Рабочая программа "Полезные навыки"
рабочая программа (5 класс)

Горетова Татьяна Петровна

Рабочая программа внеурочной деятельности духовно- нравственной    направленности  «Полезные навыки» для 5 класса составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897) на основе основной образовательной программы основного общего образования МОБУСОШ им. М.П. Волкова с. Константиновка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poleznye_navyki_5_klass.docx31.49 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа внеурочной деятельности духовно- нравственной    направленности  «Полезные навыки» для 5 класса составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897) на основе основной образовательной программы основного общего образования МОБУСОШ им. М.П. Волкова с. Константиновка.

Содержание программы рассчитано на детей  5 класса.

Возраст обучающихся- 10 -11 лет.

Срок реализации программы –1 год ( 34 ч).

1.Результаты освоения курса внеурочной деятельности  «Полезные навыки»

Личностными результатами является формирование следующих умений:

- оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки

  зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных

  ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как

  хорошие или плохие;

- называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых

  произведений искусства, объяснять своё отношение к поступкам с позиции

  общечеловеческих нравственных ценностей;

- самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения,

  возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения, самые

  простые общие для всех людей правила поведения (основы

  общечеловеческих нравственных ценностей);

- в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила

  поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Средством достижения этих результатов служат учебный материал и задания– умение определять своё отношение к миру, событиям, поступкам людей

 Обучающиеся научатся:

- рассказывать о рукотворном мире как результате труда человека, о роли трудовой деятельности в жизни человека;

       - выполнять доступные действия по самообслуживанию

     - использовать приобретённые знания о видах и свойствах материалов при изготовлении изделий;

- анализировать устройство изделия (под руководством учителя), определять его назначение;

- организовывать рабочее место для выполнения практической работы;

- понимать приёмы рационального и безопасного использования ручных инструментов: ножниц;

- экономно размечать материалы по шаблону;

- отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов (природных, пластических, текстильных, бумаги) оптимальные и доступные технологические приёмы их ручной обработки;

- выполнять практическое задание с опорой на рисунок и инструкцию учителя.

  1. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса внеурочной деятельности «Полезные навыки»

Личностными результатами освоения учащимися курса «Полезные навыки» являются:

• проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной технологической деятельности;
• выражение желания учиться и трудиться в промышленном производстве для удовлетворения текущих и перспективных потребностей;
• развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;
• овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда;
• самооценка умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации и стратификации;
• становление самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности;
• планирование образовательной и профессиональной карьеры;
• осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;
• бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
• готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства;
• проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности;
• самооценка готовности к предпринимательской деятельности в сфере технического труда.

Метапредметными результатами освоения внеурочной деятельности  «Полезные навыки» являются :

• алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;
• определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;
• комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них;
• проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса;
• поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;
• самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию технических изделий;
• виртуальное и натурное моделирование технических объектов и технологических процессов;
• приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
• выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительную стоимость;
• выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;
• использование дополнительной информации при проектировании и создании объектов, имеющих личностную или общественно значимую потребительную стоимость;
•  согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками;
• объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;
• оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;
• диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям;
• обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах;
• соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;
• соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда.

Предметными результатами освоения учащимися программы курса» являются:
В познавательной сфере:

• рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;
• оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения;
• владение способами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства;
• применение элементов прикладной экономики при обосновании технологий и проектов.
– формирование знаний о человеке как части биосферы, о взаимозависимости человека и био-сферы;

– развитие самостоятельной деятельности школьников, способностей к анализу, прогнозу и моделированию действий и поступков, направленных на принятие решений.

В мотивационной сфере:

• оценивание своей способности и готовности к труду в конкретной предметной деятельности;
• оценивание своей способности и готовности к пред принимательской деятельности;
• выбор профиля технологической подготовки в старших классах полной средней школы или профессии в учреждениях начального профессионального или среднего специального обучения;
• выраженная готовность к труду в сфере материального производства или сфере услуг;
• согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников познавательно-трудовой деятельности;
• осознание ответственности за качество результатов труда;
• наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ;
• стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств и труда.

В эстетической сфере:

• дизайнерское проектирование изделия или рациональная эстетическая организация работ;
• моделирование художественного оформления объекта труда и оптимальное планирование работ;
• разработка варианта рекламы выполненного объекта или результатов труда;
• эстетическое и рациональное оснащение рабочего места с учетом требований эргономики и научной организации труда;
• рациональный выбор рабочего костюма и опрятное содержание рабочей одежды.

В коммуникативной сфере:


• формирование рабочей группы для выполнения проекта с учетом общности интересов и возможностей будущих членов трудового коллектива;
• выбор знаковых систем и средств для кодирования и оформления информации в процессе коммуникации;
• оформление коммуникационной и технологической документации с учетом требований действующих нормативов и стандартов;
• публичная презентация и защита проекта изделия, продукта труда или услуги;
• разработка вариантов рекламных образов, слоганов и лейблов;
• потребительская оценка зрительного ряда действующей рекламы.

В физиолого-психологической сфере:

• развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций с помощью машин и механизмов;
• достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;
• сочетание образного и логического мышления в процессе проектной деятельности.

Обучающиеся научатся:

- Ценить и принимать следующие базовые ценности:  «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья».

- Уважать  свою семью,  своих родственников, окружающих людей в школе и вне ее.

-  Самостоятельно организовывать свое рабочее место.

- Следовать режиму организации  внеучебной деятельности.

-  Соотносить выполненное задание  с образцом, предложенным учителем.

