Классный час «Золотое правило нравственности»
классный час (10 класс)
Этот классный час дает понятие о нравственных качествах личности, о доброте. Учит детей выражать свою точку зрения и уметь выслушивать мнения других. Способствует процессу самовоспитания, саморазвития среди учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zolotoe_pravilo_nravstvennosti.docx | 68.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час на тему:
«ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО НРАВСТВЕННОСТИ».
Цель:
создание условий для формирования среди учащихся представлений о ценностях, существующих в среде окружающих их людей
Задачи:
- Дать понятие о нравственных качествах личности, о доброте
- Учить детей выражать свою точку зрения и уметь выслушивать мнения других
3. Развивать адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей
4. Способствовать процессу самовоспитания, саморазвития среди учащихся
Ход классного часа
«Мальчик, выросший у кормилицы в деревне, вернулся в город и очень удивился, увидев зеркало.
Сперва мальчик в зеркале ему понравился; потом по ребяческой привычке захотел он обидеть того, кто нравится, и скорчил ему рожу, а зеркало – тоже. Мальчик, разобидевшись, грозит ему кулаком, а зеркало грозится в ответ.
Наш кривляка, озлясь, бросается с криком поколотить этого нахала и ушибает руки. Гнев его растёт. В отчаянии и ярости он мечется перед зеркалом, плача, крича и колотя по стеклу.
Приходит мать, утешает его, ласкает, унимает слёзы и нежно говорит: «Не ты ли первый стал корчить рожи этому негоднику, который тебя огорчил?»
– Я.
– А теперь посмотри: ты улыбнулся – и он улыбнулся, ты к нему тянешь руки – и он тоже, ты не сердишься – и он не дуется: вот так-то люди друг с другом живут – и добро и зло возвращается к нам же».
(По книге «Классическая басня».)
-Как вы прокомментируете слова матери в этой басне?
-Да, ко всем нужно относиться так, как ты бы хотел, чтобы к тебе люди относились.
- Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на классном часе?
-Мы будем говорить о правилах поведения.
Темой нашего классного часа будут поступки, которые входят в понятие «золотое правило нравственности».
А что такое нравственность?
-В толковом словаре Ожегова: Нравственность – это качества личности, которые определяют поведение человека.
Какие качества человека вы знаете? Качества положительные и отрицательные. Распределите карточки с качествами личности на эти две группы.
Положительные: доброта, трудолюбие, храбрость, правдивость, ответственность отзывчивость, заботливость, верность, дружелюбие, вежливость, бережливость, скромность, сострадание, чуткость, щедрость.
Отрицательные: лень, враждебность, грубость, безответственность, эгоизм, жадность, невежество, лживость.
- Подумайте, посмотрите на себя со стороны: какие качества в вашем характере преобладают, каким человеком вы бы себя назвали высоконравственным или безнравственным. Иногда хорошие и плохие качества борются в нашей душе, а какие победят – решаешь сам ты.
-Какое же правило нравственности назвали золотым? Как и когда появилось это правило?
Мудрецы, жившие в разные времена, в разных землях, искали его на протяжении веков.
Так, 2500 лет назад в Гималаях жил человек, которого звали Будда – «просветлённый». Узнавая мир, он познал, как много горя и зла среди людей. Будда хотел научить людей быть счастливыми. Он считал, что к счастью надо идти по дороге добрых мыслей, добрых дел и добрых слов. Он говорил: «не делай другим того, что сам считаешь злом».
Примерно в то же время в Китае жил великий философ Конфуций, который тоже хотел научить людей правильно жить, не совершать ошибок, не делать зла. Он считал, что «только добро ведёт к счастью».
В Индии существует вера в то, что когда-то давным-давно там родился первый человек Ману – прародитель людей. Был он очень мудр и, чтобы научить людей жить по правде, написал книгу «Законы Ману». Смысл его законов «не делай другим того, что причинило бы боль тебе».
А в начале нашей эры из уст проповедовавшего Иисуса Христа прозвучало: «И так во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».
-Чему учат эти правила? (Быть добрым. Думать о других)
-Вот так разные люди в разное время говорили об одних и тех же важных для человека правилах, которые мы можем объединить в одно. Это правило названо золотым правилом нравственности .Оно вошло в жизнь людей и живёт уже тысячи лет. В этом кроссворде сформулировано это правило одним словом. Давайте разгадаем кроссворд.
1.Она может быть настоящей и мнимой? (дружба)
2. Готовность помочь, отозваться на чужие нужды? (отзывчивость)
3. Это чувство необходимо каждому человеку? (любовь)
4. Между друзьями должно быть взаимное …….? (доверие)
5.Столкновение противоположных интересов? (конфликт)
6. Доброе, отзывчивое отношение к человеку? (теплота)
7. Заботливое отношение к людям? (внимание)
-Добрый человек – это какой человек?
