Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Семьеведение»
рабочая программа (5 класс)
Курс реализуется в 5 классе в рамках предметной области « Основы духовно-нравственной культуры народов России» и рассчитан на 70 часов в год 2 часа в неделю.
Цель курса: способствовать благоприятному вхождению ребёнка в мир социальных отношений посредством формирования представлений о своей семье.
Задачи курса:
- воспитание в детях любви и уважения к членам своей семьи;
- воспитание уважительного отношения к семейным традициям и ценностям;
- формирование желания изучать свою родословную, прошлое своей семьи;
- формирование системы знаний об основах семейных отношений;
- формирование коммуникативных и личностных компетенций школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 37.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования Администрации города Ноябрьска
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 12»
муниципального образования город Ноябрьск
«Рассмотрено» на заседании методического объединения учителей русского языка и литературы Протокол № 1 от «29» августа 2017года Руководитель методического объединения: Князева О.Л. | «Согласовано»: Заместитель директора по УВР Половникова Т.А. _______________________ от «30» августа 2017 года | «Утверждено» Директор МБОУ «СОШ № 12» Ращупкина И.В. _______________________ Приказ № 140/2-од от «31» августа 2017 года |
________________________
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Семьеведение»
для 5 Б класса
2 часа в неделю (всего 70 часов)
Автор-составитель:
учитель Руденко Виктория Ивановна
2017 - 2018 уч. год
Пояснительная записка.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Семьеведение» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основе основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «СОШ №12», плана внеурочной деятельности МБОУ «СОШ №12», авторской программы Е.Ф. Купецкова, Г.П. Редя, И.Ф. Смирнова, под общей редакцией С.К. Копешкиной «Семьеведение», Пенза 2012.
Общая характеристика курса внеурочной деятельности
Курс реализуется в 5 классе в рамках предметной области « Основы духовно-нравственной культуры народов России» и рассчитан на 70 часов в год 2 часа в неделю.
Цель курса: способствовать благоприятному вхождению ребёнка в мир социальных отношений посредством формирования представлений о своей семье.
Задачи курса:
- воспитание в детях любви и уважения к членам своей семьи;
- воспитание уважительного отношения к семейным традициям и ценностям;
- формирование желания изучать свою родословную, прошлое своей семьи;
- формирование системы знаний об основах семейных отношений;
- формирование коммуникативных и личностных компетенций школьников.
Промежуточная аттестация проводится с соответствии с «Положением о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся» в форме, утвержденной планом внеурочной деятельности МБОУ «СОШ №12».
Результаты освоения курса внеурочной деятельности.
Рабочая программа обеспечивает формирование личностных, метапредметных и предметных результатов в соответствии с ФГОС.
Планируемые результаты освоения учебной программы.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
∙ Осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы;
∙ Освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
∙ Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
∙ Понимание культурного многообразия мира, уважение к семейной культуре своего и других народов, толерантность;
∙ готовность к нравственному саморазвитию; способность оценивать свои поступки, взаимоотношения со сверстниками, членами семьи;
∙ воспитание чувства гордости за свою семью, Родину, российский народ, историю и культуру России;
∙ формирование ценностей многонационального российского общества; ∙ понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
∙ формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ:
∙ Способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.
∙ Владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, формулировать и обосновывать выводы, составлять презентации и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
∙ Способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, презентация и др.);
∙ Готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.;
∙ Владение коммуникативной деятельностью, активное и адекватное использование речевых средств для решения задач общения с учетом особенностей собеседников и ситуации общения (готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, оценивать события, изложенные в текстах разных видов и жанров);
∙ Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров; способность работать с информацией, представленной в разном виде и разнообразной форме;
∙ Овладение методами познания, логическими действиями и операциями (сравнение, анализ, обобщение, построение рассуждений);
∙ Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
∙ Умение строить совместную деятельность в соответствии с учебной задачей и культурой коллективного труда.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ:
∙ Способность применять понятийный аппарат семейного знания и приемы анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности семьи;
∙ Умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
∙ Расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
∙ Готовность применять полученные знания для выявления и сохранения информации о своей семьи;
∙ Использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности; способность к работе с информацией, представленной разными средствами;
∙ Расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.
Содержание курса для 5 класса:
Вводное занятие. Введение в курс семьеведения (1 ч)
Семья - ячейка общества (2ч). Семья - ячейка общества, первый социальный институт. Функции и виды семей. Права детей.
Семья и государство (1 ч.) Зачем семье государство. Социальная защита семьи. Счастливая семья (3 ч). Признаки счастливой семьи. Принципы существования и сохранения счастливой семьи.
Мои родители. (3ч). Загляните в мамины глаза. Семейные фотографии – история семьи. Рассказ об одном фотографии. Культурное поведения в семье.
