Родительское собрание «Молодежные субкультуры: бороться или принять?»
учебно-методическое пособие по теме
Цель выступления: формирование толерантного отношения к подростковой субкультуре, профилактика нарушений в поведении подростка.
Задачи:
• просвещение родителей по вопросам возрастной психологии (психологии подростка);
• расширение знаний родителей о понятии «субкультура» и ее значении для подростка;
• формирование грамотного отношения родителей к подростковой субкультуре;
• выработка способов противодействия негативному влиянию субкультуры на развитие личности подростка;
• профилактика эмоциональных и коммуникативных нарушений подростков.
Соцпедагог показала презентацию на данную тему.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskoe_sobranie1_molodezhnye_subkultury_borotsya_ili_prinyat.docx | 654 КБ |
Предварительный просмотр:
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ
Автор:
Агаджанян А.Г. – социальный педагог
Сусь М.Г. _ Зам. по ВР
МБОУ СОШ №62
Краснодар 2013
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ
(слайд 1)
Цель: формирование толерантного отношения к подростковой субкультуре, профилактика нарушений в поведении подростка.
Задачи:
• просвещение родителей по вопросам возрастной психологии (психологии подростка);
• расширение знаний родителей о понятии «субкультура» и ее значении для подростка;
• формирование грамотного отношения родителей к подростковой субкультуре;
• выработка способов противодействия негативному влиянию субкультуры на развитие личности подростка;
• профилактика эмоциональных и коммуникативных нарушений подростков.
Оборудование: мультимедийная презентация .
Ведущий (это может быть заместитель директора по воспитательной работе, социальный педагог, педагог-психолог или классный руководитель):
(слайд 2)
Подросток переживает кризисное состояние и проверяет на прочность царящие в мире ценности. По-прежнему для подростков, как и во все времена, важны вопросы: «кто я?» (попытка определить свою социальную сущность) и «какой я?» (поиск психологической сущности). В подростковом возрасте человек встает в позицию наблюдателя по отношению к себе, часто видит много противоречивого. Ответ на главные вопросы невозможен без углубленного самоанализа. Еще один важный элемент роста самосознания – принятие себя, удовлетворение собой как личностью. Его можно достичь через самоутверждение, которое бывает социально ценным, социально приемлемым или, наоборот, асоциальным. Подростку необходимо утвердить себя в поведении (через право решать), в эмоциональной жизни (через право выбирать привязанности), в морально-ценностной сфере (через право на собственный взгляд).
Субкультура: для чего она подростку? Общество не однородно. Каждый человек - это особенный микромир со своими увлечениями, проблемами, заботами. Но при этом у многих похожие интересы и запросы. Порой, чтобы их удовлетворить, необходимо объединиться с другими людьми, ведь вместе легче достигнуть цели. Таков социальный механизм образования субкультур - объединений людей по интересам. Они не противоречат ценностям традиционной культуры, а дополняют её. И молодежные субкультуры (которые часто основываются на увлечениях различными жанрами музыки, спортом, литературой) - не исключение. Субкультуры возникают, потому что необходимы: они дают возможность проявить себя, определить свое место в жизни, найти друзей. Молодежные субкультуры очень нужны для социализации личности - это самая главная роль субкультуры в обществе! Становясь готом, панком, металлистом или эмо, молодой человек усваивает определенные нормы поведения, законы общения, социальные роли...
Давайте познакомимся с молодежными субкультурами, которые представлены на сегодняшний день в России.
Начнем с самой известной субкультуры - Рэперы и хип-хоперы (слайд 3)
Всем известные и знакомые люди. Они носят широкую и свободную одежду, большинство увлекается баскетболом, битбоксом и написанием рэпа.
Плюсы: Человек-рэпер не только занимается спортом (что уже есть плюс), он проявляет себя творчески. А проявление таланта всегда приводит к росту личности. Это огромный плюс.
Минусы: Все вроде хорошо, но есть такое подтечение как «Ганста». Вот именно здесь «в моде» агрессивный стиль поведения. Такие люди могут обладать огнестрельным оружием, так как считают, что мир жесток, и лишь они сами могут себя защитить. Они считают себя королями и не признают никого и ничего выше себя.
