Программа кружка "Литературная гостиная" для коррекционной школы
рабочая программа
Программа кружка "Литературная гостиная" для коррекционной школы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka_literaturnaya_gostinaya.doc | 94.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГКОУ «Нерехтская школа-интернат для детей с ОВЗ»
Согласовано Заместитель директора по ВР _____________/Смирнова С.С./ «___»___________2019 г | Утверждаю Директор__________/ Т.В. Кузьмина/ Приказ №______от «___»___________2019 г |
Адаптированная образовательная программа
дополнительного образования
кружка
«Литературная гостиная»
Составитель программы:
Зверева Лариса Владимировна
учитель письма и развития речи,
чтения и развития речи
2019-2020г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа предназначена для развития связной речи обучающихся и их мышления через совершенствование техники чтения, понимание содержания художественных произведений и выразительности чтения стихотворных форм.
Программа построена на коммуникативно-речевом подходе к обучению.
Программа включает в себя прозаические и поэтические произведения литературы , поднимающие вечные проблемы (добро и зло, жестокость и сострадание, прекрасное в человеческой жизни.)
В программе используются такие формы и методы, как словесный, наглядный, практический.
В первую очередь программа направлена на развитие связной речи обучающихся. Уровень речевого развития у детей с ОВЗ достаточно низок, речевой опыт недостаточен.
Актуальность данной программы состоит в том, что она помогает учащимся адаптироваться в сложном информационном потоке. Учит их работать с книгой, систематизировать и обобщать полученные знания. Формирует у детей умение читать осознанно и избирательно, соотнося свои потребности и возможности.
Реализация Программы способствует развитию интеллектуальных, творческих способностей и интересов детей, вооружает их приёмами познавательной деятельности, углубляет и расширяет знания и практические навыки, развивает память и внимание.
Основная направленность и цель кружка – сформирование речевых навыков и умений, развитие связной речи.
Целью программы является развитие коммуникативных навыков как одного из условий социальной адаптации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Программа нацелена на решение следующих задач:
• развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
• учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;
• формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к литературному чтению, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;
• обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
• формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;
• обеспечивать развитие речи учащихся и активно формировать навыки чтения и речевые умения;
• создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений.
Цель программы – углубленно знакомить учащихся с детской литературой и книгой, обеспечивать литературное развитие школьников, раскрыть перед детьми мир нравственно-эстетических ценностей и духовной культуры, накопленных предыдущими поколениями, выработать художественный вкус, формировать культуру чувств, общения.
Программа является актуальной, т.к. направлена на социальную адаптацию обучающихся. Просматривается взаимосвязь программ общеобразовательной школы и кружка. На кружковых занятиях более подробно рассматриваются темы, которые обучающиеся недостаточно усвоили на уроках. Программа дополняет, расширяет, закрепляет достигнутый уровень развития детей.
Отбор литературного содержания ориентируется на ценность произведений, учитывает возрастные возможности и социальный опыт школьников.
Педагоги, которые работают с школьниками, знают, как нелегко обучить детей технике чтения, но ещё труднее воспитать увлечённого читателя. Необходимо организовать процесс так, чтобы чтение способствовало развитию личности, а развитая личность испытывает потребность в чтении как в источнике дальнейшего развития. Чтение и рассказывание книг организуется во все моменты жизни в школе, его связывают с играми и прогулками, с бытовой деятельностью и трудом.
Формы проведения и организации занятий:
фронтальная
групповая
индивидуальная
Формы работы с книгой разнообразны и определяются творчеством руководителя кружка. Для формирования интереса к чтению есть разнообразные формы организации занятий:
- лекции;
- беседы;
- практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок.
- Просмотр и анализ текстов;
- Презентации;
- самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными источниками;
Представленная в программе система работы позволяет осуществить внедрение новых технологий, нестандартных форм работы во внеурочной деятельности, развить речь учащихся, повысить учебную мотивацию детей и, главное, воспитать грамотного читателя. Использование компьютерных и мультимедийных технологий значительно повысит эффективность работы по воспитанию интереса к книге, к чтению.
Руководитель кружка должен создавать условия для современного ребенка, гарантирующие ему открытие целостной картины мира благодаря актуальному своду книги, развитие мотивов отношения к чтению, чтобы не нарушалась культура понимания ценности и приоритетности чтения, читательской деятельности.
Сроки и этапы реализации программы, ориентация на конечный результат:
Данная программа реализуется в течение 1 года во внеурочной деятельности. В конце учебного года проводится итоговое занятие.
Возраст обучающихся, участвующих в реализации программы, 9-14 лет. Все обучающиеся с нарушением устной речи, её недоразвитием: нарушение фонематического и грамматического строя речи, ограниченность словарного запаса .Состав кружка постоянный. Колличество обучающихся (5 человек) обусловленно неюбходимостью коррекции речи данных школьников.
Форма работы кружка включает в себя и индивидуальные и групповые занятия. Групповые занятия проводятся при этапе изучения каждой темы. Индивидуально с каждым обучаюшимся проводится работа над дикцией, выразительностью чтения. Форма занятий включает беседы, экскурсии, конкурсы, игры.
РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ
Общее количество часов в год – 16
Занятия проходят 1 раза в две недели: по 1учебному часу.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
-чтение наизусть отрывка из 6-ти строк.
-выразительность чтения
-улучшение техники чтения
-расширение словаря
Кружковые занятия по литературе должно стать приоритетным.
