Классный час " Здоровье сгубишь-новое не купишь"
классный час (9 класс)
Развитие здоровой личности учащегося на основе формирования здорового образа жизни. Классный час разработан для подростков - девятиклассников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorove_sgubish-novoe_ne_kupish.doc | 73 КБ |
Предварительный просмотр:
- Классный час «Здоровье сгубишь - новое не купишь»
“Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и повреждений”.
(Всемирная организация здравоохранения)
“Надо, чтобы ум был здравым в теле здоровом”.
(Ювенал)
Цель: развитие здоровой личности учащихся на основе формирования здорового образа жизни.
Задачи:
- Выяснить, что такое “здоровье”.
- Раскрыть понятие здорового образа жизни.
- Показать морально-нравственные аспекты здорового образа жизни.
- Определить факторы, влияющие на здоровье.
- Помочь детям осознать свое отношение к здоровью и формированию личной ответственности за здоровый образ жизни.
- Уточнить представления учащихся о состоянии здоровья.
- Развивать творческие способности, память, внимание, познавательный интерес.
Оборудование урока: жетоны (три разного цвета на каждого ученика);
лист бумаги и ручка, таблица «Хронометраж недели»
доска (таблица “Факторы образа жизни”)
Предварительная подготовка: рисунки по теме «Здоровый образ жизни», пословицы на тему «Здоровье»
I.Вступление:
“Здравствуйте!” говорим мы при встрече друг другу, желая, в первую очередь здоровья, а уже потом всего остального. Мы можем менять свои костюмы, прически, но не можем менять себя. Организм нам дается один на всю жизнь. Очень важно это помнить и заботиться о нем . Надо помнить, что каждый кует свое здоровье сам.
Во время всероссийской детской диспансеризации (2003 г.) было обследовано 30 430 000 детей из разных городов и сел России. Выяснилось, что детское население здорово лишь на треть. Остальные дети находятся в группе риска (52%), а 16 % – серьезно больны. Самым неожиданным итогом диспансеризации стало то, что деревенские дети, которые живут в экологически благополучных условиях, обгоняют по количеству разнообразных болячек городских сверстников. Связано это с низкой доступностью здравоохранения на селе. Кроме того, по данным ЮНИСЕФ, ожидаемая продолжительность жизни родившихся в 2000 году россиян является одной из самых низких в постсоциалистических странах после Молдавии и Казахстана (намного ниже продолжительности жизни зарубежных сверстников).
Какие болезни чаще всего встречаются среди детей?
14 % – | болезни костно-мышечной системы (сколиоз) |
13 % – | заболевания органов пищеварения (язвы, гастриты) |
10 % – | проблемы зрения |
Сегодня у нас классный час на тему « Здоровье сгубишь - нового не купишь». Мы не просто выясним, что такое здоровье, но и научимся определять параметры своего здоровья, узнаем правила сохранения здоровья и факторы, влияющие на него. Рассмотрим формулу здоровья.
Что такое здоровье? (Прочитать эпиграф).
II.Факторы здоровья
Здоровье формируется под влиянием сложного комплекса внутренних факторов и внешних воздействий. Ученые провели исследование и сделали вывод: от чего зависит наше здоровье. Мы попробуем эти данные обобщить в виде формулы здоровья.
Формула здоровья (100%) = (10%) медицина + (20%) наследственность + +(20%) окружающая среда + (50%) образ жизни.
- Как вы думаете, какие из составляющих этой формулы зависят от самого человека? (Образ жизни).
Мы не будем с вами обсуждать факторы, не зависящие от нас. Поговорим об образе жизни. Сейчас часто можно слышать понятие «Здоровый образ жизни».
Что это такое? Образ жизни человека, его поведение и мышление, которое обеспечивает охрану и укрепление здоровья, называют здоровым образом жизни.
Какие факторы образа жизни влияют на состояние здоровья?
Краткая информация.
Питание
Правильно налаженное питание помогает сохранить здоровье и жизнерадостность.