Второе направление – Готы (слайд 4)
Таких людей узнать не составит никакого труда. Гот обязательно одет в черное и у него мраморно-белая кожа. Смысл жизни готов – это сама готика – как угол восприятия жизни, а вовсе не культ смерти. Готика – явление эстетическое, а мрачные образы - не более чем эпатаж. Глупо искать смысл жизни в смерти – его там нет. Смерть - это напоминание, повод стремиться к жизни.
Плюсы: Как правило, готы, это люди ищущие вдохновения, а значит творческие люди. И их увлечение данной субкультурой ничто иное, как просто способ насытиться энергией.
Минусы: Здесь так же есть опасные подтечения. Существуют сатанисты. Их идеология – идеология эпатажа и бунт против церковно-традиционалистской системы. Именно люди из такой субкультуры могут пойти на осквернение церковных предметов, жертвоприношение и прочие действия, основанные на поклонение сатане.
Следующее направление – Скинхэды (слайд 5)
Это неофашистские молодежные группировки закрытого типа. Проповедуют культ сильной личности, расизм, шовинизм, культ черной магии, систематически занимаются физической подготовкой. Не скрывают своих взглядов. Приветствием является вытянутая вперед рука. Часто во главе такой молодежной группировки стоит взрослый человек с профашистскими взглядами.
Плюсы: Конечно, основным плюсом это не назовешь, но идея скинхедов - Только сильные могут жить. Следовательно, нужно быть сильным, и не только телом, но и духом. Именно это стремление может быть положительное.
Минусы: Минусов намного больше. Свою идею они принимают слишком буквально. Именно за скинхедами очень часто замечаются приступы беспричинной агрессии по отношению к другим людям. Они совершенно не боятся убить «чужого», и даже в некоторой степени стремятся к этому.
Следующее течение - ролевики (слайд 6)
Эти люди, которые любят играть по сценарию. Они могут поставить свою любимую книжку как спектакль и жить так долгое время. По сути все тоже самое, как при съемках фильма, только без камер.
Плюсы: Только развитые люди в интеллектуальном плане становятся ролевиками. Они обязательно образованы, начитаны, и весьма интеллигенты и миролюбивы.
Минусы: Есть опасность «заиграться» по тому или иному сценарию и уже не выйти из роли. При таких ситуациях человек просто выбивается из общества.
Металлисты, рокеры (слайд 7)
Их внешней вид вызывающе агрессивный: черная одежда с большим количеством металла, изображением черепов, крови, надписью "сатана" на английском языке. Хотя одежда чистая, опрятная. Классические металлисты носят узкие черные джинсы, заправленные в высокие ботинки или «козаки», кожаные куртки с косой молнией - "косухи", "косовороты", серьги в левом ухе, перстни с изображением черепов или других черных магических символов (пентаграмма, скелет и т. д.) Но их внешняя агрессивность и мрачность чаще всего являются средством эпатажа окружающих людей. Те, которым за 25 лет, занимаются серьезной работой, как правило, миролюбивы, хотя иногда могут похулиганить вместе с теми, кто моложе.
Плюсы: Как правило, люди весьма интересные и не замкнутые в своем мирке. Для них это лишь всего время свободного препровождения.
Минусы: Чрезмерный алкоголь и агрессия на их «железных друзьях» -крутых мотоциклах могут привести к авариям и прочим ситуациям, связанных с алкоголем.
Панки (слайд 8)
Их можно сразу узнать по ирокезу на голове. Часто носят черные кожаные куртки, любят пирсинги. В их стиле всегда присутствует неопрятность и небрежность. Грубый жаргон, близкий к жаргону "зоны". Поведение непристойное. Многие из них употребляют наркотики, спиртные напитки, токсические вещества.
Плюсы: их со стороны не видно.
Минусы: Там, где появляются панки, - драки, грабежи, насилие с целью надругательства над личностью.
