Рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательная математика"
рабочая программа (5 класс)

Тищенко Марина Васильевна

Программа содержит в основном традиционные темы занимательной математики: арифметику, логику, комбинаторику и т.д. Уровень сложности подобранных заданий таков, что к их рассмотрению можно привлечь значительное число учащихся, а не только наиболее сильных.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Аксайского района

средняя общеобразовательная школа №1.

        «Утверждаю»

Приказ №__________ от  _________

                                                                                               Директор МБОУ СОШ №1

 Гомонишина ЛТ.

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной  деятельности

общеинтеллектуального направления

«Занимательная математика»

Класс_____5Б__________________________________________________

Количество часов_________36____________________________________

Учитель  Тищенко Марина Васильевна

Программа разработана на основе

примерной программы стандартов второго поколения и рабочей программы Г.Т.Дьячкова «Математика. Внеклассные занятия в школе».  — М.: Вентана-Граф, 2013. — 112 с.

Пояснительная записка

Актуальность программы определена тем, что она:

  • позволяет планомерно вести внеурочную деятельность по предмету;
  • позволяет доработать учебный материал, вызывающий трудности, что способствует более успешному выполнению срезовых и итоговых контрольных работ;
  • различные формы проведения способствуют повышению интереса к предмету;
  • рассмотрение более сложных заданий способствует развитию логического мышления обучающихся.

Особое место в этом ряду отводится общеучебным умениям и способам деятельности, т. е. формированию универсальных учебных действий (УУД), которыми должны овладеть учащиеся. Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер, обеспечивают целостность общекультурного личностного и познавательного развития и саморазвития ребёнка, преемственность всех ступеней образовательного процесса, лежат в основе организации и регуляции любой деятельности ученика независимо от её специально-предметного содержания.

Овладение универсальными учебными действиями в конечном счёте ведёт к формированию способности успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения.

Умение учиться выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и формирования компетенции, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.

Программа направлена на формирование универсальных (метапредметных) умений, навыков, способов деятельности, которыми должны овладеть учащиеся, на развитие познавательных и творческих способностей и интересов. Программа предполагает освоение способов деятельности на понятийном аппарате тех учебных предметов, которые ученик изучает; занятия проводятся в форме предметно-ориентированного тренинга.

Цель программы–создание условий для развития интереса учащихся к математике, формирование интереса к творческому процессу, развитие логического мышления, углубление знаний.

Достижение этой цели обеспечено посредством решения следующих задач:

  • сформировать  устойчивый  интерес  учащихся к математике и ее приложениям;
  • сформировать  развитие математических способностей у учащихся и привитие учащимся определенных навыков научно-исследовательского характера;
  •  Расширить  и углубить представление учащихся о практическом значении математики

Сроки реализации: программа рассчитана на 1 год.

Курс рассчитан на 36  часов с регулярностью 1 час в  неделю  по 45 минут.

Программа внеурочной деятельности рассчитана на учащихся 5 класса.  Именно в этом возрасте формируются математические способности и устойчивый интерес к математике.

Основу программы составляют инновационные технологии: личностно - ориентированные, адаптированного обучения, индивидуализация, ИКТ - технологии.

Программа содержит в основном традиционные темы занимательной математики: арифметику, логику, комбинаторику и т.д. Уровень сложности подобранных заданий таков, что к их рассмотрению можно привлечь значительное число учащихся, а не только наиболее сильных.

При отборе содержания и структурирования программы использованы обще дидактические принципы: доступности, преемственности, перспективности, развивающей направленности, учёта индивидуальных способностей, органического сочетания обучения и воспитания, практической направленности и посильности.

На занятиях используются различные формы и виды контроля проведения занятий:

  • практикум по  решению задач;
  • решение задач, повышенной трудности;
  • работа с научно - популярной литературой.

Занятия организованы по принципу: теория –практика.

