Программа по внеурочной деятельности " Культура общения"
рабочая программа
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Культура общения» (начального образования). Направление: духовно-нравственное 1 – 4 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kultura_obshcheniya.docx | 47.2 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1 г. Дмитриева»
Дмитриевского района Курской области
«Рассмотрено» МО учителей начальных классов _______/Н.В. Абросимова/ Протокол №___ от«___» ___________201_ г | «Согласовано» Заместитель директора по УР _________/А.В. Ревазова/ «___» ___________201_ г | «Утверждаю» Директор __________/В.И. Тулиёв/ Приказ №______ от «___» ____________201_ г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Культура общения»
(начального образования)
Направление: духовно-нравственное
1 – 4 класс
Составитель: воспитатель
Аносова Анна Сергеевна
2017 – 2018 учебный год
Содержание.
1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности.
2. Содержание курса внеурочной деятельности.
3. Тематическое планирование.
1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности.
В результате прохождения программы внеурочной деятельности предполагается достичь следующих результатов:
Первый уровень результатов – учащимся следует знать о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп.
Для достижения данного уровня результатов необходимо сформировать позитивное отношение учащихся к занятиям этической грамматикой и к этическим нормам взаимоотношения с окружающими.
Второй уровень результатов - получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества.
Для достижения данного уровня результатов необходимо:
Воспитать взаимоотношения обучающихся на уровне класса, то есть дружественной просоциальной среды, в которой каждый ребенок получает практическое подтверждение приобретенных знаний и начинает их ценить.
Учащиеся получают опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.
Третий уровень результатов - получение обучающимися опыта самостоятельной общественной деятельности, ощущение себя гражданином, социальным деятелем, свободным человеком.
Для его достижения необходимо:
сформировать навык взаимодействия обучающихся с представителями различных социальных субъектов, в том числе за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:
на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;
на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности.
Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постоянным.
В результате реализации настоящей программы могут быть достигнуты следующие воспитательные результаты:
начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения;
нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение к младшим;
знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.
Занятия по данной программе будут способствовать достижению планируемых результатов Основной образовательной программы.
2. Содержание курса внеурочной деятельности
1класс
1. Я СРЕДИ ЛЮДЕЙ (7 Ч)
-Кто я и как выгляжу(1 ч).
Понятия «я», «внешний вид». Отличие людей друг от друга по внешнему виду. Аккуратность, опрятность, бережливость – уважение человека к себе. Личная гигиена.
- Что в нашем имени? (1ч)
Понятия «имя», «фамилия», «отчество», «кличка», «прозвище». Отношение по имени к одноклассникам и друзьям. Имя и отношение к человеку. Анализ проблемных ситуаций.
-Плохо одному ( 1ч)
Необходимость человека в общении. Речь- важнейшее средство общения.
-Товарищи и друзья (1ч)
Понятия «товарищ», «друг». Товарищество и дружба в традициях русского народа
- Как завоёвывать друзей (1ч)
Правила общения с товарищами и друзьями. Все мы разные.
-Бескорыстие в дружбе.(1ч)
Понятие «настоящий друг». Верность и бескорыстие в дружбе. Взаимовыручка и взаимопомощь.---Верность слову (1ч)
Понятия «верность слову», «честь». Проблемная ситуация: можно ли всегда быть верным данному тобой слову.
2. РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ (11 Ч)
-Что такое этикет и этикет? (1ч)
Понятия «этика», «этикет». Специфика речевого общения. Речь и отношение человека к людям.
-Роль мимики, жестов и позы в общении (1ч)
Понятия «мимика», «жесты», «поза». Отражение в мимике, жестах, позах человека его характера и отношения к людям. Игра «Угадай по мимике мое настроение».
-О вежливых словах и их применении (1ч)
Содержание понятий «вежливость» и «этикет». Зачем людям нужны правила вежливости и этикета.основные правила вежливости в общении.
