Использование интерактивных технологий в воспитательном процессе кадетских корпусов
статья (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Тузова Елена Константиновна

Первостепенная задача образования и воспитания в кадетских военных корпусах - не просто дать воспитаннику основные знания, но и обеспечить для него базовые условия для адаптации в социуме в будущем, воспитать склонность к самообразованию.

Современную образовательную систему характеризуют:

небольшие сроки обучения и воспитания,

большой объем информации,

серьезные требования к уровню знаний, навыков и умений воспитанников.

Основная задача нынешнего преподавателя и воспитателя в кадетских военных корпусах – организовать процесс обучения и воспитания так, чтобы кадету было интересно. Процесс должен быть динамичным, развивающим и современным. Спасательным кругом для преподавателей и воспитателей кадетских корпусов стали интерактивные технологии.

Сегодня информационные и коммуникационные технологии проникают во все сферы системы образования и воспитания. К этому ведет глобальная информатизация общества, использование новейшей компьютерной техники и современного программного обеспечения в учебных заведениях, формирование международных и государственных программ, направленных на информатизацию образования.

Большинство российских преподавателей и воспитателей, работающих в кадетских корпусах, сейчас признают необходимость использования современных информационных технологий, которые можно применять не только на уроках, но и во внеурочное время (электронные книги, ноутбуки, телеконференции, мультимедиа, электронную почту, интерактивные доски). В настоящее время учебный и воспитательный процесс сформирован иначе, чем несколько лет назад. Увеличился объем самостоятельной работы, количество лабораторных и практических уроков, которые имеют исследовательский характер. Также распространены и воспитательные мероприятия во внеурочное время. Появление интерактивных технологий в учебном и воспитательном процессе ведет к изменению обычных функций преподавателя и воспитателя, которые теперь выступает в роле исследователя, организатора и помощника-консультанта.

ЧТО ПОНИМАЕТСЯ ПОД  ИНТЕРАКТИВНЫМИ ТЕХНОЛОГИЯМИ?

Понятие «интерактивные технологии» появилось сравнительно недавно. Интерактивные образовательные технологии предполагают взаимообучение, взаимовоспитание, взаимопознание, четко выстроенную ответную связь между воспитанником и преподавателем, воспитанником и воспитателем, взаимный обмен информацией между ними. Иными словами, преподаватель и воспитатель в кадетских корпусах  не просто объясняет и исправляет ошибки в работе воспитанника, а ведет диалог с ним, который задает вопросы, делится идеями и пр.

Выделяют три режима информационного обмена.

Экстрактивный режим: информация направлена от преподавателя или воспитателя к обучающемуся; она движется вокруг него, не проникая внутрь. В этом случае воспитанник  играет роль пассивного обучаемого. Данный режим применяют во время урока и во время внеклассного мероприятия в традиционных технологиях, таких как лекция. Экстрактивный режим является пассивным, не вызывая активности у самого обучающегося.

Интерактивный режим: информация направлена на воспитанника или группу воспитанников, стимулируя их активную мозговую деятельность. В данном режиме, они становятся исследователями самих себя. Интерактивный режим используется в основном воспитателями во время самоподготовки  для самостоятельной деятельности воспитанников, самовоспитания, самообучения, саморазвития.

Интерактивный режим: в данном случае информация проникает в сознание обучающегося, стимулируя деятельность его мозга, и вызывает ответную реакцию. Потоки информации чередуются в направлении или имеют встречный характер: один поток исходит от преподавателя или воспитателя, другой – от воспитанника. Этот режим используется в интерактивных технологиях.

При использовании данных технологий преподаватель на уроках, а  воспитатель во время внеклассных мероприятий только организовывает, предлагает проблемы для совместного решения, моделируя реальные ситуации из жизни, используя ролевые игры. Подобная организация образовательного и воспитательного процесса обеспечивает эффективное познавательное общение, позволяет организовать условия для переживания воспитанниками успеха, избавляет их от страхов и комплексов.