Принципы программы:
1.Актуальность.
Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности  учащихся.
2.Научность.
Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.
3.Системность.
Программа строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).
4.Практическая направленность.
Содержание занятий кружка направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и районных олимпиадах и других математических играх и конкурсах.
5.Обеспечение мотивации.
Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике.
6.Реалистичность.
С точки зрения возможности усвоения основного содержания программы – возможно усвоение за 34 занятия.
7.Курс ориентационный.
Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами математики, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной  учебной дисциплине.

Планируемые результаты программы внеурочной деятельности

Предметными результатами изучения курса    является формирование следующих умений:

  • Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для
    оценки их количественных и пространственных отношений.
  • Овладение основами логического и алгоритмического мышления,
    пространственного воображения и математической речи, основами счёта,
     измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов.
  • Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.
  • Приобретение первоначальных навыков работы на компьютере (набирать текст на клавиатуре, работать с меню, находить информацию по заданной теме, распечатывать её на принтере).

Личностными результатами изучения курса  являются формирование следующих умений.

  • Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
  • Осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру.
  • Целостное восприятие окружающего мира.
  • Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.
  • Рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими.
  • Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
  • Установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат

Метапредметными результатами изучения курса   являются формирование универсальных учебных действий (УУД).

  • Способности принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления.
  • Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера.
  • Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
  • Способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач.
  • Использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.
  • Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления
    аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
  • Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Основное содержание.

1.Как возникло слово «математика». Счёт у первобытных людей.(Теория и практика)

2.Приёмы устного счёта.(Теория и практика)

3.Числа.Чётность и нечётность. (Теория и практика)

4.Задачи на переливание.(Теория и практика)

5.Задачи на взвешивание. (Практика)

6.Составление выражений.(Практика)

7.Головоломки и числовые ребусы.(Практика)

8.Метрическая система мер.( Практика)

9.Логические задачи. (Практика)

10.Задачи на уравнение. (Практика)

11.Задачи на части.(Практика)

12.Задачи на составление уравнений. (Практика)

13. Задачи на движение.(Теория и практика)

14.Принцип Дирихле. ( Теория и практика)

15.Задачи-шутки. ( Теория и практика)

16.Решение олимпиадных задач. ( Теория и практика)

17.Простейшие геометрические фигуры. (Теория и практика)

18.Геометрия клетчатой бумаги. (Теория и практика)

19.Куб и его свойства. (Теория и практика)

20.Параллелограммы и параллелепипеды.( Практика)

21.Задачи на разрезание и складывание фигур. ( Теория и практика)

22.Треугольник. ( Теория и практика)

23.Правильные многоугольники и правильные многогранники.(Теория и практика)

24.Окружность.(Теория и практика)

25.Вычисление длины, площади и объёма. (Теория и практика)

26.Вычисление длины, площади и объёма. (Теория и практика)

27.Параллельность и перпендикулярность. (Теория и практика)

28.Координаты.(Теория и практика)

29.Оригами. (Теория и практика)

30.Оригами. (Теория и практика)

31.Задачи со спичками. (Практика)

32.Геометрические головоломки. (Практика)

33.Симметрия.Орнаменты. (Теория и практика)

34. Симметрия. Орнаменты. (Теория и практика)

35. Математические игры: «Не собьюсь», «Попробуй посчитать», «Задумай число».(Практика).

36.Итоговое занятие «Праздник математики».


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Дата проведения

Кол-во часов

Темы занятий

Характеристика основных видов деятельности учащегося

5.09.19

1

Как возникло слово «математика». Счёт у первобытных людей

Групповая  – обсуждение.  Фронтальная  – ответы на вопросы.

Индивидуальная – самостоятельное решение

12.09.19

1

Приёмы устного счёта

Фронтальная– ответы

на вопросы, составление выражения для решения задачи

Индивидуальная – решение задач

19.09.19

1

Числа.Чётность и нечётность

Фронтальная– устные решение несложных задач. Групповая – обсуждение и составление алгоритма решения задач. Индивидуальная – самостоятельная работа

Индивидуальная – самостоятельная работа

26.09.19

1

Задачи на переливание

Фронтальная– устные вычисления, решение задач 
Индивидуальная – самостоятельное решение задач

3.10.19

1

Задачи на взвешивание

Фронтальная- устные вычисления, решение задач. Индивидуальная – решение задачи

10.10.19

1

Составление выражений

Фронтальная– устное решение несложных задач.