Правила знакомства, представления и обращения (2ч)
Знакомство с правилами знакомства, представления и обращения. Разыгрывание ситуаций.
Правила приветствия и прощания(2ч)
Знакомство с правилами приветствия и прощания. Моделирование ситуаций
Правила извинения и просьбы ( 2ч)
Знакомство с правилами извинения и просьбы. Ролевые игры
Правила благодарности и отказа (2ч)
Знакомство с правилами благодарности и отказа . Моделирование ситуаций
3. КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ. 27 Ч
Отношения со старшими (1 ч)
Семья, родители, родные. Отношение поколений в семье. Проявления любви и уважения, заботы и сострадания, помощи в семье. Русские традиции отношения к старшим.
Отношение к малышам (1ч)
: Как относиться к малышам? Помощь и забота по отношению к маленьким.
Как вести себя в школе, на переменах (1ч)
Посмотри на себя со стороны Веселые инсценировки.
Правила поведения в столовой, за столом ( 1ч)
За столом свои правила. Как расставить тарелки? Как есть первые, вторые блюда? Где лежат руки? Резать ли котлету ножом?
Гость в дом –радость в дом.(1ч)
Я- гость. Я- хозяин. Ролевые игры.
Искусство делать подарки (1ч)
Как выбрать подарок. Как получить подарок.
Говорим по телефону.(1ч)
Понятие «тактичность». Знакомство с правилами общения по телефону. Ролевая игра «Мы говорим по телефону».
Правила поведения в общественном транспорте (1ч)
Знакомство с правилами поведения в общественном транспорте. Ролевая игра «В автобусе».
Как вести себя в общественных местах (1ч)
Проблемный вопрос: что такое «общественное место»? Правила поведения в общественных местах.
Поведение в библиотеке и музее (1ч)
Экскурсия в библиотеку или музей.
Как вести себя в Храме (1ч)
Что такое вера? Что такое храм? Почему надо вести себя тихо?
Как вести себя с людьми с ограниченными возможностями (2ч)
Проявления чуткости и уважения, заботы и сострадания, помощи в повседневной жизни.
5. ПОДВОДИМ ИТОГИ (2Ч)
Что мы узнали и чему научились (2ч)
Заочное путешествие по «Школе вежливых наук».
Праздник вежливых ребят.
2 класс
Раздел 1. ДОБРОТА(13 часов)
От улыбки станет всем теплей.(2ч)
Разговор о вежливости. Что значит быть воспитанным?
Если добрый ты – это хорошо, а когда наоборот-плохо(2ч)
Путешествие в сказку Волкова «Волшебник Изумрудного города». Разговор о доброте и смелости. Конкурс рисунков о путешествии друзей к Гудвину.
. Добро для других – радость для себя (2ч)
Посещение выставочного зала.
Мы живём среди людей.(1ч)
Беседа о добре, о добрых поступках. Чтение отрывка из сказки Волкова «Волшебник Изумрудного города». Раскрытие правила «Поступай всегда так, как бы ты хотел, чтобы поступали по отношению к тебе».
. Подарок коллективу.(2ч)
Урок-сюрприз, урок общения.
Доброе слово, что ясный день(2ч)
Объяснение пословиц о доброте, соотнесение пословиц с жизненными ситуациями.
Чего вдругом не любишь, того и сам не делай.(2ч)
Разговор о доброжелательности и равноправии в отношениях. Заучивание волшебного правила: «Чего вдругом не любишь, того и сам не делай».
Раздел 2. Общие правила этикета(7 часов)
. Общие правила этикета.(1ч)
Беседа: «Что такое этикет?» Путешествие по лабиринту этикетных правил. Решение задач по культуре поведения
И взвившись, занавес шумит.. (1ч)
Беседа о поведении в театре. Чтение и анализ стихотворений А.Барто, К.Обойщикова, отрывка из книги Б.Бушелевой.
