Использование интерактивных методов в процессе обучения детей с ОВЗ в массовых классах
статья на тему
Первое, что должен сделать учитель для того, чтобы помочь адаптироваться детям с особенностями развития в общеобразовательной школе – это создание психологически комфортной образовательной среды. Т.Л.Лещинская, А.Н.Коноплева, Л.В. Сакович и др. рекомендуют использовать интерактивные приемы и методы обучения, позволяющие преодолевать изолированность детей с особенностями психофизического развития, развивать их коммуникативные навыки.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Использование интерактивных методов в процессе обучения детей с ОВЗ в массовых классах
В настоящее время в России насчитывается более 15 млн. лиц с отклонениями в развитии, что составляет около 11% населения страны. Из них 1 млн. 800 тыс. - дети (5% всей детской популяции) [1].
До настоящего времени в России существовало несколько видов обучения детей с ограниченными возможностями здоровья:
1.Спецшколы и интернаты - образовательные учреждения с круглосуточным пребыванием обучающихся, созданные в целях оказания помощи семье в воспитании детей, формирования у них навыков самостоятельной жизни, социальной защиты и всестороннего раскрытия творческих способностей детей.
2.Коррекционные классы общеобразовательных школ – форма дифференциации образования, позволяющая решать задачи своевременной активной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. Положительным фактором в данном случае является наличие у детей-инвалидов возможности участвовать во многих школьных мероприятиях наравне со своими сверстниками из других классов, а также то, что дети учатся ближе к дому и воспитываются в семье.
3.Домашнее обучение – вариант обучения детей-инвалидов, при котором преподаватели образовательного учреждения организованно посещают ребенка и проводят с ним занятия непосредственно по месту его проживания.
4. Дистанционное обучение – комплекс образовательных услуг, предоставляемых детям-инвалидам с помощью специализированной информационно-образовательной среды, базирующейся на средствах обмена учебной информацией на расстоянии (спутниковое телевидение, радио, компьютерная связь и т.п.). Для осуществления дистанционного обучения необходимо мультимедийное оборудование (компьютер, принтер, сканер, веб-камера и т.д.), с помощью которого будет поддерживаться связь ребенка с центром дистанционного обучения[5, с.374-377].
В результате обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в специальных условиях – конкурентность их на образовательном рынке низкая и тяга к продолжению образования невелика по сравнению с выпускниками обычных общеобразовательных школ. Большинство детей с ограниченными возможностями могут и должны обучаться в школе по месту жительства на равных началах с другими детьми, как это закреплено нормами Закона РФ ≪Об образовании≫ [ст. 5, п. 1.1. ст. 16].
Альтернатива такой системы – совместное обучение ребят с ограничениями физического развития и детей без инвалидности в обычных, общеобразовательных школах.
С 1 сентября 2013 г. наша страна стала учиться и жить по новому закону об образовании, принятому в конце 2012 года. В этом документе впервые в России на столь высоком уровне говорится об инклюзивном образовании. Оно дает ребятам с ограниченными возможностями здоровья шанс лучше осваивать накопленные человечеством знания и активнее общаться со сверстниками, максимально развивая данные от природы возможности, а нашему обществу — становиться более гармоничным и терпимым.
Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 года гласит: «Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей».
Следовательно, образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья теперь может быть организовано не только в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, но и совместно с другими обучающимися общеобразовательных организаций.
Инклюзивное (франц. inclusif – включающий в себя, от лат. include – заключаю, включаю), или включенное образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах.
В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности [5, с.374-377].
Первое, что должен сделать учитель для того, чтобы помочь адаптироваться детям с особенностями развития в общеобразовательной школе – это создание психологически комфортной образовательной среды.
Необходима спокойная рабочая обстановка на уроке. Обязательны беседы со школьниками о толерантности и уважении друг к другу на уроках в школе, на внеклассных занятиях.
Т.Л.Лещинская, А.Н.Коноплева, Л.В. Сакович и др. рекомендуют использовать интерактивные приемы и методы обучения, позволяющие преодолевать изолированность детей с особенностями психофизического развития, развивать их коммуникативные навыки[3, с.3-6].
