статья на тему "Роль игры в воспитании школьников"
статья
Предварительный просмотр:
« Роль игры в воспитании школьников »
Т.А. Скляренко
Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре.
Антон Семёнович Макаренко
Большинство детей, после занятий в школе остается в группе продленного дня. ГПД является важной формой воспитания детей. Организация группы продлённого дня актуальна практически для половины обучающихся школы. То есть родители и дети выбирают ГПД. И это неудивительно, так как ГПД многое даёт детям. Развитие творческих способностей, приобретение навыков самостоятельного обучения, гармонично спланированный досуг, формирование социально-значимых навыков, общение со сверстниками, которого лишены многие современные дети. Этот пробел эффективно восполняют школьные группы продлённого дня. К тому же, находясь в ГПД, дети защищены от вредного и неконтролируемого влияния улицы. Успешная работа в ГПД зависит, прежде всего, от того, насколько чётко и продуманно спланирована ее работа и правильно организован режим.
Одной из важных задач в работе с детьми является забота о том, чтобы часы, свободные от выполнения домашних заданий, заполнялись разумно, интересно. Задача воспитателя ГПД - увлечь детей интересным делом, дать выход энергии, предоставить возможность наиболее полно проявить себя, реализовать свои способности.
Для того, чтобы сделать досуг ребят посещающих ГПД насыщенным, интересным, разнообразным, важно уметь комбинировать и чередовать различные виды деятельности. То есть досуг должен включать в себя творческие занятия, активную игровую деятельность, коллективные и индивидуальные формы досуга. Цель досуговой деятельности ГПД - раскрыть потенциал детей, создать благоприятную психологическую атмосферу, научиться переключаться с одного вида деятельности на другой. С этой целью в работе с детьми используются различные формы организации досуга и разработаны разнообразные игровые программы, кружковая работа. Каждый день в работе с детьми используются игры. Игра заменяет ребятам труд. Она вводит ребенка в жизнь, общение с окружающими, способствует приобретению знаний, трудовых навыков, совершенствует двигательную активность. Д.Б. Эльконин говорил: «Игра представляет собой подготовку к дальнейшей деятельности».
Игра – один из основных видов деятельности детей. В любом возрасте игра является ведущей деятельностью, необходимым условием всестороннего развития детей и одним из основных средств их воспитания и обучения. В процессе игры создаются благоприятные условия для формирования, развития и совершенствования психических процессов ребёнка, формирования его личности.
Игры используются разные: подвижные, настольные, музыкальные, дидактические, познавательные, интеллектуальные, творческие. Они способствуют развитию мышления, воображения, воспитывают активность, сноровку, сообразительность, инициативу, умения постоять за себя. В ходе игры интересно и организованно проверяются, углубляются знания у детей, общая осведомленность и образованность. Игра для детей - важное средство самовыражения, проба сил. Она помогает сплотить детский коллектив, включает в активную деятельность детей замкнутых и застенчивых. В них воспитывается сознательная дисциплинированность, дети приучаются к соблюдению правил, справедливости, умению контролировать свои поступки, правильно и объективно оценивать поступки других.
Игра - важное средство воспитания. Воображаемая или реальная деятельность целенаправленно организуется воспитателем ГПД в коллективе воспитанников с целью отдыха, развлечения или обучения. В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его социальной практики, отношения с окружающими людьми и самим собой.
В ГПД дети рисуют, лепят, работают с бумагой, пластилином, конструктором. Играют в шахматы, шашки, лото, различные настольные игры. В современных условиях чрезвычайно важна задача воспитателя группы продленного дня: добиться того, чтобы наши дети выросли по возможности сознательными членами общества, инициативными, думающими.
В игре ребенок избавлен от ответственности за ошибки - это не урок, где все правильно или неправильно, где нельзя говорить «не знаю». В игровой деятельности дети получают навыки групповой работы, то есть происходит развитие коммуникативных способностей и создается радостное рабочее настроение, что тоже немаловажно в условиях длительного пребывания детей в школе.
Систематическую работу по развитию познавательных интересов и способностей очень трудно обеспечить на уроках, насыщенных учебным материалом. У воспитателей ГПД возможности гораздо шире: прогулки, экскурсии, спортивные часы, кружковая работа, клубные часы, время самоподготовки.
Разумное сочетание учебной и досуговой деятельности школьников в режиме работы ГПД, с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка, укрепляет нервную систему, повышает стрессоустойчивость. Поднимает их жизненный тонус, что содействует укреплению здоровья и выравниванию психики школьника
Дети с удовольствием посещают группу продленного дня.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья «Духовно-нравственные ценности в воспитании школьников»
Автор статьи рассматривает вопросы, связанные с формированием духовно-нравственной сферы школьников средствами английского языка. "Иностранный язык" как бы "беспредметен", он изучается как средство об...
Статья "Спортивно ориентированная направленность физического воспитания школьников как вектор взаимодействия физической культуры и спорта"
Необходимость комплексного решения проблем физического воспитания детей признака главной целью национальных программ в области здравоохранения до 2020. С начала 2000 годов в мире наметилась тенденция ...
Статья "Роль толерантности в процессе воспитания школьников".
В данной статье рассмотрены научные аспекты понятия толерантность. Отношение психологии и социологии к данному термину. Роль толерантности при формировании здорового детского коллектива....
Научно-методическая статья "Дифференцированный подход в физическом воспитании школьников"
Дифференцированный подход в физическом воспитании школьников заключается в определении учебных заданий учащимся основной и подготовительной медицинских групп, мальчикам (юношам), девочкам ...
Статья "Духовно-нравственное развитие и воспитание школьников"
В статье раскрываются особенности духовно-нравственного развития и воспитания школьников. Перечислены методы нравственного просвещения, даны некоторые рекомендации педагогам....
Статья ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ И ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ В ГПД – ВАЖНЫЙ КОМПОНЕНТ СОЦИАЛЬНОГО ЗАКАЗА ДЛЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Духовно-нравственное развитие и воспитание школьников в ГПД - важный компонент социального зауказа для образования...
Статья "Духовно-нравственное развитие и воспитание школьников"
Статья по теме !Духовно-нравственное развитие и воспитание школьников"...