Семейные заботы (3 ч.) Значение труда. Важность сотрудничества, взаимопомощи членов семьи в организации труда. Совместный труд. Домашнее хозяйство.
Дому нужен хозяин (2 ч) Хозяин дома. Наша дом – наша квартира Правила, которых должен придерживаться рачительный хозяин. Дом и уют. Кто следит за порядком в доме и создает уют?
Родословная семьи. (4 ч). Герб моей семьи Генеалогическое древо семьи. Происхождение семьи. Основы ее жизни. Рекомендациями по составлению родословной. Виды гербов. Герб моей семьи. Составление герба, родословной.
Знакомство с родословными великих людей (2 ч). Родословные А.С.Пушкина, Боратынских, династий Рюриковичей, Романовых и т.д
Я и мое имя. (3 ч). Что означают наши имена. Что такое отчество и фамилия? Как родители выбирают имя своему ребенку? Имя и ангел- хранитель. Именины. Древнее происхождение имен. Откуда к нам пришли наши имена? Что могут рассказать имена, отчества и фамилии о прошлом? «Говорящие фамилии».
Бабушки и дедушки (3 ч.). Бабушки, дедушки. Биография и интересные события из жизни бабушек и дедушек. Основные понятия: бабушка, дедушка
Семейные праздники. (3ч.) Семейные традиции. Традиции, обычаи и праздники в моей семье
Мир увлечений в моей семье.(2 ч.) Ключ от счастья. «В фокусе-семья» Истории своей семьи, ее традиций.
"Моя семья - чудесное место для жизни"» (3 ч)
Семья как пространство жизнедеятельности (3ч). Группы потребностей человека.
Наши роли в семье (2 ч.) Семейная роль. Внутрисемейные отношения. Поведение в семье. Качества семьянина.
Духовные устои семьи. (1 ч.) Духовные ценности семьи в древнерусской книжности. Духовные ценности семьи Николая II
Разговор об этикете (1 ч.) Придворный этикет. Дипломатический этикет. Воинский этикет. Общегражданский этикет. Правила общения.
Семейный этикет (2 ч). Семейный этикет. Семейный этикет в разные эпохи.
Добро, зло, терпимость (2 ч.) Добро. Зло. Терпимость. Правила, выполнение которых ведет к взаимопониманию.
Доброта в нас и вокруг нас. (2ч). Культурное поведения в семье.
Семья и здоровье. Мой режим дня. Как я берегу своё здоровье. Спортивные занятия - правило жизни семьи.(2 ч.)
Семейные праздники. (2 ч.) Какие бывают праздники. Праздник папы, дедушки и брата. Праздник бабушки, мамы и сестры
Эти вредные конфликты. (2 ч.) Конфликт. Виды конфликтов. Конфликт в семье. Причины конфликтов. Ступени конфликта. Виды конфликта: конструктивные и неконструктивные Как преодолеть конфликт в семье (4 ч) Конфликтные ситуации. Сотрудничество. Компромисс. Приспособление. Избегание. Правила успешного общения в конфликтной ситуации через посредника.
Твои права, подросток. (3 ч). Конвенция о правах ребенка. Права школьников.Жизненные ситуации, где ребенок оказывается в трудном положении. Права подростков. Права школьников.
Ответственность. (3 ч). Ответственность. Положительное и отрицательное влияние наших поступков на близких, нас самих, на окружающих. Последствия ответственного поведения
Ситуация успеха в твоей жизни. (3 ч). Ситуация успеха. Правила создания ситуации успеха.
Экономика семьи (3 ч.) Ресурсы семьи: материальные, трудовые, энергетические, информационные, финансовые. Семейный бюджет. Основные источники дохода семьи: фиксированные и переменные. Расходы семьи.
Заключительный урок. Семейное жизнеустройство (1 ч.)
