Родительское собрание "Молодежные субкультуры"
план-конспект занятия (8 класс)
Сценарий родительского собрания по теме "Молодежные субкультуры".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rod._sobranie_subkultury.doc | 46.5 КБ |
Предварительный просмотр:
I. Вступительное слово классного руководителя
Предложенная сегодня тема родительского собрания подсказана вашими детьми. Многие из них считают, что родители ничего не понимают в современной моде, культуре. Что большинство взрослых думают о подростках, которые ходят, повязав голову банданой, нацепляют на себя множество бисерно-кожаных фенечек, заплетают волосы в дрэды? Да, подростки не перестают ошеломлять нас внешним видом, манерами, сленгом. Татуировки, немыслимые штаны и невозможные прически, серьги в ухе, носу и... в общем, везде!
Естественно, рассмотреть все проблемы современной молодежной субкультуры мы не сможем, а остановимся только на характеристиках некоторых неформальных группировок и течений. Молодежь как социальная общность достаточно однородна, имеет сходные позиции и настроения, общие символы, вкусы, ценности, которые, как правило, проявляются в сфере досуга и не затрагивают трудовых и семейных отношений. Это своеобразная культурная автономия, которая формирует внутренний мир личности.
II. Педагогическое просвещение
Носителями молодежной субкультуры являются неформальные объединения, в которых и заложен весь потенциал. Они различаются по характеру социальной нравственности, типу групповых ценностей, особенностями проведения досуга.
Неформалы - это те, кто выбивается из формализованных структур нашей жизни, не вписывается в привычные правила ведения, стремится жить в соответствии со своими собственными интересами.
Особенностью неформального объединения является добровольность вступления в них и устойчивый интерес к определенной цели, идее. Вторая особенность этих групп – соперничество, в основе которого лежит потребность самоутверждения.
Молодежь наша талантлива и изобретательна. А если ничего нового придумать не в силах, заимствует у зарубежных сверстников. Самое же удивительное, что эти чужеродные новшества прекрасно укореняются на безграничных российских просторах и обретают свою самостоятельную жизнь, естественно, с учетом национальных особенностей. Хиппи – «цветы жизни», панки – «падаль», «отбросы», уайтсмоки, роллеры, паркеры…Перечень можно продолжать еще и еще.
каковы же увлечения неформальных молодежных организаций? Они самые разнообразные.
III. Круглый стол
Отношения внутри группы, символика, традиции - все это дает нам ключ к системе ценностей представителей разных субкультур. А разве это не первый шаг к пониманию их, таких не похожих на нас?
Как показывает практика, большую сложность для родителей представляет поиск аргументов для обоснования своей позиции по вопросам молодежной моды в общении с детьми. Запреты бесполезны, чтение нотаций никому не интересно и не достигает цели. Поэтому к ответам на вопросы мы постараемся прийти совместными усилиями. Попробуем вместе найти ответы на вопросы, которые наиболее часто задают родители подростков.
Вопрос 1. Мой сын собирается обрить голову, постоянно носит черную одежду - рубашки, перчатки без пальцев. Как объяснить ему, что это некрасиво? У меня это пока не получается.
Ответ. Чтобы ответить на этот вопрос, нужно попросить сына честно сказать, какую ассоциацию вызывает у окружающих молодой человек, обритый наголо - либо уголовника, либо потенциального преступника, либо солдата. А если точно известно, что он не относится к этим группам, тогда про него могут подумать, будто он из группировки бритоголовых, которых общество не без оснований считает неофашистами и для которых насилие является основным видом деятельности и нормой поведения.
Кстати, бритая голова с давних времен была признаком профессионального воина, так как длинные волосы - опасная помеха в рукопашном бою. Поэтому неудивительно, что она до сих пор воспринимается как признак потенциальной агрессии.
Вопрос 2. Мой ребенок доказывает мне, что поскольку он хорошо учится и никому не причиняет вреда, то имеет право на атрибуты, например, он хочет проколоть бровь и вдеть кольцо. Мне, я думаю, будет стыдно за его модные «изыски». Но ничего убедительного я придумать не могу, он меня «забивает». Подскажите выход.
