулярностью 1 час в неделю по 45 минут.
Программа внеурочной деятельности рассчитана на учащихся 5 класса. Именно в этом возрасте формируются математические способности и устойчивый интерес к математике.
Основу программы составляют инновационные технологии: личностно - ориентированные, адаптированного обучения, индивидуализация, ИКТ - технологии.
Программа содержит в основном традиционные темы занимательной математики: арифметику, логику, комбинаторику и т.д. Уровень сложности подобранных заданий таков, что к их рассмотрению можно привлечь значительное число учащихся, а не только наиболее сильных.
При отборе содержания и структурирования программы использованы обще дидактические принципы: доступности, преемственности, перспективности, развивающей направленности, учёта индивидуальных способностей, органического сочетания обучения и воспитания, практической направленности и посильности.
На занятиях используются различные формы и виды контроля проведения занятий:
- практикум по решению задач;
- решение задач, повышенной трудности;
- работа с научно - популярной литературой.
Занятия организованы по принципу: теория –практика.
Принципы программы:
1.Актуальность.
Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся.
2.Научность.
Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.
3.Системность.
Программа строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).
4.Практическая направленность.
Содержание занятий кружка направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и районных олимпиадах и других математических играх и конкурсах.
5.Обеспечение мотивации.
Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике.
6.Реалистичность.
С точки зрения возможности усвоения основного содержания программы – возможно усвоение за 34 занятия.
7.Курс ориентационный.
Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами математики, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной учебной дисциплине.
Планируемые результаты программы внеурочной деятельности
Предметными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
- Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для
оценки их количественных и пространственных отношений. - Овладение основами логического и алгоритмического мышления,
пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов. - Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.
- Приобретение первоначальных навыков работы на компьютере (набирать текст на клавиатуре, работать с меню, находить информацию по заданной теме, распечатывать её на принтере).
Личностными результатами изучения курса являются формирование следующих умений.
- Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
- Осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру.
- Целостное восприятие окружающего мира.
- Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.
- Рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими.
- Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
- Установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат
Метапредметными результатами изучения курса являются формирование универсальных учебных действий (УУД).
- Способности принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления.
- Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера.
- Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
- Способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач.
- Использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.
- Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления
аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. - Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Основное содержание.
1.Как возникло слово «математика». Счёт у первобытных людей.(Теория и практика)
2.Приёмы устного счёта.(Теория и практика)
3.Числа.Чётность и нечётность. (Теория и практика)
4.Задачи на переливание.(Теория и практика)
5.Задачи на взвешивание. (Практика)
6.Составление выражений.(Практика)
7.Головоломки и числовые ребусы.(Практика)
8.Метрическая система мер.( Практика)
9.Логические задачи. (Практика)
10.Задачи на уравнение. (Практика)
11.Задачи на части.(Практика)
12.Задачи на составление уравнений. (Практика)
13. Задачи на движение.(Теория и практика)
14.Принцип Дирихле. ( Теория и практика)
15.Задачи-шутки. ( Теория и практика)
16.Решение олимпиадных задач. ( Теория и практика)
17.Простейшие геометрические фигуры. (Теория и практика)
18.Геометрия клетчатой бумаги. (Теория и практика)
19.Куб и его свойства. (Теория и практика)
20.Параллелограммы и параллелепипеды.( Практика)
21.Задачи на разрезание и складывание фигур. ( Теория и практика)
22.Треугольник. ( Теория и практика)
23.Правильные многоугольники и правильные многогранники.(Теория и практика)
24.Окружность.(Теория и практика)
25.Вычисление длины, площади и объёма. (Теория и практика)
26.Вычисление длины, площади и объёма. (Теория и практика)
27.Параллельность и перпендикулярность. (Теория и практика)
28.Координаты.(Теория и практика)
29.Оригами. (Теория и практика)
30.Оригами. (Теория и практика)
31.Задачи со спичками. (Практика)
32.Геометрические головоломки. (Практика)
33.Симметрия.Орнаменты. (Теория и практика)
34. Симметрия. Орнаменты. (Теория и практика)
35. Математические игры: «Не собьюсь», «Попробуй посчитать», «Задумай число».(Практика).
36.Итоговое занятие «Праздник математики».
