КУРСОВАЯ РАБОТА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДИК В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ КУРСА «СЕВАСТОПОЛЕВЕДЕНИЕ»
опыты и эксперименты по краеведению (8 класс) на тему

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДИК В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ КУРСА «СЕВАСТОПОЛЕВЕДЕНИЕ»

                                                                                                                    

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kraevedenie.docx36.35 КБ

Предварительный просмотр:

СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ ГОРОДСКОЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИНСТИТУТ ПОСЛЕДЕПЛОМНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КУРСОВАЯ РАБОТА

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДИК В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ КУРСА «СЕВАСТОПОЛЕВЕДЕНИЕ»

                                                                                                                     

                                                                                                                     

Слушатель курсов повышения квалификации:

учитель Высшей квалификационной категории ,

учитель-методист средней школы № 29

Акинфиева Галина Владимировна

Научный руководитель:

методист ИПО

Поливянная Е.М.

СЕВАСТОПОЛЬ

2012

СОДЕРЖАНИЕ:

1.Введение. Компоненты патриотизма……………………………….1

2. Краеведческая работа как форма

патриотического воспитания………………………………………..2-3

3. Интерактивные методы обучения……………………………….4-5

4. Конспект открытого урока « Их имена в истории Тавриды».

( Русско-турецкие войны 18 века)…………………………………..6-8

5.Приложение. А.В.Суворов в Крыму (ролевая игра)….………9-12

6. Используемая литература…………………………………….……13

Детство - каждодневное открытие мира,

 и поэтому надо сделать так,

чтобы оно стало, прежде всего,

познанием человека и Отечества,

их красоты и величия.

                                           В. А. Сухомлинский

1.ВВЕДЕНИЕ. КОМПОНЕНТЫ ПАТРИОТИЗМА

В последние годы особенно неуклонно возрастает роль краеведения. Краеведение лучше других отраслей знания способствует воспитанию патриотизма, любви к родному краю, формированию общественного сознания. Ведь краеведение - всегда «краелюбие». Для учащихся севастопольских школ – курс «Севастополеведение».

Знание своего края, его прошлого и настоящего необходимо для непосредственного участия в его преобразовании, поскольку родной край - живая, деятельная частица великого мира. Краеведение рождает чувство патриотизма - глубокой любви к Родине.

КОМПОНЕНТЫ ПАТРИОТИЗМА

- содержательный компонент - овладение детьми доступным их возрасту объёмом представлений и понятий об окружающем мире: истории страны, культуре, традициях народа, природе родного края;

- эмоционально-побудительный компонент - переживание личностью положительного эмоционального отношения к усваиваемым знаниям, окружающему миру, проявление интереса к этим сведениям;

- деятельный компонент - реализация эмоционально прочувствованных и осознанных знаний в деятельности, наличие комплекса нравственно-волевых качеств, развитие которых обеспечивает действенное отношение к окружающему.

1

2. Краеведческая работа как форма патриотического воспитания

Основными задачами, которые решаются в ходе учащихся курса «Севастополе ведение»:

- расширение и углубление представлений и понятий учащихся о Родине;

- воспитание чувства любви и привязанности к родному краю, стране, уважения и гордости за свой народ, его                                историю, культуру;

развитие интереса, потребности в обществоведческих сведениях, эмоционально-положительного отношения к окружающему;

- формирование стремления и готовности отразить полученные знания в деятельности.

Патриотическое воспитание учащихся начинается с познания Малой Родины, с познания запахов пряных степных трав, таинственного дыхания морских глубин, пения жаворонка в поднебесье. Не случайно ведь в дореволюционной России в школьных программах существовал предмет «Родиноведение», который позднее был переименован в «Краеведение».

В толковом словаре В.И. Даля: «Краеведение — это совокупность знаний (исторических, -~ географических и т. п.) об отдельных местностях или в целом страны, это всестороннее изучение своей местности — природы, хозяйства, истории, быта людей — преимущественно местными школами».