Добрый человек – это человек, который хочет, чтобы другим было хорошо, чтоб другие были счастливы. Он всегда готов бескорыстно оказать помощь другому, умеет сострадать, сочувствовать.
Восстанови пословицы:
- Добрые дела, …(дороже денег)
- Добро не лихо - … (бродит тихо)
- Доброе дело … (два века живёт)
- Изменить мир не так уж сложно, … (начни с себя)
- Доброе слово лучше … (мягкого пирога)
- Доброму человеку и … (чужая болезнь к сердцу)
-А сейчас, ребята, послушайте ещё одну притчу. Возможно, она поможет вам понять, как сделать мир немножечко добрее.
Притча.
Маленький мальчик решил изменить мир. Но мир такой большой, а он такой маленький. Тогда он решил изменить свой город. Но город такой большой, а мальчик такой маленький. Тогда он решил изменить свою семью. Но семья у него такая большая, одних детей пятеро. Тогда мальчик добрался до того единственного, что он в силах изменить будучи таким маленьким, …… -самого себя.
- О чём эта притча? Какой вывод вы сделали для себя? Какая пословица подходит?
(Если что – то хочешь изменить, нужно начинать с себя).
Прослушайте рассказ «Осколки доброты» неизвестного автора, который тоже подходит к этой пословице.
Один:
- Семья проводила выходной день на пляже. Дети купались в море и строили замки на песке.
Другой:
- Вдруг вдалеке показалась маленькая старушка. Ее седые волосы развевались на ветру, одежда была грязной и оборванной. Она что-то бормотала про себя, подбирая с песка какие-то предметы и перекладывая их в сумку.
Один:
- Родители подозвали детей и велели им держаться подальше от старушки. Когда она проходила мимо, то и дело, нагибаясь, чтобы что-то поднять, она улыбнулась семье, но никто не ответил ей на приветствие.
Другой:
- Много недель спустя они узнали, что маленькая старушка всю жизнь посвятила тому, чтобы подбирать с пляжа осколки стекла, которыми дети могли порезать себе ноги.
-Какое у вас ощущение, что вы чувствуете после прочтения рассказа?
-Как вы думаете, почему старушка посвятила всю свою жизнь этому занятию?
-Как вы думаете, если бы люди узнали, чем на самом деле занималась старушка, что бы они сделали? Были ли в вашей жизни случаи, когда вам сначала не нравился какой-либо человек, потому что он был не похож на других, а позже вы узнавали что-то хорошее об этом человеке?
-Что произошло бы с миром, если бы в нем не стало доброты?
-Перечислите всех, чья доброта помогает расти вам.
-А сейчас я предлагаю вам проверить себя: добрый ли вы человек.
Сценка:
А что это у тебя в руке?
- Счастье...
- А почему такое маленькое?
- Оно только моё. Зато, какое лучистое и красивое...
- Да, восхитительно!
- Хочешь кусочек?
- Наверное...
- Давай ладошку, я поделюсь с тобой.
- Ой, оно такое тёплое!
- Нравится?
- Очень... Спасибо! Знаешь, мне намного лучше, когда счастье в руке...
- Так всегда бывает.
- А если я с кем-то поделюсь?
- Тогда у тебя прибавится своего!
- Почему?
- Не знаю. Только потом оно станет ещё более тёплым.
- А руки об него обжечь можно?
- Руки обжигает боль... Счастье не может обжечь...
Поделись своим кусочком счастья со всеми, кому ты его желаешь!
ДЕЛЮСЬ!!!(раздают всем бумажные сердечки)
-У каждого теперь имеется сердечко, почему сердечко? Потому что наша доброта исходит от нашего сердца. Доброта – это золотое правило нравственности. А вы на своих сердечках напишите, какими еще качествами может обладать высоконравственный человек, что всегда сопутствует доброте. Из ваших сердечек мы выложим огромное самое доброе сердце.
-Ребята, помните: жизнь дана на добрые дела.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Золотое правило нравственности
Золотое правило нравственности.Конспект урока по курсу Основы светской этики. 5 класс....
"Золотое правило нравственности"
В этом году я веду еще один предмет - "Основы Светской Этики". Есть уроки. разаработка и ведение которых мне особенно нравятся и некоторыми из них я хочу поделиться с вами....
"Золотое правило нравственности"
Классный час «Золотое правило нравственности».Тема: Золотое правило нравственности.Цель: дать понятие о «золотом правиле нравственности», активизировать познавательную деятельность учащихся через вклю...
Конспект открытого урока на тему "Золотое правило нравственности" (модуль "Основы светской этики") 4 класс
В конспекте урока обозначены цель и задачи, указаны тип урока, его вид, приемы и методы, используемые технологии, виды деятельности, планируемые результаты, оборудование урока; представлен...
Классный час "Золотое правило нравственности"
Классный час "Золотое правило нравственности"...
Презентация к классному часу "Золотое правило нравственности"
Презентация к классному часу "Золотое правило нравственности"...