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Дата проведения | Кол-во часов | Темы занятий | Характеристика основных видов деятельности учащегося |
5.09.19 | 1 | Как возникло слово «математика». Счёт у первобытных людей | Групповая – обсуждение. Фронтальная – ответы на вопросы. Индивидуальная – самостоятельное решение | |
12.09.19 | 1 | Приёмы устного счёта | Фронтальная– ответы на вопросы, составление выражения для решения задачи Индивидуальная – решение задач | |
19.09.19 | 1 | Числа.Чётность и нечётность | Фронтальная– устные решение несложных задач. Групповая – обсуждение и составление алгоритма решения задач. Индивидуальная – самостоятельная работа Индивидуальная – самостоятельная работа | |
26.09.19 | 1 | Задачи на переливание | Фронтальная– устные вычисления, решение задач | |
3.10.19 | 1 | Задачи на взвешивание | Фронтальная- устные вычисления, решение задач. Индивидуальная – решение задачи | |
10.10.19 | 1 | Составление выражений | Фронтальная– устное решение несложных задач. Групповая – обсуждение задач. Индивидуальная – самостоятельная работа Индивидуальная – самостоятельная работа | |
17.10.19 | 1 | Головоломки и числовые ребусы | Фронтальная– ответы на вопросы; выделение главного в задаче. Индивидуальная – самостоятельное решение задач. | |
24.09.19 | 1 | Метрическая система мер | Фронтальная– ответы на вопросы; выделение главного в задаче. Индивидуальная – решение олимпиадных задач | |
7.11.19 | 1 | Логические задачи | Фронтальная– составление выражения для нахождения неизвестного. Индивидуальная – решение задач арифметическим способом. | |
14.11.19 | 1 | Задачи на уравнение. | Фронтальная– составление выражения для нахождения неизвестного. Индивидуальная – решение задач. | |
21.11.19 | 1 | Задачи на части. | Групповая – обсуждение задач. Фронтальная– устные решение несложных задач. Индивидуальная – самостоятельная работа. Индивидуальная – самостоятельная работа | |
28.11.19 | 1 | Задачи на составление уравнений | Фронтальная– устные вычисления, решение задач разными способами | |
5.12.19 | 1 | Задачи на движение. | Групповая – подбор задач. Индивидуальная – создание презентации | |
12.12.19 | 1 | Принцип Дирихле | Групповая – обсуждение задач. Фронтальная– устные решение несложных задач. Индивидуальная – самостоятельная работа Индивидуальная – самостоятельная работа | |
19.12.19 | 1 | Задачи-шутки | Фронтальная– устные решение несложных задач. Индивидуальная – самостоятельная работа | |
26.12.19 | 1 | Решение олимпиадных задач. | Фронтальная – ответы на вопросы. Групповая – обсуждение способов решения задачи. Индивидуальная – самостоятельное решение | |
9.01.20 | 1 | Простейшие геометрические фигуры. | Фронтальная– повторение обозначения и свойств. Индивидуальная – решение задач. | |
16.01.20 | 1 | Геометрия клетчатой бумаги. | Фронтальная–обсуждение способов построения. Индивидуальная – решение задач. | |
23.01.20 | 1 | Куб и его свойства. | Фронтальная –проведение исследовательской работы. Индивидуальная – самостоятельная работа | |
30.01.20 | 1 | Параллелограммы и параллелепипеды. | Фронтальная –проведение исследовательской работы. Индивидуальная – самостоятельная работа | |
6.02.20 | 1 | Задачи на разрезание и складывание фигур. | Фронтальная –проведение исследовательской работы. Индивидуальная – самостоятельная работа | |
13.02.20 | 1 | Треугольник. | Фронтальная –проведение исследовательской работы. Индивидуальная – самостоятельная работа | |
20.02.20 | 1 | Правильные многоугольники и правильные многогранники. | Фронтальная– устное решение несложных задач. Групповая – обсуждение задач и выявление способа решения. Индивидуальная – самостоятельная работа | |
27.02.20 | 1 | Окружность. | Групповая – обсуждение задач. Фронтальная– устные решение несложных задач. Индивидуальная – самостоятельная работа | |
5.03.20 | 1 | Вычисление длины, площади и объёма. | Фронтальная– ответы на вопросы; выделение главного в задаче.. Индивидуальная – решение задач. | |
12.03.20 | 1 | Вычисление длины, площади и объёма. | Фронтальная– ответы на вопросы; выделение главного в задаче.. Индивидуальная – решение задач. | |
