Методическая разработка классного часа «И будет помнить вся Россия…»
методическая разработка на тему
Целых 200 лет отделяет уже нас от потрясающих и славных событий Отечественной войны. Настала двухсотлетняя годовщина славного года, настал великий исторический праздник на Руси. Достойно должны мы отпраздновать знаменательную годовщину.
По поручению Министерства образования и науки Российской Федерации во всех образовательных учреждениях в 2012 году прошли уроки, посвященные событиям Отечественной войны 1812 года.
Классный час проводится в форме устного журнала.
Подготовлена мультимедийная презентация и фильм о событиях 1812 года.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka1812g.docx | 146.67 КБ |
Предварительный просмотр:
БОУ СПО УР «Асановский аграрно-технический техникум»
Методическая разработка классного часа
«И будет помнить вся Россия…»
Автор: Дмитриева Елена Владимировна
преподаватель общеобразовательных дисциплин
с. Асановский совхоз-техникум, 2012.
Содержание
Пояснительная записка………………………………………………………3
Программа классного часа……………………………………………….....4
Ход классного часа………………………………………………………….5
Список использованной литературы……………………………………….14
Приложение ………………………………………………………………….15
Пояснительная записка
В июне 1812 года в пределы России вторглась армия «двунадесяти языков», во главе которой стоял Наполеон Бонапарт. Для нашего народа эта война стала Отечественной, в ней решалась судьба России...
Русские армии, соединившись под Смоленском, продолжали отступать. Назначенный главнокомандующим русской армией М. И. Кутузов выбрал позицию для генерального сражения близ села Бородино. Бородинское сражение навсегда вошло в историю как пример героизма русских воинов и их любви к своей стране, а Бородинское поле стало полем русской воинской славы.
Целых 200 лет отделяет уже нас от потрясающих и славных событий Отечественной войны. Настала двухсотлетняя годовщина славного года, настал великий исторический праздник на Руси. Достойно должны мы отпраздновать знаменательную годовщину.
По поручению Министерства образования и науки Российской Федерации во всех образовательных учреждениях в 2012 году прошли уроки, посвященные событиям Отечественной войны 1812 года.
В связи с этим в Асановском аграрно-техническом техникуме студентами 431 группы был проведен открытый классный час на тему «И будет помнить вся Россия…».
Данное мероприятие воспитывает патриотизм, интерес к истории,
развивает мышление, умение пользоваться литературой для нахождения фактов, умение вести монологическую речь перед аудиторией.
Классный час проводится в форме устного журнала.
Подготовлена мультимедийная презентация и фильм о событиях 1812 года.
Завершающим моментом классного часа является беседа, подведение итогов со зрителями и фотографирование на память.
Программа классного часа
Тема классного часа: «И будет помнить вся Россия…»
Цели:
-Сформировать представления о войне 1812 года.
-Развивать познавательную активность, кругозор, устную речь, умение делать выводы.
-Воспитывать патриотизм, интерес к истории.
- развивать мышление, умение пользоваться литературой для нахождения фактов, умение вести монологическую речь перед аудиторией.
Педагогические задачи:
-способствовать воспитанию толерантности, духовно-нравственных чувств: чувства сострадания
-развить позитивную активную жизненную позицию;
-способствовать формированию экологических знаний и использованию их в учебной и практической деятельности.
Форма проведения: устный журнал с использованием информационно- коммуникационных технологий.
Методы проведения: выступления студентов при сопровождении мультимедийной презентации.
Средства обучения и воспитания:
1. Персональный компьютер.
2. Мультимедийный проектор.
3. Мультимедийная презентация классного часа.
4. Музыкальное сопровождение.
5. Фильм.
Предварительная подготовка:
1. Подборка материала на классный час.
2. Подбор музыкального сопровождения классного часа.
3. Подготовка сценария классного часа.
4. Подбор рисунков и создание компьютерной презентации.
Сценарий классного часа.