Интерактивные приемы и методы с успехом применяются в классах интегрированного обучения. Этот выбор не случаен. Дело в том, что данная форма специального образования способствует преодолению изолированности детей с особенностями развития, а интерактивные приемы и методы обучения – одно из средств оптимизации учебно-воспитательного процесса в названных структурах. Интерактивные приемы и методы обучения используются для создания доброжелательно-оптимистической атмосферы, а также для активизации внутренних ресурсов и развития коммуникативных навыков учащихся.
Название этих методов и приемов происходит от английского термина «интеракция», что означает «взаимодействие» [2].
Интерактивное обучение – это обучение, погруженное в общение. При этом "погруженное" не означает "замещенное". Интерактивное обучение сохраняет конечную цель и основное содержание образовательного процесса.
Интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности. Она имеет в виду вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей - создание комфортных условий обучения, то есть условий, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения. Суть интерактивного обучения состоит в такой организации учебного процесса, при которой практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают.
В основе интерактивного обучения лежат идеи известных социологов Дж. Мида и Г. Блумера, считавших, что приспособление индивидов друг к другу происходит в рамках социального процесса, суть которого составляет взаимное действие людей друг на друга. Поведение индивида – это реакция на поведение другого индивида. Личность утверждается в процессе межличностного взаимодействия и общения.
Интерактивность выполняет важную функцию социализации учащихся. Интерактивный процесс воспроизводит «саму жизнь», участники проживают конкретное событие, которое спрессовано. Учащиеся в процессе интеракции приобретают социально значимые умения (вести переговоры, брать на себя инициативу, взаимодействовать в небольшой группе). Ученик приобретает социальную уверенность.
Можно сделать вывод о том, что интерактивные формы обучения способствуют созданию доброжелательно-оптимистической атмосферы, подавлению внутренней агрессии, развитию самоуважения ученика, выявлению и укреплению в ребенке положительного, приобщению к разнообразной деятельности на основе добровольности и сотрудничества. Интерактивные методы основываются на свободе выбора, обратной связи, непрерывном общении.
Библиографический список:
- Инклюзивное образование в России. Справка. deti.rian.ru›spravki/20110706/200144120.html
- Интегрированное обучение детей с особенностями психофизического развития: хрестоматия / авт.-сост.М.В. Швед. – Витебск: Издательство УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2007. – 157 с.
- Коноплева А.Н., Лещинская Т.Л. Теория и практика интегрированного обучения // Дэфекталогія. − 2001. − №2.
- Михальченко К. А. Инклюзивное образование – проблемы и пути решения / К. А. Михальченко // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012.
- Пугачев А. С. Инклюзивное образование [Текст] / А. С. Пугачев // Молодой ученый. — 2012. — №10.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Использование интерактивной доски в процессе обучения" Дирчин С.А.
Интерактивные доски могут пригодиться не только на уроках, но и на различных методических советах, совещаниях. Сохраняйте все ваши записи, ведь вам обязательно захочется рассказать другим п...
«Использование интерактивных методов и приемов обучения на уроках истории и общество-знания».
Анализ и практическая иллюстрация методов интерактивного обучения, активно используемые на уроках истории и обществознания. “мозговой штурм”, дискуссия, ролевая и деловая игра, метод “Синквейна”,...
Использование интерактивной доски в процессе обучения школьников (в курсе биологии)
Использование интерактивной доски в процессе обучения школьников (в курсе биологии)...
Использование интерактивных методов и форм обучения на уроках обществознания и экономики.
Представлена статья об опыте работы учителя обществознания. экономики....
«Использование интерактивных методов и средств обучения на уроках обществознания для формирования учебно-познавательной компетенции в рамках реализации ФГОС»
«Использование интерактивных методов и средств обучения на уроках обществознания для формирования учебно-познавательной компетенции в рамках реализации ФГОС»...
Использование интерактивных технологий в процессе обучения английскому языку как средство повышения мотивации школьников
В данной статье рассматриваются интерактивные технологии, использование которых приводит к повышению мотивации учащихся на разных этапах изучения иностранного языка....
Использование интерактивных технологий в процессах обучения и воспитания
Проникновение современных интерактивных технологий в сферу образования позволяет педагогам качественно изменить содержание, методы и организационные формы обучения. Целью этих технологий в образовании...