Работа по профориентации как форма социальной реабилитации воспитанников с ОВЗ в условиях коррекционной школы-интерната
статья
Аннотация: в статье освещен опыт работы по профориентации с группой воспитанников с ОВЗ (глухие) в коррекционной школе-интернате.
Ключевые слова: профориентационная работа, воспитанники с нарушением слуха, дети с ОВЗ, социальная реабилитация.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Работа по профориентации как форма социальной реабилитации воспитанников с ОВЗ в условиях коррекционной школы-интерната
Аннотация: в статье освещен опыт работы по профориентации с группой воспитанников с ОВЗ (глухие) в коррекционной школе-интернате.
Ключевые слова: профориентационная работа, воспитанники с нарушением слуха, дети с ОВЗ, социальная реабилитация.
Сегодня особенно остро встает вопрос о профессиональном самоопределении лиц с ограниченными возможностями здоровья, об улучшении качества работы по профориентации обучающихся с нарушениями слуха с тем, чтобы они могли быть востребованы в новых социально-экономических условиях. Возникновение опыта работы по данной теме связано с необходимостью проводить профориентационную работу с воспитанниками коррекционной школы-интерната в рамках воспитательной работы в целом.
Изучив методический материал по профориентационной работе с лицами, имеющими нарушение слуха, опыт работы педагогов родственных школ получили следующие выводы: данная работа требует определенной выверенной системы, которая отражена в имеющейся по теме методической литературе в нескольких источниках; имеются проблемы в работе по профориентации, связанные с особенностями развития детей, имеющих нарушения слуха.
Опыт работы формировался в условиях коррекционной школы-интерната. Работа проводилась с группой воспитанников с нарушением слуха (глухие), которые получили среднее общее образование. В классе обучались 6 человек, из них 4 девочки и 2 мальчика. В начале работы над опытом воспитанники обучались в 8 классе, возраст 15 лет. По результатам анкетирования в начале работы было выявлено, что воспитанники располагают недостаточными сведениями о мире профессий:
- в основном, знают о профессиях, с которыми сталкиваются в школе (учитель, воспитатель, врач, повар и т.д.);
- затрудняются в выборе своей профессии;
- не обладают сведениями о учебных заведениях, где можно получить профессию лицам с нарушением слуха;
- не всегда понимают, что нарушение слуха является ограничением для получения определенных профессий (водитель, врач, полицейский и т.п.).
В ходе анализа результатов изучения исходного состояния сформированности у воспитанников готовности к выбору профессии определилась необходимость активизации работы по профориентации.
Основной целью профориентационной работы с неслышащими учащимися является развитие у них активного отношения к себе, своим возможностям в связи с осознанием важности и необходимости самоопределения и активного отношения к ситуации выбора профессии, основанного на осознании своих желаний и возможностей. В процессе проведения профориентационных мероприятий решаются следующие психолого-педагогические задачи: расширение знаний учащихся о мире профессий, а также формирование умения ориентироваться в этих знаниях; определение структуры наиболее развитых способностей учащихся с недостатками слуха с целью последующей оценки пригодности и склонности к определенной профессии, прогнозирования возможных мер содействия в приобретении будущей профессии; формирование у учащихся адекватного понимания своих собственных психологических особенностей, способностей и возможностей; выработка умений: соотносить собственные индивидуальные способности с ситуацией выбора профессии и требованиями выбираемой профессии; сопоставлять выбор с ситуацией на рынке труда; оценивать возможности получения профессии и дальнейшего образования; формирование чувства ответственности за свои действия и решения. [2, стр.7]
Российский психолог, специалист в области дефектологии и тифлопедагогики Гозова А.П. считает, что «при формировании профессиональной направленности у глухих и слабослышащих учащихся следует учитывать два фактора: объективный фактор - это возможность получения дальнейшего образования и трудоустройства; субъективный фактор - это интересы и склонности». [1, стр. 15].
Профориентация является целостной системой и состоит из следующих, связанных между собой, дополняющих друг друга направлений: профинформирование; профдиагностика и профтестирование; профконсультирование; психологическое сопровождение; профессиональные пробы; профвыбор; социально-профессиональная адаптация. [1, стр. 16]. Данные направления были учтены при составлении программы работы по профориентации.
Профинформирование, т.е. знакомство воспитанников с миром труда, распространенными профессиями, условиями их выбора, возможностями приобретения профессии, сведениями о учебных заведениях, потребностях в кадрах, проходило через различные виды деятельности: беседы, проектная деятельность, проведение конкурсов, экскурсии на предприятия, в службу занятости, учебные заведения города, изучение сайтов учебных заведений с целью получения сведений о профессиях, условиях поступления в учебные заведения и т.п.
В ходе диагностики психологических, физиологических особенностей учащихся, их здоровья, необходимой для эффективного и грамотного построения профориентационных мероприятий, были изучены характерные особенности личности, которые являются решающими при выборе профессии. С этой целью использовались тесты, опросники, проективные методики, наблюдение. Методика «Дифференциально-диагностический опросник» Е.А.Климова, направленная на диагностику интересов и склонностей учащихся, позволяющая дифференцировать личность по определенным, типам дала следующие результаты: группа «человек – природа» - 0 чел., «человека – техника» - 2 чел. (мальчики), «человек – человек» - 1 чел., «человек – знаковая система» - 2 чел., «человек – художественный образ» - 1 чел.. Данная методика позволила получить важные сведения для предварительной ориентировки в интересах и склонностях старшеклассников.