Правило первое: нужно соблюдать разнообразие в питании. В пище должно быть достаточное количество белков (мясо, рыба, творог, яйца, грибы, фасоль, горох), жиров (сливочное и растительное масло, сало и т.д.), углеводов (мука, сахар, крупы, крахмал), витаминов. Каждый должен знать какие витамины содержаться в том или ином продукте питания:
Правило второе: помните об умеренности. Не переедайте. Это не только перегрузка для желудка, но и прямой путь к ожирению. "Кто жаден до еды, дойдёт до беды" - гласит вьетнамская пословица. В умеренных количествах следует употреблять животные жиры, сладости, мучные изделия, острые и солёные блюда, жареную пищу.
Правило третье: правильное распределение пищи в течение дня. Утром - сытный завтрак, после полудня - обед, вечером, часа за два до сна, - скромный ужин. Медики советуют не менее чем четырёхразовое питание, а для полных людей - и шестиразовое, естественно, понемногу и в определённое время.
Избегайте спешки, недостаточного пережёвывания, еды всухомятку и т.д. Отучайте себя жевать при чтении или у телевизора (конфеты, печенье, орехи).
И последнее: следите за своим весом. Не старайтесь полнеть, а если видите, что это уже происходит, сгоняйте вес с помощью спорта, гимнастики, диеты, но только по совету врача.
Личная гигиена
В настоящее время известно более 10 000 болезней. Здоровье - самая большая ценность и для человека и для окружающих. Крепкое здоровье - это залог бодрости, работоспособности, долголетия. Сохранение здоровья невозможно без соблюдения гигиенических правил
Массовая гигиена получила распространение лишь со второй половины 19 века, когда начинают изготавливать мыло промышленным способом, и оно становиться доступным многим. А до этого Западная Европа утопала в грязи. Так испанская королева Изабелла Кастильская заметила, что, приняв купель при рождении, она второй раз умывалась перед свадьбой. Генрих Наваррский просит свою возлюбленную: "Не мойся, милая, буду у тебя через три недели". К воде питали отвращение. Омовение сводилось к тому, что утром лакей лил несколько капель духов на руки, а вечером королю, например, на золотом подносе подавалось смоченное с одного конца полотенце, которым он протирал руки и лицо.
На Руси активную борьбу за гигиену вёл Пётр I, хотя в народе и до его указов любили баню. В наше время, когда почти в каждом доме есть ванна, горячая вода, соблюдение правил гигиены не составляет никакого труда.
Учащиеся в наше время много находятся за столом и многие не следят за правильной осанкой, что приводит к искривлению позвоночника, нарушается симметрия тела, идёт нагрузка на тазовые кости и изменение формы таза. В школе на переменах нужно больше двигаться, чтобы не атрофировались не только мышцы, но и весь организм. В этом случае будет ослабляться работа сердца, лёгких и других органов, будет снижаться обмен веществ. Малейшая нагрузка на такой организм может вызвать заболевание.
Факторы образа жизни (заполняется совместно с учениками в ходе беседы): Как эти факторы оказывает положительное и отрицательное влияние? На что это влияет, к чему это приводит?
Факторы образа жизни | Положительное влияние | Отрицательное влияние |
1 . Движение | Физические нагрузки, высокая двигательная активность ( укрепление дыхательной системы, сердечно-сосудистой, опорно-двигательного аппарата) | Гиподинамия |
2. Закаливание | Воздух, вода, солнце -факторы Укрепляет иммунную систему | Их отсутствие |
3. Питание | Правильное, сбалансированное Правильная работа организма | Неправильное Приводит к различным заболеваниям |
4. Режим | Четкий, правильный распорядок дня | Безволие, неорганизованность, слабохарактерность |
5. Вредные привычки | Отказ от вредных привычек | Курение, алкоголь, наркотики, токсикомания Нарушение здоровья |
6. Личная гигиена | Соблюдение правил личной гигиены | Не соблюдение правил личной гигиены |
7. Грамотное экологическое поведение | Благоприятная экологическая обстановка | Отсутствие грамотного экологического поведения |
III.Определение состояния своего здоровья
В современном мире людей больше волнует финансовый достаток, наличие дорогих вещей, компьютеры и машины. А ведь здоровье - это самое дорогое, чем обладает человек. Существует множество методик определения состояния своего здоровья. Возьмем две наиболее простые из них.