И последняя наиболее популярная субкультура – Эмо (слайд 9)
Традиционной причёской эмо считается косая, рваная чёлка до кончика носа, закрывающая один глаз, а сзади короткие волосы, торчащие в разные стороны. Предпочтение отдаётся жёстким прямым чёрным волосам. У девушек возможны детские, смешные причёски — два маленьких хвостика, яркие заколочки — сердечки по бокам, бантики. Часто эмо-киды прокалывают уши или делают тоннели. Помимо того, на лице эмо-кида может быть пирсинг (например, в губах и левой ноздре, бровях, переносице). Их легко можно узнать по цветах в одежде: розовый и черный.
Плюсы: Если не считать их эмоциональность, то вполне мирный и тихий народ . Не настроены враждебно и ни хотят поработить мир.
Минусы: Стремление к переживанию ярких и чистых эмоций и их выражению — главное правило для эмо-кидов. Их отличает: жажда самовыражения, противостояние несправедливости, особенное, чувствительное мироощущение. Следовательно, все это может привести к нервному срыву и к проблемам в дальнейшей жизни.
(слайд 10)
Задание для родителей «Черное и белое» : определить положительные и отрицательные аспекты нахождения подростка в неформальной группе.
Работа проводится по группам. Родители озвучивают ответы, ведущий обобщает ответы с помощью заготовленного ранее плаката: на нем изображен подросток с крыльями белого и черного цвета, на которых написаны аспекты влияния субкультуры на подростка.
Ведущий: "Что же нам делать? Как общаться с ребенком? А может, лучше запретить ему все это?" - таковы первые вопросы многих родителей, которые узнали, что их ребенок - неформал. "Для начала - успокоиться", - вот главный совет психологов. А затем - запомнить в первую очередь то, чего делать не следует.
Чего не делать ни в коем случае?
Не паниковать и не бояться. Молодежные субкультуры существовали в том или ином виде всегда. Причем не только для того, чтобы взрослых позлить. Неформальные объединения, подчеркнем еще раз, нужны молодежи для общения, самовыражения, развития.
Не запрещать. Запретный плод, как известно, сладок. С неформалами всегда пытались бороться, но результат был нулевым либо обратным. Вспомним 60-е - 80-е годы прошлого века с их гонениями на хиппи, панков, металлистов... Эти субкультуры и по сей день никуда не делись, а их "гонители" и "запретители" давно потеряли авторитет.
Не игнорировать. Это может оказаться еще хуже запретов. Пусть подросток знает, что вы в курсе его увлечений: что-то вас устраивает, что-то - нет. Иначе подросток может подумать, что он вам безразличен, что вы его разлюбили.
Не оскорблять кумиров подростка. В этом возрасте даже фраза "Выключи эту ерунду (какофонию, рычалку)" может вызвать обиду, и как следствие - взрыв агрессии. Да-да, подросток может это воспринять не как ваше желание отдохнуть от грохота музыки, а как неуважение к себе, как желание оскорбить и задеть. Лучше сначала поинтересоваться, что это за группа, и лишь потом сказать, что вы устали, и попросить сделать звук потише.
Не обвинять во всех смертных грехах. Высказывания из серии "Все неформалы - преступники и алкоголики" не только обидны, но еще и неверны. Пагубные привычки и преступления не зависят от любимой музыки и внешнего вида.
Не преуменьшать важности подросткового увлечения: мол, это у тебя скоро пройдет, перерастешь, перебесишься. Даже если это верно, подросток все равно вам не поверит и будет настаивать, что "это - навсегда". Кстати, некоторые подростковые хобби и увлечения в будущем могут перерасти в профессию. Ведь кто знает, может быть, именно ваш ребенок станет в будущем пиар-агентом музыкальной группы или тренером спортивной команды. Даже если и нет, многие и во взрослом состоянии не бросают юношеские увлечения: слушают любимую музыку, болеют за любимую команду.
Приняв эти несложные правила, вы сможете предотвратить многие конфликты. "Всё вышеперечисленное делать нельзя. А что же можно?" - поинтересуетесь вы.