После прохождения программы, обучающиеся должны знать и уметь:
Ожидаемые результаты
В результате освоения программы обучающиеся должны:
знать:
элементы книги;
ключевые понятия библиографии;
виды справочной литературы;
информационные источники информации;
правила коллективной и самостоятельной деятельности;
основные элементы создания проекта;
уметь:
-- находить нужный источник информации;
анализировать творческую деятельность свою и товарищей;
проявлять оригинальность мышления;
самостоятельно составлять дневник чтения и выставку.
приобрести навыки:
практическая работа (правильно оформлять дневник чтения и модель выставки);
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Программа кружка «Литературные гостиные» включает в себя занятия приуроченные к юбилею победы русского народа над фашистской Германией.
Всего - 16 занятий.
Обучающиеся знакомятся с рассказами о войне разных писателей.
Несколько занятий посвящены чтению и разбору рассказов Ю, Я. Яковлева «Позавчера была война» и «Зимородок».
Три занятия – чтение стихов о войне.
Последнее занятие – итоговое.
Интернет-ресурсы
- www.wikipedia.ru Универсальная энциклопедия «Википедия».
- http://metlit.nm.ru (методика преподавания литературы)
- http://www.poezia.ru/ (поэзия)
- http://www.uroki.net/ (уроки, сценария)
- http://www.rst.ru (Российская государственная библиотека)
- http://www.k uroku.ru (опыт учителей)
- http://newlit.ru/ (новая литература)
КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Содержание работы | Кол. час. | Формы организации деятельности учащихся |
Великая Отечественная война | 1 | Презентация ,чтение, устное словесное рисование, беседа, прослушивание аудиозаписи, выразительное чтение | |
Произведения советских писателей, посвящённые Великой Отечественной войне. Война в поэзии и литературе | 1 | Презентация, устное словесное рисование, беседа, прослушивание аудиозаписи, выразительное чтение, просмотр видео фрагментов | |
Биография Ю. Я. Яковлева. Военные произведения писателя. «Позавчера была война», «Зимородок». | 1 | Устное словесное рисование, беседа, прослушивание аудиозаписи, выразительное чтение. | |
Прикоснемся к подвигу душой | 1 | Презентация, устное словесное рисование, беседа, прослушивание аудиозаписи, выразительное чтение, просмотр видео фрагментов | |
Великая Отечественная война в лирике поэтов фронтовиков. Конкурс стихотворений о войне. Стихотворения о войне. Чтение, анализ, разбор. | 1 | Презентация, устное словесное рисование, беседа, прослушивание аудиозаписи, выразительное чтение, просмотр видео фрагментов | |
Главные сражения Великой Отечественной войны Наступительные операции | 1 | Презентация, устное словесное рисование, беседа, прослушивание аудиозаписи, выразительное чтение, просмотр видео фрагментов | |
Война - печальней нету слова | 1 | Презентация, устное словесное рисование, беседа, прослушивание аудиозаписи, выразительное чтение, просмотр видео фрагментов | |
Войной изломанное детство Дети войны | 1 | Презентация, устное словесное рисование, беседа, прослушивание аудиозаписи, выразительное чтение, просмотр видео фрагментов | |
У войны не женское лицо | 1 | Презентация, устное словесное рисование, беседа, прослушивание аудиозаписи, выразительное чтение, просмотр видео фрагментов | |
Дети блокадного Ленинграда | 1 | Презентация, устное словесное рисование, беседа, прослушивание аудиозаписи, выразительное чтение, просмотр видео фрагментов | |
Блокада Ленинграда | 1 | Презентация, устное словесное рисование, беседа, прослушивание аудиозаписи, выразительное чтение, просмотр видео фрагментов | |
Город герой – Москва | 1 | Презентация, устное словесное рисование, беседа, прослушивание аудиозаписи, выразительное чтение, просмотр видео фрагментов | |
«Ты выстоял, великий Сталинград!» | 1 | Презентация, устное словесное рисование, беседа, прослушивание аудиозаписи, выразительное чтение, просмотр видео фрагментов | |
Победы славные сыны | 1 | Презентация, устное словесное рисование, беседа, прослушивание аудиозаписи, выразительное чтение, просмотр видео фрагментов | |
«Подвигом славны твои земляки» Вспомним всех поименно | 1 | Презентация, устное словесное рисование, беседа, прослушивание аудиозаписи, выразительное чтение, просмотр видео фрагментов | |
«Огонёк», чаепитие для членов кружка. Подведение итогов работы кружка. Награждение участников. | 1 | Презентация, аудиозаписи, выразительное чтение, |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа кружка Литературная гостиная «И душа с душою говорит…»
Пояснительная записка Программа кружка ориентирована на стимулирование творческой активности учащихся, реализации в различных видах литературной деятельности, активизации связей школы с родителям...
Программа кружка «Литературная гостиная»
Нравственное воспитание молодежи является неоспоримой и важнейшей частью любого общества. И хотя о нравственности говорилось и говорится достаточно много, это тема была и будет актуа...
Программа кружка "Литературное Прикамье"
Данная программа призвана помочь учителю реализовать региональный компонент стандарта. Произведения объединены общей темой: литература о детях и для детей....
Рабочая программа кружка "Литературная мастерская"
Занятия кружка ориентированы для разновозрастных групп – от 9 до 16 лет.Программа способствует расширению кругозора учащихся, развитию их литературных способностей, помогает выявить одаренных детей и ...
Рабочая программа кружка "Литературно-художественная мастерская"
Кружок "Литературно-художественная мастерская"...
Рабочая программа кружка "Литературно-художественная мастерская"
Кружок "Литературно-художественная мастерская"...
Программа кружка "Литературная гостиная" для коррекционной школы
Программа кружка "Литературная гостиная" для коррекционной школы...