Групповая – обсуждение задач.

Индивидуальная – самостоятельная работа

Индивидуальная – самостоятельная работа

17.10.19

1

Головоломки и числовые ребусы

Фронтальная– ответы на вопросы; выделение главного в задаче.

Индивидуальная – самостоятельное решение задач.

24.09.19

1

Метрическая система мер

Фронтальная– ответы на вопросы; выделение главного в задаче.

Индивидуальная – решение олимпиадных задач

7.11.19

1

Логические задачи

Фронтальная– составление выражения для нахождения неизвестного.

Индивидуальная – решение задач арифметическим способом.

14.11.19

1

Задачи на уравнение.

Фронтальная– составление выражения для нахождения неизвестного.

Индивидуальная – решение задач.

21.11.19

1

Задачи на части.

Групповая – обсуждение задач.

Фронтальная– устные решение несложных задач. Индивидуальная – самостоятельная работа.

Индивидуальная – самостоятельная работа

28.11.19

1

Задачи на составление уравнений

Фронтальная– устные вычисления, решение задач разными способами 
Индивидуальная – самостоятельное решение задач

5.12.19

1

Задачи на движение.

Групповая – подбор задач. Индивидуальная – создание презентации

12.12.19

1

Принцип Дирихле

Групповая – обсуждение задач.

Фронтальная– устные решение несложных задач. Индивидуальная – самостоятельная работа

Индивидуальная – самостоятельная работа

19.12.19

1

Задачи-шутки

Фронтальная– устные решение несложных задач.

Индивидуальная – самостоятельная работа

26.12.19

1

Решение олимпиадных задач.

Фронтальная  – ответы на вопросы.

Групповая  – обсуждение  способов решения задачи.

Индивидуальная – самостоятельное решение

9.01.20

1

Простейшие геометрические фигуры.

Фронтальная– повторение обозначения и свойств.

Индивидуальная – решение задач.

16.01.20

1

Геометрия клетчатой бумаги.

Фронтальная–обсуждение способов построения.

Индивидуальная – решение задач.

23.01.20

1

Куб и его свойства.

Фронтальная –проведение исследовательской работы.

Индивидуальная – самостоятельная работа

30.01.20

1

Параллелограммы и параллелепипеды.

Фронтальная –проведение исследовательской работы.

Индивидуальная – самостоятельная работа

6.02.20

1

Задачи на разрезание и складывание фигур.

Фронтальная –проведение исследовательской работы.

Индивидуальная – самостоятельная работа

13.02.20

1

Треугольник.

Фронтальная –проведение исследовательской работы.

Индивидуальная – самостоятельная работа

20.02.20

1

Правильные многоугольники и правильные многогранники.

Фронтальная– устное решение несложных задач.

Групповая – обсуждение задач и выявление способа решения.

 Индивидуальная – самостоятельная работа

27.02.20

1

Окружность.

Групповая – обсуждение задач.

Фронтальная– устные решение несложных задач.

Индивидуальная – самостоятельная работа

5.03.20

1

Вычисление длины, площади и объёма.

Фронтальная– ответы на вопросы; выделение главного в задаче..

Индивидуальная – решение задач.

12.03.20

1

Вычисление длины, площади и объёма.

Фронтальная– ответы на вопросы; выделение главного в задаче..

Индивидуальная – решение задач.

19.03.20

1

Параллельность и перпендикулярность.

Фронтальная– устное решение несложных геометрических задач.

Групповая – исследование геометрических фигур.

Индивидуальная – самостоятельная работа

2.04.20

1

Координаты.

Фронтальная– устное решение несложных геометрических задач.

Групповая – исследование геометрических фигур.

