Статья «Духовно-нравственные ценности в воспитании школьников»
статья по английскому языку по теме

Держурина Елена Николаевна

Автор статьи рассматривает вопросы, связанные с формированием духовно-нравственной сферы школьников средствами английского языка. "Иностранный язык" как бы "беспредметен", он изучается как средство общения и содержательно соприкасается с общечеловеческими ценностями. На конкретных примерах из опыта работы автор статьи показывает, как формировать мировоззренческие ориентиры, развивать духовно-нравственные основы детей, сохраняя воспитательный потенциал предмета.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл duhovno-nravstvennye_cennosti.docx31.25 КБ

Предварительный просмотр:

«Духовно-нравственные ценности в воспитании школьников»

        Формирование духовно-нравственных ценностей начинается в семье, продолжается в детских сообществах, творческих коллективах, в сфере массовой коммуникации, искусства и отдыха. Но наиболее последовательно и глубоко развитие духовно-нравственных основ личности ребёнка происходит в школе. Именно здесь сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, культурная, духовная жизнь детей. То, что школьник пережил и усвоил в детстве, имеет огромное педагогическое значение при переходе к подростковому возрасту, а затем к юности. В начале XXI века понимание духовных ценностей становится важным фактором развития общественного и национального самосознания. Каждый школьный предмет «Нашей новой школы» по сути является инструментом становления личностных качеств человека, его социальных и духовных ориентиров. Одним самых сильных по воздействию на духовно-нравственную сферу школьника учебных предметов всегда был и остаётся «Иностранный язык». Наш предмет имеет существенную особенность: он как бы «беспредметен», язык изучается как средство общения и содержательно «соприкасается» с общечеловеческими ценностями. На чём же основано традиционно сильное воздействие иностранного языка на мировоззрение, воспитание и характер школьника? Секрет кроется в мощном воспитательном потенциале этого школьного предмета. Большинство методистов, среди которых Е.И.Пассов, С.Ф.Шатилов, Р.В.Рогова, Ф.М.Рабинович, Б.Е.Сахарова, говорят о воспитательной специфике обучения иностранному языку как о главном предназначении предмета. Современный процесс обучения, построенный на коммуникативной основе с ориентацией на личность ученика, вносит существенный вклад в повышение гуманитарного содержания образования и формирует у ученика широкий гуманистический взгляд на мир, основанный на общечеловеческих ценностях. Согласно «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», основным содержанием духовно-нравственного развития и воспитания школьников являются базовые национальные ценности. Считаю, что иностранному языку принадлежит ведущая роль в воспитании гражданина России.

         Каждый урок английского языка строится на основе традиционных «источников» нравственности и человечности: Россия и патриотизм её многонационального народа, семья, служение Отечеству, уважение к труду и  творческому созиданию, любовь к родной земле, ценность знания, толерантность, эстетическое развитие и красота духовного мира человека,  способность  к сотрудничеству с представителями других стран и культур. Рассмотрим на конкретных примерах, как система работы учителя создаёт среду для духовно-нравственного развития и воспитания школьников.

          Иностранный язык, как ни странно это звучит, помогает постичь родной язык и отечественную культуру. На уроках, посвящённых роли английского языка как средства международного общения, я часто обращаюсь к детям с такими словами:  «Про достопримечательности Лондона знать нужно, но те, кто живёт в Британии, расскажут о них лучше. Английский язык нам нужен, прежде всего, чтобы поведать миру …» И мои ребята продолжают: « … о нас самих». На уроках мы учимся рассказывать о традициях, истории и культуре англоговорящих стран, чтобы суметь поведать о России и нашей национальной гордости: учёных, героях,   великих городах и захватывающих дух творениях искусства. В течение двух лет я со своими учениками занималась реализацией проекта «Большой туризм в маленьком городе». Он заставил подростков посмотреть на родной город свежим взглядом – взглядом человека, умеющего увидеть и оценить щедрость и гостеприимство жителей провинции, труд на родной земле, любовь земляков к спорту и народной культуре, умение хранить секреты народные промыслов и самим создавать немеркнущие рукотворные шедевры. В начале работы над проектом большая часть ребят сомневалась, а удастся ли им найти в маленькой Шахунье то, что могло бы привлечь потенциальных англоговорящих туристов. На защите совместного продукта уже никто не сомневался, что малым городам России уготована особая миссия – развивать провинциальный, экологический или агротуризм. Работая над составлением программы пребывания потенциальных иностранных туристов в нашем городе, участники проекта открыли для себя много мест, где обычные  подростки бывают нечасто: районный выставочный зал, экспозиции фольклорно-этнографического музея, выставку, посвящённую герою войны Дмитрию Комарову в музее школы № 1, носящей его имя.  Ребята даже провели опрос общественного мнения и с гордостью назвали «Семь чудес Шахуньи».