Современное образование в кадетских корпусах требует от обучающего не просто получать знания, но и уметь применять их на практике, а также на базе полученной информации создавать нечто новое. Этих целей можно достичь, только используя методы обучения и воспитания, которые делают обучающихся активными участниками обучающего процесса. Эта возможность появилась только лишь с внедрением современных интерактивных технологий в образовательный процесс.

 

 
 image

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОСНОВНЫМИ ЗАДАЧАМИ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ЯВЛЯЮТСЯ:

поддержка активности обучающегося;

проявление интереса к учебной деятельности у обучающихся;

раскрытие многообразия точек зрения;

соединение теории и практики в одном процессе;

эффективное усвоение учебного материала;

самостоятельный поиск вариантов решения задания (выбор одного из предложенных или нахождение собственного и его обоснование);

взаимодействие между участниками, обучение работать в команде, проявление терпимости к любой точке зрения, уважение права каждого на свободу слова;

формирование собственного мнения;

получение жизненных и профессиональных навыков.

 

Описание: img6.jpg

ДОСТОИНСТВА ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ В КАДЕТСКИХ КОРПУСАХ:

обучение и воспитание является персональным, учитываются особенности личности каждого воспитанника, его интересы,  его способности, возможности и потребности;

появляется возможность в кратком виде представить необходимый объем учебной информации или информации во время воспитательного мероприятия;

происходит улучшение визуального восприятия, упрощение процесса усвоения предлагаемого материала на уроках и во время внеклассных мероприятиях;

усиливается познавательная активность воспитанников, они получают теоретические знания и практические навыки.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Использование интерактивных технологий является наиболее эффективным способом, который способствуют обучению учеников. Они основаны на принципах взаимосвязи, активности обучаемых, опоре на совместный опыт группы, обязательной обратной связи. При этом формируется среда образовательного общения, характеризующаяся взаимодействием, открытостью участников, равенством их точек зрения, возможностью взаимной оценки и контроля. Учебный процесс, опирающийся на обучение с использованием интерактивных технологий, создается с учетом включенности всех участников группы в процесс познания. Общая деятельность говорит о том, что каждый вносит свой собственный вклад, в процессе работы идет взаимообмен знаниями, мнениями, идеями и способами достижения нужного результата.

Интерактивные технологии - система правил взаимодействия преподавателя и учащихся. Взаимодействие проходит в форме проблемных ситуаций и учебных игр, которые обеспечивают педагогически эффективное познавательное общение.

Самостоятельная познавательная и мыслительная деятельность учащихся есть главное средство развития личности ученика. Она позволяет сформировать у учащихся навыки самопознания, ориентации в большом потоке информации. Использование интерактивных технологий – наилучший путь для активизации деятельности учащихся в образовательном процессе.

 

 

 

 

 

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЯ

 

Добрынина Т.Н., Гуляевская Н.В. Интерактивные технологии обучения в условиях педагогических инноваций.//Медицина и образование в Сибири.-2015.-№5.

Метод проектов на уроках. //Школьные технологии.-2009.-№ 6.

Мухина С.А., Соловьева А.А. Нетрадиционные педагогические технологии в обучении.- Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 2011.-384с.

Использование интерактивных технологий в образовательном процессе.// Педагогическое мастерство: материалы Междунар. научн. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). — М.: Буки-Веди, 2012. — С. 300-301.

http://www.polymedia.ru/o-kompanii/stati/interakti...

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx200.88 КБ

Предварительный просмотр:

Использование интерактивных технологий

в воспитательном процессе кадетских корпусов

Первостепенная задача образования и воспитания в кадетских военных корпусах - не просто дать воспитаннику основные знания, но и обеспечить для него базовые условия для адаптации в социуме в будущем, воспитать склонность к самообразованию.

Современную образовательную систему характеризуют:

небольшие сроки обучения и воспитания,

большой объем информации,

серьезные требования к уровню знаний, навыков и умений воспитанников.

Основная задача нынешнего преподавателя и воспитателя в кадетских военных корпусах – организовать процесс обучения и воспитания так, чтобы кадету было интересно. Процесс должен быть динамичным, развивающим и современным. Спасательным кругом для преподавателей и воспитателей кадетских корпусов стали интерактивные технологии.

