Разработка классного часа по теме: "Живи и помни"
классный час (8 класс)
Разработка внекласного мероприятия посвященного 75-летию освобождения от немецко-фашистских захватчиков. Мероприятие рассчитано для обучающихся 8-го класа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pobeda-chas_obshcheniya.docx | 30.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Час общения, посвященный юбилейной годовщине Победы в Великой Отечественной войны
«Будем жить и помнить»
Подготовил учитель МБОУ СОШ №2 г.Суража Брянской области
Домняч Вячеслав Евгеньевич
Цель – воспитание патриотизма, формирование позитивного образа, который может служить идеалом для подражания.
готовность к жертвенным поступкам во имя величия и процветания России..
Формировать четкое представление о той страшной опасности, которую несут фашизм, война, преступления против человеческой жизни.
Способствовать расширению представлений о подвиге нашего народа во время Великой Отечественной войны
Задачи:
- формировать представление учащихся о гражданском долге, мужестве, героизме;
- вызвать чувство восхищения и гордости подвигами, совершенными советскими людьми в годы Великой Отечественной войны;
- показать роль нравственной стойкости, мужественности, чувства долга и ответственности перед обществом и вызвать стремление воспитывать в себе волю, целеустремленность, нравственную красоту;
- развивать интерес к историческим фактам и событиям.
- Расширить знания обучающихся о событиях 1941-1945 гг. Воспитание уважения к подвигам героев Великой Отечественной войны и чувства гордости за них.
- Воспитание уважения и благодарности к ветеранам ВОВ. Воспитание честности, благородства, сострадания.
- Преемственность героических традиций старших поколений для обеспечения счастливого будущего своей Родины.
- Содействовать воспитанию патриотизма и любви к своей «малой» Родине.
Форма реализации: выступление учащихся, мультимедийная презентация.
Оформление: выставка книг, фотографии военной тематики, записи песен военных лет.
Эпиграфы на доске: «Я на всё решусь, чтобы только ещё иметь
счастье видеть славу России, и последнюю
каплю крови пожертвую её благосостоянию» Пётр Багратион
« Нет героев от рождения, они рождаются в боях »
Александр Твардовский
Ход мероприятия:
Учитель:
Есть события, значение которых не тускнеет от неумолимого бега времени и которые не стираются из памяти людей. Напротив, временной разрыв с возрастающей силой подчеркивает их величие и определяющую роль в мировой истории. История учит человека любить свой народ, землю, на которой он живет. Память об этих событиях неподвластна времени, бережно хранимая и передаваемая из поколения в поколение, она переживает века: это не просто свойство человеческого сознания сохранять следы минувшего, память – это связующее звено между прошлым и будущим.
Дорогие ребята. В этом году наша необъятная страна будет отмечать одну из самых важных дат в истории нашей страны – очередную 75 годовщину Победы в Великой Отечественной войне.
Сегодня на нашем уроке , мы с вами мысленно перенесёмся в грозовые - сороковые годы и попытаемся понять, какой ценой досталась Великая Победа нашему народу как наш народ смог выстоять и победить в той войне, какое мужество было проявлено при этом, сколько испытаний пришлось вынести всем тем людям, на чью долю выпали годы той войны. И этот классный час хочется начать стихотворением:
Победа грезилась, мечталась.
Был дорог жизни каждый миг…
Тут я спросил: Как… воевалось?..
«Обычно, – произнёс старик
, Война ни есть, какое дело.
Мир – вот что главное, сынок»
Чтоб миру быть – нужна тут смелость:
Не допустить несчастий срок
Для всех нас Великая Отечественная война – история. Но ее должен знать каждый уважающий себя человек, потому что это история нашей Родины, наших родных и близких.
(Звучит тихая музыка. )
ученик
Казалось было холодно цветам,
И от росы они едва поблекли.
Зарю, что шла по травам и кустам,
Обшарили немецкие бинокли.
Цветок в росинках весь к цветку приник,
И пограничник протянул к ним руки,
А немцы, кончив кофе пить, в тот миг
Влезали в танки, закрывая люки.
Такою все дышало тишиной,
Что вся земля еще спала, казалось.