         Духовно-нравственное развитие школьника предполагает воспитание гражданских чувств. Применительно к изучению английского языка, это готовность человека к жизни в поликультурном обществе. В XXI веке не только крупный столичный город, но и такой маленький городок, как наш, может быть охарактеризован понятным всем «англичанам» выражением “melting pot of nations”. Как нам, таким разным, научиться жить по законам единой страны? Жизнь по правилам и общепринятым нормам начинается в школьные годы. Уроки по теме «Школьные правила», обмен мнениями и сочинение-размышление «Должны ли ученики носить школьную форму?», дискуссия «Как остановить школьных забияк» заставляют задуматься о порядке и необходимости соблюдения правил.

           «Семья» – это тема, на примере которой можно проследить преемственность работы по воспитанию духовно-нравственных ценностей на всех ступенях образования. Так, ученики начальной школы собирают «Портфолио», со страниц которого мы узнаём о близком окружении школьников. На уроках дети представляют свою семью, рассказывают об общих увлечениях – одним словом, учатся гордиться своими близкими. В основной школе главный акцент делается на поддержании семейных традиций, повседневных заботах семьи, распределении домашних обязанностей, общей заботе о здоровье, добрых взаимоотношениях и путях выхода из конфликта. Такие формы работы, как составление «Плана помощи по дому», подготовка и защита проектов «Семейные каникулы», «Наш дом», «Увлечения моей семьи», способствуют воспитанию любви, уважения и интереса к жизни семьи.

          В старших классах, в группах углублённого изучения английского языка, работая над темой «Семья в современном мире», школьники делятся своими размышлениями о семейном счастье и способах выстраивания хороших взаимоотношений с окружающими. Не остаются без внимания и серьёзные проблемы современной семьи (растущее количество разводов), а также тенденции к составлению брачного контракта. На уроках в старших классах я считаю своим долгом затронуть проблему здоровья. Нередко назидательный тон взрослых на уроках и внеклассных мероприятиях, посвящённых здоровью, вызывает у некоторых подростков улыбку («Опять учат, что нельзя курить и пить алкоголь…»), а у других – недовольство и даже возмущение («Сами как-нибудь разберёмся, что нам делать со своим здоровьем…»). На уроках английского языка мы говорим о семье как об источнике продолжения рода. Практически все старшеклассники единодушно приходят к пониманию того, зачем нам нужно сохранять здоровье. Ответ прост – чтобы передать его следующему, здоровому поколению и улучшить свой род!

        При изучении темы «Система социальной защиты» в 11 классе в группах базового уровня очень важными считаю уроки по теме «Как живут пожилые люди?». В календарно-тематическом плане, не скупясь, отвожу на эту тему больше уроков. Ребята получают задание собрать информацию о своих бабушках и дедушках: биографические данные, сведения об образовании и профессиях, которыми они заниматься на протяжении жизни, рассказы о семье (детях, внуках, правнуках), о поддержке государства в виде пенсий и льгот. Самым важным в этой теме является личностный результат – желание подростков навестить своих пожилых родственников и оказать им посильную помощь. Спасибо проекту: во время его подготовки появляется лишний повод перелистать старый семейный альбом, послушать семейные истории, рассказать бабушке и дедушке о своих школьных делах.

       Уроки и внеклассная работа («Неделя английского языка» в гимназии) воспитывают в детях чувство прекрасного, умение постигать красоту произведений живописи, музыки, литературы. Чтобы научить современных школьников, предпочитающих краткий язык SMS и Интернета, внимательному отношению к Слову, я использую приём перевода. Ребятам нравится переводить отрывки из произведений поэзии и прозы, «взвешивать» каждое слово в поисках лучшего способа передачи мысли на родном языке. Эстетическому развитию школьников способствуют уроки-виртуальные экскурсии. Многие ли из нас ходили по залам Лувра, Национальной галереи, Эрмитажа? Современные технологии дарят уникальную возможность для  просмотра видео и виртуального путешествия по крупнейшим выставочным залам мира, не покидая школьной парты. На средней и старшей ступенях образования страноведческий и культуроведческий  материал расширяется и приобретает не только информационный, но и воспитательный характер. Социокультурная компетенция школьников, формируемая в процессе работы над темами «Искусство» и «Литература», включает школьников в диалог культур, обогащает духовный мир человека, позволяет задуматься о смысле жизни, учит делать нравственный выбор.