. Приглашение к столу (1ч)
Практические занятия. Как сервировать стол. Как брать понравившееся блюдо. Ломать или кусать хлеб и т.д.
. Вот школа - дом, где мы живем.(1ч)
Сценки-миниатюры.
Вот магазин, куда идем. (1ч)
Правила этикета в магазине. Ролевая игра .посещение магазина –практическое занятие.
.Я-пассажир. Я-пешеход.(1ч)
Игра «Светофор». Практическое занятие по правилам дорожного движения.
В гостях у Вежи.(1ч)
Новогодний праздник.
Раздел 3. Этические нормы отношений с окружающими (6 часа)
. Подари другому радость. (1ч)
Обучение свобоной дискуссии. Изготовление поделок для друзей и родных.
От чего зависит настроение.(1ч)
Беседа . Знакомство с правилами создания хорошего настроения. Диспут. Ролевая игра.
. Мой дом моя семья. (1ч)
Рассказы о своих семьях, традициях.
В труде человек хорошеет (1ч)
Познавательная беседа о профессиях. Экскурсия на одно из предприятий города.
Чтобы шутка не получилась обидной (1ч)
Что может быть обидно человеку. Что такое чувство юмора и как его развивать.
. Цени доверие других. (1ч)
Тестирование. Беседа «Что такое секрет?
Раздел 4. Этика отношений в коллективе (7 часов)
. Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались.(1ч)
Общеколлективнаяцветопись настроения. Как можно улучшить настроение.
. Советуем друг другу.(1ч)
Игра. Разговор с волшебным зеркальцем:. Что мне посоветуют ребята в классе?»
Общее и особенное для мальчиков и девочек.(1ч)
Все равны, и всё же все разные. Каким должен быт мальчик. Какой должна быть девочка.
. Поговорил бы кто со мной.(1ч)
Умение поддерживать беседу. Уважение к чужому мнению. Тактичное отстаивание своих убеждений.
Красота весеннего леса (1ч)
Экскурсия.
Подарок коллективу.(1ч)
Коллективная деятельность, в процессе которой каждый ребенок должен проявить себя. Даря свои умения, знания, таланты, мысли коллективу.
. Доброта что солнце. (1ч)
Итоговое занятие. Игры. Песни.
3 класс
Раздел 1. Я СРЕДИ ЛЮДЕЙ (14 часа)
Здравствуйте все!(1ч)
«Здравствуйте!» Что означает это слово? проявление доброжелательного отношения к каждому. Это значит начать встречу с доброжелательности, с улыбки.
Будем беречь друг друга.(1ч)
Встреча с феей Добра. Есть страна, где хозяйничает фея Зла. Она сделала так, что люди разучились беречь друг друга. В этой стране все печально и трудно. Фея Добра учит быть вежливыми, внимательными, уважительными, доброжелательными, благодарными.
Дружим с добрыми словами.(1ч)
Работа по «превращению» слов. Жадность заменяется щедростью, зависть – доброжелательностью, расположенностью, добродушием. Грубость – нежностью, лаской, снисходительностью. Жестокость – жалостью, сочувствием и т.д.
Любим добрые поступки.(1 ч)
Учимся видеть добрые поступки вокруг. Соединение добрых слов и добрых поступков в единую цепочку. Практические занятия вне школы.
Подари дело и слово доброе.(1ч)
Почему кого-то не всегда любят и замечают в классе? Умение увидеть все хорошее, чего он заслужил. Дополнение этих характеристик учителем.
Умеем общаться.(1ч)
Чтобы быть приятными окружающим и себе, надо соблюдать определенные правила. Главное из них – проявлять уважение к другому человеку: уметь видеть его настроение и считаться с ним, уметь поддержать интерес, считаться с желанием другого, уступать ему.
Каждый интересен.(1ч)
Как интересно в классе, когда каждый имеет свою изюминку, и всем от этого хорошо.