Школьное краеведение, являясь одним из направлений общего краеведения, есть важнейший фактор нравственного, интеллектуального, эстетического воспитания подрастающего поколения. Любой школьник, интересующийся краеведением, может выбрать себе занятие по душе. Различают следующие направления краеведческой работы: географическое, художественное, историческое, литературное, экологическое.

Предметом внимания краеведов-историков является история городов, поселков, отдельны зданий, выдающихся личностей, предприятий, школ, социальных процессов и явлений…

2

Основными источниками краеведческой информации являются:

- периодическая печать (газеты, журналы, альманахи);

- художественная литература (но нужно помнить, что не каждый писатель-художник достоверно отражает действительность);

- архивные фонды;

- фонды музеев;

- всякого рода планы и карты;

- материальные следы культуры (произведения скульптуры, живописи, архитектуры);

- материалы статистики;

- устные свидетельства старожилов. Основные принципы краеведческой работы:

- системный подход;

- предельная достоверность фактов;

- синхронность отдельных направлений поиска (например, искусство или природу края нельзя рассматривать исторического контекста).

Формы краеведческой работы — урочная и внеурочная, как активная (сам поиск, туризм, полевая работа) и пассивная (отработка полевых материалов, экскурсионное обслуживание в школьных музеях). Внеурочная краеведческая работа — это поисковые экспедиции, туризм, краеведческие теоретические кружки, тематические вечера, конкурсы, олимпиады, пленэр (живописные этюды с натуры).

Качество и объем краеведческой работы, увлеченность детей и масштабы их деятельности во многом определяет личность учителя. Нельзя рассчитывать на успех, если относиться к работе формально, без особой личной заинтересованности. Дети ведь сразу почувствуют казенный привкус в общении.

Практика показывает, что только целенаправленная работа в семье, живое родительское общение с детьми с учётом их возраста помогают воспитывать у сыновей и дочерей чувства патриотизма, используя богатейшие возможности произведений литературы и искусства.

3

3. Интерактивные методы обучения.

Современная педагогическая наука по-новому рассматривает содержание образования. В педагогической практике по-прежнему преобладают технологии информационного характера, в то время как объективные потребности общества делают актуальной проблему широкого внедрения развивающих и личностно ориентированных технологий. Это заказ общества сформировать социально-активную инициативную творческую личность, развивая природные задатки, склонности и индивидуальность каждого ученика. Поэтому необходимо выявить  наиболее оптимальные формы обучения, методы и приёмы, используемые на уроках севастополеведение для расширения кругозора школьников и их общей культуры на основе индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся.

Многие методические инновации связаны сегодня с применением интерактивных методов обучения. Слово «интерактив» образовано от слова «interact» (англ.), где «inter» - взаимный, «act» - действовать. «Интерактивность» означает способность взаимодействовать или находится в режиме диалога. Следовательно, интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение. Диалог возможен и при традиционных методах обучения, но лишь на линиях «учитель – ученик» или «учитель – группа учащихся». При интерактивном обучении диалог строится также на линиях «ученик – ученик» (работа в парах), « ученик – группа учащихся» (робота в группах) и т.д.

Интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности, когда учебный процесс протекает таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлечёнными п процесс познания, они не имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой индивидуальный вклад, идёт обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет учащимся не только получить новое знание, но и развивать свои коммуникативные умения: умение выслушивать мнение другого, взвешивать и оценивать различные точки зрения, участвовать в дискуссии, вырабатывать совместное решение. Значительны и воспитательные возможности интерактивных форм работы. Они способствуют установлению эмоциональных контактов между учащимися, приучают работать в команде, снимают нервную нагрузку школьников, помогая испытывать чувство защищённости, взаимопонимания и собственной успешности.

4

  1. Активные стратегии или методы кругового воздействия.

Характер взаимодействия преподавателя и учащихся меняется, хотя учитель и остаётся центральной частью занятия. Он остаётся главным и единственным источником информации и экспортом, но учащиеся не являются пассивными слушателями. Занятия не имеют жёсткой структуры, могут возникнуть дополнительные темы для обсуждения.

