статья на тему "Роль игры в воспитании школьников"
статья

Скляренко Татьяна Алексеевна

Статья для учителей и воспитателей группы проделенного дня. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gpd.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

« Роль игры в воспитании школьников »

Т.А. Скляренко

Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре.
Антон Семёнович Макаренко

 

  Большинство детей, после занятий в школе остается в группе продленного дня. ГПД является важной формой воспитания детей.  Организация  группы  продлённого дня  актуальна  практически для половины  обучающихся школы.  То есть родители  и дети  выбирают  ГПД.  И  это неудивительно, так  как  ГПД  многое  даёт  детям.  Развитие творческих способностей, приобретение навыков самостоятельного обучения, гармонично спланированный  досуг, формирование   социально-значимых навыков, общение со сверстниками, которого лишены многие  современные дети.  Этот пробел  эффективно восполняют школьные группы продлённого  дня.  К тому же, находясь в   ГПД, дети защищены от вредного и неконтролируемого влияния улицы.   Успешная работа в ГПД зависит, прежде всего, от того, насколько чётко и продуманно спланирована ее работа и правильно организован режим.

Одной из важных задач в работе с детьми является забота о том, чтобы часы, свободные от выполнения домашних заданий, заполнялись разумно, интересно. Задача  воспитателя ГПД - увлечь детей интересным делом, дать выход энергии, предоставить возможность наиболее полно проявить себя, реализовать свои способности. 

Для того, чтобы сделать досуг ребят посещающих ГПД  насыщенным, интересным, разнообразным,  важно  уметь комбинировать  и чередовать различные виды деятельности. То есть досуг должен включать в себя творческие занятия, активную игровую деятельность, коллективные и индивидуальные формы досуга.  Цель досуговой деятельности ГПД - раскрыть потенциал детей, создать благоприятную  психологическую атмосферу, научиться переключаться с одного вида деятельности на другой.  С этой целью в работе с детьми используются различные формы организации досуга и разработаны разнообразные игровые программы, кружковая работа. Каждый день в работе с детьми используются игры. Игра заменяет ребятам труд. Она вводит ребенка в жизнь, общение с окружающими, способствует приобретению знаний, трудовых навыков, совершенствует двигательную активность. Д.Б. Эльконин говорил: «Игра представляет собой подготовку к дальнейшей деятельности».

Игра – один из основных видов деятельности детей. В любом возрасте игра является ведущей деятельностью, необходимым условием всестороннего развития детей и одним из основных  средств их воспитания и обучения. В процессе игры создаются благоприятные условия для формирования, развития и совершенствования психических процессов ребёнка, формирования его личности.

          Игры используются разные: подвижные, настольные, музыкальные, дидактические, познавательные, интеллектуальные, творческие. Они способствуют развитию мышления, воображения, воспитывают активность, сноровку, сообразительность, инициативу, умения постоять за себя. В ходе игры интересно и организованно проверяются, углубляются знания у детей, общая осведомленность и образованность. Игра для детей - важное средство самовыражения, проба сил. Она помогает сплотить детский коллектив, включает в активную деятельность детей замкнутых и застенчивых. В них воспитывается сознательная дисциплинированность, дети приучаются к соблюдению правил, справедливости, умению контролировать свои поступки, правильно и объективно оценивать поступки других.    

Игра - важное средство воспитания. Воображаемая или реальная деятельность целенаправленно организуется воспитателем ГПД в коллективе воспитанников с целью отдыха, развлечения или обучения. В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его социальной практики, отношения с окружающими людьми и самим собой.

В ГПД дети рисуют, лепят, работают с бумагой, пластилином, конструктором. Играют в шахматы, шашки, лото, различные  настольные игры. В современных условиях  чрезвычайно важна задача воспитателя группы продленного дня:  добиться того, чтобы наши дети выросли по возможности сознательными  членами общества, инициативными, думающими. 

В игре ребенок избавлен от ответственности за ошибки - это не урок, где все правильно или неправильно, где нельзя говорить «не знаю».  В игровой деятельности  дети получают навыки групповой работы, то есть происходит развитие коммуникативных способностей и создается радостное рабочее настроение, что тоже немаловажно в условиях длительного пребывания детей в  школе.

Систематическую работу по развитию познавательных интересов и способностей очень трудно обеспечить на уроках, насыщенных учебным материалом.  У воспитателей ГПД возможности гораздо шире: прогулки, экскурсии, спортивные часы, кружковая работа, клубные часы,  время самоподготовки.

Разумное сочетание учебной и досуговой деятельности школьников в режиме работы ГПД, с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка, укрепляет нервную систему, повышает стрессоустойчивость. Поднимает их жизненный тонус, что содействует укреплению здоровья и выравниванию психики школьника

Дети с удовольствием посещают группу продленного дня.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Духовно-нравственные ценности в воспитании школьников»

Автор статьи рассматривает вопросы, связанные с формированием духовно-нравственной сферы школьников средствами английского языка. "Иностранный язык" как бы "беспредметен", он изучается как средство об...

Статья "Спортивно ориентированная направленность физического воспитания школьников как вектор взаимодействия физической культуры и спорта"

Необходимость комплексного решения проблем физического воспитания детей признака главной целью национальных программ в области здравоохранения до 2020. С начала 2000 годов в мире наметилась тенденция ...

Статья "Роль толерантности в процессе воспитания школьников".

В данной статье рассмотрены научные аспекты понятия толерантность. Отношение психологии и социологии к данному термину. Роль толерантности при формировании здорового детского коллектива....

Научно-методическая статья "Дифференцированный подход в физическом воспитании школьников"

Дифференцированный подход в физическом воспитании школьников  заключается в  определении учебных заданий учащимся основной и подготовительной медицинских групп, мальчикам (юношам), девочкам ...

Статья "Духовно-нравственное развитие и воспитание школьников"

В статье раскрываются особенности духовно-нравственного развития и воспитания школьников. Перечислены методы нравственного просвещения, даны некоторые рекомендации педагогам....

Статья ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ И ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ В ГПД – ВАЖНЫЙ КОМПОНЕНТ СОЦИАЛЬНОГО ЗАКАЗА ДЛЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Духовно-нравственное развитие и воспитание школьников в ГПД - важный компонент социального зауказа для образования...

Статья "Духовно-нравственное развитие и воспитание школьников"

Статья по теме !Духовно-нравственное развитие и воспитание школьников"...