«Анкета выпускника» позволила получить информацию о сформированности профессионального плана. Часть старшеклассников точно определились с выбором профессии (3 чел.), часть воспитанников определились с направлением профессиональной деятельности (3 чел.).
В ходе наблюдений были выявлены интересы и склонности старшеклассников в определенной области: все воспитанники занимаются спортом, но связать свою дальнейшую работу с этим направлением планировал 1 чел.; большинство воспитанников (девочки) проявляли склонности к творчеству, успешно участвовали в конкурсах, концертах (жестовая песня, пантомима, изобразительная деятельность), планировали использовать свои склонности в профессиональной деятельности.
Профессиональное консультирование на всех этапах работы позволило оказать воспитанникам помощь в выборе подходящей профессии.
В процессе профессионального консультирования осуществлялся дифференцированный подход к воспитанникам. Первая часть воспитанников хорошо учились, участвовали в общественной жизни, спортивных соревнованиях, конкурсах смогли самостоятельно сделать выбор среди профессий, о которых они получили сведения в процессе профориентационной работы. Вторую часть старшеклассников необходимо было заинтересовать определенной профессией, учитывая индивидуальные интересы и склонности, оказать помощь в построении адекватной самооценки и формировании реальных планов на будущее.
Психологическое сопровождение выбора профессии помогло старшеклассникам определить профессиональную сферу деятельности, получить навыки делового общения, сформировать психологическую готовность к овладению профессией.
Профессиональные пробы – это проверка себя в определенной трудовой деятельности. Наши старшеклассники (3 чел.) работали в свободное от учебы время. Они смогли получить полезные навыки соблюдения трудовой дисциплины, общения в трудовом коллективе, самооценки выполнения работы.
Социально-профессиональная адаптация, будучи сложным и длительным процессом, продолжается на различных этапах трудовой деятельности человека. На допрофессиональном этапе профессиональной адаптации происходит подготовка к труду в семье, школе-интернате; выбор профессии. Производственный период включает в себя профессиональную подготовку и совершенствование профессионального мастерства в трудовой деятельности.
Работа по профориентации с воспитанниками группы принесла свои положительные результаты. Сейчас это выпускники, которые получают профессии в ВУЗах: ФГБОУ ВО МПГУ (1 чел. – деф. факультет), НИУ «БелГУ» (1 чел. – факультет физ культуры), ФДП ВлГУ (3 чел. - ЦПОИ).
Система профориентации будет эффективной, т. е. подведёт учащихся с нарушениями слуха к осознанному выбору профессии, если она будет постоянной, целенаправленной, учитывающей возрастные особенности школьников, будет иметь комплексный и коррекционно-развивающий характер. [1, стр. 23].
Литература:
- Гозова А. Л. Психология трудового обучения глухих. М., 1979.
- Педагогические технологии воспитательной работы в специальных (коррекционных) школах I и II вида. Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений, обучающихся по специальности «Сурдопедагогика». В двух частях. Часть 2 / под ред. Е.Г. Речицкой. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2009. — 389 с. — (Коррекционная педагогика).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сообщение "Создание коррекционно-развивающей среды – основа социализации школьников с ОВЗ в условиях коррекционной школы-интерната"
Опыт работы по преподаванию социально-бытовой ориентировки в коррекционной школе-интерате I вида....
Применение проектной деятельности на уроках математики в условиях коррекционной школы-интерната
Применение проектной деятельности на уроках математики в условиях коррекционной школы-интерната...
Доклад "Система работы по развитию творческих способностей обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья в условиях коррекционной школы-интерната"
Вы хотите, чтобы ваши дети были способными и талантливыми? Тогда помогите им сделать первые шаги по ступенькам творчестваБ.П. Никитин, педагог-новатор...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ УЧИТЕЛЕМ – ДЕФЕКТОЛОГОМ НА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ В УСЛОВИЯХ КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЫ – ИНТЕРНАТА II ВИДА.
Современные требования к работе учителя - дефектолога предполагают использование новых форм работы, новых подходов к обучению и развитию детей с недостатками слуха. Постоянно возникает поиск нестандар...
Развитие творческих способностей обучающихся в условиях коррекционной школы-интерната VIII вида средствами ритмики и хореографии.
Использование в коррекционной работе танцевального искусства, как важного средства в воспитании гармоничной личности ребенка с проблемами, его творческого развития, социализации и интеграции в обществ...
Игровые педагогические технологии - одно из эффективных средств формирования детского коллектива в условиях коррекционной школы-интерната.
Коллектив - это относительно компактная социальная группа, объединяющая людей, занятых решением конкретной общественной задачи...
«МЫ РАЗНЫЕ, НО МЫ ВМЕСТЕ!» (СИСТЕМА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА)
В статье описана система дополнительго образования в условиях коррекционной школы-интерната....