     

  1. Интерактивные стратегии или методы кругового взаимодействия.

Роль преподавателя резко меняется – перестаёт быть центральной, он лишь регулирует учебно-воспитательный процессы занимается его общей организацией. У учащихся появляются дополнительные источники информации. Важно, чтобы в работе группы были задействованы все её члены.

Основные принципы преподавания.

  • Сотрудничество обучаемых и обучающих ( обстановка взаимодействия и взаимной ответственности).
  • Эффективность стратегии преподавания ( применяемые на уроке методы определяются поставленными целями, особенностями и интересами преподавателя).
  • Стратегия преподавания должна быть целесообразной( метод должен работать на выполнение определённой задачи, а не применятся ради технологии).
  • Вариативность ( не следует очень часто злоупотреблять даже самым эффективным и успешным способом работы).
  • Творческий подход ( в методике нет окончательных правил).
  • Наличие алгоритма ( каждый метод должен иметь чёткую структуру его применения с обоснованием и тщательной проработкой всех этапов).
  • Демократичность ( уважение других точек зрения, мирное разрешение конфликтов, соблюдение прав человека).

Следует выделить несколько методов интерактивного обучения, активно используемых на уроках севастополеведения : «мозговой штурм», ролевая и деловая игра, дебаты, метод «Синквейна», «INSERT» (активное чтение), метод шести шляп, «чтение со стопами», методика сотрудничества («кооперативное обучение»), проектная деятельность.

Синквейн – это стихотворение, которое состоит из 5 строчек по определённым правилам.

1 строка – существительное (название темы);

2 строка – два прилагательных (определение темы);

3 строка – три глагола показывающие действия в рамках темы;

4 строка – фраза из 4 слов, сказывающая отношение автора к теме;

5 строка – вывод, завершение темы, выраженной любой частью речи.

Составление синквейна позволяет развивать творческое мышление, выразить своё отношение к изучаемой теме, сформулировать чёткое представление о той или иной позиции.

5

4. Конспект открытого урока систематизации и обобщения знаний с элементами ролевой игры.

 «Их имена в истории Тавриды».(Русско-турецкие войны

18 века)

Цель урока:

- систематизировать и обобщить знания об исторических деятелях, связанных с решением вопроса о присоединении Крыма к России;

- показать из роль в присоединении Крыма и России;

- заинтересовать учащихся судьбами выдающихся людей;

- побудить у учащихся желание самостоятельно изучать историю родного края;

- формировать у учащихся навыки работы с картой, «линией времени», кроссвордами;

- совершенствовать у учащихся навыки работы с учебным пособием, понятиями, картой;

Оборудование:

- карта «Русско-турецкие войны»;

- карта-схема «Условия Кючук - Кайнарджийского договора»;

- выставка книг; портреты А. В. Суворова, А. П. Румянцева, В. М. Долгорукого;

- газета «Исторические лица в борьбе за Крым»;

- кроссворд «Их имена в истории Тавриды»;

- документы «Кючук – Кайнарджийский мирный договор», «Манифест о присоединении Крыма к России» от 8 апреля 1783г.;

- индивидуальные задания («4-й лишний», «Союзники-противники»);

- пособие Алтабаева Е., Коваленко В. «Потомству в пример».

Актуализация и мотивация учебной деятельности учащихся.

Сегодня у нас необычный урок. Мы повторим тему «Русско-турецкая война» и поговорим о тех людях, которые прославились в этот период. Почему наш урок не обычный?

Мы отправимся в своеобразную галерею исторических портретов.

Запишем тему урока: Их имена в истории Тавриды. Русско-турецкие войны XVII ст.

Обратите внимание на слово Таврида.

Портреты нашей галереи написаны не красками, а самой историей.

Мы попытаемся создать словесные портреты, используя исторические документы, художественные произведения, легенды, предания, книги, которые являются главным источником знаний. Они представлены на выставке; есть в библиотеке, в интернете. И хотелось бы, чтобы итогом нашей роботы стало стремление прочитать эти и другие книги по истории родного края, найти информацию в интернете по нашей теме.