Ответ. Можно попробовать вместе с ним представить себе следующую картину. На уроке литературы идет изучение творчества какого-нибудь известного поэта -Лермонтова, Ахматовой. Внезапно в класс входит ученик, перетянувший голову банданой вызывающей расцветки, одетый в черную куртку с шипами. Какой будет реакция учителя на такого ученика? Сможет ли учитель после это легко и непринужденно дальше вести урок? Едва ли, поскольку своим костюмом, несущим мрачную и агрессивную энергетику, ученик частично или полностью разрушит сложившуюся поэтическую атмосферу. Поэтому фраза «Я ничего плохого не делаю» не работает.
И еще: психологам моды давно известно, что не только характер человека влияет на выбор гардероба, но и гардероб может повлиять на характер. Если человек одет в деловой костюм или военную форму, у него невольно возникает соответствующий настрой - серьезный, деловой, эмоционально сдержанный. В таком состоянии легко думать о сложных вещах, заниматься серьезной работой, учиться. И напротив, надевая просторную, болтающуюся одежду, тот же человек будет чувствовать себя расслабленным, дезорганизованным, возникнет желание подурачиться, поиграть.
Вопрос 3. Мой ребенок - неплохой парень. Он хорошо относится к нам, родителям. В то же время принадлежит к одной из молодежных группировок города. Там определенные правила, в том числе и в отношении одежды и различных символов. Вижу, он в мучительном поиске - как их выполнить и в то же время сохранить отношения с нами. Как ему помочь?
Ответ. Для членов молодежных группировок носить «нормальную» одежду, не выделяться - предательство по отношению к группировке. Но что же тогда - не подчиняться школьным нормам? Обсудите с подростком этот вопрос на примере любимого учителя, которого за ум, интересные уроки, педагогический талант любят даже злостные нарушители дисциплины. Но ведь он таким не родился, а сам себя «сделал» путем самоограничения и сдерживания некоторых желаний. Таким образом, подчинение школьным нормам есть проявление не слабости, а ума, силы воли, ответственности.
Что касается друзей, то возникает вопрос: почему они могу воспринять как предательство отказ товарища от использования спорных атрибутов в школе, если благодаря этому он избегает лишних неприятностей. Может быть, им это безразлично. Тогда следует задуматься: а нужны ли такие друзья? Кто знает: если друзья сегодня толкают тебя на конфликт с учителем, не дадут ли они тебе завтра сигарету или шприц с наркотиком со словами: «Попробуй, или ты нам недруг!».
Вопрос 4. Возможен ли в ношении атрибутики какой-то компромисс между школьниками и принятой в молодежной среде символикой?
Ответ. Можно дать несколько советов. В большинстве школ современные порядки более демократичны, чем в прежние времена, поэтому можно воспользоваться этим и носить неброские атрибуты своей субкультуры, которые не слишком отвлекают внимание окружающих. Из набора всех атрибутов можно выбрать те, что легко убираются и легко надеваются около дверей школы (банданы, браслеты, цепи, украшения). Если какой-то спорный атрибут невозможно легко убрать или замаскировать, например, бритую голову, необходимо сгладить производимое неприятное впечатление традиционной одеждой, спокойным, доброжелательным поведением. И, конечно, необходимо помнить, что любая одежда должна элементарно идти конкретному человеку, быть чистой, опрятной.
Вопрос 5. «Еще месяц назад ребенок сидел у меня на руках, у нас не было секретов! А вчера она кричала нам с отцом, что нас ненавидит!» С самого раннего детства девочка была молчаливой, застенчивой, одинокой, всюду оставалась на десятых ролях, с трудом сходилась со сверстниками... Много сидела дома и очень медленно взрослела... Некоторое время назад мать заметила, что дочь как будто немного ожила - у нее заблестели глаза, она стала веселее, активнее. Музыку девочка слушала и раньше, но теперь она увлеклась какой-то особенной группой. Наушники перестала снимать вообще, засыпает с плеером. Более того, написала в газету, дала свой адрес, и «фаны» этой группы буквально засыпали ее письмами...