Индивидуальная – самостоятельная работа

9.04.20

1

Оригами.

Индивидуальная – представление собственных заданий.

16.04.20

1

Оригами.

Индивидуальная – представление собственных заданий.

23.04.20

1

Задачи со спичками.

Фронтальная–ответы на вопросы «соседа».

Групповая – исследование геометрических фигур.

Индивидуальная – самостоятельная работа

30.04.20

1

Геометрические головоломки.

Групповая – представление проектов.

7.05.20

1

Симметрия. Орнаменты.

Фронтальная–ответы на вопросы «соседа».

Групповая – исследование геометрических фигур.

Индивидуальная – самостоятельная работа

14.05.20

1

Симметрия. Орнаменты.

Фронтальная–ответы на вопросы «соседа».

Групповая – исследование геометрических фигур.

Индивидуальная – самостоятельная работа

21.05.20

1

Математические игры: «Не собьюсь», «Попробуй посчитать», «Задумай число».

Фронтальная  – ответы на вопросы.

Групповая  – обсуждение  способов решения задачи.

Индивидуальная – самостоятельное решение

28.05.20

1

Итоговое занятие 
«Праздник математики».

Фронтальная – обсуждение вопроса о математике.

Материально – техническое обеспечение программы

  • Фарков А.В. Математические кружки в школе
  • В царстве смекалки./ Е.И. Игнатьев.-М.:Наука. Главная редакция Ф-М литературы    1979г.
  • Математический кружок 5 класс/Гусев А.А.,М.:  издательство Мнемозина 2013г.
  • Математика. Внеурочные занятия 5-6 класы/ Т.Б. Анфимова,М: издательство ИЛЕКСА, 2015г.
  • Математика. Организация познавательной деятельности 5-6 классы/ Г.М. Киселева, Волгоград, Учитель, 2013
  • Математические олимпиады в школе, 5-8 кл./А.В.Фарков.-М.: Айрис-пресс,2006г.
  • Тысяча и одна задача по математике: Кн.: для учащихся 5-7 кл./ А.В.Спивак.-М.: Просвещения,2002г.

Интернет-ресурсы:

http://pedsovet.su/load/18

http://planuroka.ru/

http://schoolthree.ru/

http://www.proshkolu.ru/

http://nsportal.ru/

http://www.openlesson.ru/

http://nsportal.ru/lozhkina-olga-ivanovna/

СОГЛАСОВАНО        СОГЛАСОВАНО

Протокол №____заседания        Заместитель директора по ВР

 методического совета        МБОУ СОШ №1

МБОУ СОШ №1                ________________ФИО(подпись)

        От             2019 __года         _________2019______________

подпись руководителя МС Ф.И.О.          


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Математика на английском»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «CLIL. Математика на английском» для учеников 4 классов...

Рабочая программа по внеурочной деятельности: математика 6 класс

Данная программа "Развитие познавательных способностей учащихся" содержит пояснительную записку, планируемые результаты освоения учебного материала, содержание курса, тематическое планирован...

Рабочая программа по внеурочной деятельности : математика 7 класс

Данная программа  "Методы решения твоческих задач" содержит пояснительную записку, планируемые результаты освоения учебного материала, содержание курса, тематическое планирование...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Математика и общество"

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Математика и общество" рассчитана на 2 часа в 5 классе...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Математика вокруг нас» Научно-познавательное направление в 6 классе

Программа «Математика вокруг нас» рассчитана на 35 часов  в год (1 час в неделю).Цели программы:Сформировать интерес к изучению математики;Повышение математической культуры;Актив...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности. Математика 11 класс

Рабочая программа курса внеурочной деятельности. "Практикум решения математических задач повышенной сложности" Математика 11 класс...

Рабочая программа по внеурочной деятельности. Математика 5 класс. Основы финансовой грамотности.

Рабочая программа по внеурочной деятельности. Математика  5 класс. Основы финансовой грамотности.Количество часов по учебному плану всего  35 часов в год; в неделю 1 час....