6

Повторение изученного материала

Повторить основные факты, связанные с рождением Тавриды:

Когда произошло решающее столкновение России и Турции? Чем оно завершилось?

Каковы условия Кючук – Кайнарджийского мира?

Какое событие произошло 8 апреля 1783 г.? Как стала называться область, образованная на территории Крымского ханства?

Попытайтесь сделать обобщающей вывод: - Какая важная для развития страны задача была решена в последней четверти XVIII в.?

Вывод:

Россия во второй половине XVIII века в ходе Русско-турецких войн завоевала выход в Черное море.

Учитель:

Решали эту задачу военачальники и политики, солдаты. Портреты государственных деятелей и полководцев, прославившихся в Русско-турецких войнах мы видим сегодня в наше время в нашей галерее.

- Как вы думаете, кому мы отведём 1 место в галерее? Почему?

- Как увековечена память А. В. Суворова в Севастополе? Какие памятные места связаны с А. В. Суворовым в Крыму?

Какие задачи стояли перед А. В. Суворовым?

Учитель:

Перенесёмся в 1778 год. Помогут в этом ребята, которые познакомились с рассказом «Так начинался Севастополь» ( в книге «Сто рассказов о Крыме»).

Задание перед прослушиванием:

- О какой задаче, стоящей перед А. В. Суворовым идёт речь в эпизоде?

- Какие военные способности при ее решении он обнаружил?

Место события – Ахтиарская бухта (как сейчас называется эта бухта?)

Время 1778

Ролевая игра «Суворов В Крыму» (Приложение №1).

Учитель:

Вспомним задание, которое вы получили перед просмотром эпизода:

- О какой задаче, стоящей перед А. В. Суворовым идёт речь в эпизоде?

- Какие военные способности при ее решении он обнаружил?

Кто может ответить?

7

Вывод:

Речь идёт о вытеснении турецкого флота из Ахтиарской бухты. А. В. Суворов проявил не только талант полководца, но и дипломатические способности.

Портрет А. В. Суворова станет более ярким, если вы познакомитесь с книгой О. Жилина «Суворов».

- Как вы можете назвать 1 пункт плана, первую остановку в нашей галерее?

-Запишите в тетради свой вариант или понравившийся вариант товарищей.

Учитель:

Следующий портрет – портрет генерала В. М. Долгорукого.

Консультантом по вопросу «Роль В. М. Долгорукого в рождении Тавриды» выступит _______________________

Задание классу: - Внимательно прослушайте и подумайте.

Почему князь М. В. Долгорукий, получил почётный титул «Крымский»?

Предложите варианты названия « пункта нашего плана.

Запишем в тетради.

Учитель:

Русско-турецкая война стала важным этапом в жизни ещё одного военного гения – М. И. Кутузова.

Что нам известно о крымских страницах его биографии?

Задание:

  1. Разобраться в значении новых слов.
  2. Подумать – как назовём 3 пункт плана?

Получение обратной информации:

Решение кроссворда «Их имена в истории»

Вывод:

Мы познакомились с портретами исторических личностей, связанных с историей Тавриды.

Подготовьте словесные портреты исторических деятелей, связанных с историей Тавриды.

Запишем домашнее задание.

8

5.Приложение №1. А. В. Суворов в Крыму (ролевая игра)

оборудование:

- «треуголка»;

- «подзорная труба»;

- бумага для написания рапортов и приказов;

- карта – план укрепления.

А. В. СУВОРОВ В КРЫМУ

Автор:

В жизни А. В. Суворова так много блистательных страниц, что биографы его обычно опускают – страницы крымские.

Мы остановимся на одном из эпизодов в биографии генералиссимуса, связанных с Крымом.

Обстановка в Крыму была тревожная. Турция всё ещё не могла поверить, что Крым она уже потеряла, что Россия уже вышла к морю. К тому самому Чёрному морю, к которому рвалась со времён Петра I.