Подарок коллективу.(1ч)
Устраивается общий праздник общения, где каждый дарит коллективу подарок: выдумку, песенку, рассказ
Душа – это наше творение.(1ч)
Обсуждение ситуаций: «Я плачу, когда …», «Я смеюсь, когда …», «Я радуюсь, когда …» Красота души важнее красоты лица.
Отворите волшебные двери добра и доверия.(1ч)
Душевные силы могут изменить жизненные ситуации: чтобы не остаться одиноким, добро украшает мир, делает его разнообразнее. Волшебные двери сердца – двери добра и доверия. Экскурсия или посещение кинотеатра.
Вглядись в себя.(1ч)
Размышление о главном в человеке. Все мы разные, у каждого свое мироощущение и представление о жизни. Каждый человек индивидуален. Вглядываясь в себя и в других, мы задумываемся о хорошем и плохом.
Помоги понять себя.(1ч)
Диалог, в котором дети раскрываются друг перед другом: где живет, с кем проводит время, какая семья, что больше всего любит делать дома, что интересно, что не любит и т.д.
О настоящем и мнимом авторитете.(1ч)
Всегда ли надо делать то, что делают другие? Почему мы повторяем за другими неправильные поступки?
Тепло родного дома.(1ч)
Ценность семьи. Традиции семьи. Отношения в семье, взаимопомощь и уважение друг к другу.
Раздел 2. РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ ( 9 ч)
Речь – средство передачи мыслей и чувств (1 ч)
Речь даёт возможность людям поделиться друг с другом переживаниями – радостью, восторгом, печалью. Наблюдение за речью. Посещение кинотеатра.
Речь нужна, чтобы влиять на чувства людей.(1ч)
Речь служит средством воздействия. Слова-утешения.
Речь нужна, чтобы влиять на поступки людей.(1ч)
Речь служит средством воздействия. Слова-просьбы. Слова- одобрения .Слова-приказания. Чтение и анализ сказок.
Окраска (тембр) голоса . Основной тон высказывания.(1ч)
Понятие «тембр голоса», окраска. Тон высказывания – один из основных интонационно-звуковых средств выразительности устной речи.
Громкость устной речи.(1ч)
Громкость- свойство устной речи. Умение использовать её в зависимости тот ситуации.
Словарные игры(1ч)
Развитие внимания к слову. Понимание значения слов. Умение пользоваться справочной литературой. Практические занятия.
Самое беспокойное слово на свете(1ч)
Вопрос «почему?». Побуждение находить объяснение интересных жизненных фактов. Простые рассуждения.
Обманчивое Потому (1ч)
Объяснение должно быть верным, правильным. Не знаешь- не говори.
Пересказ краткий и подробный.(1ч)
Отличие краткого пересказа от подробного. Понятие о двух способах «сжатия» пересказа. ( путём объединения предметов, признаков, замены нескольких слов одним или путём исключения подробностей, повторов). Практические занятия.
Раздел 3. ЭТИКА ОТНОШЕНИЙ В КОЛЛЕКТИВЕ (10 ч)
Коллектив начинается с меня. (1ч)
Как жить в коллективе, будучи очень разными? Что считать хорошим в коллективе, что плохим? Рассматривание сходных позиций к другим людям, друг к другу. Качества, которыми надо обладать, чтобы считаться твоим другом; заслужить твое уважение; вызвать симпатию.
Над чем смеётесь?(1ч)
Шутка не должна обижать человека. Умение представить себя на месте другого. Ролевые игры. Просмотр мультфильмов.
Подарок коллективу (1ч)
Занятие проводится по традиционной методике.
Секретные советы девочкам и мальчикам. (2ч)
Как воспитать мужественность мальчиков и женственность девочек. Вопросник отдельно для мальчиков и девочек, заполнение секретных карточек. При обсуждении заполняется общий «свиток».