Кто знал, что между миром и войной
Всего каких-то 5 минут осталось.
Учитель:
С рассветом 22 июня 1941 года регулярные войска германской армии атаковали наши пограничные части на фронте от Балтийского до Черного моря и, в течение первой половины дня сдерживались ими! Фашистская Германия без объявления войны вероломно напала на Советский Союз. Все от мала до велика поднялись на великую битву с врагом. Думать о завтрашнем дне было некогда, нужно было подниматься в контратаку сегодня, сейчас, немедленно… « И от моря и до моря встали русские полки. Встали с русскими едины белорусы, латыши, люди вольной Украины, и армяне, и грузины, молдаване, чуваши - все советские народы против общего врага». (С.Михалков. «Нет - сказали мы фашистам».).
Она придет, обязательно придет долгожданная Победа! А пока те, кто, цепляясь за каждый камень родной земли, считал оставшиеся патроны и не имел времени считать скошенных в первые минуты людей, не знали, что впереди 1418 дней и ночей самой жестокой и самой священной войны, что ценой этой победы будут более 20 миллионов человеческих жизней, 1710 разрушенных городов и поселков, 70 тысяч сожженных сел и деревень, будет уничтожено около 32 тысяч промышленных предприятий, 65 тысяч километров железнодорожных путей. Уничтожено то, что было создано трудом нашего народа. Выведены из строя заводы, фабрики, затоплены шахты, истоптаны плодородные нивы.
Учитель:
Война стала тяжелейшим, трагическим испытанием для нашей Родины. Фашистская Германия представляла смертельную угрозу не только для всех народов нашей страны, но и для всего человечества. Гитлеровцы планировали поработить и физически истребить миллионы людей. В первую очередь предполагалось ликвидировать славянские народы – русских, украинцев, белорусов. А вместе с народом города села наших необъятных республик. Те, кто сражался на фронте, отдавали все свои силы для достижения победы над врагом.
Всю зиму 1941 г. шла битва за Москву. В таком напряжении сил, на священной подмосковной земле, «где декабрьский снег замешан был землей, золой и свежей кровью», начиналась победа, которая привела нашу армию в мае 1945 года в Берлин. И Москва выстояла. Разгром немецко-фашистских войск под Москвой явился началом коренного перелома в ходе войны. Перед всем миром была развенчана легенда о непобедимости гитлеровских армий. Но до победы было еще много дней… много смертей…
Еще с осени 1941 года население Сталинграда активно готовилось к обороне. Так были созданы внешний, внутренний и средний обводы, летом 1942 года силами населения началось сооружение четвертого оборонительного обвода непосредственно на окраинах города. Всего на дальних и ближних подступах к Сталинграду было построено 2750 километров окопов и ходов сообщения, до 1860 километров противотанковых рвов и оборудовано до 85 тысяч различных площадок и позиций для огневых средств.
В дни Сталинградской битвы Мамаев курган был ключевой позицией обороны города. Кто держал его вершину в своих руках, тот господствовал над округой. Вот почему на этом участке фронта с 13 сентября 1942 года по 26 января 1943 года кипели ожесточенные бои. За 135 суток столько бомб, снарядов и мин было обрушено на курган, что крутые скаты его стали отлогими. И трудно сказать, чего больше осталось после битвы на высоте - земли или осколков металла. Мамаев курган стал символом героизма, мужества и отваги советских воинов. И по праву именно эта высота послужила пьедесталом величественного памятника легендарным защитникам Сталинграда.
В феврале 1943 г. победоносно закончилось сражение под Сталинградом. Фашистам был нанесен сокрушительный удар, от которого они не смогли оправиться до самого конца войны. Сталинградская битва – одна из героических страниц нашего народа. В жестоком сражении люди проявляли личный и коллективный героизм. Массовый героизм приводил врагов в замешательство. Немцам были не понятны его причины, его корни, истоки. Подвиги простых русских солдат пугали врага, вселяли в него чувство страха. Читая страницы истории, знакомясь с подвигами людей мы, потомки тех людей, удивляемся и гордимся их самоотверженности, силе воли, безграничному мужеству.