Требовалось соблюсти интересы России без боевых действий, чтобы не быть втянутым в новую войну с Турцией. К ней Россия ещё не была готова.

П. А. Румянцев: (посыльному) → «Отпишите генералу Суворову»:

Не допускать высадки турецкого десанта. Действовать при этом исключительно мирными средствами, оставив оружие для последней крайности.

Посыльный (несёт письмо Суворову)

… Справится ли Суворов с такой задачей, где отважная дерзость должна уступить место осторожной гибкости?

Посыльный (возвращается)

П. А. Румянцев: (к посыльному):

Отпиши, любезный князю П. А. Потёмкину как господин Суворов не говорлив и не податлив, то не поссорился бы он с турками, а после и не подрались.

А. В. Суворов: (посыльному):

Пиши ответ фельдмаршалу «Что будут, если стамбульцы выгрузятся, укрепятся, моих внушениях угроз не внимут, внедрятся внутрь земли? Вооруженная рука то зло одна превозможет!»

Автор:

Задача у А. В. Суворова была сложная. Что же предпринял генерал? Он объехал и тщательно обследовал построенные ранее укрепления, затем А. В. Суворов отдаёт приказ.

9

А. В. Суворов: (посыльному):

Пишите приказ и инструкцию войскам:

Приказываю усилить укрепления между сухопутными войсками и кораблями, крейсирующими вдоль побережья, ввести систему сигнализации.

Обучить солдат умению отличать свои корабли от турецких. Уделить внимание улучшению отношений с местными жителями.

Автор:

Летом 1778 года османский флот из 170 судов вошёл в Ахтиарскую бухту. Перед А. В. Суворовым встала задача – заставить турок уйти, не применяя оружие. Нужно было действовать выдумкой дипломатической хитростью. Таланта такого рода современники в А. В. Суворове не подозревали. Однако он у него был.

7 июня 1778 года произошёл конфликт, который описывает А. В. Суворов в своём рапорте.

А. В. Суворов: (посыльному – Пиши рапорт)  

«Два донских казака после смены постов возвращались к своим кашам, когда их окликнули три турка и вероломно напали на них, убили и ограбили одного. Я потребовал от Гаджи-Мегмента найти и наказать убийц. Но адмирал умедлил с ответом. Затем я пригласил Шагин - Гирея верхом объехать берег. Я ещё раз осмотрел бухту, узкий вход из неё подсказал решение.

Автор:

Гаджи-Мегмет не торопился наказать виновных.

Следует приказ А. В. Суворова.  

А. В. Суворов: (рассматривая план бухты)

Ночью 15 июня начать скрытно земляные работы по обе стороны бухты. К рассвету работы прекратить.

10

6. Используемая литература:

А.В. Дерко  « Методика изучения материала культурологического содержания на уроке- экскурсии в 7 классе». Журнал «История в школах Украины» №4-2007 г.

С.В. Ладыченко  Новые методы изучения истории  «История в школах Украины» №11,12  2007г.

В.И.Поляков журнал «История в школах Украины» №7 2007 г.

Г.К. Селевко «Современные образовательные технологии» г. Москва 1998 г.

Л.В.Петрова  « Нетрадиционные формы преподавания истории»   г. Москва 1998 г.

Л.П.Борзова «Игры на уроке истории» г. Москва 2001г.

М.В.Короткова «Проведение игр и дискуссий еа уроке истории» г.Москва 2001г.

13


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование притч в процессе преподавания курса ОРКСЭ

Данный материал поможет при подготовке к уроку учителю, преподающему курс ОРКСЭ...

Использование притч в процессе преподавания курса ОРКСЭ

Данный материал поможет при подготовке к уроку учителю, преподающему курс ОРКСЭ...

Использование интерактивной доски в процессе обучения школьников (в курсе биологии)

Использование интерактивной доски в процессе обучения школьников (в курсе биологии) ...

"Использование проектной методики в процессе преподавания английского языка"

В  данной работе рассказано о применении проектной методики на уроках иностранного (английского) языка в  старшей школе. Приведены критерии оценивания работ....