Так у нее появились друзья, с которыми она ведет самую активную переписку. Собственно, конфликт с родителями разгорелся после категорического отказа отпустить дочь сначала на «тусовку», а затем и на концерт. «Она точно помешалась, обвесила всю комнату фотографиями! А я ей прямо сказала: «Неужели ты не видишь, какие они козлы! Да они просто деньги на таких, как ты, делают, а ты фанатеешь!» ...Вот тут-то она и отрезала: «Ненавижу вас с отцом! Вы мне никто!» Мы просто не знаем, что делать! Одну ее не оставляем, в школу по очереди провожаем и встречаем, глаз с нее не спускаем. Сколько это протянется!? Я и работать уже не могу - все время на нервах, все время слезы! А она в своей комнате закрывается - и без конца слушает эту жуткую музыку... С нами не разговаривает; мы стали совсем чужими...»
Ответ. Безоглядное обожание «звезд» различного калибра, особенно «звезд» музыкальных - дело обычное. По всему миру фаны оставляют род братства; они объединяются в клубы, носят цвета своих кумиров, стригутся и одеваются так, чтобы на них походить во всем. Страсть эта питается и взаимной индукцией; обожают фаны своих героев обыкновенно толпой. Обожание - это нелегкая работа, она целиком занимает и помыслы, и время, становится образом жизни. Безудержность, контрастность эмоций, свойственные подросткам, внушаемость, импульсивность и недостаточность личностного контроля создают основу для развития у них увлечений и переживаний «сверхценного» характера. Охваченность, поглощенность такими переживаниями лишают самого подростка способности сколько-нибудь критически относиться к объекту увлечения, заставляют его яростно защищаться от чьих бы то ни было попыток свергнуть кумира или хотя бы поставить его на реальное место. В жертву своей страсти подросток готов принести все, и дружбу с родителями в том числе. Наклонность к сверхценным образованиям в психике свойственна, впрочем, не только подросткам; инфантильная личность, к примеру, до старости безоглядно предается своим увлечениям, совершенно не считаясь при этом с чувствами и переживаниями других, даже самых близких людей. Однако, как правило, вместе с общей психической и психологической стабилизацией подросток приобретает и способность к более взвешенному подходу к жизни. Кумиров теснят живые люди, человеческие отношения становятся самоценными, появляются профессиональные интересы, создаются обоюдные привязанности - подросток становится взрослым. Но все это в будущем. Теперь же наши дети поклоняются чуждым нам богам, погружаются в транс под звуки неведомых нам ритмов, обожают кумиров совершенно дикого, на наш взгляд, облика; они изъясняются на непонятном нам языке и отгораживаются от нас наушниками. При этом они не перестают оставаться нашими детьми. И, чтобы не стать им чужими, приходится принимать существующее положение вещей. Конечно, в полной мере проникнуться владеющим ими чувством и полюбить, к примеру, музыку в стиле «техно» действительно трудно. Но всякое чувство требует уважения. И потому необходимо воздерживаться от грубостей в адрес кумиров - ведь любовь не выбирают; а страсть к доводам рассудка глуха...
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОЕКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО УРОКА В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС. «Моя идеальная субкультура. Создание своей собственной субкультуры»
В материале указаны УУД, формирующиеся на каждом этапе урока...
Родительское собрание «Молодежные субкультуры: бороться или принять?»
Цель выступления: формирование толерантного отношения к подростковой субкультуре, профилактика нарушений в поведении подростка.Задачи:• просвещение родителей по вопросам возрастной психологии (психоло...
Субкультуры. Понятие, история возникновения, особенности молодёжных субкультур.
В современной школьной и студенческой действительности педагогам часто приходится сталкиваться с необычными, на их взгляд, учащимися. Они непонятно выражаются, странно выглядят внешне: бритые на лысо,...
Презентация к родительскому собранию "АУЕ или новая опасная молодежная субкультура"
Презентация к родительскому собранию "АУЕ или новая опасная молодежная субкультура"...
Родительское собрание "Молодежные субкультуры"
Презентация содержит информационный и наглядный материал....
Родительское собрание "Молодежные субкультуры"
Презентация №2 содержит наглядный и информационный материал....
Презентация к родительскому собранию (субкультура)
Цель такого собрания-познакомить родителей с опасными молодежными сообществами...