Итого: 70 часов
Тематическое планирование
№ п/п | Дата по плану | Дата по факту | Название раздела Тема занятия, тип занятия (теоретическое, практическое) | Кол-во часов | Примечание |
Введение в курс семьеведения (1 ч) | |||||
1 | Вводное занятие. Введение в курс семьеведения. | 1 | |||
Семья - ячейка общества (2ч). | |||||
2 | Семья - ячейка общества, первый социальный институт. | 1 | Основные понятия: семья, родство, деверь, шурин, золовка, свояченица, свояк, | ||
3 | Функции и виды семей. Права детей | 1 | сноха, свекровь, свекор, тесть, кузина, бобыль, бродяга, шатун | ||
Семья и государство (1 ч.). | |||||
4 | Зачем семье государство. Социальная защита семьи.. | 1 | Основные понятия: социальная защита семьи | ||
Счастливая семья (3 ч). | |||||
5,6 | Счастливая семья. Признаки счастливой семьи. | 2 | Основные понятия: «дружная семья», «счастливая семья», «лад», «семейные ценности». | ||
7 | Принципы существования и сохранения счастливой семьи. | 1 | |||
Мои родители. (3ч). | |||||
8 | Мои родители. Загляните в мамины глаза. | 1 | Основные понятия: сочувствие, | ||
9 | Семейные фотографии – история семьи. Рассказ об одном фотографии. | 1 | сопереживание, помощь, ответственность, обязательность | ||
10 | Культурное поведения в семье. | 1 | |||
Семейные заботы (3 ч.) | |||||
11 | Семейные заботы. Значение труда | 1 | Основные понятия: обязанность, | ||
12 | Важность сотрудничества, взаимопомощи членов семьи в организации труда. | 1 | инициация, совместный труд, экономика, ресурсы семьи. | ||
13 | Совместный труд. Домашнее хозяйство. | 1 | |||
Дому нужен хозяин (2 ч) | |||||
14 | Хозяин дома. Наш дом – наша квартира Правила, которых должен придерживаться рачительный хозяин. | 1 | Основные понятия: хозяин дома, рачительность, рачительный | ||
15 | Дом и уют. Кто следит за порядком в доме и создает уют? | 1 | хозяин | ||
Родословная семьи. (4 ч). | |||||
16 | Родословная семьи. Рекомендации по составлению родословной. | 1 | Основные понятия: манкурты, род, родословная, генеалогия, | ||
17 | Генеалогическое древо семьи. | 1 | геральдика, государственный герб. | ||
18 | Происхождение семьи. Основы ее жизни. | 1 | |||
19 | Виды гербов. Герб моей семьи Составление герба, родословной. | 1 | |||
Знакомство с родословными великих людей (2 ч). | |||||
20, 21 | Знакомство с родословными великих людей (2 ч). Родословные А.С.Пушкина, Боратынских, династий Рюриковичей, Романовых и т.д | 2 | |||
Я и мое имя. (3 ч). | |||||
22 | Что означают наши имена. Как родители выбирают имя своему ребенку? | 1 | Основные понятия: имя, отчество, фамилия. | ||
23 | Имя и ангел- хранитель. Именины. Древнее происхождение имен. Откуда к нам пришли наши имена? | 1 | |||
24 | Что такое отчество и фамилия? Что могут рассказать имена, отчества и фамилии о прошлом? «Говорящие фамилии». | 1 | |||
Бабушки и дедушки (3 ч.) | |||||
25 | Бабушки, дедушки. | 1 | Основные понятия: бабушка, дедушка | ||
26, 27 | Биография и интересные события из жизни бабушек и дедушек. | 2 | |||
Традиции, обычаи и праздники в моей семье (3ч.) | |||||
28 | Традиции, обычаи и праздники в моей семье | 1 | Основные понятия: «традиция», | ||
29 | Семейные праздники. | 1 | «реликвия», «семейные праздники» | ||
30 | Семейные традиции. | 1 | |||
Мир увлечений в моей семье. (2 ч.) | |||||
31 | «В фокусе-семья» Ключ от счастья. | 1 | Основные понятия: | ||
32 | Мир увлечений в моей семье. Истории своей семьи, ее традиций. | 1 | генеалогическое древо, реликвия | ||
"Моя семья - чудесное место для жизни" (2 ч) | |||||
33- 34 | "Моя семья - чудесное место для жизни". | 2 | |||
Семья как пространство жизнедеятельности (3ч). | |||||
35 | Семья как пространство жизнедеятельности | 1 | Основные понятия: | ||
36- 37 | Группы потребностей человека. | 2 | жизнедеятельность, потребность | ||
Наши роли в семье (2 ч.) | |||||
38 | Семейная роль. Внутрисемейные отношения. | 1 | Основные понятия: семейная роль. | ||
39 | Поведение в семье. Качества семьянина. | 1 | |||
Духовные устои семьи. (1 ч.) | |||||
40 | Духовные ценности семьи в древнерусской книжности. Духовные ценности семьи Николая II | 1 | |||
Разговор об этикете (1 ч.) | |||||
41 | Придворный этикет. Дипломатический этикет. Воинский этикет. Общегражданский этикет. Правила общения. | Основные понятия: этикет, придворный этикет, дипломатический этикет, воинский этикет, общегражданский этикет | |||
Семейный этикет (2 ч). | |||||
42 | Семейный этикет. | 1 | Основные понятия: семейный | ||
43 | Семейный этикет в разные эпохи. | 1 | этикет, взаимопонимание. | ||
Добро, зло, терпимость (2 ч.) | |||||
44 | Добро. Зло. Терпимость. | 1 | Основные понятия: добро, зло, | ||
45 | Правила, выполнение которых ведет к взаимопониманию. | 1 | терпимость. | ||
Доброта в нас и вокруг нас. (2ч). | |||||