Посмотри на себя со стороны.(1ч)
Умение объективно оценивать свой внешний вид и поступки. Описание (анонимно) своих положительных и отрицательных качеств. Задание на будущее и цель, как достичь намеченное.
Вот и стали добрей и умней. (2ч)
Путешествие по лабиринту мудрых откровений, которые помогли нам лучше понять себя, других, стать строже к себе и добрее, снисходительнее к другим, помогли стать умней и добрей.
Школе посвящается. (2ч)
Заключительный праздник со всеми элементами этической направленности.
4 класс
Раздел 1. Я СРЕДИ ЛЮДЕЙ ( 8 часа)
Оглянись внимательно вокруг (1ч)
Качества людей: гордость, скромность, достоинство. Вывод: в проявлениях человека, его поведении проступают нравственные качества характера, то есть различные формы поведения, поступки характеризуют человека как личность.
Посещение кинотеатра с последующим обсуждением поступков героев.
Умение быть самим собой (1ч)
Совесть воспитать трудно. А обманывать легко?
«Встречают по одёжке, а провожают по уму» (1ч)
Искусство одеваться. Этикетные требования к внешнему виду. Соответствие одежды и ситуации. Соответствие одежды характеру человека. Дресс-код. Мода.
Практические занятия.
Что достойно гражданина (1ч)
Понятия гражданин, гражданственность, гражданская активность. Определение своей роли в жизни школы, класса, в любом действовании во имя блага или радости других – шаг гражданина.
О тех, кто сердце отдал людям (1ч)
Разговор о воевавших и отстоявших нашу Родину от бед и невзгод.
Скучен день до вечера, коли делать нечего (1ч)
От безделья приходят на ум дурные занятия. Необходимость дополнительного образования (кружки, секции и т.д.). Совместный труд. Труд физический и умственный. Практические занятия в группах.
«Ну-ка, зеркальце, скажи, да всю правду доложи…» (1ч)
Традиционный обмен мнениями друг о друге. Тактичность, доброжелательность..
За столом (1ч)
Сервировка праздничного стола, умение вести себя за столом. Организация стола общими усилиями. Закрепление навыков этикета. Практические занятия.
Раздел 2. РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ ( 12часов)
Когда ты слово молвить хочешь… (1ч)
Умение разговаривать – искусство весьма не простое. Каждый человек несет ответственность за произнесенное слово. Бестактное слово больно ранит, угроза мирным отношениям, начало взаимных обид и ссор.
Искусство спора и диалога (1ч)
Основные правила для участников диалога. Мини-диалоги: в магазине, в транспорте, театре, по телефону. Что надо делать, чтобы тебя хотели слушать. Развитие невербальных средств общения. Обучение конструктивным решениям конфликтов.
Умей говорить «нет» (1ч)
Необходимость умения отказывать. Вежливый отказ. Объяснение отказа.
Описание(1ч)
Отличительные признаки описания. Деловое и художественное описание.
Рассуждение.(1ч)
Отличие рассуждения от описания. Вывод в рассуждении. Понятие «цитата», её назначение в рассуждении. Одно или несколько объяснений- доказательств.
Правило сравнения.(1ч)
Сравнение по одинаковым признакам: цвет, форма, размер. Сравнительная характеристика. Роль сравнительной характеристики в художественном произведении.
Изобразительно-выразительные средства языка. (1ч)
Для чего нужны изобразительно-выразительные средства языка. Сопоставление текстов с эпитетами, метафорами, сравнениями, олицетворениями и без них. Чтение и анализ стихотворений о природе. Экскурсия в природу. Наблюдения.
Композиция невыдуманного рассказа. (1ч)
Что такое невыдуманный рассказ? Составление своих невыдуманных рассказов. Характерное начало и концовка этих рассказов.
Напиши мне письмо.(1ч)
Структура письма. Письмо родным и близким и письмо в газету, их различие. Практическая работа.
Письменные поздравления.(1ч)
С чем поздравлять? Обращения и пожелания. Доброта и искренность в поздравлениях. Благодарность в поздравлениях.Практическая работа.