Сегодня информационные и коммуникационные технологии проникают во все сферы системы образования и воспитания. К этому ведет глобальная информатизация общества, использование новейшей компьютерной техники и современного программного обеспечения в учебных заведениях, формирование международных и государственных программ, направленных на информатизацию образования.

Большинство российских преподавателей и воспитателей, работающих в кадетских корпусах, сейчас признают необходимость использования современных информационных технологий, которые можно применять не только на уроках, но и во внеурочное время (электронные книги, ноутбуки, телеконференции, мультимедиа, электронную почту, интерактивные доски). В настоящее время учебный и воспитательный процесс сформирован иначе, чем несколько лет назад. Увеличился объем самостоятельной работы, количество лабораторных и практических уроков, которые имеют исследовательский характер. Также распространены и воспитательные мероприятия во внеурочное время. Появление интерактивных технологий в учебном и воспитательном процессе ведет к изменению обычных функций преподавателя и воспитателя, которые теперь выступает в роле исследователя, организатора и помощника-консультанта.

ЧТО ПОНИМАЕТСЯ ПОД  ИНТЕРАКТИВНЫМИ ТЕХНОЛОГИЯМИ?

Понятие «интерактивные технологии» появилось сравнительно недавно. Интерактивные образовательные технологии предполагают взаимообучение, взаимовоспитание, взаимопознание, четко выстроенную ответную связь между воспитанником и преподавателем, воспитанником и воспитателем, взаимный обмен информацией между ними. Иными словами, преподаватель и воспитатель в кадетских корпусах  не просто объясняет и исправляет ошибки в работе воспитанника, а ведет диалог с ним, который задает вопросы, делится идеями и пр.

Выделяют три режима информационного обмена.

Экстрактивный режим: информация направлена от преподавателя или воспитателя к обучающемуся; она движется вокруг него, не проникая внутрь. В этом случае воспитанник  играет роль пассивного обучаемого. Данный режим применяют во время урока и во время внеклассного мероприятия в традиционных технологиях, таких как лекция. Экстрактивный режим является пассивным, не вызывая активности у самого обучающегося.

Интерактивный режим: информация направлена на воспитанника или группу воспитанников, стимулируя их активную мозговую деятельность. В данном режиме, они становятся исследователями самих себя. Интерактивный режим используется в основном воспитателями во время самоподготовки  для самостоятельной деятельности воспитанников, самовоспитания, самообучения, саморазвития.

Интерактивный режим: в данном случае информация проникает в сознание обучающегося, стимулируя деятельность его мозга, и вызывает ответную реакцию. Потоки информации чередуются в направлении или имеют встречный характер: один поток исходит от преподавателя или воспитателя, другой – от воспитанника. Этот режим используется в интерактивных технологиях.

При использовании данных технологий преподаватель на уроках, а  воспитатель во время внеклассных мероприятий только организовывает, предлагает проблемы для совместного решения, моделируя реальные ситуации из жизни, используя ролевые игры. Подобная организация образовательного и воспитательного процесса обеспечивает эффективное познавательное общение, позволяет организовать условия для переживания воспитанниками успеха, избавляет их от страхов и комплексов.

Современное образование в кадетских корпусах требует от обучающего не просто получать знания, но и уметь применять их на практике, а также на базе полученной информации создавать нечто новое. Этих целей можно достичь, только используя методы обучения и воспитания, которые делают обучающихся активными участниками обучающего процесса. Эта возможность появилась только лишь с внедрением современных интерактивных технологий в образовательный процесс.