Мамаев курган – один из самых величественных монументов, воздвигнутых в честь героев войны и в память погибших. На стенах Пантеона славы имена более 7000 бойцов, погибших за Сталинград.
ученик:
На братских могилах не ставят крестов,
И вдовы на них не рыдают.
К ним приносят букеты цветов,
И вечный огонь зажигают.
Здесь раньше вставала земля на дыбы,
А нынче – гранитные плиты.
Здесь нет ни одной персональной судьбы –
Все судьбы в единое слиты.
Песня Ю.Антонова: "Маки"
Учитель:
В июле 1943 года в районе села Прохоровка произошло одно из величайших танковых сражений Великой Отечественной войны. Именно победа на Курской дуге окончательно переломила ход войны.
5 августа 1943 года впервые в городе Москве был произведен салют в честь освобождения городов Орла и Белгорода. В самом городе в честь знаменитых боев на Курской дуге сооружен уникальный музей–диорама., а на месте прохоровских сражений, на полях, усеянных осколками снарядов, сейчас находится прекраснейших комплекс под открытым небом, где сохранились танки времен войны, а на идеально гладком поле стоит белоснежная Звонница, которая своими ударами напоминает нам о тех, кто не пришел с тех полей. Прохоровское поле называют Третьим полем ратной славы России.
Самая страшная веха той войны — блокада Ленинграда. Около девятисот дней сражался, работал и жил в кольце блокады Ленинград.. 900 дней героического сопротивления. Голод, холод, болезни; тысячи погибших… Еще 8 сентября 1941 года гитлеровцы прорвались к Ладожскому озеру и захватили Шлиссельбург, отрезав Ленинград от страны. Связь с ним поддерживалась только по воздуху и через Ладожское озеро, по которому зимой была проложена ледовая трасса — легендарная «Дорога жизни». 8 сентября 1941 года началась Блокада Ленинграда. Около девятисот дней сражался, работал и жил в кольце Блокады Ленинград.
Великий подвиг в годы Великой Отечественной войны совершили труженики тыла. Тыл - это женщины, старики, дети. Тыл жил по закону: "Всё для фронта, всё для Победы!", самоотверженно перенося все невзгоды, терпел, любил, верил и ждал!
Отложив в сторону игрушки, недочитанные книжки и школьные учебники, дети старались помочь взрослым. Мальчишки и девчонки собирали лекарственные растения, ухаживали в больницах за ранеными. Выступали с концертами в госпиталях. Не жалея сил днем и ночью работали в цехах заводов и на колхозных полях. Так они помогали фронту и приближали победу.
Многие мальчики и девочки по зову своих юных сердец стали подпольщиками, пришли в партизанские отряды, чтобы мстить врагу за погибших родных и друзей, за сожженные жилища – за все злодеяния, совершенные фашистами на нашей земле.
ученик:
Война прошлась по детским судьбам грозно,
Всем было трудно, трудно для страны,
Но детство изувечено серьезно:
Страдали тяжко дети от войны…
Их называли – ДЕТИ ВОЙНЫ.
Что же о них знаем мы?
Дети войны – и веет холодом,
Дети войны – и пахнет голодом,
Дети войны – и дыбом волосы:
На челках детских седые волосы
Земля омыта слезами детскими
Детьми советскими и несоветскими.
Трава поникла, где дети плакали.
Маленькие герои большой страны. Они сражались рядом со старшими – отцами, братьями. Сражались повсюду: на море, в небе, в партизанском отряде, в Брестской крепости, в подполье. И ни на миг не дрогнули юные сердца!
Но самое радостное и в то же время страшное в ту пору было видеть почтальона. Ведь не кто не знал, какую весть он принесет, в какую дверь
скорбно постучит и постарается скорее уйти оттуда.
ученик:
Я знал, что значит почтальон хромой,
Которого все ждали и боялись.
А, вдруг, таким придёт и мой?!
А, вдруг, совсем... (пауза).
На улицах шептались,
Взвивался над селом истошный крик.
И слово тяжкое:
Убили!
Я помню «первым» и ещё «зарыт»,
И кажется ещё, «в сырой могиле».
Шёл почтальон, как ворон без крыла.