Можно и нужно
Собирать информацию. Узнайте о субкультуре, к которой примкнул подросток, что-то новое. И поделитесь этой информацией с ним. А лучше - займитесь совместным веб-серфингом: поищите нужную информацию в Интернете вдвоем. Это сблизит вас, а заодно и развеет многие накопившиеся страхи. Если вас все еще бросает в дрожь, посмотрите юмористический сериал "Папины дочки". Там есть спортсменка-футболистка, модница и даже готка! Они разные, со сложными характерами, но они - вместе и при этом прекрасно дополняют друг друга.
Обсуждать все свои опасения и сомнения с подростком. Используйте при этом "Я-сообщения". Например: "Я беспокоюсь, что..." или "Меня волнует...", а не "Ты плохо себя ведешь", "Ты не прав". Не бойтесь спросить у подростка, если чего-то не знаете или не поняли из его объяснений. В таком разговоре важно не только умение аккуратно задавать вопросы, но и умение слушать, не перебивая.
Быть внимательным и чутким. Важно помнить, что подростку бывает не менее страшно, больно или обидно, чем малышу. А ваше внимание, понимание и любовь в это сложное время жизни нужны ему даже больше, чем когда он был маленьким.
Использовать увлечение подростка ему во благо. Он увлекается экстремальными видами спорта? Замечательно! Это повод поговорить о здоровом образе жизни. И теперь подобный разговор скорее всего не будет воспринят как нудные нотации и пустое сотрясание воздуха. Любит рок, особенно англоязычный? Тоже отлично! Практически любой подросток с удовольствием переведет и выучит текст песни, чтобы затем подпевать на концерте любимой группе. Приятное с полезным: и развлечется, и английский подтянет.
Выбрать вместе с подростком атрибутику с символикой и названием его любимой группы (или спортивной команды) - это будет актом признания его права на самоопределение и самовыражение. А придя домой, попросите его рассказать вам о любимых музыкантах или спортсменах. Подросток оценит ваше внимание, а вы наконец-то узнаете, почему "Ария" рулит!", а ""Зенит" - чемпион!".
Рассказать о том, чем сами увлекались в молодости: этим вы покажете, что понимаете его страсть к музыке или спорту. Даже если подросток и назовет все это "нафталином", он поймет, что у вас с ним больше общего, чем различий.
Любите их такими, какие они есть (слайд 11)
И в заключение - одна история, рассказанная психологом Еленой Большаковой:
Городской парк. На скамейке под деревом сидит грустная девочка-подросток лет четырнадцати-пятнадцати. На ней одежда розово-черных тонов, а на лоб спадает длинная косая челка. Она очень похожа на красивую дорогую куклу, вот только у кукол не бывает таких грустных глаз. Я присела рядом и поинтересовалась, в чем дело. Она долго не хотела отвечать, но потом разговорилась. Выяснилось, что зовут ее Аня и что она - эмо. За это ее некоторые дразнят в школе, а родители считают, "что все эти молодежные группировки не доведут до добра". А когда она пытается доказать им, что большинство неформалов - адекватные, талантливые люди, родители приводят примеры двадцатилетней давности о том, что "все западное - вредно".
А еще Аня очень завидует своему однокласснику-готу. Его родители совсем не удивляются ни одежде черного цвета, ни музыке, ни вампирам на плакатах в комнате. Напротив, считают, что нормально, когда ребенок ищет себя, пытается выразить себя. А недавно ему купили электрогитару - он собирается организовать свою группу. Правда, родители сразу же поставили сыну условие: чтобы никаких сигарет и алкоголя. Будет замечен за курением или бутылкой - останется без любимой музыки, без готичной атрибутики и без компьютера.
"Но ему и не нужна выпивка, ему и так хорошо", - продолжает Аня. Кстати, сама она тоже не курит, не пьет, наркотиками не балуется. Главная ее страсть - это рисование и поэзия. "Я несколько раз выкладывала свои творения в интернет. Некоторым даже понравилось!" А на вопрос, кто же такие эмо и чем они отличаются от окружающих, моя собеседница ответила так: "Эмо - от слова эмоция. Люди, которые считают себя эмо, более чувствительны, ранимы, восприимчивы. Они не могут быть равнодушными и часто свои переживания выплескивают наружу. Многие рисуют, сочиняют что-то. Вот только некоторые люди пользуются этой открытостью и делают нам больно. А другие вообще считают, что мы мечтаем с собой покончить, вены вскрыть. Мне это неприятно слушать, ведь я очень люблю жизнь, своих друзей..."