Методика 1 (шуточная викторина)
Вопросы:
- Зарядка - это источник бодрости и здоровья (да)
- Жвачка сохраняет зубы (нет)
- Кактусы снимают излучение от компьютера (нет)
- От курения ежегодно погибает более 10 тысяч человек (да)
- Бананы поднимают настроение (да)
- Морковь замедляет процесс старения организма (да)
- Есть безвредные наркотики (нет)
- Отказаться от курения легко (нет)
- Молоко полезнее йогурта (нет)
- Взрослые чаще, чем дети, ломают ноги и руки (да)
- Недостаток солнца вызывает депрессию (да)
- Летом можно запастись витаминами на целый год (нет)
- Ежедневно надо выпивать два стакана молока (да)
- Детям до 15 лет нельзя заниматься тяжелой атлетикой (да)
- Ребенку достаточно спать ночью 8 часов (нет)
Результаты: Более 10 правильных ответов - отличный результат. Остальные, не набравшие 10 правильных ответов, выполняют по одному приседанию за каждый неправильный ответ.
Методика 2 (научная)
Русский врач Н.М. Амосов предложил определять размер здоровья - это условный параметр, не дающий ответа о состоянии здоровья, но позволяющий о нем задуматься:
- Если Вы не болели в течение всего учебного года - у Вас самый высокий уровень здоровья (красный жетон).
- Если заболевание возникло во время эпидемии или экзаменов - средний уровень здоровья (зеленый жетон)
- Если Вы болеете во время обычных учебных нагрузок - уровень здоровья самый низкий (синий жетон)
Вывод: проанализируйте свое здоровье, сдайте жетон соответствующего цвета и сделайте выводы. (Классный руководитель делает вывод о размере здоровья класса в целом).
Проводится тест "Как вы беспокоитесь о своём здоровье? "
На предлагаемые вопросы отвечать "да" или "нет".
1. Регулярно ли вы проходите медицинское обследование?
2. Вам нравиться по телевизору смотреть передачи о здоровье?
3. Регулярно покупаете и употребляете витамины?
4. Стараетесь не есть того, что плохо сказывается на вашем здоровье?
5. Используете ли травы и другие средства народной медицины?
6. Покупаете ли и читаете книги по медицине?
7. Часто говорите о своём здоровье и болезнях?
8. Если у вас болит голова, боитесь, что это может быть опухолью мозга?
9. Кажется ли вам, что страдаете необычными недугами?
10. Имеете привычку ложиться в постель, если расстроены или обеспокоены?
11. Начинает ли у вас что-нибудь болеть (например, голова), когда вы много и напряжённо работаете?
12. Вас обвиняли когда-нибудь в симуляции болезни?
13. Пропуская важные, но неприятные встречи, вы оправдывались тем, что плохо себя чувствовали?
14. Приходится ли вам притворяться, что у вас что-то болит, чтобы не ходить в школу?
15. Ваша мама сильно волнуется, когда вы болеете?
16. Вы сразу ложитесь в постель, когда заболеете?
17. Боитесь ли заразиться инфекционными болезнями?
18. Часто ли посещаете врача?
19. Много ли лекарств у вас дома?
20. Есть ли в вашей семье наследственные болезни?
21. Сильно ли беспокоитесь о своём здоровье?
22. Вы ежедневно проверяете свой вес?
23. Часто ли у вас кружиться голова?
24. У вас бывает ускоренное сердцебиение?
25. Регулярно рассматриваете свой язык?
За ответы "да" - 1 очко, за ответы "нет" - 0
14 - 25 очков: своим чрезмерным беспокойством о здоровье вы можете вызвать у себя какую-нибудь болезнь. Научитесь расслабляться и принимать вещи такими, какие они есть. Следите за своим здоровьем, но пусть это не играет определяющей роли в вашей жизни.
4 - 13 очков: у вас достаточно разумное отношение к здоровью, но не позволяйте этой заботе стать целью вашей жизни. Интерес может очень легко перерасти в навязчивую идею.
3 очка и меньше: у вас вполне разумное отношение к своему здоровью.
IV.Заключение:
Какие пословицы о здоровье вы знаете? ( кольцовка пословиц)
Здоровье всего дороже . Держи голову в холоде, живот в голоде, а ноги в тепле. Здоровье выходит пудами, а входит золотниками. Здоровье сгубишь -новое не купишь. Болен - лечись, а здоров -берегись. Здоровому - все здорово. В здоровом теле - здоровый дух.
составить хронометраж недели.