Слайд1Учитель: Сегодня наш классный час «И будет помнить вся Россия…, посвящен героям и памятным событиям Отечественной войны 1812 года.
Слайд 2 В жизни есть события, рассказ о которых длится века. Каждое новое поколение должно слышать и знать о них. Благодаря этим знаниям люди становятся сильнее духом, потому что узнают, от какого крепкого корня они ведут свой род. 1812 год – пример для нас, пример того, как противостоять беде, если она случилась, и как выйти из беды со славою и честью.
Сегодня к нам на мероприятие пришли историки, литераторы и искусствоведы. Они нам покажут и расскажут о событиях 1812 года.
Слово предоставляется историкам, которые подготовили нам презентацию.
Презентация-фильм.(10 мин)
Слайд 3
Ведущий: В ночь на 12 июня 1812 г. войска Наполеона численностью 420 тыс. человек вторглись в пределы России. Русская армия состояла лишь из 210 тыс. солдат и офицеров. Главную силу русских войск составляла 1-я армия под командованием М.Б.Барклая де Толли, размещенная вдоль реки Неман. Южнее ее, в Белоруссии, располагалась 2-я армия П.И.Багратиона. Еще южнее 3-я армия А.П. Тормасова должна была прикрывать пути возможного наступления противника на Киев. Замысел Наполеона заключался в том, чтобы двинуться основными силами на Москву, взять ее.
.. И сегодня мы с вами будем говорить о тех, кто выстоял во время этой войны, чьи имена золотыми буквами вписаны в нашу историю, кому посвящены многие замечательные произведения нашей литературы.
Слайд4 Барклай де Толли(историк)
Ведущий: Отечественная война выявила славную плеяду выдающихся полководцев и военноначальников. Одним из них был главнокомандующий 1-ой армией Барклай де Толли.
Историк: БАРКЛАЙ-де-ТОЛЛИ Михаил Богданович, князь, российский полководец, генерал-фельдмаршал.
Сын офицера российской армии. С 12 марта 1812 г. — он командующий 1-й Западной армией. Отступление от границ в начале Отечественной войны1812г. Барклай объяснял так: «Участь империи зависела от сохранения армии, мне вверенной... Я утомлял и удерживал неприятеля». В день Бородинского сражения (26 августа 1812 г.) Барклай, по собственному признанию, «искал смерти — и не нашёл». Под ним было убито пять лошадей.
Слайд 5 П.И.Багратион (историк)
Ведущий: Огромной любовью солдат пользовался главнокомандующий 2-ой армией князь Петр Багратион.
Историк 1: Князь Пётр Иванович Багратион был из рода грузинских царей . Он был любимцем солдат. Человек редкой храбрости, готов был рисковать жизнью и биться до последней капли крови. В течение 6-ти с лишним часов его воины отражали атаки, несмотря на превосходящие силы противника. 7 атак было отбито. И лишь восьмая французам удалась, да и то не потому ли, что князь Багратион получил смертельное ранение, и это вызвало среди солдат замешательство.
Слайд 6-7 Литератор 1:
Полковник наш рожден был хватом:
Слуга царю, отец солдатам.
Да, жаль его - сражен булатом,
Он спит в земле сырой.
И молвил он, сверкнув очами:
"Ребята! не Москва ль за нами?
Умремте же под Москвой,
Как наши братья умирали!"
И умереть мы обещали,
И клятву верности сдержали
Мы в Бородинский бой.
Слайд 8 Ведущий: 1812 год… Платов Матвей Иванович, Денис Васильевич Давыдов, Николай Васильевич Кудашев, Александр Иванович Чернышев, и многие другие генералы и офицеры .Они были командирами конных партизанских отрядов, – с их помощью возникли партизанские отряды крестьян. Ни днем, ни ночью не давали они покоя войскам Наполеона. "Великая армия" в стычках с партизанами потеряла почти столько же солдат, сколько и в бородинском сражении.