19.03.20 | 1 | Параллельность и перпендикулярность. | Фронтальная– устное решение несложных геометрических задач. Групповая – исследование геометрических фигур. Индивидуальная – самостоятельная работа | |
2.04.20 | 1 | Координаты. | Фронтальная– устное решение несложных геометрических задач. Групповая – исследование геометрических фигур. Индивидуальная – самостоятельная работа | |
9.04.20 | 1 | Оригами. | Индивидуальная – представление собственных заданий. | |
16.04.20 | 1 | Оригами. | Индивидуальная – представление собственных заданий. | |
23.04.20 | 1 | Задачи со спичками. | Фронтальная–ответы на вопросы «соседа». Групповая – исследование геометрических фигур. Индивидуальная – самостоятельная работа | |
30.04.20 | 1 | Геометрические головоломки. | Групповая – представление проектов. | |
7.05.20 | 1 | Симметрия. Орнаменты. | Фронтальная–ответы на вопросы «соседа». Групповая – исследование геометрических фигур. Индивидуальная – самостоятельная работа | |
14.05.20 | 1 | Симметрия. Орнаменты. | Фронтальная–ответы на вопросы «соседа». Групповая – исследование геометрических фигур. Индивидуальная – самостоятельная работа | |
21.05.20 | 1 | Математические игры: «Не собьюсь», «Попробуй посчитать», «Задумай число». | Фронтальная – ответы на вопросы. Групповая – обсуждение способов решения задачи. Индивидуальная – самостоятельное решение | |
28.05.20 | 1 | Итоговое занятие | Фронтальная – обсуждение вопроса о математике. |
Материально – техническое обеспечение программы
- Фарков А.В. Математические кружки в школе
- В царстве смекалки./ Е.И. Игнатьев.-М.:Наука. Главная редакция Ф-М литературы 1979г.
- Математический кружок 5 класс/Гусев А.А.,М.: издательство Мнемозина 2013г.
- Математика. Внеурочные занятия 5-6 класы/ Т.Б. Анфимова,М: издательство ИЛЕКСА, 2015г.
- Математика. Организация познавательной деятельности 5-6 классы/ Г.М. Киселева, Волгоград, Учитель, 2013
- Математические олимпиады в школе, 5-8 кл./А.В.Фарков.-М.: Айрис-пресс,2006г.
- Тысяча и одна задача по математике: Кн.: для учащихся 5-7 кл./ А.В.Спивак.-М.: Просвещения,2002г.
Интернет-ресурсы:
- http://nsportal.ru/lozhkina-olga-ivanovna/
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол №____заседания Заместитель директора по ВР
методического совета МБОУ СОШ №1
МБОУ СОШ №1 ________________ФИО(подпись)
От 2019 __года _________2019______________
подпись руководителя МС Ф.И.О.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Математика на английском»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «CLIL. Математика на английском» для учеников 4 классов...
Рабочая программа по внеурочной деятельности: математика 6 класс
Данная программа "Развитие познавательных способностей учащихся" содержит пояснительную записку, планируемые результаты освоения учебного материала, содержание курса, тематическое планирован...
Рабочая программа по внеурочной деятельности : математика 7 класс
Данная программа "Методы решения твоческих задач" содержит пояснительную записку, планируемые результаты освоения учебного материала, содержание курса, тематическое планирование...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Математика и общество"
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Математика и общество" рассчитана на 2 часа в 5 классе...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Математика вокруг нас» Научно-познавательное направление в 6 классе
Программа «Математика вокруг нас» рассчитана на 35 часов в год (1 час в неделю).Цели программы:Сформировать интерес к изучению математики;Повышение математической культуры;Актив...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности. Математика 11 класс
Рабочая программа курса внеурочной деятельности. "Практикум решения математических задач повышенной сложности" Математика 11 класс...
Рабочая программа по внеурочной деятельности. Математика 5 класс. Основы финансовой грамотности.
Рабочая программа по внеурочной деятельности. Математика 5 класс. Основы финансовой грамотности.Количество часов по учебному плану всего 35 часов в год; в неделю 1 час....