- Сравнивать  и группировать предметы, объекты  по нескольким основаниям; находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленном правилу

Получат возможность научиться:

- формулировать своё собственное мнение и позицию

-учиться грамотно задавать вопросы и участвовать в диалоге

- Оценивать результат деятельности: проверять изделие в действии, корректировать при необходимости его конструкцию и технологию изготовления.

2.Содержание курса внеурочной деятельности «Полезные навыки»  

                          5 класс. «Дарим людям радость»  ( 34 ч.)

Программа предусматривает задания, предлагающие разные   виды коллективного взаимодействия:  фронтальная, индивидуальная, работа в малых группах, коллективный творческий проект, инсценировки, презентации своих работ, коллективные игры, информационные технологии.

Методы : проблемный, поисковый, эвристический, исследовательский, проектный

1.        Человек в мире людей (3 ч.)

Человек не может существовать один. Беседа

Как жить в мире с другими людьми. Беседа

Что значит… «дарить людям радость»   анкетирование, социологический опрос.

2.        Удиви сувениром  ( 10 ч.)

Что такое сувенир. Просмотр презентации.

Сувениры к празднику. Декорирование деревянной ложки.

Игрушки - сувениры. Просмотр презентации. Творческий поиск. Изготовление сувениров- игрушек.

Русский сувенир. Изготовление сувениров из теста, роспись пасхального яйца, роспись матрешки.

Сувениры из природы. Экскурсия, проекты из природного материала.

3.        Иду в гости и приглашаю гостей. ( 11ч.)

Мы идем в гости. Практическое занятие.

«Не для того в гости идут…..» как себя вести, чтобы всем было удобно, чтобы никого не обидеть. Игровые ситуации.

В гости к бабушке идем.

Приглашаем гостей. Развивающее занятие.

Куда и как приглашают гостей.  Поиск и отбор информации.

Как устроить праздник для гостей. Поиск и отбор информации.

Чем гостей нам удивить. Просмотр видеосюжетов.

Сценарий Дня рождения. Практическая работа в группах.

Сценарий Нового года. Практическая работа и проведение.

Пишем сценарий для праздника мам.

4.        Подарок к празднику.( 10 ч.)

Проект подарка  на тему. «Для любимой мамы». Работа в группах.

Новогодние подарки. Индивидуальные работы на тему.

Проект на тему  подарок к 23 февраля. Работа в группах

Проект на тему. «Подарок для любимого учителя» Работа в группах.

Изготовление именного подарка. Практическая работа.

Подарок к Рождеству Христову. Практическая работа

3.Тематическое планирование курса

                                                                 5 класс ( 34ч.)

№ п/п

Наименование разделов

Кол- во часов

Характеристика деятельности обучающихся

Человек в мире людей

3

1. Ценить и принимать следующие базовые ценности:  «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья».

2. Уважать  свою семью,  своих родственников, окружающих людей в школе и вне ее.

3.Определять цель выполнения заданий

во внеурочной деятельности,

в жизненных ситуациях под руководством учителя.

4.  Участвовать в диалоге на занятии и в жизненных ситуациях.

5. Соблюдать  нормы речевого этикета3. Слушать и понимать речь других.

Удиви сувениром

10

1..Самостоятельно организовывать свое рабочее место.

2.Следовать режиму организации  внеучебной деятельности.

3.Соотносить выполненное задание  с образцом, предложенным учителем.

4. Сравнивать  и группировать предметы, объекты  по нескольким основаниям; находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленном правилу.

Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

 

Иду в гости и приглашаю гостей

10

1.Оценка жизненных ситуаций  и поступков  одноклассников и близких людей с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей, ценностей гражданина России.

2.Сопоставлять  и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет).

3.Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных

4.Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде

Подарок к празднику

11

1.Планировать предстоящую практическую работу с помощью учителя. Исследовать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых изделий с помощью учителя. 2.Оценивать результат деятельности: проверять изделие в действии, корректировать при необходимости его конструкцию и технологию изготовления.            3.Организовывать свою деятельность: подготавливать свое рабочее место, рационально размещать материалы и инструменты, соблюдать приемы безопасного и рационального труда. Работа с инструментами и приспособлениями.

4.Практическая деятельность: изготовление сувениров, подарков

Итого

34


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа факультативного курса по математике "Коррекция вычислительных навыков" для специальных (коррекционных) классов VII вида (6 класс)

Рабочая программа рассчитана на преподавание 1 час в неделю, составлена для специальных (коррекционных) классов VII вида. Содержит разделы: пояснительная записка, планируемые результаты освоения курса...

“ФОРМИРУЯ НАВЫКИ ГИБКОСТИ И РАСТЯЖЕНИЯ” Рабочие инструкции учителя

В этом материале речь пойдет о специальных физических упражнениях, а конкретно о гибкости и растяжении (стрейчинг).   Для акробатов и для спортсменов всех видов гимн...

рабочая программа "Развитие графических навыков"

Рабочая программа для проведения дополнительных заданий по черчению...

Образовательная рабочая программа занятий кружка для учащихся средней общеобразовательной школы "Стрелковое оружие, первичные навыки обращения с ним"

Занятия по курсу могут проводиться совместно с юношами и девушками.При реализации программы основное внимание уделяется на выработку у учащихся практических навыков по безопасному обращению с оружием ...

Формирование навыков самообслуживания, бытовых навыков и социальных навыков на индивидуальных логопедических занятиях у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Самообслуживание - это взаимодействие личности с окружающим миром. Оно не ограничивается лишь накоплением чувственных представлений о действительности, обогащением жизненного опыта, а включает и ...