Ведущий: Раевский, Ермолов, братья Тучковы Эти имена теперь стали легендой, легендой о доблести, мужестве, беспримерном героизме.
Слайд9 Историк:Дениса Васильевича Давыдова называли отцом партизанской войны. Было "отцу" тогда 28 лет. Об истреблении противника на дорогах он задумался, когда солдаты в Бородине разбирали избы, чтобы строить укрепления. Офицер Давыдов с небольшим отрядом гусар и казаков отправился в мир неожиданностей, опасностей, где все решала быстрота и храбрость. О делах отряда – захваченных обозах, о множестве пленных, среди которых был и французский генерал, об истреблении мародеров, грабивших деревни – обо все этом Денис Васильевич написал книгу. 3 ноября 1812 года Д. Давыдова призвали к М.И. Кутузову. Когда он вошел, светлейший сказал: "Я еще лично не знаком с тобою. Но прежде знакомства хочу поблагодарить тебя за молодецкую твою службу". Он обнял его и добавил: "Удачные опыты твои доказали мне пользу партизанской войны, которая столь много вреда нанесла, наносит и нанесет неприятелю"
Литератор2: Жизни баловень счастливый,
Два венка ты заслужил;
Знать, Суворов справедливо
Грудь тебе перекрестил!
Не ошибся он в дитяти:
Вырос ты – и полетел,
Полон всякой благодати,
Под знамена русской рати,
Горд, и радостен, и смел.
Слайды10-11
РАЕВСКИЙ Николай Николаевич (1771— 1829), российский генерал от кавалерии.
Во время Отечественной войны 1812 г. генерал командовал 7-м пехотным корпусом. 10 июля под деревней Салтановкой лично, со своими сыновьями, он повёл в контратаку вверенную ему часть. Раевскому пришлось принять участие в битвах под Смоленском, при Бородине, затем под Малоярославцем и Красным.
Слайд12
ЕРМОЛОВ Алексей Петрович (1772— 1861), российский военный и государственный деятель.
Ермолов участвовал в военных кампаниях против Франции в Отечественной войне 1812 г., заграничных походах русской армии, был произведён в генерал-майоры
Слайд 13-15
Ведущий: Но всех их объединяет фигура главного героя 1812 года – фельдмаршала М. И.Кутузова.
Историк КУТУЗОВ (Голенищев-Кутузов) Михаил Илларионович (1745—1813), российский полководец и дипломат. Родился 16 сентября 1745 г. в Петербурге в семье генерал-поручика из старинного дворянского рода. С отличием окончил артиллерийскую школу в Петербурге и стал командиром роты Астраханского пехотного
Во время Отечественной воины 1812г. (20 августа 1812г.) . Кутузов стал главнокомандующим российской армии и после изгнания Наполеона получил орден Святого Георгия 1-ой степени, а также титул князя Смоленского.
Ведущий: Образы защитников Отечества неоднократно вдохновляли художников, писателей и поэтов.
Литератор 1.стихотворение “Генералам 12 года” М.Цветаевой: (26 декабря 1913 Феодосия)
Слайд 16(на фоне музыки- вальс «О бедном гусаре замолвите слово…»
Слайд 17
Историк: Бородинское сражение, в котором с обеих сторон приняло участие 240 тысяч человек (110 тысяч россиян и 130 тысяч – армии Наполеона) и только за один день убито, ранено и погибло 100 тысяч человек, относится к тем сражениям, в которых не было ни победителя, ни побежденного: обе стороны имели и потери, и трофеи. Французская армия уже не может победить россиян, а русская армия еще не в силах разгромить французов
Ведущий: Величайший гуманист Л.Н.Толстой, создавая в романе образы героических защитников Отечества, выражает главную и дорогую его сердцу мысль: война лишает красоты мать-землю, убивая её детей, равно любимых: и русских, и французов. Вот таким он изображает после сражения Бородинское поле.