ОСНОВНЫМИ ЗАДАЧАМИ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ЯВЛЯЮТСЯ:

поддержка активности обучающегося;

проявление интереса к учебной деятельности у обучающихся;

раскрытие многообразия точек зрения;

соединение теории и практики в одном процессе;

эффективное усвоение учебного материала;

самостоятельный поиск вариантов решения задания (выбор одного из предложенных или нахождение собственного и его обоснование);

взаимодействие между участниками, обучение работать в команде, проявление терпимости к любой точке зрения, уважение права каждого на свободу слова;

формирование собственного мнения;

получение жизненных и профессиональных навыков.

img6.jpg

ДОСТОИНСТВА ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ В КАДЕТСКИХ КОРПУСАХ:

обучение и воспитание является персональным, учитываются особенности личности каждого воспитанника, его интересы,  его способности, возможности и потребности;

появляется возможность в кратком виде представить необходимый объем учебной информации или информации во время воспитательного мероприятия;

происходит улучшение визуального восприятия, упрощение процесса усвоения предлагаемого материала на уроках и во время внеклассных мероприятиях;

усиливается познавательная активность воспитанников, они получают теоретические знания и практические навыки.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Использование интерактивных технологий является наиболее эффективным способом, который способствуют обучению учеников. Они основаны на принципах взаимосвязи, активности обучаемых, опоре на совместный опыт группы, обязательной обратной связи. При этом формируется среда образовательного общения, характеризующаяся взаимодействием, открытостью участников, равенством их точек зрения, возможностью взаимной оценки и контроля. Учебный процесс, опирающийся на обучение с использованием интерактивных технологий, создается с учетом включенности всех участников группы в процесс познания. Общая деятельность говорит о том, что каждый вносит свой собственный вклад, в процессе работы идет взаимообмен знаниями, мнениями, идеями и способами достижения нужного результата.

Интерактивные технологии - система правил взаимодействия преподавателя и учащихся. Взаимодействие проходит в форме проблемных ситуаций и учебных игр, которые обеспечивают педагогически эффективное познавательное общение.

Самостоятельная познавательная и мыслительная деятельность учащихся есть главное средство развития личности ученика. Она позволяет сформировать у учащихся навыки самопознания, ориентации в большом потоке информации. Использование интерактивных технологий – наилучший путь для активизации деятельности учащихся в образовательном процессе.

БИБЛИОГРАФИЯ

Добрынина Т.Н., Гуляевская Н.В. Интерактивные технологии обучения в условиях педагогических инноваций.//Медицина и образование в Сибири.-2015.-№5.

Метод проектов на уроках. //Школьные технологии.-2009.-№ 6.

Мухина С.А., Соловьева А.А. Нетрадиционные педагогические технологии в обучении.- Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 2011.-384с.

Использование интерактивных технологий в образовательном процессе.// Педагогическое мастерство: материалы Междунар. научн. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). — М.: Буки-Веди, 2012. — С. 300-301.

http://www.polymedia.ru/o-kompanii/stati/interaktivnye-tekhnologii-v-obrazovanii/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование интерактивной доски в процессе обучения" Дирчин С.А.

Интерактивные доски могут пригодиться не только на уроках, но и на различных методических советах, совещаниях. Сохраняйте все ваши записи, ведь вам обязательно захочется рассказать другим п...

Проект Использование интерактивной доски в процессе проведения комбинированного урока по математике: «Делимость чисел».

Считаю целесообразным применять интерактивную доску  при отработке навыков решения задач.  Удобно использовать замечательный инструмент Шторка, который используется для скрытия части доски. ...

Использование интерактивной доски в процессе обучения школьников (в курсе биологии)

Использование интерактивной доски в процессе обучения школьников (в курсе биологии) ...

КУРСОВАЯ РАБОТА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДИК В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ КУРСА «СЕВАСТОПОЛЕВЕДЕНИЕ»

КУРСОВАЯ РАБОТА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДИК В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ КУРСА «СЕВАСТОПОЛЕВЕДЕНИЕ»...

Использование интерактивных методов в процессе обучения детей с ОВЗ в массовых классах

Первое, что должен сделать учитель для того, чтобы помочь адаптироваться детям с особенностями развития в общеобразовательной школе – это создание психологически комфортной образовательной среды....

Доклад: «Использование ИКТ в воспитательном процессе, как средства коррекции познавательных процессов на занятиях по краеведению»

Современное человечество включилось в общеисторический процесс, называемый информатизацией.Необходимость использования компьютерных технологий в воспитании очевидна и неоспорима. Воспитательный  ...