Письменные объявления.(1ч)
Различные виды объявлений: оповещение, приглашение, предостережение, запрет .Практическая работа.
Личный дневник (1ч)
Личный дневник – один из видов текста. Оформление личного дневника. Конфиденциальность. Раздел 3. ДОБРОТА (6 часов)
«Думай хорошо, и мысли созреют в добрые поступки»(1ч)
Разные жизненные ситуации. Умение защитить свое человеческое достоинство. Противостояние злу, несправедливости,
Родительский дом- начало начал (1ч)
Ролевые игры. Повседневные обязанности – это капли, из которых сливается море счастливой семьи.
Отчего грустнеют мамины глаза? (1ч)
Как сократить минуты грусти. Разыгрывание ситуаций. Анкета «Насколько вы знаете своих мам».
Умей быть щедрым (1ч)
Установление разницы между «быть щедрым» и «быть добрым». Любовь и забота о других – вот основа человеческой щедрости. Ролевые игры.
Ты в ответе за тех, кого приручил (2ч)
Человек и животные. «Самый сильный на свете». «Собака бывает кусачей только от жизни собачей». Забота о братьях наших меньших.
Раздел 4. ЭТИКА ОТНОШЕНИЙ В КОЛЛЕКТИВЕ.(7 часов)
Расскажи мне обо мне (1ч)
Проведение по сложившейся традиции
Присмотритесь друг к другу.
На базе сказки об охотнике прийти к выводу. Что вместе, в коллективе, где один за всех и все за одного – надежно, радостно, легко.
Подарок коллективу (2ч)
Коллективная деятельность, в которой проявляется, как сложились отношения детей, подведение итогов навыков этического поведения.
Я, ты, мы.
Стремление к тому, чтобы товарищество, солидарность, единство, общность интересов, общие дела легли в основу отношений в детском коллективе.
«Мальчик с девочкой дружил, мальчик дружбой дорожил» (1ч)
О нормах этического отношения мальчиков и девочек. Дразнилки.
Не хуже других (1ч)
Ролевые игры. Работа с изречениями. Принцип: покупаю, добываю. Костьми ложусь, а захватываю только для того, чтобы выглядеть «не хуже людей», – очень опасный принцип.
Скажи себе сам (1ч)
Написание пяти нравственных качеств, важных для человека. Напротив каждого – собственная оценка себя. Ролевые игры.
Храни достоинство свое повсюду, человек! (1ч)
Разговор за круглым столом. Обмен мнениями, суждениями, знаниями в поисках общего решения проблемы. Достойный человек не тот, у кого нет недостатков. А тот, у кого есть достоинство.
3. Тематическое планирование.
«Культура общения» (33 часа)
1 класс
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Азбука общения" для 5 класса
Программа внеурочной деятельности «Азбука общения» направлена на формирование и развитие коммуникативной компетентности обучающихся 5 класса, воспитание личности подростков посредством межличностного ...
рабочая программа курса внеурочной деятельности "Культура общения"
рабочая программа курса внеурочной деятельности "Культура общения"...
Календарно - тематическое планирование курса внеурочной деятельности "Культура общения"
Календарно - тематическое планирование курса внеурочной деятельности "Культура общения"...
Рабочая программа.Внеурочная деятельность.Культура общения.
Рабочая программа.Внеурочная деятельность.Культура общения....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Культура общения" 5 класс.
Внеурочная деятельность....
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Культура общения»
Речевая культура - один из компонентов общей культуры человека. Как и другие слагаемые культуры, она прививается, воспитывается и требует постоянного совершенствования.Культура речи - особый раздел на...
Программа по внеурочной деятельности «Культура делового общения»
Культура человека определяется многими составляющими. В том числе ее характеризует его внешнее поведение, общение с окружающими, манеры, речь, стиль поведения в различных ситуациях и в каждом конкретн...