Хронометраж недели
Часы | Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница | Суббота | Воскресенье | |||||
6–7 |
|
|
|
|
|
|
| |||||
7–8 |
|
|
|
|
|
|
| |||||
8–9 |
|
|
|
|
|
|
| |||||
9–10 |
|
|
|
|
|
|
| |||||
10–11 |
|
|
|
|
|
|
| |||||
11–12 |
|
|
|
|
|
|
| |||||
12–13 |
|
|
|
|
|
|
| |||||
13–14 |
|
|
|
|
|
|
| |||||
14–15 |
|
|
|
|
|
|
| |||||
15–16 |
|
|
|
|
|
|
| |||||
16–17 |
|
|
|
|
|
|
| |||||
17–18 |
|
|
|
|
|
|
| |||||
18–19 |
|
|
|
|
|
|
| |||||
19–20 |
|
|
|
|
|
|
| |||||
20–21 |
|
|
|
|
|
|
| |||||
21–22 |
|
|
|
|
|
|
| |||||
22–23 |
|
|
|
|
|
|
| |||||
23–24 |
|
|
|
|
|
|
| |||||
| ||||||||||||
Красный | Учебные дела | Оранжевый | Физкультура и спорт | Розовый | Сон | |||||||
Зеленый | Кружок | Синий | Компьютер, телевизор | Коричневый | Еда | |||||||
Желтый | Чтение | Фиолетовый | Домашние дела | Голубой | Прогулки |
Пояснительная записка «Здоровье сгубишь - новое не купишь»
Данное мероприятие относится к направлению «Здоровье». В настоящее время этому уделяется большое значение и одной из задачею школы является « Усиление практической направленности просветительской , воспитательной работы с учащимися, направленной на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни.»
Цель мероприятия: развитие здоровой личности учащихся на основе формирования здорового образа жизни.
Задачи мероприятия:
- Выяснить, что такое “здоровье”.
- Раскрыть понятие здорового образа жизни.
- Показать морально-нравственные аспекты здорового образа жизни.
- Определить факторы, влияющие на здоровье.
- Помочь детям осознать свое отношение к здоровью и формированию личной ответственности за здоровый образ жизни.
- Уточнить представления учащихся о состоянии здоровья.
- Развивать творческие способности, память, внимание, познавательный интерес.
Классный час проводился в 9 классе. В классе 20 человек(11девочек и 9 мальчиков). Для учащихся характерен повышенный уровень познавательного интереса. Ребята очень активные, всегда принимают участие во всех мероприятиях, классных часах, деловых играх, диспутах и т.д. Мероприятия по направлению « Здоровье» ведутся на протяжении всего учебного года. С медработниками проводилась профилактическая работа: плановые медосмотры, консультации. Велась работа с родителями по проблемам укрепления здоровья детей в семье. Этому были посвящены родительские собрания « Режим дня школьника», «Личная гигиена школьника». Осуществлялись прогулки на природу(походы), учащиеся посещают спортивные секции, принимают участие в спортивных соревнованиях.
В ходе данного мероприятия учащиеся учатся рассуждать, отстаивать свою точку зрения, отвечать на поставленные вопросы, пользуясь своими знаниями и опытом.
Ожидаемые результаты:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровье сгубишь-новое не купишь!
тематический вечер...
Здоровье сгубишь - новое не купишь
Материал-презентация...
Тема: «Здоровье сгубишь, новое не купишь». (выступление на методическом объединении)
Как гласит народная мудрость – «Здоровье сгубишь, новое не купишь». Чтобы сохранить свое здоровье необходимо в первую очередь понимать значение этого термина, который рассматривается как нормаль...
Здоровье сгубишь - новое не купишь!
Сценарий праздника День здоровьяТоржественное построение в спортивном зале.Исполнение гимна РФ....
Беседа с элементами игры "Здоровье сгубишь - новое не купишь"
Цель: познакомить учащихся с основами здорового образа жизни, правильного питания, сна; дать советы по уходу за зубами; убеждать в необходимости ценить и сохранять собственное здоровье; формировать пр...
Здоровье сгубишь-новое не купишь
Внеклассное мероприятие для нач. классов "Здоровье сгубишь- новое не купишь"...
классный час "Здоровье сгубишь-новое не купишь"
презентация к классому часу по здоровьесберегающим технологиям...