46- 47 | Культурное поведения в семье. | 2 | Основные понятия: доброта, сочувствие, сопереживание, помощь, ответственность, обязательность | ||
Семья и здоровье.(2 ч.) | |||||
48 | Мой режим дня. | 1 | Основные понятия: здоровье, | ||
49 | Как я берегу своё здоровье. Спортивные занятия - правило жизни семьи | 1 | режим дня, спорт. | ||
Семейные праздники. (2 ч.) | |||||
50 | Какие бывают праздники. Праздник папы, дедушки и брата. | 1 | Основные понятия: | ||
51 | Праздник бабушки, мамы и сестры | 1 | «семейные праздники» | ||
Эти вредные конфликты. (2 ч.) | |||||
52 | Конфликт. Виды конфликтов. Виды конфликта: конструктивные и неконструктивные | 1 | Основные понятия: конфликт, межличностный конфликт, эмоции. | ||
53 | Конфликт в семье. Причины конфликтов. Ступени конфликта. | 1 | |||
Как преодолеть конфликт в семье (4 ч) | |||||
54 | Конфликтные ситуации. Сотрудничество. | 1 | Основные понятия: конфликт, | ||
55 | Компромисс. Приспособление | 1 | консенсус, компромисс, | ||
56 | Избегание. | 1 | приспособление, избегание. | ||
57 | Правила успешного общения в конфликтной ситуации через посредника. | 1 | |||
Твои права, подросток. (3 ч). | |||||
58 | Конвенция о правах ребенка. Права школьников. | 1 | Основные понятия: Конвенция о | ||
59 | Жизненные ситуации, где ребенок оказывается в трудном положении. | 1 | правах ребенка, жизненные ситуации, права подростков, права | ||
60 | Права подростков. | 1 | школьников. | ||
Ответственность. (3 ч). | |||||
61 | Ответственность. | 1 | Основные понятия: | ||
62 | Положительное и отрицательное влияние наших поступков на близких, нас самих, на окружающих. | 1 | ответственность, эгоизм, ответственность перед кем- то, | ||
63 | Последствия ответственного поведения | 1 | ответственность за кого-то. | ||
Ситуация успеха в твоей жизни. (3 ч). | |||||
64 | Ситуация успеха в твоей жизни. | 1 | Основные понятия: успех, ситуация | ||
65, 66 | Ситуация успеха. Правила создания ситуации успеха. | 2 | успеха. | ||
Экономика семьи (3 ч.) | |||||
67 | Ресурсы семьи: материальные, трудовые, энергетические, информационные, финансовые. | 1 | Основные понятия: ресурсы семьи, | ||
68 | Семейный бюджет. | 1 | семейный бюджет, доходы, | ||
69 | Основные источники дохода семьи: фиксированные и переменные. Расходы семьи | 1 | расходы. | ||
Семейное жизнеустройство (1 ч.) | |||||
70 | Заключительный урок. Семейное жизнеустройство (1 ч.) | 1 | Основные понятия: семейное жизнеустройство |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/18/picture-204657-1361151935.jpg)
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы исследовательской деятельности по физике»
Программа «Основы исследовательской деятельности» разработана на основе Примерной программы учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся на ступени основного общего образо...
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/19/picture-882820-1513681392.jpg)
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Издательская деятельность: газета "Большая перемена""
Программа направлена на развитие и реализацию творческих способностей учащихся через создание школьной газеты.Подготовка газетного и журнального материала требует вовлечения шк...
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/07/picture-397102-1391750849.jpg)
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Проектная деятельность» 5 класс
Рабочая программа по основам проектной деятельности разработана для 5 класса на основе Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/07/picture-397102-1391750849.jpg)
Адаптированная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Проектная деятельность» 5 класс
Адаптированная рабочая программа курса внеурочной деятельности "Проектная деятельность" составлена на основе: Федерального государственного образовательного стандарта основного о...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/05/picture-492170-1412504972.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Основы проектной деятельности»
Содержание курсаВведение Что такое проект.Понятие о проектах и исследовательской деятельности учащихся. Важность исследовательских умений в жизни современного человека. Презентация исследов...
![](/sites/default/files/pictures/2011/10/18/picture-25288.jpg)
Рабочая программа по внеурочной деятельности " Семьеведение " для 10кл.
Рабочая программа по внеурочной деятельности составлена для 10 класса на основе курса «Семьеведение, составители Л.В.Карцева, А.Н.Яныкина, Н.В.Богачёва, О.Н.Низамиева, Л.Ш.Газизова, 2013 год....
![](/sites/default/files/pictures/2019/03/12/picture-1116119-1552371352.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЕМЬЕВЕДЕНИЕ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИСЕМЬЕВЕДЕНИЕдля обучающихся 10 класса...