Научно-методическая статья "Дифференцированный подход в физическом воспитании школьников"
статья по физкультуре по теме

Колесников Владимир Владимирович

Дифференцированный подход в физическом воспитании школьников  заключается в  определении учебных заданий учащимся основной и подготовительной медицинских групп, мальчикам (юношам), девочкам (девушкам) с учетом их состояния здоровья, физического развития, физической и двигательной подготовлен­ности (условно можно разделить учеников на слабых, средних и сильных). При этом педагогическая работа учителя физической культуры направлена на выявление оптимальных путей реализа­ции содержания программы физического воспитания. Таким об­разом, дифференцированное обучение можно осуществлять при условии учета групповых и половых особенностей занимающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon differentsiatsiya_fizicheskogo_vospitaniya.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Дифференциация

физического

воспитания

Подготовил учитель  физической культуры

Колесников Владимир Владимирович

МБОУ «Березовская средняя школа»

Яшалтинский район

Республика Калмыкия

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Дифференцированный подход в физическом воспитании школьников  заключается в  определении учебных заданий учащимся основной и подготовительной медицинских групп, мальчикам (юношам), девочкам (девушкам) с учетом их состояния здоровья, физического развития, физической и двигательной подготовленности (условно можно разделить учеников на слабых, средних и сильных). При этом педагогическая работа учителя физической культуры направлена на выявление оптимальных путей реализации содержания программы физического воспитания. Таким образом, дифференцированное обучение можно осуществлять при условии учета групповых и половых особенностей занимающихся.

Осуществляется дифференциация в связи с распределением учащихся по данным врачебного осмотра на основную и подготовительную медицинские группы         

Медицинская группа

Характеристика группы

Организация занятий физическими упражнениями

Основная

Учащиеся без отклонений в состоянии здоровья, а также имеющие незначительные отклонения в состоянии здоровья при среднем физическом развитии и физической подготовленности      

Занятия физическими упражнениями в объеме программы физического воспитания. Участие во всех формах физкультурно-оздоровительной, воспитательной и общешкольной  работе по физической культуре и спорту. Участвуют в сдаче нормативов физической подготовленности в объеме программы.

Подготовительная

Ученики с незначительными отклонениями в состоянии здоровья, с недостаточным физическим развитием и физической, двигательной подготовленностью

Занятия в объеме программы физического воспитания при более длительном по времени освоении физических упражнений и развитии физических качеств. Могут посещать занятия в группе здоровья, физической подготовки, в кружке подвижных игр. По усмотрению врача и педагога имеет

место коррекция нормативных требований уровней физической подготовленности.

Кроме того, известно, что антропометрические размеры тела влияют на качество выполнения физических упражнений. Самые худшие результаты показывают полные ученики. На уровень физической подготовленности учащихся влияют темпы их физического развития. По данным А. Бойшвила1, более быстрые темпы роста антропометрических и соматометрических показателей девочек сказываются на приросте результатов в беге на 60 м, в прыжках в длину, (с места и с разбега) в сравнении с мальчиками, растущими медленно.

Для претворения в практику работы учителя дифференцированного подхода необходимо:

1) учитывать, в первую очередь, уровень физического развития, физической и двигательной подготовленности школьников, как наиболее объективные признака проявления
особенностей учащихся;

2) при проведении занятий физическими упражнениями интерпретировать программу физического воспитания с учетом реальных возможностей занимающихся;

3) осуществлять планирование материала программы физического воспитания, дифференцируя его с учётом особенностей различных групп занимающихся;

4) нормативные требования для учащихся сдвинуть в сторону реальных возможностей учеников и оценивать динамику в развитии физических качеств;

5) иметь в виду, что дифференцированный подход является ступенькой к индивидуализации физического воспитания школьников.

Таким образом, в рамках групповой дифференциации имеет место индивидуализация преподавания. Она может пониматься и как требование дидактического принципа доступности и индивидуализации.

Индивидуализация заключается в выделении учителем одной личности (нескольких учеников) в процессе физического воспитания, выявлении отличительных свойств ученика. Еще К. Д. Ушинский отмечал необходимость индивидуально подойти  к ребенку в процессе воспитания. На необходимость глубокого знания личности ученика указывал и П. Ф. Лесгафт. Выделяют три показателя индивидуализации:

1) отношение ученика к учению;

2) организацию учителем учебной работы;

3) усвоение знаний и навыков.

Второй показатель—организация учебной работы—наиболее значимый, так как полностью зависит от компетентности учителя в реализации индивидуальных особенностей в физическом воспитании учеников. Именно организация  учебной работы пронизывает процесс обучения  и развития школьников в направлении выявления и учета индивидуальных особенностей занимающихся.

Определение индивидуальных особенностей психики учащихся, создание соответствующих психологических условий на занятиях физическими упражнениями, а также умение сочетать групповую организацию занятий с индивидуальной работой школьников требует от учителя значительных знаний и педагогического мастерства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СОВРЕМЕННЫЕ ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ШКОЛЬНИКОВ

Наиболее характерной чертой современной концепции физического воспитания является смещение акцента в сторону повышения роли образовательной направленности как определяющего условия успешности формиров...

Личностно-ориентированный подход в процессе использования инновационных технологий физического воспитания школьников

žМетодологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредствам опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания...

Современные и инновационные подходы в физическом воспитании школьников.

Наиболее характерной чертой современной концепции физического воспитания является смещение акцента в сторону повышения роли образовательной направленности как определяющего условия успешности формиров...

Здоровье школьников и личностно ориентированный подход в физическом воспитании.

Ухудшение здоровья детей за время обучения в школе, является проблемой  которая требует осмысления и изменения форм организации процесса школьного обучения, с учетом меняющихся социальных, эконом...

целепологание и РЕАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА В ПРОЦЕССЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

Цель деятельности, будучи начальным моментом в управлении дидактическими процессами, выполняет в технологии реализации дидактических процессов по школьной физической культуре чрезвычайно важную функци...

«Методические проблемы индивидуального подхода по физическому воспитанию школьников, отнесенных к специальной медицинской группе»

   Цель: раскрыть необходимость индивидуализации при проведении занятий по физической культуре с учащимися, имеющими отклонения в состоянии здоровья. Показать основные методические пр...

РЕАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТНО- ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА В ПРОЦЕССЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ.

Приоритетная задача современной российской образовательной политики - создание условий для высокого качества образовательного процесса на основе сохранения его фундаментальности и соответствия перспек...