         Отношению школьников к природе традиционно посвящено очень много уроков английского языка. Если в начальной школе дети учатся называть природные объекты и описывать красоту и разнообразие природы, то в основной школе особое внимание акцентируется на влиянии человека на окружающий мир и экологической ситуации на планете. Защита творческих проектов «Человек, спаси планету!», создание стенгазеты «Как живёшь, Земля?», написание эссе «Автомобили: «за» и «против», создание «дизайнерских» футболок с иллюстрациями и слоганами на экологическую тему – вот только малая часть того, чем занимаются мои ученики на уроках и внеклассных мероприятиях. Предлагаемые формы работы заставляют каждого ребёнка задуматься о судьбе нашего общего дома, о негативной роли Человека, который может не только созидать, но и, к сожалению, разрушать. Уроки английского языка учат детей принимать взвешенные решения, заботясь о настоящем и будущем Земли.

         Труд и творчество, стремление к истине, ценность знания – вот базовые понятия для любой учебной дисциплины. На уроках английского языка мы приобретаем знания о языке для достижения предметных результатов. Творческое применение полученных знаний способствует достижению метапредметных результатов, а именно: умению взаимодействовать с окружающими, планировать своё речевое и неречевое поведение, быть толерантным.  И, наконец, самым главным итогом изучения иностранного языка является воспитание духовно-нравственных качеств, что и делает человека человеком.

         Иностранный язык рассматривается как мощное средство воспитания человека, развития духовно-нравственных основ его взаимоотношений с окружающим миром и представителями разных культур. Однако в последнее десятилетие воспитательный потенциал иностранного языка имеет тенденцию к снижению. Школьники и педагоги часто оказываются в крайне противоречивой ситуации: с одной стороны, мы формируем высоконравственную личность  обучающегося, а с другой – нам предлагают «измерить» и оценить её … при помощи стандартного экзамена. Мне кажется, современные учителя должны хорошо понимать, что ГИА и ЕГЭ проверяют лишь функциональную грамотность и уровень развития коммуникативной компетенции школьника. Как «взвесить» все «плюсы» и «минусы» личности выпускника – об этом ещё долго будут вестись научные споры. Но каким образом не подменить настоящий урок иностранного языка   «штудирующей» работой с тестами? Как в погоне за высокими баллами Единого Государственного экзамена не растерять воспитательный потенциал предмета? Социокультурная направленность урока иностранного языка  находится под «угрозой» замены тестовыми материалами, где внимание обращается, прежде всего, на формат, а не на содержание. Традиционно любимое российскими школьниками и учителями чтение приобретает прагматический характер, так как  ученики мотивированы на чтение с целью практики в выполнении заданий экзаменационного формата. Всё меньше времени на уроке занимает чтение с последующим обсуждением прочитанного, драматизацией, выступлением от лица литературного героя, написанием отзыва. Всё это вызывает потребность в действиях, которые могли бы сбалансировать подготовку к итоговой аттестации и реализацию воспитательных целей на уроках английского языка. Даже на уроках подготовки к экзамену я стараюсь тщательно отбирать содержание, используя тексты социокультурной и воспитательной направленности, объединённые одной темой. На каждом уроке после выполнения одного-двух экзаменационных заданий я предлагаю своим ученикам задание творческого характера. Одним словом, призываю всех, работающих в «эпоху ЕГЭ», изменить отношение к предмету «Английский язык».  Урок должен давать школьнику мировоззренческие и личностные ориентиры, воспитывать его, развивать духовные и нравственные основы.

        Использованная литература:

Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Духовно-нравственное воспитание школьников в образовательном учреждении" (из опыта работы)

В вечном поиске положительного и доброго  мы, как правило, выходим  на блистательный  образец – общечеловеческие ценности и идеалы. Примером может служить наследие В.А. Сухомлинского, к...

Участие в работе III Международной научно-практической конференции "Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание школьников на уроках предметов гуманитарного цикла".

Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее...

Доклад "Организация духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания школьников"

В этом докладе отражены моменты работы по воспитанию школьников путём создания добровольческих отрядов, волонтёрской деятельности. Будет полезен для классных руководителей, организаторов....

Статья "Духовно-нравственное развитие и воспитание школьников"

В статье раскрываются особенности духовно-нравственного развития и воспитания школьников. Перечислены методы нравственного просвещения, даны некоторые рекомендации педагогам....

Доклад на тему: «Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание школьников в условиях реализации ФГОС»

Доклад на тему:«Духовно-нравственное игражданско-патриотическое воспитаниешкольников в условиях реализации ФГОС»...

Духовно-нравственное и гражданско -патриотическое воспитание школьников среднего звена на уроках литературы при изучении русского народного творчества

Статья написана для участия в работе IIIМеждународной научно-практической конференции "Духовно-нравственное и гражданско -патриотическое воспитание школьников"...

Дополнительная общеразвивающая программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания школьников "Мысли. Образы. Чувства"

Цель ДОП "Мысли. Образы. Чувства" - создание условий для успешного развития духовно-нравственных ценностных ориентаций у подростков средствами русской художественной литературы....