И знаете, кого винит Анюта в таком отношении к эмо? Журналистов! Сначала я хотела возразить ей, но ведь она в чем-то права: порой в прессе появляются статьи, сводящиеся к одному: любой панк - наркоман, металлист - поклонник сатаны, а эмо или гот - кандидат в самоубийцы. Только конкретных фактов в таких публикациях нет - одни домыслы. Вот так и плодятся стереотипы, которые с газетных полос перекочевывают в семью и школу. "Но я не особо обижаюсь на тех, кто считает эмо плохими. Наверное, наши обидчики просто боятся всего нового. Ну ладно, мне пора! А то родители переживают", - сказала слегка повеселевшая Аня и побежала домой.
А я продолжала сидеть на скамейке и думать... Думать о том, что не бывает "опасных" или "безопасных" увлечений. Все зависит от конкретного человека: что одному полезно, то другому может оказаться вредно. Главное - общаться со своими детьми, быть в курсе их интересов. И почаще говорить (а лучше - доказывать на деле), что вы их любите. Любите всяких - и "готичных", и "металлических".
Ведущий: И закончить наш разговор я хочу стихотворением А.Усачева:
У речки стоял удивительный домик.
В том домике жил удивительный гномик:
До пола росла у него борода,
А в той бороде проживала Звезда.
Не знал ни забот, ни тревог этот гном.
Звезда освещала собою весь дом,
И печку топила, и кашу варила,
И сказки ему перед сном говорила...
И гном с восхищеньем чесал в бороде,
Что было, конечно, приятно Звезде.
Кормилась она только крошками хлеба,
И ночью гулять улетала на небо.
Так шли потихоньку года и века...
Но кончилась в доме однажды мука.
И гном, распростившись с насиженной печкой,
С рассветом отправился в город за речкой.
А в городе том не носили бород.
– Ха-ха, хо-хо-хо! – стал смеяться народ.
– Вот чучело, – каждый ему говорил.
И гном испугался. И бороду сбрил.
И на пол упала его борода.
И тут же его закатилась Звезда.
У речки теперь есть обычнейший дом.
Живет в этом доме обычнейший гном.
Опять отросла у него борода.
Но больше к нему не вернулась Звезда.
Ведущий: Терпения вам и взаимопонимания с вашим самым лучшим на свете неформалом!
Литература
1. Влияние молодежной субкультуры на подростков//Доп. Образование и воспитание. - 2007. - №5
2. Воронова.В. Что нужно знать о молодежной субкультуре?// Воспитание школ. - 2001. - №5.
3. Елена Большакова «Ваш ребёнок – неформал»// Семья и школа.- 2009 .- №1.
В работе использованы материалы Интернет-сайтов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
родительское собрание "Вредные привычки и как с ними бороться"
Разработка родительского собрания содержит мультимедийную презентацию и текст выступления на родительском собрании. Тема актуальна, так как вредные привычки присущи детям любого школьного возраста....
Конспект родительского собрания на тему "Детская агрессия и как с ней бороться".
Практические рекомендации родителям по воспитанию детей...
Тема для родительского всеобуча "Вредные привычки и как с ними бороться"
«Родительский дом – начало начал…».Цели:1) пополнить знания родителей о причинах и признаках появления у подростков вредных привычек;2) показать родителям наиболее эффективные спосо...
Родительское собрание по теме "Инфантильность. Как с ней бороться?"
Родительское собрание по теме "Инфантильность. Как с ней бороться?"...
Родительское собрание "Молодежные субкультуры"
Презентация содержит информационный и наглядный материал....
Родительское собрание "Молодежные субкультуры"
Презентация №2 содержит наглядный и информационный материал....
Родительское собрание "Молодежные субкультуры"
Сценарий родительского собрания по теме "Молодежные субкультуры"....