(Чтение учеником описания Бородинского поля. (По роману Л.Н.Толстого “Война и мир”.) Слайд 18
Литератор: Страшный вид поля сражения, покрытого трупами и ранеными, в соединении с тяжестью головы и с известиями об убитых и раненых двадцати знакомых генералах и с сознанием бессильности своей прежде сильной руки произвели неожиданное впечатление на Наполеона, который обыкновенно любил рассматривать убитых и раненых, испытывая тем свою душевную силу (как он думал). В этот день ужасный вид поля сражения победил ту душевную силу, в которой он полагал свою заслугу и величие. Он поспешно уехал с поля сражения и возвратился к Шевардинскому кургану. Желтый, опухлый, тяжелый, с мутными глазами, красным носом и охриплым голосом, он сидел на складном стуле, невольно прислушиваясь к звукам пальбы и не поднимая глаз. Он с болезненной тоской ожидал конца того дела, которого он считал себя причиной, но которого он не мог остановить. Личное человеческое чувство на короткое мгновение взяло верх над тем искусственным призраком жизни, которому он служил так долго. Он на себя переносил те страдания и ту смерть, которые он видел на поле сражения. Тяжесть головы и груди напоминала ему о возможности и для себя страданий и смерти. Он в эту минуту не хотел для себя ни Москвы, ни победы, ни славы. (Какой нужно было ему еще славы?) Одно, чего он желал теперь, — отдыха, спокойствия и свободы. Но когда он был на Семеновской высоте, начальник артиллерии предложил ему выставить несколько батарей на эти высоты, для того чтобы усилить огонь по столпившимся перед Князьковым русским войскам. Наполеон согласился и приказал привезти ему известие о том, какое действие произведут эти батареи.
Слайд19
Литератор: К теме Бородинской битвы неоднократно обращался и М.Ю. Лермонтов в своих стихотворениях. Первое из них – “Поле Бородина” было написано в 1830 году, когда поэту было всего 15 лет. К 20-летию победы в Отечественной войне 1812 года поэт пишет стихотворение “Два великана”, где в сказочно-былинной манере – встречаются два великана для великой битвы.
В 1837 году в России отмечалась великая дата – 25-летие победы на Бородинском поле. И в этом же юбилейном году появляется стихотворение М.Ю.Лермонтова “Бородино
Слайд 20-21
Скажи-ка, дядя, ведь не даром…
Литератор: Блестящие офицеры, не жалевшие жизни своей во имя Родины… Поистине подвиг их незабвенен и будет звучать в веках. Вот кем их видит поэт – исполнитель песни Булата Окуджавы.
Слайд 22-23-24Искусствовед:
Подвиг русских героев “грозы 12 года” давно прославлен в нашей стране. Еще в 1912 году, в честь 100-летия Отечественной войны, художник Ф.А.Рубо создал замечательную панораму “Бородинская битва”.
Слайд 25
В 1968 году при въезде в Москву со стороны Смоленска, у Поклонной горы была установлена Триумфальная арка. Первоначально арка была деревянной (1813-1814), а в 1834 году была построена в камне (архитектор О.И.Бове). На арке выбиты слова М.И. Кутузова: “Славный год сей минул, но не пройдут и не умолкнут содеянные в нем громкие дела и подвиги ваши; потомство сохранит их в памяти своей. Вы кровию своей спасли Отечество. Храбрые и победоносные войска! Каждый из вас есть спаситель Отечества. Россия приветствует вас сим именем”.
Слайд
Александрийский Столп был возведен в 1834 г. в центре Дворцовой площади в Санкт-Петербурге архитектором Огюстом Ришаром Монфераном по заказу Императора Николая I в память о победе его старшего брата - Императора Александра I над Наполеоном. Монферан создал монумент, представляющий из себя огромную колонну из розового гранита, стоящую на квадратном пьедестале. Венчает колонну скульптура работы Орловского, изображающая позолоченного ангела с лицом Императора Александра I. В левой руке ангел держит крест, а правую воздевает к небу.