Скрипел его костыль от хаты к хате.
Так каждый день (пауза).
Осталось полсела
Из тех, кто ждут, когда их горе хватит.
Советские войска не только очистили от вражеских полчищ родную землю, но и принесли освобождение от фашистского ига народам других стран.
30 апреля 1945 г. советские воины Михаил Егоров и Милитон Кантария водрузили над рейхстагом в Берлине Знамя Победы.
8 мая 1945 г. подписан акт о безоговорочной капитуляции фашистской Германии.
9 мая 1945 г. Москва салютовала победителям. 24 июня 1945 г. состоялся Парад Победы. Но Победа — это не только радость, но и скорбь. Было подсчитано, что из каждых ста воевавших осталось в живых только трое.
Учитель:
Со времен той страшной войны прошло почти 75 лет. С каждым годом становится меньше ветеранов, вдов, да и тех, кто в ту страшную пору были просто подростками и детьми. Но сколько бы времени не прошло, люди будут еще долго вспоминать события того страшного времени. Ведь ни одной стране мира, на протяжении их историй, не удалось пережить всего того, что пережил русский народ. И поэтому наше мероприятие мне бы хотелось закончить такими словами:
Янтарные рассветы, и закаты,
И белизна снегов, и зелень трав —
Все это сберегли солдаты,
Врага разбив и смертью смерть поправ.
Не только за свою страну
Солдаты гибли в ту войну,
А чтобы люди всей земли
Спокойно ночью спать могли.
Тем майским светом озарен
Под залпами салюта
Солдат, о мире думал он,
В ту самую минуту.
О нас, кому дано не знать ,
Про Третью мировую;
О нас, кому Отчизна-мать
Дала судьбу другую.
Память – это признание. Память – это мгновения. Память – это верность живых. И сколько бы воды ни утекло в Лету, мы всегда будем величать эту войну «Великой».
Мы должны помнить о прошлом, чтобы фашизм не повторился вновь. Давайте помнить об этом всегда.
Рефлексия
А сейчас, ребята, давайте продолжим пословицы: «Скажем, НЕТ войне!», о той «Великой» войне, чтобы её никогда не было на нашей прекрасной планете.
Варианты пословиц:
Войну хорошо слышать, да тяжело (видеть).
Если хочешь мира, будь готов (к войне).
Без смелости не возьмёшь и (крепости).
Кто оружием умело владеет, тот врага (одолеет).
Враг хотел пировать, а пришлось (горевать).
В бою побывать – цену жизни (узнать).
Дружно за мир стоять – войне (не бывать).
Спасибо Вам, ребята, вы хорошо знаете пословицы…
Звучит песня «День Победы» композитора Д.Тухманова и поэта В.Харитонова. Учащиеся класса выходят с вырезанными из картона голубями и прикрепляют к плакату этот символ мира. (Плакат с нарисованным солнцем и голубым небом заранее вешается на доску).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка классного часа "Краю - 75: помним, гордимся, наследуем!"
Методическая разработка Единого Всекубанского классного часа....
Разработка классного часа " Краю - 75: помним, гордимся, наследуем!"
Представленная разработа классного часа для учащихся 7-9 -х классов и презентация к его проведению предназначены для проведения единого всекубанского классного часа 1 сент...
Методическая разработка классного часа «И будет помнить вся Россия…»
Целых 200 лет отделяет уже нас от потрясающих и славных событий Отечественной войны. Настала двухсотлетняя годовщина славного года, настал великий исторический праздник на Руси. Достойно...
разработка классного часа по теме "Мы помним. Мы гордимся"
методическая разработка классного часа по теме "Мы помним. Мы гордимся" (к 70-летию дня Победы)...
Разработка классного часа о детях Великой Отечественной войны «И помнить страшно, и забыть нельзя»
Классный час по теме «И помнить страшно, и забыть нельзя» о детях войны.На классный час приглашена Батракова Аза Константиновна – Заслуженный учитель РФ, Почетный гражданин Кстовского райо...
Разработка классного часа "Мы помним тебя, Беслан!"
Разработка классного часа...
Методическая разработка классного часа "Через века, через года-помните!"
Матодическая разработка...