Слайд 26
24Искусствовед: На Руси издавна повелось в честь побед русских воинов возводить храмы и соборы. Это были своего рода памятники воинской славы. Сразу же после сокрушительной победы над Наполеоном в Отечественной войне 1812 года царь Александр I решил возвести в Москве храм в честь павших воинов русской армии. Это было грандиозное белокаменное сооружение, его золотые купола были видны повсюду. Высота его от основания до купола – более 103 метров. На мраморных плитах выбиты имена павших за Отечество героев 1812 года. Судьба этого великолепного, построенного на народные деньги храма, сложилась трагически. В 1931 году прошел слух, что храм взорвут. И вот грохот взрыва оглушил собравшихся людей. Но когда рассеялось облако пыли, людям явилось чудо – храм стоял целым и невредимым. И только после неоднократных взрывов чудо исчезло.
Прошли годы. И снова начался сбор средств на восстановление храма Христа Спасителя. Памятник в честь славной победы русских героев вновь радует нас своей красотой.
Слайд 27
О славе и доблести нашей армии говорит и величайший памятник Музей российского оружия. О героях 1812 года напоминают сегодня названия улиц, перекрестков и проездов, расположенных вблизи Кутузовского проспекта, в них увековечены имена Барклая, Давыдова, Кожиной и других.
Литератор: Блестящие офицеры, не жалевшие жизни своей во имя Родины… Поистине подвиг их незабвенен и будет звучать в веках. Вот кем их видит поэт – исполнитель песни Булата Окуджавы.
(Звучит песня “ Кавалергарда век не долог…”.)
Учитель: Ребята, вы сегодня приняли участие в таком непростом разговоре. Наверное, стоит все-таки понять, что героями не рождаются, ими становятся, когда в час великих испытаний на вопрос "что ближе, дороже – ты сам или Родина" человек находит свой ответ.
Список использованной литературы.
- Стихотворение М.Ю.Лермонтова "Бородино".
- Стихотворение "Генералам 12 года", автор М.Цветаева.
- Песня Булата Окуджавы "Кавалергарда век не долог...".
- Литература для 10 класса. (Ю. Лебедев)
- Л.Толстой, "Война и мир".
- Интернет-материалы.
- А.Н. Боханов, История России, М.,“Русское слово”,2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка классного часа "Краю - 75: помним, гордимся, наследуем!"
Методическая разработка Единого Всекубанского классного часа....
Методическая разработка классного часа на тему «Я – гражданин России».
Данную разработку можно использовать при проведении классного часа или внеклассного мероприятия.Цели: сформировать представление о Конституции РФ, изучить основные разделы Конституции, познакомиться с...
Методическая разработка классного часа "Есть память, которой не будет конца: Курская битва"
Классный час, посвященный подвигу русского народа в годы Великой отечественной войны, а именно Курской битве....
Методическая разработка классного часа в 7-б классе МОБУ СОШ № 19 «МЫ ПОМНИМ! МЫ ГОРДИМСЯ!» (улицы города Кореновска, названные в честь героев Великой Отечественной войны, наших земляков) Автор : Гузей Светлана Анатольевна
Данная разработка - результат совместной исследовательской деятельности классного руководителя и учащихся по изучению истории родного города, отраженной в названии улиц. Особый интерес учащихся вызвал...
Методическая разработка классного часа «Надо помнить об этой войне», посвященного 75-летию Победы в Великой Отечественной войне.
Для всех нас, Великая Отечественная война – история. Но ее должен знать каждый уважающий себя человек, потому что это история нашей Родины, наших родных и близких....
Методическая разработка классного часа "Надо помнить об этой войне" , посвященного 75-летию Победы в Великой Отечественной войне
Методическая разработка классного часа "Надо помнить об этой войне" , посвященного 75-летию Победы в Великой Отечественной войне...
Методическая разработка классного часа "Через века, через года-помните!"
Матодическая разработка...